Jump to content

Русский юмор

Русский юмор во многом приобретает остроту благодаря интонациям русского языка , допуская игру слов и неожиданные ассоциации. Как и юмор любой другой культуры, его широкий диапазон варьируется от непристойных шуток и игры слов до политической сатиры. [1]

Литература

[ редактировать ]

По мнению Дмитрия Лихачева , русские комедийные традиции в литературе можно проследить до «Молитвы Даниила Замурованного» Даниила Заточника , переяславского низшего писателя, жившего между XII и XIII веками. [2] [3] Однако только в начале 17 века комедия выделилась в отдельный жанр как реакция на Смутное время . Популярность приобрела целая линейка независимых анонимно опубликованных произведений; Для их описания исследователи используют термин «демократическая сатира». [2] Все они имели тесную связь с фольклором России и были переписаны как в прозе, так и в виде стихов, в том числе небылицы (разновидности потешек ).

Наиболее известны «Сказка о Ерше Ершовиче» и «Сказание о суде над Шемякой» , высмеивающие российскую судебную систему : в первой описывался процесс над подлым ершом , где разные рыбы представляли разные социальные классы, а во второй речь шла о коррумпированном судье Шемяке, который часто связывают с Дмитрием Шемякой . [4] [2] Другое выдающееся произведение — «Сказка о Фроле Скобееве» — было вдохновлено плутовскими романами . сатира на церковь Большой популярностью пользовалась также ( «Слово о Савве-попе» , «Калязинское прошение» , «Трактирная служба» ), включавшая пародии на религиозные тексты. Михаил Бахтин и Дмитрий Лихачев сходились во мнении, что многие сказки были созданы низшим духовенством, высмеивавшим форму, а не содержание. [5] Были и откровенные пародии на литературные жанры, такие как « История жизни в роскоши и веселье» . [2]

Лубок был одной из самых ранних известных форм лубка в России, популярность которой возросла примерно в то же время. Подобно комиксам , он изображал различные — часто юмористические — анекдоты в виде примитивистских картинок с подписями. Среди общих персонажей был Казанский кот , появившийся в одной из самых известных лубок « Мыши хоронят кота», описанной различными исследователями как пародия на похороны Петра Великого , празднование побед русских над татарами в конце позднего периода. 16 век или просто иллюстрация к старинной сказке. [6] [7]

В следующем столетии появилось множество выдающихся комедийных писателей, принадлежавших к высшему классу. Самым известным из них является Денис Фонвизин, который в период с 1769 по 1792 год поставил несколько комедийных пьес, самая известная из которых - «Недоросль» (1781) о дворянине без диплома средней школы . Он высмеивал провинциальное дворянство, имел большой успех и стал источником множества цитат, вдохновивших многие будущие поколения писателей. [8] [9] Другие имена включают Антиоха Кантемира , написавшего сатирические стихи, и драматурга Александра Сумарокова, чьи пьесы варьировались от прямой сатиры на его врагов до комедии нравов , а также российскую императрицу Екатерину Великую , поставившую около 20 комедийных пьес и опер, наиболее известные из которых О, это время! (1772) и «Сибирский шаман» (1786). [9]

Сатирические журналы

[ редактировать ]

Во второй половине XVIII века стали популярны сатирические журналы, содержавшие социальные и политические комментарии. В их число вошли «Почта духов и » « Зритель Ивана » Крылова, ставшего впоследствии ведущим русским баснописцем , » и «Живописец « » Трутень Николая Новикова и даже » , «Всякая всячина созданные и под редакцией самой Екатерины Великой. [10] [11] Монография Александра Афанасьева 1859 года «Русские сатирические журналы 1769—1774 годов» стала глубоким исследованием этого периода и вдохновила на написание знаменитого критического эссе «Русская сатира времен Екатерины» , Николая Добролюбова утверждавшего, что сатира XVIII века не была острой. или достаточно влиятельны и не привели к необходимым социально-политическим изменениям. [12] [13]

Самой популярной формой русского юмора являются анекдоты (анекдоты), представляющие собой короткие рассказы с изюминкой . Типичной для русской шуточной культуры является серия категорий с фиксированными и хорошо знакомыми местами действия и персонажами. Удивительные эффекты достигаются бесконечным разнообразием сюжетов и игрой слов. [14]

Тосты могут принимать форму анекдотов или не очень коротких рассказов, которые, как правило , имеют шутливое или парадоксальное завершение и заканчиваются словами «Итак, давайте выпьем за...» с остроумной изюминкой, отсылающей к началу. история. [15]

Специфической формой юмора являются частушки — песни, составленные из четырехстрочных рифм, обычно черного, саркастического, юмористического или сатирического содержания.

