Смерть и похороны Анны Датской.

Анна Датская (1574–1619) была женой Якова VI и меня , королевой-консортом Шотландии с 1589 года и королевой-супругой Англии и Ирландии с момента союза шотландской и английской корон в 1603 году до своей смерти 2 марта 1619 года. в Хэмптон Корт . [ 1 ] Она была похоронена в Вестминстерском аббатстве 13 мая. [ 2 ]
Последние болезни
[ редактировать ]В нескольких письмах упоминаются болезни Анны Датской, а королевский врач Теодор де Майерн оставил обширные латинские записи, описывающие его лечение Анны Датской с 10 апреля 1612 года до ее смерти. [ 3 ] С сентября 1614 года Анну беспокоили боли в ногах и опухоли, которые были формой подагры и водянки и ограничивали ее движения, как описано в письмах ее камергера виконта Лайла и графинь Бедфорд и Роксбург . [ 4 ] Она была достаточно здорова, чтобы отправиться на охоту в августе 1617 года. [ 5 ] но позже в том же году приступы болезни Анны стали изнурительными. Автор письма Джон Чемберлен отмечал: «Королева по-прежнему плохо настроена, и хотя она хотела бы свалить все свои недуги на подагру, большинство ее врачей опасаются дальнейших неудобств из-за дурной привычки или предрасположенности ко всему ее телу». [ 6 ]
Анна Датская получила «большую пользу» от рецептов, предоставленных Уолтером Рэли . [ 7 ] и написал королю Джеймсу в 1618 году, что его не следует казнить. [ 8 ] у нее случилось кровотечение из носа, В сентябре 1618 года в Отлендсе из-за которого она была прикована к постели и нарушила ее планы путешествий. [ 9 ] Люси, графиня Бедфорд, думала, что это ее ослабило, и она выглядела «опасно больной». [ 10 ] В ноябре комета была истолкована как предзнаменование ее смерти, но сообщалось, что она была здорова и наблюдала за охотой лис из окна своей спальни. [ 11 ]
Смерть в Хэмптон-Корте
[ редактировать ]

В январе 1619 года Майерн поручил Анне распилить дрова, чтобы улучшить кровообращение, но от этого ей стало только хуже. Майерн объяснил плохое здоровье королевы ее холодным и северным воспитанием. [ 12 ] Энн переехала в Хэмптон-Корт , и ее посещали Майерн, Генри Аткинс и, по словам Джерарда Герберта , Тернер, врач, рекомендованный Уолтером Рэли . [ 13 ] Ее брат, Кристиан IV из Дании , написал Майерну письмо с благодарностью за его работу. Кристиан IV также написал спутнице Анны, леди Грей из Рутина , чтобы поддержать Анну, которая считалась меланхоличной и одинокой. [ 14 ]
Король Джеймс и принц Чарльз очень хотели, чтобы Анна составила завещание, но она отказалась сотрудничать. Согласно письму, описывающему последние дни королевы, «Пира и служившая ей голландка» были ближайшими сопровождающими королевы на смертном одре, по большей части исключая из ее присутствия других придворных. Этими двумя слугами, вероятно, были французский слуга Пьеро Гюгон и датская камеристка Анна Каас . Симптомы у королевы включали «флюс» и кашель, похожий на чахотку. [ 15 ]
Она умерла в той же комнате, что и Джейн Сеймур , где установила свою любимую кровать, после того, как потребовала стакан рейнского вина , а затем стакан воды. [ 16 ] фрейлинами и женщинами-аристократами, присутствовавшими в последние дни, были графиня Арундел, графиня Бедфорд, леди Рутин , леди Кэри и графиня Дерби . [ 17 ] Датская Анна была с ней в ее последние минуты, и говорили, что незадолго до смерти королева ослепла. [ 18 ]
В Сомерсет-хаусе или Дании-хаусе
[ редактировать ]Тело Анны было забальзамировано аптекарем Льюисом Лемиром и запечатано в свинцовом гробу сержантом-сантехником Абрахамом Грином. [ 19 ] и 9 марта доставлен на барже в Сомерсет-Хаус , [ 20 ] иногда называемый «Домом Дании», где она лежала в сопровождении своих фрейлин. [ 21 ] Комнаты королевы были задрапированы черной тканью, а ее спальня - черным бархатом. [ 22 ] Турнир или турнир 24 марта, посвященный годовщине вступления на престол Якова VI и меня, был отменен. [ 23 ]
