Бедная женщина
Кахакута'акой Вахинепио | |
---|---|
![]() Иллюстрация траурного Вахинепио из мемуаров Кеопуолани, покойной королевы Сандвичевых островов Уильяма Ричардса. | |
Умер | 20–26 мая 1826 г. Мокуула , Лахайна , Мауи |
Похороны | |
Супруг | Камехамеха I Калаимамаху допрос Гроза |
Проблема | Кахалайя Луануу Молодой |
Отец | Удивительный |
Мать | Камакахукилани |
Кахакуха'акой Вахинепио (умерла в 1826 г.) была гавайской вождем и членом королевской семьи во времена Королевства Гавайи . Вахинепио означает пленные женщины в переводе с гавайского . [ 1 ] : 5 Иногда ее называют Вахинеопи'о дополнительную окину , или добавляют , называя ее Кахакуха'акой . Ее также звали Камооноху . [ 2 ] : 53 Она считалась Камеамеа I. третьей любимой женой [ 1 ] : 11 и служила женщиной- губернатором Мауи , что было неслыханно в то время в западном мире, но часто встречалось в истории Гавайев.
Жизнь
[ редактировать ]Она родилась на островном королевстве Мауи . Ее отцом был Кекуаманоха, а матерью - Камакахукилани, племянница ее отца. Через своего отца она была внучкой Кекаулике , короля или Мои Мауи . Ее мать была дочерью Каухиаймокуакамы, старшего сына Кекауликэ, которому было отказано в праве наследования престола Мауи из-за более низкого ранга его матери Кахавалу в отличие от другой жены Кекаулике I. Кекуиапоивы [ 3 ] : 212 При поддержке короля Оаху Пелейохолани он сражался против своего младшего сводного брата Камехамехануи Айлуау, которому помогал король Большого острова Алапаинуи , в битве при Кеававе. Битва закончилась тупиком, но Каухиаймокуакама был схвачен и утоплен по приказу Алапаинуи. [ 3 ] : 140–142 Среди ее братьев и сестер были Каланимоку , Боки , губернатор Оаху, и Маноно II , жена Кеауа Кекуаокалани . Она была двоюродной сестрой Каахуману , Калакуа Кахейхеймали , и Намаханы Пииа , Куакини , губернатора Гавайев; и Кеаомоку II , которая позже была ее предшественником на посту губернатора Мауи.
Урожденная Кахакухаакой, подробности ее ранней жизни скудны. Она выросла при дворе своего дяди, короля Кахекили II Мауи . В раннем детстве ее отец Кекуаманоха помог Кахекили завоевать остров Оаху и был главным ответственным за поимку и казнь его короля Кахаханы , который был его собственным зятем. [ 3 ] : 225 После этого Кахекили основал свой двор на острове Оаху. Вероятно, она осталась на Мауи со своей тетей Калолой , самой старшей вождем Мауи в то время, и своей кузиной Каланикауикааланео (позже названной Кеопуолани) , внучкой Калолы. Когда силы Мауи под командованием Каланикупуле , сына Кахекили и регента в его отсутствие, проиграли Камеамехе I в битве при Кепанивае , Калола вместе со своей семьей попыталась бежать на Оаху. Они остановились на Молокаи , когда болезнь одолела пожилого Калолу, и были пойманы силами Камехамеха. Умирающая Калола предложила свою внучку Кепуолани в качестве будущей невесты в обмен на мир. Другие вожди Мауи, в том числе Кахакухаакой, также присоединились ко двору Камеамеа. [ 4 ] : 260 В память об этом событии она и ее двоюродная сестра носили новое имя Вахинепио ( пленницы ). Ее двоюродный брат позже принял имя Кеопуолани , в то время как Кахакухаакой историки в основном называли Вахинепио на протяжении всей оставшейся жизни. [ 1 ] : 5 [ 4 ]
Браки
[ редактировать ]
