Кенгирское восстание
![]() | Эту статью необходимо отредактировать, чтобы Википедии она соответствовала Руководству по стилю . ( Апрель 2024 г. ) |
Кенгирское восстание | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() Расположение Кенгира в Казахстане | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() ![]() ![]() | ![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() | ||||||
Сила | |||||||
1,700 | 5,200 | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
40 раненых | По СССР: 37 убитых, 106 раненых. |
Кенгирское восстание — восстание заключенных, произошедшее в Кенгире ( Степлаг ), для специальном лагере МВД политических заключенных , в мае и июне 1954 года. Его продолжительность и интенсивность отличали его от других восстаний ГУЛАГа того же периода, таких как восстание в Воркуте. и Норильское восстание .
После убийства охранниками некоторых своих сокамерников, сокамерники Кенгира восстали и захватили всю территорию лагеря, удерживая ее в течение нескольких недель и создав для себя период свободы, уникальный в истории ГУЛАГа. После редкого союза преступников и политических заключенных заключенным удалось заставить охрану и администрацию лагеря бежать из лагеря и фактически изолировать его снаружи. После этого заключенные построили сложную оборону, чтобы предотвратить вторжение властей на их недавно завоеванную территорию. Эта ситуация продолжалась беспрецедентно долго и привела к новой активности, включая формирование заключенными временного правительства , браки заключенных, проведение религиозных церемоний и ведение пропагандистской кампании против прежних властей.
восстание было подавлено советскими вооруженными силами с помощью танков и орудий. После 40 дней свободы в стенах лагеря, периодических переговоров и взаимной подготовки к ожесточенному конфликту утром 26 июня [1] По словам бывших заключенных, в результате подавления было убито или ранено от пятисот до семисот человек, хотя официальные данные утверждают, что было убито всего несколько десятков человек. История восстания впервые была включена в историю в «Архипелаг ГУЛАГ произведении Нобелевской премии » бывшего узника ГУЛАГа и лауреата российского писателя Александра Солженицына , в котором в качестве источников использовались бывшие узники Кенгира.
Фон
[ редактировать ]Изменения в ГУЛАГе
[ редактировать ]
За год до восстания умер советский диктатор Иосиф Сталин . Его смерть вызвала большие надежды среди узников амнистии или, по крайней мере, тюремной реформы, и эта надежда еще больше усилилась последующим арестом бывшего сталинского начальника госбезопасности Лаврентия Берии . Берия, который был главой всего советского аппарата безопасности и полиции и архитектором некоторых из наиболее ненавистных политик, касающихся лагерей, был объявлен « врагом народа » и казнен теми, кто стал преемником Сталина. Недавно дискредитированное имя Берии стало обузой для других как в верхних, так и в нижних эшелонах советской иерархии, и любой, кто был связан с Берией или слишком много говорил в его пользу, аналогичным образом подвергался риску быть объявленным предателем и подвергнуться преследованиям. Лагерная администрация не была исключена из этой опасности, и это ослабляло ее авторитет по отношению к заключенным. Рассказывая о происходивших в то время забастовках, Солженицын так описывал эту проблему:
Они понятия не имели, что от них требуется, и ошибки могли быть опасны! Если бы они проявили излишнее рвение и расстреляли толпу, то могли бы оказаться приспешниками Берии. Но если бы они недостаточно усердствовали и энергично не выталкивали забастовщиков на работу — могло бы случиться ровно то же самое. [2]
По этой и другим причинам заключенные во всем ГУЛАГе становились все более смелыми и наглыми в течение месяцев, предшествовавших восстанию, при этом голодовки , остановки работы, крупномасштабное неповиновение и карательное насилие становились все более и более обычным явлением. В Кенгире, в частности, лагерные власти быстро теряли контроль над своими подопечными, и коммюнике начальники лагеря периодически рассылали , в которых они выражали свою тревогу по поводу частых беспорядков, мощных подпольных организаций, растущего «кризиса», охватившего Об этом свидетельствует их сеть информаторов и их отчаянные попытки восстановить контроль. [3]
