Мария Башкирцева
Мария Башкирцева | |
---|---|
Мария Башкирцева | |
![]() Башкирцев, 1878 г. | |
Рожденный | Maria Konstantinovna Bashkirtseva 12 ноября 1858 г. |
Умер | 31 октября 1884 г. Париж , Франция | (25 лет).
Причина смерти | Туберкулез |
Место отдыха | Кладбище Пасси , Париж, Франция |
Национальность | Русский |
Гражданство | французский, русский |
Род занятий | Дневник , художник, скульптор |
Известный | Журналы и картины |
Заметная работа | Журнал Марии Башкирцевой |
Подпись | |
![]() |
Marie Bashkirtseff , born Maria Konstantinovna Bashkirtseva ( Russian : Мария Константиновна Башкирцева ; 24 November [ O.S. 12 November] 1858 – 31 October 1884), was a Russian émigré artist [1] [2] родившийся в русской дворянской семье в их имении близ города Полтавы . [2] Она жила и работала в Париже и умерла в возрасте 25 лет.
Жизнь и живописная карьера
[ редактировать ]



Башкирцев родился в Гавронцах ( Havrontsi ) недалеко от Полтавы , Российская империя (современная Украина ), [1] [2] [3] в богатую дворянскую семью. Ее отцом был местный предводитель дворянства Константин Павлович Башкирцев. Ее мать Мария Степановна Бабанина (1833—1920) также принадлежала к русским дворянкам . Ее родители разошлись, когда ей было 12. [4] В результате она выросла в основном за границей, путешествуя со своей матерью по большей части Европы, с более длительными периодами в Германии и на Ривьере, пока семья не обосновалась в Париже. Получив частное образование и рано обладая музыкальными талантами, она потеряла шанс на карьеру певицы, когда болезнь лишила ее голоса. Затем она решила стать художницей и изучала живопись во Франции в студии Робер-Флёри и в Академии Жюлиана . [5] [6] [7]
Академия, как одно из немногих учебных заведений, принимавших студенток, привлекала молодых женщин со всей Европы и США. Среди однокурсников Академии были Анна Билинская-Богдановичова и особенно Луиза Бреслау , которую Башкирцев считал своей единственной настоящей соперницей. [7] За свою короткую жизнь Башкирцева создала замечательные, хотя и довольно традиционные работы, выставляясь в Парижском салоне еще в 1880 году и каждый год после этого до своей смерти (кроме 1883 года). В 1884 году она выставила портрет детей парижских трущоб под названием «Встреча» и пастельный портрет своей кузины, за что получила почетную награду. [4]
Самыми известными работами Башкирцевой являются «Встреча» (сейчас находится в Музее Орсе в Париже) и ее портрет «В мастерской» 1881 года , портрет ее коллег-художников за работой. Хотя большое количество работ Башкирцева было уничтожено нацистами во время Второй мировой войны , сохранилось не менее 60. В 2000 году на передвижной выставке в США «Преодолевая все препятствия: женщины Академии Юлиана» были представлены работы Башкирцевой и ее одноклассников. [8]

Как художница, Башкирцева взяла пример с своего друга Жюля Бастьен-Лепажа восхищения реализмом и натурализмом . Там, где Бастьен-Лепаж черпал вдохновение в природе, Башкирцев обратился к городской сцене, написав: «Я ничего не говорю о полях, потому что Бастьен-Лепаж царствует над ними как суверен; но улицы, однако, еще не обрели своего. .. Бастьен». [9] По несчастному случаю обе художницы в один и тот же год преждевременно скончались от хронической болезни, и на последних страницах дневника Башкирцевой записаны ее визиты к умирающему художнику.
Умирая от туберкулеза в 25 лет, [10] Башкирцев прожил ровно столько, чтобы стать интеллектуалом в Париже 1880-х годов. В 1881 году она написала несколько статей для Юбертина Оклера феминистской газеты La Citoyenne под псевдонимом «Полина Оррель». Одно из ее наиболее цитируемых высказываний: «Давайте любить собак, давайте любить только собак! Мужчины и кошки — недостойные существа».
Башкирцева умерла в Париже в 1884 году и похоронена на кладбище Пасси в Париже. ее большой друг князь Божидар Карагеоргиевич У ее смертного одра присутствовал . Ее памятник представляет собой полноразмерную мастерскую художника, объявленную правительством Франции историческим памятником. [ нужна ссылка ] Мария Башкирцева была включена в выставку 2018 года « Женщины в Париже 1850-1900» . [11]
Дневник
[ редактировать ]Примерно с 13 лет Башкирцева вела дневник, и, вероятно, именно этим она сегодня наиболее известна. Его назвали «поразительно современным психологическим автопортретом молодого, одаренного ума». [6] а ее настойчивая проза, порой переходящая в диалог, остается чрезвычайно читабельной. Она говорила на нескольких языках и, несмотря на свою самоотверженность, была проницательным наблюдателем с острым чутьем на лицемерие, так что ее журнал также предлагает почти романный отчет о европейской буржуазии конца девятнадцатого века . Постоянной темой ее дневника является ее глубокое желание добиться славы, вызванное ее растущим страхом, что ее периодические заболевания могут обернуться туберкулезом. Во вступительной части, написанной ближе к концу ее жизни и в которой она рассказывает историю своей семьи, она пишет: «Если я не умру молодой, я надеюсь жить как великая художница; но если я умру молодой, я намерена сохранить свой дневник». , что не может не быть интересным, опубликовано». Аналогично: «Когда я умру, будет прочитана моя жизнь, которая кажется мне замечательной. (Не хватает только того, чтобы она была другой)». [9] По сути, первая половина дневника Башкирцева — это история взросления, а вторая — рассказ о героических страданиях. [12]
Журнал Башкирцева был впервые опубликован в 1887 году и на тот момент был лишь вторым дневником женщины, изданным во Франции. Он имел немедленный успех, не в последнюю очередь потому, что его космополитический исповедальный стиль резко отличался от созерцательных мистических дневников писательницы Эжени де Герен , опубликованных в 1862 году. [12] Английский перевод появился два года спустя под названием « Мария Башкирцева: Журнал молодого художника 1860–1884» . В переводе Мэри Дж. Серрано он был сильно сокращен и искажен, ее родственники позаботились о том, чтобы большая часть материалов, которые они считали нелестными для семьи, была удалена.