Камехамеха I женился на большинстве женщин, которых он взял в плен, потому что они были женщинами самого высокого ранга на всех Гавайских островах, и любые дети, рожденные ими, обладали высочайшей маной или духовной силой. Примерно в то же время Вахинепио женился на Камехамехе. Она была родственницей всех жен Камеамеа; все ее двоюродные братья, упомянутые выше, были женаты на короле, а ее младшая сестра Маноно позже стала одной из двух молодых женщин, которых Камехамеха взял «чтобы согреть свою старость». [ 5 ] : 108 Она считалась третьей любимой женой Камехамехи после Каахуману и Кахеихеймали. [ 4 ] : 184 хотя Кеопуолани была его самой священной женой. Как и Каахуману, у нее не было детей от Камехамеха. [ 6 ] : 43
Она и Камеамеа расстались в начале 1800-х годов, примерно в то время, когда он женился на Кахеихеймали. В качестве своего рода компенсации Камеамеа, возможно, отдал Вахинепио первому мужу Кахейхеймали, его сводному брату Калаимамаху. [ 2 ] : 50 Камеамеа отдал многих своих жен своим доверенным друзьям и родственникам. Повторный брак был обычным явлением среди вождей Гавайев, и многие вожди могли даже иметь более одного мужа одновременно. нее был сын Кахалайа Луануу От второго мужа у . Некоторые источники утверждают, что он был продуктом ее третьего брака, а не второго брака, но большинство историков согласны с тем, что он был сыном Калаимамаху. [ 2 ] : 50 [ 7 ] Кахалаиа позже будет назначен губернатором Кауаи после того, как помог подавить восстание Хьюмхьюма в 1824 году. [ 8 ] : 228 У него была возможная дочь Келиколани и неназванный сын от четвертого и пятого браков соответственно.
Ее второй брак продлился недолго, и она снова вышла замуж за Кахоаноку Кинау, старшего выжившего законного сына Камехамеха от его жены Пелеули . [ нужна ссылка ] Согласно гавайской традиции, Кинау должен был стать наследником престола Камехамехи как его старший сын. [ 3 ] : 211 вместо этого его младший сводный брат Лихолихо был выбран наследником Камехамехи из-за более высокого ранга его матери Кеопуолани. Это иронично, учитывая, что собственному дедушке Вахинепио было отказано в праве на трон из-за более низкого ранга его собственной матери. Традиция рассказывает историю, записанную Джоном Папой Ки , о том, что однажды во время путешествия с Кинау из Гонолулу в Вайкики Кинопу сделал подношение парам из пруда Моэхонуа в Калии. В этот момент море вошло в пруд, и в ворота шлюза вошли рыбы всех видов. Были заброшены рыболовные сети, и урожай был настолько обильным , что огромная куча рыбы валялась на берегу пруда . Когда весть об этом дошла до Камеамеа, вместо того, чтобы обрадоваться, он был недоволен такой тратой еды. Каланимоку, который в то время находился рядом с королем, приказал Кинопу выпустить большую часть рыбы. Когда Калаимамаху услышал о том, что сделал его племянник, его гнев вспыхнул против него . [ 9 ] : 87 От Кинау у нее родилась дочь по имени Кекаунохи , которая позже стала одной из пяти жен Камехамеха II, а затем губернатора Кауаи. У Кекаунохи был сын, но он умер молодым. [ нужна ссылка ] Кинау умерла около 1809 года, оставив ее вдовой. [ 4 ] : 197
Ее последний брак был с Каукуной Кахекили , которая, как и она сама, происходила из королей Мауи. [ 10 ] и в его жилах текла испанская кровь. [ 11 ] помогал вести тысячную армию солдат на Кауаи, Ее четвертый муж не имел абсолютно никакой власти и не занимал никаких постов при Каахуману, хотя он вместе с Хоапили и Кайкиоэвой чтобы помочь ее брату Каланимоку и ее сыну Кахалайа подавить восстание Хьюмьюме в 1824 году. известен как суровый воин, обладающий огромной силой и множеством боевых шрамов. [ 8 ] : 238 От этого союза не было известных детей.
