Дилал Хан
Дилал Хан | |||||
---|---|---|---|---|---|
Король | |||||
Правитель Сэндвипа | |||||
Царствование | в. 1622 – 1666 гг. | ||||
Преемник | Абдул Карим Хан (как Могол Фаудждар) | ||||
Рожденный | Дилвар Хан в. 1585 г. Дакка | ||||
Умер | Январь 1666 г. Джахангирнагар | ( 80–81 год ||||
Проблема | Мусабиби, Марьям Биби, Шариф Хан и другие. | ||||
| |||||
Религия | Суннитский ислам |
Дилвар Хан ( бенгальский : Делвар Хан , латинизированный : Делвар Хан ), [ примечание 1 ] широко известный как Раджа Дилал ( бенгальский : দিলাল রাজা , латинизированный : Дилал Раджа ), был последним независимым правителем Сандвипа , острова в современной Бангладеш . Его репутация сильного и милосердного правителя позволила ему считаться Робин Гудом Юго -Восточной Бенгалии , грабящим богатых и награждающим бедных. Его наследие остается популярным и сегодня, оно запечатлено в местном фольклоре и странных легендах Сандвипа. [ 1 ] Его считали самым влиятельным бенгальским мусульманским правителем 17 века. [ 2 ] [ 3 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]О его молодости ходит множество легенд. В некоторых традициях упоминается, что, когда Дилвар был ребенком, он и его мать потерпели кораблекрушение и оказались на пляжах Сэндвипа , острова, известного португальским пиратством. В этих легендах упоминается, что кобра его защитила во время этого происшествия от солнечного света , что наводило на мысль, что ему уготована великая роль. [ 1 ]
Другие источники, такие как историки Сайед Муртаза Али и Мухаммад Абдул Кадер, утверждают, что его родина находилась в Дакке , что в некоторой степени объясняет, как он нашел там работу на военно-морских службах Великих Моголов. [ 4 ] Кроме того, известный историк сэр Джадунат Саркер назвал его «беглым капитаном флота Великих Моголов», зарекомендовавшим себя как король. [ 5 ]
Правило
[ редактировать ]Поскольку пиратство было распространено на острове на протяжении многих десятилетий, многие люди правили им до того, как Королевство Мраук У пришло к власти после победы над португальским пиратом Себастьяном Гонсалесом Тибао. Дилвар работал в армии Великих Моголов в качестве командующего военно-морским флотом в Дакке во время правления императора Великих Моголов Джахангира и губернаторства Субадара Ибрагим-хана Фатх-и-Джанга . Дилвар тайно отказался от своих обязанностей Великих Моголов, чтобы взять на себя управление Сандвипом, где он начал править независимо со своей семьей и собственной частной армией. По словам Саеда Муртазы Али , Дилвар сделал это, настроив армию Великих Моголов против Аракана, что позволило ему править мирно. [ 6 ] Неизвестно, почему Дилвар ушел с, казалось бы, стабильной работы и выбрал опасный независимый образ жизни. [ 4 ] Его правление длилось около 50 лет и началось между 1618 и 1622 годами. [ 1 ] Сын Дилвара, Шариф Хан, был сделан Моголами мансабдаром из 500 солдат. [ 6 ]
Сэмюэл Перчас , европейский путешественник в Сэндвип, упоминает, что большинство граждан были мусульманами, но Дилвар относился справедливо и к индуистскому меньшинству. Судебная система Дилвара была описана как уникальная. Один из его законов заключался в том, что обе стороны должны стоять на одном месте после ссоры и могут покинуть это место только после прибытия и вынесения приговора Дилвара. Говорят, что Дилвар, не колеблясь, даже при необходимости принял меры против своих родственников. Дилвар также игнорировал кастовую систему в индуизме . [ 6 ]
В вопросах защиты острова от врагов или военной тактики Дилал обладал немалыми заслугами. Единственная дорога в Сандип пролегала через ручей, отделяющий остров от материка. Он был мелким и очень узким, и приливные волны или буры, которые приходят два раза в день в виде горных волн с грохотом, проходят через него и делают его опасным для судоходства. . Ни одна лодка не может стоять в нем более трех-четырех часов в день из-за страха перед этой скукой. В устье этого канала он воздвиг форт, из которого несколько артиллеристов могли преградить путь или уничтожить тысячи врагов. Его дом в глубине острова представлял собой форт, окруженный рвом и густыми джунглями позади. [ 7 ]
