Китаб аль-Ибар
![]() Титульный лист Булакского издания 1867 г. Китаб аль-Ибр . | |
Автор | Ибн Халдун |
---|---|
Язык | арабский |
Предмет | История |
Китаб аль-Ибар ( араб . كتاب العِبَر «Книга уроков») — историческая энциклопедия XIV века в семи томах, написанная арабским социологом и историком Ибн Халдуном . [1] Его пролегомен , или введение, — «Аль-Мукаддима» . «Китаб аль-Ибар» также был напечатан на арабском языке под названием «Тарих ибн Халдун» ( تاريخ ابن خلدون « История Ибн Халдуна»). [2] [3]
Имя
[ редактировать ]Его полное название, в стиле арабских произведений того времени, представляет собой рифмованное двустишие: Китаб аль - Диван аль-Мубтада ва-ль-Хабар ( араб . с Ибар, ва - и «Запись о начале и новостях»). Слово «мубтада» означает «точка начала», а «хабар» означает «часть новостей/информации», но они также могут означать грамматические « субъект » и « сказуемое » соответственно.
И fī Taʾrīkh al-ʿArab wa-l-Barbar, wa-Man ʿĀṣarahum min Dhawī ash-Shaʾn al-ʾAkbār (История арабов и берберов и наиболее значимые из их современников).
Содержание
[ редактировать ]Китаб аль-Ибар начался как история берберов и расширился до всеобщей истории в семи книгах. [4] [5]
- Книга 1; Аль-Мукаддима («Введение»), социально-экономико-географическая универсальная история империй и самая известная из его работ. [6]
- Книги 2–5; Всемирная история до времени автора.
- Книги 6-7; Историография берберов и Магриба. Халдун отходит от классического стиля арабских историков, синтезируя множество, иногда противоречивых источников без цитат. [7] XIV века Он воспроизводит некоторые ошибки, происходящие, вероятно, из его источника в Фесе , работы Рауд аль-Киртас» « Ибн Аби Зара , однако «Аль-Ибар» остается бесценным источником по истории берберов .
Что касается дисциплины социологии , он описал дихотомию оседлой жизни и кочевой жизни, а также неизбежную потерю власти, которая происходит, когда воины захватывают город. По мнению арабского ученого Сати аль-Хусри , « Мукаддиму» можно читать как социологический труд. Работа основана на центральной концепции Ибн Халдуна «асабийя » , которая переводится как « социальная сплоченность », «групповая солидарность» или « трайбализм ». Эта социальная сплоченность возникает спонтанно в племенах и других небольших родственных группах; оно может быть усилено и расширено религиозной идеологией. В анализе Ибн Халдуна рассматривается, как эта сплоченность приводит группы к власти, но содержит в себе семена – психологические, социологические, экономические, политические – падения группы, которые должны быть заменены новой группой, династией или империей, связанной более сильным (или более сильным) наименее моложе и энергичнее) сплоченность. Некоторые взгляды Ибн Халдуна, особенно те, которые касаются народа Зандж в Африке к югу от Сахары, [8] были названы расистами , [9] хотя они не были редкостью для своего времени. По мнению ученого Абдельмаджида Ханнума, описание Ибн Халдуном различий между берберами и арабами было неверно истолковано переводчиком Уильямом Макгукином де Слейном , который ошибочно вставил «расовую идеологию, которая отделяет арабов и берберов и находится в оппозиции» в свой перевод части «Ибар переведен под названием «История Берберов». [10]
Возможно, наиболее часто цитируемое наблюдение, взятое из работы Ибн Халдуна, — это представление о том, что, когда общество становится великой цивилизацией, за его высшей точкой следует период упадка. Это означает, что следующей сплоченной группой, которая победит ослабевшую цивилизацию, будет, по сравнению с ней, группа варваров . Однако как только варвары укрепляют свой контроль над завоеванным обществом, их привлекают более утонченные аспекты, такие как грамотность и искусство, и они либо ассимилируются, либо присваивают такие культурные практики. Затем, в конце концов, бывшие варвары будут побеждены новыми варварами, которые повторят этот процесс.
