Литургия восьмой книги Апостольских постановлений.
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( август 2024 г. ) |
Литургия восьмой книги Апостольских постановлений представляет собой полный текст христианской Божественной литургии и содержится в восьмой книге Апостольских постановлений . Это самая старая известная форма, которую можно охарактеризовать как полную литургию и датировать второй половиной IV века. Он принадлежит к Антиохийскому обряду .
Апостольские конституции
[ редактировать ]Апостольские постановления состоят из восьми книг, предположительно написанных святым Климентом Римским (умер около 104 г.). Первые шесть книг представляют собой интерполированное издание Didascalia Apostolorum («Учение апостолов и учеников», написанное в первой половине третьего века и с тех пор отредактированное в сирийской версии де Лагардом в 1854 году); седьмая книга представляет собой столь же модифицированную версию Дидахе ( Учения двенадцати апостолов, написанного, вероятно, в первом веке и найденного Филофеем Вриеннием в 1883 году) со сборником молитв. Восьмая книга содержит полную литургию и восемьдесят пять «Апостольских канонов». Во второй книге также есть часть литургии, модифицированная из Дидаскалии.
Высказывалось предположение, что составителем Апостольских постановлений может быть то же лицо, что и автор шести ложных посланий святителя Игнатия (Псевдо-Игнатия). В любом случае он был сирийским христианином, вероятно, аполлинаристом, жившим в Антиохии или вблизи нее в конце четвертого или начале пятого века. А литургия, которую он описывает в своей восьмой книге, — это та литургия, которая использовалась в его время Антиохийской церковью, с некоторыми его собственными изменениями. То, что автор был антиохийским сирийцем и что он описывает литургическое использование своей страны, подтверждается различными деталями, такими как приоритет, отдаваемый Антиохии (VII, xlvi, VIII, x и т. д.); его упоминание о Рождестве (VIII, xxxiii), которое хранилось в Антиохии примерно с 375 г. и нигде больше на Востоке примерно до 430 г. ( Луи Дюшен , Origines ducule chrétien, 248); тот факт, что Страстная неделя и Великий пост вместе составляют семь недель (V, xiii), как в Антиохии, тогда как в Палестине и Египте , как и на всем Западе, Страстная неделя была шестой неделей Великого поста; что главным источником его «Апостольских канонов» является Синод Антиохии в энцении (341 г.); и особенно тем, что его литургия, очевидно, построена по тем же принципам, что и все сирийские. Однако есть его собственные модификации в молитвах «Крид» и «Глория», где стиль и идиомы, очевидно, принадлежат интерполятору Дидаскалии (см. примеры в Брайтмане, «Литургии», I, xxxiii-xxxiv). и часто очень похожи на те, что были у Псевдо-Игнатия (ib., xxxv). Рубрики добавлены составителем, видимо, из собственных наблюдений.
Литургия восьмой книги
[ редактировать ]Таким образом, литургия восьмой книги Апостольских постановлений представляет собой использование Антиохии в четвертом веке. Его порядок таков:
Сначала идет Месса оглашенных . После чтения (Закона, Пророков, Посланий, Деяний и Евангелий) епископ приветствует народ 2 Кор., 13, 13 (Благодать Господа нашего Иисуса Христа и милосердие Божие и сообщение Святой Дух да пребудет со всеми вами).
Они отвечают: «И духом твоим»; и он «говорит людям слова утешения». Затем следует ектения для оглашенных, на каждое обращение к которой народ отвечает « Kyrie eleison »; епископ произносит молитву (короткую общую молитву), а диакон отпускает оглашенных . Подобные ектении и сборы следуют для Энергуменов, Иллюминандов (photizómenoi, людей, собирающихся креститься) и публичных кающихся, и каждый раз их увольняют после сбора за них.
Месса верных начинается с более длинной ектении по различным причинам: за мир, Церковь, епископов ( Иаков , Климент , Эводий и Анниан названы ), священников, дьяконов, служителей, чтецов, певцов, девственниц, вдов, сирот, женатых, новокрещеных, узников, врагов, гонителей и т. д. и, наконец, «за всякую христианскую душу».
После ектении следует ее сбор, затем еще одно приветствие архиерея и целование мира . Перед приношением диаконы стоят у мужских дверей, а иподиаконы у женских, «чтобы никто не мог выйти и дверь не отворилась», и диакон снова предупреждает всех оглашенных, неверных и еретиков удалиться, матери присматривать за детьми своими, никому не оставаться в лицемерии, и всем стоять в страхе и трепете.
