Адриан ван Сталбемт

Адриан или Адриан ван Сталбемт или Адриан ван Сталбемт (12 июня 1580 – 21 сентября 1662) был фламандским художником и гравером, известным своими пейзажами с религиозными, мифологическими и аллегорическими сценами. [ 1 ] Он также был одаренным художником-фигуристом, которого регулярно приглашали рисовать стаффажи по композициям коллег-художников. [ 2 ]
Жизнь
[ редактировать ]Фламандский биограф Корнелис де Би заявил в своей книге биографий художников «Кабинет Гет Гульдена» , опубликованной в 1661 году, что Адриан ван Сталбемт родился 12 июня 1580 года. Никаких записей о крещении художника в церквях Антверпена не существует, поскольку его семья была протестантской. После падения Антверпена в 1585 году его семья по религиозным причинам переехала в Мидделбург , где он, вероятно, получил художественное образование. [ 2 ]

Он вернулся в Антверпен после 1609 года, вероятно, после вступления в силу Двенадцатилетнего перемирия , которое ознаменовало прекращение военных действий между Габсбургскими правителями Южных Нидерландов и Голландской республикой. [ 3 ] В 1610 году он был принят в качестве мастера Антверпенской гильдии Святого Луки . В 1616 году его учеником был записан Ганс Месмакерс. В 1617 году он был избран деканом Гильдии. он смог добиться восстановления некоторых привилегий риторической палаты Виолирен В этой роли , которая была связана с Гильдией. Он зарекомендовал себя как художник-пейзажист, но также был способным художником по кадрам и анималистам. Он работал по заказам арт-дилера Питера Гёткинта II, для которого делал кабинетные росписи, то есть небольшие картины на меди, встроенные в шкафы. Он также создавал картины для арт-дилера из Антверпена Хризостомоса ван Иммерзеля. [ 2 ]

5 мая 1613 года ван Сталбемт женился на Барбаре Вердельфт, дочери торговца произведениями искусства Яна Вердельфта. Дочь, родившаяся у пары, умерла молодой, и пара осталась бездетной. После свадьбы карьера артиста пошла на взлет, и семья смогла приобрести дом в фешенебельном центре города на улице Меир. [ 2 ]
В 1633 году художник около десяти месяцев работал в Лондоне. Корнелис де Би сообщил, что король Англии Карл I пригласил художника в Англию. Во время своего пребывания он написал два пейзажных вида Гринвича с королем Карлом I и королевой Генриеттой Марией (все еще находятся в Королевской коллекции). [ 2 ]
После свадьбы художник снова принял католицизм, но незадолго до смерти вернулся в протестантскую веру. Он умер 21 сентября 1662 года и был похоронен в неосвященном захоронении в Путте. [ 2 ]
Работа
[ редактировать ]Общий
[ редактировать ]
Ван Сталбемт был разносторонним художником, работавшим как живописцем, так и гравёром. В основном он был известен своими пейзажами, которые обычно включали религиозные, мифологические и аллегорические сцены. Датировано лишь небольшое количество его работ, что затрудняет установление хронологии. [ 1 ] Одним из справочных произведений для атрибуции является « Праздник богов» в Gemäldegalerie Alte Meister в Дрездене, который подписан и датирован 1622 годом. [ 4 ]

Его стиль был описан как эклектичный, поскольку он показывает влияние различных художников, таких как Ян Брейгель Старший , Ян Брейгель Младший , Хендрик ван Бален , Поль Бриль и Адам Эльсхаймер . [ 5 ] На его пейзажи также повлияло творчество Гиллиса ван Конинкслоо . [ 6 ]
Работа, демонстрирующая влияние Яна Брейгеля Старшего, — «Пейзаж с баснями» ( Королевский музей изящных искусств Антверпена ). [ 1 ] Это отражено в тщательной технике кисти ван Сталбемта и миниатюрной обработке деталей. [ 4 ] Наряду с Авраамом Говертсом , ван Штальбемт считается одним из лучших последователей и подражателей Яна Брейгеля Старшего. Различные характеристики помогают отличить его работы от работ Брейгеля: для передачи листвы и цвета домов он использовал светло-желтый, а не розовый, как это делал Ян Брейгель Старший. [ 7 ]
Другие работы более тусклые по цвету и не демонстрируют такой тщательной техники кисти. Композиция «Давид, убивающий Голиафа» (1618, Музей Прадо , Мадрид) — совместная работа с Питером Брейгелем Младшим , фигуры в которой были работой ван Штальбемта. Одна группа работ, ранее приписывавшаяся Адаму Эльсхаймеру, была повторно приписана ван Штальбему. Считается, что влияние Эльсхаймера, особенно заметное в композиции, передалось через Давида Тенирса Старшего , который какое-то время работал в студии Эльсхаймера. [ 5 ] Более поздние работы Ван Сталбемта демонстрируют сходство с работами Хендрика ван Балена. [ 1 ]