Не знаю
[ редактировать ]Воры
[ редактировать ]Причины восстания можно объяснить большим прибытием «воров» - принятого жаргонного термина для обозначения обычных преступников, которые также содержались в ГУЛАГе вместе с политзаключенными. Традиционно воры и политики были антагонистами: воры практически беспрепятственно доминировали над политиками, грабя их и злоупотребляя ими по своему желанию, а политики оставались слишком разобщенными, чтобы обеспечить надежную защиту. Этой ситуации способствовала то самодовольная, то активно поощряющая администрация лагеря, которая осознавала ценность предотвращения объединения воров и политических деятелей для общего дела. Действительно, вливание около 650 воров в около 5200 политзаключенных [4] [ ненадежный источник? ] в Кенгире в начале мая было специально для этой цели, так как кенгирские узники и раньше организовывали забастовки в меньших масштабах и становились все более беспокойными. Власти лагеря надеялись, что эти воры, как и в прошлом, помогут обратить эту тенденцию вспять. [5]
Информеры
[ редактировать ]Хотя трудовые лагеря ГУЛАГа были созданы в начале 1920-х годов, только в начале 1950-х годов политики и «воры» окончательно разделились на разные лагерные системы. В отсутствие воров политики начали объединяться способами, беспрецедентными в лагерях ГУЛАГа. Заключенные организовались в национальные, религиозные и этнические группы ( украинцы , казахи , чеченцы , армяне , латыши , эстонцы , литовцы , мусульмане , христиане и т. д.) и начали убивать лагерных информаторов или заключенных, которые иным образом вступали в сговор с лагерной администрацией. Информаторы держали свою личность в секрете и доносили на сокамерников, заставляя их не доверять друг другу, но национальные и этнические группы убили так много из них, что оставшиеся неопознанные информаторы сбежали к администрации лагеря за защитой. [6] [ нужна страница ]
Вооружение и организация
[ редактировать ]Из этих вышеупомянутых этнических блоков наиболее важными были украинцы, многие из которых были ссыльными членами Организации украинских националистов (по некоторым оценкам составлявшими более половины населения лагерей), и они быстро завоевали командную роль среди заключенные. Члены этого «Украинского центра», как его часто называли, были главными сторонниками убийств информаторов, а впоследствии сыграли важную роль в борьбе с вновь прибывшими ворами. [7]
Наряду с этим эффективным устранением доносчиков, заключенные начали изготавливать заточки , которые ранее были исключительной собственностью воров. Кроме того, в предыдущие месяцы произошло множество инцидентов (обычно включая бессмысленное убийство какого-либо любимого заключенного охранниками), которые усилили недовольство и оправдали крайние действия со стороны заключенных. [7] Протесты и коллективные отказы от работы учащались, а заключенные учились планировать и поддерживать крупномасштабные беспорядки, главным образом, путем создания систем связи между лагерными подразделениями и установления командной иерархии .
В эту изменившуюся ситуацию были втянуты воры, и, к удивлению лагерных властей, они объединили усилия с политиками, тайно встретившись в первую ночь с Украинским Центром и заключив пакт. [8] Это было связано как с тем, что они осознали свои шансы против почти 5200 хорошо вооруженных и сплоченных политзаключенных, так и с тем, что воры по всему ГУЛАГу узнали о кампании политиков против информаторов и начали уважать их за это. [5]
Лагерный комплекс
[ редактировать ]Весь Кенгирский лагерный комплекс образовывал большой прямоугольник, разделенный по ширине на четыре отдельные зоны: женский лагерь, «служебный двор», где располагались все мастерские и складские помещения, и два мужских лагеря, каждый со своей тюрьмой для заключенных. наказание заключенных или сокрытие информаторов. Женский лагерь был заблокирован как для доступа, так и для видимости мужского лагеря.
