Jump to content

Batal Hajji Belkhoroev

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Batal Hajji Belkhoroev
Белхарой ​​Батал-Хаджа
Заголовок Шейх , Хадж , Устаз
Персональный
Рожденный
Batal

1821
Умер 1914 (89–90 лет)
Место отдыха Зиярат Батал-Хаджи, Сурхахи, Ингушетия
Религия ислам
Национальность Ингушский
Родной город Сомех/Сурхахи, [ а ]
Родители
  • Анарбек (отец)
  • Райзет (Забия) (мать)
Эра Современный
Номинал сунниты
Родословная Белхарой
Образование Неизвестный
Тарикат Кадир
Мусульманский лидер
Учитель Муниципалитет-Хаджи
Ученики

Batal Hajji Belkhoroev [ б ] ( Ингушский : Белхарой ​​Батал-Хаджа , латинизированный: Белхарой ​​Батал-Хажа ; ок. 1824–1914) [ с ] был ингушским шейхом ордена Кадири суфийского ( тарика ), основавшим свой независимый суфийский подотряд ( вирд ). [ д ]

В раннем возрасте оба его родителя умерли, после чего он переехал в Чечню . Там Батал-хаджи познакомился с Кунта-Хаджи , чеченским суфийским шейхом, который стал его наставником. Был преступником ( абреком ) и сторонником имама Шамиля во время Кавказской войны . Батал-Хаджи основал свой независимый вирд после ареста и ссылки Кунта-Хаджи в 1864 году или после смерти Кунта-Хаджи в 1867 году. Сегодня он продолжает существовать среди ингушей, отчасти среди чеченцев и кумыков . В 1911 году по обвинению в укрывательстве чеченского преступника Зелимхана он был сослан в Козельск , где и умер в 1914 году.

Батал-хаджи родился в 1824 году в Ингушетии , то ли в Сурхахи , то ли в Сомехе. [ а ] Он был этническим ингушем. [ 16 ] [ 12 ] из рода Белхарой [ ру ] ( тейпа ). [ 17 ] [ 10 ] Согласно легенде, Белхарои ведут свою родословную от легендарного человека по имени Борга. [ 18 ] [ и ] Отцом Батал-хаджи был Анарбек, а мать звали Райзет (Забия). [ 20 ]

В семилетнем возрасте умерла мать Батала, а вскоре умер и его отец. Его взяли под опеку родственники матери, которые на тот момент проживали в Чечне. За 10 лет проживания там он встретил Кунта-Хаджи , чеченского суфийского шейха, с которым обсуждал вопросы духовности, вызвавшие у него интерес. [ 21 ] Неизвестно, получил ли он какое-либо религиозное образование при жизни. [ 2 ] [ 4 ] Во время Кавказской войны был сторонником имама Шамиля и руководил отрядами преступников ( абреков ). [ 22 ] Он сам был преступником. [ 4 ]

Возвращение в Ингушетию и хадж

[ редактировать ]

На момент возвращения Батала-хаджи в Ингушетию шел процесс исламизации и христианизации ингушского народа. Ингушам пришлось приложить все усилия, чтобы посетить Чечню и встретиться там с Кунта-Хаджи, так как у них не было своего духовного наставника. Соответственно, однажды ингуш снова отправился на встречу с Кунта-Хаджи, чтобы посоветоваться с ним. Он сказал им, что Батал-хаджи — их новый наставник, к которому они должны теперь обратиться вместо него: «Воистину это устаз , шейх из Сурхахи Батала, отныне вы можете обращаться к нему за советом и брать тоба». [ 23 ]

В 1859 году Батал Хадж завершил трехлетнее исламское паломничество ( хадж ) в Мекку, а также паломничество в Медину . [ 24 ] на что указывает титул « Хаджи » в его имени. [ 25 ] Согласно традиции, Батал-хаджи увидело видение от Мухаммеда во время пребывания в Мекке , который предложил ему выбор между этой жизнью и загробной жизнью . сможет занять место в загробной жизни . Батал Хаджи выбрал эту жизнь, надеясь, что своими добрыми делами [ 2 ]

Фундамент

[ редактировать ]