Премьер-министр Великобритании Уильям Гладстон назвал ее журнал «книгой, не имеющей аналогов». [13] и еще одним ранним поклонником был Джордж Бернард Шоу . Английский писатель конца девятнадцатого века Джордж Гиссинг прочитал оригинальную французскую версию за восемь дней в июне 1890 года. [14] Он оставался популярным, в конечном итоге на основе истории ее жизни были созданы как пьесы, так и фильмы, в том числе «Дела Мопассана» режиссера Генри Костера , выпущенные в Соединенных Штатах в 1938 году. [15] Ее дневник был назван источником вдохновения американской писательницей Мэри Маклейн , чей собственный шокирующе исповедальный дневник был написан поколением позже, и его упоминали как образец более поздние писатели, которые стали известны своими дневниками, в том числе Пьер Луи , Кэтрин Мэнсфилд , WNP Барбеллион и Анаис Нин . [12]
Ее письма, состоящие из ее переписки с писателем Ги де Мопассаном (которую она начала под вымышленным именем), были впервые опубликованы в 1891 году. [4] [8]
До недавнего времени общепринятой датой рождения Башкирцевой было 11 ноября [23 ноября по новому стилю ] 1860 года. Однако после обнаружения оригинальной рукописи журнала Башкирцевой в Национальной библиотеке Франции выяснилось, что ее журнал был сокращен и подвергнут цензуре. ее семьей в первых изданиях. Дата ее рождения (1858, а не 1860) была сфальсифицирована матерью, чтобы Башкирцев выглядел еще более не по годам развитым. [ нужна ссылка ] Полное издание полного журнала, основанное на оригинальной рукописи, было опубликовано на французском языке в 16 томах, а отрывки за 1873–1876 годы были переведены на английский язык под названием « Я самая интересная книга из всех» (см. издания). перечислены ниже).

