Фаиз Мухаммад Катеб
Фаиз Мухаммад Катеб Фаиз Мохаммад Катаб | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 1860 Наурский район , провинция Газни , Афганистан |
Умер | 3 марта 1931 г. Кабул , Афганистан |
Место отдыха | Чиндавол , Кабул, Афганистан. |
Занятие | Историк , интеллектуал , каллиграф , афганский придворный летописец и секретарь эмира Хабиба Уллы Хана. |
Язык | персидский , арабский , пушту , урду и английский |
Часть серии о |
хазарейцы |
---|
![]() |
|
![]() ![]() ![]() |
Фаиз Мухаммад Катеб ( персидский : فیضمحمد کاتب ), также известный как Катеб ( کاتب ), был писателем и историком. Он был афганским придворным летописцем , опытным каллиграфом и секретарем Хабибуллы-хана с 1901 по 1919 год. [ 1 ] [ 2 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Фаиз Мухаммад Катеб, сын Саида Мухаммада ( سعید محمد ), родился в 1860 году в деревне Зард Санг района Наур провинции Газни , Афганистан , он провел часть своей жизни в районе Наур, другом районе Газни, и умер в Кабуле в марте. 3, 1931. [ 3 ] Он был этническим хазарейцем и принадлежал к клану Мухаммада Ходжа Хазара . Катеб провел свою юность в округе Карабах , где его обучали арабскому языку и Корану местные муллы . В 1880 году он и его семья переехали сначала в Навур , а затем, из-за межрелигиозной розни, в Кандагар в том же году . В 1887 году он покинул Кандагар и отправился в годичное путешествие, в ходе которого он посетил Лахор и Пешавар , где провел некоторое время, изучая английский и урду . В конце концов он высадился в Джелалабаде и был приглашен в 1888 году присоединиться к администрации афганского эмира Абдур Рахман-хана . [ 2 ] [ 4 ]
История
[ редактировать ]Вскоре он был присоединен к окружению старшего сына эмира Хабиба Уллы-хана по рекомендации одного из его учителей, муллы Сарвара Исхакзая. [ 4 ] Катеб сопровождал принца из Кабула в Джелалабад в 1311/1893-94 гг. [ 5 ] Ему приписывают рукопись, датированную 29 раджаба 1311 года/5 февраля 1894 года, согласно которой он находится в Джелалабаде в это время. В 1314/1896 году, когда младший брат Хабиба Уллы Наср Улла Хан совершил поездку по Англии с государственным визитом, Хабиб Улла поручил Катебу скопировать и разместить на Чарсуке, главном рынке Кабула, подробные письма, отправленные Насром Уллой с описанием его деятельности, чтобы «И знатные люди, и простолюдины будут удостоены чести и уважения, которые оказывали ему англичане». [ 6 ]
Во время правления Хабиба Уллы Катеб был вовлечен, хотя и второстепенно, в движение молодых афганцев, возглавляемое Махмудом Тарзи . Говорят, что он был связан с публикацией реформистского журнала Тарзи «Сираж аль-Акбар» и трех других журналов: «Анис» , «Хайи алал-фалах » и «Айна-йе Ирфан» . После убийства своего покровителя в 1337/1919 году Катеб какое-то время работал в Министерстве просвещения над редактированием учебников. Некоторое время спустя он был назначен на должность преподавателя в Хабибия Лейси (Средняя школа Хабибия) в Кабуле. [ 4 ]
Во время правления Амана Уллы-хана (1919–29) иранский министр в Кабуле Сайед Махди Фаррух составил список современных афганских лидеров «кто есть кто». Его описание Катеба характеризует его как набожного мусульманина-шиита , пользующегося большим уважением среди кызылбашской общины Кабула, а также лидера среди своего народа, хазарейцев, и важного источника информации для персидской миссии о том, что происходило в капитал. [ 7 ]
В 1929 году таджикский преступник Хабиб Улла Калакани сверг Амана Уллу-хана и взял под свой контроль Кабул на девять месяцев (с января по октябрь 1929 года). Во время этого восстания Катеб, который провел почти все время в городе, вел дневник, который послужил основой для незаконченной монографии под названием « Китаб-э Тадакур-э Энкилаб» , которую он начал вскоре после падения Хабиба Уллы Калакани.
