Может ли она извинить мои ошибки?

«Can She Excuse My Wrongs» — песня конца XVI века английского эпохи Возрождения композитора Джона Дауленда , пятая песня в его Первой книге песен или эйров ( Питер Шорт , Лондон, 1597). Слова положены на танцевальную мелодию, гальярду .
Песня связана с Робертом Деверо, 2-м графом Эссексом , который был казнен за измену в 1601 году после того, как восстал против Елизаветы I. Песню иногда называют « Граф Эссекс Гальярд» , хотя это название обычно относится к инструментальной версии «Граф Эссекс, его гальярд», написанной для скрипки и лютни .
Личность поэта
[ редактировать ]
Авторы текстов Дауленда часто анонимны, их личности со временем теряются. Учитывая это, часто неясно, что было первым: мелодия или текст. Мелодия «Can She Excuse My Wrongs» была включена в «Lutebook Dowland», который сейчас находится в Вашингтоне. [ 1 ] завершено по крайней мере до 1594 года, до более ранней датировки текста. Эдвард Даути отмечает, что тексты песен не имеют метрической структуры, которая хорошо сочеталась бы с музыкой, и временами вынуждают певца делать необычные словесные ударения. [ 2 ] Бертран Харрис Бронсон делает аналогичное наблюдение, отмечая, как размер и размер мелодии заставляют «текст служить ему». [ 3 ] Оптимистичный и энергичный стиль и темп музыки, кажется, противоречат несколько мрачному настроению текстов. По этим причинам обычно считается, что тексты были добавлены позже.
«Может ли она извинить мои ошибки» широко приписывают Роберту Деверо, 2-му графу Эссексу (1565–1601). [ 4 ] но отсутствие сохранившейся документации не позволяет определить, действительно ли Эссекс был автором текстов. [ 5 ] Он, безусловно, является возможным кандидатом: сохранились и другие его стихи, и с ним связана еще одна песня на лютне «В защиту моей веры», поставленная Дэниелом Бэтчелером . [ 6 ] Однако атрибуция «Может ли она извиниться» во многом основана на посмертном посвящении гальярды, опубликованном в сборнике Дауленда 1604 года Lachrimae, или Seaven Teares . К этому времени восстание Эссекса стало менее спорным. Когда Эссекс был казнен, его титул исчез. Однако, поскольку Эссекс предпочитал, чтобы Джеймс унаследовал трон, Джеймс I сочувствовал участникам восстания и восстановил титул в 1604 году для своего сына Роберта Деверо, 3-го графа Эссекса . Таким образом, посвящение Дауленда в том же году не было таким рискованным, как в предыдущие годы.
Также было высказано предположение, что Дауленд завуалированно ссылается на графа в третьем отрывке. [ 2 ] процитировав мелодию популярной тюдоровской баллады начала XVI века « Уилл Йоу, иди по лесу, со Уайлд ». [ 7 ] Современные слушатели уловили бы намек на лес и, по мнению некоторых ученых, нашли бы связь с привычкой графа уходить в леса к северо-востоку от Лондона, где у него был дом. Обращение в деревню и использование образов лесной местности, опираясь на старые поэтические традиции, были общими чертами этого типа баллад. [ 8 ] Песня была интерпретирована как запись чувств изгнания и отчуждения поэта после того, как он был изгнан из двора в деревню, предположительно впав в немилость I. Елизаветы Это была популярная тема в поэзии и лирических балладах Тюдоров, и часто поэт использовал чувство политического отчуждения, чтобы дать острые, часто сатирические комментарии к придворному миру со всеми его интригами и борьбой за положение. [ 8 ]
Любовник как изгнанный придворный
[ редактировать ]В текстах изображен стереотипный любовник Петрарки , и, кажется, они представляют собой личную просьбу к Елизавете I. Известно, что Эссекс адресовал стихи королеве. [ 9 ] Песня появилась перед величайшим провалом Эссекса, периодом его пребывания на посту лорда-лейтенанта Ирландии , который привел к его злополучному государственному перевороту, но ранее у него были ссоры с ней. Многие комментаторы рассматривают милости («высокие радости»), которых поэт ожидает от своей надменной любовницы, как политические, а не сексуальные. [ 7 ]
Будучи девственной королевой в стойко традиционном патриархальном обществе, Елизавета, естественно, была в центре внимания английских лириков. Похоже, что это достигло своего пика в последние два десятилетия 1500-х годов, и есть основания полагать, что Елизавета поощряла это как средство удержать амбициозных женихов в конкуренции и заняться мелкой ревностью. [ 10 ]
Музыка
[ редактировать ]Дауленд предложил несколько вариантов исполнения «Can She Excuse My Wrongs». Она часто исполняется как лютневая песня солистом и лютней, но, как и другие песни Первой книги , изначально была напечатана в формате, который также может быть исполнен как мадригал небольшой вокальной группой ( САТБ ). [ 11 ] Видео на версию песни Стинга показывает, как музыканты могли сидеть за одной музыкальной книгой. Как один из лучших лютнистов своего времени, Дауленд, вероятно, играл партию на лютне, хотя он также мог выступать и как певец. [ 12 ]
Хотя Дауленд работал на аристократических покровителей, Первая книга была нацелена на более широкий рынок, и предполагается, что он сочинял «Can She Excuse My Wrongs» не для высококвалифицированных певцов. Книга хорошо продавалась и выходила в различных изданиях при жизни композитора.
