Турибиус из Могровехо
Торибио Альфонсо де Могровехо | |
---|---|
Архиепископ Лимы | |
Церковь | Католическая церковь |
Архиепископия | Пять |
Видеть | Пять |
Назначен | 16 мая 1579 г. |
Установлено | 24 мая 1581 г. |
Срок закончился | 23 марта 1606 г. |
Предшественник | Диего Гомес де Ламадрид |
Преемник | Бартоломе Воин Волк |
Заказы | |
Рукоположение | 1578 |
Посвящение | 23 августа 1580 г. Кристобаль Рохас Сандовал |
Классифицировать | Епископ |
Личные данные | |
Рожденный | Торибио Альфонсо де Могровехо 16 ноября 1538 г. |
Умер | 23 марта 1606 г. Вам , вице-королевство Перу , Испанская империя. | (67 лет)
Похороненный | Собор Лимы, Перу 12,05° ю.ш., 77,03° з.д. |
Национальность | испанский |
Номинал | Римско-католический |
Родители | Луис Альфонсо де Могровехо и Ана де Роблес и Моран |
Занятие | Священник |
Образование | Закон |
Альма-матер | |
Святость | |
Праздник |
|
Почитается в | Костел |
Беатифицированный | 2 июля 1679 г. Рим , Папская область Папа Иннокентий XI |
канонизирован | 10 декабря 1726 г. Рим, Папская область Папа Бенедикт XIII |
Атрибуты | Епископальный наряд |
Покровительство |
|
История рукоположения Турибиус из Могровехо | |||
---|---|---|---|
| |||
|
Торибио Альфонсо де Могровехо (16 ноября 1538 — 23 марта 1606) был испанским католическим прелатом, который служил архиепископом Лимы с 1579 года до своей смерти. [ 1 ]
Сначала он изучал гуманитарные науки и право, прежде чем был назначен профессором университета. По приказу короля Филиппа II он стал Великим инквизитором , что считалось необычным, учитывая отсутствие предыдущего опыта работы в правительстве или судебной системе. Его благочестие и ученость достигли ушей короля. [ 1 ] [ 2 ] Его выдающаяся работа в инквизиции заслужила похвалу короля, который назначил его на вакантную архиепархию Лимы. Это было подтверждено папой, несмотря на протест Турибия. [ 3 ]
Могровехо был рукоположен в сан священника в 1578 году и рукоположен в сан архиепископа в 1580 году, прежде чем отправиться в Перу , чтобы приступить к своей миссии. Выдающийся и харизматичный проповедник, он приступил к крещению и катехизации коренного населения . Он подтвердил почти полмиллиона человек; в их число входили Роза Лимы и Мартин де Поррес . [ 1 ] [ 2 ]
Убежденный сторонник реформ, Турибий приступил к восстановлению порядка среди священников своей епархии. Он уводил самых злостных преступников от различных безнравственных процедур и скандалов, одновременно вводя новые образовательные программы в области подготовки священнослужителей. [ 3 ] [ 4 ]
После его смерти его репутация святого и образованного человека продолжала жить, что привело к призывам к его канонизации . Папа Иннокентий XI беатифицировал покойного архиепископа, а папа Бенедикт XIII канонизировал его в лике святых 10 декабря 1726 года. [ 1 ] [ 3 ]
Жизнь
[ редактировать ]Образование
[ редактировать ]Торибио Альфонсо де Могровехо родился 16 ноября 1538 года в Майорге в Вальядолид провинции Габсбургской Испании . Он был назван в честь Турибия Асторгского . [ 4 ] Его родители были аристократического происхождения: Луис Альфонсо де Могровехо (1510–1568) и Ана де Роблес-и-Моран (1515–???). Сестрой Турибиуса была Гриманезе из Могровехо-и-Робледо (1545–1635).
В детстве он был признан благочестивым, с сильной преданностью Пресвятой Богородице . В ее честь он постился раз в неделю и часто читал четки . [ 2 ]
Его образование соответствовало патрицию того времени; он поступил в колледж в Вальядолиде в 1550 году, где изучал гуманитарные науки. [ 1 ] [ 4 ] В Университете Саламанки он изучал право, а впоследствии поступил на его факультет. Его дядя Хуан де Могровехо работал там профессором, а также в средней школе Сан-Сальвадора в Овьедо .