Захват лагеря
[ редактировать ]Формирующий этап восстания начался вечером 16 мая 1954 года, в воскресенье и, следовательно, в день отдыха для всех заключенных. Воры умудрились проникнуть во служебный двор, где хранились продукты, а оттуда ворваться в женский лагерь, что было легче сделать с этого места. Сначала они это сделали, но вскоре их прогнала охрана. Однако с наступлением темноты воры перегруппировались, расстреляли из рогаток все огни в пределах досягаемости и прорвали барьер между мужским лагерем и служебным двором с помощью импровизированного тарана . [9] Именно в это время началось собственно Кенгирское восстание, когда охранники начали стрелять в воров, убив 13 и ранив 43. [7]
Остальные воры отступили, и наступил непростой мир. Однако ночью воры, к которым теперь присоединились политики, начали разбивать их койки и камеры, пытаясь пополнить свой тайник заточками и вооружить тех, кто не имел оружия, в то время как лагерные власти разместили пулеметчиков у дыры в стене. После напряженного противостояния власти лагеря неожиданно приказали вывести всю охрану с территории.
На самом деле это был тактический ответ властей. На следующий день они притворились, что соглашаются с требованиями заключенных, и, пока заключенные мирно пошли работать за пределы лагеря, охранники занялись ремонтом разрушенной стены. Тем не менее, возможно, это была ошибка с их стороны, поскольку она выявила недобросовестность охранников и лишила заключенных всякой оставшейся веры в их слово. Но что еще более важно, заключенные в течение целого дня имели полную свободу (в пределах лагерной территории), свободно смешиваясь с женщинами-заключенными, питаясь досыта и братаясь, как им заблагорассудится, и это поставило их в тупик. стремление к свободе, которое не так-то легко утолить. [10]
В это время власти лагеря выпустили первую пропаганду о восстании (они в полном костюме заключённых воспроизвели предполагаемое изнасилование женщин-заключённых и сфотографировались, опубликовав фотографии и заявив, что восстание на самом деле было маскировка разврата и гедонизма). [10]
Когда заключенным стало известно об этих уловках, они вновь заявили о себе, отправив охранников снова бежать из лагеря. Затем они приступили к повторному разрушению только что отремонтированной стены и освобождению заключенных из одиночных камер лагеря. Лагерь был захвачен и останется под контролем заключенных в течение следующих 40 дней. [ нужна ссылка ]
Лагерное общество после восстания
[ редактировать ]Культура
[ редактировать ]Имея в своем распоряжении весь лагерь и испытывая чувство товарищества и доброжелательности, заключенные начали наслаждаться некоторыми радостями нормальной жизни, в которых им было отказано. Как рассказывал Солженицын и другие, мужчины и женщины из разных лагерных подразделений, которые годами тайно романтически общались, но никогда не виделись, наконец встретились. [11] Заключенные священники председательствовали на ряде импровизированных свадеб. Заключенные забрали из кладовой то, что осталось от их гражданской одежды (охранники регулярно воровали и продавали вещи заключенных), и вскоре заключенных можно было увидеть одетыми в шубы и разнообразную яркую одежду в дополнение к запрещенной религиозной одежде. Бизнес также возобновился, насколько это было возможно: один русский аристократ открыл « кафе », где подают эрзац -кофе, который оказался весьма популярным среди заключенных. [12]
Вскоре начался ряд организованных развлекательных мероприятий. Из-за большого количества политических заключенных в ГУЛАГе почти в каждом лагере был набор инженеров, ученых, интеллектуалов и художников, которые читали лекции другим заключенным. поэтические вечера и даже наспех подготовленные спектакли Были представлены . Гимны , сочиненные украинцами, исполнялись массово. [12]
В частности, один гимн с его одновременно скорбной и праздничной темой и требованием свободы является хорошим примером преобладающих тем в произведениях, созданных во время восстания:
Мы не будем, мы не будем рабами
Мы не будем, мы не будем нести ярмо . больше [13]
Помимо возобновления присутствия религиозных регалий, новую жизнь получили и религиозные обряды. Примечательно, что одна из религиозных сект собралась у первоначальной дыры, проломленной в разделительной стене, в первую ночь восстания, утверждая, что их пророк предсказал ее разрушение и последующую свободу. Они, по словам бывших узников, потом несколько дней сидели на матрасах у норы, молясь и ожидая, когда их заберут на небеса. [12]
