Культура Гьякова

Косованский Гьякова город . был населен с доисторической эпохи В течение средневекового периода, в 1485 году, Гьякова упоминается как деревня, конкретно как рыночное место. [ 1 ]
Гьякова служила торговым центром на маршруте между Шкодрой и Стамбулом .
Старый город Гьякова был одним из самых развитых торговых центров во время правления Османской империи на Балканах . Свидетельством этого периода является торговая зона грандиозной торговли (çarshia e Madhe), расположенная в центре старого города, в которой есть много сохранившихся и восстановленных магазинов и жилых зданий. Покупки были разработаны в рамках мечети Хадим, построенной в 1594-95 годах как пожертвование Hadum Sylejman Efendia (известная как Hadum Aga), который одновременно пожертвовал средства на другие общественные объекты в городе, в том числе некоторые из первых магазинов на старом рынке.
Гджакова впервые упоминается как город в 1662 году, одуманным турецким путешественником Евлия Челеби , который назвал его процветающим и привлекательным городом, состоящим из 2000 домов, все построенные из камня с крышами и садами. Общественные здания были подходящими на широкой равнине и включали две богато украшенные конгрегационные мечети, несколько молитвенных домов, несколько ханов с свинцовыми крышами, восхитительная баня и около 300 магазинов, таких как Nightingale-Nests. [ 2 ]
Формы деноминации города изменились на протяжении веков. Самая старая форма «Якова» происходит от базы «Jak» антропоним, рассеянного среди поставщиков албанцев и османского суффикса "Ovasi", что означает поле. Таким образом, «Jak Ovasi» означает поле Jak, потому что Jak Vula, согласно традиции, позволил Хадуму Ага построить мечеть и вышеупомянутые объекты с состоянием, которое будет построен город, будет носить его имя. [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ]
Религия
[ редактировать ]В 16 -м веке было только 13 исламских семей, из 68 семей, которые жили в Гьякове. [ 5 ]
Согласно демографической статистике 2011 года, видной религией является ислам, в том числе 81,75% населения, а 17,23% - христианин, 0,02% ортодоксальных и 1% других. [ 6 ]
Это является результатом процесса исламизации, который произошел во время Османского правления.
Большинство католиков живут на улице «Рруга и Католихва», где две основные церкви и другие в деревнях. Мусульмане, живущие в других частях города и в большинстве деревень, поощряют строительство мечетей, которое могло бы считать около 10-15 зданий на протяжении веков. Религиозные памятники обогащают культурное наследие Гьяковы. [ 1 ] [ 7 ]
Памятники культурного наследия
[ редактировать ]
Гьякова очень богата в отношении памятников культурного наследия. Большинство из них являются религиозными памятниками, но Гьякова также известна своими другими интересными памятниками, такими как: каменные дома (кулла), сильные каменные мосты и старый базар, как городские, архитектурные и традиционные ручной работы. [ 1 ] [ 8 ] [ 9 ]
Исторические памятники в Гьякове , Западный Косово , разделены на три основные категории, основанные на их культурном , религиозном и социальном контексте. В 1574 году мечеть Хадима была построена на собственности Jak Vula, заложив основу города. Основная часть города была создана между рекой Крена на восток и холмом Кабрати на западе. Вокруг краеугольного камня города был создан старый базар , центр торговли и мастерства . К 1900 году на базаре размещались около 1000 предприятий . Многочисленные мосты были построены, чтобы позволить торговым караванам пересечь соседние реки. С быстрым развитием торговли в городе было построено несколько гостиниц для посетителей. Из -за его древнего происхождения и быстрого экономического развития Гьякова имеет историческое значение. [ 10 ]
Мечети
[ редактировать ]Гьякова, как город с исламской основной религиозной ориентацией, характеризуется большим количеством мечетей и теккса. Одной из наиболее важных мечети является мечеть Хадим, в то время как есть также некоторые другие, такие как: мечеть Кусар и мечеть Махмут -Паша.
- Мечеть Хадима была построена Силейманом Хадумом Ага в 1594-95 годах, став первой мечетью в Гьякове. Комплекс мечети хадим представляет собой культурный, образовательный и религиозный центр этой области. Раньше он состоял из медресе, библиотеки и магазинов, которые были уничтожены во время войны в Косово 1999 года. [ 11 ] Мечеть, составляющая основной молитвенный зал, богато украшенный вестибюль и минарет, славится своей красочной интерьером и экстерьером. [ 12 ] Его украшения показывают примеры стиля исламского албанского барокко, используемых в 19 веке. [ 5 ]
Церкви
[ редактировать ]Гьякова также характеризуется двумя основными католическими церквями, которые являются частью культурного наследия. Это:
- Церковь святого Нду (Антона)
- Святой Павел и Церковь Святого Петра
Церковь Святого Антона Падова
[ редактировать ]Церковь Святого Антона Падова («Нду») была построена в 1931 году, расположенной в католическом районе, рядом с церковью Святого Пала и церковью Святого Пьетера в Гьякове. Ранее его называли « Церковь Мила» (Эмилио А. Клесс), построенный в 1882 году, но позже эта церковь была полностью разрушена. В 1931 году Патер Лоренк Мазреку построил новую церковь в том же месте, что и старая церковь. Он был отремонтирован несколько раз с добавлением общежитий, офисов и туалетов, но он тщательно сохранил эту концепцию и архитектурное значение католических церквей. Церковь Святого Нду, являющаяся одним из старейших священных зданий в Гьякове, является важным архитектурным местом в городе. [ 13 ] Во время войны в Косово в 1999 году церковь подвергалась серьезным ущербам, нанесенным югославскими солдатами. [ 14 ]
В формировании
[ редактировать ]Большинство Tekkes принадлежат к исламскому суфийскому тарикату /ордерам, таким как Rifai , Saadi и т. Д.
