Ольга Сапфир
Ольга Сапфир | |
---|---|
Мидори Симидзу | |
![]() Сапфира выступает в «Умирающем лебеде» , 1937 год. | |
Рожденный | Ольга Иванова Павлова 28 июня 1907 г. |
Умер | 20 июня 1981 г. Токио , Япония | (73 года)
Национальность | Русский японский |
Другие имена | Мидори Аояма, Орига Симидзу |
Род занятий | балерина, хореограф, преподаватель танцев |
Годы активности | 1928–1980 |
Известный | Знакомство с педагогикой классического русского танца в Японии |
Ольга Сапфир ( русский : Ольга Сафайя или русский : Ольга Сапфир , японский : オリガ・サファイア , 28 июня 1907 — 20 июня 1981) — сценический псевдоним русской и японской балерины и хореографа Ольги Ивановны Павловой ( русский : Ольга Ивановна Павлова ), чья фамилия по браку была Мидори Симидзу ( яп . 清水みどり ). Она получила классическое образование в Ленинградском государственном хореографическом институте и Московском хореографическом училище . Она выступала в России до своей свадьбы в начале 1930-х годов с японским дипломатом Такехисой Симидзу. Согласившись переехать в Японию в 1936 году, она развивала там классический балет, привезя с собой теоретические и педагогические материалы, которые легли в основу уроков танцев и обосновали эту сферу.
С 1936 года и до выхода на пенсию в 1957 году Сапфир работала в эстрадном театре Нихон Гекидзё в Токио в качестве прима-балерины , хореографа и преподавателя балета. Она исполняла классические русские балеты, руководила всеми аспектами постановок, а также ставила хореографию японских танцев для сцены и кино. Она ушла со сцены в 1953 году, но продолжала заниматься балетной постановкой до 1957 года. В более поздние годы Сапфир написала три книги о балете, которые по-прежнему влиятельны в Японии.
Ранняя жизнь и обучение
[ редактировать ]Павлова родилась 28 июня 1907 года в Санкт-Петербурге , Россия, в семье Юлианы Кузьминичны Кузьминой и Густава Яновича Грудбергов. Ее родители состояли в гражданском браке , так как не смогли пожениться, так как Грудберг не была членом Русской Православной Церкви . Ее отец был слесарем родом из Риги , а мать родом из Пскова недалеко от границы с Эстонией . Когда у них родился первый ребенок, Екатерина, ее крестили с фамилией Павлова, фамилией ее двоюродного дедушки. Ольге дали ту же фамилию. [ 1 ] Павлова родилась в период турбулентности, поскольку русская революция 1905 года за два года до этого началась . Первая мировая война последовала, когда ей было семь лет, а русская революция 1917 года началась, когда ей было 10. [ 2 ] [ 3 ] Позже Павлова писала, что ее детство пришлось на время холода и голода. [ 3 ]
С раннего возраста Павлова очень интересовалась балетом, но, учитывая обстоятельства ее семьи, жизнь артистки была маловероятна. Когда началась Первая мировая война, ее мать начала работать в магазине Народного дома , центра культурной жизни Санкт-Петербурга. Вопреки желанию мужа Кузьмина поощряла дочь, и в 12 лет Павлова поступила в бесплатную школу, расположенную по адресу Гагаринская улица, дом 3. [ 1 ] Им руководил барон Юрий Николаевич Миклош, открывший его в благотворительных целях по развитию танца. Он нанял известных инструкторов для преподавания классического балета, а также бальных и характерных танцев . Перед сдачей выпускных экзаменов студенты читали четыре года лекций. [ 4 ] Павлова училась у Аполлинарии Гордовой и была однокурсницей Игоря Швецова . [ 1 ] В 1922 году, когда власти закрыли школу Миклоша, [ 5 ] она перевелась в школу Акима Волынского и изучала теорию, посещая вечерние курсы танцев в Ленинградском государственном хореографическом институте . [ 1 ] Сталинский период был трудным, поскольку классические балеты заменялись идеологическими темами, а балетмейстеры переезжали на запад. [ 3 ] На выпускном в 1928 году Павлова выступала в качестве солистки во фрагментах хореографии Мариуса Петипа из «Вестале» Гаспаре Спонтини . [ 1 ]