Батал-хаджи основал вирд либо после ареста и ссылки Кунта-хаджи в 1864 году, либо после ареста и ссылки Кунта-хаджи в 1864 году. [ 26 ] [ 14 ] или после его смерти в 1867 году. [ 27 ] Первыми последователями вирда были жители Сурхахи, Назрани , Насыр-Корта , Плиево и Верхне-Ачалуки , но позднее последователи пришли и из других мест. [ 28 ] Размер вирда оценивался Джоном Ф. Бэддели , британским путешественником, известным своими работами по Кавказскому региону , в 1901 году в 100 семей. [ 29 ]

Характеристики

[ редактировать ]

Отличительными чертами членов вирда Батал -хаджи были стриженная борода, использование длинных кинжалов ( кинжалов ), берданных винтовок и пистолетов, духовная сила и взаимовыручка, а также помощь друг другу в трудных ситуациях. Советы обвинили батал-хаджи в причастности к «(...) тяжким преступлениям против общественного порядка и советского закона», а также в том, что руководство вирда « (...) использовало религию в своих корыстных целях и личной выгоде. " [ 30 ]

Вирд Батал - Хаджи имеет некоторые отличия в исламской которые можно сравнить с Кунта - Хаджи и Денни- вирдами Арсанова . практике , Например, во время погребения нижняя сторона могилы делается с левой стороны, как был похоронен Мухаммед Кунта-Хаджи , в то время как вирд делает нижнюю сторону могилы с правой стороны, поскольку они видят в этом способ выразить уважение. Мухаммеду. [ 31 ] В отличие от вирда Кунта-Хаджи, Батал-Хаджи громкий зикр совершают в вирде , стоя в кругу и ритмично кружась с места на место, хлопая в ладоши и повторяя при этом «ля иляха илля-ль-лахи» ( « Нет Бога, кроме Аллаха ») или другие религиозные гимны ( назмы ). В отличие от вирда женщины не участвуют в кружении . Чиммирзы, в вирде Батал Хаджи [ 31 ] В то время как в вирде Батал-Хаджи и Кунта-Хаджи жертвенное животное забивают, в вирде Бамат -Гирей-Хаджи этого не происходит. [ 32 ]

Смешанные браки внутри вирда приветствуются . [ 31 ] Хотя женщинам запрещено выходить замуж за мужчин другого происхождения , [ 33 ] мужчинам разрешено жениться на женщинах других стран . [ 31 ] При этом пары предупреждаются, что в Судный день они будут находиться рядом только со своим личным шейхом, поэтому смешанные пары разойдутся. [ 33 ] [ 31 ] Свадьбы не сопровождаются музыкой и танцами, веселиться во время свадьбы недопустимо. [ 33 ] Членам вирда запрещено делиться едой с кем-то, кто не является частью вирда . [ 26 ]

Учение Батала Хаджи

[ редактировать ]

Батал Хаджи любил Коран и учил людей его читать. Он также отметил, что «вера делает человека правым и чистым в земной и будущей жизни, а знание возвышает человека». [ 34 ] Батал-хаджи активно боролся с ингушским язычеством , сохранившимся в некоторых традициях. [ 7 ]

Спустя годы

[ редактировать ]
Фотография сделана Джоном Ф. Бэддели 8 октября 1901 года во время его путешествия по Ингушетии . [ 15 ]

В 1892 году Батал-хаджи был арестован «за вредную религиозную пропаганду» и отправлен в ссылку в Козельск , но по амнистии в честь коронации императора Николая II ему было разрешено вернуться в Ингушетию в 1896 году. [ 24 ] Джон Ф. Бэддели встретился с Баталом Хаджи 8 октября 1901 года. [ 15 ] По его словам, Батал был преемником Кунта-Хаджи. [ 29 ] [ ж ] и он описал его следующим образом: «Он был стариком, довольно полным, с хорошим лицом и очень учтивыми манерами». [ 15 ]

В 1911 году царские власти Российской империи опасались восстания под влиянием призывов священнослужителей. Видные религиозные деятели, среди которых был Батал Хаджи, были обвинены в укрывательстве чеченского преступника Зелимхана и сосланы. [ 35 ] а также будущий эмир аварский Северо-Кавказского эмирата Чиммирза) , шейх Узун -Хаджи В число обвиняемых религиозных деятелей вошли чеченские шейхи (Баммат-Гирей-хаджи, Сухайп Мулла, Докку - . шейх, мулла Махома, Кана-хаджи , [ 36 ] Батал-хаджи был сослан в Козельск , Калужской губернии где в 1914 году и умер. [ 37 ]

