Культурная революция в Советском Союзе
Культурная революция — комплекс мероприятий, проводившихся в Советской России и Советском Союзе , направленных на коренную перестройку культурной и идеологической жизни общества. Целью было формирование нового типа культуры как часть строительства социалистического общества . [1] [2] в том числе увеличение доли лиц пролетарских классов в социальном составе интеллигенции. [3]
Культурная революция в Советском Союзе как целенаправленная программа преобразования национальной культуры на практике часто буксовала и массово осуществлялась лишь в годы первых пятилеток . [4] В результате в современной историографии существует традиционная, но спорная корреляция культурной революции в Советском Союзе только с периодом 1928–1931 годов. [5] [6] Культурная революция 1930-х гг. понималась как часть крупного преобразования общества и народного хозяйства , наряду с индустриализацией и коллективизацией . [7] Также в ходе культурной революции организация научной деятельности в Советском Союзе претерпела значительную перестройку и реорганизацию. [8] [9]
Терминология
[ редактировать ]Институт философии РАН пишет, что термин «культурная революция» в России появился в «Манифесте анархизма» братьев Гордин в мае 1917 года, а в советский политический язык был введен Владимиром Лениным в 1923 году в статье « О сотрудничестве »: «Эта культурная революция была бы теперь достаточна для того, чтобы сделать нашу страну вполне социалистической страной, но она представляет огромные трудности чисто культурного (ибо мы неграмотны) и материального характера (ибо, чтобы быть культурными, мы должны добиться известного развития; материальные средства производства, мы должны иметь определенную материальную базу)». [10] [11]
Однако многие ученые приписывают эту идею Александру Богданову и считают его культурное движение Пролеткульт началом Культурной революции в Советском Союзе. [12] [13]
Культурная революция в первые годы советской власти.
[ редактировать ]Культурная революция как изменение идеологии общества началась вскоре после Октябрьской революции . [2] 23 января 1918 г. появился Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви . [2] Из системы образования были исключены предметы, связанные с религиозным образованием: богословие , древнегреческий язык и другие. Главной задачей культурной революции было внедрение принципов марксистской идеологии в личные убеждения советских граждан. [1]
Для реализации программы в первые месяцы Советской власти была создана сеть органов партийно-государственного управления культурной жизнью общества: Агитпроп (отдел ЦК ВКП(б) ), Главполитпросвет , Наркомпрос , Главлит и другие. Были национализированы учреждения культуры: издательства, музеи, кинофабрики; свобода печати была отменена. Конституция РСФСР 1918 года , в свою очередь, провозглашала, что рабочие и крестьяне должны иметь возможность печатать и издавать:
Чтобы обеспечить рабочим действительную свободу выражения мнений, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика ликвидирует зависимость печати от капитала и передает в руки рабочего класса и беднейшего крестьянства все технические и материальные средства для издание газет, брошюр, книг и всей другой продукции полиграфии и обеспечивает их бесплатное распространение по всей стране. [14]
В области идеологии была широко развита атеистическая пропаганда, религия стала подвергаться гонениям, в церквях организовывались клубы, склады, производства, строгая цензура . вводилась [1]
Большая часть массы была необразованной и неграмотной: например, из результатов переписи населения 1920 года читать умело только 41,7% населения старше 8 лет следовало, что в Советской России . [15] Культурная революция заключалась прежде всего в борьбе с неграмотностью , необходимой для последующего научно-технического развития . Культурная работа сознательно ограничивалась элементарными формами, поскольку, по мнению некоторых исследователей, советскому режиму была нужна культура исполнительская, а не творческая. [7] Однако темпы ликвидации неграмотности по ряду причин были неудовлетворительными. [ нужна ссылка ] . Всеобщее начальное образование в Советском Союзе было де-факто введено в 1930-е годы. Массовая неграмотность была ликвидирована после Второй мировой войны . [2]
