Карл Теодор Дрейер
Карл Теодор Дрейер | |
---|---|
Рожденный | Копенгаген , Дания | 3 февраля 1889 г.
Умер | 20 марта 1968 г. Копенгаген, Дания | ( 79 лет
Национальность | датский |
Род занятий | Кинорежиссер, сценарист |
Годы активности | 1919–1968 |
Супруг |
Эбба Ларсен |
Дети | 2 |
Награды | Золотой лев на Венецианском кинофестивале 1955 года за Слово ( Слово ) |
Карл Теодор Дрейер (англ. Датский: [ˈkʰɑˀl ˈtsʰe̝ːotɒ ˈtʁɑjˀɐ] ; 3 февраля 1889 — 20 марта 1968), широко известный как Карл Т. Дрейер , [ 1 ] был датским кинорежиссёром и сценаристом. Его фильмы, широко признанные одним из величайших режиссеров всех времен, отличаются эмоциональной строгостью и медленным, величественным темпом, частыми темами социальной нетерпимости, нераздельности судьбы и смерти, а также силы зла в земной жизни. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Его фильм 1928 года «Страсти Жанны д'Арк» считается одним из величайших фильмов всех времен , известным своей кинематографией и использованием крупных планов. Он часто появляется в Sight & Sound , списках величайших когда-либо созданных фильмов по версии а в опросе 2012 года кинокритики признали его девятым лучшим фильмом и 37-м - режиссерами.
Среди других его известных фильмов — «Майкл» (1924), «Вампир» (1932), «День гнева» (1943), «Ордет» ( «Слово» ) (1955) и «Гертруда» (1964).
Жизнь
[ редактировать ]Дрейер родился незаконнорожденным в Копенгагене, Дания. Его биологическая мать была незамужней сканской горничной по имени Жозефина Бернхардин Нильссон, и его отдал на усыновление его биологический отец, Йенс Кристиан Торп, женатый датский фермер, живущий в Швеции, который был работодателем его матери. Первые два года своей жизни он провел в приютах, пока его не усыновили типограф по имени Карл Теодор Дрейер и его жена Ингер Мари (урожденная Олсен). Его назвали в честь его приемного отца, но в соответствии с датской практикой к их именам не добавляются слова Старший или Младший, чтобы отличать их друг от друга.
Его приемные родители были эмоционально отстранены, и его детство было во многом несчастливым. Позже он вспоминал, что его родители «постоянно давали мне понять, что я должен быть благодарен за еду, которую мне давали, и что я строго ни на что не претендовал, поскольку моя мать уклонилась от оплаты, лежа умирать». [ 7 ] Он был очень умным школьником, который оставил дом и формальное образование в возрасте 16 лет. Он дистанцировался от приемной семьи, но их учение повлияло на темы многих его фильмов.
Дрейер был идеологически консервативным. Дэвид Бордвелл заявил: «В юности он принадлежал к Социал-либеральной партии, консервативной группе, радикальной только в своем противодействии военным расходам». [ 8 ] Дрейер вспоминал: «Даже когда я работал в Экстрабладет , я был консерватором... Я не верю в революции. Они, как правило, имеют утомительное свойство тормозить развитие. Я больше верю в эволюцию, в небольшие достижения. " [ 8 ]
Дрейер умер от пневмонии в Копенгагене в возрасте 79 лет. Документальный фильм Карла Т. Дрейер: «Моя работа» содержит воспоминания людей, которые его знали.
Карьера
[ редактировать ]Ранние работы
[ редактировать ]В молодости Дрейер работал журналистом и в конце концов присоединился к киноиндустрии как автор титульных листов к немым фильмам , а затем и сценариев. Первоначально он был нанят компанией Nordisk Film в 1913 году.
Его первые попытки стать режиссёром имели ограниченный успех, и он покинул Данию, чтобы работать во французской киноиндустрии. Живя во Франции, он познакомился с Жаном Кокто , Жаном Гюго и другими представителями французской художественной сцены.