Правительство
[ редактировать ]Вскоре после захвата лагеря заключенные собрались в столовой и решили выбрать командира, и был выбран бывший Красной Армии подполковник Кузнецов Капитон . Основная причина этого выбора заключалась в том, что Украинский Центр настаивал на том, чтобы русское командование восстанием и, более того, на том, чтобы все правительство было как можно более многонациональным и многонациональным. Это было сделано главным образом для того, чтобы избежать видимости антироссийского характера восстания, но также и как попытка создать гармоничное лагерное общество и правительство. [14]
Первоначально Кузнецову и его администрации было поручено вести переговоры с лагерными властями от имени заключенных, но поскольку контроль заключенных над лагерем длился сверх ожиданий, а требования к закону, порядку и эффективности возросли, юрисдикция этого правительства возросла. . Поэтому быстро были созданы различные отделы; Агитпроп , Службы и техническое обслуживание, Продовольствие, Внутренняя безопасность, Оборона и Технический отдел. Среди них были [15]
Пропаганда
[ редактировать ]Первое расширение власти правительства стало естественным продолжением его роли представителя заключенных: пропагандой. Тему тщательно определил Кузнецов и взял на себя его заместитель Юрий Кнопмус. Эта тема существенно подорвала главный аргумент, который лагерные власти использовали для прекращения восстания, а именно, что восстание носило антисоветский характер. Вместо этого Кнопмус планировал представить охранников сторонниками недавно свергнутого Лаврентия Берии , а мятеж - патриотической акцией против них. Вскоре были подняты плакаты с такими лозунгами, как «Да здравствует советская конституция !» и «Долой бериевцев убивать!» [16]
По мере сохранения нового положения дел деятельность отдела пропаганды росла. Поначалу все они занимали в основном оборонительную позицию — буквально просто отвечая на обвинения, брошенные в их адрес через забор. Охранники транслировали по лагерю пропаганду по громкоговорителю, призывая сдаться и осуждая потерю дней ценного труда заключенных и предполагаемый пагубный эффект, который это оказало на советскую экономику . В ответ заключенные, используя модифицированный громкоговоритель, транслировали в ответ целый ряд пародийных радиопрограмм, дополненных комедийными программами и сценками, написанными отделом агитации и пропаганды и объявленными харизматичной женщиной-заключенной. [17] Одна из стенографисток охраны записала некоторые передачи, и эти записи попали в советские архивы. Отрывок из одной передачи:
Товарищи солдаты! Мы вас не боимся и просим не заходить в нашу зону. Не стреляйте в нас, не поддавайтесь воле бериевцев! Мы не боимся их, как не боимся смерти. Мы лучше умрем от голода в этом лагере, чем сдадимся бериевской банде! Не пачкайте свои руки той же грязной кровью, которую имеют на руках ваши офицеры! [18]
Позже, с помощью Технического отдела, их планы становились все более амбициозными. Заключенные, осознавая шаткость своего положения, пытались оповестить о своем восстании и требованиях деревню, прилегающую к лагерю, надеясь побудить ее жителей оказать им помощь. Для этого они сначала использовали специально оснащенные воздушные шары с написанными на них лозунгами, которые были сбиты, а затем и воздушные змеи, изготовленные чеченцами , которые оказались специалистами по воздушным змеям. Какое-то время воздушные змеи пользовались успехом. При попутном ветре они сбрасывали пачки листовок в поселения внизу, но вскоре власти запустили воздушных змеев, чтобы запутать стропы воздушных змеев заключенных. [19] В конце концов заключенные прикрепили листовки к почтовым голубям, выпустив в воздух десятки листовок. [20]
Оборона
[ редактировать ]Наряду с пропагандой, оборона вышла на первый план в списке приоритетов нового правительства. Прежде чем ссыльные лагерные власти отключили в лагере электричество, кузнецы и машинисты ( токари ) в лагере изготавливали в мастерских двора всевозможное оружие - длинные пики из тюремных решеток, сабли, посохи и дубинки. в том числе [21] Помимо этого, заключенные растирали стекло в пыль и расставляли ведра с этой пылью по всему лагерю, надеясь ослепить ею встречные войска. [22] Баррикады были установлены в важных местах, и ответственность за их укомплектование была разделена между лагерными казармами (переименованными министерством обороны в «отряды») с установленными сменами и процедурами.
