Jump to content

Жан Тенье

Яна Тенье, гравюра на дереве Авторский портрет , 1562 год, 53 года (Коллекция Wellcome)

Жан Тайснер (или Тайснер ) ( лат . Yogannes Taisnierius ; 1508, Ат , Габсбургские Нидерланды — 1562, Кёльн ), по фамилии Ханнониус (т. е. из графства Эно ), был валлонским музыкантом, математиком и астрологом, опубликовавшим ряд работ. и преподавал в различных европейских городах и университетах. [1] [2] [3] В некоторых источниках его ошибочно называют Жаном Фюинье . Некоторое время он был школьным учителем мальчиков капеллы ( Сацеллан ) при дворе императора Карла V. К 1559 году он назвал себя «Поэтом-лауреатом» (лауреатом Священной Римской империи ). [4] и «Доктор обоих законов», но на каком основании неизвестно. [5] [6] В то время как он изложил общую теорию математики в четырех «количествах»: астрономии, геометрии, арифметике и музыке и намеревался опубликовать их общее изложение, он увлекся астрологией и хиромантией и не позаботился опубликовать свой разрекламированный «Трактат о музыке», который (учитывая его опыт), возможно, была самой интересной из всех его работ. Его непризнанное использование работ других авторов вызвало обвинение в плагиате. [7] Он был двоюродным дедушкой Давида Тенирса Старшего . [8]

Происхождение и образование

[ редактировать ]

Джон, или Жеан, Тенье был одним из детей Томаса Теньера, успешного валлонского купца, владевшего различными объектами недвижимости недалеко от рыночной площади города Ат, и его жены, красотки Катрин де Л'Иссю. Семьи издавна обосновались в этом месте. У него была сестра Франсуаза и братья Иоахим (Теньер) и Пьершон. Эти отношения проиллюстрированы серией документов из архивов Ата: они показывают, что отец Фома умер до 4 октября 1522 года, когда Иоахим, старший сын, сменил его на посту «матрикуляриуса», или приходского клерка для регистрации церкви Св. -Жюльен (должность по контракту). Иоахим был дедушкой художника Давида Тенирса Старшего . [9]

Жан учился в колледже в Ате и изучал право в Лувенском университете , где он получил титул «Maître» (магистр), под которым он был известен с 1531 года. Лишь в 1558 году он называл себя «доктором философии». оба закона", [10] поэтому он, вероятно, не получил докторскую степень в Лувене. Большая часть доступной информации о жизни и карьере Тайснера зависит от его собственных заявлений, сделанных в различных местах его опубликованных работ, и особенно в его хиромантических чтениях, полных биографических подробностей. Его примеры, приведенные в Opus Mathematicum 1562 года, могли быть выбраны почти для описания его собственной жизни. Старые авторитеты, как и многие из более поздних, похоже, черпают информацию о нем из его собственных сочинений.

Эта хорографическая ода городу Ат дает образец его поэтической фантазии:

Императорская часовня

[ редактировать ]

В 1542 году Тенье был главой школы для детей Императорской капеллы императора Карла V: ему поручили присматривать за пятью детьми, голоса которых больше не подходили, и которых он забрал обратно в Лувен для продолжения высшего образования. [12] В том же качестве он обратился с письмом к Марии Венгерской (губернатору Нидерландов) с просьбой о владении пребендом Лёз -ан-Эно , [13] который был пожалован ему императором. Хотя пребендарий был церковным чиновником, предполагается, что он был дарован Тенье как мирянину в качестве обычного средства оплаты его службы: нет убедительных доказательств того, что он был в священном сане. [1] В то время метрдотелем капеллы Карла V был Николя Гомбер , и важно отличать роль Тенье как преподавателя языков и литературного образования от музыкального обучения, хотя как музыкант Тенье, очевидно, был певцом в хоре капеллы. В своей публикации 1558 года об использовании сферических колец (инструмента для геометрических наблюдений) Тенье на титульном листе описывает себя как «Caesareae majestatis Caroli V, invictissimi, quondam sacellanus et cantor Domesticus, puerorumque sacelli pedagogus». [10] («когда-то домашний капеллный наставник и певец его могущественнейшего императорского величества Карла V и воспитатель капеллных мальчиков»). [14]

