Лучший друг
Контакт Улумахейхей | |
---|---|
![]() Хоапили, акварель Клариссы Чепмен Армстронг | |
Рожденный | в. 1775 г. |
Умер | Лахайна , Мауи [ 1 ] | 3 января 1840 г. (64 года)
Похороны | |
Супруг | Надеяться Оранжевый живот Мост Кахеихемали |
Проблема | Королева Лилиха (кормится) ? Нахиенаена (шаг) шаг (шаг) Лот Капуайва (подача) |
Отец | Корабельная камера |
Мать | Король Грома |
Подпись | ![]() |
Улумахейхей Хоапили ( ок. 1775 — 3 января 1840) был представителем дворянства во время образования Королевства Гавайи . Он был доверенным военным и политическим советником короля Камеамеа I , известного как «Камехамеха Великий». Хотя ему доверили один из последних символических обрядов гавайской религии , позже он стал сторонником христианских миссионеров.
Жизнь
[ редактировать ]Улумахейхей (его настоящее имя) родился около 1775 года, во время правления короля Каланипуу . [ 2 ] : 352 Его отцом был верховный вождь Камеямоку , известный как один из «королевских близнецов», которые помогли Камеамеа I прийти к власти. [ нужна ссылка ] После смерти отца он унаследовал должность советника своего отца при дворе Камеамеа. [ 2 ] : 352 В юности он был спортивным, ростом около 6,5 футов (2,0 м). Рассказывали историю о том, как однажды он схватил напавшего быка за рога. [ 2 ] : 352 Через несколько лет после битвы при Нууану в 1795 году , когда Камеамеа завоевал Оаху и Мауи, Хоапили остался отвечать за остров Оаху , а королевский двор обосновался в Камакахону на территории современного Кайлуа-Кона . Его первый брак был с вождем Калиликауохой (дочерью Кахекили II короля острова Мауи ). От нее его дочь Куини Лилиха , примерно в то же время, когда умер его отец Камеэямоку. в 1802 или 1803 году родилась [ 3 ] Другие источники называют Лилиху приемной дочерью в древней гавайской традиции ханаи . [ 4 ] Позже он определенно станет уважаемым приемным родителем королевских детей. В 1810 году король острова Кауаи согласился стать вассалом , и Камеамеа объединил все Гавайские острова .
К 1815 году Камехамеха установил преемственность с двумя сыновьями и доверил Улумахейхею заботу об их матери, королеве Кеопуолани , жене Камеамеа с лучшим происхождением из королевской семьи. Это сделало Хоапили отчимом принцессы Нахиэнаэны . [ 5 ] Он стал известен как хоа пили означает «близкий друг» , что на гавайском языке из-за его доверительных отношений с Камехамеха. [ 6 ] Поговорка того времени гласила: « О Улу-махейхей вале нет, ia ia oloko, ia ia owaho », что примерно означает «Улумахейхей знает все от и до». [ 2 ] : 353
Хоапили был с Камехамеха, когда он умер 8 мая 1819 года в Камакахону. Умирающий король прошептал свои последние пожелания на ухо Хоапили. [ 7 ] : 71 Он и его сводный брат Хоолулу были выбраны, чтобы спрятать кости Камехамехи в секретном месте согласно древним ритуалам. [ 8 ] Чтобы добавить секретности, они ждали ночи новолуния. Теории предполагают, что пещера была найдена вдоль берега, который был покрыт во время прилива, в районе, известном как Калоко . [ 9 ] Это будет последний монарх Гавайев, который будет соблюдать все традиционные погребальные обряды гавайской религии .