В это время национальные алфавиты нескольких народностей (крайнего Севера, дагестанцев были созданы , киргизов, башкир, бурят и др.). Для подготовки рабочей молодежи к поступлению в вузы была создана широкая сеть рабочих факультетов , в которые впервые был открыт путь молодежи пролетарского происхождения независимо от наличия начального образования. В целях воспитания новой интеллектуальной элиты Коммунистический университет , Истпарт , Коммунистическая академия , Институт красной профессуры были созданы . Для привлечения «старых» научных кадров были созданы комиссии по улучшению жизни ученых и изданы соответствующие указы. [1]
Одновременно были приняты репрессивные меры по устранению интеллектуальных политических оппонентов: так, из страны на «Философском пароходе» были высланы более 200 видных представителей русской науки и культуры . С конца 1920-х годов были «вытеснены» буржуазные специалисты: « Академический процесс », « Шахтинский процесс », « Промпартийный процесс « шарашки » и т. д. С 1929 года начали действовать » – специальные технические бюро из заключенных, организованные органы внутренних дел для проведения важных научно-исследовательских и проектных работ. [1]
В 1920-е годы в советских общественных и партийных организациях шли дискуссии о методах и направлениях культурной революции. Например, летом 1923 года кампанию по обсуждению «вопросов жизни» начал Лев Троцкий , выступивший в печати с серией статей, опубликованных в одноименной брошюре (вышло три издания). [16]
Идеологическая гегемония в осуществлении культурной революции всегда оставалась за партией. Комсомол сыграл большую роль в выполнении задач партии по осуществлению культурной революции. [2]
Итоги культурной революции в Советском Союзе
[ редактировать ]К успехам культурной революции относятся повышение грамотности населения до 87,4% (по переписи 1939), создание разветвлённой системы средних школ, значительное развитие науки и искусства. [3] Одновременно формировалась официальная культура, основанная на марксистско -классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовой культуре и образовании, необходимая для формирования большого количества производственных кадров и формирования новой «советской интеллигенции». "из рабоче-крестьянской среды. [2] [7] [17]
По одной из точек зрения, в этот период средства большевистской идеологизации совершили разрыв с традициями многовекового историко-культурного наследия. [3]
С другой стороны, ряд авторов оспаривают эту позицию и приходят к выводу, что традиционные ценности и мировоззрения русской интеллигенции, мелкой буржуазии и крестьянства лишь незначительно трансформировались в ходе культурной революции, а большевистский проект создания Новый тип человека, то есть « нового человека », следует считать во многом несостоявшимся. [18] [19]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Культурная революция // Большая Российская энциклопедия – Том 16 – Москва, 2010.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Юрий Никифоров (2006). Россия: Иллюстрированная энциклопедия . Москва: ОЛМА-Пресс Просвещение. стр. 262, 288. ISBN. 5-94849-897-2 .
- ^ Jump up to: а б с Социалистическая культурная революция // Большая энциклопедия «Терра». Том 24. Москва, «Терра», 2006 г.
- ^ Шейла Фицпатрик (1984). Культурная революция в России, 1928–1931 гг . США: Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-20337-6 .
культурная революция ссср.
- ^ Майкл Дэвид-Фокс. Что такое культурная революция? Российское обозрение. Том 58, выпуск 2, страницы 181–201, апрель 1999 г.
- ^ Шейла Фицпатрик. Культурная революция: новый взгляд на «Русское обозрение». Том 58, выпуск 2, страницы 202–209, апрель 1999 г.
- ^ Jump up to: а б с Алексей Деревянко, Наталья Шабельникова (2011). История России: Учебное пособие . Москва: Проспект. стр. 531–532. ISBN 978-5-392-01829-1 .
