Исаак Майер Уайз
Исаак Майер Уайз (29 марта 1819 — 26 марта 1900) был американским реформистом раввином- , редактором и писателем. [ 1 ] После его смерти его называли «ведущим раввином Америки». [ 2 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Уайз родился 29 марта 1819 года в Штейнгрубе в Богемии (сегодня Ломничка, часть Плесны в Чехии ). [ 3 ] [ 4 ] Сын Лео Вейса, школьного учителя, он получил раннее образование на иврите от своего отца и деда, а затем продолжил изучение иврита и светских исследований в Праге . [ 1 ]
Возможно, он получил хаттарат хораа от пражского объединения «Бет Дин» , состоящего из раввинов Рапопорта , Самуэля Фройнда и Э.Л. Тевелеса, [ 1 ] или от раввина Фалька Кона, однако ведутся споры о том, был ли он вообще рукоположенным раввином. [ 5 ] Это даже стало источником разногласий с его интеллектуальным соперником, раввином Давидом Эйнхорном . [ 6 ]
В 1843 году он был назначен раввином в Раднейце (ныне Раднице недалеко от Пльзеня ), где оставался около двух лет. [ 1 ] В 1846 году Вейс эмигрировал в Соединенные Штаты и прибыл туда 23 июля. [ 1 ] [ 7 ] Он изменил написание своей фамилии на Мудрый.
Реформы в Олбани
[ редактировать ]В октябре 1846 года Уайз был назначен раввином Конгрегации Бет-Эль в Олбани, штат Нью-Йорк . Его восемь лет на этой должности были описаны как «решающий период его существования» и «период бурь и стресса». За это время он задумал множество своих более поздних проектов. [ 8 ] : 28 Вскоре после своего назначения Уайз начал реформы. Его община была первой американской синагогой, которая:
- Подсчитайте женщин в миньяне (религиозном кворуме). [ 1 ]
- Позвольте мужчинам и женщинам сидеть вместе на семейных скамьях , покончив с мечицей . [ 9 ] (Другой источник сообщает, что впервые это произошло в 1851 году в Анше-Эмете. [ 10 ] )
- Устраните традицию бар-мицвы и замените ее более поздней церемонией конфирмации в более информированном возрасте, чем 13 лет, которая позволяет участвовать как мальчикам, так и девочкам (в возрасте 12 лет). [ 8 ] : 35
- Создайте смешанный хор .
В 1850 году Уайз знаменито заметил в ответ на вопрос, заданный во время публичного форума с ортодоксальным раввином из Кахал Кадош Бет Элохим в Чарльстоне, Южная Каролина, что он не верит в пришествие Мессии или воскресение мертвых . [ 11 ] Было опубликовано письмо общины Чарльстона, подтверждающее его высказывания, и руководители его синагоги Бет-Эль были возмущены. В результате попечители синагоги уволили его; Уайз не принял его увольнение. На службе на следующий день, в первый день Рош ха-Шана , в тот момент, когда Торы вынимали свиток из ковчега , произошла перепалка между противниками и защитниками Мудрости. Хаос был настолько сильным, что был вызван шериф — он очистил синагогу, запер двери и забрал ключи. Это был конец положения Уайза в храме Бет-Эль. [ 12 ] [ 11 ]
Сторонники Уайза сформировали новую общину Анше Эмет . Уайз оставался в этой общине до 1854 года. В январе 1852 года Уайз был капелланом Законодательного собрания штата Нью-Йорк. [ 13 ] Сторонники этой должности, в том числе тогдашний сенатор от Нью-Йорка Уильям Х. Сьюард , помогли ему получить, поскольку Анше Эмет не могла выплачивать полную зарплату. [ 11 ] В это время Уайз работал над своей «Историей израильской нации », которая, по его словам, была основана на «таких фактах, способных выдержать испытание критикой», исключая чудеса, догмы и доктрины и, в качестве общего принципа, отличая религию. из истории. Не найдя издателя, он напечатал ее за свой счет с помощью друзей. По его словам, "это упало на ортодоксальные лагеря как настоящая бомба". [ 14 ]
