Евлогиус Шнайдер
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Апрель 2014 г. ) |

Евлогий Шнайдер (в крещении: Иоганн Георг; 20 октября 1756 — 1 апреля 1794) был монахом- францисканцем, профессором в Бонне и доминиканцем в Страсбурге .
Жизнь
[ редактировать ]Иоганн Георг Шнайдер родился в семье винодела и его жены в Випфельде -на-Майне, месте, которое принадлежало княжеству -епископству Вюрцбургу ( Hochstift , территория, управляемая принцем -епископом во времена Священной Римской империи ). У него было десять братьев и сестер.
В Вюрцбурге
[ редактировать ]Его родители планировали сделать религиозную карьеру для своего младшего сына. Молодой Шнайдер начал изучать латынь в близлежащем монастыре Хайденфельд у каноника Валентина Фармана. Фарманн приобрел место для своего 12-летнего ученика в Вюрцбургской молодежной семинарии. Во время учебы в семинарии Шнайдер посещал гимназию , среднюю школу, которой управляли иезуиты . в течение следующих пяти лет
Между Шнайдером и его учителями возник открытый конфликт после того, как они обнаружили первые попытки Шнайдера писать и его материалы для чтения, среди которых были романы и стихи Фридриха Готлиба Клопштока и Кристиана Фюрхтеготта Геллерта .
Окончив гимназию , 17-летний Шнейдер отказался от обучения на богослова сначала . Вместо этого он поступил в Университет Юлиуса-Максимилиана в Вюрцбурге на предметы философии и юриспруденции . В результате Шнейдер был « преждевременно исключен » из семинарии. Решение Шнайдера отказаться от религиозной карьеры в то время было также решением на всю жизнь, которое позволило ему реализовать свои литературные наклонности. Однако не эти наклонности стали решающим фактором для прекращения его учебы, а скорее тот факт, что о его любовной связи стало известно. Ему пришлось заплатить штраф в размере двух рейхсталеров из-за « добрачного секса ». Хуже того, Шнайдер лишился средств к существованию, работая репетитором. Религиозные учителя Вюрцбурга отказались позволить своим ученикам обучаться у Шнайдера после того, как стал известен его «грех». У него не было другого выбора, кроме как вернуться в дом своих родителей в Випфельде.
Отец Евлогий
[ редактировать ]По настоянию родителей Шнайдер все-таки решил начать обучение теологии . В возрасте 21 года он вступил в францисканский орден в Бамберге в апреле 1777 года. Там он взял имя Евлогий (от греческого: eu = добро, logos = слово). участие в трехлетнем курсе обучения, включающем историю философии , метафизику , логику , мораль , историю церкви , а также спекулятивную и экспериментальную физику Частью обучения в качестве францисканца было . Риторика должна была доставлять молодому отцу Евлогию наибольшее удовольствие, и его проповеди вскоре приобрели известную популярность.
После пребывания в Бамберге Шнайдер отправился в Зальцбург, чтобы продолжить и завершить учебу. Библиотеки Зальцбурга облегчили ему доступ к современным литературным и философским произведениям, таким как произведения философов Просвещения .
После получения диплома Евлогий Шнайдер был рукоположен в священники в Зальцбурге.
После работы лектором в Аугсбурге он стал придворным капелланом при дворе Вюртемберга , в 1786 году, предположительно прежде всего из-за своей репутации одаренного при Карле Ойгене, герцоге Вюртембергском оратора. Поскольку Шнейдер поддерживал идеи Просвещения, вскоре возникли разногласия с господином, который пригрозил отправить придворного капеллана обратно в монастырь. Однако в 1789 году его земляк Таддаус Трагезер нашел ему должность профессора литературы и изящных искусств в Боннском университете . Талант Шнайдера как оратора вскоре сделал его лекции очень популярными. Самым выдающимся учеником Шнайдера в Бонне был молодой Людвиг ван Бетховен . Он также преподавал Фридриху Георгу Папе .
