Batal Hajji Belkhoroev
Batal Hajji Belkhoroev Белхарой Батал-Хаджа | |
---|---|
Заголовок | Шейх , Хадж , Устаз |
Персональный | |
Рожденный | Batal 1821 |
Умер | 1914 (89–90 лет) |
Место отдыха | Зиярат Батал-Хаджи, Сурхахи, Ингушетия |
Религия | ислам |
Национальность | Ингушский |
Родной город | Сомех/Сурхахи, [ а ] |
Родители |
|
Эра | Современный |
Номинал | сунниты |
Родословная | Белхарой |
Образование | Неизвестный |
Тарикат | Кадир |
Мусульманский лидер | |
Учитель | Муниципалитет-Хаджи |
Ученики |
Batal Hajji Belkhoroev [ б ] ( Ингушский : Белхарой Батал-Хаджа , латинизированный: Белхарой Батал-Хажа ; ок. 1824–1914) [ с ] был ингушским шейхом ордена Кадири суфийского ( тарика ), основавшим свой независимый суфийский подотряд ( вирд ). [ д ]
В раннем возрасте оба его родителя умерли, после чего он переехал в Чечню . Там Батал-хаджи познакомился с Кунта-Хаджи , чеченским суфийским шейхом, который стал его наставником. Был преступником ( абреком ) и сторонником имама Шамиля во время Кавказской войны . Батал-Хаджи основал свой независимый вирд после ареста и ссылки Кунта-Хаджи в 1864 году или после смерти Кунта-Хаджи в 1867 году. Сегодня он продолжает существовать среди ингушей, отчасти среди чеченцев и кумыков . В 1911 году по обвинению в укрывательстве чеченского преступника Зелимхана он был сослан в Козельск , где и умер в 1914 году.
Фон
[ редактировать ]Батал-хаджи родился в 1824 году в Ингушетии , то ли в Сурхахи , то ли в Сомехе. [ а ] Он был этническим ингушем. [ 16 ] [ 12 ] из рода Белхарой ( тейпа ). [ 17 ] [ 10 ] Согласно легенде, Белхарои ведут свою родословную от легендарного человека по имени Борга. [ 18 ] [ и ] Отцом Батал-хаджи был Анарбек, а мать звали Райзет (Забия). [ 20 ]
В семилетнем возрасте умерла мать Батала, а вскоре умер и его отец. Его взяли под опеку родственники матери, которые на тот момент проживали в Чечне. За 10 лет проживания там он встретил Кунта-Хаджи , чеченского суфийского шейха, с которым обсуждал вопросы духовности, вызвавшие у него интерес. [ 21 ] Неизвестно, получил ли он какое-либо религиозное образование при жизни. [ 2 ] [ 4 ] Во время Кавказской войны был сторонником имама Шамиля и руководил отрядами преступников ( абреков ). [ 22 ] Он сам был преступником. [ 4 ]
Возвращение в Ингушетию и хадж
[ редактировать ]На момент возвращения Батала-хаджи в Ингушетию шел процесс исламизации и христианизации ингушского народа. Ингушам пришлось приложить все усилия, чтобы посетить Чечню и встретиться там с Кунта-Хаджи, так как у них не было своего духовного наставника. Соответственно, однажды ингуш снова отправился на встречу с Кунта-Хаджи, чтобы посоветоваться с ним. Он сказал им, что Батал-хаджи — их новый наставник, к которому они должны теперь обратиться вместо него: «Воистину это устаз , шейх из Сурхахи Батала, отныне вы можете обращаться к нему за советом и брать тоба». [ 23 ]
В 1859 году Батал Хадж завершил трехлетнее исламское паломничество ( хадж ) в Мекку, а также паломничество в Медину . [ 24 ] на что указывает титул « Хаджи » в его имени. [ 25 ] Согласно традиции, Батал-хаджи увидело видение от Мухаммеда во время пребывания в Мекке , который предложил ему выбор между этой жизнью и загробной жизнью . сможет занять место в загробной жизни . Батал Хаджи выбрал эту жизнь, надеясь, что своими добрыми делами [ 2 ]
Воля
[ редактировать ]Фундамент
[ редактировать ]Батал-хаджи основал вирд либо после ареста и ссылки Кунта-хаджи в 1864 году, либо после ареста и ссылки Кунта-хаджи в 1864 году. [ 26 ] [ 14 ] или после его смерти в 1867 году. [ 27 ] Первыми последователями вирда были жители Сурхахи, Назрани , Насыр-Корта , Плиево и Верхне-Ачалуки , но позднее последователи пришли и из других мест. [ 28 ] Размер вирда оценивался Джоном Ф. Бэддели , британским путешественником, известным своими работами по Кавказскому региону , в 1901 году в 100 семей. [ 29 ]
