Jump to content

Старый базар (Гьякова)

(Перенаправлено из «Старого базара, Гьякова »)
Гьякова - Старый базар
Магазин на Старом базаре, Гьякова, 1957 г.

Старый базар ( албанский : Pazari i vjetër ; сербский : Стари базар / Stari bazar ) в Гьякове — старейший базар в Косово (также известный как Чаршиа э Мадхе (Большой базар) или Даковица . Мëхалла э Хадумит, исторический район, где находится Здесь также находится самая старая мечеть города, мечеть Хадум ( Xhamia e Хадумит ), который датируется 15 веком.

Большой базар (от турецкого : Çarşı означает рынок, албанский : Çarshia e Vjetër ) был сердцем экономики Гьяковы, города торговли и товаров, который обслуживал деревни вокруг муниципалитета Гьякова, зону Юник и высокогорье Гьякова (Малезия). e Gjakovës) на границе Косово и Албании . Старый базар был сожжен и разрушен, а затем восстановлен после повреждений во время войны 1999 года (последней войны в Косово).

Вокруг мечети лежат могилы со скульптурными украшениями и надписями, выгравированными на старом османском языке. В прошлом здесь хоронили членов популярных семей Гьяковы. В комплексе мечети находились хамам (турецкая баня), разрушенный в 2008 году, здание старой библиотеки 1671 года (сожженное сербскими войсками во время войны 1999 года и полностью разрушенное в 2000 году), а также мэтепи 1777 года.

Базар связан с центром города, всего в пяти минутах ходьбы через мост ИсламБегу. Базар занимает площадь около 35 000 м². 2 (380 000 кв. футов), а длина главной дороги составляет 1 км, вдоль нее расположено около 500 магазинов. Однако здесь до сих пор находится действующая мечеть, несколько тюрбов и башня с часами, разрушенная во время Первой Балканской войны и недавно восстановленная. [ 1 ]

Старый базар

Большой базар Гьякова возник с появлением первых мастеров и ремесленной обработки продукции; оно возникло тогда, когда Гьякова получила статус касабы (маленького города), когда в 1003 году хиджры (1594/95) Сельман Хадим-ага пожертвовал некоторые общественные объекты, которые он построил сам, религиозным учреждениям - мечеть Хадум, мейтеп (начальную религиозную школу) ), библиотека, мувакит-хане , «здание для измерения времени и определения календаря посредством астролябических квадратов», общественная баня (хамам), гостиница и несколько магазинов, он просил султана присоединить к его «вакифу» несколько земель султанских владений ( хасесов ), доходы от которых должны быть использованы для содержания упомянутых построек и для нужд. оплата персонала, который будет там работать.

Однако первые прямые факты о Гранд базаре предоставил турецкий путешественник. [ проверьте орфографию ] Эвлия Челеби , посетивший Гьякову в 1662 году и, кажется, был поражен красотой и богатством города и жителей Гьяковара. Среди прочего он писал: «У Якова есть две тысячи украшенных домов, расположенных на обширном поле. Здесь есть две красивые мечети, мечети без минарета («месджиде»), постоялые дворы, крытые свинцом. Здесь есть красивая общественная баня ( хамам ), которая радует сердце, и около трехсот магазинов с тысячей видов поделок. Говоря о впечатлениях, которые оставили на него Гьяковары, он продолжает: «Поскольку здесь прекрасный климат, жители красивые и добрые».

Как видно с самого начала, на Большом базаре было большое количество магазинов, в которых развивались почти все виды торговли, направленные на удовлетворение всех потребностей населения региона Гьякова и экспорта, такого как те, обработчиков металла, обработчиков кожи, обработчиков текстиля, жестянщиков , шорников , (лохмачников), производителей белых шерстяных шапок, ковровщиков и т. д. Обработка металла включала в себя несколько очень важных для того времени промыслов, таких как оружейное дело , серебряное дело , производство медной посуды, жестянщик и т. д. В 18 веке в Гьякове упоминается знаменитый оружейный мастер Туш-оружейник, который занимался не только их изготовлением, но и также с их украшением. Как мастер изготовления роскошного оружия, которое в то время без всякого различия требовалось всем слоям общества, он сумел в этом столетии создать «народную школу» этого ремесла, известную до сих пор под его именем. [ 2 ]

Мечеть Хадум

Ремесло ножовщиков, которое раньше практиковалось и в Гьякове, было древнее ремесла оружейников. Мастера, занимавшиеся этим ремеслом, изготавливали различные ножи, такие как «дими», кинжалы, ятаганы и т. д., ручки которых украшали красивым орнаментом.