Во время оккупации Катеб был вынужден принять участие в составе делегации, отправленной Калакани для переговоров с хазарейскими группировками, выступающими против таджикского лидера. По его словам, ему удалось сорвать планы Калакани и привести к провалу миссии. Однако он и руководитель миссии Нур ад-Дин Ага, кызылбашский шиит из Кабула, заплатили за это высокую цену: оба были приговорены к смертной казни через избиение. Один только Катеб пережил это испытание и был спасен коллегой. Персидская миссия в Кабуле по указанию Реза-шаха сделать все возможное, чтобы помочь шиитам Кабула, отправила ему домой лекарства. В конце концов он достаточно поправился, чтобы в следующем году поехать в Тегеран для получения дополнительной медицинской помощи. Менее чем через год он вернулся в Кабул, где умер 6 Шаваля 1349/3 марта 1931 года в возрасте шестидесяти восьми или шестидесяти девяти лет. [ 8 ]
Публикации
[ редактировать ]Катеб наиболее известен своими книгами по истории Афганистана. Во время правления Хабиба Уллы он принял два заказа на написание всеобъемлющей истории Афганистана, охватывающей события со времен Ахмад Шаха до правления Хабиба Уллы Хана. Первой была история Афганистана под названием «Тохфат уль-Хабиб» ( «Дар Хабиба» ) в честь эмира, но Хабиб Улла Хан счел законченную работу неприемлемой и приказал Катебу начать все сначала. Переработанная версия представляет собой трехтомную историю Афганистана, озаглавленную «Сираж ат-Таварих» ( «Лампа истории» ), что является намеком на почетный титул эмира «Светильник нации и религии» (Сираж ат-мелла валь-дин). Были проблемы и с его публикацией: третий том так и не был напечатан полностью. Считается, что процесс публикации третьего тома длился несколько лет и завершился только после смерти Хабиба Уллы Хана. [ 9 ] Некоторые говорят, что публикация третьего тома была остановлена на странице 1240 по неустановленным причинам. [ 10 ] Преемник Хабиба Уллы Хана, Аман Улла Хан, первоначально интересовался этой работой, и набор текста возобновился в середине 1920-х годов, но когда эмир просмотрел содержащийся в ней материал об англо-афганских отношениях, он, как сообщается, передумал и приказал опубликовать все, кроме еще неполные копии третьего тома изъяты из типографии и сожжены. [ 11 ] Несмотря на такую реакцию, Катеб продолжил работу над своей хроникой. Многие полагают, что рукопись оставшейся части третьего тома уже закончена, а автограф, как сообщается, был передан в афганские архивы сыном Катеба. Возможно, также были написаны тома, посвященные Хабибу Улле Хану и Аману Улле Хану. Фарман , выданный последним, сообщил, что Катебу было приказано завершить Сирадж , а затем начать работу над хроникой правления Амана Улла-хана под названием « Тарих-е Аср-е Амания» . Есть некоторые свидетельства того, что он действительно выполнял эти поручения, хотя больше ничего опубликовано не было. [ 12 ]
Помимо Сираджа ат-Тавриха , Катеб написал следующие произведения:
- Тухфатул Хабиб История Афганистана (1747–1880) в двух томах. (Оригинальный сценарий, написанный от руки Катебом, хранится в Национальном архиве в Кабуле)
- Тазкератул Энкиляаб Отчеты о днях Хабибуллы, Бача-э Сакау
- История древних пророков/правителей от Адама до Иисуса
- Хидаят-и кишт-и гул-ха ва каламах-ха ва Хубубат ва гайра (1921–1922)
- Джуграфия-йи Таби ва Африка
- Тарих-е Хокама-йе Мотакаддем , составленный во время работы в Министерстве образования;
