Джон Латта (офицер Королевских ВВС)
Джон Бландфорд Латта | |
---|---|
Рожденный | Ванкувер , Британская Колумбия , Канада | 6 августа 1914 г.
Умер | 12 января 1941 г. Английский канал | (26 лет)
Верность | Канада |
Услуга/ | Королевские ВВС |
Классифицировать | Летающий офицер |
Единица | № 242-я эскадрилья |
Битвы/войны | Вторая мировая война
|
Награды | Заслуженный летный крест |
Джон Бландфорд Латта , DFC (6 августа 1914 — 12 января 1941) — офицер канадского происхождения, служивший в Королевских ВВС (RAF) во время Второй мировой войны. На его счету как минимум семь воздушных побед.
Латта родился в Ванкувере и поступил на службу в Королевские ВВС в начале 1939 года. После завершения обучения его направили в 242-ю эскадрилью . Управляя Hawker Hurricane истребителем , он много летал во время битвы за Францию и помогал прикрывать эвакуацию британского экспедиционного корпуса из Дюнкерка . Впоследствии он участвовал в битве за Британию , одержав больше воздушных побед в дополнение к победам, достигнутым во Франции, и был награжден Крестом за выдающиеся летные заслуги . Он погиб в январе 1941 года при вылете во Францию.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Джон Блэндфорд Латта родился в Ванкувере , Британская Колумбия , Канада, 6 августа 1914 года. Сын ветерана Первой мировой войны, подполковника Уильяма С. Латты, служившего в канадском экспедиционном корпусе , он учился в средней школе Оук-Бэй. прежде чем поступить в колледж Виктории . Впоследствии он работал ловцом лосося, управляя собственным траулером вдоль побережья северо-западной части Тихого океана . Он также служил в ополчении с 1930 по 1933 год в 16-м канадско-шотландском территориальном полку , бывшим подразделением его отца. [ 1 ] [ 2 ]
В ответ на объявление о приеме на работу Латта подал заявку на краткосрочную службу в Королевских ВВС (RAF). Получив признание в качестве пилота-испытателя, он отправился в Соединенное Королевство в начале 1939 года и приступил к летной подготовке в начальной и резервной летной школе № 4 в марте . В следующем месяце он обрел крылья и поступил в летную школу № 12 . [ 1 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]В ноябре, когда началась Вторая мировая война, Латта был направлен в 242-ю эскадрилью в качестве пилота-офицера, хотя и находился на испытательном сроке. [ 3 ] [ 4 ] Его новое подразделение базировалось в Черч-Фентоне и состояло из канадского летного экипажа. Задуманная как истребительная эскадрилья , с февраля 1940 года она была оснащена Hawker Hurricane, истребителями первоначально эксплуатировавшими Bristol Blenheim и Fairey Battle легкие бомбардировщики . Период его разработки завершился 23 марта, и тогда он вступил в строй. [ 5 ] К этому времени Латта уже не находился на испытательном сроке и был утвержден в звании пилота-офицера. [ 6 ]
Битва за Францию
[ редактировать ]В мае 1940 года, после вторжения Германии во Францию , 242-я эскадрилья начала действовать с Биггин-Хилла , летая во Францию и патрулируя там поля сражений. Через неделю он двинулся на континент для более тесной поддержки и принял активное участие в прикрытии отступления Британского экспедиционного корпуса (BEF) перед лицом немецкого наступления. [ 5 ] Латта одержал свою первую воздушную победу, когда эскадрилья помогала прикрывать эвакуацию элементов BEF, оказавшихся в ловушке в Дюнкерке ; 29 мая он сбил истребитель Messerschmitt Bf 109 примерно в 15 милях (24 км) к востоку от пляжей эвакуации. Двумя днями позже он уничтожил еще один Bf 109, на этот раз над самим Дюнкерком. [ 3 ] Эскадра осталась во Франции после того, как BEF покинула Дюнкерк, поддерживая оставшиеся британские части при отступлении в Бретань . Его последняя база находилась в Нанте , прежде чем выжившие улетели обратно в Англию и приземлились в Колтишалле, чтобы отдохнуть и перевооружиться. 18 июня [ 5 ]
Битва за Британию
