Мел Касас
Мелесио «Мел» Касас | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 30 ноября 2014 г. Сан-Антонио , Техас, США | (85 лет)
Национальность | Американский |
Известный | Искусство и письмо чикано |
Заметная работа | Человеческий пейзаж 62 |
Супруг | Грейс Касас |
Веб-сайт | http://www.melcasas.com |
Мелесио «Мел» Касас (24 ноября 1929 — 30 ноября 2014) — американский художник, активист, писатель и педагог. Он наиболее известен циклом сложных, масштабных картин, характеризующихся острым остроумием, острым культурным и политическим анализом, а также словесными и визуальными каламбурами, которые он назвал «Человеческие пейзажи» и которые были написаны между 1965 и 1989 годами. Лишь немногие из этих «Человеческих пейзажей» посвящены чикано , темы [ 1 ] хотя это его самые известные картины, они «неоднократно появлялись в книгах и на выставках» и «по праву считаются образцом художественного движения чикано». [ 2 ] Многие из картин Humanscape, напротив, малоизвестны, как и большая часть работ Касаса, созданных в следующую четверть века.
Журналисты часто отмечают, что Касас использует картины для «решения культурных стереотипов». [ 3 ] [ 4 ] Однако лишь немногие из его картин Humanscape (всего шесть) явно затрагивают темы чикано. [ 5 ] и немногие из них относятся к стереотипам: «Касас редко открыто затрагивал этническую принадлежность или стереотипы в своем цикле из более чем 150 картин «Humanscape» (1965–1989). Две из его величайших картин «Humanscape 62» («Домовые юго-запада») (1970) и «Humanscape 68» («Кухня по-испански») (1973) представляет собой блестящую и сложную экспозицию стереотипных взглядов. Его «Юго-западные клише», последние 35 его картин «Humanscape», конечно, связаны с клише, но только две из них включают стереотипные изображения: «Humanscape 135» (№2 мексиканский). Plate), 1984; и Humanscape 145 (SW Cliché) , 1987». [ 6 ] Утверждалось, что, учитывая широкий спектр его тем, Касаса «также следует рассматривать как крупного американского художника». [ 7 ]
Работы Касаса собраны в Художественном музее Сан-Антонио , Смитсоновском музее американского искусства , [ 8 ] Музей изящных искусств, Хьюстон , [ 9 ] и Музей американского искусства Кристал-Бриджес (Бентонвилл, Арканзас). [ 5 ] [ 10 ] В 2018 году две его большие картины были приобретены для конференц-центра Генри Б. Гонсалеса в Сан-Антонио. [ 11 ] Его работы также хранятся в национальных и международных частных коллекционерах. [ 12 ] Картины Касаса «Человеческий пейзаж» можно разделить на несколько тем, каждая из которых следует последовательному развитию. [ 13 ] [ 14 ] Касас, который занимал пост президента художественной группы Кон Сафо (1971–73), был известным учителем, писателем, теоретиком и общественным интеллектуалом, на визитной карточке которого он был указан как «культурный регулятор». [ 5 ] [ 12 ] [ 15 ] [ 4 ] В колледже Сан-Антонио Касас «обучил целое поколение художников в Сан-Антонио, многие из которых сделали успешную карьеру в качестве художников, учителей, галеристов и администраторов искусств». [ 7 ]
«Отчет о коричневой бумаге» Касаса, написанный в 1971 году. [ 15 ] является важным культурным документом чикано и Америки. [ 16 ] Касас подчеркнул важность « самоопределения » и равенства для чикано/ас. [ 17 ] Считающийся на национальном уровне одним из основополагающих деятелей искусства чикано. [ 18 ] Касаса также называли «самым влиятельным из тех художников, которые провели свою карьеру в Техасе во второй половине двадцатого века». [ 19 ] Касас чувствовал, что как только у художников появится шанс выставиться в Соединенных Штатах , они будут приняты как американские художники и станут частью « Американы ». [ 20 ]
Биография