Губернатор Мауи
[ редактировать ]Вахинепио умерла 26 мая. Одно время она занимала пост губернатора Мауи и была одной из немногих женщин-губернаторов в истории королевства. [ 12 ]
Как и многие гавайские вожди того времени, Вахинепио была женщиной-гигантом. Преподобный Стюарт заметил, что она весила не менее четырехсот фунтов. [ 13 ] : 36 Но, как и многие высокопоставленные женщины, она привыкла к западной одежде и, возможно, стала стесняться своего веса и подумала о том, чтобы есть меньше пои , чтобы ее одежда сидела лучше. Она стала частью первого поколения гавайских женщин, которых беспокоила их внешность и неспособность соответствовать образцу западной женственности. Это произошло за счет снижения статуса и прав гавайских женщин, и единственным представлением последующих поколений о том, чтобы быть женщиной, было следовать за своими покорными сестрами- пуританками . [ 14 ] : 242
христианство
[ редактировать ]
Когда прибыли христианские миссионеры, Вахинепио принял христианство вместе с королевой Кеопуолани , Хоапили , Нахиэнаеной , Кеаумоку II, Кекауонохи, Кахекили и Кайко и его женой Хаахео Каниу, которые все посещали занятия, организованные миссионерами. . [ 10 ] : 137 После смерти Кеопуолани в 1823 году многие вожди вернулись к некоторым старым обычаям, включая Вахинепио, которая позволяла большинству своих подданных поступать так, как они хотят. Говорят, что она была главным агентом, побудившим принцессу вернуться к поклонению старым гавайским богам в 1824 году, через год после смерти ее матери. Вахинепио, возможно, взяла на себя материнскую роль над недавно осиротевшей принцессой. Хотя и ненадолго, потому что Нахиенаена вернулась к христианской вере в следующем году и запретила входить в ее дом всем, кто не умел читать гимны, нацелившись на Вахинепио, который не умел читать. Разгневанная Вахинепио также запретила входить в ее дом всем, кто не умел танцевать, ссылаясь на языческую хулу . запрещенную миссионерами [ 15 ] : 170 Возможно, со временем она снова обратилась в христианство, но ее никогда не считали набожной христианкой, и ее явно не любили преподобный Ричардс и преподобный Бингхэм . [ 8 ] Ее отказ подчиниться западным путям или подчиниться христианству, а также ее твердая вера в старые гавайские обычаи были идентичны ее возможной внучке принцессе Рут Келиколани .
Преподобный Ричард рассказывает об изменении взглядов Вахинепио в рассказе о гавайской девочке Леоики, находящейся под ее опекой. Шестнадцатилетняя девушка Леоики была внимательной ученицей христианских миссионеров. Она привлекла внимание капитана Уильяма Бакла с британского китобойного судна «Дэниэл IV» , который решил взять ее на борт своего судна. Она умоляла пощадить ее, но Вахинепио позволил взять ее за плату в шестнадцать дублонов стоимостью десять долларов каждый, а Леоики был взят на борт на семь месяцев, по словам Ричарда, в качестве рабыни . [ 16 ] Вахинепио вскоре призналась, что поступила неправильно. Она отдала монеты Нахиэнаене, который отказался от них, и, согласно легендам, монеты были помещены среди сокровищ, оставленных Камехамеха II . Впоследствии на островах были приняты законы, запрещающие женщинам посещать корабли в аморальных целях, что вызвало гнев приезжих моряков. [ 15 ] : 170 Хотя, возможно, это просто миссионерская пропаганда.