Когда его племянник Кеауа Кекуаокалани организовал восстание, Хоапили был отправлен с главным оратором Наихе для переговоров о мирном урегулировании. Кекуаокалани отказался, поэтому Хоапии и военачальник Каланимоку повели войска Королевства в битву при Куамоо , где повстанцы были разгромлены. [ 7 ] : 75 Хоапили также возглавил войска для подавления еще одного кратковременного восстания в северной части острова недалеко от Ваймеа . [ 7 ] : 77
В 1820 году на Гавайи прибыла первая группа христианских миссионеров. Хотя Камехамеха II официально был королем, реальная власть принадлежала сводной двоюродной сестре Хоапили королеве Каахуману , которая приветствовала их. 11 апреля 1822 года прибыли переводчики с Таити вместе с английским миссионером Уильямом Эллисом . Гавайский язык был достаточно близок к таитянскому, поэтому темпы обучения улучшились. В феврале 1823 года Кепуолани отказалась от практики нескольких супругов ради королевской семьи и сделала Хоапили своим единственным мужем. Ранее ее «делили» с другим бывшим военачальником Камехамеха, Каланимоку . 23 апреля 1823 года Уильям Ричардс и Чарльз Стюарт прибыли во второй группе миссионеров и обучали королевский двор чтению и письму, используя недавно разработанную систему письма для гавайского языка. [ 10 ]
В мае 1823 года он и Кеопуолани переехали в Лахаину на острове Мауи и попросили книги и капеллана, чтобы они могли продолжить учебу. Хоапили занимал пост королевского губернатора Мауи с мая 1823 года. [ 11 ] Кеопуолани умер 16 сентября 1823 года после крещения Эллисом . Ее похороны представляли собой смесь гавайских и христианских традиций. [ 12 ] : 38

19 октября 1823 года Хоапили женился на Калакуа Кахейхеймали ( ок. 1780–1842 ), которая стала известна как «Хоапили-вахине», что примерно означает «госпожа Хоапили». Это была одна из первых христианских свадебных церемоний гавайской знати. [ 13 ] Тогда Хоапили часто называли «Хоапили-канэ» («мистер Хоапили»), чтобы различать их. Это сделало его отчимом Кекаулуохи , которая была королевой-консортом двух королей и матерью другого. [ нужна ссылка ] Они усыновили и помогли вырастить принца Лота Капуайву (внука Калакуа, который позже взойдет на трон как король Камехамеха V) в гавайской традиции, известной как ханаи . [ 14 ] : 292
В августе 1824 года Хоапили возглавил войска с Мауи для подавления восстания «принца Джорджа» Каумуали на Кауаи . [ 7 ] : 238 В 1820-х годах Лахайна стала популярным портом для китобойных судов. Это привело к конфликтам между моряками, которые любили проводить время на берегу с грогом и женщинами, и консервативными миссионерами. Хоапили приказал пушкам защищать город после того, как разгневанный капитан английского китобойного судна Джон Палмер открыл огонь по миссионерской станции. [ 12 ] : 74
К 1826 году он постановил, что все браки на Мауи должны следовать христианской традиции. [ 13 ] После того, как соломенный дом, использовавшийся в качестве церкви, был снесен, в 1828 году он приказал построить первую каменную церковь рядом с Мокуулой , которая была королевской резиденцией и местом захоронения на небольшом острове среди священного пруда. [ 15 ] : 68
Его дочь Куини Лилиха вышла замуж за верховного вождя Боки и унаследовала должность Боки королевского губернатора Оаху после исчезновения Боки в море в 1829 году. Лилиху подозревали в организации восстания в 1830 году, и Хоапили был отправлен мирно освободить ее от ее обязанностей. В 1831 году он пожертвовал землю для использования под семинарию Ланхайналуна, основанную Лоррином Эндрюсом . Эта школа выпустила некоторых важных историков того времени, таких как Сэмюэл Камакау и Дэвид Мало . С Хоапили консультировались как с экспертом в области астрономии и древней гавайской мифологии при написании первой опубликованной книги по истории Гавайев. Хоапили выбрал многообещающего помощника, который получит образование учителя на острове Гавайи . [ 14 ] : 246
По мере того, как прибывало все больше компаний миссионеров, Хоапили предоставлял им дополнительные земельные участки, иногда к ужасу людей, которые там жили. Дуайт Болдуин прибыл в 1836 году и помог Хоапили справиться с проблемами здоровья, связанными с алкоголизмом и эпидемическими заболеваниями, переносимыми на китобойных судах. [ 15 ] Хоапили умер 3 января 1840 года и был похоронен на церковном кладбище Вайола , тогда известном как «Церковь Вайне». [ 16 ]
Наследие
[ редактировать ]В его честь было названо общежитие для девочек в средней школе Лахайналуны (на территории семинарии Ланхайналуны). [ 17 ] Территория, где он жил на Оаху, была отдана его дочери Лилихе и зятю Боки. Затем он был передан в дар миссии и в 1841 году стал домом для школы Пунахоу . [ 12 ] : 259 [ 18 ] Историк Шелдон Диббл назвал Хоапили «кротким и тихим учеником Иисуса и твердым сторонником христианской религии». [ 14 ] : 61
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Дэвид В. Форбс (2001). «Завещание губернатора Хоапили» . Гавайская национальная библиография, 1780–1900: 1851–1880 . Издательство Гавайского университета. п. 247. ИСБН 978-0-8248-2503-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Смит, Сэмюэл (1992) [1961]. Правящие вожди Гавайев (пересмотренная ред.). Гонолулу: школ Камехамеха Издательство . ISBN 0-87336-014-1 .