[ редактировать ]Касас родился в Эль-Пасо , Техас. [ 3 ] американским родителям мексиканского происхождения во время Великой депрессии . [ 20 ] Он вырос и жил в Эль-Сегундо-Баррио . [ 21 ] Любовь его отца к рисованию побудила Касаса начать рисовать, и в молодости он решил стать художником. [ 20 ] У Касаса было хорошее начальное и неполное среднее образование, и он выбрал среднюю школу Эль-Пасо , в которой обучались в основном англоязычные ученики, чтобы получить лучшее образование. [ 20 ] Отчужденный от других студентов из-за своего происхождения и сильного мексиканского акцента, Касас впервые столкнулся с дискриминацией. [ 20 ] После окончания средней школы в 1948 г. [ 4 ] Касас работал в Pacific Fruit Express железнодорожной компании мороженщиком и помогал своему отцу в шведском массажном бизнесе, расположенном в центре Эль-Пасо. [ 20 ]
Позже Касаса призвали в армию США. [ 22 ] и его отец настаивал, что служить - его обязанность. [ 20 ] Касас участвовал в Корейской войне с 1950 по 1953 год, где был ранен. [ 22 ] и впоследствии награжден Пурпурным сердцем за храбрость на войне. [ 12 ]
Касас учился в колледже по Закону о военнослужащих , сначала изучая психологию, но из практических соображений переключился на искусство и преподавание. Получив сильный опыт в теории искусства, рисовании и живописи, Касас получил степень бакалавра в 1956 году в Западном Техасском колледже (ныне Техасский университет в Эль-Пасо ). [ 20 ] [ 23 ] Касас поступил в аспирантуру в Мексике и получил степень магистра иностранных дел в Университете Америки в Мехико в 1958 году. [ 22 ] [ 23 ]
Касас получил сертификат всех уровней для преподавания в Техасе. [ 20 ] Его ученики считают его «щедрым» учителем, и он помог многим молодым художникам начать карьеру. [ 18 ] Касас преподавал искусство в средней школе Джефферсона в течение трех лет в Эль-Пасо, штат Техас, где одним из его учеников был Гаспар Энрикес . [ 24 ] и после этого он получил предложение о работе в колледже Сан-Антонио. [ 20 ] По сравнению со своим родным Эль-Пасо, где, как отметил Касас, были очень «открытые» межрасовые отношения, Касас описал Сан-Антонио как «колонизированный» город. [ 14 ] [ 25 ] [ 26 ]
Касас был президентом художественной группы Con Safo из Сан-Антонио (1971–73). Кон Сафо — это жаргонное выражение пачуко, наиболее распространенные значения которого: «то же самое для тебя», «не связывайся с этим» и «запрещено прикасаться». [ 15 ] В сокращенной форме C/S он обычно используется для защиты фресок от порчи. Художественная группа приняла название «Кон Сафо» по предложению Касаса 19 декабря 1971 года, когда Касас представил свой «Отчет о коричневой бумаге», в котором перечислены 22 «в основном сардонических определения» термина Кон Сафо . [ 15 ] Шесть соучредителей El Grupo считают Con Safo окончательной реорганизацией группы, которую они основали в 1968 году. Касас, который первоначально думал, что он является соучредителем новой группы, впоследствии согласился с этой оценкой. [ 15 ] В декабре 1971 года группа Кон Сафо состояла из Фелипе Рейеса, Хосе Эскивеля , Джесси Альмазана, Роберто Риоса и Хосе Гарсы (Джессе «Чиста» Канту, другой член El Grupo, был исключен в это время), и два недавно введенных в должность члены, Мел Касас и Джесси Тревиньо (последний был студентом Касаса в колледже Сан-Антонио). [ 15 ] Среди других известных художников, которые впоследствии присоединились к группе, - Руди Тревиньо (который впоследствии был последним президентом группы), Сантос Мартинес, Сезар Мартинес , Амадо Пенья-младший , Кармен Ломас Гарса , Кэти Варгас , Роберто Гонсалес и Роландо Брисеньо. В более поздние годы, после того как некоторые из художников старшего возраста покинули группу, большая часть членов группы была студентами Касаса в колледже Сан-Антонио . На встречах группы участники обсуждали искусство и политику чикано, а также другие социальные и политические вопросы. Они также получили художественное признание, участвуя в выставках. Начиная с 1972 года группа требовала страховки и взимала плату с экспонентов. [ 20 ] [ 15 ] Con Safo была одной из первых и наиболее важных художественных групп чикано, и она помогла искусству чикано получить признание, когда чикано и их работы были в значительной степени исключены из музеев и галерей. [ 15 ] [ 27 ]