Большой аутогепальный балков Tekke - самый старый Tekke of Saadi Tarikat во всей Румелии , начиная с происхождения города Гьякова. [ 1 ] [ 8 ] [ 9 ] Другие важные Tekkes:
- Shejh Emereth
- Thejh to tekke
- Шейх Данджолл Текке
- Бекташи Текке
- Tekke на Баба Али
Одеяло шейха Эмина
[ редактировать ]
Tekke (Khanqah) шейх Эмин был построен в 1730 году шейхом Эмином, известным архитектором, который создал много важных архитектурных комплексов в Гьякове. Он принадлежит суфийскому мусульманскому порядку ( суфизм ), в частности, грустному Тарике. Это один из многих религиозных памятников, которые представляют народную архитектуру в Гьякове. Весь комплекс с его «тирбами» (маленькие мавзолеумы ), ритуальные молитвенные залы, называемые «Самаханесами», домами и фонтанами, делают этот Tekke монументальным религиозным зданием. Он характеризуется подробной сакральной архитектурой, с ее резными элементами дерева, которые показывают столетия культурных ценностей, спрятанных за этим Tekke. Таким образом, он был защищен законом с 1956 года. Этот памятник часто называют моделью при анализе других архитектурных памятников с этой формой. [ 13 ]
Бекташи Текке
[ редактировать ]
Бекташи Текке был построен в 1790 году в самом сердце комплекса Большого Базара в Гьякове. Будучи первым в своем роде, этот Tekke представлял Тариката Бекташи. Согласно легенде, Тарикат Бекатши был создан Хакси Бекташ Велиу в Анадолу в течение тринадцатого века. Когда Османская империя начала расширяться, миссия этой мусульманской секты прибыла из Анадолу на Балканах , Крите и Греции . В Гджакове Бекташи Текке был уничтожен сербскими вооруженными силами во время войны в Косово в 1999 году. Тысячи книг, в том числе пятьдесят восемь рукописей, были сожжены, поскольку вся структура была разрушена. Бекташи Текке был реконструирован в период с 2004 по 2006 год, так что верующие смогут выполнить свои духовные ритуалы. [ 15 ] Он характеризуется звонком, дверью двора, которая объявляет еще одну толпу посетителей, которые разделяют ту же самую мусульманскую веру. Могилы семи из девяти отцов Бекташи, которые служили здесь с семнадцатого века, расположены в правом храме Текке, а двое других были похоронены в Турции. Эти семь могил считаются священными, что означает, что они дают людям направление, чтобы найти путь к Богу, и они помогают людям бросить вызов их трудностям в жизни. Бекташи несет свои собственные конкретные исламские идеи, указывая на разнообразие убеждений в Косово и распространенность религиозной терпимости. [ 16 ]
Гранд Текке
[ редактировать ]
Гранд Текке расположен недалеко от Большого Базара, рядом с башней часов (Албанский: Сахат Кулла). Он был построен в семнадцатом веке и остается самым старым Tekke of the Saad Tarikat (местное племя мусульманской секты) во всей Румелии (старый Балкан). Он был основан шейхом Сулейманом Акхизой Баба в 1582 году, [ 17 ] с происхождением из семьи Бушати в Шкодер , Албания (Буштлинхет). Шейх Сулейман жил в Гьякове вместе со своими тремя сыновьями в течение нескольких лет. Один из его сыновей, Данджолл Эфендиу, последовал по его стопам, став первым имамом в мечети Хадими в Гьякове. Через некоторое время шейх Сулейман вместе со своим третьим сыном переехал в Призрен , ближайший город в Гьякову, и построил Саад Текке в Мараш, центр города. Фокус всего Гранд -Текке - храм «Тирбе», где похоронены святые. Есть также так называемые «Самахане», где люди выполняют свои религиозные практики, и жилой отдел, где живут семья и ее члены, которые заботятся о Tekke, живут. [ 15 ]
Мосты
[ редактировать ]
Гьякова имеет много мостов, которые были построены для соединения города с другими развитыми областями, такими как Призрен , Вуштрри и Шкодра , и одновременно облегчают путешествие караванов . Мосты были в основном построены Эснафом Гьяковой , которые сыграли основную роль в экономическом развитии того времени.