По мнению английского писателя Найта, Гьякова была одним из интереснейших городов с весьма искусными жителями в обработке металла. Он выражался, что «самые красивые седла, филигранные изделия, изготовление золотых рукоятей мечей и украшения ятаганов и пистолетов производились здесь от трудолюбивых людей. Далее он продолжил: «Албанцы Шкодры , Гьяковы и Призрена — известные мастера по производству ружей и других изделий из металла. Дж. Мюллер утверждал в 1838 году о Гьякове, что ружья этого города, особенно пистолеты, пользуются особым уважением и в Сараево .

Здесь были построены роскошные личные предметы и другие предметы искусства, выполненные из золота, серебра и жемчуга. Работы серебряников соответствовали вкусам и запросам не только местного населения, но и зарубежных стран. Поэтому серебряники стали широко известны своими художественными изделиями. Т.е. Иппен писал, что серебряные изделия Гьякова продавались повсюду и «известны во всей Албании». Английский журналист Мехью писал, среди прочего: «Албанцы не только трудолюбивы и способны к различной ручной работе, но в стране есть редкие изделия, которые совершенно не уступают некоторым художественным произведениям наших западных столиц. Можно ли сказать то же самое о черногорцах , боснийцах или сербах? В городах Пежа и Гьякова изготавливаются филигранные изделия из золота и серебра, которые гораздо лучше мальтийских как по художественному смыслу, выраженному в их мотивах, так и по плетению и чудесной утонченности этих изделий. Эти превосходные произведения Гьяковой, подобные кружева , востребованы на каждом рынке, а также очень драгоценные «золотые чашечки, выполненные в филиграни , сделанные для защиты руки от ожога» — как о них упоминал лорд Байрон в своем произведении «Дон Жуан» , которые обычно ставятся под маленькие кофейные чашечки, всегда албанского производства. Среди изделий гьяковарских серебряников для личного украшения были кольца , серьги , перстни на запястье, «фесы» и др., которые использовались в местных богатых семьях и вывозились в Стамбул . Также серебряники украшали трубы , рамы зеркал и т. д. [ 3 ]

Гьяковские ружья "Хута", украшенные в технике сават - длинное и короткое караджфиле 17-19 веков.

По мнению болгарского ученого XIX века Ивана Михова, Гьякова также была одним из важнейших центров производства роскошного оружия. Шкодерский французский консул Гекарди писал, что «как и все остальные албанцы, так и горцы любят роскошные ружья», украшенные с большим искусством (страстью), резьбой, перламутром («седеф» ) и жемчуга, которые производились в Призрене , Гьякове и в Тетове . Оружейники Гьякова прославились производством «пистолетов Гьякова», «ценность которых заключалась особенно в красоте». круглого, но навершие или четках».

В качестве наиболее известных оружейников Гьяковара упоминаются Туша XVIII века, с именем которого связано развитие оружейного и серебряного дела в этом городе, тогда как в XIX веке Эмин Казари, Мурат Нука, Рамадан Нука, Чауш Баша, Бекир Пула и др. упоминаются. Ссылаясь на оружейную традицию, Теодор Иппен , среди прочего, писал: «…Раньше в Шкодре, Призрене и в Гьякове существовали крупные оружейные, длинноружейные, ручные и ятаганские мастерские. Эти старые ружья тогда широко использовались. Имеются факты, согласно которым гьяковарские оружейники устраивали мастерские и за пределами своего места, успешно конкурируя с продукцией тех мест, где они основали свои мастерские. Тем самым они вызвали недовольство местных оружейников. В письме, отправленном князю Милошу 6 октября 1837 года, говорится, что в Гургушоваце живет оружейник из Гьякова Байрам Мустафа с двумя сыновьями-подмастерьями, на которых жаловались местные мастера.

Туше считался талантливейшим мастером по изготовлению и украшению селин . Длинные и поясные винтовки Гьякова, изготовленные «на албанский манер», украшенные золотом и серебром, с XVIII века стали известны во всей Европе. Однако, по словам Франца Нопче, позже Гьякова стала известна также благодаря производству ружей типа «Мартин» и была сильным конкурентом в продаже этой продукции на внутреннем рынке. Но эта модель ружья, как и другие ружья албанской моды, продавалась и за границу, на самых отдаленных рынках. Гьяковарские оружейники изготавливали и другие необходимые приспособления для применения орудий, например круги, бывшие в употреблении до 1860-1870-х годов, до начала применения огнестрельных орудий с «виасками». Хотя первоначально оружейники Гьяковара производили винтовки, позже они перешли исключительно на производство пуль. Помимо прочего, они ездили на ярмарки крупного рогатого скота в Иваницу , где успешно продавали свою продукцию. Мастера Гьякова изготавливали патроны для повстанцев Карагеоргий . По словам Сами Фрашери , в Гьяковских ружьях производилось серебро, албанские национальные костюмы и некоторые виды шелковых тканей. Торговля там была очень развита. Часто албанские ружья назывались (маркировались) по названиям мест производства. Так, среди прочего, были известны гьяковары (охотничьи ружья) - ружья, украшенные в стиле «народной школы» XVIII века известного оружейника и серебряника Туши. [ 3 ]

