Гилберт Голмин
Жильбер Голмен — французский судья, учёный и востоковед . Он родился в Мулене в 1585 году и умер в Париже 8 декабря 1665 года.
Биография
[ редактировать ]Голмен родился в Мулене . После смерти первой жены он уехал в Париж и в 1625 году был ) Большом совете ( avocat . в назначен général поверенным был заменен ссылкой в Дижон благодаря вмешательству принца Конде . Он смог вернуться в Париж только после смерти кардинала. Во время Фронды он был верен кардиналу Мазарини и был назначен интендантом Ниверне в 1649 году . Затем он был назначен магистром запросов (и главой этой группы), а затем государственным советником .
Обычная острота возникла из-за брака, который он хотел вступить, когда ему было за шестьдесят лет: его викарий отказался совершить бракосочетание, и Гаулмин сам заявил, что молодая девушка станет его женой; вслед за этим использовалась фраза «женитьба по-гольменски» («mariage à la Gaulmine»).
Он обладал исключительным даром к языкам и освоил латынь и греческий язык очень рано ; в свое издание «Роданта и Досикле» он включил греческое стихотворение, которое написал, когда ему было 16 лет. В 1615 году его друг Жак-Филипп де Моссак, посвящая свой De lapidum virtutibus Гаульмену , назвал его «пятиглотником», знавшим, кроме латыни и греческого, иврит , арабский и турецкий языки . В 1639 году шотландский математик Джеймс Юм , сравнив Гаулмина с Пико делла Мирандолой , похвалил его за знание персидского и армянского языков . В 1648 году Бальтазар Жербье также приписал ему знание итальянского и испанского языков . Сначала он выучил арабский язык у Этьена Юбера , королевского врача и профессора арабского языка в Коллеж де Франс , а затем у Габриэля Сионита , маронита, прибывшего в Париж в 1614 году и сменившего Юбера. Голмина преподавал иврит обращенный еврей Филипп д'Акен, который в 1610 году был назначен профессором иврита в Коллеж де Франс. В письме Николя-Клода Фабри де Пейреска , датированном 1635 годом, указывается, что Гаулмен имел к своим услугам «Азара, студента из Ливан » («le sieur Hazard, estudiant au mont Liban»), фамилия также писалась «Хазанд», «Хазаед» или «Хазаид»; имя автора, указанное в переводе « Livre des lumières» («Давид Сахид из Исфахана , столицы Персии»), несомненно, принадлежит этому человеку.
Гаулмин входил в круг ученых-востоковедов того времени, увлеченных изучением языков и сбором рукописей . Около 1650 года он владел библиотекой восточных книг, оцененной в 20 000 крон , которую он согласился продать, по наущению Исаака Воссиуса , Кристине, королеве Швеции (но о сделке известно немногое; книги, во всяком случае, вскоре вернулся во Францию).
Что касается мысли Голмена, то Рене Пинтард цитирует суждение Шарля де Сент-Эвремона : «Он имел в отношении религии идеи, совершенно отличные от обычных чувств»; в частности, его смелое толкование библейских текстов, «весьма сбивающее с толку богословов его времени», привело его к пребыванию в Бастилии. Однако Франсуа Сикрет в статье в « Ревю де л'истори религий » анализирует его не «распутника» в смысле атеиста, а как христианского каббалиста (как и его современник Жак Гаффарель ).
Работает
[ редактировать ]Основными изданиями текстов с латинским переводом, принадлежащими Гаулмину, являются De Operatione dæmonum , приписываемый Михаилу Пселлосу (1615 г.); «Любовь Исмены и Исмении » Евстафия Макремболита (1617 г.); «Любовь Роданты и Досикла » Теодора Продрома (1625 г.); и De vita et morte Mosis , анонимный текст на иврите (1629 г.). Но самой известной публикацией Голмина является « Книга света в поведении королей», составленная мудрецом Пилпаем (1644 г.), посвященная канцлеру Пьеру Сегье «Давидом Сахидом из Исфахана», перевод на французский персидского издания Панчатантры ( или Book of Kalîla and Dimna ), популяризировавший «Басни о Пилпае» во Франции.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сэмюэл Кернер, «О Жильбере Голмине, французском ученом и гебраисте (1585–1665)», Еврейские архивы (1973–74): 35–39.
- Сэмюэл Кернер, «О Жильбере Голмине, французском ученом и гебраисте (продолжение и конец)», Еврейские архивы (1973–74): 61–67.
- Рене Пинтард, Эрудитское распутство в первой половине 17 века , Париж, 1943 год.
- Франсуа Сикрет, «Жильбер Голмин и сравнительная история религий», Revue de l'histoire des religies 177, no. 1 (1970): 35–63.