Касас преподавал в течение 29 лет в колледже Сан-Антонио. [ 3 ] где он был заведующим художественным отделом в течение 12 лет. [ 22 ] Ему нравилось преподавать «очень хороший вид города», но работа заведующим была стрессовой, поскольку его часто вызывали. [ 20 ] Он вышел на пенсию в 1990 году. [ 4 ] После этого Касас и его жена Грейс отправились в Италию , проведя два года в Бриндизи и два года на Сицилии . [ 20 ]
Касас часто расплачивался за свою острую социальную критику. Он был признан «Художником года» Лигой искусств Сан-Антонио в 1968 году, но через три дня эту награду лишили. [ 14 ] Касас, который называл доминирующее представление о красоте «идеалом куклы Барби», говорил о привилегиях светлых волос и голубых глаз, когда раздевал куклу Барби во время своей лекции в Лиге искусств Сан-Антонио, из-за чего у него отобрали награду. . [ 14 ] [ 26 ]
Как коллега-художник, он умел задавать критические вопросы о работах других и поощрять их представлять свои работы на выставках и конкурсах. [ 28 ]
Касас два года боролся с раком . [ 3 ] Он умер в своем доме вместе со своей семьей и своей 35-летней женой Грейс Касас. [ 4 ] У него и Грейс был один ребенок, Брюс. От первой жены Марии у Мела было четверо детей: Альфредо, Ингрид, Майк и Соня. [ 12 ]
Искусство
[ редактировать ]Касас впервые получил признание за свои работы в стиле абстрактного экспрессионизма . [ 4 ] «типичный», доминирующий способ живописи в этот период в Соединенных Штатах. [ 29 ] Касас почувствовал, что его абстрактные работы слишком «красивы» и что это неподходящий для него художественный язык. [ 20 ] Говорят, что Касас также считал, что «художникам не следует просто имитировать сюжеты или живописные стили, пришедшие из Европы или Нью-Йорка». [ 30 ] Он начал переходить к изобразительному стилю в 1965 году, когда начал свою серию «Человеческий пейзаж». [ 14 ] Хотя Касас наиболее известен благодаря нескольким картинам Humanscape, посвященным темам чикано, в этом цикле представлен необычайно широкий спектр работ с различными темами, стилями и объектами критики, а ряд его пост-Humanscape работ также затрагивают социальные проблемы. [ 14 ] [ 31 ] [ 4 ] [ 32 ] [ 6 ]
«Я разделяю картинную плоскость своих картин так, чтобы заставить зрителя сыграть роль «вуайериста», приобретая таким образом идентичность через участие. Эффект — это своего рода священный разговор, приглашение принять участие в том, что может быть порнографической фантазией. ."
— Мел Касас, 1968, «Заявление художника». В картинах Мела Касаса. Каталог выставки. Сан-Антонио: Мексикано-американский институт культурного обмена. (Цитируется по Кордове, Рубен К. (2011). «Кинематографический генезис человеческого ландшафта Мела Касаса, 1965–1967». Aztlán. 36 (2).)
Утверждалось, что поскольку Касас написал фразу «разрушить стереотипы и разрушить визуальные клише» в документе под названием «Фактор непредвиденных обстоятельств» в 1972 году, [ 15 ] журналисты и писатели восприняли это заявление как «краеугольный камень интерпретации или план» его творчества и использовали эту фразу для характеристики его искусства. [ 6 ] Но из примерно 800 произведений искусства, созданных Касасом, «лишь немногие посвящены тематике чикано, и еще меньше из них содержат узнаваемые стереотипные образы». [ 6 ] Как заметил один критик: «Хотя он не хотел придерживаться какой-либо единой художественной точки зрения, ему приписывают то, что он наполнил художественное движение чикано острым остроумием и интеллектуализмом, воодушевлял (и подстрекал) своих коллег и давал возможность своим преемникам делать то же самое». [ 33 ]
Цикл картин «Человеческий пейзаж», 1965–1989 гг.