Авторитетные источники прослеживают утверждение Де Ла Серны (1809 г.) о том, что в музыкальном качестве Тенье сопровождал экспедицию императора по завоеванию Туниса (1535 г.) : [15] [1] [16] это происходит от Джакомо Филиппо Томазини (1630 г.), [17] из аббата Гилини (1633 г.), [18] или от Исаака Булларта (1682 г.), [19] а не (как подразумевается) от Лодовико Гвиччардини (1567 г.). [20] В одной из своих «Хироманций», опубликованной в 1562 году, Тенье отметил, что в 1538 году в Толедо, Испания , он был с певцами Императорской капеллы, чтобы отпраздновать нижненемецкий праздник Трех королей (т.е. Крещение 1538/39), хотя он не уточнил, была ли его связь с судом тогда формальной. [21] Там он также утверждал, что был свидетелем демонстрации перед императором и многими другими подводного судна, на котором зажженную свечу несли под волнами реки Тежу и возвращали на поверхность, все еще горящую. [22] В 1541 году Тенье был в императорской капелле в Вальядолиде , где состоялась еще одна демонстрация хиромантии. [23] он записал смерть своего ученика Исбранда Буса, имевшего голос соловья и стоявшего во главе 60 певчих в императорской капелле, но предавшегося пьянству и обжорству. Ввязавшись в драку, в которой он откусил ухо императорскому посланнику, Бус пренебрег путешествовать с другими певцами, слег в лихорадке и был брошен в море («piscibus in escam proiectus est»). Этот инцидент произошел, когда императорский флот совершал свою злополучную экспедицию в Алжир в конце 1541 года, в которой его сопровождали Тенье с певцами Императорской капеллы. [24]

Иллюстрация астрономических колец из книги Иоганна Дряндера « Кольца трёх разных видов…» (Марбург, 1537 г.).

Обучение в Италии и Сицилии

[ редактировать ]

Получив в 1542 году пребенд Лёза, следующие годы он провел в Италии и Сицилии. В 1546-47 гг. [25] он преподавал математику в государственных академиях Рима, [26] а в 1548 году преподавал в Ферраре . [27] Он упомянул также преподавание в Болонье и Павии , а в 1559 году утверждал, что в течение двадцати лет постоянно путешествовал по Европе, Азии и Африке. [28] В Ферраре он опубликовал свои первые книги, начиная с латинской речи, произнесенной в ноябре 1547 года, с работы «Строительство и использование сфер», которой предшествовали некоторые (латинские) эпиграммы: в названии он описывает себя как «Поэта». [29] на итальянском языке . Затем он выпустил «Руководство по сферическим кольцам» ( астрономическим кольцам ) [30] геодезический инструмент, состоящий из трех пересекающихся колец, с помощью которых тригонометрические измерения можно было производить . (Это совпало с латинским руководством Джеммы Фризиус по использованию астрономических колец, содержавшим некоторые аналогичные иллюстрации, опубликованным в Антверпене в 1548 году, но с посвящением, датированным 1534 годом). [31]

Он вернулся в Рим в 1549 году, затем проследовал в Палермо и поступил на службу к Пьетро Тальявиа д'Арагония , с 1544 года архиепископ Палермо . [32] Архиепископ встретил его в Тренте и поручил привезти из Фландрии 10 певцов и двух сопраноистов. [33] В течение двух лет Тенье служил «фонаском», или наставником по вокалу, в кафедральном соборе Палермо. [34] давать уроки математики. [28] свою работу о сферических кольцах De Usu Annuli Sphaerici . В Палермо в 1550 году он опубликовал на латыни [35] с посвящениями барону Антонино Оддо и Просперо Минарбетту, а также цензору, доминиканцу Сальваторе Манджавакка: [36] и здесь, по-видимому, он изготовил астрономические инструменты, в том числе Планисферу материальной сферы, Астрономические компасы и сферические кольца, [37] за что испанский врач, ставший иезуитом, лечивший Джерома Принса, не заплатил ему. [33]

С Мендосой во Фландрию

[ редактировать ]

В 1551 году он был в Трапани на Сицилии. [22] и принял участие в военной экспедиции против турок в Реджо-Калабрии , [38] после этого вернулся в Неаполь через семинару . Тенье решил больше не посвящать себя музыкальным дисциплинам: но, несмотря на это, теперь он стал музыкальным директором кардинала Франсиско Мендосы де Бобадилья , епископа Бургоса, в Риме. (В те годы Орландо ди Лассус и Пьерлуиджи да Палестрина действовали в Риме.) Кардинал планировал посетить императора во Фландрии и попросил Тэнье взять на себя эту работу. Таким образом он сопровождал кардинала в Венецию и Флоренцию, где они пробыли несколько месяцев, затем в Трент , где они праздновали карнавал. Оттуда они отправились в Мехлин (Малин), где от дизентерии умер очень блестящий молодой певец их труппы Фабиус Газелла. [39] Предполагается, что, вернувшись на родину, Тенье оставался на службе в Императорской капелле по крайней мере до 1555 года, когда император сложил свою власть в Нидерландах: в недатированном комментарии говорится о том, что он руководил сопранистами Императорской капеллы в Брюсселе. . [40]

Лессин, Эно, изображенный Жоаном Блау , ок. 1649 г.