Характеристики
[ редактировать ]Отличительными чертами членов вирда Батал -хаджи были стриженная борода, использование длинных кинжалов ( кинжалов ), берданных винтовок и пистолетов, духовная сила и взаимовыручка, а также помощь друг другу в трудных ситуациях. Советы обвинили батал-хаджи в причастности к «(...) тяжким преступлениям против общественного порядка и советского закона», а также в том, что руководство вирда « (...) использовало религию в своих корыстных целях и личной выгоде. " [ 30 ]
Вирд Батал - Хаджи имеет некоторые отличия в исламской которые можно сравнить с Кунта - Хаджи и Денни- практике , Например, во время погребения нижняя сторона могилы делается с левой стороны, как был похоронен Мухаммед Кунта-Хаджи , в то время как вирд делает нижнюю сторону могилы с правой стороны, поскольку они видят в этом способ выразить уважение. Мухаммеду. [ 31 ] В отличие от вирда Кунта-Хаджи, Батал-Хаджи громкий зикр совершают в вирде , стоя в кругу и ритмично кружась с места на место, хлопая в ладоши и повторяя при этом «ля иляха илля-ль-лахи» ( « Нет Бога, кроме Аллаха ») или другие религиозные гимны ( назмы ). В отличие от вирда женщины не участвуют в кружении . Чиммирзы, в вирде Батал Хаджи [ 31 ] В то время как в вирде Батал-Хаджи и Кунта-Хаджи жертвенное животное забивают, в вирде Бамат -Гирей-Хаджи этого не происходит. [ 32 ]
Смешанные браки внутри вирда приветствуются . [ 31 ] Хотя женщинам запрещено выходить замуж за мужчин другого происхождения , [ 33 ] мужчинам разрешено жениться на женщинах других стран . [ 31 ] При этом пары предупреждаются, что в Судный день они будут находиться рядом только со своим личным шейхом, поэтому смешанные пары разойдутся. [ 33 ] [ 31 ] Свадьбы не сопровождаются музыкой и танцами, веселиться во время свадьбы недопустимо. [ 33 ] Членам вирда запрещено делиться едой с кем-то, кто не является частью вирда . [ 26 ]
Учение Батала Хаджи
[ редактировать ]Батал Хаджи любил Коран и учил людей его читать. Он также отметил, что «вера делает человека правым и чистым в земной и будущей жизни, а знание возвышает человека». [ 34 ] Батал-хаджи активно боролся с ингушским язычеством , сохранившимся в некоторых традициях. [ 7 ]
Спустя годы
[ редактировать ]В 1892 году Батал-хаджи был арестован «за вредную религиозную пропаганду» и отправлен в ссылку в Козельск , но по амнистии в честь коронации императора Николая II ему было разрешено вернуться в Ингушетию в 1896 году. [ 24 ] Джон Ф. Бэддели встретился с Баталом Хаджи 8 октября 1901 года. [ 15 ] По его словам, Батал был преемником Кунта-Хаджи. [ 29 ] [ ж ] и он описал его следующим образом: «Он был стариком, довольно полным, с хорошим лицом и очень учтивыми манерами». [ 15 ]
Смерть
[ редактировать ]В 1911 году царские власти Российской империи опасались восстания под влиянием призывов священнослужителей. Видные религиозные деятели, среди которых был Батал Хаджи, были обвинены в укрывательстве чеченского преступника Зелимхана и сосланы. [ 35 ] а также будущий эмир аварский Северо-Кавказского эмирата Чиммирза) , шейх Узун -Хаджи шейх, мулла Махома, Кана-хаджи , [ 36 ] Батал-хаджи был сослан в Козельск , Калужской губернии где в 1914 году и умер. [ 37 ]
По просьбе Павла Гайдукова было разрешено перевезти тело Батала-Хаджи обратно в Ингушетию на специальном вагоне. Похоронен 25 октября 1914 года в Сурхахи, где его Зиярат сегодня находится . Похороны сопровождались громким зикром Кунта и Батал-хаджи в течение многих часов. На похоронах присутствовали жители со всего Северного Кавказа . стал его старший сын Магомед После смерти Батал-хаджи главой вирда . [ 38 ]
Семья