- ^ «Улумахейхей Хоапили, (к)» . Наша семейная история и происхождение . Семьи Старых Гавайев . Проверено 2 февраля 2010 г.
- ^ Кейптаун (1 июня 1955 г.). «История королевской семьи Мауи: Камехамехануи женился на принцессе Ману-Хайпо» . Рекламодатель Гонолулу .
- ^ Чарльз Лэнглас; Джеффри Лайон (2008). «Неопубликованный отчет Давиды Мало о Кепуолани». Гавайский исторический журнал . 42 . Гавайское историческое общество: 27–48. hdl : 10524/588 .
- ^ Пукуи и Эльберт (2003). «поиск хоа пили» . в гавайском словаре . Улукау, Гавайская электронная библиотека Гавайского университета . Проверено 30 ноября 2009 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б с д Хирам Бингем I (1855) [1848]. Двадцать один год проживания на Сандвичевых островах (Третье изд.). HD Гудвин.
- ^ Стивен Л. Деша Перевод Фрэнсис Н. Фрейзер (2000). Камехамеха и его воин Кекухаупи'о . Улукау, Гавайская электронная библиотека Гавайского университета. Первоначально опубликовано в журнале «Ка Хоку о Гавайях». ISBN 0-87336-056-7 . Проверено 30 ноября 2009 г.
- ^ Уильям Джон Кайхекай Майохо (2003). «Нууану, Оаху – Воспоминания: Мауна Ала» . Тихоокеанские миры и партнеры . Проверено 8 декабря 2009 г.
- ^ Марджори Синклер (1971). «Священная жена Камехамеха I: Кеопуолани». Гавайский исторический журнал . 5 . Историческое общество Гавайев: 3–23. HDL : 10524/371 .
- ^ Эстер Мукини (1998). «Кепуолани: Священная жена, королева-мать, 1778–1823». Гавайский исторический журнал . 32 . Историческое общество Гавайев: 1–24. hdl : 10524/569 .
- ^ Перейти обратно: а б с Руфус Андерсон (1872 г.). История миссии Американского совета уполномоченных по иностранным миссиям на Сандвичевы острова (третье изд.). Конгрегационалистское издательское общество.
- ^ Перейти обратно: а б Джейн Л. Сильверман (1983). «Выйти замуж снова». Гавайский исторический журнал . 17 . Историческое общество Гавайев: 66. hdl : 10524/375 .
- ^ Перейти обратно: а б с Шелдон Диббл (1843). История Сандвичевых островов . Лахайналуна: Пресса миссионерской семинарии.
- ^ Перейти обратно: а б Мэри Шарлотта Александр (1953). Доктор Болдуин из Лахаины . МК Александр.
- ^ Церковь Вайола
- ^ Жоруэль Эспириту (29 апреля 2002 г.). «Традиции Лахайналуны сохраняются: День Дэвида Мало, интернат и выпускной — это ценные учреждения» . Гонолулу Стар-Бюллетень . Проверено 2 декабря 2009 г.
- ^ Уильям Де Витт Александр, изд. (1907). «Исторический очерк колледжа Оаху». Колледж Оаху: список попечителей, президентов, преподавателей, матрон, библиотекарей . Компания Hawaiian Gazette для школы Пунахоу . п. 3 .