Паоло Кортези
Паоло Кортези или Кортезе , [ 1 ] на латыни Паулюс Кортезиус или де Кортези [ 2 ] (1465–1510), гуманист эпохи Возрождения из Рима. Он известен своим цицеронианством , спором по поводу литературного стиля с Анджело Полициано в 1485 году и своим трактатом о кардиналате cardinalatu De .
Жизнь
[ редактировать ]Кортези родился в Риме в первой половине 1465 года в семье Антонио Кортези и Титы Альдобрандини. Его отец был папским аббревиатуром из Сан-Джиминьяно , хотя его семья была родом из Павии . Его мать принадлежала к семье Альдобрандини из Флоренции . Его отец и старший брат Алессандро (1460–1490) курировали его образование. Вместе с Алессандро он посетил в юности многих известных римских ученых, в том числе Джулио Помпонио Лето , Лучио Фазини и Бартоломео Платину . [ 2 ]
Его брат организовал, чтобы он сменил покойную Платину на посту писца в папской канцелярии в октябре 1481 года, когда ему шел семнадцатый год. В своей Liber notarum Иоганн Бурхард записывает Кортези как папского писца еще 23 мая 1497 года. В 1490-х годах дом Корци часто посещали поэты и литераторы. Среди тех, кто посетил дом, были Серафино Аквилано , Джованни Лоренци , Манилиус Кабациус Раллус , Пьетро Гравина ди Палермо , Леонардо Корвино , Майкл Тарчаниота Марулл , Джакомо Корсо и Бартоломео Лампридио (дядя Бенедетто Лампридио ). [ 2 ]
7 апреля 1498 года папа Александр VI назначил Кортези апостольским секретарем . Он оставил свой пост 8 июня 1503 года, уединившись на вилле, которую построил на руинах старого замка в Сан-Джиминьяно. [ 2 ] Он продолжал принимать постоянный поток посетителей. [ 3 ] Там он прожил остаток своей жизни и больше никогда не посещал Рим. Он питал надежды стать кардиналом, но так и не стал. Он умер в 1510 году, до 15 ноября. [ 2 ] Его наследником стал его сын Алессандро, рожденный вне брака, но узаконенный кардиналом Франческо Содерини в марте 1507 года. Его душеприказчиками были его оставшийся в живых брат Латтанцио Кортези и Джироламо Ридольфи . [ 4 ]
Работает
[ редактировать ]Где-то после 1481 года Кортези написал « Historia vera Hippolyti de Bondelmontibus et Deianirae de Bardis» , латинскую прозаическую адаптацию Леона Баттисты Альберти , «Historietta amorosa fra Leonora de' Bardi e Ippolito Buondelmonti» рассказывающую легенду о Дианоре и Ипполито . [ 2 ]
Кортези получил известность в 1485 году в результате спора с Анджело Полициано . [ 5 ] Он послал Полициано сборник латинских букв с намерением опубликовать и спросил у старшего гуманиста его мнение об их качестве. [ 6 ] письма рабски подражает Цицерону Полициано советовал не публиковать письмо, поскольку стиль . Кортези ответил длинным полемическим письмом в защиту своего стиля. [ 2 ]
В 1490–1491 годах Кортези написал диалог De hominibus doctis » Цицерона («Об ученых людях»), созданный по образцу «Брута и посвященный Лоренцо Медичи . На ней изображены Кортези, Алессандро Фарнезе (будущий папа Павел III ) и некий Антонио (возможно, Джованни Антонио Сульпичио да Вероли ) на острове Бисентина на озере Больсена . Основная цель их обсуждения — предоставить Кортези возможность написать историю литературы. Он исследует 93 писателя, в том числе Хрисолора , Данте , Боккаччо и Петрарку . Он игнорирует современных флорентийцев и всех оценивает с точки зрения их приверженности цицероновским нормам. Изложенные теории основаны на его письме Полициано. неоднократно использовался и цитировался в рукописи, Хотя De hominibus doctis он не был опубликован до 1729 года. [ 2 ]
В 1504 году Кортези опубликовал в Риме In quatuor libros Sententiarum... disputationes , «попытку устранить разногласия между богословской мудростью и светским красноречием». Апофеоз цицеронианства, выраженный в письме Полициано, был посвящен папе Юлию II . Он был переиздан в 1513 году Йодокусом Бадиусом в Париже и Иоганном Фробеном в Базеле, а затем снова в Базеле в 1540 году Хенриком Петрусом . [ 2 ]