Карьера
[ редактировать ]В России (1928–1935)
[ редактировать ]Павлова танцевала с Вахтангом Чабукиани и Сергеем Гавриловичем Кореном в сценах из балета « » путешествовала . Маскарад Красной Смерти Николая Черепнина 10 ноября 1928 года. Следующей весной она присоединилась к танцевальной труппе, которая в Русский Туркестан , выступая в Ташкенте , [ 1 ] прежде чем ее пригласили танцевать в качестве солистки в театр Алексея Феоны . [ 6 ] Вместе с другими студентками вечернего хореографического института она выступала в Малом оперном театре и была приглашена для участия в гастрольной труппе, которая объехала всю Россию в период с 1931 по 1932 год. Во время гастролей она станцевала главную партию Тай-Чоа в балете. «Красный мак» на музыку Рейнхольда Глиэра . [ 7 ] В сентябре 1932 года она вернулась в Ленинград, где жила со своим мужем, балетмейстером Хабаровского краевого театра музыкальной комедии Леонидом Романовичем Леонидовым. Это был творческий союз, и в том же году он поставил «Красный мак» . Брак не удался [ 8 ] Затем Павлова вышла замуж за японского дипломата Такехису Симидзу, взяв имя Мидори Симидзу. [ 9 ] [ 10 ] 13 декабря 1934 года Павлова переехала в Москву, где жила по адресу улица Герцена, 42, где располагалось посольство Японии. [ 8 ]
В Москве Павлова начала заниматься у Виктора Семенова. [ 8 ] ( Russian : Виктор Александрович Семёнов ), head of the Moscow Choreographic School between 1931 and 1936. [ 11 ] В репертуар, который они для нее подготовили, входили Вальс , Фрица Крейслера « Умирающий лебедь» Михаила Фокина , партия Никии из «Баядерки» Мариуса Петипа и Людвига Минкуса , партия Анитры из «Пера Гюнта» Эдварда Грига и отрывки из «Дон Кихота» на музыку. от Минкуса. Ее смешанный брак вызывал трудности и страх перед репрессиями, поскольку для людей того периода было характерно обвинение в шпионаже . [ Примечания 1 ] [ 8 ] Поскольку Симидзу был дипломатом, специализирующимся на России, он, возможно, был предупрежден о Великой чистки . приближении [ 10 ] Пара начала планировать переезд в Японию, и Павлова собрала книги, музыку и костюмы, связанные с танцами. Она поговорила с японским послом, который назначил встречу в Москве с промышленником Итидзо Кобаяши . Он открыл в Токио кинотеатр, подходящий для постановки балета, вместимостью до 3000 зрителей. [ 10 ] [ 14 ] Он попросил ее поехать в Японию, чтобы основать там балет. [ 15 ]
В Японии (1936–1980)
[ редактировать ]
27 декабря 1935 г. Павлова получила японский паспорт; В апреле следующего года вместе с Симидзу она переехала в Токио. [ 8 ] Павлова работала с Тойокити Хата , директором театра Кобаяши, над подготовкой первой постановки «Танца маленьких лебедей» из «Лебединого озера» . Публика не поняла постановку, которая была воспринята как зарубежный джазовый танец . Только когда два года спустя Хата поехал за границу и увидел спектакль « Лебединое озеро» в Нью-Йорке, он смог оценить хореографию, поставленную Павловой. [ 16 ] [ 17 ] Она признала, что если бы она хотела преподавать или танцевать, ей пришлось бы стать продюсером и заниматься всеми аспектами выступления, включая хореографию, костюмы, танцевальную подготовку, освещение, выбор музыки и постановку, одновременно изучая язык и культуру Японии. . [ 16 ] Она работала преподавателем балета в танцевальной команде Ничигэки . [ 18 ] и работал в «Ниппон Гекидзё» . театре -варьете [ 19 ]