Ван Сталбемт также работал гравером. Серия пейзажных гравюр его руки представляет собой прибрежный морской вид с кораблями, водяной и ветряной мельницами, руинами и замком на горе. [ 8 ]
Галерея картин
[ редактировать ]Картины галереи изображают большие комнаты, в которых в элегантной обстановке выставлено множество картин и других драгоценных предметов. Самые ранние работы этого жанра изображали предметы искусства вместе с другими предметами, такими как научные инструменты или своеобразные природные образцы. Франс Франкен Младший и Ян Брейгель Старший положили начало этому жанру, создав художественные картины и коллекции редкостей в 1620-х годах. [ 9 ] Некоторые картины галереи включают портреты владельцев или коллекционеров предметов искусства или художников за работой. Жанр сразу стал довольно популярным, и за ним последовали другие художники, такие как Ян Брейгель Младший, Корнелис де Бельёр , Ганс Йорданс , Давид Тенирс Младший , Гиллис ван Тилборх и Иероним Янссенс . [ 10 ]

Ряд галерейных картин традиционно приписывают ван Сталбемту. Сюда входит композиция «Науки и искусства» и уменьшенная копия нижнего правого угла этой композиции под названием «Географ и натуралист» (обе находятся в Прадо ). Кабинет коллекционера , похожий на картины в Прадо, был продан на аукционе Sotheby's 9 июля 2014 года как лот 57. Сейчас большинство историков искусства, похоже, согласны с тем, что эти работы следует отнести к Иерониму Франкену II, поскольку фигуры ван Штальбемта отличаются от фигур. в этих галереях картин. Сейчас считается, что персонал всех интерьеров галереи, скорее всего, был работой пока еще неизвестных художников-фигуристов. Другие картины галереи, которые раньше приписывались ван Штальбему, были повторно приписаны Иерониму Франкену II. Несмотря на это, некоторые искусствоведы до сих пор считают, что ван Штальбемт также активно работал в этом жанре. Например, некоторые искусствоведы до сих пор видят руку ван Штальбемта на одной из самых известных галерейных картин – Эрцгерцоги Альберт и Изабелла посещают кабинет коллекционера (коллекция Художественного музея Уолтерса в Балтиморе , штат Мэриленд ). [ 11 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Ганс Девишер. «Штальбемт, Адриан ван». Гроув Арт Онлайн. Оксфорд АртОнлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб. 11 июня 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Франс Йозеф Петер Ван ден Бранден, История антверпенской школы живописи , Антверпен, 1883, стр. 626–631 (на голландском языке)
- ^ Адриан ван Сталбемт из Нидерландского института истории искусств (на голландском языке)
- ^ Перейти обратно: а б Адриан ван Сталбемт, Лесной пейзаж с аллегорией четырех стихий на аукционе Christie's
- ^ Перейти обратно: а б К. Эндрюс, «Группа псевдо-Эльсхаймера: Адриан ван Сталбемт как художник-фигурист», в журнале Burlington Magazine , CXV, 1973, стр. 301–6.
- ^ Адриан ван Сталбемт, Лесной пейзаж с фермерами в Лемптерце (на немецком языке)
- ↑ Адриан ван Сталбемт, Лето. Архивировано 28 сентября 2016 г. в Wayback Machine в галерее De Jonckheere.
- ^ Гравюры Штальбемта в Рейксмузеуме.
- ^ Сьюзан Мерриам, Картины фламандских гирлянд семнадцатого века. Натюрморт, видение и религиозный образ , Ashgate Publishing, Ltd., 2012 г.
- ^ Александр Марр, «Жанр фламандских «картинок коллекций»: обзор», Intellectual History Review, 20: 1, (2010), стр. 5–25.
- ^ Иероним Франкен (II), Кабинет коллекционера на Sotheby's
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Адрианом ван Сталбемтом, на Викискладе?