Минхаг Америка
[ редактировать ]В 1847 году по предложению Макса Лилиенталя , находившегося в то время в Нью-Йорке, был образован бет-дин , который должен был действовать в качестве консультативного комитета при общинах страны, не осуществляя, однако, иерархических функций. полномочия. В качестве участников этого пари Лилиенталь назвал Уайза и еще двоих, помимо себя. На собрании, состоявшемся весной 1847 года, Уайз представил на торги рукопись сидура , который должен был называться « Минхаг Америка» и использоваться всеми общинами страны. Однако никаких действий предпринято не было до Кливлендской конференции 1855 года был назначен комитет, состоящий из Уайза, Ротенберга и Исидора Калиша , когда для редактирования сидура . Эта книга вышла под названием «Минхаг Америка» и фактически была работой Уайза; он был принят большинством общин западных и южных штатов. Стремление Уайза к единству было настолько выражено, что, когда в 1894 году Союзный молитвенник опубликовала Центральная конференция американских раввинов , он добровольно отказался от Минхаг Америка из своей общины. [ 1 ]
Еще в 1848 году Уайз обратился к «министрам и другим израильтянам» Соединенных Штатов с призывом создать союз, который мог бы положить конец еврейскому разобщению в Соединенных Штатах. Его призыв появился в колонках журнала The Occident и был умело поддержан его редактором Исааком Лизером . Уайз предложил провести весной 1849 года в Филадельфии собрание для создания союза общин всей страны. Эта встреча не состоялась, но автор идеи никогда не переставал ее отстаивать, особенно после того, как в 1854 году он основал собственную газету «Израильтянин» (переименованную в «Американский израильтянин» в 1874 году). В своих колонках он неустанно излагал свои взгляды на эту тему. Его настойчивость была вознаграждена, когда в 1873 году, через двадцать пять лет после того, как он впервые выдвинул эту идею, в Цинциннати был организован Союз американских еврейских общин . [ 1 ]
Переехать в Цинциннати
[ редактировать ]В 1853 году Уайзу предложили должность раввина общины Бет К.К. Бнай Йешурун в синагоге на Лодж-стрит в Цинциннати , штат Огайо. Он согласился при условии, что это будет пожизненное назначение, на что прихожане согласились. Он предложил освободить прихожан, когда несколько месяцев спустя вышла его скандальная «История израильской нации» , но синагога продолжала его поддерживать. Он переехал в Цинциннати в апреле 1854 года и был раввином этой общины оставшиеся 46 лет своей жизни. [ 11 ]
Вскоре после переезда он начал издавать еженедельную газету «Израильтянин» (после 1874 г. «Американский израильтянин» ) и немецкоязычное приложение для женщин « Die Deborah» . Уайз был прежде всего организатором и создал множество учреждений. [ 1 ] Он организовал строительство храма на Плам-стрит в 1866 году. Храм, известный своим архитектурным величием, был переименован в Храм Исаака М. Уайза в его честь.