Возможно, вследствие этой перемены в 1555 году Тенье переехал в Лессин в Эно, где в течение двух лет преподавал в качестве руководителя высшей школы с пятью младшими магистрами. Учеников, многие из которых были детьми дворян, насчитывалось более четырехсот, и они обучались греческому и латыни, испанскому и французскому языкам, а также музыке. В 1556 году в Лессине умер еще один его ученик-певец. Жак де Сабло был привезен Тенье из Эно еще мальчиком, прожил с ним два года в Палермо и последовал за ним из Неаполя в Рим, через Италию и обратно на родину. [34] В октябре 1556 года Жан Тенье и его сестра Франсуаза продали годовую арендную плату за свою общую собственность, гостиницу у знака Золотого орла на рыночной площади в Ате, Гийому де Корне, «лейтенанту дю Байи де ла Виль де Лессин». . [41]

Кёльн, 1558–1562 гг.

[ редактировать ]

Последний переезд Тенье к 1558 году был в Кельн, где он начал преподавать в школах и университете. Он служил капельмейстером у Яна Гебхардуса , архиепископа-курфюрста Кельна (умер в 1562 году). [42] и откуда за пять лет в прессу попало большинство его опубликованных работ. Хотя это не были музыкальные произведения, двое из его основных издателей были выходцами из семей (Батен и Биркманн), тесно связанных с музыкальным издательством. Это было (только) в конце «Epistola Dedicatoria» Opusculum ... De Natura Magnetis , посвященного Гебхарду, Тайсниер называл себя «пресвитером»: Suae Celsitudinis Humillimus Orator et mancipium, Ioannes Taisnier Hannonius Presbyter . [43] Этот титул мог быть присвоен ему даже как мирянину в роли капельмейстера. [1] Также замечено, что его костюм на гравюре на дереве – клерикальный. Большинство источников считают, что Тенье умер в 1562 году или вскоре после него, после чего о его жизни больше ничего не слышно, хотя также были предложены гораздо более поздние даты (1589, 1595). [19] [4] [44]

Публикации, 1558-1562 гг.

[ редактировать ]

«Материальная сфера», 1558, 1559 гг.

[ редактировать ]

В первом из них, De Sphaerae Materialis Fabrica et Usu 128 Canonum Tituli («128 названий наставлений о построении и использовании материальной сферы»), выпущенном Иоанном Батениусом в Кельне в 1558 году, автор назван доктором обоих законов (« Утриуске Юрис Д.), поэт-лауреат и математик. Это 24-страничный список заголовков глав планируемой работы в восьми книгах или разделах, посвященный трем его ученикам Жерому де Корду из Турне , Гаспару Шпетцу из Антверпена и Генри Мидделбургу из Брюсселя , работам нескольких современников, в том числе Джемма Фризиус. [10]

За ним следует De Usu Spherae Materialis , вышедший тем же издателем в 1559 году, иллюстрирующий на титульном листе установленную планисферу, образованную астрономическими кольцами, охватывающими другие внутренние контуры вокруг центрального тела (аналогично тому, что изображено на его авторском портрете 1562 года). [45] Итак, это «Материальная Сфера». В своем посвящении Хуфкенсу из Гронингена , которое открывается подробным отчетом о его путешествиях, он в качестве основного авторитетного источника ссылается на труд Иоганна де Сакробоско , в частности на «Трактат Сферы Мунди» (написанный около 1230 года нашей эры и описывающий космографию Птолемея ). Работа Тенье, состоящая из 46 листов, ограничивается астрономическим использованием инструмента, хотя и вводит в посвящение астрологическую тему и завершается обещанием расширенной работы по использованию инструмента, которая еще впереди. Намерение состоит в том, чтобы описать улучшение армиллярной сферы путем определенных исправлений и добавления колец, чтобы сделать инструмент более полезным в его применении в астрономии, физиогномике и хиромантии. [46]

Судебная астрология, 1559 г.

[ редактировать ]

Тэнье Более основательный астрологический труд, состоящий из почти 200 листов, «Astrologiae Iudiciariae Ysagogica, et Totius Divinatricis Artis Encomia» («Вводное контекстуальное исследование судебной астрологии и энкомия всего гадательного искусства»), появился также в 1559 году и был выпущен в Кельне Арнольд Биркманн. [47] В этой книге содержится величественное посвящение Вильгельму, герцогу Юлих-Клев-Бергскому , графу де ла Марку , графу Равенсбергскому и лорду Равенштейнскому (1516–1592), чьим слугой объявляет себя Тэнье. Посвященное письмо важно тем, что автор пространно излагает четыре «математические величины», а именно: астрономию, геометрию, арифметику и музыку, «которые настолько взаимосвязаны, что любая из них остается несовершенной без другой». [48] Это резюме (которое, по мнению Босманса, может включать в себя текст, впервые представленный в отдельной форме как Tabula Universalis [1] ) включает подробное обоснование использования астрологии для прогнозирования и предсказаний, а также для чтения симпатических тенденций людей и обстоятельств, выявленных с помощью хиромантии , физиогномики , натальных и случайных гороскопов и тому подобного (без прямого воздействия на небесные аспекты). [49] Наиболее ценным, пожалуй, является его краткое изложение запланированного или завершенного трактата о музыке (не сохранившегося ни в рукописи, ни в печати среди его известных работ), которое как с точки зрения музыкальной теории, так и с точки зрения описания инструментов должно было представлять исключительный интерес. [50] Его наблюдения над Musica Reservata привлекли особое внимание. [51]

Сферические кольца (новое издание), 1560 г.

