Песни далекой Земли
![]() Обложка первого британского издания | |
Автор | Артур Кларк |
---|---|
Художник обложки | Майкл Уилан |
Язык | Английский |
Жанр | научная фантастика |
Издатель | Графтон Букс (Великобритания) Книги Дель Рей (США) |
Дата публикации | 1986 |
Место публикации | Великобритания |
Тип носителя | Печать ( в твердом переплете и в мягкой обложке ) |
Страницы | 256 |
ISBN | 0-345-33219-9 |
ОКЛК | 12807679 |
823/.914 19 | |
Класс ЛК | PR6005.L36 S66 1986 г. |

«Песни далекой Земли» — научно-фантастический роман британского писателя Артура Кларка 1986 года , основанный на его одноименном рассказе 1958 года. Из всех своих романов Кларк заявил, что этот — его любимый. [ 1 ] Перед публикацией романа Кларк также написал краткий план действий с тем же названием, опубликованный в Omni журнале и включенный в антологию в The Sentinel в 1983 году.
История разворачивается в 39 веке и описывает путешествие космического корабля «Магеллан» , который несет большую группу колонистов в анабиозе на далекую планету после того, как Солнце Земли превратилось в новую звезду . По пути ему приходится остановиться для ремонта на планете Таласса, которая была колонизирована 700 лет назад, но колонисты потеряли связь с Землей за последние пару столетий. История углубляется в культурное и эмоциональное воздействие гибели далекой Земли на обе группы колонистов, а также в то, как люди из двух разных миров и обществ взаимодействуют друг с другом.
Роман исследует апокалиптические , атеистические и утопические идеи, а также последствия длительных межзвездных путешествий , высоких технологий и внеземной жизни . Дополнительные темы включают выживание человечества, адаптацию и проблемы начала нового пути в чужом мире.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Действие романа происходит в начале 3800-х годов и почти полностью происходит на далекой океанической планете Таласса . В Талассе относительно небольшая человеческая популяция, сейчас насчитывающая десятки тысяч человек, посланная туда в виде эмбриональных семенных коробочек . Это была одна из многих подобных миссий по колонизации, отправленных с Земли в попытке продолжить существование человечества за столетия до разрушения Земли.
История начинается со знакомства с талассанами — морским биологом Брантом, его партнершей Мириссой и ее братом Кумаром. Это типичные образцы талассанской культуры; тихий, стабильный и свободный от религии и сверхъестественного влияния. Их мирное существование меняется с прибытием « Магеллана» , межзвездного космического корабля с Земли, на котором находится почти миллион колонистов, помещенных в крионическую суспензию для 550-летнего путешествия к планете Саган-2, которую они стремятся колонизировать.
В серии описательных отрывков объясняются события, приведшие к гонке за спасение человечества. В 1960-х годах ученые обнаружили, что выбросы нейтрино от Солнца – результат ядерных реакций, питающих звезду – значительно уменьшились по сравнению с ожидаемыми уровнями . На секретном заседании Международного астрономического союза подтверждено, что Солнце станет новой звездой около 3600 года нашей эры.
На протяжении веков человечество разрабатывало передовые технологии для отправки кораблей-сеятелей, содержащих эмбрионы человека и других млекопитающих (а позже и просто сохраненные последовательности ДНК ), а также роботов-родителей на планеты, которые считаются обитаемыми. Один из таких кораблей отправляется на далекую океанскую планету Таласса и в 3109 году успешно основывает там небольшую человеческую колонию. Отправка живых людей, даже помещенных в криогенную спячку , в то время считалась неосуществимой из-за огромного количества топливо, которое должен был бы использовать космический корабль с ракетным двигателем, достаточно большой, чтобы перевозить тысячи людей - сначала для ускорения до скоростей, необходимых для преодоления таких больших расстояний за приемлемое время, а затем для замедления приближаясь к месту назначения. Однако это ограничение в конечном итоге преодолевается с развитием Квантового Двигателя менее чем за сто лет до того, как Солнце должно стать новой звездой. Этот научный прорыв обеспечивает более эффективный способ питания космических кораблей и позволяет построить флот межзвездных транспортных средств с экипажем, включая космический корабль. Магеллан . « Магеллан » покидает Землю за три года до взрыва Солнца, свидетелем которого является экипаж «Магеллана» .
За прошедшие годы колония на Талассе теряет связь с Землей из-за разрушения ее коммуникационных способностей извержением вулкана, произошедшим через 400 лет после ее основания. Гигантскую радиотарелку никогда не ремонтируют из-за укоренившейся среди талассанцев склонности откладывать дела на потом . Таким образом, талассанцы не знают о дальнейших событиях на Земле, включая межзвездные путешествия с экипажем. Земля предполагает, что колония была либо уничтожена, либо вернулась к варварству из-за потери контакта.
