Манон II
Манон II | |
---|---|
Умер | декабрь 1819 г. Магистраль |
Супруг | Камехамеха I Кеуауа Кекуаокалани |
Отец | Удивительный |
Мать | Корневой канал |
Религия | Гавайская религия |
Маноно II (умер в 1819 г.) была гавайской вождем и членом королевской семьи во времена Королевства Гавайи . Она вместе со своим вторым мужем Кеауа Кекуаокалани погибла, сражаясь за гавайскую религию после того, как Камеамеа II отменил систему капу .
Биография
[ редактировать ]Отцом Маноно был Кекуаманоха, а матерью — Калола-а-Кумукоа , жена Камехамеха до его победы в битве при Мокухае . Через своего отца она была внучкой Кекаулике , короля или Мои Мауи . Со стороны матери она была правнучкой короля Кеавеикекахиалииокамоку . Гавайев [ 1 ] [ 2 ] Ее сводными братьями и сестрами от первого брака отца были Каланимоку , Боки и Вахинепио . Она была двоюродной сестрой Каахуману , Калакуа Кахейхаймали , и Намаханы Пииа , Куакини , губернатора Гавайев; и Кеаомоку II . [ нужна ссылка ]
Примерно в 1809 году, еще в юности, Маноно была выбрана со своим кузеном Кекаулуохи вместе Камехамехой I «чтобы согреть его старость», став, таким образом, двумя последними женами старого короля. [ 3 ] Две молодые вожди считались его вахине палама , термин, обозначающий их особый статус и ранг, который требовал от них жить в священном ограждении из лама-дерева. [ 4 ] «Лама» — гавайское название эндемичных эбеновых деревьев рода Diospyros sandwicensis , которые использовались в религиозных церемониях. [ 5 ] Устная традиция свидетельствует, что последний ребенок Камеамеа, дочь по имени Капапауаи, родилась от одной из его жен , либо Маноно, либо Кекаулуохи. [ 3 ] [ 6 ] Позже она выйдет замуж за верховного вождя Кеауа Кекуаокалани , племянника Камехамеха I. Бабушкой Кекуаокалани по материнской линии была ее тезка Маноно I , дочь Алапаинуи и Камакаймоку . Кекуаокалани унаследовал опеку гавайского бога войны Кукаилимоку после смерти Камехамеха. [ 7 ]
После смерти Камеамеа I, 8 мая 1819 года, Лихолихо стал королём Камеамеа II . Под влиянием влиятельных женщин-вождей, таких как Каахуману и его мать Кеопуолани , молодой король отменил систему капу , которая управляла жизнью гавайского общества на протяжении веков. Отныне мужчины и женщины могли есть вместе, женщины могли есть ранее запрещенную пищу, а официальное богослужение в храмах на каменных платформах, или хейаус , было прекращено. Это мероприятие называется «Ай Ноа» , или бесплатное питание. [ 8 ] В ответ на действия Лихолихо Кекуаокалани выступил в качестве защитника системы капу и старой религии, собрав огромные силы в деревне Каавалоа. вспыхнула война Все попытки примирения между двумя королевскими кузенами потерпели неудачу, и между Кекуаокалани и королевскими войсками во главе со сводным братом Маноно Каланимоку . Сражаясь вместе с ее мужем в битве при Куамо , они оба погибли, защищая систему капу . [ 9 ] [ 10 ]
Посетив Куамо несколько лет спустя, британский миссионер Уильям Эллис из Лондонского миссионерского общества записал рассказы местных жителей о битве и смерти Кекуаокалани и Маноно во время поездки Эллиса по острову Гавайи:
По мере нашего продвижения число небольших курганов увеличивалось, пока мы не пришли к месту под названием Туаму. Здесь Кекуаокалани сделал свой последний бой, собрал свои летающие силы и, казалось, на мгновение изменил масштаб победы; но, будучи слабым из-за потери крови и раны, полученной им в начале боя, он потерял сознание и упал. Однако вскоре он ожил и, хотя и не мог стоять, сел на обломок лавы, дважды зарядил и выстрелил из мушкета по наступающему отряду. Теперь он получил мяч в левую грудь и, немедленно закрыв лицо плащом из перьев, скончался среди своих друзей. Его жена Маноно в течение всего дня сражалась рядом с ним с твердым и бесстрашным мужеством. Через несколько мгновений после смерти мужа, заметив приближающихся Караимоку и его сестру, она позвала четверть; но едва успели эти слова сойти с ее уст, как она получила шар в левый висок, упала на безжизненное тело мужа и мгновенно скончалась. Идолопоклонники, потеряв своего вождя, впоследствии оказали лишь слабое сопротивление; однако битва, начавшаяся утром, продолжалась почти до заката, когда королевские войска, обнаружив, что все их враги либо бежали, либо сдались, вернулись в Кайруа. [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Форнандер 1880 , стр. 130–131.
- ^ Написание 1888 г. , с. 440.
- ^ Jump up to: а б Смит 1992 , с. 208.
- ^ Мэри Кавена Пукуи ; Сэмюэл Хойт Элберт (2003). «поиск Паламы » . в Гавайском словаре . Улукау, Гавайская электронная библиотека, Издательство Гавайского университета . Проверено 28 января 2013 г.
- ^ Мэри Кавена Пукуи и Элберт (2003). «поиск ламы» . в гавайском словаре . Улукау, Гавайская электронная библиотека Гавайского университета. Архивировано из оригинала 16 июля 2012 года . Проверено 25 августа 2010 г.
- ^ Трам 1916 , с. 51.
- ^ Смит 1992 , с. 209.
- ^ Куйкендалл 1965 , стр. 67–68.
- ^ Куйкендалл 1965 , стр. 68–69.
- ^ Диббл 1843 , с. 156.
- ^ Эллис 1827 , стр. 108–109.
Библиография
[ редактировать ]- Бингхэм, Хирам (1855) [1848]. Двадцать один год проживания на Сандвичевых островах (Третье изд.). HD Гудвин.
- Диббл, Шелдон (1843). История Сандвичевых островов . Лахайналуна: Пресса миссионерской семинарии.
- Эллис, Уильям (1827). Рассказ о путешествии по Гавайям (2-е изд.). Лондон: Х. Фишер, сын, и П. Джексон.
- Форнандер, Авраам (1880). Стоукс, Джон Ф.Г. (ред.). Отчет о полинезийской расе: ее происхождении и миграции, а также древняя история гавайского народа до времен Камехамеха I. Том. 2. Трюбнер и Ко.
- Калакауа, Дэвид (1888). Даггетт, Роллин Мэллори (ред.). Легенды и мифы Гавайев: басни и фольклор странного народа . Нью-Йорк: CL Webster & Company.
- Смит, Сэмюэл (1992) [1961]. Правящие вожди Гавайев (пересмотренная ред.). Гонолулу: школ Камехамеха Издательство . ISBN 0-87336-014-1 .
- Куйкендалл, Ральф Симпсон (1965) [1938]. Гавайское королевство 1778–1854 гг., Основание и преобразование . Том. 1. Гонолулу: Издательство Гавайского университета. ISBN 0-87022-431-Х .
- Пратт, Элизабет Кекааниауокалани Каланинуйохилаукапу (2009) [1920]. Дэниел Логан (ред.). История Кеуа Каланикупуапа-и-нуи: отца королей Гавайев и его потомков . Гонолулу: переиздано Kessinger Publishing. ISBN 978-1-104-76661-0 .
- Трам, Томас Г. (1916). «Был ли потерянный сын Камеамеа?». Гавайский исторический журнал . Гавайское историческое общество: 44–51. HDL : 10524/96 .