В 1629 году Тири Тудхамма , король Аракана , понял, что Дилвар не желает мириться с его порабощением, и отправил войска на флотилию, чтобы разобраться с ним. Дилвар немедленно приказал своим солдатам тихо сидеть в ручье у входа на Сандвипский остров. Войдя через ручей, маги без страха начали выходить из лодок и направлялись к резиденции Дилвара. В этот момент войска Дилвара выступили, чтобы атаковать Магов, и солдаты форта также начали по ним стрелять. Многие маги были убиты или взяты в плен, хотя некоторым удалось спастись на сломанных лодках. Район, в котором впоследствии произошла эта битва, стал известен как Магдхара означает «Магс, захваченный в плен» , что на бенгальском языке . [ 8 ] С тех пор Сандвип стал относительно мирным островом, и Дилвар укрепил весь остров, чтобы его не могли захватить враги. [ 6 ]
Поражение
[ редактировать ]18 ноября 1665 года Шайста-хан , могольский губернатор Бенгалии, послал Абул Хасана возглавить завоевание Сандвипа и победить Дилвара, которому в то время было 80 лет. Они также имели поддержку голландских военных . [ 9 ] [ 10 ] Араканцы поссорились с португальцами, в результате чего португальцы также стали помогать Моголам. Шариф Хан очень хорошо защищал Сандвипа, но позже был ранен, что привело к его поражению. Затем армия Великих Моголов продолжила путь к дому Дилвара, где произошла еще одна битва. Дилвар оказал упорное сопротивление, но был вынужден сдаться после того, как был окружен всадниками Великих Моголов. К 26 января 1666 года завоевание увенчалось успехом, и главный капитан европейских пиратов был награжден. [ 11 ] Дилвар, Шариф и 92 сообщника были последовательно заперты в железной клетке в Джахангир-Нагаре , где Дилвар умер несколько дней спустя. [ 12 ] [ 3 ] Джордж Абрахам Грирсон утверждает, что они были заперты в Муршидабаде , хотя Абдул Кадер опроверг это утверждение, поскольку последний был основан и стал столицей Бенгалии Муршид Кули Ханом только в начале 18 века. [ 13 ] [ 4 ] Известные историки, такие как Гулам Хусейн Салим, Джадунат Саркар, профессор Мохаммад Мохор Али, Сунити Бхушан Канунго и Маулви М. Абдул Халим, утверждали, что Дилвар был схвачен и отправлен в Джахангирнагар (Дакка, в настоящее время Дакка) под началом Заминдера Монаввар Хана, а затем он умер. в тюрьме там. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 7 ] Абдул Карим Хан был последовательно назначен могольским фаудждаром (военным губернатором) Сандвипа в 1666 году. [ 18 ]
Наследие
[ редактировать ]У Дилвара было много сыновей и две дочери; Мусабиби и Марьям Биби соответственно. Среди его сыновей известно только имя Шариф-хана. В качестве компенсации Шайста-хан предоставил младшим сыновьям Дилала джагир из 10–12 деревень на берегу реки Далешвари в районе, известном как Патхаргата-Митхапукур недалеко от Дакки . Эти деревни были разрушены из-за речной эрозии двести лет спустя. Затем семья переехала в деревню Ганда в Саваре . [ 19 ] [ 20 ]
Потомки дочерей Дилала остались в Сандвипе. [ 2 ] Старшая дочь Мусабиби вышла замуж за Чанд Хана, а Марьям Биби вышла замуж за Мулиш Хана. [ 21 ] Мусапур и водохранилище Мусабиби остаются примечательными местами в Сандвипе. У Чанда Хана и Мусабиби было четверо детей; Джунуд Хан, Муким Хан, Сурулла Хан и Нурулла Хан. Сыном Джунуд-хана был Мухаммад Раджа, который был отцом Чоудхури Абу Тораб-хана и Пхулбиби. Сыном Муким-хана был Мухаммад Хусейн, отец Мухаммада Мурада. Пхульбиби и Мухаммад Мурад поженились, и у них родился сын по имени Мухаммад Ханиф, который стал известным заминдаром . [ 2 ] У Абу Тораба был дворец в Харишпуре, а также он был лидером первого антибританского крестьянского восстания в Бенгалии в 1767 году. [ 22 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Различные варианты написания, включая Дилавар, Дилвар, Делвар, Дилар и Дилавар.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Вебстер, Джон Эдвард (1911). Справочники округов Восточной Бенгалии и Ассама . Том. 4. Ноахали. Аллахабад : Пионер Пресс.