Почти через 250 лет после гибели Земли «Магеллан» прибывает на Талассу, приближаясь к середине своего 550-летнего путешествия к Сагану-2. Основная цель — пополнить гигантский ледяной щит корабля, который не позволил микрометеорам повредить его во время межзвездного путешествия. путешествие. Таласса — очевидный выбор для этой операции, поскольку 95% поверхности планеты покрыто водой. Однако вскоре становится очевидно, что человеческая колония там все еще существует и процветает. На борту « Магеллана» несколько членов экипажа будятся для выполнения миссии, в то время как большинство из 900 000 спящих пассажиров остаются в спячке. В состав команды входят Лорен Лоренсон, молодой инженер, и Мозес Калдор, выдающийся государственный деятель.
Прибытие гостей с Земли — грандиозное событие для добродушных талассанцев, которые никогда не ожидали увидеть или услышать что-либо от других людей. Для экипажа «Магеллана » стало приятным сюрпризом встретиться с туземцами и насладиться прелестями красивой и гостеприимной планеты. История любви и трагедии начинает развиваться, когда Лорен и Мирисса быстро влюбляются друг в друга, и эта ситуация демонстрирует разный уровень социальных нравов между двумя культурами. Талассцы кажутся свободными от моногамии и сексуального собственничества - ситуация, в которой быстро обнаруживается одинокая и обеспокоенная команда.
Из-за этого и других аспектов образа жизни талассанцев, а также продолжительности пребывания на планете для ремонта ледяного щита корабля, небольшой контингент экипажа Магеллана быстро разочаровывается в первоначальной цели своей миссии на Саган-2. , что привело к угрозе мятежа.
Более нежные и родительские отношения также складываются между Мириссой и Моисеем, человеком, глубоко затронутым разрушением Земли и потерей жены. Вскоре Моисей дает Мириссе представление о культуре и обычаях Земли, потерянных для талассанцев, включая концепции войны и религии, чуждые Мириссе и ее народу.
В ходе пребывания и благодаря строительству массивного завода по замораживанию огромных ледяных глыб для щита терранцы и талассанцы узнают о существовании потенциально разумных морских существ, живущих в глубинах талассанских океанов. «Скорпионы» похожи на морских скорпионов Земли, только намного крупнее. Вскоре становится очевидным, что скорпы несут ответственность за кражу металлов и проволоки из нескольких подводных проектов Талассана, включая инструмент для ловли рыбы, разрабатываемый Брантом. Интеллект этих существ подвергается сомнению большинством, но Моисей считает, что у них может быть потенциал для развития в будущий разумный вид.
Происходит несколько непредвиденных событий, которые разрушают мечту об идиллической жизни на Талассе, а также напоминают команде Магеллана , что они должны вскоре продолжить свою главную миссию и предоставить талассанцам их собственную судьбу.
История завершается атмосферой трагедии и надежды, поскольку отношения между Мириссой и Лорен заканчиваются; раскрывается преходящий характер и конечная тщетность их любви. Мирисса решает зачать ребенка от Лорен, но изменение графика миссии, вызванное угрозой мятежа со стороны команды, означает, что он никогда не увидит своего сына. Брант принимает ребенка как своего.
Недовольные члены команды Магеллана оставлены жить на Талассе, как они и просили, и это событие само по себе теперь может навсегда изменить талассанскую культуру. Тем временем остальная часть команды продолжает последний этап своего путешествия. Триста лет спустя, когда « Магеллан» наконец прибывает на Саган-2, Лорен просматривает многочисленные сообщения и видеозаписи, отправленные с Талассы, пока он находился в спячке. Он становится свидетелем жизни Мириссы и его ребенка, оба из которых давно бы умерли.
Научные аспекты
[ редактировать ]В романе исследуется один из возможных результатов проблемы солнечных нейтрино , которая не была решена, когда Кларк писал работу, но с тех пор была объяснена. достигающих Земли от Солнца, было недостаточно Казалось, нейтрино, , потому что ученые искали только одно конкретное состояние частицы нейтрино.
В разделе «Благодарности» книги Кларк объясняет, почему он выбрал энергию вакуума для движения космического корабля – предположительно научно жизнеспособную, но весьма футуристическую технологию.
В романе также присутствует космический лифт — концепция, которую Кларк использовал в предыдущих работах (наиболее заметно в романе 1979 года «Райские фонтаны »).
Во введении к роману Кларк заявляет, что он хотел, чтобы работа касалась реалистичного межзвездного путешествия без использования варп-двигателей или других фантастических технологий, работающих быстрее скорости света, которые обеспечивают почти мгновенное межзвездное путешествие, в ходе которого преодолеваются световые годы. в днях, часах или даже минутах (например, во франшизах «Звездные войны» и «Звездный путь» ), а не в годах, десятилетиях или столетиях. Хотя «квантовый двигатель» Кларка может звучать так, как будто он имеет такую природу, на самом деле он не превышает скорость света и не превышает ее, а межзвездные путешествия, описанные в книге, занимают столетия. Например, Магеллану требуется 247 лет, чтобы пройти 50 световых лет до Талассы.