Наиболее заметными мостами являются:
- Мост Терзийски - это знаменитый каменный мост, построенный через реку Эренк 1730 года. Он служил средством для эснафов/Терезиса Гьяковы (ремесленников) между Гьяковой и Призреном. Он состоит из одиннадцати арки в форме полу-арх и десяти разрядных окон между ними. Он имеет длину 192,8 метра и ширину 5,1 м. Мост находится под защитой с 1962 года за его историческую, социологическую, художественную, городскую и культурную ценность. [ 10 ]
- Мост Табакет охватывает реку Эреник. Построенный Эснафом Гьяковой в 1771 году, он служил связью между Гьяковой и Шкодрой, двумя известными торговыми городами в то время. Это строительство длиной 127 м, состоящая из 14 окнов перемычки с разрядами и резными рельефами. Ножницы, похожая на фигуру (рабочий инструмент мастера, который построил мост), ручная ладонь с пальцами и розетка с небольшой сферой и радиусом внутри вырезана в одном из арх моста. Он также находится под защитой с 1962 года. [ 10 ]
- Мост Талики построен на реке Крена и соединяет старшую часть города на западе с новейшим на востоке. Мост длиной более 21,50 м, шириной 4,05 м и имеет высоту 5,0 м. Ранее в ее структуре было три избалочных хранилища с двумя разрядными окнами, а позже у него было две большие арки и две столбцы. Он состоял из 7 -метровой длины деревянной конструкции. Решение в 1962 году о его защите сообщает, что оно также имеет историческую, социологическую, художественную, городскую и культурную ценность. [ 10 ]
- Мост Fshajt представляет собой каменный мост с одной аркой над каньоном реки Дрини I Bardhe по дороге из Гджаковы в Призрен. Мост высотой 18,50 м, шириной 7 м и длиной 37 м. Во время первой мировой войны он был полностью уничтожен, но в 1942 году был восстановлен. В войне 1999 года он был снова поврежден и был восстановлен итальянскими силами Косово (KFOR) . И мост, и каньон были законно защищены с 1986 года. [ 13 ]
- Исламский мост Беги
Многие из этих мостов, начиная с 18 -го века, все еще используются и представляют исторические, социологические, городские, художественные и культурные ценности. [ 9 ]
Часовая башня
[ редактировать ]
Часовая башня (Sahat Kulla) была построена в 1597 году (сразу после мечети Хадим) в месте, известном как «Поле часов» (долина часов, недалеко от Большого Базара), [ 15 ] характеризует быстрое экономическое развитие Гьяковы в то время. В 1912 году башня была сожжена чернограммами вооруженных сил (часть балканских войн ), в то время как колокольня была удалена и доставлена в Черногорию. С боками длиной 4,10 м и высотой около 30 метров, новая часовая башня была построена позже вблизи основы предыдущей. Построенная в основном из камня с деревянной областью наблюдения и крышей, покрытой свинцом, башня часов уникальна в своем роде. [ 1 ] [ 9 ] [ 13 ]
Haraqia Inn (Haqi Haracia)
[ редактировать ]
Датинг с 16 -го века, Haraqija Inn (Harausicia Inn) является одним из старейших объектов в Гьякове, что история связана с происхождением города. Используя много разных проходящих караванов, гостиница расположена в южной части базара. Характерный деревянный стиль строительства, с красивым «rosardak», двумя этажами и замечательным двором, он почти спас оригинальную форму. На втором этаже было несколько однокомнатных комнат, где люди караванов, в основном от Шкодера , которые путешествовали и торговали в Венедику , обычно проходили ночью. Есть много элементов, которые напоминают старые времена, и это хорошее удовольствие, Особенно для тех, кто любит восточный стиль. В настоящее время гостиница Harausicia используется как музейный ресторан, где люди могут подавать с традиционными продуктами. [ 1 ] [ 7 ]
В 1870 -х и 1880 -х годах 16 гостиниц были построены в Гджакове. В 1835 году Ами Бо написала о красоте гостиниц Харакья и Ислама Ага. Миллер в 1838 году упомянул большой караванерай, в котором приняли участие около 100 гостей и их транспортных животных. У каравансераи были большие залы армянских серафов. Одна из самых известных гостиниц, которая до сих пор существует в настоящее время, - Haraqija Inn, расположенная недалеко от мечети Хадими. Inn по -прежнему служит рестораном и может принимать около ста человек. [ 13 ] Haraqija Inn состоит из двух частей: «Старая гостиница» на Западе и «Новая гостиница» на востоке. Считается, что старая гостиница была построена сразу после строительства мечети Хадими, тогда как новая гостиница была построена в 1901 году. Старая гостиница состоит из двух этажей, первого этажа, который построен с камнями, и первый этаж, который сконструирован с кирпичами и чердаком. Все потолки украшены резным деревом. Кроме того, новая гостиница состоит из первого этажа и первого этажа, построенного с кирпичами. Даже сегодня новая гостиница все еще поддерживает свой традиционный стиль. [ 15 ]
Старый базар (старый базар)
[ редактировать ]
Старый базар Гджакова (от турецкого: çarshı, означающий рынок албанцев: çarshia e vjetër; также известный как çarshia e Madhe - Grand Bazaar) этот сердечный рынок с небольшими деревянными магазинами с 16 -го века, если не ранее, был центром мастера и ремесленники разных ремесленников. Старый базар считался одним из оригинальных базаров в Албании , который вместе с небольшим базаром, деревянной площадью, площадью зерна, животным (рынок животноводства) и т. Д. Составил самый важный объект рынка Гьякова. Несмотря на то, что два базаара (старый и маленький) разделены от реки Крена, были связаны с хорошей системой мостов, освещенных головными огнями, создавая унитарный и создавая старый базар одним из крупнейших и квалифицированных рынков в Албании . Этот рынок большой экономической ценности для города Гьякова был сожжен на земле во время войны 1999 года, но впоследствии он был восстановлен в том же стиле, и сегодня он был возрожден. Старый базар - один из самых необычных восточных памятников в Косово и за рубежом. [ 1 ] [ 7 ] [ 8 ]
Он содержит около 525 важных зданий., [ 18 ] охватывая площадь около 34 000 м 2 , с его севером на юг, достигая 1000 м.