В 1928 году он снял свой первый классический фильм « Страсти Жанны д’Арк» . Работая на основе стенограмм суда над Жанной д'Арк , он создал эмоциональный шедевр, в равной степени опирающийся на реализм и экспрессионизм. Поскольку датская киноиндустрия находилась в финансовом крахе, Дрейер зависел от частного финансирования барона Николаса де Гинцбурга , чтобы снять свой следующий фильм «Вампир» (1932), сюрреалистическую медитацию на страхе. Логика уступила место настроению и атмосфере в этой истории о человеке, защищающем двух сестер от вампира . Оба фильма провалились в прокате, и Дрейер не снимал ни одного фильма до Второй мировой войны.
Более поздняя карьера
[ редактировать ]К 1943 году Дания находилась под нацистской оккупацией , а темой фильма Дрейера «День гнева» была паранойя вокруг охоты на ведьм в семнадцатом веке в условиях сильно теократической культуры. Благодаря этой работе Дрейер установил стиль, который стал отличительной чертой его звуковых фильмов: тщательные композиции, яркая монохромная кинематография и очень длинные кадры .
Дрейер снял два документальных фильма более чем за десять лет до своего следующего полнометражного художественного фильма в 1955 году «Ордет» ( «Слово» ) по одноименной пьесе Кая Мунка . В фильме сочетается история любви с конфликтом веры.
Последним фильмом Дрейера была «Гертруда» 1964 года . Хотя некоторые считают его меньшим фильмом, чем его предшественники, он вполне подходит к карьере Дрейера, поскольку в нем рассказывается о женщине, которая, несмотря на жизненные невзгоды, никогда не выражает сожаления по поводу своего выбора. Дэвид Томсон говорит, что он «ждет повторного открытия как лучший фильм Дрейера и подтверждения его метода». [ 9 ] Томсон цитирует Дрейера:
Что меня интересует (и это важнее техники), так это воспроизведение чувств персонажей в моих фильмах... Важно... не только уловить слова, которые они говорят, но и мысли, стоящие за этими словами. Чего я ищу в своих фильмах, чего я хочу добиться, так это проникновения в глубокие мысли моих актеров посредством их тончайших выражений... которые лежат в глубине его души. Меня интересует прежде всего не техника кино. «Гертруда» — фильм, который я делал всем сердцем.
Великим, так и не законченным проектом в карьере Дрейера стал фильм об Иисусе . Хотя рукопись была написана (опубликована в 1968 году), нестабильные экономические условия и собственный перфекционизм Дрейера оставили проект неразвитым после его смерти.
Фильмография
[ редактировать ]Художественные фильмы
[ редактировать ]Год | Английское название | Оригинальное название | Страна производства | Примечания |
---|---|---|---|---|
1919 | Президент | Президент | Дания | по роману Карла Эмиля Францоса |
1920 | Вдова Парсона | Идея подарка | Швеция | по рассказу Кристофера Янсона «Престеконен». |
1921 | Листья из Книги Сатаны | Листья книги Сатаны | Дания | по мотивам «Печалей сатаны» |
1922 | Любите друг друга | Отмеченный | Германия | по роману Оге Маделунга |
1922 | Давным-давно | Был когда-то | Дания | по пьесе Хольгера Драхмана |
1924 | Майкл | Микаэль | Германия | по роману «Микаэль» (1904). Германа Банга |
1925 | Хозяин дома (он же « Ты должен почтить свою жену ») | Ты должен уважать свою жену | Дания | по пьесе Свенда Риндома |
1926 | Невеста Гломдала | Гломдальская невеста | Норвегия | по роману Джейкоба Бреды Булла |