Параметр
[ редактировать ]По сюжету известно 10 колоний Земли, большинство из которых потеряли связь с Землей. Несколько планет упоминаются по именам:
- Земля — это материнский мир для человечества, разрушенный более чем за 200 лет до этой истории из-за того, что Солнце превратилось в новую звезду . « Магеллан» был последним колониальным кораблем, ушедшим до того, как взорвался Солнце. Слово «Земля» жителям Талассы трудно произнести из-за ее утраты.
- Таласса — это мир, в котором происходит большая часть истории. В 50 световых годах от Земли это океанический мир с тремя вулканическими островами и собственной водной биотой. Планета была колонизирована кораблем-семянником в 3109 году. Главные герои живут на юге из трех обитаемых островов, и, судя по ограниченным физическим описаниям и их именам, они кажутся представителями смешанного этнического происхождения.
- Пасадена — планета, вращающаяся вокруг Альфы Центавра А , на расстоянии чуть более 4 световых лет от Земли. Хотя Земля потеряла контакт с находящейся там колонией, она, возможно, все еще процветает.
- Саган-2 — пункт назначения звездного корабля «Магеллан» , расположенный в 75 световых годах от Талассы. Магеллан наконец достигает Сагана-2 в 4135 году . Это нетронутая, но похожая на Марс ледяная планета. [ 2 ] больше Земли, с океаном примерно на сорок процентов и средней температурой двадцать пять градусов по Фаренгейту. В атмосфере содержание кислорода составляет семьдесят процентов от земного, и она была названа в честь научного деятеля Карла Сагана .
- Сириус X — колония Земли, упомянутая в истории.
Адаптации
[ редактировать ]Никаких экранизаций романа не было, хотя оригинальный рассказ 1958 года был адаптирован как радиоспектакль BBC в 1962 году, поставленный Чарльзом Парром и продюсером Джоном Гибсоном. В своей статье для The Observer Пол Феррис высказал мнение, что это «лучше, чем обычная космическая фантастика» и содержит «дрожащее сопоставление сложных технологий и простого страха». [ 3 ]
Межмедийные влияния
[ редактировать ]Мультиинструменталист и композитор Майк Олдфилд написал целый альбом на основе «Песни далекой Земли» и назвал его «Песни далекой Земли» , который был выпущен в 1994 году. Предисловие к альбому написал Кларк. Олдфилд включил в комплект CD-ROM мультимедийное интерактивное анимационное программное обеспечение для исследования некоторых мест из книги, включая « Гибернакулум ». Альбом был переиздан в комплекте с оригинальным рассказом, сюжетом фильма и компакт-диском.
Финальная песня и последняя глава Muv-Luv Unlimited названы в честь «Песней далекой Земли» , следуя теме каждой главы, названной в честь соответствующей или полурелевантной научно-фантастической истории. [ нужна ссылка ]
Заключительная часть научно-фантастического аниме 1987 года « Космическая фантазия 2001 Ночи » называется «Песни далекой Земли». [ 4 ]
Прием
[ редактировать ]«Песни далекой Земли» получили положительную оценку Джеральда Джонса в The New York Times . Джонс похвалил его масштаб и исследование философских дилемм: «Драма, которая интересует г-на Кларка, разыгрывается на гораздо более широком пространстве. Она касается соблазнов и ограничений знаний, судьбы человечества и судьбы вселенной». [ 5 ]
Дэйв Лэнгфорд сделал рецензию на «Песни далекой Земли» для «Белого карлика № 81» и заявил, что «давайте посмотрим правде в глаза, персонажи Кларка могут управлять только тремя эмоциями: интеллектуальным голодом, печалью по былой славе (здесь Земля, пораженная новой звездой) и трепетом перед лицо бесконечности. Ничто не подходит для горько-сладкой любви с этим вакуумом в сердцевине книги, остальные части не сливаются воедино, а просто лежат там. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кларк, Артур К. (2001). «Предисловие: Песни далекой Земли». Сборник рассказов Артура Кларка . Голланц. ISBN 0-575-07065-Х .
- ^ страница 51
- ^ Феррис, Пол (9 сентября 1962 г.). «Радио: Холодные новости» . Наблюдатель .
- ^ «2001 Я Моногатари» . IMDB .
- ^ Джонс, Джеральд (11 мая 1986 г.). «Обзор: Песни далекой Земли» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Лэнгфорд, Дэйв (сентябрь 1986 г.). «Критическая масса». Белый Карлик . № 81. Мастерская игр . п. 16.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Браун, Чарльз Н .; Контенто, Уильям Г. «Указатель локуса научной фантастики» . Журнал Локус . Проверено 6 декабря 2007 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Научно-фантастические романы 1986 года
- Британские романы 1986 года
- Рассказы 1958 года
- Художественная литература, действие которой происходит в 4-м тысячелетии.
- Графтон (издатель) книги
- Романы Артура Кларка
- Рассказы Артура Кларка
- Действие фантастики происходит на океанских планетах
- Книги с обложками Майкла Уилана