Король Хуан III пригласил Хуана преподавать в колледже в Коимбре . Турибиус сопровождал туда своего дядю и учился в колледже в Коимбре, а затем вернулся в Саламанку некоторое время спустя. Вскоре после этого умер его дядя. [ 3 ] В феврале 1571 года ученость и добродетельная репутация Турибиуса побудили короля Филиппа II назначить его Великим инквизитором инквизиторского суда в Гранаде . [ 1 ] [ 2 ]
Епископат
[ редактировать ]Вскоре Филипп II выдвинул его кандидатуру на вакантное архиепископство Лимы, несмотря на его решительные протесты. Знание канонического права побудило его напомнить и королю, и папе, что церковные саны могут быть делегированы только священникам, но Святой Престол победил. [ 4 ] велась Подготовка к его рукоположению еще до официального объявления. [ 2 ] Он был рукоположен в сан священника в 1578 году в Гранаде (после четырех недель последовательного восхождения в младшие ордена ). 16 мая 1579 года Папа Григорий XIII назначил его архиепископом Лимы ; он был рукоположен в августе 1580 года архиепископом Севильи Кристобалем Рохасом Сандовалем . [ 3 ]
Огромная территория
[ редактировать ]12 мая 1581 года в Паиту прибыл новый архиепископ . Епархия, занимавшая площадь 1 340 000 квадратных километров, была огромной и включала в себя горы, джунгли и береговую линию. Управлять из столицы на побережье было крайне сложно. Помимо испанского, официальными языками, на которых чаще всего говорили, были кечуа , кичва , аймара , пукина и мапуче . Могровехо начал свою новую миссию, пройдя 970 км (600 миль) до Лимы пешком, при этом крестя и обучая местных жителей (даже если бы ему удавалось проходить в среднем 24 км в день, путешествие до Лимы заняло бы шесть недель). Через неделю после прибытия он был возведен на трон своей новой кафедры . [ 3 ] [ 1 ] Его любимой поговоркой было: «Время не принадлежит нам, и мы должны с ним строго считаться». Еще лучше использовать свое время после 1590 года ему позволила помощь миссионера-францисканца Франциска Солануса .
В одиночку и пешком он трижды пересек всю свою архиепископию, несмотря на ненастную погоду, свирепую дикую природу и тропическую жару. Ему также приходилось бороться с лихорадкой, и ему часто угрожали враждебные племена. Он сталкивался с этим, крестя и конфирмируя почти полмиллиона человек. Среди них были Роза Лимская , Мартин де Поррес , Хуан Масиас и Фрэнсис Солано , который позже стал близким другом. Все будут канонизированы . [ 1 ]
Посещая каждый приход, он заходил прямо в храм, чтобы помолиться перед алтарем и проверять состояние всех предметов, используемых в богослужении, прежде чем беседовать со священником о жизни прихода. Затем он проверял приходские книги. Он обязательно проверял, использует ли священник молитвенник, который приказал использовать Папа Пий V (в 1570 году, более чем за десять лет до прибытия Турибия на наместничество). [ 4 ] На первое посещение Турибиуса ушло семь лет. [ 5 ] Его второе посещение заняло четыре года, но третье было короче.
Турибиус организовал строительство дорог и школ, а также часовен и больниц. Он позаботился о том, чтобы они могли быть укомплектованы сотрудниками близлежащих монастырей, также основанных им. Забота Турибиуса о самых бедных слоях населения (см. следующий раздел) распространялась и на обездоленных испанцев. Их обращение за помощью было ограничено социальными нормами колонии. Тем не менее помощь от Турибиуса прибыла, часто без раскрытия ее источника.