[ редактировать ]

В 1560 году новое издание его работы об использовании сферических колец De Annuli Sphaerici Fabrica et Usu Libri Tres Geometrici было переработано по сравнению с палермским изданием 1550 года. Этот вклад в геометрическую часть его схемы поступил из типографии Йоханнеса Рикардуса в Антверпене. Иллюстрации из более раннего издания, многие из которых датированы 1549 годом, были повторно использованы, а текст был разбит на три раздела: первый касался измерения высот и расстояний до сооружений: второй описывал измерение часов дня путем наблюдения. звездного часового угла ; третий касался углов траектории артиллерийского обстрела и размеров для строительства лестниц и временных штурмовых мостов. [52]

Хиромантия («Математическая работа»), 1562 г.

[ редактировать ]

В 1562 году была опубликована его великая хиромантическая работа Opus Mathematicum, состоящая из восьми книг . [53] Астрологический труд, шесть из восьми разделов посвящены интерпретации линий и аспектов ладони для гадания и прогнозирования; седьмой раздел посвящен физиогномике, а восьмой воспроизводит Astrologiae Iudiciariae Ysagogica и Encomia . Шестой раздел, стр. 387–449, содержит 61 расширенное чтение по руке, в котором Тенье рассказывает нам многое о своей жизни, начиная с 1530-х годов. Вся работа была написана в Кельне Йоханнесом Биркманом и Вернером Ричвином, а Тэнье посвятил ее Иоганну Якобу Фуггеру (1516–1575), выдающемуся покровителю искусств и наук. Гравюра автора-портрета Тенье, датированная 1562 годом, находится в начале книги. Второе или переизданное издание было выпущено в Кёльне Теодором Баумиусом в 1583 году. [54]

В уникальном Opus Mathematicum Тенье утверждал, что путешествовал по Америке:

«Большую часть своего возраста, которому сейчас пятьдесят три года, занимаясь разного рода исследованиями, я объездил почти всю Европу и большую часть Африки, Азии и Америки, собирая различные мнения у наиболее опытных люди повсюду в разных качествах, собранные (как это было) в государственных школах, и я общался с аудиторией Академий, особенно с аудиторией Рима, Феррари, Венеции, Падуи, Флоренции и Пангорма, чтобы взять на себя задачу публичного чтения. .." [55] (Большую часть из 53 лет, которые я сейчас прожил, будучи хорошо сведущим в различных видах исследований, я старательно объездил почти всю Европу и большую часть Африки, Азии и Америки, повсюду собирая различные мнения наиболее опытных людей в различных областях знаний: эти вещи я сообщал (подобным образом) аудитории в государственных школах и академиях, особенно проводя публичные чтения в Риме, Ферраре, Венеции, Падуе, Флоренции и Палермо. ...)

Хиромантия Тенье была строго астрологической по своему методу. Именно об этом сочинении Джакомо Филиппо Томазини написал в 1630 году, что оно содержит такую ​​массу информации, что просто истощает терпение тех, кого оно должно было просветить. [56] Томасини проиллюстрировал символ Тенье в виде медальона, изображающего правую руку в вертикальном положении, с отмеченным на ладони Большим треугольником и надписью « In Manibus Sortes Ejus » выше. [17] Ясно, что своими хиромантическими и физиогномическими работами Тенье во многом обязан работам Бартоломео делла Рокка (1467-1504), также называемого Бартелеми Коклесом, чья «Chyromantie ac Physionomie Anastasis, cum Approbatione Magistri Alexandri Achillinis» была опубликована в Болонье в 1504 г., но, скорее всего, известен Тэнье из Сборника Physiognomiae et Chiromantiae, составленного Иоанном Альбертом в Страсбурге («Аргенторати») в 1536 г. [57] Торндайк заметил, что проект объединения хиромантии, физиогномики и астрологии в одном труде был предложен, предположительно, на примере Иоганна аб Индагина (1467-1537). [7]

Плагиат: о природе магнита, 1562 г.

[ редактировать ]

Публикация Тенье 1562 года под названием Opusculum perpetua memoria dignissimum, De Natura Magnetis et ejus effectibus, Item De Motu Continuo («Небольшая работа, достойная сохранения, «О природе магнита и его эффектах», а также еще одна «О вечном движении») [58] - знаменитая работа плагиата. [59] В своем посвящении Яну Гебхардусу Тенье заявляет об авторстве как «hoc meum parvulum opusculum» — это моя маленькая работа . Тем не менее, текст о природе магнита тесно адаптирован из Epistola de Magnetice Петра Марикура (floruit 1269), тогда как текст о вечном движении был на самом деле написан живым автором, Трактатом о падении тел 1554 года Джанбаттиста Бенедетти. (1530-1590). [60] Ни один из авторов не известен, но снова появляется авторский портрет Тенье 1562 года.