Сторонник Французской революции
[ редактировать ]В том же году, когда он начал свою карьеру профессором в Бонне, Евлогий Шнайдер покинул религиозный орден, поскольку его работодатель не хотел, чтобы профессором был монах, и с разрешения папы он стал «светским священником». В следующем году он выступил как автор книг, вызвавших массовый протест среди священнослужителей Кёльнского архиепископства , которому принадлежал университет в Бонне. После того, как работодатель Шнайдера, эрцгерцог Австрии Максимилиан Франц, сначала попытался избежать конфликта и отклонил прошение об освобождении нунция в Кельне Бартоломео Пакки , он наконец отреагировал запретом на продажи. Публичный протест Шнейдера привел к его увольнению 7 июня 1791 года.
Поскольку Шнайдер был горячим сторонником Французской революции , его сочинения включали оду Революции, которая завершалась следующими стихами:
- Падала цепь деспотизма,
- Счастливые люди! из твоей руки:
- Княжеский трон стал местом твоей свободы
- Царство отечеству.
- Никаких оперений, нет: «Такова наша воля »,
- решает большую часть судьбы гражданина.
- Там лежит в развалинах Бастилия,
- Француз – свободный человек!
Очень грубый перевод:
- Цепь деспотизма пала,
- Счастливые люди! Твоей рукой:
- Княжеский престол стал для тебя местом свободы
- Королевство стало отечеством.
- Ни росчерка пера, ни: «Это наша воля»,
- больше не решает судьбу гражданина.
- Там лежит в развалинах Бастилия,
- Свободный человек – француз!
На эшафоте
[ редактировать ]В 1791 году Шнайдер отправился в Страсбург , ознаменованный Революцией, и в последующие годы взял на себя многочисленные должности и функции. Он был епископским викарием , профессором семинарии для священников и проповедником Страсбургского собора . В конце концов он все больше и больше дистанцировался от своей канцелярской должности и посвятил себя революционному движению. Он стал советником, издателем и главным редактором журнала «Аргос», который выходил с июня 1792 года, а иногда и президентом Страсбургского доминиканского клуба. В ходе растущей радикализации он был руководителем комитета по надзору и безопасности, а также гражданским комиссаром и прокурором Революционного трибунала . На этой должности он поддерживал террор и вынес около тридцати смертных приговоров. За это время он также написал, предположительно, первый немецкий перевод « Марсельезы» .
В 1793 году Евлогий Шнайдер женился на Саре Стамм, дочери страсбургского виноторговца.
Через несколько часов после свадьбы Шнайдер был арестован 15 декабря по приказу Сен-Жюста и Леба, комиссара Национального собрания и «представителя по чрезвычайной миссии» в Эльзасе , и казнен на гильотине на Страсбургском «параде». Земля". Причина: Шнайдер, « бывший священник и рожденный подданный (немецкого) кайзера, въехал в Страсбург с чрезмерной пышностью, запряженный шестеркой лошадей, в окружении гвардейцев с обнаженными саблями ». Таким образом, « этот Шнейдер » должен быть выставлен напоказ народу на эшафоте гильотины сегодня (15 декабря 1793 г.) с 10 часов утра до 2 часов дня, чтобы искупить позор. нравственности развивающейся республики. «После этого обвиняемых следует « гнать из бригады в бригаду в Париж, в Комитет общественного благосостояния Национального собрания » !
Евлогий Шнайдер провел свое заключение в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре в Париже . Там он делил камеру с графом Мервиллем, аристократическим противником революции.
1 апреля 1794 года Евлогий Шнейдер был казнен на гильотине в Париже.