[ редактировать ]У Батала Хаджи была жена, которую, по словам Джона Ф. Баддели, пользовались большим уважением, чем любую другую ингушскую женщину. Она уже умерла к тому времени, когда Бэддели встретил Батала Хаджи в 1901 году. [ 29 ] У Батала-Хаджи было семь сыновей, большинство из которых были казнены советскими властями за ожесточенное сопротивление большевикам . Его сын Мухаммед, например, был сторонником антисоветского имама Гоцинского был казнен при попытке бегства в Турцию 1921 году. [ 39 ] [ 40 ] Другой его сын, Курейш, возглавлял партизанское движение в Чечено-Ингушской АССР и Северо-Осетинской АССР , но был пойман в 1947 году и арестован. [ 41 ] [ 40 ] В 1957 году он был освобожден и вернулся на родину, доведя дело до своей смерти в 1964 году. [ 40 ] У Батала-хаджи была также единственная дочь по имени Залейха. За способность ее пообщаться с джиннами , узнать о ее особых целительских способностях, а также о созданных ею амулетах и талисманах. [ 30 ]
Внуки Батала Хаджи также находились под наблюдением советского режима, и некоторые из них, такие как Джабраил, Ахмет, Мустафа, Макшарип, Гусейн и Султан, погибли в перестрелках между советской полицией ( милицией ). [ 30 ]
Наследие
[ редактировать ]Батал-Хаджи Сегодня вирд — крупный суфийский подотряд, наиболее замкнутый и сплоченный в Кавказском регионе из всех других суфийских вирдов , играющий важную роль в социально-экономической и политической жизни Ингушетии. [ 33 ] Батал-Хаджи Вирд продолжает существовать среди ингушей, отчасти среди чеченцев и кумыков. Процент батал-хаджи среди ингушей оценивается Муфтиятом Ингушетии в 4,5%. [ 42 ] В 1968 году население насчитывало 400 мюридов . [ 43 ] В честь Батала Хаджи кладбище ( зиярат ) и мечеть. в селе Сурхахи и мечети было построено [ 40 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Согласно большинству источников, он родился в Сурхахи. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] По другим данным, он родился в селе Сомойхе, местечке недалеко от современной Нестеровской в Ингушетии. [ 5 ] [ 6 ]
- ^ Также пишется Батал-Хаджи , [ 7 ] Отменить Хаджи , [ 8 ] Батталь Хадж , [ 9 ] Баттал Гаджи Белхороев . [ 10 ] If following the full Eastern Slavic naming convention , then his name is Batal Hajji Anarbekovich Belkhoroev ( Russian : Батал-Хаджи Анарбекович Белхароев ).; [ 11 ] nicknamed ' Bison of Surkhakhi' (Russian: Сурхохский зубр , romanized : Surkhokhskiy zubr ) [ 12 ] и « единственный ингушский шейх» . [ 2 ]
- ↑ Примерно по большинству источников он родился в 1824 году и умер в 1914 году. [ 10 ] [ 13 ] [ 6 ] По другим данным, он родился в 1821 году. [ 2 ] [ 4 ] Однако Джульетта Месхидзе отмечает, что факт предоставления Баталу Хаджи свидетельства о дате его рождения противоречив. Существуют также разные предположения о дате его работы, некоторые утверждают, что он был ровесником Кунта-Хаджи . [ 2 ] В своей более ранней работе Месхидзе указала дату рождения Батал-Хаджи как середину XIX века, а дату смерти - как 10–20-е годы 20 века. [ 12 ] Хаджимурад Белхароев, правнук Батал-Хаджи, определил даты рождения и смерти Батала-Хаджи следующим образом: согласно календарю хиджры , он жил с 25 зу аль-Кады 1239 года (на аль-Арбия, арабский : الأربعاء , то есть в среду вечером). до четверга) до 25 зу аль-када 1332 г. (также на «Аль-Арбия»); по григорианскому календарю он жил с 21–22 июля 1824 г. по 14 октября 1914 г. (с ночи среды на четверг, т. е. «аль-Арбия»). Дата его захоронения Хаджимурадом Белхароевым определена по грузинскому календарю как 25 октября 1914 года (воскресенье). [ 6 ]
- ^ Вирды . также называются «братствами» ( русские : мн. браства, сг. браство , латинизированное : братсва) , братство ; [ 14 ] Ингушский : пл. ты играешь в сг. вошал , латинизировано: вошалаш , вошал [ 15 ] ).
