Корпоративные авиаперевозки HPF821
![]() Самолет Fairchild C-123, принадлежащий береговой охране США , сфотографирован в 1971 году. | |
Инцидент | |
---|---|
Дата | 5 октября 1986 г. |
Краткое содержание | перестрелка |
Сайт | недалеко от Сан-Карлоса, Рио-Сан-Хуан , Никарагуа |
Самолет | |
Тип самолета | Фэйрчайлд C-123K |
Оператор | Corporate Air Services, принадлежащая Southern Air Transport |
Регистрация | HPF821 (ранее N4410F), бывший ВВС США 54-679 (серийный номер 20128) |
Начало рейса | Международный аэропорт Илопанго , Сальвадор |
Место назначения | Международный аэропорт Илопанго , Сальвадор |
Пассажиры | 0 |
Экипаж | 4 |
Погибшие | 3 |
Травмы | 0 |
Выжившие | 1 |
Corporate Air Services HPF821 представлял собой транспортный самолет, тайно доставлявший оружие никарагуанским контрас , который был сбит над Никарагуа 5 октября 1986 года ракетой класса «земля-воздух» . Два американских пилота, Уоллес «Базз» Сойер и Уильям Купер, а также никарагуанский националист-радист Фредди Вилчес погибли, когда самолет Fairchild C-123 Provider был сбит сандинистским солдатом из ракеты SA-7 , запускаемой с плеча, а Юджин Хасенфус , Американский «кикер», ответственный за выталкивание груза из самолета, выжил, спрыгнув с парашютом в безопасное место. На борту самолета было «60 складных автоматов АК-47 , 50 тысяч патронов к автомату АК-47, несколько десятков РПГ-7 и 150 пар джунглей». гранатометов [ 1 ]
Хазенфус был схвачен в течение 24 часов. Он был признан виновным по обвинениям, связанным с терроризмом, приговорен к 30 годам тюремного заключения и через месяц помилован, чтобы вернуться к своей семье в Висконсин; по просьбе сенатора Криса Додда и других он был освобожден в обмен на солдат-сандинистов, захваченных контрас. [ 1 ] Комментарии Хазенфуса о поддержке ЦРУ полетов первоначально были опровергнуты правительством США. [ 2 ] однако расследование того, что стало известно как дело «Иран-контрас», показало, что США организовали этот и другие рейсы и финансировали доставку груза за счет нелегальной продажи оружия Ирану.
Фон
[ редактировать ]HPF821 эксплуатировался компанией Corporate Air Services, прикрытием компании Southern Air Transport , зарегистрированного владельца самолета. [ 3 ] Некоторые из пилотов и членов экипажа, участвовавших в полетах снабжения «Контрас», в том числе Юджин Хасенфус , участвовали в деятельности ЦРУ по воздушному снабжению во время войны во Вьетнаме , используя Air America , Southern Air Transport и другие авиакомпании, принадлежащие ЦРУ. Два американца кубинского происхождения, участвовавшие в организации полетов, были известны Хасенфусу как «Макс Гомес» (настоящее имя Феликс Родригес ) и «Рамон Медина» (настоящее имя Луис Посада Каррилес ). [ 3 ]
Инцидент
[ редактировать ]
HPF821 вылетел из международного аэропорта Илопанго , Сальвадор , с грузом, состоящим из «60 складных автоматов АК-47 , 50 000 патронов к винтовке АК-47, нескольких десятков гранатометов РПГ-7 и 150 пар ботинок для джунглей». [ 1 ] Самолет пролетел вдоль западного побережья Никарагуа в Коста-Рику , зайдя в Коста-Рику с северо-запада. Здесь он развернулся и направился в Никарагуа. [ 3 ] После входа в воздушное пространство Никарагуа недалеко от границы с Коста-Рикой самолет маневрировал на высоте 2500 футов, готовясь к высадке груза. Молодой сандинистский солдат по имени Хосе Фернандо Каналес Алеман заметил грузовой самолет. российского производства ЗРК ЗРК-7 ( 9К32 «Стрела-2 Он выпустил наплечную ракету класса «земля-воздух» »). Он разбился недалеко от Сан-Карлоса, Рио-Сан-Хуан , в результате чего погибли трое из четырех членов экипажа: Уильям Дж. Купер, Уоллес «Базз» Сойер и радист Фредди Вилчес. Четвертый, Юджин Хасенфус , спрыгнул с парашютом в безопасное место, но был схвачен в течение 24 часов. [ 4 ] Хасенфус был бывшим морским пехотинцем, который ранее участвовал в миссиях ЦРУ в Лаосе и Вьетнаме в рамках печально известной программы ЦРУ Air America .