Еврейский союзный колледж
[ редактировать ]Как бы он ни был серьёзен в провозглашении необходимости объединения конгрегаций, он был столь же неутомим, настаивая на насущной необходимости создания духовной семинарии для подготовки раввинов для американских кафедр. В своих «Воспоминаниях» он дает яркую картину некомпетентности многих людей, которые выдавали себя за духовных наставников общин в первые дни его пребывания в Соединенных Штатах. Едва он прибыл в Цинциннати, как со свойственной ему энергией приступил к созданию колледжа, в котором молодые люди могли бы получить еврейское образование. Он заручился интересом и поддержкой ряда влиятельных евреев Цинциннати и прилегающих городов и в 1855 году основал Сионскую университетскую ассоциацию. Однако затея оказалась неудачной, и обществу не удалось открыть колледж. Не испугавшись, Уайз начал литературную кампанию и из года в год представлял эту тему в колонках «Израильтянина» . Начиная с 1868 года, в проекте использовались административные навыки Иаков Иезекииль . Его неукротимая настойчивость увенчалась успехом, когда 3 октября 1875 года Еврейский союзный колледж открыл свои двери для приема студентов, четверо из которых были рукоположены восемь лет спустя. [ 1 ] В ходе известного инцидента на « Банке Трефа » 1883 года для этого первого выпускного класса было предложено несколько некошерных блюд; Уайз, вероятно, не нес за это ответственности, но он отказался осудить это, а критика с его стороны и его движения того, что он называл «кухонным иудаизмом», спровоцировала отделение консервативного иудаизма от реформистского. [ 15 ] [ 16 ]
Раввинские конференции
[ редактировать ]Первым результатом агитации Уайза за объединение евреев стала Кливлендская конференция, состоявшаяся в 1855 году и созванная по его инициативе. Эта конференция оказалась неудачной, поскольку вместо того, чтобы объединить раввинов всех частей страны узами товарищества, она породила напряженные отношения между Уайзом и его последователями, с одной стороны, и видными раввинами восточной части страны, с другой стороны. другая сторона. Эти разногласия были частично устранены во время раввинской конференции в Филадельфии (1869 г.), на которой присутствовал Уайз. Конференция в Нью-Йорке 1870 года и конференция в Цинциннати 1871 года были усилиями в том же направлении; но разногласия, возникшие из-за последнего, только усугубили разрыв. И все же великий «юнионист» не унывал. Он продолжал агитировать за синод, который должен был стать центральным органом власти американского иудаизма. В 1881 году он представил на собрание Раввинской литературной ассоциации отчет, призывающий к созданию синода; но дело так и не вышло из стадии обсуждения. Однако он дожил до создания Центральная конференция американских раввинов в 1889 году, ставшая третьим плодом его неутомимой энергии и неизменной настойчивости. В течение последних одиннадцати лет своей жизни он был президентом конференции, которую он созвал. [ 1 ]
Помимо тяжелой работы, которую потребовала организация этих национальных институтов, Уайз вел активную деятельность во многих других сферах. В 1857 году, когда должен был быть заключен новый договор между Соединенными Штатами и Швейцарией, он посетил Вашингтон в качестве председателя делегации, чтобы выразить протест против ратификации этого договора, если Швейцария не прекратит дискриминацию американских евреев. В своем городе, помимо работы в качестве раввина общины Бене Йешурун и президента Еврейского союзного колледжа, он редактировал журналы «Американский израильтянин» и « Дебора» , экзаменовал учителей, претендующих на должности в государственных школах, а также был членом член совета директоров Университета Цинциннати . Он путешествовал по Соединенным Штатам, читал лекции, освящал синагоги и заручался интересом еврейских общин в своих планах и проектах. [ 1 ]
Еврейско-христианские отношения
[ редактировать ]В рамках программы защиты иудаизма от вторжения христианства, отказываясь при этом его демонизировать, Исаак Майер Уайз предложил новаторские и влиятельные взгляды на деятелей-основателей христианства. Он был одним из первых еврейских ученых, которые признали Иисуса евреем и, что более спорно, предположили, что Павел на самом деле был талмудическим персонажем Ахером . [ 17 ]
Рабство
[ редактировать ]Исаака Майера Уайза критиковали за его отношение к рабству. [ 18 ] [ 19 ] В статье 1864 года Исаак Майер Уайз писал: «Мы не готовы, никто не готов утверждать, что абсолютно несправедливо покупать дикарей, или, скорее, их труд, помещать их под защиту закона и обеспечивать им выгоду цивилизованное общество и их средства к существованию своим трудом. Человек в диком состоянии не свободен; чужой раб по Моисееву закону был свободным человеком, за исключением плодов своего труда. Абстрактная идея свободы более применима к чужому труду. негритянского рабства, если бы оно могло быть поставлено под контроль Моисеевых или подобных ему законов, должно было бы часто способствовать благословению негритянской расы. эмиграция цивилизованных негров обратно во внутренние районы Африки, и даже сейчас эта раса могла бы пожинать плоды своих порабощенных членов, если бы последние или наиболее образованные из них были отправлены обратно во внутренние районы Африки». [ 20 ]
Однако эта цитата взята из статьи, первое предложение которой гласит: «Очевидно, что Моисей был противником рабства». [ 20 ] Сама статья, озаглавленная «О временной части Моисеева кодекса с особым упоминанием многоженства и рабства», [ 20 ] защищает Моисееву форму рабства, как она встречается в еврейской Библии, и в то же время высказывает определенную критику.
