Русский юмор
Русский юмор во многом приобретает остроту благодаря интонациям русского языка , допуская игру слов и неожиданные ассоциации. Как и юмор любой другой культуры, его широкий диапазон варьируется от непристойных шуток и игры слов до политической сатиры. [1]
Литература
[ редактировать ]17 век
[ редактировать ]По мнению Дмитрия Лихачева , русские комедийные традиции в литературе можно проследить до «Молитвы Даниила Замурованного» Даниила Заточника , переяславского низшего писателя, жившего между XII и XIII веками. [2] [3] Однако только в начале 17 века комедия выделилась в отдельный жанр как реакция на Смутное время . Популярность приобрела целая линейка независимых анонимно опубликованных произведений; Для их описания исследователи используют термин «демократическая сатира». [2] Все они имели тесную связь с фольклором России и были переписаны как в прозе, так и в виде стихов, в том числе небылицы (разновидности потешек ).
Наиболее известны «Сказка о Ерше Ершовиче» и «Сказание о суде над Шемякой» , высмеивающие российскую судебную систему : в первой описывался процесс над подлым ершом , где разные рыбы представляли разные социальные классы, а во второй речь шла о коррумпированном судье Шемяке, который часто связывают с Дмитрием Шемякой . [4] [2] Другое выдающееся произведение — «Сказка о Фроле Скобееве» — было вдохновлено плутовскими романами . сатира на церковь Большой популярностью пользовалась также ( «Слово о Савве-попе» , «Калязинское прошение» , «Трактирная служба» ), включавшая пародии на религиозные тексты. Михаил Бахтин и Дмитрий Лихачев сходились во мнении, что многие сказки были созданы низшим духовенством, высмеивавшим форму, а не содержание. [5] Были и откровенные пародии на литературные жанры, такие как « История жизни в роскоши и веселье» . [2]
Лубок был одной из самых ранних известных форм лубка в России, популярность которой возросла примерно в то же время. Подобно комиксам , он изображал различные — часто юмористические — анекдоты в виде примитивистских картинок с подписями. Среди общих персонажей был Казанский кот , появившийся в одной из самых известных лубок « Мыши хоронят кота», описанной различными исследователями как пародия на похороны Петра Великого , празднование побед русских над татарами в конце позднего периода. 16 век или просто иллюстрация к старинной сказке. [6] [7]
18 век
[ редактировать ]В следующем столетии появилось множество выдающихся комедийных писателей, принадлежавших к высшему классу. Самым известным из них является Денис Фонвизин, который в период с 1769 по 1792 год поставил несколько комедийных пьес, самая известная из которых - «Недоросль» (1781) о дворянине без диплома средней школы . Он высмеивал провинциальное дворянство, имел большой успех и стал источником множества цитат, вдохновивших многие будущие поколения писателей. [8] [9] Другие имена включают Антиоха Кантемира , написавшего сатирические стихи, и драматурга Александра Сумарокова, чьи пьесы варьировались от прямой сатиры на его врагов до комедии нравов , а также российскую императрицу Екатерину Великую , поставившую около 20 комедийных пьес и опер, наиболее известные из которых О, это время! (1772) и «Сибирский шаман» (1786). [9]
Сатирические журналы
[ редактировать ]Во второй половине XVIII века стали популярны сатирические журналы, содержавшие социальные и политические комментарии. В их число вошли «Почта духов и » « Зритель Ивана » Крылова, ставшего впоследствии ведущим русским баснописцем , » и «Живописец « » Трутень Николая Новикова и даже » , «Всякая всячина созданные и под редакцией самой Екатерины Великой. [10] [11] Монография Александра Афанасьева 1859 года «Русские сатирические журналы 1769—1774 годов» стала глубоким исследованием этого периода и вдохновила на написание знаменитого критического эссе «Русская сатира времен Екатерины» , Николая Добролюбова утверждавшего, что сатира XVIII века не была острой. или достаточно влиятельны и не привели к необходимым социально-политическим изменениям. [12] [13]
Шутки
[ редактировать ]Самой популярной формой русского юмора являются анекдоты (анекдоты), представляющие собой короткие рассказы с изюминкой . Типичной для русской шуточной культуры является серия категорий с фиксированными и хорошо знакомыми местами действия и персонажами. Удивительные эффекты достигаются бесконечным разнообразием сюжетов и игрой слов. [14]
тосты
[ редактировать ]Тосты могут принимать форму анекдотов или не очень коротких рассказов, которые, как правило , имеют шутливое или парадоксальное завершение и заканчиваются словами «Итак, давайте выпьем за...» с остроумной изюминкой, отсылающей к началу. история. [15]
Chastushka
[ редактировать ]Специфической формой юмора являются частушки — песни, составленные из четырехстрочных рифм, обычно черного, саркастического, юмористического или сатирического содержания.