Портрет Тенье работы Н. де Лармессена, 1682 г., [19] по гравюре на дереве 1562 года.

Работа Бенедетти описывает вечный двигатель на магнитной основе , состоящий из рампы, магнитного камня и железного шара. Пьер Марикурский ранее заметил такую ​​систему, в которой использовалась сила магнитного камня. Это создает проблемы, потому что интеграл силы по замкнутому контуру в магнитном поле равен нулю (см. Историю вечных двигателей ). Сборник Тенье был переведен на английский язык Ричардом Иденом до 1577 года. [61] Сам Бенедетти обратил внимание на кражу Тэнье его работ в предисловии Ad Lectorem к своему De Gnomonum Umbrarumque Solarium Usu Liber (Турин, 1574 г.). В длинном и чрезвычайно резком осуждении он поставил под сомнение претензии Тенье на авторитет во всем, что он написал. Он говорит о тех, кто критикует других, воруя их работу:

«...как сделал нечистейший из всех, Иоганнес Тайснерус Ганноний. Который забрал нашу маленькую работу... настолько полностью для себя, что не изменил ничего, кроме имени автора; ибо что бы он изменил, который не мог бы даже Понимаете, что содержалось в этом рассуждении? Человек, лишенный всех математических способностей, незнакомец, который из-за крайнего невежества справедливо боялся, что хотя бы один слог может быть убран или добавлен к существу всего трактата. [62] («как это сделал Иоанн Тайсниер Ганнониус, самый нездоровый из всех. Который так полностью взял себе наше маленькое произведение, что ничего не изменил, кроме имени автора, — ибо что мог он изменить, этот тщеславный человек, лишенный всего математические способности, который был не в состоянии уловить содержание этого рассуждения, который справедливо опасался, по причине своего крайнего невежества, что добавлением или удалением одного слога он может, я думаю, разрушить смысл всего аргумента. он считал, что я уже умер, и верил, что я никогда не смогу донести на его кражу...")

Сказав это (и многое другое), Босманс доказывает, что Тэнье, будучи учителем, пытался синтезировать и распространять знания для студентов и для практического использования. Он отмечает, что во времена Тенье не было ничего необычного в том, что авторы использовали существующие тексты без специального подтверждения, и что более поздние комментаторы, похоже, относились к нему с определенной степенью враждебности. С другой стороны, Босманс признает, что в своих посвященных письмах и частом перечислении своих верительных грамот Тенье проявлял неприятную склонность к саморекламе, и присоединяется к хору сожалений по поводу того, что Тенье не оставил музыкального трактата, достойного его несомненного опыта в области музыки. это поле. [1] Торндайк исследует проблему плагиата. [7] и находит (как и другие) Тенье загадочной фигурой, в которой жилка интеллектуальной нечестности пронизывала основу его несомненного блеска, полезности и эрудиции, его богатого опыта и жизни, наполненной послушным служением. очерке характера 1682 года, который скептически писал о хиромантии Тенье: «...sa science est impuissant; Более причудливо это передано Исааком Буллартом в его наука бессильна, ибо она построена на фундаменте столь же ненадежном, сколь и экстравагантном») . [19] Гравюра на дереве 1562 года послужила образцом для новой гравюры Николая де Лармессена для этой публикации.

Эпитафия

[ редактировать ]

Академик из Гелдерланда Иоганнес Фонтанус из Арнема (1544–1615), [63] Кальвинистский проповедник Иоанна Казимира и профессор богословия, [64] написал такую ​​эпитафию Тенье:

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Х. Босманс, «Тэнье (Жан), эрудит», Национальная биография (Королевской академии Бельгии) , Vol. XXIV: Steyaert-Thimus (Établissements Émile Bruylant, Брюссель, 1926–1929), столбцы 499–511. Читайте в Академии в формате pdf (academieroyale.be).
  2. ^ Дж. Дьюерт, «Жан Тенье», Анналы Королевского археологического кружка Ата и региона , I (1912), стр. 1-36.
  3. ^ М. Сунс, «Жан Тенье, математик», Анналы Королевского археологического кружка Ата и региона , I (1912), стр. 37-44.
  4. ^ Jump up to: а б «Жан Тенье, Йоханнес Тенье, Тайснерус (1508/9–1589)», в книге Дж. Флуда, поэта-лауреата Священной Римской империи: биобиблиографический справочник , 4 тома (Вальтер де Грюйтер, Берлин/Нью-Йорк, 2011 г.) , IV, с. 2050 год (Google). Содержит некоторые неточности.
  5. ^ 'IV. Тайснье (Жан) ', в книге Э. Вандер Стратена, Музыка в Нидерландах до XIX века , 8 томов (GA Van Trigt/Schott Frères, Брюссель, 1867-1888), III (1875), стр. 227-42 (Интернет-архив).
  6. ^ LC Рибейро, Иезуитская астрология: прогнозирование и наука в культуре раннего Нового времени , Серия: Время, астрономия и календари (Brill 2023), стр. 460, 472, 478.
  7. ^ Jump up to: а б с Л. Торндайк, История магии и экспериментальной науки , тома V-VI: Шестнадцатый век (издательство Колумбийского университета, Нью-Йорк, 1941), V, стр. 580-88 (Интернет-архив).
  8. ^ Н. Де Пау, «Давид Тенирс-младший, его предки, его герб и его дворянство», Бюллетень Королевской исторической комиссии , LXXVIII, Королевская академия Бельгии (Брюссель, 1909), стр. 23–33 (Интернет-архив).
  9. ^ Дж. Дьюерт, «Происхождение валлонских художников Тенирса», Бюллетень королевской комиссии по истории LXXX (1911), стр. 287-319, стр. 287-95 (Персе) и Документ 9, стр. 303-04. На французском языке.
  10. ^ Jump up to: а б с Ж. Тенье, De Sphaerae Materialis Fabrica et Usu 128 Canonum Tituli (Иоаннес Батениус, Кельн, 1558 г.). Просмотры страниц в Münchener DigitalisierungsZentrum .
  11. ^ Тенье, Opus Mathematicum (1562), вступительная часть (Google).
  12. ^ Э. Вандер Страетен, Музыка в Нидерландах до XIX века , 8 томов (GA Van Trigt/Schott Frères, Брюссель 1867-1888), VII (1885), стр. 356-57 (Гугл).
  13. ^ Вандер Страетен, Музыка в Нидерландах , III, стр. 152–53 (Интернет-архив): в разделе «Маншикур».
  14. ^ Вандер Страетен, Музыка в Нидерландах , III, стр. 228–29 (Интернет-архив).
  15. ^ Э. Вандер Стратен, Музыка в Нидерландах до 19 века , 8 томов (GA Van Trigt/Schott Frères, Брюссель 1867-1888), VII (1885), стр. 316 (Гугл). Стратен цитирует А. Хенне, «История правления Карла V в Бельгии» , 10 томов (Э. Флато, Брюссель и Лейпциг, 1859), VI, стр. 91 (Google): Хенне, вслед за Де Ла Серной, неправильно пишет имя Тенье как «Жан Фюинье».
  16. ^ «Жан Фюинье», в CA De La Serna Santander, Mémoire Historique sur la Bibliotèque dite de Bourgogne (AJD De Braeckenier, Bruxelles/Frères Tilliard, Paris 1809), p. 208 (Гугл). Ла Серна цитировал Лодовико Гвиччардини (1567 г.), но, утверждая, что Тенье участвовал в завоевании Туниса в 1535 г., он следует за Томасини (1630 г.), которого также цитируют Фоппенс (1739 г.), Вейдлер (1741 г.) и Карафа (1751 г.).
  17. ^ Jump up to: а б с «Иоаннес Тайснериус», в JP Tomasinus Patavinus, Illustrium Virorum Elogia, Iconibus Orornata (Павия 1630), стр. 161–64 (Hathi Trust).) На латыни.
  18. ^ «Джованни Тайснеро», в Дж. Гилини, Teatro d'Huomini Letterati Aperto (Джованни Баттиста Черри и Карло Ферранди, для Филиппо Гисольфи, Милан, 1633), стр. 174-75 (Гугл); 2-е издание (Пер ли Геригли, в Венеции, 1647 г.), с. 91 (Google)
  19. ^ Jump up to: а б с д «Жан Тенье», в книге И. Булларта, Академия наук и искусств: содержит жизнеописания и исторические похвалы выдающихся людей, которые преуспели в этих профессиях на протяжении примерно четырех столетий среди различных народов Европы. Их портреты основаны на оригиналах... , 2 полета (Даниэль Эльсевир, Амстердам/Луи Билен, Париж/Брюссель, 1682), II, Liv. IV, стр. 287-89 (Гейдельбергский университет, историческая литература - оцифровано).