Ее премьера в роли Мидори Аоямы в Японии состоялась в театре Такарадзука 12 октября 1936 года, когда она станцевала восемь номеров для рекламы. После этого выступления она стала использовать сценический псевдоним Ольга Сапфир, чтобы сохранить связь с Россией. [ 20 ] Она была партнером Азумы Юсаку , которого тренировала Элиана Павлова [ Примечания 2 ] Между 1936 и 1938 годами они выступали в Nihon Gekijō. [ 24 ] В то время она была единственной западной артисткой в театре и была его прима-балериной , а также хореографом и педагогом. Помимо классического русского балета, Сапфир ставила японские танцы. В 1938 году она создала и поставила «Впечатления от Востока» ( яп . Toyō no inshō двухактную постановку ). Она продолжала регулярно танцевать классический балет в Нэхон Гекидзё на протяжении всей войны на Тихом океане . [ 25 ] хотя почти все остальные театральные представления были приостановлены. [ 24 ] В 1942 году она исполнила главную роль в «Шехерезаде» при аншлаге в театре «Такаразука», а в 1943 году — в « Бирманском павлине» . [ 25 ]

Помимо работы на сцене, Сапфир стала заниматься созданием танцевальных сцен в кино. Ее хореография была использована в Масахиро Макино 1943 года римейке «Сироты бури» ( «Ahen senso» « Опиумная война »). После войны Кобаяши и Хата подверглись репрессиям за свою военную деятельность , а Сапфир потеряла своих основных покровителей. [ 26 ] [ 27 ] Она покинула театр Такарадзука, но продолжала танцевать в постановках, таких как ее версия « Кармен» в музыкальной аранжировке Сиро Мацумото, сокращенная версия « Лебединого озера » и сцены из «Щелкунчика» . [ 26 ] В 1950 году она опубликовала книгу « балета» Танцующая Чтец , о которой упоминается в , лауреата Нобелевской премии автора Ясунари Кавабата книге 1951 года « девушка » [ в которой оценивается влияние культурного обмена. [ 26 ] [ 28 ] Ее последнее выступление состоялось в 1953 году, хотя она продолжала продвигать японский балет до 1957 года. [ 26 ] В 1960 году Сапфир три года сопровождала мужа на дипломатической работе в Польше, а затем вернулась в Японию. [ 29 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Сапфир умерла в Токио 20 июня 1981 года. [ 29 ] Она опубликовала три книги, которые оказали влияние на развитие балета в Японии: [ 9 ] документируя методы, которые она применяла, а также трудности, с которыми она столкнулась при представлении балета достаточно культурным и деликатным способом, чтобы его можно было понять. [ 16 ] Среди ее учеников были Акеми Мацуо , Джунко Мацуяма и Момоко Тани . [ 9 ] Ее последняя ученица Тошико Сато опубликовала книгу о жизни Сапфиры в 1987 году и на протяжении многих лет проводила ежегодные мероприятия в ее честь. [ 29 ] В 2001 и 2016 годах международная фирма по продаже балетного оборудования Chacott проводила выставку артефактов, принадлежащих Sapphire. [ 10 ] В их число входили полное собрание произведений Льва Толстого и других литературных книг, собрание материалов по истории танца и педагогике, а также ноты, которые после 1936 года не подлежали вывозу. [ 30 ]
Избранные работы
[ редактировать ]- Сапфир, Ольга; Сапфир, Ольга (1950). Bare dokuhon (Читатель балета) ( перевод Симидзу, Такехиса, Токио: Санно Сёбо) . 9784760301379 . OCLC 54737697 . , переиздано в 1980 году как ISBN 978-4-7603-0137-9
- Сапфир, Ольга; Bare wo kokorozasu Wakai Hirota hi e Перевод ( Симидзу, Такехиса) . 9784760301386 . OCLC 673983792 . , переиздано в 1980 г. как ISBN 978-4-7603-0138-6
- Сапфир, Ольга (1982) Watashi no bare henreki (Мое балетное путешествие) [ Балет: Моя жизнь ] (перевод Симидзу, Такехиса; Токио: Касумигасэки сюппан (Kasumigaseki Publishing)). .OCLC 33520162 .