И Дауленд, и другие аранжировали "Can She Excuse My Wrongs" для различных инструментов. Дауленд создал версию для пяти альтов (которую он опубликовал в Lachrimae или Seaven Teares, фигурирующих в Seaven Passionate Pavans ) и еще одну версию для лютни соло. [ 13 ] В 1609 году «Может ли она извинить мои ошибки» была опубликована в аранжировке современника Дауленда Томаса Робинсона . Возможно, это вдохновило на создание ряда других произведений, в том числе «Can Shee» без указания авторства в сборнике клавишных инструментов Fitzwilliam Virginal Book и «Galliard Can she Sorry», транскрибированную в Томаса Морли 1599 года «Первой книге уроков супруги» . [ 14 ]
Первая книга песен была переиздана в девятнадцатом веке Музыкальным антикварным обществом . Музыка Дауленда сыграла важную роль в возрождении старинной музыки и воспринималась как относительно доступная для современной публики. [ 15 ] Однако в таких песнях, как «Can She Excuse», тональность не ограничивается современной тональной системой, а опирается на более старую модальную традицию.
Наследие и записи
[ редактировать ]О популярности песни в елизаветинской Англии можно судить по продажам нот ( «Первая книга песен »), которые выдержали несколько изданий и были проданы тысячами экземпляров. Это было хорошо для того времени и превышало продажи «Второй книги песен» .
Есть старинные записи песни таких певцов, как Альфред Деллер (контр-тенор), [ 16 ] и сэр Питер Пирс (тенор), [ 11 ] который работал с лютнистами Десмондом Дюпре и Джулианом Бримом соответственно. Наивысшее исполнение песни в чартах было достигнуто Стингом ( иногда его называют баритоном, хотя его также включали в число теноров неклассической музыки ) и Эдином Карамазовым (лютня), которые включили версию в свой альбом 2006 года Songs from the Labyrinth . [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Крейг-Макфили, Джулия. Фолджер . США-Вашингтонская библиотека Фолджера-Шекспира, Ms.Vb280 (olim 1610.1)
- ^ Jump up to: а б Холман, 67 лет
- ^ Харрис Бронсон, Бертран. «Баллада как песня». Калифорнийский университет Press, 1992. 299. ISBN 978-0-520-01399-5 .
- ^ Jump up to: а б Торранс, Келли (2006). «Стинг дает композитору елизаветинской эпохи новый голос» . Вашингтон Таймс . Проверено 13 августа 2013 г.
- ^ Гибсон, 222
- ↑ Он был опубликован в книге Роберта Доуленда « Музыкальный банкет» (Лондон, 1610 г.) с добавленной надписью «Достопочтенный Роберт, граф Эссексский: граф Маршалл Англии».
- ^ Jump up to: а б Гибсон, 226
- ^ Jump up to: а б Гибсон, 221
- ^ Гибсон
- ^ Гибсон, 229
- ^ Jump up to: а б «Лабиринт» (Пресс-релиз) . Проверено 21 сентября 2017 г.
- ↑ Было высказано предположение, что Дауленд был «тенором», который пел на пенсионном конкурсе сэра Генри Ли .
- ^ Келли, Томас Форрест (2012). Музыка тогда и сейчас . Гарвардский университет. п. 75.
- ^ Поултон, Диана . «Письма в редакцию». The Musical Times , том 105, № 1454, 1964. 275
- ^ Хезелтайн, Филип . «Больше света на Джона Дауленда». The Musical Times , том 68, № 1014, 1927. 690
- ↑ Обширная дискография Деллера включает версии "Can She Excuse" для сольного голоса и для вокальной супруги (на Vanguard ). см. Альфред Деллер (1912–1979) - дискография, заархивированная 3 декабря 2011 г. в Wayback Machine.
Источники
[ редактировать ]- Гибсон, Кирстен. «Итак, я пошел в лес: политизация Гринвуда в двух песнях Джона Дауленда». Журнал Королевской музыкальной ассоциации , том 132, № 2, 2007. 221–251.
- Холман, Питер . «Дауленд: Лакрима (1604 г.)». Издательство Кембриджского университета, 1999. ISBN 0-5215-8829-4
Внешние ссылки
[ редактировать ]
Первая книга песен : партитуры в рамках проекта Международной библиотеки музыкальных партитур