1928 | Страсти Жанны д'Арк | Страсти Жанны д'Арк (Страсти и смерть Жанны д'Арк) | Франция | написан в соавторстве с Жозефом Дельтеем , автором романа «Жанна д'Арк» (1925, Prix Femina ), названного кураторами Международного кинофестиваля в Торонто в 2010 году самым влиятельным фильмом всех времен. [ 10 ] |
1932 | Вампир | Вампир – Мечта Аллана Грея | Франция/Германия | по мотивам сборника рассказов «В темном стекле» (1872). Дж. Шеридана Ле Фаню |
1943 | День гнева | День гнева | Дания | по пьесе Анна Педерсдоттер» Ханса Вирс -Йенссена « , гимнам Поля Ла Кура |
1945 | Два человека | Два человека | Швеция | по пьесе В. О. Сомина «Аттентат» , снятой в шведском изгнании, связанном с нацистами, Дрейер отрекся от фильма и снял его с проката. |
1955 | Слово | Слово | Дания | по пьесе Кая Мунка |
1964 | Гертруда | Гертруда | Дания | по пьесе Ялмара Сёдерберга |
Короткометражные фильмы
[ редактировать ]- Хорошие матери ( Mødrehjælpen , 12 мин, 1942)
- Вода с земли ( Vandet pålandet , 1946)
- Борьба с раком ( The Struggle Against Cancer , 15 мин, 1947)
- Датская деревенская церковь ( Ландсбикиркен , 14 мин, 1947)
- Они поймали паром ( De naedefergen , 11 мин, 1948)
- Торвальдсен (10 минут, 1949)
- Мост Сторстрем ( Storstrømsbroen , 7 мин, 1950)
- Замок внутри замка ( Et Slot i et slot , 1955)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Карл Т. Веб-сайт Дрейера Проверено 12 марта 2013 г.
- ^ «1000 величайших фильмов (250 лучших режиссеров)» . Они снимают фотографии, не так ли? Архивировано из оригинала 2 декабря 2016 года . Проверено 1 декабря 2016 г.
- ^ [1] Обзор Bright Lights Film Journal «Дня гнева, порядка и Гертруды»
- ^ "kamera.co.uk - тематический материал - Карл Дрейер - Антонио Пазолини" . www.kamera.co.uk . Проверено 22 февраля 2017 г.
- ^ «Карл Теодор Дрейер | Биография, основные моменты фильмов и фотографии | AllMovie» . AllMovie . Проверено 22 февраля 2017 г.
- ↑ Обзор «Страстей Жанны д’Арк». Архивировано 6 февраля 2013 года в Wayback Machine. Роджером Эбертом
- ^ «Карл Т. Дрейер - Биография - расширенная» . Архивировано из оригинала 4 февраля 2017 года . Проверено 18 июля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бордвелл, Дэвид (1983). Фильмы Карла Теодора Дрейера . Издательство Калифорнийского университета. п. 191.
- ^ Томсон, Дэвид (2010). Новый биографический словарь кино (Пятое изд.). Альфред А. Кнопф . п. 286.
- ^ «Фильм Дрейера признан самым влиятельным» . Копенгаген Пост . 22 сентября 2010 года. Архивировано из оригинала 26 сентября 2010 года . Проверено 26 сентября 2010 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бордвелл, Дэвид (январь 1981 г.). Фильмы Карла Теодора Дрейера . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-04450-0 .
- Карни, Рэймонд Фрэнсис-младший , Говоря на языке желаний: фильмы Карла Дрейера , Cambridge University Press , 1989.
- Дрейер, Карл Теодор; Сколлер, Дональд (1973). Дрейер в двойном отражении . Да Капо Пресс. ISBN 978-0-306-80458-8 .
- Милн, Том (1971). Кино Карла Дрейера . АС Барнс. ISBN 9780498077111 .
- Шамус, Джеймс (1 января 2008 г.). Карл Теодор Дрейер «Гертруда: движущееся слово» . Вашингтонский университет Press. ISBN 978-0-295-98854-2 .
- Валь, Ян (2012). Карл Теодор Дрейер и Ордет: Мое лето с датским режиссером . Университетское издательство Кентукки. ISBN 978-0-8131-3618-9 .