Технический отдел также внес свой вклад в эти усилия, а именно, создав самодельные взрывные устройства и зажигательные бомбы , которые, по словам Солженицына, использовались во время фактического вторжения в июне, причем последнее разрушило сторожевую башню. [23]
Технический отдел
[ редактировать ]Помимо вышеперечисленных нововведений, Технический отдел занимался множеством других задач. Когда власти лагеря для ссыльных отключили электроснабжение лагеря, электрики среди заключенных откачивали электричество из проводов, проходящих над головой сразу за забором по периметру. Это тоже было прекращено властями через несколько дней, и после этого заключенные использовали модифицированный двигатель в качестве генератора и даже импровизировали работающий кран « гидроэлектростанцию » для подачи электроэнергии в правительственный штаб и медицинские бараки. [24]
Переговоры
[ редактировать ]Переговоры между властями и повстанцами начались почти сразу же, как это было принято при волнениях среди заключенных, но с самого начала были сопряжены с трудностями. Лагерное начальство снова немедленно удовлетворило практически все требования заключенных, но на этот раз, поскольку прошлый обман еще свеж в их памяти, заключенные не приняли это решение как достаточное и потребовали письменного согласия. Проект был составлен властями и распространен по лагерю. Затем переговоры были приостановлены до прибытия на место высокопоставленных офицеров. Солженицын пояснил:
Персонажи в золотых погонах в различных сочетаниях продолжали приходить в лагерь, спорить и уговаривать. Их всех пустили внутрь, но им пришлось взять белые флаги […] и пройти личный досмотр. Они показали генералам окрестности, […] позволили им поговорить с заключенными и созвали большие собрания в лагерных отделениях в их пользу. Сверкая погонами, начальство по-старому заняло места в президиуме , как ни в чем не бывало. [25]
К этим и другим генералам был предъявлен один и тот же набор требований: наказание солдат, ответственных за убийства различных пленных и избиение женщин-заключенных; вернуть заключенных, переведенных в другие лагеря в качестве наказания за участие в забастовке; что заключенным больше не придется носить унижающие достоинство нашивки с номерами или запираться на ночь в общежитиях; не перестраивать стены, разделяющие лагерные отделения (а именно между мужскими и женскими лагерями); восьмичасовой рабочий день установить ; отменить ограничения на количество писем, которые они могут отправлять и получать; удалить из Кенгира некоторых ненавистных лагерных охранников и чиновников; и, что самое главное, их дела будут пересмотрены. [26]
Ни одно из этих требований не было неконституционным. Все требования заключенного были учтены в первоначальном постановлении; заключенные просили обеспечить соблюдение их прав. [26]
Генералы, среди которых теперь был Сергей Егоров заместитель начальника МВД и командир дивизии ГУЛАГа Иван Долгих , снова согласились с требованиями заключенных, но, так и не сопоставив письменный договор со своими словами, были снова отвергнуто заключенными. [26]
Затем дискуссии переросли в угрозы и контругрозы. Заключенные из-за отсутствия доверия к своим нынешним партнерам по переговорам потребовали члена ЦК прислать , но в этом им было отказано.