Леди Энн Клиффорд сидела у тела королевы 19 апреля, а затем взяла свою кузину на экскурсию по дворцу. Она наблюдала за телом всю ночь на 23 апреля вместе с леди Элизабет Горджес и другими. [ 24 ]
Большое количество геральдических вымпелов и знамен было изготовлено мастерской художника Джона де Крица для использования в Датском доме и аббатстве. На выставке был представлен герб Дома Ольденбургов и ее более широкие семейные связи. [ 25 ] Подобная выставка, прославлявшая ее происхождение и родословную, прошла за пределами Сент-Джайлса во время ее шотландской коронации в мае 1590 года . [ 26 ]
Похороны
[ редактировать ]
Король Джеймс приказал, чтобы похороны были «отмечены самым почетным образом и во всем так, как это было Елизаветы ». у покойной королевы Англии [ 28 ] Стоимость похорон оценивается в 30 000 фунтов стерлингов. [ 29 ] Расходами руководил Лайонел Крэнфилд , и стоимость черной траурной ткани, похоже, стала причиной задержки до 13 мая. [ 30 ]
Максимилиан Кольт сделал реалистичное изображение королевы для использования в Датском доме и во время службы в Вестминстерском аббатстве . [ 31 ] Натуралистическое изображение, названное «представлением», было облачено в малиновые одежды, малиновое бархатное платье и «пару тел» или корсетов . [ 32 ] Корона и скипетр для чучела, вероятно, были расписаны и позолочены Джоном де Крицем. [ 33 ] Дороти Спеккард украсила голову чучела вуалью, отделанной кружевом. [ 34 ] Костюм этого «представления» Мэри Коб надушила мускусом, цибетом и амброй . [ 35 ]
«Катафалк», катафалк , использовавшийся на похоронах в аббатстве, также был спроектирован Кольтом. Он был разрушен во время гражданской войны в Англии . [ 36 ] Иниго Джонс предложил альтернативный дизайн с более сложной скульптурной символикой, чем у Кольта. [ 37 ] Бенджамин Хеншоу , торговец шелком, предоставил золотую бахрому и отделку для бархатной подушки катафалка, на которой было помещено изображение. [ 38 ]
Во время планирования похорон шотландская придворная Маргарет Ховард, графиня Ноттингемская, считалась главной скорбящей, но другие аристократы, в том числе Алетия Ховард, графиня Арундел и Дороти Перси, графиня Нортумберленд, отказались отдать ей предпочтение. [ 39 ] Одним из предложенных решений было сделать Елену, маркизу Нортгемптон, главной скорбящей. [ 40 ] Граф Ноттингемский был адмиралом , высшим дворянским званием, и теперь поговаривали о том, чтобы сделать его «констеблем Англии». [ 41 ] Графиня Арундел была назначена главным скорбящим. [ 42 ]
В процессию от Датского дома к аббатству входили ее домочадцы и множество женщин-аристократок, все одетые в черные траурные одежды в количестве и качестве, соответствующем их статусу. [ 43 ] Также присутствовали и одетые в черное ювелиры королевы Джордж Хериот , Уильям Херрик , Джон Спилман и Авраам Хардерет , а также художники Питер Оливер , Маркус Герартс и Пол ван Сомер , а также многие ремесленники и торговцы, внесшие свой вклад в великолепие ее двора. [ 44 ]
Джон Чемберлен представил сатирический отчет о процессии: «протяжное и утомительное зрелище». [ 45 ] «все время отставали, даже уставшие от длины пути и веса своей одежды, каждая дама имела вокруг себя двенадцать ярдов сукна, а графини - шестнадцать». [ 46 ] [ 47 ] Другой зритель, Уильям Эпплгард из Линна, был убит куском каменной кладки, упавшим из Нортгемптон-хауса . [ 48 ] По словам Натаниэля Брента , камень представлял собой букву «S», часть девиза, образующего балюстраду на линии крыши, и был «брошен джентльменкой, которая наступила на него ногой, не думая, что он был таким каменным» [ хрупкий]. Брент был впечатлен «превосходным оснащением» колесницы, перевозившей изображение королевы по улицам Лондона. Он также сообщил, что церемонии и геральдические обязанности были выполнены лучше, чем на похоронах принца Генриха , но процессия была не такой большой, как на похоронах Елизаветы I. Хотя число скорбящих в черном было велико, слуги короля не присоединился к процессии. [ 49 ]