Черный юмор

[ редактировать ]

Помимо шуток, русский юмор очень саркастичен и выражается в игре слов . Иногда встречаются короткие стихотворения, включающие бессмысленные и черные юмористические стихи, похожие на Вилли» Маленький рифмы Гарри Грэма « или, в меньшей степени, на Эдварда Лира . литературные «бессмысленные стихи» [16]

Часто в них встречаются повторяющиеся персонажи, такие как «Мальчик», «Вова», «Девочка», «Маша». Большинство рифм связаны со смертью или болезненным опытом как для главных героев, так и для других людей. Этот тип шуток особенно нравится детям. [16]

Маленький мальчик нашел автомат
Сейчас население села отсутствует.
Маленький мальчик нашёл пулемёт —
Больше в деревне никто не живёт.

См. также

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Дмитрий Лихачев , Александр Панченко (1976). Мир смеха Древней Руси . Ленинград: Наука.
  • Лев Дмитриев, Дмитрий Лихачев (1989). История русской литературы XI-XVII веков // Демократическая сатира и юмористическая литература . Москва : Издательство «Радуга». ISBN   978-5050017154
  • Санников, Владимир (1999). Русский язык в зеркале языковой игры . Москва: Языки русской культуры. ISBN   5-7859-0077-7 Макфарланд, Висконсин: Book on Demand Ltd. ISBN   978-5519571241
  • Санников, Владимир (2003). Русская языковая шутка: от Пушкина до наших дней . Москва: Аграф. ISBN   5-7784-0263-5
  1. ^ Патель, Неха (15 сентября 2018 г.). «7 популярных персонажей, которые часто фигурируют в русских анекдотах» . www.rbth.com . Проверено 4 ноября 2019 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д История русской литературы XI-XVII веков // Демократическая сатира и юмористическая литература / под ред. Лев Дмитриев, Дмитрий Лихачев . — Москва : Издательство «Радуга», 1989. ISBN   978-5050017154
  3. ^ Эндрю Кан, Марк Липовецкий , Ирина Рейфман, Стефани Сэндлер (2018) . История русской литературы . - Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, стр. 56–57. ISBN   9780199663941
  4. ^ Компаньон по русистике. Том 2. Введение в русский язык и литературу / под ред. Роберт Оти, Дмитрий Оболенский . - Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1977, стр. 101 ISBN   978-0521280396
  5. ^ Дмитрий Лихачев , Александр Панченко (1984) . Мир смеха Древней Руси . — Ленинград: Наука, с. 11—14.
  6. Мыши хоронят кошку в Российской национальной библиотеке.
  7. ^ Сагит Фаизов. Казанский кот: татарин и царь в русском восприятии после завоевания Казани, Астрахани и Сибирского ханства. Отчет Всероссийской научной конференции 2006 г. «Казань в средние и ранние времена» (на русском языке)
  8. ^ Денис Фонвизин в Британнике
  9. ^ Jump up to: а б Екатерина Великая (1998) . Две комедии Екатерины Великой, российской императрицы: О, эти времена! и Сибирский шаман // пер. и изд. Лурана Доннелс О'Мэлли. - Харвуд: Издательство Harwood Academic Publishers, с. 15–79 ISBN   90-5755-022-9
  10. ^ Гэри Маркер (1985) . Издательство, книгопечатание и зарождение интеллектуальной жизни в России, 1700—1800 гг . - Принстон: Издательство Принстонского университета, стр. 96–97. ISBN   0-691-05441-X
  11. ^ Ян Грей (2016) . Екатерина Великая . — Город Нового Слова, ISBN   9781612309644
  12. ^ Александр Афанасьев (1859) . Русские сатирические журналы 1769—1774 годов . — Москва: Типография «Баукнехт и Компания», 282 страницы.
  13. ^ Николай Добролюбов (1987) . Н. А. Добролюбов. Сборник сочинений в трёх томах. Том 2. Статьи и произведения 1859 // Русская сатира во времена Екатерины . — Москва: Художественная литература, стр. 536—797.
  14. ^ Чемберлин, Уильям Генри (1957). «Анекдот»: Советский юмор без норм. Русское обозрение . 16 (3): 27–34. дои : 10.2307/125941 . ISSN   0036-0341 . JSTOR   125941 .
  15. ^ Михеев, Алексей; RBTH, специально для (26 декабря 2013 г.). «Основы лучших русских застольных тостов» . www.rbth.com . Проверено 4 ноября 2019 г.
  16. ^ Jump up to: а б Валерий Белянин, Ирина Бутенко (1996). Антология черного юмора . Москва: ПАИМС, стр. 148-153. ISBN   5-87664-069-7
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 87fe55315ed162ad68a5a287ab01e368__1648917180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/87/68/87fe55315ed162ad68a5a287ab01e368.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Russian humour - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)