[ редактировать ]153 картины, составляющие серию Humanscape, были вдохновлены «видом экрана автомобильного кино». [ 14 ] [ 25 ] В 2015 году куратор Рубен К. Кордова организовал четыре выставки Humanscape, на которых было представлено примерно половина картин Humanscape. [ 34 ] [ 35 ] [ 33 ] [ 1 ] [ 36 ] Критик Дэн Годдард назвал выставки «захватывающей данью уважения нескольким выставкам, прослеживающим почти весь прогресс 150 картин Касаса о человеческих пейзажах с 1965 по 1989 год». [ 1 ] Куратор назвал «Человеческие пейзажи» «одной из самых замечательных серий картин в истории американского искусства». [ 1 ]
Кордова делит Humanscapes на пять групп. [ 14 ] До своих 150 пронумерованных «Человеческих пейзажей» Касас в 1965 году написал три черно-белые картины (с обозначениями A , B и C ), которые художник ретроспективно включил в серию. На них изображена занимающаяся сексом пара и две эмбриональные фигурки. По словам куратора, идеи Касаса «должны были созреть, прежде чем он нашел вдохновение сосредоточиться на кино и зрительстве как на явных, расширенных темах». [ 37 ] В первой группе, с 1965 по 1967 год, Касас изображал зрителей, смотрящих фильмы в автокинотеатрах и обычных кинотеатрах, характеризуя их как «психологически напряженные, несколько размытые пейзажи снов». [ 14 ] Утверждается, что эти картины «напрямую обращаются к силе доминирующих медийных образов», потому что «средства массовой информации формируют и формируют своих объектов просмотра», а «медийный образ и объект просмотра оказываются заключенными в бесконечно рефлексивные объятия». [ 14 ] Касас отметил, что он намеревался подвергнуть социальной критике с самого начала сериала, «потому что я хотел поместить кино в контекст общественной жизни». [ 25 ] Постепенно «пассивные, призрачные автоматы» на картинах Касаса «стали полноценными актерами на своей собственной сцене... наделенными цветом, веществом и волей», и, обращаясь к зрителям его картин, они кажутся «в моде» за свое «удовольствие» и «соперничать с кинематографическим образом как с изображением «реального»». [ 14 ] [ 38 ] [ 37 ] Однако эти события «подрывают представление о том, что зрители картин смотрят на публику, смотрящую фильм». [ 37 ]
С конца 1967 по 1970 годы многие картины Humanscape были посвящены сексуальной революции. На выставке 2014 года в FL!GHT было представлено десять картин, начиная с B, C и Humanscape 2 (1965) (последнее — единственное сохранившееся изображение Касаса, изображающее въезд, поскольку он уничтожил 20 своих самых ранних Humanscapes). Выставка завершилась выставкой Humanscape 50 (Bare Baby Brick, 1968), описанной как «шедевр поп-музыки периода сексуальной революции», чья огромная красная помада была «самым фрейдистским» Касасом. [ 37 ]
Касас начал создавать картины на политическую тематику в 1968 году и подчеркивал эту тему с 1970 по 1975 год. Целью выставки политических картин в Центре культурных искусств Гуадалупе в 2015 году было предоставить «более полное представление о далеко идущих взглядах Касаса». и проницательный интеллект, его едкое остроумие, игривое и ироничное чувство юмора, а также сложность и открытость, с которыми он решал социальные проблемы в 1960-х и 1970-х годах». [ 2 ]
С 1975 по 1981 год любимой темой Касаса было искусство об искусстве: картины, которые, как заметил один критик, «высмеивали историю искусства и высмеивали арт-рынок и современных художников». [ 33 ] Начиная с Humanscape 74 ( Deux Champ Stripped Bare by his Art , 1975), «каламбурная многоязычная отсылка к Марселю Дюшану... Касас иногда использует стиль другого художника», включая Лихтенштейна, Матисса и Поллока. [ 39 ] Наконец, с 1982 по 1989 год последняя группа Humanscapes обращалась к тому, что Касас называл юго-западными клише. [ 14 ] Эксперименты с множеством стилей и техник, которые Касас использовал в своей серии «Искусство об искусстве», были продолжены в его юго-западных клише. [ 39 ]
Говорят, что клише Юго-Запада «отражают необыкновенное ощущение места». [ 30 ] Во время создания этой серии Касас перешел от работы в основном с кистями к работе в основном путем разливания и капания краски. Он использовал банки, бутылочки, шампуры для барбекю и палочки для еды (последние два инструмента также использовались для манипулирования краской, когда она была на холсте). [ 30 ] В этих работах Касас использовал «все более густую краску и более яркие цвета», визуальные эффекты которых «часто сравнивают с яркими цветами, присущими керамической плитке». [ 30 ] Касас избегал кистей, говорит куратор, потому что хотел, чтобы эти работы были «о красках, о материальности, и он не хотел, чтобы в них оставались следы кисти». [ 34 ]