- ^ Сергей Ольденбург . Задачи секции ученых в культурной революции // Ученый. 1928. № 5/6
- ^ Культурная революция и ученые. Сборник статей / Под редакцией Ивана Лупполя — Москва: Воспитатель, 1928
- ^ Валентин Толстых . Культурная революция // Новая философская энциклопедия: в 4 томах / Институт философии РАН ; Национальный фонд социальных наук; Председатель научно-редакционного совета. Вячеслав Степин — Москва: Думай, 2000—2001 — ISBN 5-244-00961-3 . Издание 2-е, переработанное и дополненное — Москва: Думай, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9 . Копия статьи
- ^ Владимир, Ленин. «О сотрудничестве» . Интернет-архив марксистов . Проверено 5 октября 2023 г.
- ^ Дэвид-Фокс, Майкл (1999). «Что такое культурная революция?» . Русское обозрение . 58 (2): 185. дои : 10.1111/0036-0341.651999065 . ISSN 0036-0341 . JSTOR 2679573 . Проверено 21 июня 2023 г.
- ^ Сохор, Зеновия А. (1988). Революция и культура: полемика Богданова и Ленина (1-е изд.). Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета . стр. 16–17. ISBN 9780801420887 . JSTOR 10.7591/j.ctvfrxs8d . Проверено 21 июня 2023 г.
- ^ Бухарин, Николай; Преображенский, Евгений. «Азбука коммунизма. Глава VI: Советская власть» . www.marxists.org . Проверено 11 апреля 2024 г.
- ↑ Грамотность . Архивировано 15 октября 2017 г. в Российской педагогической энциклопедии Wayback Machine . Том 1. Москва, 1993;
- ^ Резник, Александр (2017). Троцкий и его товарищи: левая оппозиция и политическая культура Российской коммунистической партии (большевиков), 1923–1924 гг . Санкт-Петербург: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге. стр. 81–101.
- ^ «Культурная революция» . Большая советская энциклопедия .
- ^ Бауэр, Р.А. Новый человек в советской психологии. Кембридж: Издательство Гарвардского университета , 1952 г.
- ^ Хоффманн, Дэвид Л. Культивирование масс. Современная государственная практика и советский социализм, 1914–1939 гг . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, 2011. ISBN 978-0-8014-4629-0
Источники
[ редактировать ]- Фицпатрик С. Образование и социальная мобильность в Советском Союзе 1921—1934 гг . Издательство Кембриджского университета , 2002 г.
- Дуглас Р. Вайнер (2000). Модели природы. Экология, охрана природы и культурная революция в Советской России . США: Издательство Питтсбургского университета. ISBN 0-8229-5733-7 .
- Фитцпатрик, С. Культурная революция вновь в The Russian Review . Том 58, выпуск 2, страницы 202–209, апрель 1999 г.
- Дэвид-Фокс, М. Что такое культурная революция? Русское обозрение . Том 58, выпуск 2, страницы 181–201, апрель 1999 г.
- Фитцпатрик, С. Культурный фронт: власть и культура в революционной России . Издательство Корнелльского университета , 1992 г.
- Шейла Фицпатрик (1984). Культурная революция в России, 1928-1931 гг . США: Издательство Университета Индианы . ISBN 0-253-20337-6 .
культурная революция ссср.
- П.Х. Книн (1976). Высшее образование и культурная революция в СССР . Великобритания: Центр российских и восточноевропейских исследований Бирмингемского университета .
- Стефан Плаггенборг (2000). Революция и культура. Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма / Перевод с немецкого Ирины Карташевой . Санкт-Петербург: Журнал « Нева ». ISBN 5-87516-190-6 .
- Михаил Герандоков, Герандокова (2003). Культурная революция в национальных регионах: миф или реальность . Эль-фа. ISBN 9785881955649 .
- Николай Бухарин . Ленинизм и проблема культурной революции – в книге: Николай Бухарин. Избранные труды – Москва: Политиздат, 1988 – с. 368–390
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Культурная революция» в Большой советской энциклопедии , 2-е издание, том 24; Москва 1953 г.
- «Культурная революция» в научном коммунизме: словарь (1983).
- Культурная революция на dic.academic.ru