  20. ^ Л. Гвиччардини, Описание Лодовико Гвиччардини, флорентийского патрицио всех Нидерландов, иначе называемых Нижней Германией (Гульельмо Сильвио (Королевский печатник Филиппа II), Антверпен, 1567 г.), стр. 269 ​​сек. А (Мюнхенский цифровой центр). Гвиччардини в своей заметке об «Атте» (т. е. Ат, Эно) написал только: «Джованни Тенье — уроженец этой страны, доктор юридических наук, поэт-лауреат и ясный человек, превосходный математик и великий мастер музыки: он недавно написал прекрасную и очень достойную работу по математическим вещам».
  21. ^ Вандер Страетен, Музыка в Нидерландах , III, стр. 230 (Интернет-архив), цитируется Тенье, Opus Mathematicum (1562), стр. 434 (Google).
  22. ^ Jump up to: а б Taisnier, Opusculum... De Nature Magnetis и т. д. (Кельн, 1562 г.), стр. 40-42 (Мюнхенский цифровой центр).
  23. ^ «возможность проявить свое легкомысленное и шарлатанское искусство психомантии» — Вандер Стретен .
  24. ^ Вандер Страетен, Музыка в Нидерландах , III, стр. 224–27 (Интернет-архив), цитирует Тенье, Opus Mathematicum (1562), стр. 408-09 (Гугл).
  25. ^ См., например, «Хиромантия гения Чарльза Изенбарта», в Taisnier, Opus Mathematicum , стр. 428-29 (Гугл).
  26. ^ (1546), «Стипендиями Римского университета в государственных школах мудрости я бы разъяснял уроки математики...», «Хиромантия испанской шлюхи», в Тэнье, Opus Mathematicum , стр. . 430-31 (Гугл).
  27. ^ Дж. Карафа, De Gymnasio Romano et de ejus Professoribus (Типы Антония Фулгония, Рим, 1751 г.), стр. 381-82 (Гугл).
  28. ^ Jump up to: а б Тайсниер, De Usu Sphaerae Materialis (Антверпен, 1559 г.), Посвященное письмо (вступительная часть), просмотры страниц в Münchener DigitalisierungsZentrum .
  29. ^ Джоа. Тайнье Ханнони, поэт, профессор математики гимназии Альмо Феррара. Опубл. У него была молитва. они сами ноябрь 1547 год нашей эры. Он же, О составе или изготовлении и использовании сфер, некоторые краткие повествования. Кроме того, некоторые прил. это эпиграммы (В домах Жоа де Буглата и Анта Хучера, Феррара, март 1548 г.). Цитируется Босмансом
  30. ^ Новая работа Очень полезна и необходима для всех архитекторов, геодезистов, то есть землемеров, астрономов и всех других виртуозов, снова признанная выдающимся математиком Джованни Тайснье Ханнонио. В котором с легкостью обучается совершенству измерения высоты, длины, ширины и глубины (Джованни ди Буглат и Антонио Хучер, Феррара, апрель 1548 г.). Цитируется Босмансом.
  31. ^ Использование астрономического кольца, автор Frisio Mathematici (В доме Джона Стилзиуса, Антверпен, 848 г.). Просмотры страниц в Интернет-архиве .
  32. ^ «Хиромантия некоего маркиза Сицилийского», в Taisnier, Opus Mathematicum , стр. 388-89 (Гугл).
  33. ^ Jump up to: а б «Хиромантия принца Иеронима», у Вандера Стратена, La Musique aux Pays-Bas , III, стр. 230-31 (Интернет-архив), цитируется Тенье, Opus Mathematicum , стр. 424-25 (Гугл).
  34. ^ Jump up to: а б «Chyromantiae Iacobi de Sableau», Вандер Стратен, La Musique au Pays-Bas , III, стр. 232-33 (Интернет-архив), цитируется Тенье, Opus Mathematicum , стр. 432-33 (Гугл).
  35. ^ Иоаннис Тайсниер Ханноний об использовании сферического кольца, третья книга, в которой содержится все необходимое для совершенствования геометрии (Петрус а Спира и Антонио Анай, Panhormi apud Sanctum Dominicum, 1550). Просмотры страниц в Интернет-архиве .
  36. ^ Розарио Мошео, «Иезуиты и математика в 16 веке». Мауролико, Клавио и сицилийский опыт», Biblioteca della Storia Storica Messinese XXV (Società Messinese di Storia Patria, Мессина, 1998), PDF-файл Общества , стр. 36-37, примечания 28, 29.
  37. ^ «Для изготовления астрономических инструментов я говорю Planisphaerij о материальной сфере, астрономических лучах, сферических кольцах и т. д.»
  38. ^ «Хиромантия Джона Секера, Милитиса» и «Хиромантия знаменосца Калабрии», в Taisnier, Opus Mathematicum , стр. 400-01 и стр. 402-03 (Гугл).
  39. ^ «Хиромантия Фабия Гачеллы Каэтани», в Вандер Стретене, La Musique aux Pays-Bas , III, стр. 231-32 (Интернет-архив), цитируется Тенье, Opus Mathematicum , стр. 406-07 (Гугл).
  40. ^ Вандер Страетен, Музыка в Нидерландах , III, стр. 233-34 (Интернет-архив), цитируется Тенье, Opus Mathematicum , стр. 436-37 (Гугл).
  41. ^ Дж. Дьюерт, «Происхождение валлонских художников Тенирса», стр. 295 и документ №. 35 и стр. 318-19. Читайте в Персе .