Одной из последних работ Кортези была «О астрологии» . Оно не опубликовано и сохранилось в единственной рукописи. Джованни Понтано цитирует это в своем «De rebus coelestibus» , а в «Урании» указывает на осведомленность об астрономических исследованиях Кортези. [ 2 ]
Последняя работа Кортези и его выдающийся опус — «De cardinalatu» , опубликованный посмертно в 1510 году Симеоне Нарди из Сиены. Он посвящен Юлию II и имеет три предисловия, написанные Кортези, Рафаэле Маффеи и монахом Севером из Пьяченцы. Состоит из 34 глав в трёх книгах. Это зеркало князей для князя Церкви . Хотя Кортези выразил желание написать светское зеркало по образцу « , » Ксенофонта Киропедии на изменение сферы его деятельности, возможно, повлияло его желание занять прелатство. [ 2 ]
В первой книге «Этика и созерцание» Кортези описывает добродетели и знания, необходимые кардиналу. Во втором, o Economicus , он описывает манеры и образ жизни, подходящие кардиналу, со множеством анекдотов. [ 2 ] Он даже дает архитектурные советы относительно дворцов кардиналов. [ 7 ] В третьем, politicus , речь идет об обязанностях кардинала и приводится множество примеров проблем и решений. Де кардиналату был хорошо принят в церковных кругах. [ 2 ]
Помимо своих латинских сочинений, Кортези написал несколько работ на народном итальянском языке, в том числе:
- народный сонет, отправленный Пьеро ди Лоренцо Медичи в 1493 году. [ 2 ]
- семь страмботти , опубликованные в Compendio de cose nove Винченцо Кальметы в 1507 году. [ 2 ]
- Carmina vulgaria , сборник стихов, сохранившийся в двух рукописях. [ 2 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Чемберс 2010 , с. 19.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Риккарди 1983 .
- ^ Вейл-Гаррис и Д'Амико 1980 , с. 47.
- ^ Джексон 2011 , стр. 6–7.
- ^ Маклафлин 2002 .
- ^ Риккарди, 1983 , называет сборник « una silloge delle proprie Lettere »; Маклафлин 1996 , стр. 202–203, называет его «сборником латинских посланий, написанных его друзьями»; и Д'Амико 1984 , с. 371, называет его «книгой стилей, которую собрал Кортези».
- ^ Ширг 2017 , с. 67.
Библиография
[ редактировать ]- Чемберс, Дэвид С. (2010). Паоло Кортези «Кардинал эпохи Возрождения: от De cardinalatu до наших дней». В Мэри Холлингсворт; Кэрол М. Ричардсон (ред.). Имущество кардинала: политика, благочестие и искусство, 1450–1700 гг . Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 17–24.
- Д'Амико, Джон Ф. (1984). «Прогресс латинской прозы эпохи Возрождения: случай апулеанства». Ежеквартальный журнал «Ренессанс» . 37 (3): 351–392. дои : 10.2307/2860955 .
- Джексон, Филиппа (2011). «Инвестиции в куриальные учреждения: дело апостольского секретаря Паоло Кортези». Мантуя и итальянский Ренессанс: Исследования в честь Дэвида С. Чемберса (PDF) . Редакция Сометти. стр. 315–328 (1–14).
- Маклафлин, Мартин (1996). Литературная имитация в эпоху итальянского Возрождения: теория и практика литературной имитации в Италии от Данте до Бембо . Издательство Оксфордского университета.
- Маклафлин, Мартин (2002). «Кортези, Паоло» . У Питера Хейнсворта; Дэвид Роби (ред.). Оксфордский справочник итальянской литературы . Издательство Оксфордского университета.
- Риккарди, Роберто (1983). «С уважением, Паоло» . Биографический словарь итальянцев , том 29: Кордье-Корво (на итальянском языке). Рим: Институт итальянской энциклопедии . ISBN 978-8-81200032-6 .
- Ширг, Бернхард (2017). «Идеальный кардинал Кортезе? Восхваление искусства, роскоши и великолепия в римской резиденции Бернардино де Карвахаля». Журнал институтов Варбурга и Курто . 80 (1): 61–82. дои : 10.1086/JWCI44841044 .
- Вейл-Гаррис, Кэтлин; Д'Амико, Джон Ф. (1980). «Идеальный дворец кардинала эпохи Возрождения: глава из « De Cardinalatu » Кортези ». Мемуары Американской академии в Риме . 35 (1): 45–123. JSTOR 4238680 .