Личная жизнь
[ редактировать ]Уайз был женат дважды. Его первой женой была Тереза Блох. [ 21 ] сестра Эдварда Х. Блоха, основателя издательской компании Bloch Publishing Company . [ 22 ] У них было 10 детей [ 21 ] восемь из них были живы на момент его смерти: Эмили Уайз Мэй; Лео Уайз ; Юлиус Уайз; Ида Уайз Бернхейм; Исидор Мудрый; Хелен Уайз Молони; Ифигения Мириам Мудрая Окс, замужем за Адольфом Оксом ; и Гарри Уайз. [ 23 ] Она умерла в 1874 году. [ 21 ] В 1876 году он женился на Сельме Бонди; у них было четверо детей: Элси Коррин Уайз; Раввин Иона Бонди Уайз ; Регина Уайз Мэй; и Исаак М. Уайз. [ 23 ]
Уайз не имел близких отношений с раввином Стивеном Сэмюэлем Уайзом .
Его работы
[ редактировать ]Уайз был автором следующих работ: [ 1 ]
- История израильского народа от Авраама до наших дней , Олбани, 1854 г.
- История первого государства израильтян , Цинциннати, 1860 г.
- Сущность иудаизма , Цинциннати, 1861 г.
- Происхождение христианства и комментарий к Деяниям апостолов , 1868 г.
- Иудаизм, его доктрины и обязанности , 1872 г.
- Мученичество Иисуса из Назарета: историко-критический трактат о последней главе Евангелия , 1874 г.
- Космический Бог , 1876 г.
- История Второго государства Евреев , 1880 г.
- Иудаизм и христианство, их соглашения и разногласия , 1883 г.
- Защита иудаизма против прозелитизма христианства , 1889 г.
- Пронаос Священному Писанию , 1891 г. [ 1 ]
В ранние годы он написал ряд романов, которые появились сначала в виде сериалов в «Израильтянке» , а затем в виде книги; это были: [ 1 ]
- «Обращенный» , 1854 год.
- Катастрофа Эгера
- Семья сапожника
- Отречение и верность, или Жизнь и романтика
- Романтика, философия и каббала, или Пожар во Франкфурте-на-Майне , 1855 г.
- Последняя борьба нации , 1856 г.
- Бой народа, или Гилель и Ирод , 1858 г.
- Первый из Маккавеев [ 1 ]
Он также написал ряд немецких романов, которые публиковались в виде сериалов в « Деборе» ; [ 1 ] среди них можно упомянуть:
- Евреи Ландсхута
- Роткопфы, или Дочь школьного учителя
- Барух и его идеал [ 1 ]
В дополнение ко всем этим работам Уайз опубликовал в редакционных колонках журнала «Израильтянин» многочисленные исследования на различные темы, представляющие интерес для евреев. Он даже написал пару пьес: «Der Maskirte Liebhaber» и «Das Glück Reich zu Sein». [ 1 ]
При жизни Уайз считался самым известным евреем-реформатором своего времени в Соединенных Штатах. Его организационный талант был очень высокого уровня; он был властен, богат ресурсами и обладал непреклонной волей. О нем можно сказать больше, чем о ком-либо из его современников, что он оставил отпечаток своей личности на развитии реформистского иудаизма в Соединенных Штатах. [ 1 ]
Ссылки на некоторые работы Wise
[ редактировать ]- Мудрый, Исаак Майер (1889). Защита иудаизма против прозелитизма христианства . Американский израильтянин.
Исаак Майер Уайз.
- Мудрый, Исаак Майер (1874). Мученичество Иисуса из Назарета: историко-критический трактат о последних главах Евангелия . Офис американских израильтян.
Исаак Майер Уайз.
- Мудрый, Исаак Майер (1872). Иудаизм: его учения и обязанности .
- Мудрый, Исаак Майер (1868). Происхождение христианства: и комментарий к Деяниям апостолов . Блох.
Исаак Майер Уайз.