История старого базара
[ редактировать ]Основанный с появлением первых ремесленников и производственной производственной ремесленной работы, когда Гьякова выиграла статус «Касаба» в 1594/95 году, старый базар представляет бесценную ценность культурного и социального развития Гджаковы. Для поддержания объектов, построенных Сельманом Хадимом Ага, такой мечети, «mejtep» (религиозная начальная школа), «Мувакихан» (здание, которое измеряет время и определяет календар «Хамам» (общественная ванна), гостиница и магазины, султану попросили добавить в свою «вакэф» какую -то землю от султаната. [ 1 ] [ 7 ] [ 8 ]
Посетившись в 1662 году, Гьякова первой и правой интерпретируется для старого базара, от турецкого путешественника, Евлии Челеби, который был поражен большим количеством магазинов, зданий и ремесленных работ. [ 1 ] [ 7 ]
Самыми известными ремесленниками и ремесленниками были оружейники, серебряные мастеры, минмиты, продюсеры медных блюд, портные (Terezis), таннерс (Tabaks), вышиватели, библейки, музыкальные инструменты, производители трубопроводов и плотники. [ 19 ] Различные типы мастерства вносили огромный влиятельный вклад в культурное, социальное и экономическое развитие региона Гьякова.
Он находится под защитой закона с 1995 года. [ 10 ]
Городская полная старая базар
[ редактировать ]Старый базар - самая особенная характеристика Gjakova. С восточной структурой кривых дорог, которые спонтанно связывают разные районы, это вдохновляет каждого архитектора. Из центра города через ислам -мост Беги можно добраться менее чем за пять минут. Он включает в себя пространство от 35 000 м. 2 , с главной дорогой, которая длиннее 1 км. По архитектории, он представляет собой интересную структуру самых красивых моделей традиционной архитектуры и навыков здания, начиная с самых крошечных деталей до большого комплекса зданий, предметов, окружающей среды и урбанизма, всегда сохраняя величие в каждой детали. У архитектора, который спроецировал старый базар, имел гигантскую творческую силу, что делает его символом традиционной жизни народа Гьяковы. [ 1 ] [ 7 ] [ 8 ]
Традиция ремесла
[ редактировать ]С тех пор, как он был связан с развитыми местами того времени, такая Шкодра , Дубровник , Венедик , Сербия , Черногория , Болгария , Македония , Египет , Австрия и т. Д., Гьякова была развита быстро. В качестве центра этого развития был старый базар, который в основном лежал вокруг мечети Хадим , между холмом Чибрати и рекой Крена. Старый базар в 19 -м веке имел 1250 магазинов различных ручной работы, которые управляли развитием торговли внутренней и за рубежом. Даже на старом базаре Гджаковы день торговли, используемый в течение долгих трех дней, и некоторое время было организовано два раза в неделю. Согласно старой византийской традиции, которая имела свободно развитие во время правила Османской империи , каждый вид ручной работы или торговли имел свою дорогу или площадь. В то время как в восточной части старого базара были собранные шелковые работники, ремесленники из вышивки, кнопку под названием «Сумбулла», рабочие, на противоположной стороне к югу, были сгруппированными работниками и серебряными и серебряными. Рядом с мечетью Хадима была центрирована на производство со многими магазинами, в то время как в различных точках старого базара были размещены другие ремесла, такие как: мастера шерстяной белой шляпы, работники стеганых одеял, кожаные переработчики, работники лезвия, оружейники, работники коврика, портные, седлеры,,, Рабочие, пекари и мясники. Старый базар имеет большую культурную, социальную и историческую ценность для науки, потому что благодаря изучению ее может быть известна традиционная и социальная жизнь в Гьякове. Это выражает настоящий музей с разнообразием различных издевательств, некоторые из которых остались как часть духовного наследия. [ 1 ] [ 7 ] [ 8 ]
Традиционные городские дома
[ редактировать ]
Традиционные городские дома, которые раньше имели около двора, впадающие в двери, своего рода гостевой дом, состоящий из комнаты знакомых и незнакомых, с отделенными ваннами и туалетами, конюшня для размещения животных и сеносопока Для животных, чем пшеница, кукуруза, корзина и т. Д. На этой стороне дома были расположены гости, которые не удалось закончить все работы в течение дня рынка, что иногда, когда базар достиг Пик его развития длился до трех дней. [ 1 ] [ 7 ] [ 9 ] Самые известные городские дома:
- Sylejman Vokshi House расположен у входа в Grand Bazaar в районе под названием «Mejtepie ruzhdije». Башня была построена в первой половине восемнадцатого века. Это имеет большую историческую ценность, потому что там родился Силейман Вокши, родился. Силейман Вокши в основном отличался своим участием в национальном движении Албанского. [ 15 ] Он был инициатором Национальной лиги Призрена (сентябрь 1878 г.), политического и военного лидера, члена центрального комитета, главы финансовой комиссии этой лиги и главы Албанской лиги в Гьякове. Эта башня была защищена законом в 1980 году и имеет архитектурную ценность с тех пор, как она построена с кирпичами, природными камнями и минометным известняком. Здание претерпело небольшие изменения, особенно во внутренней части. [ 13 ]
- Дом Абдулла Пашэ Дрен , построенный в 1790 году, представляет собой трехэтажное здание в форме башни, которая служила частным домом и крепостью. Он был построен из камня и кирпичей, и у него есть небольшие окна. [ 15 ] В настоящее время на первом этаже нельзя увидеть снаружи из -за увеличения уровня главной дороги, которая соединяет две части города через Исламский мост Бег. Помимо его архитектурной ценности, это здание также имеет историческое значение. Когда Маршалл Мехмет Али Паша посетил Гджакову, чтобы контролировать привлечение этого региона к княжеству Черногории , он был убит вместе со многими османскими солдатами в этом доме. [ 13 ]
- Дом Рексхепа Хаксхи Исмаили: Этнографический музей был построен в 1830 году. Первоначально это был дом Рексхепа Хаксхи Ислами, чей высокий статус гражданина был представлен его жизнью в угловом жилище. В доме есть два этажа с интересными углами и уникальной системой отопления. Потолок дома украшен резной древесиной. Он находится под юридической защитой с 1955 года. [ 13 ]
- Дом Хасана Поллошка
- Каменный дом «башня» Мустафа Вокши
- Дом «башня» Хисни Коши
Ручной
[ редактировать ]- Производство оружия - оружие
Производство металлов включало в себя несколько важных мастеров, таких как оружейники, серебряныемии, производство медных блюд, штанги и т. Д. В течение 18 -го века в Гджакове, известном оружейнике, Tush Dyfektxhija (Rifle), удалось создать «популярную школу» этой рабочей силы, Все еще известен с тем же именем. Туш считался самым талантливым мастером для производства и украшения «Селинов» (пистолет, названный в честь своего рода змеи, учитывая, что голова была в форме змеи). Длинное оружие, изготовленное в Гьякове, украшенное золотыми и серебряными элементами, украшенным «албанским путем», стало известным по всей Европе с 18 -го века. Эти и другие модели также были проданы за границу на других рынках, таких как Венеция , Австрия , Греция и т. Д. [ 1 ] [ 7 ] [ 8 ]
- Серебряныемиты
Руководители Гьяковари также были известны как серебряныемии. Гджакова, Пежа и Призрен являются известными серебряными серебряными вещами относительно их работы филигранья и резьбы. Комбинация черно -белого металла, метод крафта, была названа «стилем Гьякова», который отличался от «стиля Prizrren и Pehja» (филигранку и зерно соответственно). Этот стиль мастерства использовался в производстве колец, табачных корпусов/ящиков, табачных труб и т. Д. До сих пор Gjakovars сохранялся в секрете.
Художественные работы серебряных болот были хвалили не только среди коренного населения, но и из зарубежных стран, которые сделали их знаменитыми.
От продуктов для личного украшения Gjakovar Silversmiths мы можем упомянуть: кольца, доходы, браслеты, тасфа (декоративные шляпы для женщин) и т. Д., Которые использовались из самых богатых семей страны, а также экспортировались в Стамбул.
- Портные ("terzinjes")
Ежегодник Призрена Виладже (рукопись) 1874 года упоминает об огромном количестве портных («Терзи»), Керриерская работа («Табак») и работы в вышивке («Gajtanxhi/Kazaz»). В Гджакове портные были разделены по категориям в соответствии с их обществом. Первая категория, которую IE работала в самых богатых рядах города с выбранными импортированными тканями, которые были проданы с более высокими ценами. Полдоры работали костюмы и наряды с высокими художественными ценностями. Одежда была вышита шелковыми, золотыми и серебряными нитями. Работа национальной одежды для женщин и мужчин, которые были украшены подлинными элементами, имела преимущество в адаптировании продуктов. «Esnaf» Gjakovar Tailors был самым могущественным лидером и владел двумя сотнями магазинов, которые постоянно работали.
- Curriers ("Табакас")
В Гджакове было разработано огромное количество различных ремесел, в котором можно поддерживать множество магазинов в «Чаршиа и Мадхе» (Old Bazaar), который, согласно отчету Myller в 1838 году, «состоял из 1100 магазинов что почти все они заполнены различными товарами ». Из этого разнообразия ремесел можно упомянуть только «Табак», продюсеры белой и черной кожи.