Казнь Шнейдера следует рассматривать в том контексте, что Комитет общественного спасения вокруг Максимилиана Робеспьера должен был пойти на уступки буржуазии после того, как он ликвидировал жирондистов и «правые» круги их горской партии вокруг Жоржа Дантона , а теперь должен был также принять меры против социал-революционеров -санкюлотов , защитником которых считался Шнейдер. Кроме того, Шнейдер считался подозрительным ввиду его космополитизма , который соответствовал политическим позициям Жиронды в этом отношении.
Мнения о Евлогиусе Шнайдере
[ редактировать ]Сен-Жюст и Леба — Робеспьеру, 14 декабря 1793 г.:
Доставляем прокурора Страсбургского революционного трибунала в Комитет общественной безопасности. Он бывший священник, рожденный подданным кайзера. Прежде чем его увезли из Страсбурга, его выставили к позорному столбу на гильотине. Это наказание, которое он понес за свое наглое поведение, было также крайне необходимо для оказания давления на иностранные части. Мы не верим в космополитических шарлатанов и доверяем только себе.
Мы обнимаем Вас всем сердцем.

Марианна Шнайдер, сестра Евлогиуса Шнайдера, Сен-Жюсту:
Страсбург, 28-й день масонства II (18 декабря 1793 г.)
Гражданин! Представитель!
Перед вами стоит глубоко огорченная сестра несчастного Шнейдера. Вы представитель справедливого, благородного народа. Если мой брат невиновен, защитите его, это ваш долг. Если он допустил ошибки, поддержите его; не дайте ему утонуть, так как вы должны знать, что намерения его всегда были добрыми и честными. Если он преступник, просто позвольте мне плакать. Я выполнила свой долг сестры; делай свое как республиканец. Я ничего не могу сделать, кроме как плакать; ты можешь действовать. Да здравствует Республика! Да здравствует Конвенция!
Пол Шеффер, фармацевт из Страсбурга:
С тех пор как прибежал этот немецкий священник, этот монах без клобука и бывший профессор из Бонна приехал в Страсбург в июне 1792 года, он только посеял раздор и нанес ущерб среди добрых, трудолюбивых и богобоязненных жителей этой местности. Спасибо комиссарам Конвента, что вы наконец освободили нас от этого монстра и заплатили агенту из-за границы!
Мошуа Саломон, еврейский торговец:
Гражданин Шнейдер был настоящим патриотом и космополитом, принципиальным человеком. Если бы он не держал над нами свою руку и не защищал наши вновь обретенные гражданские права снова и снова, мне и моим еврейским согражданам пришлось бы совсем плохо во времена террора. Немало заклятых врагов Иудеи, которых было слишком много в Эльзасе, хотели порекомендовать нас на «прогулку а-ля гильотина»; самым малым было бы наше изгнание и депортация, против чего гражданин Шнейдер снова и снова поднимал свой голос.
( Источник: Михаэль Шнайдер, см. «Литература» )
Избранные работы
[ редактировать ]Все работы на немецком языке, если не указано иное.