- Файз аль-Фоюзат , фрагмент которого, названный «Афганские договоры и соглашения» (ʿahd wa мисак-е афган), был опубликован в книге Сайеда Махди Фарроха « Тарих-е Сиаси-йе Афганистан» (Тегеран, 1314 г./1935) и который, созвучно в духе времени - резкая критика отношений Абдула Рахмана с британцами;
- Факарат-э Шария , о котором неизвестно, сохранился ли он; и
- Насаб-нама-йе Таваеф-е афгена ва тааддод-е нофус-е ишан , также известный как Ниджхад-нама-йе Афган , описание афганских племен и неафганцев, проживающих в Афганистане. «Ниджхад -нама» была опубликована в Персии в 1933 году на основе рукописи, предположительно являвшейся автографом и хранившейся в Китаб Хана-йе Милли-йе Малик в Тегеране . [ 13 ]
Среди работ, которые он, как известно, копировал, - коллекция фермеров из 230 фолиантов, выпущенная правителем Великих Моголов Аурангзебом (1068–1118/1658–1707), которую он завершил в Джелалабаде в 1312/1894 году; диван Шехаб-э Торшизи , поэта конца XVIII века из Герата ; и Рисала-йе фиуз , трактат о взрывчатых веществах. [ 1 ]
В конце 20-го века американский ученый Роберт Д. Макчесни тщательно исследовал жизнь и письменные произведения Катеба, в частности Сирадж аль-Таварих. В 1999 году он опубликовал перевод книги «Тазкератул Энкилааб» под названием « Кабул в осаде: отчет Файза Мухаммеда о восстании 1929 года» . [ 14 ] а в 2012 году Макчесни и Мехди Хоррами завершили первый английский перевод Сираджа ат-Тавриха . [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Kitab-e Tadakkor-e Enqilab, Translation: Shkirando as "Kniga Upominanii o Myatezhe" Moscow, 1988. p. 20
- ^ Jump up to: а б Р.Д. Макчесни и А.Х. Тарзи. «ФАЙЖ МОХАММАД КАТЕБ» . Ираника . Проверено 7 августа 2011 г.
- ↑ Кабул в осаде: отчет Файза Мухаммеда о восстании 1929 года, написанный Файзом Мухаммедом, перевод Р.Д. Макчесни, стр. 16.
- ^ Jump up to: а б с Kitab-e Tadakkor-e Enqilab, Translation: Shkirando as "Kniga Upominanii o Myatezhe" Moscow, 1988. p. 13
- ^ Фаиз Мохаммад Катиб Хазара, «Сираж ат-Таварих», Кабул, 1331–1333/1913–1915. III, с. 990
- ^ Фаиз Мохаммад Катиб Хазара, «Сираж ат-Таварих», Кабул, 1331–1333/1913–1915. III, с. 1107
- ^ М. Фаррох, «Тарих-е Сиаси-йе Афганистан», Тегеран, 1314 г./1935; Перепечатано, Кум, 1371 ш./1992, стр. 252–54
- ^ Kitab-e Tadakkor-e Enqilab, Translation: Shkirando as "Kniga Upominanii o Myatezhe" Moscow, 1988. p. 24.
- ^ В. А. Ромодин, «Источники Сираджа ат-Тавариха», в «Исследовании проблем новейшей истории культуры Востока», май 1969 г., с. 114 (Тезисы докладов, представленных на пятой ежегодной сессии Литературного отдела Института востоковедения АН);
- ^ М. Гобар, «Тарих-е Адабият-е Афганистан», Кабул, ʿA. Хабиби, «Джонбеш-э машрутият дар Афганистан», Кабул, 1363 ш./1984. п. 396
- ^ Kitab-e Tadakkor-e Enqilab, Translation: Shkirando as "Kniga Upominanii o Myatezhe" Moscow, 1988 p. 17
- ^ Kitab-e Tadakkor-e Enqilab, Translation: Shkirando as "Kniga Upominanii o Myatezhe" Moscow, 1988. p. 18
- ^ "Ниджхад-нама-йе Афган, редакторы. К. Яздани и А. Рахими, Кум, 1372 г./1993. стр. 29–32.
- ^ Макчесни, РД ; Файз Мухаммад (1999). Кабул в осаде: отчет Файза Мухаммеда о восстании 1929 года . Принстон: Издательство Маркуса Винера. ISBN 978-1-55876-154-4 .
- ^ Макчесни, Роберт, и Хоррами, Мохаммад Мехди, ред. История Афганистана, набор из 6 томов: Сирдж ат-Таурх Фая Муаммада Ктиба Хазры. Лейден, Нидерланды: BRILL, 2012.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биография Файза Мохаммада Катеба [ постоянная мертвая ссылка ] и Иранская энциклопедия .
- Китаб-и мустатаб-и сираж ат-таварих Фаиза Мохаммада Катиба Хазары - Цифровая библиотека Афганистана