- Мудрый, Исаак Майер (1891). Пронаос к Священному Писанию: установление на основании документальных свидетельств авторства, даты, формы и содержания каждой из его книг, а также подлинности Пятикнижия . Р. Кларк.
Исаак Майер Уайз.
- Мудрый, Исаак Майер (1854 г.). История израильского народа: от Авраама до наших дней, Том 1 .
- Мудрый, Исаак Майер (1876). Космический Бог: Фундаментальная философия в популярных лекциях, Том 3 . ISBN 9780598341211 .
Наследие и почести
[ редактировать ]- SS времен Второй мировой войны В его честь был назван либеральный корабль Isaac Mayer Wise .
- Парк в Норт-Колледж-Хилл, штат Огайо, был посвящен Уайзу. В 2022 году парк был отремонтирован и посвящен новому. [ 24 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Адлер, Сайрус ; Филипсон, Дэвид (1901–1906). «МУДРЫЙ ИСААК МЕЙЕР» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс . Проверено 3 декабря 2015 г.
Библиография Еврейской энциклопедии:- И.М. Мудрый, Воспоминания , пер. с немецкого и изд. Дэвид Филипсон, Цинциннати, 1901 г.;
- Избранные сочинения Исаака М. Уайза с биографией Дэвида Филипсона и Луи Гроссмана, ib. 1900 г.;
- Американский израильтянин , 1854–1900 гг., пассим и юбилейное число, 30 июня 1904 г.
- ^ «Печаль в этом городе» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 27 марта 1900 г. Архивировано (PDF) из оригинала 29 августа 2021 г. Проверено 12 мая 2019 г.
- ^ «Исторически значимые люди чешско-моравско-австрийского еврейского происхождения» . сайт jewishgen.org . Архивировано из оригинала 26 января 2018 года . Проверено 12 мая 2009 г.
- ^ Влашек, Р.М. (1997). Евреи ( в Богемии на немецком языке). Р. Ольденбург. ISBN 9783486562835 . Архивировано из оригинала 6 мая 2022 года . Проверено 23 октября 2020 г.
- ^ «Биография Исаака Мейера Уайза» . jbuff.com . Архивировано из оригинала 27 апреля 2015 года . Проверено 6 октября 2015 г.
- ^ Симпозиум SCRJ 2013 — Сессия 1 , заархивировано из оригинала 10 марта 2016 г. , получено 6 октября 2015 г. — через YouTube.
- ^ Грейс, Кевин (4 января 2012 г.). Легендарные жители Цинциннати . Издательство Аркадия. п. 31. ISBN 9781467100021 . Архивировано из оригинала 8 марта 2022 года . Проверено 7 мая 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мудрый, Исаак Майер; Филипсон, Дэвид; Гроссманн, Луи. «Избранные сочинения Исаака М. Уайза: с биографией» . Цинциннати: Robert Clarke & Company », опубликованная под эгидой Ассоциации выпускников Еврейского Юнион-Колледжа.
- ^ Американские еврейские архивы . «Помощь в мудрых записках Исаака Майера. 1838–1931» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2015 года . Проверено 22 марта 2019 г.
- ^ Сассман, Лэнс Дж. (2005). «Миф о банкете Трефа: американская кулинарная культура и радикализация продовольственной политики в американском реформистском иудаизме» (PDF) . Американских еврейских архивов Журнал . Том. 57, нет. 1–2. стр. 29–52. Архивировано (PDF) из оригинала 17 октября 2014 года . Проверено 26 марта 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Карьера мудрого раввина» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 27 марта 1900 г. Архивировано (PDF) из оригинала 29 августа 2021 г. Проверено 12 мая 2019 г.
- ^ Рубингер, Нафтали Дж. (ноябрь 1972 г.). «Увольнение в Олбани» (PDF) . Американских еврейских архивов Журнал . Том. 24, нет. 2. С. 160–183. Архивировано (PDF) из оригинала 29 августа 2021 года . Проверено 20 марта 2019 г.
- ^ Басист (30 января 1852 г.). «Письмо в редакцию (доставлено преподобным доктором Уайзом Законодательному собранию штата)» (PDF) . Асмоней . п. 133. Архивировано (PDF) из оригинала 21 марта 2019 года . Проверено 21 марта 2019 г.