- ↑ Легенда записана в 1975 году Ахмедом Мальсаговым со слов жителя села Лорса 1877 года рождения) [ 19 ]
- ↑ Тот факт, что некоторые источники указывают Батала-хаджи как преемника Кунта-хаджи, отметила Джульетта Месхидзе. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Akhmadov & Khasmagomadov 2005 , p. 307.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Месхидзе 2006б , с. 182.
- ^ Цароева 2011 , с. 358.
- ^ Jump up to: а б с д Зелкина 2010 .
- ^ Албогачиева 2017 , с. 75 (со ссылкой на ( Албогачиев 2010 , с. 39))
- ^ Jump up to: а б с Белхароев 2022 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б Деттмеринг 2014 , с. 364 .
- ^ Беннигсен и Уимбуш 1985 , с. 54.
- ^ Гаммер 2006 , стр. 109, 121, 244.
- ^ Jump up to: а б с Аскеров 2015 , с. 64 .
- ^ Белхароев 2022 , с. 17 (примечание 1).
- ^ Jump up to: а б с Meskhidze 1999 , p. 15.
- ^ Албогачиева 2019 , с. 236.
- ^ Jump up to: а б Албогачиева 2019 , с. 235.
- ^ Jump up to: а б с д Месхидзе 2006б , с. 183.
- ^ Meskhidze 1998 , p. 107.
- ^ Гаммер 2006 , стр. 109.
- ^ Мальсагов и Дахкильгов 1986 , с. 385.
- ^ Мальсагов и Дахкильгов 1986 , с. 511.
- ^ Албогачиева 2012 , с. 118.
- ^ Албогачиева 2017 , с. 75.
- ^ Хайретдинов 2009 , с. 164.
- ^ Албогачиева 2017 , стр. 75–76.
- ^ Jump up to: а б Казиев 2018 , с. 90.
- ^ Борусевич 1893 , с. 139 .
- ^ Jump up to: а б Янгблад 2003 , с. 45.
- ^ и Уимбуш 1985 , стр 70–71 . Беннигсен .
- ^ Месхидзе 2006б , стр. 182–183.
- ^ Jump up to: а б с Бэддели 1940 , с. 264.
- ^ Jump up to: а б с Месхидзе 2006б , с. 188.
- ^ Jump up to: а б с д и Албогачиева 2012 , с. 121.
- ^ Албогачиева 2013 , с. 271.
- ^ Jump up to: а б с д Месхидзе 2006б , с. 189.
- ^ Албогачиева 2012 , с. 119.
- ^ Даудов и Месхидзе 2009 , с. 28.
- ^ Месхидзе 2006б , с. 184.
- ^ Албогачиева 2017 , с. 77.
- ^ Албогачиева 2012 , с. 120.
- ^ Месхидзе 2006б , с. 186.
- ^ Jump up to: а б с д Месхидзе 2006а , с. 57.
- ^ Месхидзе 2006б , с. 187.
- ^ Албогачиева 2012 , с. 11–12.