Другие источники, похоже, предполагают, что Вахинепио восприняла этот платеж как приданое и гарантию своего возвращения. И что Леоики, вместо того чтобы быть проданной, вышла замуж за капитана Бакла и родила от него сына, родившегося 5 февраля 1826 года как британского подданного на борту « Даниила IV» . Мальчика назвали Уильямом Вахинепио Кахакухаакой Бакл в честь нее, он служил в тайном совете короля Калакауа и был первым надзирателем тюрьмы Оаху. Внучка Леоики Джейн Кахакувайаоао Кеакахивалани Бакл Кларк была фрейлиной королевы Лилиуокалани во время ее заключения в 1895 году во дворце Иолани . [ 17 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]В 1826 году по Гавайям прокатилась эпидемия коклюша и бронхита , унесшая жизни многих гавайцев, лишенных естественного иммунитета к этому заболеванию. Ее сын Кахалаиа и его сын, ее внук, стали жертвами эпидемии в апреле того же года. [ 18 ] : 221 [ 19 ] : 31 Эта двойная потеря принесла большое горе Вахинепио. Ее горе еще больше ослабило ее телосложение, а в дополнение к быстрым культурным изменениям на Гавайях, вызванным прибытием миссионеров, она стала жертвой эпидемии. [ 4 ] : 274 Она умерла в Мокууле , королевской резиденции Камехамеха III , в мае 1826 года. [ 20 ] : 102 Ей была оказана честь быть похороненной в Мокууле, где были похоронены Кеопуолани и Нахиенаена и где также должна была быть похоронена дочь Вахинепио Кекауонохи. Предполагалось, что ее останки вместе с другими членами королевской семьи были перевезены в церковь Вайне, позже переименованную в церковь Вайола , в Лахайне.
авеню Вахинепио в Кахулуи , рядом с общественным колледжем Мауи и ботаническим садом Мауи Нуи . В ее честь названа [ 21 ]
Родословная
[ редактировать ]Предки Вахинепио |
---|
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Перейти обратно: а б с Эстер Т. Мукини (1998). «Кеопуолани: Священная жена, королева-мать, 1778–1823». Гавайский исторический журнал . 32 . Гавайское историческое общество. hdl : 10524/569 .
- ^ Перейти обратно: а б с * II, Джон Папа ; Пукуи, Мэри Кавена ; Баррер, Дороти Б. (1983). Фрагменты гавайской истории (2-е изд.). Гонолулу: Издательство Музея епископа. стр. 49–53. ISBN 978-0-910240-31-4 . Архивировано из оригинала 1 января 2014 года . Проверено 17 июля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Авраам Форнандер (1880). Джон Ф. Г. Стоукс (ред.). Отчет о полинезийской расе: ее происхождении и миграции, а также древняя история гавайского народа до времен Камехамеха I. Том. 2. Trübner & Co., стр. 140–142, 211–212, 225. Архивировано из оригинала 29 июня 2016 г. . Проверено 17 июля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Смит, Сэмюэл (1992) [1961]. Правящие вожди Гавайев (пересмотренная ред.). Гонолулу: школ Камехамеха Издательство . стр. 184, 197, 221, 251, 260, 274. ISBN. 0-87336-014-1 . Архивировано из оригинала 23 мая 2006 года . Проверено 25 марта 2011 г.
- ^ Луи де Фрейсине , Мэрион Келли (1978). Гавайи в 1819 году: повествовательный отчет . Кафедра антропологии, Музей епископа Бернис Пауахи. п. 108. Архивировано из оригинала 11 мая 2016 года . Проверено 17 июля 2016 г.
- ^ Уильям Х. Давенпорт (1994). Пио: Исследование браков братьев, сестер и других близких родственников на Старых Гавайях . Университетское издательство Америки. п. 43. ИСБН 0-8191-9395-Х . Архивировано из оригинала 27 апреля 2016 года . Проверено 17 июля 2016 г.