  42. ^ «Жоаннес Тенье», в JF Foppens, Bibliotheca Belgica, sive Virorum in Belgio vita, scriptisque illustriumcatalogus, номенклатура librorumque (П. Фоппенс, Брюссель, 1739), II, стр. 740 (Гугл). На латыни
  43. ^ Тайсниер, De Natura Magnetis (1562), «Epistola Dedicatoria», на оборотной стороне Sig. A2 (Google).
  44. ^ Р. Ванн и А. Сурис, «Тэнье, Жан», Словарь бельгийских музыкантов (композиторов) (Брюссель, 1947), стр. 383.
  45. ^ Ж. Тенье, Об использовании материальной сферы (Кёльн, напечатано Джоном Батениусом в 1847 году). Просмотры страниц в Münchener DigitalisierungsZentrum .
  46. ^ Дж. Ф. Вейдлер, Historia Astronomiae, sive De Ortu et Progressu Astronomiae (Sumtibus Gottlieb Heinrici Schwartzii, Wittenberge, Bibliopolae Anno 1741), стр. 371
  47. ^ Ж. Тенье, Astrologie Iudiciariae Ysagogica et Encomiae Totius Divinatricis Artis (Кёльн, в Anno 1559 Арнольда Биркмана). Просмотры страниц в Münchener DigitalisierungsZentrum . На латыни
  48. ^ «Математика - это четыре величины: астрономия, геометрия, арифметика и музыка, которые соединены друг с другом таким образом, что одно без другого остается неполным» - Тайсниер, Astrologie Iudiciariae Ysagogica , «Посвященное послание», на сиг. А3.
  49. ^ «Звезды действительно не принуждают и не требуют, а склоняют, причем с трудом...» - Тайсниер, Astrologie Iudiciariae Ysagogica , «Посвященное послание».
  50. ^ Вандер Стратен, La Musique aux Pays-Bas , III, стр. 235–38 (Интернет-архив), на французском и латыни, цитируется Тенье, Astrologie Iudiciariae Ysagogica , «Посвященное послание».
  51. ^ CV Palisca, «Разъяснение «Musica Reservata» в «Астрологии » Жана Тенье , 1559 г.», Acta Musicologica , XXXI, Fasc. 3/4 (Международное музыковедческое общество, июль - декабрь 1959 г.), стр. 133-61 (Jstor — требуется вход).
  52. ^ Иоаннис Тайсниер из Афин, ... De Annuli Sphaerici Fabrica et Usi Libri Tres Geometrici (Антверпен, In edibus Ioannis Richardi Anno 1560), Просмотры страниц в Münchener DigitalisierungsZentrum . На латыни
  53. ^ Дж. Тенье, Opus Mathematicum, состоящий из восьми книг, с бесчисленными почти идеальными фигурами рук и физиогномикой (Джон Биркманн и Вернер Ричвин, Coloniae Agrippinae 1562). Просмотры страниц в Google . На латыни
  54. ^ Ж. Тенье, Opus Mathematicum, состоящий из восьми книг, с бесчисленными почти идеальными фигурами рук и физиономиями (Теодор Баумиус под знаком Дерева, Coloniae Agrippina 1833). Просмотры страниц в Münchener DigitalisierungsZentrum На латыни
  55. ^ Тенье, Opus Mathematicum (1562), Глава II, стр. 8-9 (Google).
  56. ^ «Но по мере того, как оно разрасталось, оно превратилось в огромную массу, так что истощило умы учеников , которых он предлагал обучать только».
  57. ^ Барптоломей Коклитис из Бонони, доктор естественной философии и медицины, Сборник физиогномики и хиромантии (составлено Джоном Альбертом, Anno 836). Просмотры страниц в Интернет-архиве . На латыни
  58. ^ Ж. Тенье, Opusculum perpetua memoria dignissimum, о природе магнита и его эффектах, а также о непрерывном движении (Apud Joanem Birckmann, Кельн, 1562). Просмотры страниц в Google .
  59. ^ Дюэм, Пьер (1911). «Пьер де Марикур» . Католическая энциклопедия . Том. 12.
  60. ^ Демонстрация пропорций локального движения против Аристотеля и всех философов. Найден Иоанном Крестителем Бенедикта (Венеция, 1554 г., в февральские иды). Просмотры страниц в Интернет-архиве .
  61. ^ Р. Иден (переводчик), Очень необходимая и полезная книга о мореплавании, составленная на латыни Иоанном Тайснирусом и т. д. (Ричард Джагге, Лондон, ок. 1575 г.). Полный текст на Umich/eebo . По-английски.
  62. ^ Джо. Батист Бенедикти, ... De Gnomonum Umbrarumque Solarium Usu Liber (Heires Nicolai Bevitaquae, Турин, 1574 г.), Предисловие «Ad Lectorem» (на латыни). в Google Просмотры страниц
  63. ^ См. текст иллюстрации Виллема Якобса. Делфф, Коллекции Музея Фицуильяма, Кембридж .
  64. ^ «Иоганнес Фонтан (1545-1615)», в Постреформационной цифровой библиотеке .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7e633ab15924d60178623805b7a8b48f__1707163500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7e/8f/7e633ab15924d60178623805b7a8b48f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jean Taisnier - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)