Последствия
[ редактировать ]Хазенфус был схвачен в течение 24 часов и признался в контрабанде оружия. [ 5 ] Он был приговорен судом Никарагуа к 30 годам тюремного заключения. По просьбе сенатора Криса Додда и других, расследующих дело Иран-контрас , он был освобожден в обмен на солдат-сандинистов, захваченных контрас. [ 1 ] Хасенфус был помилован и освобожден 17 декабря и вернулся в США вместе с Доддом, что президент Никарагуа Даниэль Ортега назвал «жестом мира со стороны народа Никарагуа». [ 5 ]
В бортовых журналах, извлеченных из-под обломков самолета, перечислены различные рейсы с участием персонала Southern Air Transport . [ 6 ]
Захват Хасенфуса во время доставки оружия и припасов правым повстанцам Контрас дал миру первое представление о том, как скандал вокруг Ирана Контрас начинает разворачиваться. Сначала ЦРУ, Пентагон, Госдепартамент и Белый дом отрицали какую-либо связь с ним. Причина заключалась в том, что Конгресс США проголосовал за « поправку Боланда », запрещающую американскую помощь «контрас», включая запрет на использование всех «средств, имеющихся у ЦРУ и Министерства обороны, в Никарагуа в военных целях». [ 7 ]
Синтия Арнсон, директор латиноамериканской программы в Международном центре ученых имени Вудро Вильсона , написала в книге «Перекресток: Конгресс, президент и Центральная Америка, 1976–1993 годы »: «Раскрытие обмана администрации при проведении политики Никарагуа побудило Конгресс предпринять решительные меры по восстановлению равновесия между двумя ветвями власти, хотя бы для того, чтобы восстановить примат закона в конституционном правительстве». [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Тимоти Ланге, Daily Kos , 27 декабря 2009 г., Взрыв из прошлого. Джин Хасенфус: декабрь 1986 г.
- ↑ Пол Гепферт, Chicago Tribune , 10 октября 1986, Пленённые американцы связывают ЦРУ, Самолет
- ^ Перейти обратно: а б с Envío , Hasenfus: Ничего кроме факта , № 65, ноябрь 1986 г.
- ^ Рантер, Харро. «Авиакатастрофа ASN Fairchild C-123K, поставщик HPF821, Сан-Карлос» . Aviation-safety.net .
- ^ Перейти обратно: а б Кинзер, Стивен (18 декабря 1986 г.). «ХАСЕНФУС ОСВОБОЖДЕН НИКАРАГУАНЦАМИ И НАПРАВЛЯЕТСЯ ДОМОЙ» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Греве, Франк (18 октября 1986 г.). «Бортовые журналы Tie Contras, Флорида. Обломки самолета авиакомпании дали файлы пилота» . Филадельфийский исследователь .
- ^ «Разоблачение Евгения Хазенфуса» . 6 октября 2014 г.
- ^ Арнсон, Синтия (1993). Перекресток: Конгресс, президент и Центральная Америка 1976–1993 (второе изд.). Университетский парк: Издательство Пенсильванского государственного университета . п. 278.