Дьяконы приносят приношения епископу в алтарь. Священники стоят вокруг, два дьякона машут веерами (рипидия) над хлебом и вином, и Анафора начинается (канон). Епископ снова приветствует народ sursum corda , словами 2 Кор., 13, 13, вместе со стихами, которые появляются в большинстве других форм Божественной литургии, после чего следует евхаристическое предисловие и начинается евхаристическая молитва .
Он говорит о «единородном Сыне, Слове и Боге, Спасающей Мудрости, первенце из всех созданий, Ангеле великого совета Твоего», довольно подробно упоминает Эдемский сад, Авеля, Хеноха, Авраама , Мелхиседека , Иова, и другие святые Ветхого Закона. Когда он произнес слова: «бесчисленное войско Ангелов… Херувимы и шестикрылые Серафимы… вместе с тысячами тысяч Архангелов и мириадами мириад Ангелов непрестанно и безмолвно взывают», «весь народ вместе говорит: «Святый Свят, Свят Господь Саваоф, небо и земля полны славы Его, благословен во веки веков, аминь».
Епископ тогда снова берет слово и продолжает: «Ты истинно свят и всесвят, высочайший и превознесенный во веки веков. И Единородный Твой Сын, Господь и Бог наш Иисус Христос, свят…»; и вот он приходит к словам Установления : «в ночь, в которую Он был предан, взяв хлеб в Свои святые и непорочные руки и взирая на Тебя, Бога и Отца Его, и преломив, дал ученикам Своим, говоря: Это есть Тайна Нового Завета; возьмите от него, вкусите. Это есть Тело Мое, за многих сокрушенное для прощения грехов. Так и, смешав чашу с вином и благословив, дал им, говоря: пейте. вы все это. Это Моя кровь, пролитая за многих для прощения грехов. Делайте это в память обо Мне, ибо всякий раз, когда вы едите этот хлеб и пьете эту чашу, вы возвещаете Мою смерть, пока Я не приду».
Затем следует Анамнезис («Вспомнив поэтому Его страдания, и смерть, и воскресение, и возвращение на небеса, и Его будущее второе пришествие…»), Эпиклезис или воззвание («посылание Твоего Святого Духа, свидетеля страданий Господа Иисуса на эту жертву». , да променяет Он хлеб сей на тело Христа твоего и чашу сию на кровь Христа твоего...»), и своего рода ектению (великое Покровство) для Церкви, духовенства, Императора и для всякого рода и состояния людей, которое заканчивается славословием: «и весь народ говорит: аминь».
В этой ектении есть любопытное прошение (после этого к Императору и войску), которое присоединяет святых к живым людям, о которых молится архиерей: «Приносим Тебе и за ('upér) всех святых Твоих и вечно благоугодных патриархов пророки, праведные апостолы, мученики, исповедники, епископы, священники, диаконы, иподиаконы, чтецы, певцы, девы, вдовы, миряне и все, чьи имена ты знаешь».
После Поцелуя мира (Мир Божий со всеми вами) диакон призывает людей молиться по разным причинам, которые почти такие же, как и в епископской ектении, и епископ собирает их молитвы в сборник. Затем он показывает им Святую Евхаристию , говоря: «Святыни для святых», а они отвечают: «Один свят, один Господь, Иисус Христос во славе Бога Отца и т. д.». Епископ дает народу Святое Причастие в виде хлеба, говоря каждому: «Тело Христово», а причащающийся отвечает «Аминь». Диакон следует с чашей, говоря: «Кровь Христова, чаша жизни». Р. «Аминь». Пока они принимают, произносится XXXIII псалом («Благословлю Господа во всякое время»). После Причастия диаконы относят остатки Святых Даров в ризницу ( пастофорию ). Далее следует короткое благодарение, епископ отпускает народ, а диакон заканчивает словами: «Идите с миром».
На протяжении всей этой литургии составитель предполагает, что она была составлена Апостолами , и вставляет предложения, сообщающие нам, какой Апостол составил каждую отдельную часть, например: «И я, Иаков, брат Иоанна, сына Зеведея, говорю, что диакон скажет сразу: «Никто из оглашенных»» и т. д. Вторая книга Апостольских постановлений содержит схему литургии (едва ли не более, чем рубрики), практически совпадающую с этой.
Ссылки
[ редактировать ] В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Антиохийская литургия ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.