[ редактировать ]242-я эскадрилья, теперь находящаяся под командованием командира эскадрильи Дугласа Бейдера , вступила в строй 9 июля. [ 5 ] На следующий день Латта уничтожил Heinkel He 111 средний бомбардировщик к востоку от Лоустофта . [ 3 ] В августе Люфтваффе увеличило темп своих операций, и эскадрилья стала все активнее участвовать в боях к северу и востоку от Лондона в составе № 12 группы Даксфордского крыла . [ 5 ] 21 августа Латта был одним из трех пилотов, которые способствовали уничтожению среднего бомбардировщика Dornier Do 17 в 8 милях (13 км) к западу от Харльстона . [ 3 ] В письме своей семье, описывающем это событие, он полагал, что «попал в заряженную бомбодержатель [бомбардировщика]». [ 1 ] Он сбил Bf 109 над Темзой 9 сентября, а затем, в так называемый День битвы за Британию , уничтожил еще один Bf 109 над Мейдстоном . 27 сентября он уничтожил два Bf 109: один упал в море недалеко от Дувра , а другой - где-то в глубине страны. [ 3 ]
В октябре воздушные операции прекратились, и 242-я эскадрилья на какое-то время перешла на работу ночных истребителей , но в этой роли не увенчалась успехом. [ 5 ] В начале ноября Латта получил звание летного офицера . [ 7 ] Вскоре после этого он был награжден Крестом за выдающиеся заслуги перед летчиками ; цитата, опубликованная в The London Gazette , гласила:
Пилот-офицер Латта уничтожил восемь самолетов противника в операциях над Францией и этой страной. Однажды его эскадрилья атаковала несколько Мессершмиттов-109. Этот офицер уничтожил один и, хотя его собственный самолет был ранен пушечными снарядами в крылья и хвост, атаковал и уничтожил второй самолет противника. Он проявил предельное хладнокровие в разгар ожесточенного боя.
- Лондонская газета , № 34987, 8 ноября 1940 г. [ 8 ]
В начале 1941 года истребительное командование перешло к наступательной тактике и перебросило операции во Францию. [ 9 ] Латта участвовал в первой крупной операции, в которой 242-я эскадрилья была одной из трех эскадрилий, сопровождавших бомбардировщики «Бленхейм», атаковавшие аэродром недалеко от Кале 10 января. Двумя днями позже эскадрилья совершила несколько рейдов в поисках удобных целей вдоль французского побережья. Латта погиб, когда его и его ведомого перехватили Bf 109, и он был сбит над Ла-Маншем . [ 3 ] [ 10 ]
У него нет известной могилы, и память о нем увековечена на Мемориале Раннеймид в Энглфилд-Грин . [ 11 ] Ему приписывают уничтожение семи самолетов и участие в уничтожении еще одного самолета. [ 3 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Марч, Уильям (12 августа 2015 г.). «Пилот-офицер Джон Блэндфорд Латта» . Правительство Канады . Проверено 22 января 2023 г.
- ^ «Истории летчиков - P/OJB Latta» . Памятник Битве за Британию в Лондоне . Проверено 22 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Шорс и Уильямс 1994 , с. 389.
- ^ «№34747» . Лондонская газета . 5 декабря 1939 г. с. 8105.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Роулингс 1976 , стр. 342–344.
- ^ «№34817» . Лондонская газета . 26 марта 1940 г. с. 1778.
- ^ «№35037» . Лондонская газета . 7 января 1941 г. с. 152.
- ^ «№34987» . Лондонская газета . 8 ноября 1940 г. с. 6441.
- ^ Франкс 2016 , с. 4.
- ^ Фрэнкс 2016 , стр. 7–9.
- ^ «Пилот-офицер Джон Блэндфорд Латта» . Комиссия Содружества по военным захоронениям . Проверено 22 января 2023 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Фрэнкс, Норман (2016). Воздушная война истребительного командования 1941 года: цирковые операции британских ВВС и истребительные зачистки против Люфтваффе . Барнсли: Pen & Sword Aviation. ISBN 978-1-47384-722-4 .
- Роулингс, Джон (1976). Истребительные эскадрильи Королевских ВВС и их самолеты . Лондон: Макдональд и Джеймс. ISBN 0-354-01028-Х .
- Шорс, Кристофер; Уильямс, Клайв (1994). Aces High: дань уважения самым выдающимся летчикам-истребителям Великобритании и Сил Содружества во Второй мировой войне . Лондон: Груб-стрит. ISBN 1-898697-00-0 .
- 1914 рождений
- 1941 смертей
- Канадские авиаторы
- Несколько
- Канадские летающие асы времен Второй мировой войны
- Канадские военнослужащие из Британской Колумбии
- Люди из Ванкувера
- Персонал Королевских ВВС времен Второй мировой войны
- Персонал Королевских ВВС погиб во Второй мировой войне
- Канадские лауреаты Креста за выдающиеся заслуги перед полетами (Великобритания)
- Канадские военнослужащие 20-го века
- Солдаты Канадского шотландского полка (принцессы Марии)
- Офицеры Королевских ВВС