Зигмунд Могулеско
Зигмунд Могулеско | |
---|---|
Рожденный | 16 декабря 1858 г. |
Умер | 4 февраля 1914 г., 55 лет. Нью-Йорк, США |
Другие имена | Зелик Могулеско, Зигмунд, Зигмунд, Зелиг, Селиг |
Род занятий | Идиш певец, актер и композитор |
Зигмунд Могулеско (16 декабря 1858 — 4 февраля 1914) — идиш : זעליק מאָגולעסקאָ Зелик Могулеско , имя также иногда пишется как Зигмунд , Зигмунд , Зелиг или Селиг , фамилия иногда пишется Могулеску — певец, актер и композитор в тот Идишский театр в Нью-Йорке. Он родился в Калараше, Бессарабия (ныне Кэлэрашь в Молдове ) и начал петь в хоре местной синагоги. До достижения подросткового возраста ему платили почти в три раза больше, чем учителям, за пение в синагоге Кишинева . Вскоре после переезда в Бухарест, Румыния , ему заплатили за пение в церквях и синагогах, и он начал сниматься. [ 1 ]
Он был звездой театральной труппы Авраама Гольдфадена первой бухарестской — и драматург написал для него главную роль Шмендрика . Вскоре Могулеско основал собственную труппу и в течение десяти лет доминировал в идишском театре Румынии. Иммигрировав в Соединенные Штаты, он в конце концов основал Румынский оперный театр в Йорка Нью - Нижнем Ист-Сайде , одну из величайших площадок идишского театра . Еврейская энциклопедия описала его в 1904 году как «лучшего комика на идишской сцене… Он известен также как ведущий композитор музыки для идишской сцены».
Жизнь
[ редактировать ]Детство и юность
[ редактировать ]Зигмунд Могулеско родился в Калараше, Бессарабия (ныне Кэлэрашь в Молдове ). Его отец умер, когда ему было девять лет, а мать получала помощь для семьи от местной еврейской общины. [ 2 ] [ 3 ] Впервые он стал мэшойрером (певцом) в хоре кантора Иосифа Геллера . [ 3 ] и научился читать музыку с листа. Его мать умерла еще через несколько лет.
Он переехал в Кишинев , где пел в известном хоре кантора Нисна Белзера . Когда он был певцом-подростком, ему платили 60 рублей в год - большая сумма в то время, когда типичная зарплата школьного учителя составляла около 18 рублей в год. Вскоре его нанял кантор Купер (он же Купфер) из Большой синагоги Бухареста , где он работал солистом. В 14 лет он поступил в консерваторию и стал учеником-лауреатом.
В 1874 году Могулеско выступал с приезжей французской опереточной труппой, где познакомился с Лазаром Цукерманом , Симхе Динманом и Мозесом Вальдом . Все четверо выступали вместе на свадьбах и других церемониях под названием Корул Израэлит («Хор Израиля»). Он продолжал петь в синагоге, а по воскресеньям ему платили за пение в церковном хоре.
Жизнь вечеринки
[ редактировать ]Когда его голос изменился, Могулеско два года работал вязанием , затем вернулся, чтобы петь для Купера в синагоге, работая 18-летним хоровым руководителем. [ 4 ] Он также пел на свадьбах и других вечеринках в стиле певцов Бродера и подражал известным бухарестским актерам.
В 1877 году Авраам Гольдфаден прибыл в Бухарест со своей менее чем годовалой труппой, первой профессиональной труппой идишского театра. Заинтригованный Могулеско прошел к нему прослушивание. Его сцена вдохновила Гольдфадена на создание пьесы Гольдфадена «Шмендрик, или Комическая свадьба» . Главная роль, написанная для Могулеско, — невежественный маменькин сынок; ее часто считают первой большой ролью в идишском театре. Считается, что Могулеско написал или аранжировал часть музыки к этой пьесе.
Описывая, как Гольдфаден решил нанять Могулеско в качестве актера, Нахма Сандроу отмечает: « Мешойрерим были искушены в музыкальном отношении и славились своим вольнодумством и непочтительностью. Как только Гольдфадн [ sic ] приехал в город, он услышал о молодом актере, который был душой местных вечеринок, имитируя сцены из румынских комедий и подражая достойному кантору, для которого он пел. За год Могулеско стал комическим гением своего поколения». [ 5 ]
Могулеско также играла различные другие комические и музыкальные роли для Гольдфадена, в том числе внучку в Die Bubbe mitn Einikl ( «Бабушка и внучка» ) и главную роль в «Интриге» или «Заинтригованном Двойсе» . В своей первой некомической роли, пьесе Августа фон Коцебу , он настолько отодвинул на задний план звезду Исраэля Гроднера , что Гроднер ушел, чтобы основать собственную труппу. Вскоре Гроднер нанял Могулеско у Гольдфадена; и в конечном итоге Могулеско унаследует труппу Гроднера. Гроднер начал еще один.
Румыния, Нью-Йорк и другие страны
[ редактировать ]Вместе со своим партнером Мойше Финкелем в течение следующего десятилетия Могулеско доминировал в идишском театре Румынии. Театр Йигницы, его оркестр и Могулеско были оценены как сопоставимые по уровню с Национальным театром. Выступая на румынском и идише, Могулеско привлекал аудиторию, выходящую за рамки еврейской общины. В этот период он дал Дэвиду Кесслеру начало карьеры в театре.
В какой-то момент в этот период он и Финкель поссорились, и он провел лето, выступая в садовом кабаре с сформированным им квартетом; Труппе Финкеля без него не удавалось, и вскоре они пришли к взаимопониманию.