Сеять раздор
[ редактировать ]Перед рейдом власти лагеря предпринимали попытки вызвать насилие внутри лагеря, как для того, чтобы заключенные нападали друг на друга и облегчили работу вторгающимся войскам, так и для того, чтобы обеспечить мнимое оправдание вооруженного вмешательства, которое было прийти. Высокопоставленным заключенным были адресованы прямые требования «спровоцировать расовую резню» в обмен на снисхождение. Опираясь на существовавшую тогда паранойю и недоверие к евреям в России, власти попытались также распустить в лагере слухи о погрома . неизбежности [27]
Хотя эти усилия в основном провалились, другая цель властей — выманить ортодоксальных коммунистов и советских лоялистов — увенчалась успехом, и некоторые из них покинули лагерь за несколько дней до рейда. [28] включая высокопоставленного члена правительства заключенного, который позже через громкоговорители охранников будет призывать сдаться. [14] Тем не менее, этот отток был быстро остановлен службами внутренней безопасности, которые захватили тех, кто положительно отзывался о властям или о капитуляции, и заперли их в лагерной тюрьме. [ нужна ссылка ]
Подавление
[ редактировать ]Прелюдия
[ редактировать ]За несколько дней до рейда были совершены небольшие вторжения. Сначала это делалось для проверки подготовленности и обороноспособности пленных — звучала тревога, и пленные быстро занимали боевые позиции, — но позже это делалось и ради фотографирования. Эти кадры позже стали важны для властей в их усилиях по выявлению и наказанию всех тех, кто принимал непосредственное участие в восстании, а также для обеспечения их оправдания рейда. [29]
В это время падал и моральный дух заключенных. Многие почувствовали тщетность собственной борьбы, и такое отношение оказалось заразительным. Лидер пленных Кузнецов даже выдал свою настороженность в речи, пересказанной Солженицыным:
«Товарищи, — уверенно сказал величественный Кузнецов, как будто знал много тайн, и все в пользу пленных, — у нас есть оборонительная огневая мощь , и противник понесет пятьдесят процентов наших собственных потерь!» […] «Даже наше разрушение не будет напрасным». [30]
Что еще хуже для заключенных, за день до рейда по громкоговорителям охранников было объявлено, что их требование о встрече с членом ЦК должно быть удовлетворено. Это привело к уменьшению охраны заключенных и созданию менее враждебного мнения о лагерном начальстве. Кроме того, Солженицын вспоминает, что за несколько дней до рейда заключенные слышали, по их мнению, звуки тракторов, бегущих вдалеке, вне поля зрения. Оказалось, что шум тракторов использовался, чтобы скрыть звуки танков, которые заключенные не ожидали использовать против них, когда они выдвигались на позиции. [ нужна ссылка ]
Рейд
[ редактировать ]
26 июня в 3:30 утра в небо были запущены ракеты и начался рейд. Снайперы быстро расстреляли часовых на крышах, прежде чем они успели подать сигнал тревоги, и танки выкатились через ограждение по периметру. Пять танков, 90 собак и 1700 военнослужащих в боевой экипировке штурмовали лагерный комплекс. [20]
Последовала паника и хаос. В то время как некоторые «отряды», несмотря на большие потери, энергично сопротивлялись и бросали в танки самодельные серные бомбы, другие заключенные прятались или покончили жизнь самоубийством. [23] Танки Т-34 поочередно наезжали на заключенных или разрушали стены бараков, где прятались заключенные, и использовали холостые патроны, чтобы вселить в заключенных ужас и замешательство. Сотни советских солдат использовали боевые патроны, многие пленные были убиты. Некоторые танки везли на колючей проволокой , обтянутых эстакадах , и их немедленно поставили, чтобы быстро разделить лагерь и ограничить свободу передвижения заключенных. Командиры восстания подверглись целенаправленному нападению со стороны определенных отрядов солдат и были взяты под стражу живыми; многие из них позже были осуждены и казнены. После девяноста минут насилия оставшимся живым заключенным, большинство из которых скрывались, было приказано выйти под обещание, что их не будут расстреливать. [ нужна ссылка ]
Последствия
[ редактировать ]По словам ряда выживших в лагере, от пяти до семисот заключенных были убиты или ранены в ходе восстания, а еще шесть высокопоставленных заключенных позже были казнены, в том числе Кнопмус. Однако в записях, найденных в советских архивах, утверждается, что всего 37 человек были убиты, не считая тех, кто позже умер от ран или был казнен, а 106 пленных и 40 солдат были ранены. [31] Однако Кузнецову заменили смертный приговор на 25 лет, и он был освобожден и полностью реабилитирован после 5 лет заключения. Существует множество теорий относительно того, почему, но большинство связывают это с подробным 43-страничным признанием, которое он написал, в котором он разоблачил множество других заключенных. Это признание также оказалось бесценным источником для многих исследований Кенгирского восстания, хотя некоторые сомневаются в его правдивости. [32]