Проповедь произнес архиепископ Кентерберийский Эбботт Джордж . Тело Анны Датской было частным образом похоронено вечером в Вестминстерском аббатстве 13 мая, после похорон, рыцарем-маршалом Эдвардом Зучем . [ 50 ] Во время работ в аббатстве в 1718 году антиквар Джон Дарт увидел урну с надписью, содержащую забальзамированные органы Анны Датской. [ 51 ] который, как он думал, был перенесен в 1674 году во время перезахоронения принцев в Тауэре . [ 52 ] Впервые урна была помещена в хранилище 5 марта 1619 года, после того как Анну забальзамировали. [ 53 ]
Король Джеймс остался в Гринвичском дворце , пока принц Чарльз присутствовал на похоронах. [ 54 ] Сэр Эдвард Харвуд подвел итоги дня: «Похороны королевы вчера прошли торжественно, не превзойдя ожиданий, но все же великолепно». [ 55 ]
Последствия
[ редактировать ]Вскоре после похорон Анны король Джеймс приказал привезти ее драгоценности на тележках из Датского дома в Гринвичский дворец . [ 56 ] «Голландская Анна» и Хьюгон были арестованы за кражу некоторых драгоценностей королевы . [ 57 ] Драгоценности были найдены в Париже Эдвардом Гербертом . [ 58 ] который провел детальную инвентаризацию. [ 59 ]
Ряд поставщиков и ремесленников подали прошение об оплате, в том числе Бланш Суонстед, парикмахерша, присутствовавшая на похоронах. Маляр по мебели и позолотчик Томас Кэпп и семь его помощников обратились к королю Джеймсу с просьбой выплатить 1600 фунтов стерлингов за работу по дому, выполняемую королевой. Его со-истцы были; Уильям Томпсон, столяр; Изобель Шоу и Кристофер Шоу , вышивальщицы; Джаспер Хили, шелководец; Обойщики Джон Солсбери, Томас Эдвардс и Гилберт Харт. [ 60 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дженнифер Вудворд, Театр смерти: ритуальное управление королевскими похоронами в эпоху Возрождения (Boydell & Brewer, 1997), стр. 166.
- ^ Джемма Филд , «Упорядочение вещей в соответствии с приказом Его Величества: похороны супруги королевы Стюартов Анны Датской», Women's History Review , 30:5 (2021), стр. 835–855. дои : 10.1080/09612025.2020.1827730
- ^ Джозеф Браун , Тео. Turquet Mayernii Opera medica: Формулы Анны и Марии (Лондон, 1703 г.), стр. 1-97
- ^ Уильям А. Шоу, HMC 77 Отчет о рукописях лорда де л'Иля и Дадли: Сиднейские документы 1608-1611 , том. 4 (Лондон, 1926), с. 294: HMC Downshire , том. 5 (Лондон, 1988), с. 22 нет. 56: Лорд Брейбрук, Частная переписка Джейн леди Корнуоллис (Лондон, 1842 г.), стр. 56. 41: HMC Mar & Kellie , 2 (Лондон, 1930), с. 59: Уильям Шоу и Дж. Дифналт Оуэн, HMC 77 виконт Де Л'Иль Пенсхерст , том. 5 (Лондон, 1961), с. 307.
- ^ Уильям Шоу и Г. Дифналт Оуэн, HMC 77 Рукописи виконта Де Л'Иля , том. 5 (Лондон, 1962), с. 413.
- ^ Томас Берч, Двор и времена Джеймса I , том. 1 (Лондон, 1849 г.), с. 42.
- ^ Суд и характер короля Джеймса, 1650 (Лондон: Смитон, 1817), 12.
- ^ Томас Берч и Фолкстон Уильямс, Суд и времена Джеймса Первого (Лондон: Колберн, 1849), стр. 97.
- ^ Джон Николс, Прогресс Джеймса Первого , том. 3 (Лондон, 1828 г.), с. 493.
- ^ Джоанна Муди, Переписка леди Корнуоллис Бэкон (Крэнбери, Нью-Джерси, 2003), с. 93.
- ^ Элизабет МакКлюр Томсон, Письма Чемберлена (Лондон, 1966), стр. 147.
- ^ Генри Эллис, Оригинальные письма , 2-я серия, том. 3 (Лондон, 1827 г.), 198.
- ^ Уильям Шоу и Г. Дифналт Оуэн, HMC 77 виконт Де Л'Иль Пенсхерст , том. 5 (Лондон, 1961), 418–19: Дж. С. Брюэр, Двор короля Джеймса , 2 (Лондон, 1839), 187.
- ^ Уильям Данн Макрей, «Отчет об архивах Дании», 46-й отчет заместителя хранителя государственных архивов (Лондон, 1886 г.), 38, 45.