См. также
[ редактировать ]- Йоко Моришита
- Балетная труппа Мацуямы ( ja )
- Японцы иностранного происхождения
- Список прим-балерин
- Список артистов российского балета
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В 1938 году советские власти казнили ее отца, Густава Яновича Грудберга, и барона Юрия Николаевича Миклоша, руководившего ее первой танцевальной школой. [ 12 ] [ 13 ]
- ↑ Первой русской женщиной, которая преподавала социальные танцы и открыла балетную школу в Японии, была Элиана Павлова, приехавшая в страну в 1919 году. [ 21 ] Она не имела классического образования, [ 22 ] и при этом она не была «полностью квалифицированным преподавателем балета». [ 23 ] Ее сферой деятельности была постановка сценического балета и его популяризация, а не преподавание теории и традиций русского классического балета. [ 22 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Кадзи & Шелаева 2019 , p. 253.
- ^ Ашер 1994 , с. 93.
- ^ Jump up to: а б с Сато 1996а , с. 22.
- ^ Петухова 1995 , с. 2–3.
- ^ Петухова 1995 , с. 3.
- ^ Кадзи & Шелаева 2019 , p. 254.
- ^ Кадзи & Шелаева 2019 , pp. 254–255.
- ^ Jump up to: а б с д и Кадзи & Шелаева 2019 , p. 256.
- ^ Jump up to: а б с Японская балетная ассоциация 2016 .
- ^ Jump up to: а б с д Секигути 2009г .
- ^ Марков 1997 .
- ^ Разумов 2007 , p. Г.
- ^ Разумов 2012 , p. М.
- ^ Кадзи & Шелаева 2019 , p. 257.
- ^ Секигути 2016 .
- ^ Jump up to: а б с Секигути 2009e .
- ^ Кадзи & Шелаева 2019 , p. 258.
- ^ Балет сегодня 1970 , с. 18.
- ^ Монден 2014 , с. 258.
- ^ Кадзи & Шелаева 2019 , pp. 258–259.
- ^ Секигути 2009b .
- ^ Jump up to: а б Секигути 2009к .
- ^ Кенджи 1998 , стр. 588.
- ^ Jump up to: а б Кенджи 1998 , стр. 589.
- ^ Jump up to: а б Коширо 2013 , стр. 74.
- ^ Jump up to: а б с д Кадзи & Шелаева 2019 , p. 260.
- ^ Музей Ицуо 2009 .
- ^ Сато 1996b , с. 56.
- ^ Jump up to: а б с Ничигай Ассошиэйтс, 2004 г.
- ^ Секигути 2009г .
Библиография
[ редактировать ]- Ашер, Авраам (1994). Революция 1905 года: Россия в смятении . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 978-0-8047-2327-5 .
- Кадзи, Аяко; Шелаева, Алла (2019). " "Вы бросали в нас цветами незнакомого искусства...": русские балерины на службе японскому классическому балету" ['You Threw Flowers of Unfamiliar Art at Us...': Russian Ballerinas in the Service of Japanese Classical Ballet]. Петербургский исторический журнал [Saint-Petersburg Historical Journal] (in Russian) (1). Saint Petersburg: Издательство "Нестор-История": 251–264. doi : 10.24411/2311-603X-2019-00015 . ISSN 2311-603X .
- Кенджи, Усуи (1998). «Япония: Балет» . В Коэне, Сельма Жанна (ред.). Международная энциклопедия танца . Том. 3: Жар-птица, Келет, Нильс. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . стр. 588–590. ISBN 0-19-512307-7 .
- Коширо, Юкико (2013). Имперское затмение: стратегическое мышление Японии в отношении континентальной Азии до августа 1945 года . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета . ISBN 978-0-8014-5180-5 .