По просьбе Павла Гайдукова было разрешено перевезти тело Батала-Хаджи обратно в Ингушетию на специальном вагоне. Похоронен 25 октября 1914 года в Сурхахи, где его Зиярат сегодня находится . Похороны сопровождались громким зикром Кунта и Батал-хаджи в течение многих часов. На похоронах присутствовали жители со всего Северного Кавказа . стал его старший сын Магомед После смерти Батал-хаджи главой вирда . [ 38 ]

У Батала Хаджи была жена, которую, по словам Джона Ф. Баддели, пользовались большим уважением, чем любую другую ингушскую женщину. Она уже умерла к тому времени, когда Бэддели встретил Батала Хаджи в 1901 году. [ 29 ] У Батала-Хаджи было семь сыновей, большинство из которых были казнены советскими властями за ожесточенное сопротивление большевикам . Его сын Мухаммед, например, был сторонником антисоветского имама Гоцинского и Нажмудина в 1920 или был казнен при попытке бегства в Турцию 1921 году. [ 39 ] [ 40 ] Другой его сын, Курейш, возглавлял партизанское движение в Чечено-Ингушской АССР и Северо-Осетинской АССР , но был пойман в 1947 году и арестован. [ 41 ] [ 40 ] В 1957 году он был освобожден и вернулся на родину, доведя дело до своей смерти в 1964 году. [ 40 ] У Батала-хаджи была также единственная дочь по имени Залейха. За способность ее ​пообщаться с джиннами , узнать о ее особых целительских способностях, а также о созданных ею амулетах и ​​талисманах. [ 30 ]

Внуки Батала Хаджи также находились под наблюдением советского режима, и некоторые из них, такие как Джабраил, Ахмет, Мустафа, Макшарип, Гусейн и Султан, погибли в перестрелках между советской полицией ( милицией ). [ 30 ]

Наследие

[ редактировать ]