- ^ Сборник Абботсфордского клуба , том. 1 (Эдинбург, 1837 г.), с. 81
- ^ Джессика Л. Малай, Автобиографические сочинения Энн Клиффорд, 1590–1676 (Манчестер, 2018), стр. 43: Сборник клуба Эбботсфорд , том. 1 (Эдинбург, 1837 г.), стр. 81–3.
- ^ Сборник Абботсфордского клуба , том. 1 (Эдинбург, 1837 г.), с. 82.
- ^ Джон Николс, Прогресс Джеймса Первого , том. 3 (Лондон, 1828 г.), с. 531: Томас Берч и Фолкстон Уильямс, Суд и времена Иакова Первого , том. 2 (Лондон, 1849 г.), стр. 144–5.
- ^ Энтони Харви и Ричард Мортимер, Похоронные изображения Вестминстерского аббатства (Бойделл, 1994), стр. 61: Фредерик Девон, Проблемы казначейства (Лондон, 1836 г.), 357–58.
- ^ Дженнифер Вудворд, Театр смерти (Вудбридж, 1997), с. 166.
- ^ Лесли Лоусон, Из тени: Жизнь Люси, графини, графини Бедфорд (Лондон: Хэмблдон, 2007), с. 149.
- ^ Катриона Мюррей, «Два тела королевы: монументальная скульптура на похоронах Анны Датской, 1619 г.», Sculpture Journal , 29:1 (январь 2020 г.), стр. 29.
- ^ Джессика Л. Малай, Автобиографические сочинения Энн Клиффорд, 1590–1676 (Манчестер, 2018), стр. 78–9.
- ^ Джессика Л. Малай, Автобиографические сочинения Энн Клиффорд, 1590–1676 (Манчестер, 2018), стр. 44, 81.
- ^ Джемма Филд , Анна Датская: Материальная и визуальная культура дворов Стюартов, 1589–1619 (Манчестер, 2020), стр. 207–9.
- ^ Катриона Мюррей, «Два тела королевы: монументальная скульптура на похоронах Анны Датской, 1619 г.», Sculpture Journal , 29:1 (январь 2020 г.), стр. 32.
- ^ Филип Линдли, «Королева Дании Анна», Энтони Харви и Ричард Мортимер, Погребальные изображения Вестминстерского аббатства (Бойделл, 1994), стр. 63-66.
- ^ Джемма Филд, Анна Датская: Материальная и визуальная культура дворов Стюартов, 1589-1619 (Манчестер, 2020), с. 202.
- ^ Катриона Мюррей, «Имиджинг семейной политики Стюартов: династический кризис и преемственность» (Routledge, 2017), с. 107 сн.142.
- ^ Сьюзан Винсент, Одевание элиты: одежда в Англии раннего Нового времени (Берг, 2003), с. 62, 64: Томас Берч и Фолкстон Уильямс, Двор и времена Иакова Первого , том. 2 (Лондон, 1848 г.), с. 153.
- ^ Катриона Мюррей, «Два тела королевы: монументальная скульптура на похоронах Анны Датской, 1619 г.», Sculpture Journal , 29:1 (январь 2020 г.), стр. 27-43. дои : 10.3828/sj.2020.29.1.3
- ^ Филип Линдли, «Королева Дании Анна», Энтони Харви и Ричард Мортимер, Погребальные изображения Вестминстерского аббатства (Бойделл, 1994), стр. 61–5: Мюррей, «Два тела» (2020), стр. 29–30 : Дженнифер Вудворд, Театр смерти (Вудбридж, 1997), с. 172.
- ^ Эндрю Барклай, «Корона Святого Эдуарда 1661 года: отремонтированная, переработанная или замененная?», Придворный историк , 13:2 (ноябрь 2014 г.), стр. 158 два : 10.1179/cou.2008.13.2.002
- ^ Фанни Бери Паллизер , История кружева (Лондон, 1865), стр. 299.
- ^ 7-й отчет HMC: Саквилл (Лондон, 1879 г.), стр. 256.
- ^ Этель Уильямс, Анна Датская (Лондон, 1970), стр. 219.
- ^ Клэр МакМанус, Женщины на сцене Возрождения (Манчестер, 2002), стр. 205–8.
- ^ Похоронные изображения Вестминстерского аббатства , 64.
- ^ Сьюзан Винсент, Одевание элиты: одежда в Англии раннего Нового времени (Берг, 2003), с. 62.