- Марков, П.А., ed. (1997). "Семёнов Виктор Александрович (Ефимович)". Русский балет: Энциклопедия [ Victor Alexandrovich (Efimovich) Semenov ] (in Russian). Moscow: Большая Российская энциклопедия, Согласие. ISBN 5-85270-099-1 .
- Монден, Масафуми (июнь 2014 г.). «Слои эфирного: культурное исследование красоты, девичества и балета в японской манге сёдзё» . Теория моды . 18 (3). Лондон: Издательство Bloomsbury: 251–296. дои : 10.2752/175174114X13938552557808 . ISSN 1362-704X . S2CID 191664287 .
- Петухова, Л.М (22 January 1995). Частные балетные студии начала двадцатого века в петербурге-петрограде [ Private Ballet Studios: Beginning of the Twentieth Century in Petersburg-Petrograd ] (PDF) . Ежегодная Конференция По Проблемам Петербурговедения 21–22 January 1995 (in Russian). Saint Petersburg, Russia: Institute of Petersburg. Archived from the original (PDF) on 7 April 2020 . Retrieved 16 April 2020 .
- Разумов, Анатолий Яковлевич, ed. (2007). "Грудберг Густав Янович [Grudberg, Gustav Yanovich]" . Ленинградский мартиролог 1937-1938 [ Leningrad Martyrology 1937-1938 ] (in Russian). Vol. 7. Saint Petersburg: Российская национальная библиотека. ISBN 978-5-7196-0951-5 .
- Разумов, Анатолий Яковлевич, ed. (2012). "Миклос Юрий Николаевич [Miklos, Yuri Nikolaevich]" . Ленинградский мартиролог 1937-1938 [ Leningrad Martyrology 1937-1938 ] (in Russian). Vol. 12. Saint Petersburg: Российская национальная библиотека. ISBN 978-5-8192-0374-3 .
- Сато, Тошико (1996а). «Сензен, Сэнго wo нихон ни Икина Росия но майхимэ, Орига Сафайя (Ольга Сафая, русская принцесса танца, жившая в Японии до и после войны)» [Ольга Сапфир: Выжившая русская принцесса танца. в Японии до и после войны]. Хореология (на японском языке, 1996 (19). Ибараки: Японское общество исследований танца: 22. doi : 10.11235/ . ISSN 0911-4017 buyogaku1978.1996.22
- Сато, Тосико (1996b). «Ибунка Корю но мондай-тен: Футацу но дзирей ни йору косацу (О некоторых проблемах культурного обмена: два тематических исследования)» [О некоторых проблемах культурного обмена: два тематических исследования. Журнал Хокусэй ]. Женский младший колледж Гакуэн (на японском языке) (32 года), Саппоро, Япония: Хокусей Гакуэн. (Хокусей Гакуэн): 51–70 ISSN 0387-1932 .
- Секигути, Коичи (1 сентября 2016 г.). «Nihon no bare no furontia, Tachibana Akiko ni tsuite ( Акико Тачибана , граница японского балета)» [Акико Татибана, граница японского балета Chacott.jp (на японском языке). Токио: Chacott Co., Ltd. Архивировано из оригинала 16 апреля 2020 года . Проверено 21 апреля 2020 г.
- Секигути, Коичи (31 января 2009 г.) » «Нихон но голе Хаджимари моногатари» Соно 2 «История начала японского балета» Елена Павлова и Ольга Сапфир Часть 2» [Часть 2, Елена Павлова и Ольга Сапфир «Японский балет»). Начало истории».]. Chacott.jp (на японском языке). Токио: Chacott Co., Ltd. Архивировано 21 апреля 2020 года . Проверено 19 апреля 2020 года .