В своих «Человеческих пейзажах» Касас фокусируется на различных источниках образов, часто взятых из популярной культуры, и на том, как эти медиа-образы влияют на зрителей. [ 29 ] которых Касас называл «вуайеристами». Начиная со своих самых ранних «Человеческих пейзажей», Касас использовал этот термин, чтобы объединить зрителей на своих картинах с внешними зрителями его картин. [ 14 ] [ 40 ] [ 25 ] Картины Humanscape затрагивают различные проблемы, включая зрительскую деятельность и средства массовой информации, войну, сексуальную революцию, политику эпохи Никсона, насилие с применением огнестрельного оружия в США, убийства, объективацию женщин, художественные движения и моду, а также клише Юго-Запада. [ 14 ] [ 38 ] Его объединение образов мексиканской и доколумбовой иконографии в сочетании с поп-артом в Humanscape 62 было уникальным. [ 41 ] [ 2 ] Сатирические сюжеты Касаса часто считались «провокационными». [ 42 ] это было запланированным эффектом, поскольку Касас заявил: «На самом деле мои картины полностью конфронтационны». [ 25 ]
Вдохновленный книгой Маршалла Маклюэна « Механическая невеста: фольклор индустриального человека» (1951), Касас был обеспокоен тем, что средства массовой информации, такие как телевидение, кино и реклама, обладают невероятной силой манипулировать людьми, часто неосознанно, посредством эротических тем. [ 14 ] Он также вслед за Маклюэном считал анонимность отличительной чертой массовой культуры, характеризующей современную жизнь. «Человеческие пейзажи» — это в основном крупномасштабные картины. Поэкспериментировав с разными размерами, он остановился на формате 6 x 8 футов, когда в июле 1967 года создал Humanscape 33 , потому что ему нужен был размер холста, который бы напоминал ощущение просмотра на экране кинотеатра. По его словам, такой размер холста лучше всего «выражал соотношение кино с реальным миром». [ 14 ] [ 25 ] [ 38 ] Знаки кино, которые он использовал на переднем плане пяти своих картин, вдохновили на использование каламбурных субтитров. Первой картиной с подзаголовком стала Humanscape 40 (Игра) , созданная в январе 1968 года. [ 14 ] [ 38 ] После этого его картины имели трехчастную структуру с большим «экранным изображением» прямоугольного формата, одним или несколькими изображениями на переднем плане и содержательным текстом на нижнем переднем плане. [ 14 ] [ 13 ] Эта структура породила вербальные/визуальные каламбуры и множество смыслов, что позволило Касасу использовать свои глубокие знания романских языков, включая сленг, коннотации и обозначения. [ 14 ] Тексты, выбранные в качестве субтитров для «Человеческих пейзажей», послужили для создания того, что художник назвал «загадками», призванными спровоцировать зрителя на вопросы и новую интерпретацию изображений, с которыми они сопоставлены. [ 14 ] [ 21 ] [ 38 ]
Поздние картины, 1990-2013 гг.
[ редактировать ]После завершения серии Humanscape Касас написал более 600 картин. Их характеризуют как «в основном небольшие капельные картины», и хотя некоторые из них «затрагивают социальные проблемы, подавляющее большинство представляют собой полуобнаженные женщины, натюрморты и фетишистские изображения женской обуви». [ 6 ] Как отмечалось выше, Касас и его жена Грейс переехали в Италию на несколько лет после того, как Касас вышел на пенсию в 1990 году, и продолжать создавать крупномасштабные картины, как он это делал в США, было непрактично. Серия обуви была вдохновлена модными тенденциями. женская обувь, когда Касас жил в Италии. [ 32 ]
Стилистически Касас продолжил с того места, на котором остановился, используя юго-западные клише, поскольку большинство его картин пост-человеческого пейзажа были созданы путем разливания и капания краски. Некоторые из этих относительно небольших картин пост-человеческого пейзажа воспроизведены в книге « Мел Касас: Художник как культурный регулятор» . [ 43 ] и «Американская история не начинается с белого человека: темы коренных народов в творчестве Мела Касаса» . Последний сопровождал одноименную выставку, организованную в Bihl Haus к трехсотлетию Сан-Антонио. [ 44 ] [ 45 ]
В более поздние годы Касас не любил говорить о своем искусстве и практически перестал выставляться, даже отказываясь от предложений крупных выставок. [ 34 ] Эти отвергнутые возможности, по словам Кордовы, «помогли бы укрепить его наследие». [ 1 ] Последней галерейной выставкой Касаса была «Скопофилия: наслаждение взглядом» в галерее Джоан Грона в Сан-Антонио в 2000 году. [ 32 ] Но он продолжал рисовать почти каждый день, даже когда боролся с раком. [ 32 ] Касас никогда особо не заботился о маркетинге или продаже своего искусства, потому что его доход поступал от преподавания. Это дало ему свободу «рисовать то, что я хотел. Рисование как поиск. Мне не нужно было беспокоиться о рынке искусства. Если оно продавалось, это было как подливка». [ 25 ]