Gjakova - город, богатый источниками воды, который представил важную предпосылку для организации семинаров для Currier.
Во второй половине 19 -го века, в Гджакове, было шестьдесят мастер -класс Currier, где было создано большие количества типов кожи, такие как мягкий «Saftjan» и прочный «Qoselea».
- Шерстяная белая шляпа ("Queleshe") ремесло
Из шерстяных продуктов Гьякова была известна своими белыми шерстяными шляпами, называемыми «Queleshe». Эти мастера были очень популярны из создания старого базара, потому что эти шляпы были неотъемлемой частью национальной одежды Албанской. Известно, что тип белой круглой шапки, похожий на в настоящее время белой шляпы под названием «Plis», представляет часть одежды нашего иллирийского предка. Албанцы, которые приняли участие в Косово войне, в 1389 году, согласно басне, носили белые круглые шляпы в качестве нынешних. Кроме того, тип крышки, который называется могилой Скандербега , рассказывает нам о наследии албанского "Queleshe". Гджакова была единственным центром этого ремесла, где впоследствии распространялся в другие регионы Косово, такие как в северной Албании, Западная Македония , в Санкхаке и т. Д.
Существуют различные методы для производства шерстяных шерстяных шапок "Queleshe". Самый старый способ, который использовался до конца 19 -го века с одним лысением, назывался «Путь Gjakovar», который отличается от более сложных методов «Путь Тирана» с использованием +два лысеющих. Последняя техника также использовалась и в Гьякове. Камера Гьякова Ремеслена до Второй мировой войны зарегистрировала 16 магазинов, которые производят эти шляпы, чем впоследствии в 1963 году увеличились до 19 из них. Это ремесло продолжает существовать.
- Обработка шерсти и шелка
С 18 -го и особенно в 19 веке, помимо обработки металлов, ремесло для переработки шерсти и шелка также проходило. На старом базаре Гджакова были произведены и продавались в оптовой торговле: палатки, шелковые и шерстяные ткани, шерстяная и шелковая шнуровка и т. Д., Которые непрерывно экспортировались в большие количества на рынках и ярмарках соседних провинций Балкан, медитерерно и те, которые стран Центральной Европы . [ 1 ] [ 7 ] [ 8 ]
- Работа по вышивке ("Казаза")
Другое ремесло, тесно связанное с адаптированием, была «Вышивка» («Казаз»), которая была характерна для мастерства Гьяковы . Также был произведен шелк, который использовался для изготовления ткацких тканей и тонких элегантных рубашек. Вышивки Gjakova были очень известны качеством их предметов роскоши, которые были отправлены на рынки Приштины , Скопье , Манастир и т. Д.
Говорят, что в Гьякове было около 150 магазинов для производства шелка и вышивки.
- Работа для котла
Из других ремесел по обработке металлов, в Гджакове также развивалось ремесло из трудовой котелы, которое развивалось чрезвычайно в центре города. Получители котла Гьяковари все пошли, чтобы продать свою продукцию, успешно конкурируя с другими мастерами этого изготовления.
- Плотники
На маленьких боковых улицах за пределами комплекса Hadum Mosque Custed Shops многих мастеров также находились. Поэтому на первой стороне улицы за мечетью, которая сегодня называется Case Box Strailing Street ("rruga e kutixhinjëve"), было много магазинов деревянных работников, которые работали необычайные декоративные коробки для дерева, шкафы, дистанции, украшенные ювелирные коробки, украшения, украшения, украшения, украшения, украшения Кофейные коробки коробки, колыбели и гамаки для детей, замесительские впадины, низко круглые обеденные столы, школьные столы, складные стулья для Чтение, книжный шкаф, лестница и т. Д.
- Седлеры
Кожаное производство дало импульс также развитию ремесла Furrier (кожаный работник), ремесло обработки кожи. Кожаные рабочие производили седла как самые ценные статьи, украшенные серебряными, красочными и металлическими украшениями. В Шкодре , Гьякове и Манастире , по словам Миллера, были произведены седла, которые отличались от других, потому что задние и передние части были более подняты. рефери
Руководитель производства Currier и кожи способствовал разработке других ремесленных седлеров, мастерство для обработки кожи. Седлеры производили сумки для табака и денег, толкает, кошельки, кошельки, ремни рук, седла, бордюры, биты, пояса и другие продукты, необходимые для оснащения транспорта и погрузки животных. рефери
Кожаные работники, такие же, как таннеры и производители тапочки, раньше продавали свои продукты на местном и за рубежом. Однако примерно в конце 19 -го века ценность этих ремесел начала уменьшаться.
- Трубка табака
Гьякова была известна во всей области Дукагжини больше для развития ремесла для табачной трубы под названием «çibukxhinjtë». Это ремесло существовало в Гьякове до второй половины 20 -го века.
Трубковые мастера табачной трубы работали над производством табачных труб, курток, калуметов и различных катко. Братья Демавали свои магазины до конца 19 -го века, в то время как семья Зиджнулла Рамадани сохранила магазин до примерно 1958 года.