- ^ Шелдон Диббл (1843). История Сандвичевых островов . Лахайналуна: Пресса миссионерской семинарии. стр. 227–231 . Проверено 17 июля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Хирам Бингем I (1855) [1848]. Двадцать один год проживания на Сандвичевых островах (Третье изд.). HD Гудвин. Архивировано из оригинала 13 мая 2016 года . Проверено 17 июля 2016 г.
- ^ Кэрол Араки Вайбан (1992). Прилив и течение: рыбные пруды Гавайев . Издательство Гавайского университета. п. 87. ИСБН 0-8248-1396-0 . Архивировано из оригинала 27 января 2019 года . Проверено 17 июля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Чарльз Сэмюэл Стюарт (1839). Уильям Эллис (ред.). Резиденция на Сандвичевых островах . Уикс, Джордан и компания. стр. 98–100 .
- ^ Джеймс Джексон Джарвес (1843). История Гавайских островов . Таппан и Деннет. стр 213–214 . . Проверено 17 июля 2016 г.
- ^ «Значительные даты в истории Гавайев» . Гавайское историческое общество . Архивировано из оригинала 24 января 2010 года . Проверено 25 марта 2011 г.
- ^ Эфраим Эвелт (1831). История Сандвичевых островов: с отчетом об американской миссии, основанной там в 1820 году . Американский союз воскресных школ. п. 36. Архивировано из оригинала 27 января 2019 года . Проверено 17 июля 2016 г.
- ^ Карина Каханануи Грин (2002). «Дочери колониализма». У Пола Р. Спикарда; Джоан Л. Рондилья; Дебби Ипполит Райт (ред.). Тихоокеанская диаспора: островные народы в Соединенных Штатах и по всему Тихому океану . Издательство Гавайского университета. стр. 242–248. ISBN 0-8248-2619-1 . Архивировано из оригинала 27 января 2019 года . Проверено 17 июля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джозеф Трейси (1842 г.). История Американского совета уполномоченных по делам иностранных миссий . М.В. Додд. п. 170 . Проверено 17 июля 2016 г.
- ↑ Популярное упоминание о рабстве в состоянии Леоики противоречит британскому законодательству того времени, которое объявило работорговлю вне закона и объявило ее преступлением, караемым смертью.
- ^ Виктория С. Крид, Waihona `Aina Corp. & Culture Surveys Hawaii, и Исаака Хэнсон, потомок Леоики (17–19 октября 2008 г.). «Раннее западное ограничение прав гавайских женщин» . Конференция Общества гавайской археологии. Архивировано из оригинала 27 января 2019 года . Проверено 27 января 2019 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Барбара Беннетт Петерсон (1984). Известные женщины Гавайев . Издательство Гавайского университета. п. 221. ИСБН 0-8248-0820-7 . Архивировано из оригинала 11 мая 2016 года . Проверено 17 июля 2016 г.
- ^ Элизабет Кекааниауокалани Каланинуйохилаукапу Пратт (2009) [1920]. Дэниел Логан (ред.). История Кеуа Каланикупуапа-и-нуи: отца королей Гавайев и его потомков . Гонолулу: переиздано Kessinger Publishing. п. 31. ISBN 978-1-104-76661-0 . Архивировано из оригинала 8 мая 2016 года . Проверено 17 июля 2016 г.
- ^ Лиликала Камелейхива (1992). Родная земля и чужие желания . Издательство Музея епископа. п. 102. ИСБН 0-930897-59-5 . Архивировано из оригинала 13 мая 2016 года . Проверено 17 июля 2016 г.
- ^ Карта Google
- Дом Справедливости
- 1826 смертей
- Политики Гавайского королевства
- Гавайские королевские супруги
- Коренные гавайские женщины в политике
- Губернаторы Мауи
- Переходит в христианство из гавайской религии.
- Женщины-губернаторы и главы субнациональных образований
- Похороны на Гавайях
- Вступившие в повторный брак королевские супруги