Незадолго до своей смерти в 2014 году Касасу устроили ретроспективную выставку в колледже Сан-Антонио под названием «Мел Касас: художник как культурный регулятор», на которой было представлено 76 картин (большинство из них небольшие). [ 34 ] созданный в период с 1965 по 2012 год. [ 32 ]
Его мемориальная выставка «Мемориальная выставка Мела Касаса: от начала до конца» проходила в Центре искусств в Сан-Антонио, которым тогда руководил Техасский университет A&M в Сан-Антонио. В него вошли 25 картин, начиная с «Танатоса № 2» (ок. 1965 г.) — редкой дошедшей до нас картины в стиле абстрактного экспрессионизма, поскольку Касас уничтожил почти все свои работы до «Человеческого пейзажа», — и заканчивая своей последней работой « Рой Лихтенскин Стилет» , завершенной 27 июня 2013 г. На выставке «Мемориал» был представлен обзор небольших картин, а также то, что было объявлено «крупнейшей выставкой человеческих пейзажей за более чем двадцать лет». [ 7 ] [ 34 ] Поскольку работы Касаса в последние десятилетия были так мало замечены, именно на этой выставке куратор и критик Дэвид С. Рубин «осознал масштаб и широту эстетических достижений Касаса. Касас явно был в гармонии с художественными движениями 1960-х годов, и к концу этого десятилетия освоил формализм, поп-арт и концептуальное искусство». [ 46 ]
В Художественном музее Макнея в Сан-Антонио на выставке Mel Casas: Human (20 сентября 2018 г. - 6 января 2019 г.) были представлены шесть картин Humanscape и восемь арт-боксов Касаса. [ 47 ] [ 48 ] «Мел Касас: Человек» был установлен приурочен к выставке «Поп-Америка, 1965–1975» . [ 49 ] [ 45 ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Касас, Мел. (6 мая 1976 г.). « Искусство на границе ». Лекция прочитана в Техасском университете в Эль-Пасо. Эль-Пасо, США. Проверено 7 апреля 2015 г.
Кордова, Рубен К. (2009). Кон Сафо: Художественная группа чикано и политика Южного Техаса. Лос-Анджелес: Издательство Исследовательского центра исследований чикано Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. ISBN 978-0-89551-121-8
Кордова, Рубен К. (2011). «Кинематографический генезис человеческого ландшафта Мела Касаса, 1965–1967». Астлан 36 (2). ISSN 0005-2604
«Разговор с Мелом Касасом и Рубеном К. Кордовой». (2015). В Сорелле, Вирджиния, и Скотте Л. Боуге, ред. Рожденный сопротивлением: Кара а Кара встречается с культурой чикана/о . Тусон: Издательство Университета Аризоны, стр. 158–167. ISBN 978-0-8165-2582-9
Кордова, Рубен К. (2015). «Получить общую картину: политические темы в человеческих пейзажах Мела Касаса», в Сорелле, Вирджиния, и Скотте Л. Боуге, ред. Рожденный сопротивлением: Кара а Кара встречается с культурой чикана/о . Тусон: Издательство Университета Аризоны, стр. 172–189. ISBN 978-0-8165-2582-9
Кордова, Рубен К. (2018). Американская история не начинается с белого человека: темы коренных народов в творчестве Мела Касаса . Сан-Антонио, Биль Хаус.
Хики, Дэвид (1988). «Мел Касас: Пограничный Лорд». Artspace: Southwestern Contemporary Arts Quarterly 12, вып. 4: 28–31.
Карлстрем, Пол (1996). «Интервью по устной истории с Мелом Касасом, 14 и 16 августа 1996 г.». Архивы американского искусства. Смитсоновский институт.
Келкер, Нэнси Л. (4 сентября 2013 г.). Мел Касас: художник как регулятор культуры . Независимая издательская платформа CreateSpace. ISBN 978-1491265451 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Годдард, Дэн Р. «Вспоминают покойного художника Мела Касаса в сериале «Человеческие пейзажи»» . Сан-Антонио Каррент . Проверено 15 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Кордова, Рубен К. (2015) «Общее представление: Мел Касас и политика 1960-х и 1970-х годов» (брошюра выставки), Сан-Антонио: Центр культурных искусств Гуадалупе, 5 июня – 24 октября.
- ^ Перейти обратно: а б с д Салдана, Гектор (26 декабря 2014 г.). «Ушел, но не забыт» . Сан-Антонио Экспресс-Новости . Проверено 17 марта 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Сильва, Эльда (1 декабря 2014 г.). «Умер художник, «культурный регулятор» Мел Касас» . Сан-Антонио Экспресс-Новости . Проверено 17 марта 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Кордова, Рубен К. (7 октября 2023 г.). «Техас в Риверсайде: «Чич собирает» в Центре искусства и культуры чикано Чича Марина, Риверсайд, Калифорния» . Гласстайр .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кордова, Рубен К. (16 апреля 2023 г.). «Хосе Эскивель, художник-новатор чикано, Часть 2: Возвращение к искусству чикано, 1991–2022» . Гласстайр .