- ^ Мэй, Макс Б. (1916). Исаак Майер Уайз: основатель американского иудаизма: биография (PDF) . Нью-Йорк: ГП Патнэм . стр. 139–143. Архивировано (PDF) из оригинала 6 августа 2019 года . Проверено 21 марта 2019 г.
- ^ Аппель, Джон Дж. (февраль 1966 г.). «Банкет Трефа» . Комментарий . Архивировано из оригинала 9 июня 2011 года . Проверено 3 июня 2016 г.
- ^ Сарна, Джонатан Д. (2005). Американский иудаизм: история . Издательство Йельского университета. п. 145 . ISBN 0300109768 .
- ^ Лэнгтон, Дэниел (2010). Апостол Павел в еврейском воображении . Издательство Кембриджского университета. стр. 77–79.
- ^ Корн, Бертрам В. (1947). «Исаак Мейер мудро о гражданской войне» (PDF) . Ежегодник Еврейского союзного колледжа . 20 : 635–658. Архивировано (PDF) из оригинала 29 апреля 2018 г. Проверено 20 марта 2019 г.
- ^ Темкин, Сефтон Д. «Исаак Майер Уайз и гражданская война». В Сарне, Джонатан; Мендельсон, Адам (ред.). Евреи и гражданская война . (Впервые опубликовано в American Jewish Archives , 15 (2) , ноябрь 1963 г., стр. 120–142). Нью-Йорк: Пресса Нью-Йоркского университета . стр. 161–180. Архивировано из оригинала 6 мая 2022 года . Проверено 10 января 2022 г. - через Project MUSE .
- ^ Перейти обратно: а б с Израильтянин 11, вып. 26 (23 декабря 1864 г.): 204.
- ^ Перейти обратно: а б с Американские еврейские архивы: «Помощь в поиске мудрых документов Исаака Майера. 1838–1931 - Коллекция рукописей № 436». Архивировано 28 сентября 2015 г. на Wayback Machine , получено 27 сентября 2015 г.
- ^ Южный методистский университет - Теологическая школа Перкинса - Библиотека Бридвелла: «Книги в еврейской традиции». Архивировано 29 сентября 2015 г. на Wayback Machine, получено 27 сентября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мэй, Макс Бенджамин (1992). Исаак Майер Уайз: основатель американского иудаизма; Биография . Литтманская библиотека еврейской цивилизации. п. 380. ИСБН 978-0197100592 . Архивировано из оригинала 8 марта 2022 года . Проверено 23 октября 2020 г.
- ^ «Реновация мудрого парка 2022» . Веб-сайт Норт-Колледж-Хилл . Архивировано из оригинала 4 сентября 2022 года . Проверено 4 сентября 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Нокс, Израиль (1954). Раввин в Америке: история Исаака М. Уайза . Литтл, Браун и компания.
- Темкин, Сефтон (ноябрь 1963 г.). «Мудрый Исаак Майер и гражданская война» (PDF) . Американские еврейские архивы . 15 (2): 120–142.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Цифровой архив Исаака Майера Мудрого в Американском еврейском архиве
- Работы Исаака Майера Уайза [ постоянная мертвая ссылка ] в Каталоге Немецкого Союза
- Похороны раввина Мудрого
- Исаак Майер Уайз в фильме «Найди могилу»
- Die Deborah (B63) — оцифрованное периодическое издание Института Лео Бека.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Мудрый Исаак Майер» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- 1819 рождений
- 1900 смертей
- Австрийцы XIX века
- Американские раввины-реформисты
- Американские еврейские богословы
- Иудаистские ученые
- Раввины из Цинциннати
- Американские писатели-евреи-фантасты
- Президенты Еврейского союзного колледжа – Еврейский институт религии
- Американские писатели-мужчины научной литературы
- Американцы богемного происхождения
- Американские люди чешско-еврейского происхождения
- Люди из Хебского района
- Религиозные лидеры из Олбани, Нью-Йорк
- Эмигранты из Австрийской империи в США
- Американские раввины XIX века