- Секигути, Коичи; Секигути, Коичи (31 января 2009 г.). « Нихон но голый Хаджимари моногатари» Соно 4, Эриана Павуроба — Орига Сафайя: Орига Сафайя・Сапфир)» [Ольга Сапфир: Часть 4, Елена Павлова; и Ольга Сапфир, «История начала японского балета»]. Chacott.jp (на японском языке: Chacott Co., Ltd.). Архивировано 16 апреля 2020 года . Проверено 20 апреля 2020 года .
- Секигути, Коичи (31 января 2009 г.). « Нихон но голый Хаджимари моногатари» Соно 5, Эриана Павуроба — Орига Сафайя: Орига Сафайя・Сапфир)» [Ольга Сапфир: Часть 5, Елена Павлова). и Ольга Сапфир, «История начала японского балета»]. Chacott.jp (на японском языке: Chacott Co., Ltd.). Архивировано 16 апреля 2020 года . Проверено 20 апреля 2020 года .
- Секигути, Коичи (31 января 2009 г.). « Нихон но голый Хаджимари моногатари» Соно 7, Эриана Павуроба — Ориге Сафайе: Орига Сафайя но Ихин ни tsuite Сапфир, Часть 7: О вещах Ольги Сапфир)» [Фамильные реликвии Олига Сапфир: Часть 7, Елена Павлова и Ольга Сапфир, «История начала японского балета»]. апреля Токио: Chacott Co., Ltd. Архивировано 16 апреля 2020 г. Проверено 21 2020 г.
- 関口, 紘一; Секигути, Коичи (31 января 2009 г.). « Я не боюсь» Соно 11, Эриана Павуроба и Орига Сафайя: Эриана Павуроба и Кайтани Яоко (Отсылки к новогодним признаниям. Елена Павлова и Ольга Сапфир, «История начала японского балета»] [Елена Павлова и Ольга Сапфир, «История начала японского балета» Chacott.jp (на японском языке). Токио: Chacott Co.,Ltd. Архивировано из оригинала 16 апреля. Получено 19 апреля.
- «Япония» . Балет сегодня . 18 (7–10). Лондон: Newman Wolsey Limited. 1970. OCLC 2521829 .
- «Кобаяси Итидзо Нэмпу» [Биография Итидзо Кобаяси]. Художественный музей Ицуо (на японском языке), Икеда, префектура Осака, Япония. Архивировано из оригинала 13 июля 2011 года . Проверено 25 апреля 2020 года .
- «Нихон Баре-кай ни Васуре-ену сокусеки wo Сирушита Хитобито: Гайкокудзин-хен (Люди, которые оставили незабываемые следы в японском балетном мире: иностранцы)». Японская балетная ассоциация (на японском языке, Токио: Японская балетная ассоциация, 2016). Архивировано из оригинала 30 мая . 2016.
- Nichigai Associates (2004). «Safaia Origa (Сапфир, Олига) (サ フ ァ イ ア オ リ ガ (английское обозначение) Sapphire, Ольга)». В Nichigai Associates (ред.) . [ Люди 20-го века . Токио: Nichigai Associates (日外アソシエーツ). ] 978-4-8169-1853-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Тошико Сато, Тошико (1987) Орига Сафая (Балерина с Севера: Ольга Сапфир) (на японском языке) : . Касумигасеки сюппан (Издательство Касумигасеки) Китагуни кара но барэрина - 978-4-7603-0140-9 .
- Тошико Сато, Тошико (август 2006 г.) Сиро но маи wo какэхаси ни (Белый танец как мост) [ Соединяющие души: страсть к балету ] (на японском языке: Сато Тошико Баре Кенкюкай). Биография Sato Ballet Study Group , 281 страница, NDL ID=21193162.
- Маюми Ватанабе, Маюми (2013). Нихон но баре: сан-нин но Павурова (Японский балет: Три Павловы ) ( на японском языке: Maruzen Publishing Co., Ltd. (Maruzen Publishing Co., Ltd.). .ISBN 978-4-9072-2303-8 . ОСЛК 33520162 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сапфир, Ольга (на японском языке), автор Nichigai Associates через Kotobank ( в архиве , последний доступ 24 апреля 2020 г.)