- ^ Норман Эгберт МакКлюр, Письма Джона Чемберлена, том. 2 (Филадельфия, 1939), стр. 232–3: Мюррей, «Два тела» (2020), стр. 2. 33
- ^ Томас Берч и Фолкстон Уильямс, Суд и времена Джеймса Первого , том. 2 (Лондон, 1848 г.), с. 159.
- ^ Стивен Вирапен, Самый мудрый дурак: Роскошная жизнь Джеймса VI и меня (Бирлинн, 2023), стр. 335: Лесли Лоусон, Из тени (Лондон: Хэмблдон, 2007), с. 149.
- ^ Джон Николс, Прогресс Джеймса Первого , том. 3 (Лондон, 1828 г.), стр. 540–1: Джемма Филд, Анна Датская: Материальная и визуальная культура дворов Стюартов, 1589–1619 гг. (Манчестер, 2020 г.), стр. 204.
- ^ Джемма Филд , Анна Датская: Материальная и визуальная культура дворов Стюартов, 1589–1619 (Манчестер, 2020), стр. 205–7.
- ^ Дэвид М. Бержерон, Герцог Леннокс, 1574-1624: Жизнь придворного якобинца (Эдинбург, 2022), с. 136.
- ^ Бен Норман, История смерти в Англии 17 века (Pen & Sword, 2020), с. 108.
- ^ Джанетт Диллон, Язык пространства в суде, 1400-1625 (Кембридж, 2010), стр. 21.
- ^ Томас Берч и Фолкстон Уильямс, Суд и времена Джеймса Первого , том. 2 (Лондон, 1848 г.), с. 165: Томас Мейсон, Реестр крещений, браков и захоронений в приходе Св. Мартина в полях (Лондон, 1898 г.), стр. 179
- ^ Катриона Мюррей, «Два тела королевы: монументальная скульптура на похоронах Анны Датской, 1619 г.», Sculpture Journal , 29:1 (январь 2020 г.), стр. 31: Норман МакКлюр, Письма Джона Чемберлена , т. 31. 2 (Филадельфия, 1932), с. 237: Мэри Энн Эверетт Грин , Внутренние календарные государственные документы, 1619–1623 гг ., Стр. 45 со ссылкой на TNA SP14/109 f.77: Маноло Гуэрчи, Золотая миля Лондона: Великие дома Стрэнда (Йель, 2021), стр. 203–4, 216.
- ^ Джессика Л. Малай, Автобиографическое письмо Энн Клиффорд (Манчестер, 2018), стр. 85 и fn.489: Исторические мемориалы Вестминстерского аббатства (Лондон, 1882 г.), стр. 505-6: Матиас Рэндж, Британские королевские и государственные похороны: музыка и церемониал со времен Елизаветы I (Бойделл, 2016), стр. 85 и сн. 57.
- ^ Дженнифер Вудворд, Театр смерти (Вудбридж, 1997), с. 173.
- ^ Исторические мемориалы Вестминстерского аббатства (Лондон, 1882 г.), с. 524: Джон Дарт, Вестмонастериум, или История и древности аббатской церкви (Лондон, 1723 г.), Книга 2, стр. 167, 169.
- ^ Джон Николс, Прогресс Джеймса Первого , том. 3 (Лондон, 1828 г.), с. 530.
- ^ Аллен Б. Хиндс, Календарные государственные документы, Венеция , том. 15 (Лондон, 1909), с. 552 нет. 894.
- ^ Мэри Энн Эверетт Грин , Календарные государственные документы, внутренние, 1619-1623 , стр. 45 со ссылкой на ТНА СП14/109 ф.76.
- ^ Джон Николс, Прогрессы Джеймса Первого , том. 3 (Лондон, 1828 г.), с. 546.
- ^ Этель Карлтон Уильямс, Анна Датская (Лонгман: Лондон, 1970), стр. 203.
- ^ Кристин Джексон, придворный, ученый и человек меча: лорд Герберт Чербери и его мир (Оксфорд, 2022), стр. 149.
- ^ Моррис Чарльз Джонс, «Старые документы Герберта в замке Поуис и Британском музее: опись вещей, найденных в двух сундуках Пьера Гюгона», « Исторические и археологические коллекции, относящиеся к Монтгомериширу и его границам» , том. 20 (Лондон, 1886), стр. 100-1, 106, 226-7, 230-2, 242, 247-9, 251 , опись теперь находится в Британской библиотеке MS Add. 7082, сл. 46-54.
- ^ Мэри Энн Эверетт Грин , Внутренние календарные государственные документы, Джеймс I: 1619-1623 (Лондон, 1858), вып. 73: ТНА СП14/107 ф.106 и ф.121.