Джараткару
Джараткару | |
---|---|
Информация | |
Принадлежность | Яявары |
Супруг | Приглашать |
Дети | Астика |
Джараткару ( санскрит : जरात्कारु , латинизировано : Джараткару ) — риши (мудрец) в индуизме . Он муж богини-змеи Манасы и отец их сына . Астики [ 1 ] Он появляется как второстепенный персонаж в сказках о Манасе и Астике .
Джараткару описывается как великий ученый мудрец, практикующий суровый аскетизм. Хотя он хочет сохранять целомудрие , он женится на Манасе по уговорам своих умерших предков, которые обречены попасть в ад , если он не будет производить потомство. Брак распадается, между парой практически нет эмоциональной связи. Джараткару наконец покидает Манасу, когда она будит его от глубокого сна, и он чувствует себя оскорбленным. Однако перед отъездом он благословляет Манасу, которая в его отсутствие рожает Астику. Мало что известно о его молодости до встречи с Манасой или о его дальнейшей жизни, после того как он бросил ее.
Этимология
[ редактировать ]Индуистский эпос «Махабхарата» повествует, что Джараткару родился в семье брахманов Яявара и был единственным наследником клана. Этимология его имени поясняется в эпосе. Джара означает «потребление», а Кару — «чудовищный»; у мудреца было огромное тело, которое он уменьшал (съедал) аскезами. Поэтому его звали Джараткару. [ 2 ]
Легенда
[ редактировать ]Джараткару появляется в сказках об Астике и Манасе в индуистских писаниях Махабхарата , Деви Бхагавата Пурана и Брахма Вайварта Пурана . История об Астике рассказывается дважды в главе Астика Парва первой книги Махабхараты , Ади Парва . [ 3 ] Он также является персонажем народных сказок, связанных с поклонением своей жене, змеиной богине.
В первом, более коротком повествовании Джараткару описывается как столь же могущественный, как Праджапати , совершивший суровый тапас (аскезы) и практиковавший обет безбрачия ( Брахмачарья ). [ 4 ] [ 5 ] Во второй версии Джараткару называется знатоком Вед и их ответвлений, «управляемым, великодушным», соблюдающим великие обеты и аскетизм. [ 2 ]
Встреча с гривами
[ редактировать ]«Великий подвижник» странствовал по миру, посещал различные места паломничества и священные водоемы. Он даже отказался от еды и сна и выживает только на воздухе. Он стал старым. Однажды в своем путешествии он увидел, как его истощенные предки висели вниз головой в яме, ведущей в ад, а корень травы ( трава Бена ), который удерживал их, неуклонно съедал крыса. Маны прокляли Джараткару за глупость стать аскетом и положить конец его линии Яяваров. Они умоляли его жениться и зачать детей, чтобы они могли достичь рая. Хотя Джараткару изначально возмущался идеей жениться, он соглашается на следующие условия: он возьмет только девственницу с тем же именем, что и у него, которую ее семья дает ему в качестве милостыни, несмотря на его бедность. Он движется вперед в своем путешествии, дав это обещание своим предкам. [ 5 ] [ 3 ] Вторая версия Махабхараты добавляет два дополнительных условия: женщина-тезка должна выйти за него замуж по собственному желанию и что он не будет содержать свою жену. [ 6 ]
Бедный и престарелый мудрец тщетно скитается по миру в поисках невесты, но не находит подходящей. Однажды в лесу, вспоминая обетование, данное своим гривам, он трижды молится о невесте. [ 5 ] Во второй версии он громко плачет от разочарования и печали по поводу своих тщетных усилий. [ 5 ]
Свадьба
[ редактировать ]Васуки , царь нагов ( змей), ожидает прибытия мудреца. По совету бога Брахмы Васуки запланировал брак своей младшей сестры (известной в более поздних текстах как Манаса) с Джараткару, великим провидцем, чтобы противостоять проклятию, наложенному матерью змей Кадру . Она прокляла змей сожженными во время ягьи (огненного жертвоприношения) Джанамеджайи . Брахма предсказал, что сын Джараткару и Манасы остановит жертвоприношение и спасет змей. Васуки также поручил змеям следить за мудрецом и докладывать ему, когда мудрец решит жениться. [ 5 ] [ 2 ]
Появляется Васуки и предлагает свою младшую сестру Манасу мудрецу, который принимает ее после сверки со своими критериями. Васуки также обещает поддержать Манасу. После свадьбы Джараткару живет в обители змей со своей новой женой. Джараткару предупреждает свою новую жену, что он бросит ее и свой дом, если она когда-нибудь ему не понравится, поэтому она покорно служит своему эксцентричному мужу. Со временем Джараткару объединяется с Манасой, от чего она беременеет. [ 3 ] [ 5 ]