Сырье, которое использовалось для производства табачных труб, курток, калуметов и различных катти, было деревом и рогами, отличными от того, что они использовали в прошлом, такие как слоновая кость и кости.
В прошлом это ремесло было выполнено также серебрянымимицами, которые особенно позаботились о украшениях длинных труб (чибукс, «çibuk») и ткачи, которые сплелись с шелковистыми галлонами, частями набора курения.
- Bookbinders

Еще одним интересным ремеслом, кажется, только для Гджаковы, был ремесленник Bookbinders (Muxhelitët), который в своих семинарах занимался связыванием различных книг и рукописей, с исправлением старых книг, поврежденных в результате долгого использования или любых других физический урон и, прежде всего, они имели дело с копированием произведений разных авторов, которые они затем распространили в библиотеки или давали в качестве подарков своим друзьям или известным ученым. Обычно это были люди, у которых был хороший почерк.
Их рабочие инструменты обычно изготовлены из дерева самими биндорами.
Это ремесло традиционно практиковалось в Гьякове, от поколения до поколения, членами семьи Доли до недавнего времени. Во второй половине 19 -го века Баджрам Юсуф Доли был упомянут в отношении ремесла ввиду. В Косове хранится более ста рукописей, которые хранятся в разных коллекциях, которые были скопированы и связаны Баджрам Доли. Есть также некоторые другие известные книги, такие как: Мулла Баджрам Эфенди Доли, Мулла Хамди Эфенди Доли, Тахир Эфенди Бошняку , Мухамед Тахир Джака и т. Д.
- Другие ремесла
Другими известными поделками Гьяковы являются парикмахеры, аптеки, мыло, кузнецы, гончары, работы в одеяле, работа с засолкой, часовые, мельники, кузнецы, мясники, работы по телеги, работники груди и кондитерские изделия. Согласно некоторой статистике начала 20 -го века в Гьякове, было до 400 поделок. [ 1 ] [ 8 ]
«Эснаф»
[ редактировать ]Из источников Crosscut и из словесных заявлений главы Esnafs или его членов мы узнаем, что в Гьякове Esnaf спас свою функцию и власть до конца, до третьего десятилетия 20 -го века. Поэтому из заявлений о портных главах Эснаф, г -на Ахмета Доми, 21 июня 1924 года мы узнаем, что этот эснаф с гуманитарной помощью, полученной у его членов и других благотворительных людей, купил магазины, поля, долины и т. Д., А также Их преимущества помогли бедным членам ESNAF и других нуждающихся людей. С этим доходом они построили мост над потоком, называемый мостом Терзи, длиной 120 м.
Помимо многих других функций, мастера также были известны своей гуманитарной деятельностью, такими как помощь бедным, больных и инвалидов. Самым известным мастером был головой портных, которые рассеялись на своих членов, а бедные, продовольственная помощь, построили общественные здания, фонтаны, мосты и т. Д.
Гджакова принадлежала городам, которые в течение 18-го и 19-го веков использовали слабость и анархию, которые охватывали Османскую империю и ее административную систему, расширяя полномочия эснаф на базаре до уровня, не связанного с беззаботником местного самоуправления авторитет или влияние "Bejlers" (человек с более высоким рангом). Граница ремесленников [SNAFS и строгое уважение к их правилам спасло торговое развитие на великом базаре и начале 20 -го века, когда из -за отсутствия власти правительства штата Эснафы сохраняли порядок и мир с сила оружия.
Во главе ESNAF были выбраны лучшие мастерские мастера, так называемые более «эснафли». Следовательно, сила головы, если эснаф, то, что в Гьякове называлась «Qehaja», была очень большой. В Гджакове глава ESNAF несла специальную палку или трость, которая была признаком власти, которую он имел. Эта трость, которую он использовал в качестве сигнала для закрытия магазина мастера, который нарушил правила ESNAF. Был случай, когда он заказал закрыть один магазин в течение ограниченного времени, на три, шесть месяцев или в течение года. Но были также случаи, когда глава ESNAF хорошо закрыл магазин и навсегда утомил владельца из ESNAF. В 19 -м веке в Гьякове упоминается наиболее известная глава эснафа портных, Латиф Гджуза. [ 1 ] [ 7 ] [ 8 ]
Традиционная одежда
[ редактировать ]
Албанские народные костюмы в Косово отличаются от одного места в другое, в зависимости от возраста и цели, таких как те, которые используются в торжественном акте, с теми, кто находится в ритуальных актах. Все они связаны с самим таможенным кодом, и в определенной степени они подвергаются различным культурам, идентифицирующим с ним культуру тех, кто жил в этих регионах. Это типично также для других албанских регионов. Тем не менее, характерно, что это влияние иностранных культур оказывает самое сильное влияние на женские костюмы и довольно немного на мужской износ. Как и в других этнокультурных областях, в сфере традиции существуют различные объяснения в результате ее вытягивания и сравнения исследования. Особенности провинции различаются, постепенно переходя от одной территории к другой. Блестящие работы из Гьяковы разыскиваются и каким -то образом используются в каждом городе.