- Осень , 1883 год.
- Встреча , 1884 г.
- Зонтик , 1883 год.
- Весна , гр. 1884 г.
Редакции дневника
[ редактировать ]- Журнал Марии Башкирцевой: «Я самая интересная книга на свете» (том I) и «Жажда славы» (том II) . Английский перевод Кэтрин Кернбергер. Электронная версия книги: ISBN 978-1-62652-076-9 , Издательство: Fonthill Press, 2013.
- Мой дневник. Полный текст. Тома I-XVI (полный текст журнала в переписке Жинетт Апостолеску). Париж: Монтессон (улица Жан-Клод-Безанье, 5, 78360). Круг друзей Марии Башкирцевой, 2005 год. ISBN 2-9518398-5-5 . (на французском языке)
- Я самая интересная книга на свете: Дневник Марии Башкирцевой Том 1 . Английский перевод Филлис Ховард Кернбергер и Кэтрин Кернбергер. ISBN 0-8118-0224-8 , ISBN 978-0-8118-0224-6 , Издательство: Chronicle Books, 1997.
- Журнал Марии Башкирцевой. Перевод А.Д. Холла и ГБ Хекеля. Нью-Йорк: Рэнд, МакНелли, 1890 г. (На титульном листе указано: «Единственное полное английское издание»).
- Журнал Марии Башкирцевой. Перевод с введением Матильды Блинд . 2 тома. Лондон, 1890 год.
- Мария Башкирцева: Журнал молодого художника 1860–1884 гг . Английский перевод Мэри Дж. Серрано . Нью-Йорк: Касселл, 1889.
- Дневник Марии Башкирцевой с портретом . 2 тома, 1887 г. (на французском языке)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Башкирцева, Мария (Encyclepedia.com)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Британская энциклопедия
- ^ «Башкирцева, Мария (украинская художница и скульптор, 1858-1884, работала во Франции)» . Отображение полной записи ULAN (Getty Research) . Проверено 19 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- ^ «Мария Башкирцева» . Goodreads.com .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Мария Башкирцева» . Британская энциклопедия . Проверено 7 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рейнольдс, Сиан (200). «Бегство в Париж: женщины-художницы-эмигрантки поколения 1900 года из Шотландии и южных регионов». Обзор женской истории . Том. 9, нет. 2. С. 327–44.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мито, Хосе Х. «Мария Башкирцева: дань уважения» . Перевод Продана, Паолы. Архивировано из оригинала 22 октября 2021 года . Проверено 22 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мария Башкирцева: Журнал молодого художника 1860–1884 гг . Перевод Серрано, Мэри Дж. Нью-Йорк: Касселл. 1889.
- ^ Файдон, изд. (2019). Великие женщины-художницы . Файдон Пресс. п. 53. ИСБН 978-0714878775 .
- ^ Мэдлин, Лоуренс (2017). Женщины-художницы в Париже, 1850-1900 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0300223934 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рауль, Валери (весна 2011 г.). «Личные вещи: читая журнал Марии Башкирцевой (рецензия)». Биография . 34 (2): 343–346. дои : 10.1353/bio.2011.0016 . S2CID 161450217 .
- ^ Гладстон, Уильям Юарт (1889). «Журнал Марии Башкирцевой». Девятнадцатый век . Том. 126. стр. 602–607.
- ^ Кустильяс, Пьер изд. Лондон и жизнь литературы в викторианской Англии: дневник Джорджа Гиссинга, писателя. Брайтон: Harvester Press, 1978, стр. 219–20.
- ^ Эриксон, Хэл (2014). «Дела Мопассана (1938)» . Отдел кино и телевидения The New York Times . Архивировано из оригинала 15 декабря 2014 года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Олдисс, Брайан , Дружба: Мария Башкирцева
- Крестон, Дормер и Дороти Джулия Бэйнс. Фонтаны молодости: Жизнь Марии Башкирцевой . Тейлор и Фрэнсис, 1936 год.
- Кронин, Винсент . Четыре женщины в поисках идеала . Лондон: Коллинз, 1965; также опубликовано как «Романтический путь» . Бостон: Хоутон Миффлин, 1966.
- Мопассан, Ги де и Мария Башкирцева. «Целую ваши руки»: Письма Ги де Мопассана и Марии Башкирцевой . Родейл Пресс, 1954.
- Фишер, Т. Исследование Марии Башкирцевой . Анвин, 1892 год.
- Гарб, Тамар . «Раскрытие швов маскировки: саморепрезентация в случае Марии Башкирцевой». Джордж Робертсон и др. Читатель блоков в визуальной культуре . Нью-Йорк: Рутледж (1996).
- Хартман, Каби. «Идеология, идентификация и конструирование женственности: Le Journal de Marie Bashkirtseff ». Переводчик 5.1 (1999): 61–82.
- Хаббард, Том , Мари Б.: Биографический роман , Кирколди: Ravenscraig Press, 2008.
- "С". «Журнал Марии Башкирцевой: разоблачение и защита». Черное и белое , 6 февраля и 11 апреля 1891 г., стр. 17 и 304.
- Шифф, Джоэл. Портрет юного гения – Ум и искусство Марии Башкирцевой . Уилмингтон: Вернон Пресс, 2016.
- Серрано, Мэри Дж. (пер.) Письма Марии Башкирцевой . Лондон: Касселл и компания, 1891.
- Уилсон, Соня. Личные вещи: чтение журнала Марии Башкирцевой . Лондон: LEGENDA (Ассоциация современных гуманитарных исследований)/Maney |, 2010.
Внешние ссылки
[ редактировать ]


- 1858 рождений
- 1884 смерти
- Смертность от туберкулеза в XIX веке
- Художники XIX века из Российской Империи.
- Женщины-художницы XIX века из Российской империи.
- Женщины-писательницы XIX века из Российской империи
- Академия выпускников Джулиана
- Похороны на кладбище Пасси
- Женщины-скульпторы XIX века.
- Художницы-феминистки
- Смертность от туберкулеза во Франции
- Исторические памятники Парижа
- Дворянство Российской Империи
- Эмигранты из Российской империи во Францию
- Женщины-художницы XIX века
- Феминистки из Российской Империи
- Русские женщины-дневники
- Дневники XIX века из Российской империи
- русские женщины-скульпторы.
- Скульпторы XIX века из Российской Империи.