Коренные народы
[ редактировать ]Начало епископата Турибия почти совпало с окончанием одиннадцати лет правления Франсиско де Толедо , пятого наместника. Его администрация оказала негативное влияние на коренные народы Перу. [ 6 ] стоимость его установления политического и экономического порядка, за что его прозвали «лучшим из наместников Перу». [ 7 ] В Лиме, удаленной от обширных внутренних районов, существовало эксплуататорское общество, основанное на традиции энкомьенды . Операторы шахт и купеческие князья вели роскошный образ жизни, процветая за счет принудительного труда коренного населения. Толедо воспользовался ранее существовавшей практикой принудительного труда во времена правления Империи Инков . [ 8 ] и расширил его. Названная «сокращением», политика Толедо насильственно переселила многих коренных народов в новые поселения, чтобы собрать рабочую силу для работы на шахтах и других испанских предприятиях, собрать дань и налоги, а также обеспечить их христианизацию . [ 9 ]
На фоне этого Турибиус считался защитником прав туземцев. Испанцы были привлечены со своей родины, чтобы сколотить состояние. Они остались без каких-либо эффективных ограничений на использование практически любых средств, находящихся в их власти. Турибиус часто сталкивался с шокирующими примерами тирании, жестокого обращения и циничного безразличия к христианским нормам морали. Возместить злоупотребления со стороны чиновников было практически невозможно. Расстояние от Испании было непреодолимым, а сообщение внутри наместничества осуществлялось по редким дорогам на огромной территории. Он выучил местные диалекты и боролся за права и свободы, противостоя власти и контролю наместника. Гражданские власти даже преследовали его, но его терпеливая настойчивость возобладала.
В конце концов Турибиус был вознагражден некоторым успехом. Восьмой вице-король Гарсиа Уртадо де Мендоса приложил усилия, чтобы «подавить притеснение коренного населения со стороны испанских колонизаторов. [ 10 ] "
Клерикальное образование
[ редактировать ]Отчасти из-за нехватки хороших священников среди коренного населения было огромное количество крещеных, но мало знакомых с христианской религией. Понимая, что поведение некоторых священнослужителей стало слишком скандальным, чтобы его можно было одобрить, Могровехо добивался реформирования находящихся под его руководством священников. Некоторых это возмутило, хотя наместник оказал поддержку и помощь. В 1591 году он основал первую семинарию в Западном полушарии. Он настаивал на том, что изучение языков коренных народов является обязательным условием. [ 4 ] [ 1 ]
Архиепископское руководство
[ редактировать ]По просьбе Филиппа II он курировал Третий провинциальный совет с 1582 по 1583 год. Он занимал пост президента, скорее направляя, чем возглавляя его. Еще два провинциальных совета в 1591 и 1601 годах были организованы Турибием. Могровехо открыл третий собор Лимы (т. е. вторую перестройку) 2 февраля 1604 года. За время его пребывания в должности также состоялись тринадцать епархиальных синодов и три провинциальных совета.
Иногда гражданская и церковная юрисдикция конфликтовали. Турибиус поссорился с Гарсиа Уртадо де Мендоса, наместником короля в течение шести лет с 1590 года. Школа семинарии не была основана без борьбы за то, должен ли вход увенчиваться гербом епископа или гербом короля. Также разгорелся спор по поводу отлучения от церкви Хуана Ортиса де Сарате, мэра Лимы, после того, как он приказал силой вывести подозреваемого преступника из церкви, где он искал убежища.
Тридентские реформы
[ редактировать ]Могровехо работал над достижением амбициозных целей Тридентского собора, сделав евангелизацию основной темой своего епископата. [ 4 ] В 1584 году он подготовил трехъязычный катехизис на испанском, кечуанском и аймарском языках, реализовав призыв Трента проповедовать на языках коренных народов. [ 1 ] [ 2 ] Он поддержал указ совета об отлучении священнослужителей, занимающихся бизнесом; они часто эксплуатировали коренное население.
В 1588 году папа Сикст V подтвердил акты Третьего Лимского собора, реализовавшие указы Трента. Эти акты из Лимы были приняты многими южноамериканскими епархиями. [ нужна ссылка ] .
Смерть
[ редактировать ]Могровехо предвидел точную дату и час своей смерти. Именно в Пакасмайо во время пастырского визита он подхватил лихорадку. Он продолжал работать до конца этого визита и прибыл в монастырь Святого Августина. [ 11 ] в Занье в критическом состоянии. [ 1 ] Он поднялся, чтобы получить Виатикум , и умер вскоре после этого в 15:30 23 марта 1606 года ( Великий четверг ). Его последними словами были слова Иисуса Христа на кресте, как в Луки 23:46: «Господи, в Твои руки предаю дух мой». [ 2 ] [ 3 ] Его останки были захоронены в архиепископском соборе Лимы.