Молодые невесты работали над народными костюмами, чтобы проводить разные праздники и мероприятия, чтобы сохранить традицию одежды. Этот износ был заменен современным ношением, получив деноминацию «Аллафранга» («В западной моде»). Однако в течение долгого времени народные костюмы продолжали работать в экономике домохозяйства самими женщинами. Gjakova с окружающей средой была известна как место производства ткани. Связь с более крупными городами, такими как Пежа, Призрен, Приштина, Митровика, привела к многим материалам для одежды, а также специальным деталям для жилетов, носков, шорт, купленных готовыми. Равна Дукагжини была местом, где был разработан традиционный костюм больше всего. Этот регион Косово, связывающий северную часть Албании с район Гьякова Хайленд, в основном Тропоя, и включала в себя, что он выращивал традицию в костюмах, поэтому в первую очередь. [ 20 ] [ 21 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а п Q. Гьякова -Сити и Вальбона -Вэлли . Гьякова. 2010. ISBN 978-9951-8784-0-1 .
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) - ^ Элси, Роберт (2004). Исторический словарь Косовой . Lanham, MD: Scorecrow Press, Inc. ISBN 0-8108-5309-4 .
- ^ Ассамблея Гьякова. Топонимия Гьяковой с окружением .
- ^ Haxhibeqiri, Fuat (2011). Военные преступления в Гьякове . Гьякова. ISBN 978-9951-585-85-9 .
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) - ^ Jump up to: а беременный Drancolli, Fejaz (2007). Хадам мечеть и базар в Гьякове .
- ^ «Основные демографические данные муниципалитетов» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 2 ноября 2013 года . Получено 28 февраля 2014 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k Гьякова, туристический гид . ISBN 978-9951-19-058-9 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж Ризванолли, Масар (2009). Великий базар Гьяковы . «Якова» - интеллектуальная ассоциация. ISBN 978-9951-8653-9-5 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Мехмети, Донат, Гджакова, город древней культуры и наследия, ЮНИСЕФ: Инновационная лаборатория Косово и Пен издательство
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и «Интегрированное сохранение» . Культурное наследие без границ. Архивировано из оригинала 28 февраля 2014 года.
- ^ Интегрированное сохранение . 2011 год
- ^ «KTC - KosovotourismCenter - Официальный веб -сайт - Дизайн от: Ardian Tërstena» . Архивировано из оригинала 14 декабря 2012 года . Получено 22 февраля 2014 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час Rahman, Kujtim (2009). Туристический гид "Gjakova City & Valbona Valley" . Гьякова: Артеза. стр. 1–62. ISBN 978-9951-8784-0-1 .
- ^ Беван, Роберт (2007). Разрушение памяти: архитектура на войне . Книги Reaktion. п. 85. ISBN 9781861896384 Полем «Большой ущерб римско -католической церкви Святого Антония в Гьякове, по сообщениям, бомбардировал НАТО, фактически был совершен сербскими солдатами».
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон «Институт защиты памятников Косовой» . Министерство культуры, молодежи и спорта . Получено 23 февраля 2014 года .
- ^ Бекирадж, стихи. «Бекташи Текке снова открывает двери верующим по всему миру » . Deutsche Welle.
- ^ «Под шейками: грандиозный тур суфийского Tekkes of Gjakova» . Межконфессиональный косово. Архивировано с оригинала 27 января 2016 года . Получено 9 января 2016 года .
- ^ «Стратегия регенерации базара Гьякова» . Культурное наследие без границ . Получено 9 января 2016 года .
- ^ Ризванолли, Масар (2009). Великий базар Гьяковы . Гьякова: Ассоциация интеллектуалов "Якова". ISBN 978-9951-8653-9-5 .
- ^ Гаши, Виктор. Этнологический тезаурус . Пежа: Дукагжини. ISBN 978-9951-19-003-9 .
- ^ Рекша, Ангел И. Редактор Бериша; Фото Шкельзен (2009). Традиционная албанская одежда в Косово = албанские традиционные костюмы в Косово . Гьякова: литературный клуб "Джон Николас Казази". ISBN 978-9951-539-06-7 .
{{cite book}}
: Cs1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
Библиография
[ редактировать ]- Аджете Бекирадж. (2007). Бекташи Текке открывает свои двери для верующих по всему миру. Доступно: http://www.dw.de . Последний раз 1 марта 2013 года.
- Чуд. (2011). Интегрированное сохранение. Доступно: http://chwbkosovo.org/full.php?category=39&template=full . Последний раз 1 марта 2014 года.
- Fejaz Drancolli (2007). Хадам мечеть и базар в Гьякове . Приштина: министр культуры, молодежи и спорта. 1-47.
- Институт сохранения культурных памятников, Министерство культуры, молодежи и спорта. Архивы,
- Kujtim Rrahmani, Shkelzen Rexha (2009). Туристический гид Гьякова -Сити и Вальбона -Вэлли . Гьякова: Арта. 1-80.
- Масар Ризванолли (2009). Великий базар Гьяковы . Гьякова: Ассоциация интеллектуалов. 1-100.