- Комментарий к использованию философии в священном трибунале , 1786 ( на латыни );
- Речь о христианской толерантности в день святой Екатерины 1785 года, состоявшаяся в Аугсбурге в 1786 году;
- Святитель Златоуст, Отец Церкви и архиепископ Константинопольский, Речи на Евангелие от Матфея. С греческого (согласно новейшему парижскому изданию) в переводе и с примечаниями Иоганна Михаэля Федера и Э. Ш., 2 тома, 4 отдела, 1786–88;
- Мысли Фреймютиге о ценности и полезности пояснительных речей Златоуста к Новому Завету и их перевода , 1787;
- Оды францисканского монаха на спасительную смерть Леопольда Брауншвейгского , 1787;
- Ода почтенным членам читающего общества в Бонне, когда портрет нашего прославленного курфюрста был торжественно установлен в актовом зале , 1789 год;
- Речь о современном состоянии и препятствиях на пути к прекрасной литературе в католической Германии , 1789 г.;
- Элегия умирающему императору Иосифу II , 1790;
- Первые принципы изобразительного искусства вообще и прекрасного стиля письма в частности , 1790;
- Гедихте . С портретом автора, 1790 (51812) [Перепечатка 1985];
- Катехизическое обучение наиболее общим принципам практического христианства , 1790 г.;
- Патриотическая речь об Иосифе II в присутствии старшего курфюрста. фон Кёльна , состоявшееся перед литературным обществом Бонна 19 марта 1790, 1790 годов;
- Проповедь о цели Иисуса в установлении своей религии , произнесенная в придворной часовне Бонна 20 декабря 1789, 1790 годов;
- Похоронная речь Иосифа II перед Высшим императорским верховным судом Вецлара, 1790 г.;
- Образ доброго народного учителя, созданный в проповеди на Мф. VII, 15, в Неделю 17-ю по Пятидесятнице , 1791 г.;
- Комментарий к новым богословским вопросам под властью Французской империи , 1791 г. ( на латыни );
- Истоки неблагодарности к Богу, основателю и основателю нашей мудрой государственной конституции, изложены в проповеди Луки. XVII, 17, в Неделю 13-ю по Пятидесятнице , 1791 г.;
- Соответствие Евангелия новой государственной конституции франков . Речь при принесении торжественной гражданской присяги, 1791 г.;
- Rede über die Priesterehe Общества друзей конституции 11 октября 1791 года, прочитанный на сессии в Страсбурге. Перевод с французского и с примечаниями, 1791 г.;
- Аргос, или Человек со ста глазами , 4 тома. [4-й том, изд. Фридрих Бутеншон и Иоганн Якоб Каммерер] 1792–1794 [Перепечатка 1976];
- Об объявлении Национального собрания Франции народам Европы и всему человечеству, ввиду предстоящей войны 29 декабря 1791 , 1792 года;
- После смерти императора Леопольда II , 1792 г.;
- Disours sur l'éducation des femmes , состоявшийся перед собранием Общества друзей конституции в Страсбурге, 1792 г. ( на французском языке );
- Памятная речь Мирабо перед Обществом друзей конституции , 1792 г.;
- «Иисус, друг народа» , 1792 г.;
- Политическое кредо , представленное Обществу друзей конституции, 1792 г.;
- От немецкого фермера на Рейне , 1792 год;
- Серьезные размышления о своей печальной судьбе вместе с мимолетным обзором его жизни, написанным им самим незадолго до казни , 1794 г.;
- Der Guckkasten , забавное стихотворение в трёх песнях. Из его посмертных бумаг, 1795 г.;
Ссылки
[ редактировать ]- Михаэль Шнайдер: Мечта разума — Роман немецкого якобинца , 2002, ISBN 3-462-03160-0 ( на немецком языке )
- Клод Бетцингер, Жизнь и смерть Эулоги Шнайдер, бывшего францисканца. От Просвещения к террору, 1756-1794 . Страсбург, 1997 г. (без консультаций, на французском языке )
- Вальтер Граб, Евлогий Шнайдер - гражданин мира между кельей монаха и гильотиной в: «Народ должен сам завоевать свою свободу - К истории немецких якобинцев», Франкфурт, Ольтен, Вена 1984, с. 109 и далее. ISBN 3-7632-2965-5 ( на немецком языке )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Евлогиус Шнайдер в Немецкой национальной библиотеки каталоге
- Сильвия Виммер (1995). «Шнайдер, Евлогий (имя при крещении: Иоганн Георг)». В Баутце, Трауготт (ред.). Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке). Том 9. Герцберг: Бауц. столбцы. 547-551. ISBN 3-88309-058-1 .
- Краткая биография с новой библиографией. Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
- Франц Ксавер фон Вегене (1891), « Шнайдер, Евлогий », Общая немецкая биография (на немецком языке), том. 32, Лейпциг: Duncker & Humblot, стр. 103–108.
- Амель: История Сен-Жюста PDF