В соответствии с основной темой их рассказа, говорят, что администрация лагеря подбрасывала оружие на трупы тех, у кого оно еще не было, ради фотографов, которых специально для этого привлекли. [33] На следующий день после рейда почти тысяча заключенных были отправлены в разные лагеря, а оставшиеся заключенные были заняты задачей еще раз восстановить разрушенную стену и снова запечатать себя в тюрьме. [ нужна ссылка ]
Значение
[ редактировать ]Среди забастовок и восстаний, происходивших в ГУЛАГе по всей территории СССР в этот период, восстание в Кенгире было, пожалуй, самым значительным. Хотя смерть Сталина, арест Лаврентия Берии и возвышение Никиты Хрущева несли большие надежды для заключенных, которые давно ожидали, что за этими событиями последуют всеобщие амнистии и реабилитация , нельзя недооценивать роль Кенгирского восстания в ускорении этого процесса. Восстание также продемонстрировало властям, что сталинизм не является устойчивым политическим вариантом и что массовая несправедливость, подобная той, что происходит в ГУЛАГе, будет иметь значительные последствия. В смене, которая не предвещала ничего хорошего для советского режима, многие заключенные приняли участие, прекрасно понимая, что делают это ценой своей жизни, а заключенные в других лагерях, а именно в соседнем лагере Рудник, присоединились к Кенгиру. заключенные в знак солидарности начали свои кратковременные забастовки. [ нужна ссылка ]
Многие не упустили из виду значение временной свободы, которой пользовались эти заключенные. В рецензии на книгу Солженицына в 1978 году Хилтон Крамер из «Нью-Йорк Таймс» заявила, что восстание «вернуло заключенным некоторую степень гуманной цивилизации, прежде чем государство смогло снова утвердить свою непримиримую власть». [34] На встрече узников Кенгира в 2004 году один из выживших в лагере отметил, что, несмотря на жестокость и человеческие жертвы, сопровождавшие подавление восстания, 40 дней породили у узников «великое чувство освобождения души», а еще один узник вспоминал, что «я ни до того, ни после не ощущал такого чувства свободы, как тогда» – оба чувства высказал Солженицын. [12] [35] Действительно, позже Солженицын посвятил написанный им сценарий храбрости кенгирских повстанцев под названием правду « Танки знают ». [а]
Самое примечательное, как отметил историк из Университета Джорджа Мейсона Стивен А. Барнс в выпуске журнала «Славянское обозрение» за 2005 год , кампания заключенных проводилась с определенным прагматизмом, а их пропаганда - с таким искусством, которое было почти беспрецедентным. [36] Как отмечалось, вместо того, чтобы открыто заявить о своей враждебности к советской власти и дать властям повод для вторжения, они якобы выражали одобрение государству, одновременно кротко прося восстановить права и привилегии, предоставленные им советской конституцией. . Это сообщение само по себе было распространено не только среди лагерных властей и всех сотрудников МВД , которые посещали лагерь для переговоров, но, что особенно важно, среди гражданского населения, окружавшего лагерь. Прежде чем властям пришла в голову идея использовать своих собственных конкурирующих воздушных змеев, чтобы запутывать и сбивать воздушные змеи заключенного, они держали большую свиту охранников и надзирателей на лошадях и мотоциклах, ожидая, пока листовки будут сброшены с воздушных змеев, чтобы что они могли буквально выследить и вернуть их, прежде чем их смогут прочитать представители общественности. [19] Такт, сплоченность и изобретательность, проявленные в ходе восстания, беспокоили власти. [ нужна ссылка ]
Тем не менее, любой потенциальный эффект, который могло иметь восстание, был ограничен характером советского режима, который быстро применил массированную силу. В том же обзоре Times Крамер сделал важное предостережение по поводу своего предыдущего утверждения:
…Солженицын не питает иллюзий относительно возможностей сопротивления… он прекрасно знает, как мало они могли бы добиться без поддержки общественного мнения – с чем Советское государство вело постоянную войну. «Без этого, - пишет он, - мы можем протестовать и поститься сколько угодно, а они будут смеяться нам в лицо!» И все же протесты продолжались – и продолжаются до сих пор – потому что этого требовало человеческое достоинство. [34]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ В конце 80-х поползли слухи, что кинорежиссер-эмигрант Анджей Вайда снимет фильм по указанному сценарию. Сообщается, что он был заинтересован, но опасался, что это наживет врагов в тогдашнем коммунистическом правительстве Польши .