Профессор Джорджтаунского университета Ибрагим Овайс, экономист и историк, отмечает, что Шумпетер и Дэвид Юм предложили трудовую теорию стоимости, хотя Халдун не называл ее ни трудовой теорией стоимости, ни теорией. [11]
Ибн Халдун обрисовывает ранний пример политической экономии. [ сомнительно – обсудить ] . Он описывает экономику как состоящую из процессов создания добавленной стоимости ; то есть к методам и ремеслам добавляются труд и мастерство, и продукт продается по более высокой стоимости. [ сомнительно – обсудить ] . Он также провел различие между «прибылью» и «пропитанием», в терминах современной политической экономии, излишком и тем, что необходимо для воспроизводства классов соответственно. Он также призывает к созданию науки, объясняющей общество, и продолжает излагать эти идеи в своем главном труде « Мукаддима» . В Аль-Мукаддиме Халдуне говорится: «Цивилизация и ее благополучие, а также процветание бизнеса зависят от производительности и усилий людей во всех направлениях в их собственных интересах и прибыли». [12] Ибн Халдун отошел от норм, которым следовали мусульманские историки, и отверг их акцент на достоверности передатчика, вместо этого сосредоточившись на достоверности историй и поощряя критическое мышление. [13]
Ибн Халдун также излагает ранние теории разделения труда, налогов, дефицита и экономического роста. [14] Халдун также был одним из первых, кто изучил происхождение и причины бедности; он утверждал, что бедность является результатом разрушения морали и человеческих ценностей. [15] Он также рассмотрел, какие факторы способствуют богатству, такие как потребление, правительство и инвестиции – предшественник нашей современной формулы ВВП. [15] Халдун также утверждал, что бедность не обязательно является результатом неправильного принятия финансовых решений, а является результатом внешних последствий, и поэтому правительство должно участвовать в борьбе с бедностью. [15]
Ибн Халдун также считал, что валюта исламской валютной системы должна иметь внутреннюю ценность и, следовательно, быть сделана из золота и серебра (например, дирхам ). Он подчеркнул, что следует строго соблюдать вес и чистоту этих монет: вес одного динара должен составлять один мискаль (вес 72 зерен ячменя , примерно 4,25 грамма), а вес 7 динаров должен быть равен весу 10 динаров. дирхамов (7/10 мискаля или 2,96 грамма). [16]
Влияние
[ редактировать ]Роман Фрэнка Герберта 1965 года « Дюна» включает книгу под названием « Китаб аль-Ибар» , которая представляет собой руководство по выживанию в пустыне на Арракисе, а иногда и цитаты из (вымышленной) книги в романе. На Герберта также явно повлиял тезис Халдуна о том, что кочевники, такие как берберы и монголы, могущественны и могут наводнить застойные общества, но сами успокаиваются примерно через четыре поколения после завоевания.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ибн Халдун, Китаб аль-ибар ва-диван аль-мубтада ва-ль-хабар (24 марта 2010 г.). «Книга аль-Ибар ва-диван аль-мубтада и новости во времена арабов и варваров и народа Ашарахума мин дхави ль-султан аль-акбара» .
- ^ Аль-Фахрист, Ибн ан-Надим, 559, 84.
- ^ Память мира. «Китаб аль-ибар, ва диван аль-мобтадае ва аль-хабар » ЮНЕСКО
- ^ Ибн Халдун Мукаддима. Введение в историю. Перевод с арабского Франца Розенталя. В трёх томах. Первый том. 606 страниц. Фонда Боллингена Серия xliii. Издательство Принстонского университета. 1958. Профессор доктор Дарси Карвальо. Феосп. Сан-Паулу. Бразилия. 2016 год
- ^ «Мукаддима, том 1» .
- ^ Шмидт, Натаниэль. Ибн Халдун: историк, социолог и философ. Универсальные книги, 1900.
- ^ См. статьи Модерана и Бенаббеса в книге «Идентичность и культура в Древнем Алжире» , Руанский университет, 2005 г. ( ISBN 2-87775-391-3 ).
- ^ Саутгейт, Мину (1984). «Негативные образы чернокожих в некоторых средневековых иранских сочинениях». Иранские исследования . 17 (1): 15. дои : 10.1080/00210868408701620 . JSTOR 4310424 .
- ^ Кевин Рейли; Стивен Кауфман; Анжела Бодино, ред. (2003). Расизм: глобальный читатель . Я Шарп. п. 123. ИСБН 978-0-7656-1059-1 .
- ^ Ханнум, Абдельмаджид (2003). «Перевод и колониальное воображение: востоковед Ибн Халдун». История и теория . 42 (1): 77–80. дои : 10.1111/1468-2303.00230 . JSTOR 3590803 .
- ^ Овейс, Ибрагим М. «Ибн Халдун, отец экономики». Джорджтаунский университет, Государственный университет Нью-Йорка, 1988, Facial.georgetown.edu/imo3/ibn.htm.
- ^ Халдун, Ибн и др. Мукаддима - Введение в историю. Издательство Принстонского университета, 2015.
- ^ «Удивительный арабский учёный, превзошедший Адама Смита на полтысячелетия – экономика» . Экономика . 09.06.2017 . Проверено 5 декабря 2017 г.
- ^ Ирвин, Роберт. Ибн Халдун: интеллектуальная биография. Издательство Принстонского университета, 2018.
- ^ Перейти обратно: а б с Аффанди, Ахмад и Деви Пуджи Астути. «Динамическая модель теории бедности Ибн Халдуна». Гуманомика, вып. 30, нет. 2, 2014, с. 136–161.
- ^ «индекс» . www.muslimphilosophy.com .