Брахма Вайварта Пурана изображает Манасу как дочь мудреца Кашьяпы , который обручил ее с Джараткару. Брак так и не состоялся, поскольку Джараткару даже отказывается прикасаться к Манасе и спит отдельно под фиговым деревом. [ 7 ]
Отказ от жены
[ редактировать ]
Махабхарата продолжает свое более длинное повествование: Вскоре после того , как Джараткару оплодотворяет свою жену, утомленный мудрец спит на коленях своей жены. По мере приближения заката и наступления времени вечернего богослужения Манаса сталкивается с дилеммой: потревожить ли мирный сон своего мужа или позволить ему поспать, рискуя, таким образом, потерять заслугу обязательного поклонения. Она взвешивает свои варианты и выбирает первое. Она шепчет ему на ухо, чтобы разбудить его, чтобы он мог совершить омовение и зажечь пламя Агнихотры . Мудрец разгневан и чувствует себя оскорбленным. Он говорит, что солнце не посмеет зайти, пока он не совершит свои ритуалы. Он бросает ее, хотя «невинная» жена просит у него прощения и оправдывает свое решение. Она открывает ему истинную цель их брака, рождение сына – спасителя змей – и просит его подождать, пока эта цель будет достигнута. Мудрец уверяет ее, что его семя находится в ней и что она родит образованного сына. Джараткару снова уходит, чтобы совершить свою аскезу, чтобы никогда больше не вернуться к своей семье. [ 3 ] [ 6 ]
Брахма Вайварта Пурана повествует, что Джараткару проспал и пропускает время своих утренних ритуалов. Взволнованный мудрец грозит сослать Манасу в ад за непослушных жен. Солнце вмешивается и успокаивает мудреца, восхваляя его как могущественного мудреца, но Джараткару решил бросить жену. Бог Брахма вмешивается и заявляет, что будет неуместно оставлять ее, если он не подарит ей ребенка. Джараткару касается живота Манасы и оплодотворяет ее. Затем он уходит, предсказывая, что Манаса родит известного мудреца. [ 7 ]
Манаса Виджая (1495) Бипрадаса Пипилая , религиозная песнь Манасе из жанра Мангал-Кавья , описывает, как Джараткара (Джараткару) бросает свою жену в их брачную ночь. Манаса — дочь бога Шивы , которого ненавидят жена Шивы и ее мачеха Чанди . Шива женит Манасу на Джараткаре. Чанди не хочет, чтобы у Манасы была счастливая семейная жизнь, и поэтому просит ее надеть змеиные украшения в брачную ночь. Пока Манаса мирно спит, Джараткара бодрствует, опасаясь змей. Посреди ночи Чанди бросает в комнату лягушку, из-за чего змеи шипят и роятся по комнате, преследуя лягушку. Напуганная Джараткара убегает из дома и прячется в раковине в океане. Далее он пугается богини-змей и отказывается оставаться с ней. Однако он проводит с ней несколько ночей, оплодотворяет ее и таким образом выполняет свой «мужской долг». [ 8 ]
О мудреце после его ухода из жизни Манасы и основной истории рассказывается мало. Со временем у пары рождается сын по имени Астика. Астика останавливает жертвоприношение Джанамеджайи и спасает змей. Предки достигают небес, как Джараткару производил потомство. Первое повествование Махабхараты гласит , что после долгой жизни Джараткару умирает и тоже достигает рая . [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ www.wisdomlib.org (29 сентября 2010 г.). «Джараткару, Джарат-кару, Джараткару: 13 определений» . www.wisdomlib.org . Проверено 19 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с ван Бюйтенен стр. 95–97
- ^ Jump up to: а б с д Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия: обширный словарь с особым упором на эпическую и пураническую литературу . Дели: Мотилал Банарсидасс. стр. 348–9 . ISBN 0-8426-0822-2 .
- ^ Кисари Мохан Гангули . «РАЗДЕЛ XIII» . Махабхарата, Книга 1: Ади Парва . Sacred-texts.com.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г ван Бюйтенен стр. 69–71
- ^ Jump up to: а б ван Бюйтенен стр. 103–108
- ^ Jump up to: а б МакДэниел, стр. 153–4.
- ^ МакДэниел, стр. 149–150.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- ДЖАБ ван Буйтенен; Йоханнес Адрианус Бернардус Бютенен (15 февраля 1980 г.). Махабхарата, Том 1: Книга 1: Книга начала . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-84663-7 .
- Макдэниел, июнь (2004 г.). Предложение цветов, кормление черепов: популярное поклонение богине в Западной Бенегалии . Издательство Оксфордского университета, США. ISBN 0-19-516790-2 .