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б "Документы о восстании заключенных Степного лагеря МВД в мае-июне 1954 г." [Documents about the uprising of prisoners of the Steppe camp of the Ministry of Internal Affairs in May–June 1954]. A. N. Yakovlev Foundation (in Russian) . Retrieved 19 April 2024 .
- ^ Solzhenitsyn 1976 , p. 289.
- ^ Эпплбаум 2003 , с. 495.
- ^ Формозов, Николай (2004). «Кенгир: 40 дней и 50 лет» . Газета «Мемориал» «30 октября» 2004. №44 с. 4. (На русском языке); Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. 9414. Оп. 1. Д. 229. С. 21, 173, 270); СА РФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 285. С. 309 .
- ^ Jump up to: а б Solzhenitsyn 1976 , p. 290.
- ^ Солженицын 1976 .
- ^ Jump up to: а б с Эпплбаум 2003 , с. 496.
- ^ Эпплбаум 2003 , с. 497.
- ^ Solzhenitsyn 1976 , p. 293.
- ^ Jump up to: а б Solzhenitsyn 1976 , p. 296.
- ^ Solzhenitsyn 1976 , p. 297.
- ^ Jump up to: а б с д Эпплбаум 2003 , с. 501.
- ^ Эпплбаум 2003 , с. 502.
- ^ Jump up to: а б Эпплбаум 2003 , с. 498.
- ^ Solzhenitsyn 1976 , p. 304.
- ^ Solzhenitsyn 1976 , p. 303.
- ^ Solzhenitsyn 1976 , p. 317.
- ^ Эпплбаум 2003 , с. 500.
- ^ Jump up to: а б Solzhenitsyn 1976 , p. 319.
- ^ Jump up to: а б Эпплбаум 2003 , с. 503.
- ^ Эпплбаум 2003 , с. 490.
- ^ Solzhenitsyn 1976 , p. 305.
- ^ Jump up to: а б Solzhenitsyn 1976 , p. 327.
- ^ Solzhenitsyn 1976 , p. 308.
- ^ Solzhenitsyn 1976 , p. 309.
- ^ Jump up to: а б с Solzhenitsyn 1976 , p. 311.
- ^ Solzhenitsyn 1976 , p. 314.
- ^ Solzhenitsyn 1976 , p. 315.
- ^ Solzhenitsyn 1976 , pp. 320–321.
- ^ Solzhenitsyn 1976 , p. 325.
- ^ Дэвис, RW (1997). Советская история в эпоху Ельцина . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 0-333-65593-1 .
- ^ Адлер., Нанси Д. (2001). Выживший в ГУЛАГе: за пределами советской системы . Нью-Йорк: Транзакционный паб. п. 87. ИСБН 0-7658-0071-3 .
- ^ Solzhenitsyn 1976 , p. 328.
- ^ Jump up to: а б Крамер, Хилтон (18 июня 1978 г.). «Архипелаг ГУЛАГ» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 19 апреля 2024 г.
- ^ Фенивеси, Чарльз (21 мая 2004 г.). «Выжившие в ГУЛАГе призывают вспомнить» . Монитор фанатизма . Архивировано из оригинала 14 июня 2006 года . Проверено 16 августа 2006 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ А. Барнс, Стивен (2005). « Восстание в постсталинском ГУЛАГе, как подобает советским гражданам» . Славянское обозрение . 64 (4): 823–850. дои : 10.2307/3649916 . JSTOR 3649916 .
Библиография
[ редактировать ]- Солженицын, Александр (1976). Архипелаг ГУЛАГ . Харпер и Роу. ISBN 0-06-080396-7 .
- Эпплбаум, Энн (2003). ГУЛАГ: История . Нью-Йорк: Якорь. ISBN 1-4000-3409-4 .
- Адлер, Нанси Д. (2001). Выживший в ГУЛАГе: за пределами советской системы . Нью-Йорк: Транзакционный паб. ISBN 0-7658-0071-3 .
- Дэвис, RW (1997). Советская история в эпоху Ельцина . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 0-333-65593-1 .
- Д.И. Зубарев, В.И. Кузовкин. «Хронология восстания в Степлаге» . Мемориал . Проверено 13 июня 2006 г.
- Барнс, Стивен А. (2011). Смерть и искупление: ГУЛАГ и формирование советского общества . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-15112-0 .