- ^ Meskhidze 1999 , p. 16.
Источники
[ редактировать ]Английские источники
[ редактировать ]- Аскеров, Али (22 апреля 2015 г.). Исторический словарь чеченского конфликта . Лэнхэм : Роуман и Литтлфилд . стр. 1–310. ISBN 9781442249257 – через Google Книги.
- Бэддели, Джон Ф. (1940). Суровые фланги Кавказа . Том. 1. Лондон : Издательство Оксфордского университета : Хамфри Милфорд . стр. 1–318.
- Беннигсен, Александр ; Уимбуш, С. Эндерс (1985). Мистики и комиссары: суфизм в Советском Союзе . Беркли : Издательство Калифорнийского университета . стр. 1–195. ISBN 9780520055766 .
- Деттмеринг, Кристиан (10 января 2014 г.). «Никакой любви: ингушская и чеченская имперская этнография» . В Цветковски, Роланд; Хофмайстер, Алексис (ред.). Империя других: создание этнографических знаний в царской России и СССР . Будапешт : Издательство Центрально-Европейского университета . стр. 341–368. ISBN 9789633862421 .
- Гаммер, Моше (2006). Харрис, Дж. (ред.). Одинокий волк и медведь: три столетия российского неповиновения российскому правлению . Серия Питта в исследованиях России и Восточной Европы. Питтсбург: Издательство Питтсбургского университета. стр. 1–252. ISBN 0-8229-5898-8 .
- Месхидзе, Джульетта (март – июнь 2006 г.). «Шейх Батал Хаджи из Сурхохи: К истории ислама в Ингушетии» (PDF ) Центральноазиатское исследование . 25 (1–2). Рутледж : 179–191. дои : 10.1080/02634930600903262 . eISSN 1465-3354 . ISSN 0263-4937 . ОКЛК 202671183 . S2CID 143571210 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - Янгблад, диджей (2003). «Баттал Хаджи Братство» . В Адамсе, Б.Ф. (ред.). Приложение к «Современной энциклопедии российской, советской и евразийской истории» . Том. 4: Башкирская АССР – Бугаев Борис Николаевич. Колумбия, Миссури: Academic International Press. стр. 45–46. ISBN 9780875691428 . ОСЛК 33150272 .
- Зелкина, Анна (14 июля 2010 г.). «Батал Хаджи Белхороев» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама . Том. 2010–1 (3-е изд.). Брилл Онлайн . ISBN 978-90-04-18390-2 . ISSN 1873-9830 .
Российские источники
[ редактировать ]- Албогачиев, Р.-Х. Ш.-Х. (2010). Шейх Овлия Батал-хаджи Белхороев [ Шейх Овлия Батал-хаджи Белхороев ] (на русском языке). Нальчик .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Albogachieva, Makka (2012). "О некоторых особенностях братства Батал-Хаджи Белхороева" [On some features of the wird brotherhood established by Batal-Hajji Belkhoroev]. Pax Islamica (in Russian). 5 (1–2): 118–124. doi : 10.24848/islmlg.05.1-2.13 . ISSN 2541-884X .
- Албогачиева, Макка (2013). «Ислам» [Ислам]. В Албогачиевой, Макка; Мартазанов, Арсамак; Соловьева, Любовь (ред.). Ингуши [ Ингуши ]. Народы и культура. Москва : Наука . стр. 319–332. ISBN 978-5-02-038042-4 .
- Albogachieva, Makka (2015). "Влияние социально-философских идей Ханбалийского проповедника Абдула-Кадира аль-Джилани на Исламскую культуру народов Кавказа" [The influence of the socio-philosophical ideas of the Hanbali preacher Abdul-Qadir al-Jilani on the Islamic culture of the Caucasus people] (PDF) . Страны и народы востока (in Russian) (36: Религии на Востоке). Moscow: Nauka–Vostochnaya Literatura: 160–189.
- Albogachieva, Makka (2017). Ислам в Ингушетии: этнография и историко-культурные аспекты [ Islam in Ingushetia: ethnography and historical and cultural aspects ] (in Russian). St. Petersburg : Kunstkamera . pp. 1–264. ISBN 978-5-88431-349-1 .