В 1886 или 1887 году Могулеско переехал в Нью-Йорк, где быстро стал одной из первых звезд идишского театра в Новом Свете . Позже он основал Румынский оперный театр в Нижнем Ист-Сайде Манхэттена . [ 1 ] Первым выступлением Гольдфадена стал неудачный дебют в Нью-Йорке в январе 1888 года. В Нью-Йорке он представил Джейкоба Адлера и Кени Липзина американской сцене , которые оба стали очень влиятельными.
По данным «Еврейской энциклопедии» , Могулеско также выступал в России , «Австрии» (что в то время могло означать любую точку Цислейтании , и скорее всего означает Галицию (Центральную Европу) , вероятно, Львов , где была процветающая театральная сцена) и Англии .
В июне 1906 года Могулеско совершил успешный ответный тур в Румынию, возродив там идишский театр после десятилетия упадка. [ 1 ] Он привез в Румынию несколько хитов нью-йоркского идиш-театра, большинство из которых были новыми для этой площадки: Шайкевича-Шомера » «Ди Эмигрантн («Эмигранты»), «Йекл Балтаксе» , «Дос Гройсе Глик» («Большая удача»). Корнблатта Der и Umbakanter («Неизвестное») Джейкоба Гордина .
Свадьба
[ редактировать ]Он был женат на Амалии Фейнман. Она родилась около 1860 года в Яссах , Румыния. Ее отец был закройщиком (одежды). Она училась в начальной школе и в раннем возрасте вышла замуж за Могулеско. Позже она выступала в «Бабушке Голдфадена с внуком » («Учитель»), а также играла в «Флатерберше» («Студент») и «Периколе».
Вместе с мужем она иммигрировала в Америку, где время от времени играла в театре. У них было трое детей: Бесси, Джулиус и Лиза.
Смерть
[ редактировать ]Могулеско умер в Нью-Йорке в 1914 году. У него остались жена Амалия, две дочери, Бесси и Лиза, и сын доктор Юлиус Могулеско. Он похоронен на Вашингтонском кладбище в Бруклине . [ 6 ] Газета New York Times во время его похорон отметила: «Никогда среди англоязычных народов не было такого излияния сочувствия по поводу смерти актера, неизвестного за пределами его профессии». [ 7 ]
Репутация
[ редактировать ]Написав о труппе Могулеско в Румынии в 1884 году и, вероятно, ссылаясь на пьесы Мозеса Горовица и Джозефа Латейнера , доктор Мозес Гастер в целом был впечатлен:
Прежде всего, мы должны утверждать, что еврейский театр через пьесы, исполняемые на его сцене, действительно имеет воспитательное и моральное значение, поскольку, с одной стороны, он представляет сцены из нашей истории, известные лишь ничтожному меньшинству, освежая, таким образом, светскую память. ; с другой стороны, оно показывает нам наши недостатки, которые мы имеем, как и все люди, но не с тенденцией ударить по нашей собственной безнравственности с тенденцией к недоброжелательности, а только с ироническим духом, который не ранит нас, как мы ранимы представлениями на других сценах, где еврей играет унизительную роль. [ 8 ]
- Эрнест Йоселовиц написал пьесу о труппе Могулеско « Вильно есть голем» , действие которой происходит в Вильне, Литва, во время погромов 1899 года. Это пьеса, которая прославляет важность труппы Могулеско и более общую значимость зародившегося идишского театра. в Румынии – в обстановке жестоких репрессий.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Летелье, Роберт Игнатиус (2015). Оперетта: Справочник, Том II . Ньюкасл-апон-Тайн, Англия: Издательство Cambridge Scholars Publishing. ISBN 9781443885089 . п. 1173. ( Летелье ошибочно утверждает, что Могулеско взял на себя руководство театром Джигница в Бухаресте где-то после его гастролей в Румынии в 1906 году, очевидно, путая его с Исидором Гольденбергом , который стал директором в 1913 году, после смерти бывшего директора Либлиха; см. Берковичи, 1998, стр. 102.)
- ^ Зильберцвейг, Залмен (1934). « Могол, Зигмунт ». Лексикон веселого идишского театра . Том. 2. Варшава. столбцы. 1180-1208; здесь: кол. 1180.
- ^ Jump up to: а б Берковичи, Израиль (1998). Сто лет еврейского театра в Румынии . 2-е изд. Отредактировано и дополнено Константином Мэчукэ. Бухарест: Издательство Integral. стр. 65.
- ^ Берковичи (1998), стр. 66.
- ^ Сандроу, Нахма (1986). Звезды-бродяги: Всемирная история идишского театра . Нью-Йорк: Limelight Editions. п. 51.
- ^ "Идишский комик мертв" . Нью-Йорк Таймс . 5 февраля 1914 г. с. 9.
- ^ "Похороны идишского актера" . Нью-Йорк Таймс . 7 февраля 1914 г. с. 10.
- ^ Цитируется по Берковичи (1998), с. 79.
- ^ Эрнест Йоселовиц
Ссылки
[ редактировать ]- Берковичи, Израиль , Сто лет идиш/еврейского театра в Румынии, 2-е издание на румынском языке, переработанное и дополненное Константином Мэчукэ. Бухарест: Editura Integral (отпечаток Editurile Universala), 1998. ISBN 973-98272-2-5 .
- Зильберцвейг, Залмен , « Могулеско, Зигмунт » (на идиш), Лексикон идишского театра, Том. 2. Варшава: Издано под эгидой Союза еврейских актеров Америки, 1934 г., кол. 1180-1208.
- «Идишский комик мертв», The New York Times , 5 февраля 1914 г., стр. 9.
- «Похороны идишского актера», The New York Times , 7 февраля 1914 г., стр. 10.
- Форвертс , Том XVII № 5724, 7 февраля 1914 г. (на идиш).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Запись в каталоге Freedman со списком записей некоторых его песен.