Черный юмор
[ редактировать ]Помимо шуток, русский юмор очень саркастичен и выражается в игре слов . Иногда встречаются короткие стихотворения, включающие бессмысленные и черные юмористические стихи, похожие на Вилли» Маленький рифмы Гарри Грэма « или, в меньшей степени, на Эдварда Лира . литературные «бессмысленные стихи» [16]
Часто в них встречаются повторяющиеся персонажи, такие как «Мальчик», «Вова», «Девочка», «Маша». Большинство рифм связаны со смертью или болезненным опытом как для главных героев, так и для других людей. Этот тип шуток особенно нравится детям. [16]
|
|
См. также
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Дмитрий Лихачев , Александр Панченко (1976). Мир смеха Древней Руси . Ленинград: Наука.
- Лев Дмитриев, Дмитрий Лихачев (1989). История русской литературы XI-XVII веков // Демократическая сатира и юмористическая литература . Москва : Издательство «Радуга». ISBN 978-5050017154
- Санников, Владимир (1999). Русский язык в зеркале языковой игры . Москва: Языки русской культуры. ISBN 5-7859-0077-7 Макфарланд, Висконсин: Book on Demand Ltd. ISBN 978-5519571241
- Санников, Владимир (2003). Русская языковая шутка: от Пушкина до наших дней . Москва: Аграф. ISBN 5-7784-0263-5
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Патель, Неха (15 сентября 2018 г.). «7 популярных персонажей, которые часто фигурируют в русских анекдотах» . www.rbth.com . Проверено 4 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д История русской литературы XI-XVII веков // Демократическая сатира и юмористическая литература / под ред. Лев Дмитриев, Дмитрий Лихачев . — Москва : Издательство «Радуга», 1989. ISBN 978-5050017154
- ^ Эндрю Кан, Марк Липовецкий , Ирина Рейфман, Стефани Сэндлер (2018) . История русской литературы . - Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, стр. 56–57. ISBN 9780199663941
- ^ Компаньон по русистике. Том 2. Введение в русский язык и литературу / под ред. Роберт Оти, Дмитрий Оболенский . - Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1977, стр. 101 ISBN 978-0521280396
- ^ Дмитрий Лихачев , Александр Панченко (1984) . Мир смеха Древней Руси . — Ленинград: Наука, с. 11—14.
- ↑ Мыши хоронят кошку в Российской национальной библиотеке.
- ^ Сагит Фаизов. Казанский кот: татарин и царь в русском восприятии после завоевания Казани, Астрахани и Сибирского ханства. Отчет Всероссийской научной конференции 2006 г. «Казань в средние и ранние времена» (на русском языке)
- ^ Денис Фонвизин в Британнике
- ^ Jump up to: а б Екатерина Великая (1998) . Две комедии Екатерины Великой, российской императрицы: О, эти времена! и Сибирский шаман // пер. и изд. Лурана Доннелс О'Мэлли. - Харвуд: Издательство Harwood Academic Publishers, с. 15–79 ISBN 90-5755-022-9
- ^ Гэри Маркер (1985) . Издательство, книгопечатание и зарождение интеллектуальной жизни в России, 1700—1800 гг . - Принстон: Издательство Принстонского университета, стр. 96–97. ISBN 0-691-05441-X
- ^ Ян Грей (2016) . Екатерина Великая . — Город Нового Слова, ISBN 9781612309644
- ^ Александр Афанасьев (1859) . Русские сатирические журналы 1769—1774 годов . — Москва: Типография «Баукнехт и Компания», 282 страницы.
- ^ Николай Добролюбов (1987) . Н. А. Добролюбов. Сборник сочинений в трёх томах. Том 2. Статьи и произведения 1859 // Русская сатира во времена Екатерины . — Москва: Художественная литература, стр. 536—797.
- ^ Чемберлин, Уильям Генри (1957). «Анекдот»: Советский юмор без норм. Русское обозрение . 16 (3): 27–34. дои : 10.2307/125941 . ISSN 0036-0341 . JSTOR 125941 .
- ^ Михеев, Алексей; RBTH, специально для (26 декабря 2013 г.). «Основы лучших русских застольных тостов» . www.rbth.com . Проверено 4 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Валерий Белянин, Ирина Бутенко (1996). Антология черного юмора . Москва: ПАИМС, стр. 148-153. ISBN 5-87664-069-7
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ричард В. Ф. Поуп. Рецензия: Дураки и глупость в Старой Руси , Славянское обозрение Том. 39, № 3, сентябрь 1980 г.
- Молот и щекотка , журнал «Проспект» , май 2006 г., эссе Бена Льюиса о шутках в коммунистических странах.
- Татьяна Столар, Мария Комарова. Вспоминаю, люблю, смеюсь: Антология русского юмора , Esquire , декабрь 2021 г. (на русском языке)