- Albogachieva, Makka (2019). "Места паломничества в Ингушетии" [Pilgrimage Sites in Ingushetia] (PDF) . Kunstkamera (in Russian). 4 (2): 228–241. doi : 10.31250/2618-8619-2019-2(4)-230-241 . eISSN 2712-8636 . ISSN 2618-8619 . S2CID 202186721 .
- Akhmadov, Yavus; Khasmagomadov, Edilbek (2005). История Чечни в XIX—XX веках [ History of Chechnya in the XIX-XX centuries ] (in Russian). Moscow: Puls. pp. 1–995. ISBN 5-93486-046-1 .
- Belkharoev, Hajjimurad (2022). "О личности и религиозной деятельности суфийского авлия (шейха) Валийюллаха Батал-Хаджи Белхароева: Комментарии к научным статьям Э. В. Казиева (размышления над источниками и историографией)" [On the personality and religious activities of the Sufi avliya (sheikh) Valiyullah Batal-Haji Belkharoev: Comments on scientific articles by E. V. Kaziev (reflections on sources and historiography)]. Gumanitarnye Issledovaniya. Istoriya I Fiologiya (in Russian) (8). Perm State Humanitarian Pedagogical University : 15–28. doi : 10.24412/2713-0231-2022-8-15-28 . eISSN 2713-0231 .
- Borusevich, K. I. (1893). Yanchuk, Nikolai (ed.). "Сектанство среди ингушей" [Sectarianism among the Ingush]. Etnograficheskoe Obozrenie (in Russian). 18 (3). Moscow: Vysoch. utv. T-vo Skoron. A. A. Levenson: 139–144.
- Daudov, Abdulla; Meskhidze, Juliette (2009). Komissarova, I. P. (ed.). Национальная государственность горских народов Северного Кавказа (1917—1924) [ National statehood of the mountain peoples of the North Caucasus (1917-1924) ] (in Russian). St. Petersburg: St. Petersburg State University Press . pp. 1–223.
- Kaziev, Eduard (2018). "Шейх Батал-Хаджи Белхароев и его вирд в воспоминаниях английского путешественника и журналиста Д.Ф. Бэддли" [Sheikh Batal-Haji Belkharoev and his wird in the memoirs of the English traveler and journalist D.F. Baddley]. Etnograficheskoe Obozrenie (in Russian) (2). Moscow: Nauka: 89–99. doi : 10.7868/S0869541518020070 . ISSN 0869-5415 .
- Malsagov, Akhmet; Dakhkilgov, Ibragim (1986). Сказки, сказания и предания чеченцев и ингушей [ Fairy tales, legends and legends of Chechens and Ingush ] (in Russian). Grozny : ChIKI. pp. 1–528.
- Meskhidze, Juliette (1998). "Чечено-Ингушетия" [Checheno-Ingushetia] (PDF) . In Prozorov, Stanislav (ed.). Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь (in Russian). Moscow: Vostochnaya literatura. pp. 105–108. ISBN 5-02-018047-5 .
- Meskhidze, Juliette (1999). "Батал-Хаджжи" [Batal-Hajji] (PDF) . In Prozorov, Stanislav (ed.). Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь (in Russian). Moscow: Vostochnaya literatura. pp. 15–16. ISBN 5-02-018137-4 .
- Meskhidze, Juliette (2006). "Батал-Хаджжи" [Batal-Hajji] (PDF) . In Prozorov, Stanislav (ed.). Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь (in Russian). Vol. 1. Moscow: Vostochnaya literatura. pp. 56–57. ISBN 5-02-018420-9 .
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - Khayretdinov, Damir (2009). Ислам в центрально-европейской части России: энциклопедический словарь [ Islam in Central European Russia: Encyclopedic Dictionary ] (in Russian). Medina. pp. 1–403. ISBN 9785975600547 .
Французские источники
[ редактировать ]- Цароева, Мариэль (2011). Народы и религии Северного Кавказа [ Народы и религии Северного Кавказа ] (на французском языке). Париж : Картала. стр. 1–389. ISBN 9782811104894 .