Святость
[ редактировать ]Могровехо Беатификация отмечалась при Папе Иннокентии XI в 1679 году (утверждена папской буллой « Лаудеамус »). В папской булле « Quoniam Spiritus » Папа Бенедикт XIII канонизировал его в лике святых 10 декабря 1726 года. [ 1 ]
Литургический праздник Турибия, который когда-то отмечался 27 апреля, сейчас приходится на 23 марта. Его культ когда-то был ограничен в основном Южной Америкой , но его новаторские и устойчивые реформы теперь сделали его более распространенным.
В 1983 году Папа Иоанн Павел II провозгласил его покровителем латиноамериканского епископата. [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]- Список католических святых
- Могровехо
- Римско-католическая архиепископия Лимы
- Святой Турибий Могровехо, покровитель архива
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л «Святой Турибий Могровейский» . Святые СКПН. 28 июля 2017 года . Проверено 16 октября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Плинио Корреа де Оливейра . «Св. Торибио Могровехо, 23 марта» . Традиция в действии . Проверено 16 октября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Св. Турибио Могровехо » Санти и Беати Получено 16 октября.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Сладкий, Джозеф FX (21 августа 2014 г.). «Святой Торибио де Могровехо: апостол Перу» . Журнал «Кризис» .
- ^ Фермер Д.Х. (2011) Оксфордский словарь святых. 5-е изд. преп. Издательство Оксфордского университета, Оксфорд, Великобритания. ISBN 978-0-19-959660-7 .
- ^ Вайтман, AM. (1990) Миграция коренных народов и социальные изменения: Форастерос Куско, 1570-1720 гг. Издательство Университета Дьюка. Дарем, Новая Каролина. ISBN 9780822382843 .
- ^ Танталеан Арбулу, Дж. (2011) Вице-король Франсиско де Толедо и его время. 2 тома. Университет Сан-Мартин-де-Поррес. Лайм. ISBN 978-612-4088-17-9 . https://www.elvirrey.com/libro/el-virrey-francisco-de-toledo-y-su-tiempo-2-tomos_86988
- ^ При инках каждый должен был в течение определенного периода времени бесплатно работать на государственных предприятиях.
- ^ Валькарсель ЛЕ. (1940) Вице-король Толедо, великий тиран Перу: исторический обзор. Лима, Издательство Национального музея. Британская энциклопедия. Вице-королевство Перу. Историческая область, Южная Америка. https://www.britanica.com/place/Viceroyalty-of-Peru . По состоянию на 25 марта 2024 г.
- ^ Постановления, изданные маркизом Каньете, вице-королем Королевства Перу, как средство правовой защиты от злоупотреблений, которые совершают судьи туземцев, когда они торгуются с индейцами, а также от ущерба, а также от обид, которые терпят индейцы. Лима, Перу, 1614 г. https://www.loc.gov/item/2021666924 .
- ^ https://www.atlasobscura.com/places/zana
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Св. Торибио Альфонсо Могровехо» . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- Католическая иерархия [ самостоятельная публикация ]
- Жития святых
- Католик онлайн
- Краткая биография в MSN Encarta (на испанском языке)
- Американский католик
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Св. Торибио Альфонсо Могровехо ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- 1538 рождений
- 1606 смертей
- Христианские святые XVI века
- Римско-католические архиепископы XVI века в Перу
- Римско-католические архиепископы 17-го века в Перу
- Почитаемые христиане XVI века
- Христианские святые 17 века
- Испанское духовенство 17 века
- Почитаемые христиане 17 века
- Римско-католические архиепископы Лимы
- Епископы, назначенные Папой Григорием XIII
- Колониальное Перу
- Испанские римско-католические епископы в Южной Америке
- Испанские римско-католические святые
- Выпускники Университета Коимбры
- Выпускники Университета Саламанки
- Академический состав Университета Саламанки
- Выпускники Университета Вальядолида
- Почитаемые католики
- Римско-католические епископы XVI века в Перу
- Канонизации Папы Бенедикта XIII
- Беатификации Папы Иннокентия XI