Батал-Хаджи Сегодня вирд — крупный суфийский подотряд, наиболее замкнутый и сплоченный в Кавказском регионе из всех других суфийских вирдов , играющий важную роль в социально-экономической и политической жизни Ингушетии. [ 33 ] Батал-Хаджи Вирд продолжает существовать среди ингушей, отчасти среди чеченцев и кумыков. Процент батал-хаджи среди ингушей оценивается Муфтиятом Ингушетии в 4,5%. [ 42 ] В 1968 году население насчитывало 400 мюридов . [ 43 ] В честь Батала Хаджи кладбище ( зиярат ) и мечеть. в селе Сурхахи и мечети было построено [ 40 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Согласно большинству источников, он родился в Сурхахи. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] По другим данным, он родился в селе Сомойхе, местечке недалеко от современной Нестеровской в ​​Ингушетии. [ 5 ] [ 6 ]
  2. ^ Также пишется Батал-Хаджи , [ 7 ] Отменить Хаджи , [ 8 ] Батталь Хадж , [ 9 ] Баттал Гаджи Белхороев . [ 10 ] If following the full Eastern Slavic naming convention , then his name is Batal Hajji Anarbekovich Belkhoroev ( Russian : Батал-Хаджи Анарбекович Белхароев ).; [ 11 ] nicknamed ' Bison of Surkhakhi' (Russian: Сурхохский зубр , romanized : Surkhokhskiy zubr ) [ 12 ] и « единственный ингушский шейх» . [ 2 ]
  3. Примерно по большинству источников он родился в 1824 году и умер в 1914 году. [ 10 ] [ 13 ] [ 6 ] По другим данным, он родился в 1821 году. [ 2 ] [ 4 ] Однако Джульетта Месхидзе отмечает, что факт предоставления Баталу Хаджи свидетельства о дате его рождения противоречив. Существуют также разные предположения о дате его работы, некоторые утверждают, что он был ровесником Кунта-Хаджи . [ 2 ] В своей более ранней работе Месхидзе указала дату рождения Батал-Хаджи как середину XIX века, а дату смерти - как 10–20-е годы 20 века. [ 12 ] Хаджимурад Белхароев, правнук Батал-Хаджи, определил даты рождения и смерти Батала-Хаджи следующим образом: согласно календарю хиджры , он жил с 25 зу аль-Кады 1239 года (на аль-Арбия, арабский : الأربعاء , то есть в среду вечером). до четверга) до 25 зу аль-када 1332 г. (также на «Аль-Арбия»); по григорианскому календарю он жил с 21–22 июля 1824 г. по 14 октября 1914 г. (с ночи среды на четверг, т. е. «аль-Арбия»). Дата его захоронения Хаджимурадом Белхароевым определена по грузинскому календарю как 25 октября 1914 года (воскресенье). [ 6 ]
  4. ^ Вирды . также называются «братствами» ( русские : мн. браства, сг. браство , латинизированное : братсва) , братство ; [ 14 ] Ингушский : пл. ты играешь в сг. вошал , латинизировано: вошалаш , вошал [ 15 ] ).
  5. Легенда записана в 1975 году Ахмедом Мальсаговым со слов жителя села Лорса Алхасты Фаргиева ( . 1877 года рождения) [ 19 ]
  6. Тот факт, что некоторые источники указывают Батала-хаджи как преемника Кунта-хаджи, отметила Джульетта Месхидзе. [ 2 ]
  1. ^ Akhmadov & Khasmagomadov 2005 , p. 307.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г Месхидзе 2006б , с. 182.
  3. ^ Цароева 2011 , с. 358.
  4. ^ Jump up to: а б с д Зелкина 2010 .
  5. ^ Албогачиева 2017 , с. 75 (со ссылкой на ( Албогачиев 2010 , с. 39))
  6. ^ Jump up to: а б с Белхароев 2022 , с. 18.
  7. ^ Jump up to: а б Деттмеринг 2014 , с. 364 .
  8. ^ Беннигсен и Уимбуш 1985 , с. 54.
  9. ^ Гаммер 2006 , стр. 109, 121, 244.
  10. ^ Jump up to: а б с Аскеров 2015 , с. 64 .
  11. ^ Белхароев 2022 , с. 17 (примечание 1).
  12. ^ Jump up to: а б с Meskhidze 1999 , p. 15.
  13. ^ Албогачиева 2019 , с. 236.
  14. ^ Jump up to: а б Албогачиева 2019 , с. 235.
  15. ^ Jump up to: а б с д Месхидзе 2006б , с. 183.
  16. ^ Meskhidze 1998 , p. 107.
  17. ^ Гаммер 2006 , стр. 109.
  18. ^ Мальсагов и Дахкильгов 1986 , с. 385.
  19. ^ Мальсагов и Дахкильгов 1986 , с. 511.
  20. ^ Албогачиева 2012 , с. 118.
  21. ^ Албогачиева 2017 , с. 75.
  22. ^ Хайретдинов 2009 , с. 164.
  23. ^ Албогачиева 2017 , стр. 75–76.
  24. ^ Jump up to: а б Казиев 2018 , с. 90.
  25. ^ Борусевич 1893 , с. 139 .
  26. ^ Jump up to: а б Янгблад 2003 , с. 45.
  27. ^ и Уимбуш 1985 , стр 70–71 . Беннигсен .
  28. ^ Месхидзе 2006б , стр. 182–183.
  29. ^ Jump up to: а б с Бэддели 1940 , с. 264.
  30. ^ Jump up to: а б с Месхидзе 2006б , с. 188.
  31. ^ Jump up to: а б с д и Албогачиева 2012 , с. 121.
  32. ^ Албогачиева 2013 , с. 271.
  33. ^ Jump up to: а б с д Месхидзе 2006б , с. 189.
  34. ^ Албогачиева 2012 , с. 119.
  35. ^ Даудов и Месхидзе 2009 , с. 28.
  36. ^ Месхидзе 2006б , с. 184.
  37. ^ Албогачиева 2017 , с. 77.
  38. ^ Албогачиева 2012 , с. 120.
  39. ^ Месхидзе 2006б , с. 186.
  40. ^ Jump up to: а б с д Месхидзе 2006а , с. 57.
  41. ^ Месхидзе 2006б , с. 187.
  42. ^ Албогачиева 2012 , с. 11–12.
  43. ^ Meskhidze 1999 , p. 16.

Источники

[ редактировать ]

Английские источники

[ редактировать ]

Российские источники

[ редактировать ]

Французские источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7860beb8fc2ee9117fd3cce60750be54__1720098600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/78/54/7860beb8fc2ee9117fd3cce60750be54.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Batal Hajji Belkhoroev - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)