- ^ Перейти обратно: а б с Кордова, Рубен К. (2014). « Мемориальная выставка Мела Касаса: от начала до конца» (брошюра выставки), Сан-Антонио, Центро де Артес.
- ^ «Мелезио Касас» . Смитсоновский музей американского искусства . Смитсоновский институт . Проверено 4 апреля 2015 г.
- ^ «Мел Касас | Люди | Коллекции MFAH» . emuseum.mfah.org . Проверено 28 декабря 2023 г.
- ^ «Разговор в галерее: изучение человеческого пейзажа Мела Касаса 70 (комиксная побелка) | Музей американского искусства Кристал Бриджес» . Crystalbridges.org . Проверено 28 декабря 2023 г.
- ^ Риндфусс, Брайан (2018). «Выравнивание правил игры: конференц-центр привлекает больше художников Сан-Антонио» . Сан-Антонио Каррент . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Некролог Мелесио Касаса» . Мой Сан-Антонио . 4 декабря 2014 года . Проверено 4 апреля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хики, Дэвид (1988). «Мел Касас: Пограничный Лорд». Artspace: Southwestern Contemporary Arts Quarterly 12, вып. 4: 28–31.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Кордова, Рубен К. (2011). «Кинематографический генезис человеческого ландшафта Мела Касаса, 1965–1967» . Ацтлан . 36 (2). ISSN 0005-2604 . Проверено 4 апреля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Кордова, Рубен К. (2009). Кон Сафо: Художественная группа чикано и политика Южного Техаса. Лос-Анджелес: Издательство Исследовательского центра исследований чикано Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, с. 67.
- ^ Эндрюс, Скотт (13 сентября 2011 г.). «С художниками Сафо перенесите движение на холст» . Сан-Антонио Каррент . Проверено 6 апреля 2015 г.
- ^ Давалос, Карен Мэри (15 ноября 2002 г.). Выставка метисов: мексиканские (американские) музеи в диаспоре . Издательство Университета Нью-Мексико. ISBN 9780826319005 . Проверено 6 апреля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Мел Касас: художник как культурный регулятор, выставка живописи и автограф-сессия» . Месяц современного искусства . 2014. Архивировано из оригинала 14 апреля 2015 года . Проверено 6 апреля 2015 г.
- ^ Кордова, Рубен К. (13 ноября 2021 г.). «Адан Эрнандес рисует черноту ночи, Часть I: Рождение чикано нуар» . Гласстайр .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Карлстрем, Пол (1996). «Интервью по устной истории с Мелом Касасом, 14 и 16 августа 1996 г.» . Архивы американского искусства . Смитсоновский институт . Проверено 7 апреля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мел Касас: Человеческие пейзажи . Хьюстон, Техас: Музей современного искусства. 1976 год . Проверено 6 апреля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ньютон, Паула (2 декабря 2014 г.). «Мел Касас, 1929–2014» . Гласстайр . Проверено 7 апреля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Мелезио Касас» . Коллекция Чикано . Архивировано из оригинала 4 июля 2015 года . Проверено 4 апреля 2015 г.
- ^ Барон, Ричард (15 января 2014 г.). «Профиль: Гаспар Энрикес» . Газетное дерево . Архивировано из оригинала 14 апреля 2015 года . Проверено 6 апреля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Разговор с Мелом Касасом и Рубеном К. Кордовой». (2015). В Сорелле, Вирджиния, и Скотте Л. Боуге, ред. Рожденный сопротивлением: Кара а Кара встречается с культурой чикана/о . Тусон: Издательство Университета Аризоны, стр. 158–167. ISBN 978-0-8165-2582-9
- ^ Перейти обратно: а б Кордова, Рубен К. (23 июня 2021 г.). «Пришло ли время для Фиесты Сан-Антонио отделиться от Сан-Хасинто? Скромное предложение» . Гласстайр . Проверено 15 марта 2023 г.
- ^ Бердсли, Джон, изд. (1987). Испаноязычное искусство в США . Cross River Press, Ltd., стр. 57, 208 . ISBN 0896596885 .