- ^ Jump up to: а б с Чоудхури, ABM Сиддик (1988). Вечный Сэндвип [ Вечный Сэндвип ] (на бенгали).
- ^ Jump up to: а б «Мариям Биби Шахабани Масджид» [Мариям Биби Шахабани Масджид] (на бенгали). Архивировано из оригинала 13 октября 2017 года . Проверено 20 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Мухаммад Абдул Кадер (1988). Раскрытые исторические заблуждения . Исламский фонд Бангладеш . стр. 161–167.
- ^ Сэр Джадунат Саркер, История Бенгалии, Том II, мусульманский период, 1943, Университет Дакки.
- ^ Jump up to: а б с д Сайед Муртаза Али (1964). История Читтагонга . стр. 49–50.
- ^ Jump up to: а б Журнал Мусульманского института, июль – сентябрь 1907 г., Дилал Раджа, автор Маулви М. Абдул Халим.
- ^ «7», История Дилала Раджи (на бенгали), 2015 г.
- ^ Абдул Карим (2012). «Шайста Хан» . В исламе Сираджуль ; Миа, Саджахан; Ханам, Махфуза ; Ахмед, Саббир (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (онлайн-изд.). Дакка, Бангладеш: Banglapedia Trust, Азиатское общество Бангладеш . ISBN 984-32-0576-6 . OCLC 52727562 . ОЛ 30677644М . Проверено 20 августа 2024 г.
- ^ Саркар, Джадунатх , изд. (1973) [Впервые опубликовано в 1948 году]. История Бенгалии . Том. II: Мусульманский период, 1200–1757 гг. Патна: Академика Азиатская. п. 379. OCLC 924890 .
Задача Шайста-хана заключалась в том, чтобы положить конец этому террору [араканским пиратам] ... Бенгальская флотилия (наввара) была сильно истощена ... Энергия и настойчивость Шайста-хана преодолели все препятствия. Новый флот был создан, укомплектован и оснащен чуть больше чем за год... За короткое время 300 судов были... готовы к боевой подготовке... Остров Сондип... [был] захвачен... (Ноябрь 1665 г.) Еще более важным достижением было соблазнение феринги Чатгаона со стороны араканцев ... Как раз тогда вспыхнула вражда между магхским правителем Чатгаона и местными португальцами ... Шайста-хан назначил их главному капитану награду... а все остальные их лидеры были зачислены на службу Великим Моголов.
- ^ Рэй, Анируддха (2012). «Португальский» . В исламе Сираджуль ; Миа, Саджахан; Ханам, Махфуза ; Ахмед, Саббир (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (онлайн-изд.). Дакка, Бангладеш: Banglapedia Trust, Азиатское общество Бангладеш . ISBN 984-32-0576-6 . OCLC 52727562 . ОЛ 30677644М . Проверено 20 августа 2024 г.
- ^ Обзор Калькутты, июль 1871 г.
- ^ Джордж Абрахам Грирсон (1903). «Сандип, Ноахалинский район» . Лингвистический обзор Индии . Том. В Ч. 1. с. 247–.
- ^ Риязу-с-Салатин, История Бенгалии, Гулам Хусейн Салим, стр.230
- ^ История Аурангзиба, Том 3, Джадунатх Саркар, стр.204
- ^ История мусульман Бенгалии, Том 1А, профессор Мохаммад Мохол Али
- ^ История Читтагонга, Том первый, Сунити Бхушан Канунго, стр.363
- ^ Шахидулла, Мухаммад . Сандип Уттаран (на бенгали).
- ^ Чоудхури, ПРО Сиддик (1988). Вечный Сэндвип [Вечный Сэндвип] (на бенгали).
- ^ Профессор Раджиб Хумаюн, Сандипер Итихас, Сомай О Сонгкрити (1987) (История, общество и культура Сандипа), стр.80,91
- ^ Чакрабарти, Раджкумар; Дас, Ананга Мохан (1924). История Сэндвипа ( на бенгали). п. 44.
- ^ Абул Калам Элиас (16 декабря 2003 г.). «Вклад Сэндвипа в борьбу за свободу» . Дейли Стар . Том. 4. Архивировано из оригинала 7 октября 2022 года . Проверено 20 февраля 2021 г.