- ^ Кордова, Кэри (2003). «Устное историческое интервью с Альберто Михангосом, 5–12 декабря 2003 г.» . Архивы американского искусства . Смитсоновский институт . Проверено 7 апреля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Пуга, Кристина (30 октября 2013 г.). «Потрясающий взгляд на присутствие латиноамериканцев в американском искусстве» . NBC Латино . Проверено 6 апреля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кордова, Рубен К. (2015) «Мел Касас: Юго-западные клише, 1982–1989» (брошюра выставки), Сан-Антонио: Техасский университет A&M – Центр образовательных и культурных искусств Сан-Антонио, 11 июня – 27 сентября.
- ^ Кокрофт, Ева Сперлинг (1993). «От Баррио до мейнстрима: Панорама латиноамериканского искусства». В Канеллосе, Николас; Эстева-Фабрегат, Клаудио (ред.). Справочник латиноамериканских культур в Соединенных Штатах: литература и искусство . Хьюстон, Техас: Arte Publico Press. стр. 198 . ISBN 9781611921632 . Проверено 6 апреля 2015 г.
касас.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Сильва, старейшина (25 февраля 2014 г.). «Мел Касас, американский художник» . Мой Сан-Антонио . Проверено 4 апреля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Лопес, Миа (19 октября 2015 г.). «В Сан-Антонио художник чикано, соединивший поп-арт с резкой политикой» . Гипераллергический . Проверено 15 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Сильва, Эльда (11 июня 2015 г.). «Выставка Casas слишком большая для одной галереи», San Antonio Express-News, получено 10 июля 2015 г., http://www.expressnews.com/entertainment/arts-cultural/article/Casas-exhibit-too-big-for- one-gallery-6319825.php#photo-8131225
- ^ Акино, Марко (3 июня 2015 г.). «Ретроспектива Мела Касаса откроется в Центре культурных искусств Гуадалупе» . Отчет Сан-Антонио . Проверено 15 декабря 2023 г.
- ^ «Мел Касас» . Проявите творческий подход . Проверено 15 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кордова, Рубен К. (2015). «Секс и кино с Мелом Касасом 1965–1968», путеводитель по выставке галереи FL!GHT, Сан-Антонио.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кордова, Рубен К. (2015). «Получить общую картину: политические темы в человеческих пейзажах Мела Касаса», в Сорелле, Вирджиния, и Скотте Л. Боуге, ред. Рожденный сопротивлением: Кара а Кара встречается с культурой чикана/о . Тусон: Издательство Университета Аризоны, стр. 172–189. ISBN 978-0-8165-2582-9
- ^ Перейти обратно: а б Кордова, Рубен К. (2015). «Мел Касас: Искусство об искусстве, 1975–1981». Сан-Антонио, Путеводитель по галерее Центральной библиотеки .
- ^ Кирарте, Хасинто (1973). Американские художники мексиканского происхождения . Остин, Техас: Издательство Техасского университета. Архивировано из оригинала 1 апреля 2015 года . Проверено 6 апреля 2015 г.
- ^ Джексон, Карлос Франциско (14 февраля 2009 г.). Чикана и искусство чикано: ProtestArte . Издательство Университета Аризоны. ISBN 9780816526475 . Проверено 6 апреля 2015 г.
- ^ «Профессор MTSU пишет книги о художнике Меле Касасе» . Мерфрисборо Пресс . 5 марта 2014 года . Проверено 6 апреля 2015 г.
- ^ Келкер, Нэнси Л. (4 сентября 2013 г.). Мел Касас: художник как регулятор культуры . Независимая издательская платформа CreateSpace. ISBN 978-1491265451 .
- ^ Кордова, Рубен К. (2018). Американская история не начинается с белого человека: темы коренных народов в творчестве Мела Касаса . Сан-Антонио, Биль Хаус.
- ^ Перейти обратно: а б Фрэнк, Николас (21 октября 2018 г.). «Искусство с акцентом: расширенное представление об Америке на нескольких выставках в Сан-Антонио» . Отчет Сан-Антонио . Проверено 18 декабря 2023 г.
- ^ Рубин, Дэвид С. (2014). «Латиноамериканские исследования, колонка за круглым столом редакции» . www.visualartsource.com . Проверено 18 декабря 2023 г.
- ^ «Мел Касас: Человек» . Художественный музей Макнея . Проверено 28 декабря 2023 г.
- ^ Альварес, Бьянка. (2018). «Мел Касас: Человек», Сан-Антонио: Художественный музей Макнея, брошюра о выставке.
- ^ Зех, Брэндон (24 сентября 2018 г.). «Узнайте об искусстве Мела Касаса в Сан-Антонио» . Гласстайр .