Изготовление национальных костюмов, украшенных автохтонными орнаментами, имело приоритет как для женщин, так и для мужчин. Известно, что албанские национальные костюмы отличались красотой и тонким вкусом албанских портных. Поэтому неудивительно, почему Байрон купил албанские костюмы, в которых он изображался перед европейскими художниками. Русский академик Александр Гильфердинг , посетивший Гьякову в 1857 году, писал, между прочим: «Мыдырр Гьякова, албанка необыкновенной красоты, одетая в широкий безупречный белый килт и с коротким красным жакетом, сшитым (вышитым) золотом, прислала меня в дом священнослужителя .... Портные Гьяковой шили костюмы по вкусу и запросам разных социальных категорий и по потребностям разных стран, куда они продавали свои изделия вышивали на скромной технике золотыми или серебряными нитями и время от времени в кружевных (галунах) халатах, жилетах, узких шерстяных брюках, платьях без рукавов ( Фермены ), жилетки (дуплеты-женские), доломаны, рубашки ( минтаны ) и др. [ 4 ]

Албанский магазин плисов на Старом базаре - Гьякова, 1936 год.

Ткачи Гьякова изготовляли из шелковых и шерстяных волокон всех видов для украшения различных частей национальной одежды галуны, полоски, пуговицы, шелковые нити (ибрисими) и т. д. для города и своих ткачей. Эту продукцию они будут успешно продавать и в других городах. По оригинальным (местным) преданиям, в 1864 году на международную ярмарку в Прилепе прислали 20 тюков (связок) с предметами на сумму 120 тысяч грошей.

Гьякова была хорошо известна своими талантливыми производителями белых шерстяных шапок с момента основания Гранд-базара, поскольку белая шапка была частью албанского национального костюма. Известно, что тип белой круглой шапки ( кесуле ), сходной с современной шапкой ( плис ), представляет собой часть иллирийской одежды. битве Албанцы, принимавшие участие в Косовской , в 1389 году, по преданию, пришли в белых шерстяных шапках, как нынешние. Кроме того, о древности албанской шерстяной белой шапки говорит тип белой шерстяной шапки, названный могилой Скандербега.

Благодаря этническому составу населения Гьякова, который в 1857 г. Македония, Санджак Джени-Пазара и т. д., а еще одним городом Южной и Средней Албании была Тирана . Упомянутые места снабжались в XVIII и XIX веках белыми шерстяными шапками из Гьякова. Изготовители белых шерстяных шапок из Гьякова открыли свои мастерские также в Шкупе, в Тетове, в Пазаре-и-Ри , в Сенице и в Сараево.

Древнейший способ изготовления белых шерстяных шапок с бревном (блоком) (таслаком), использовавшийся до конца XIX века, назывался «гьяковарским» способом (модой), который сильно отличался от самого совершенного способа изготовления «Тирана» с двумя бревнами (блоками) (таслаками), которая начала практиковаться и в Гьякове примерно в конце 19 - начале века. Мастер по изготовлению белых шерстяных шапок. Упоминается, что гильдией в Гьякове, которая не была такой сильной, как другие во времена Турции, была Джуп Бакалли. Перед Второй мировой войной Палата ремесленников Гьякова зарегистрировала 16 магазинов белых шерстяных шапок . [ 5 ]

Шерстяной ковер производства Гьякова.
Часть ковра из козьей шерсти производства Гьякова.

обработка шерсти и шелка С 18 века, особенно в 20 веке, наряду с обработкой металла продолжалась также и т. д. На Большом базаре в Гьякове войлочные ткани, шерстяные и шелковые ткани (ткани), шерстяные и шелковые канты в больших количествах производились и продавались (галуны) и т. д., а в еще больших количествах вывозились на рынки и ярмарки соседних стран. провинциях балканских стран, в средневековых странах, а также в странах Центральной Европы. Здесь производились и продавались красивые и качественные ковры и коврики. В ежегоднике (« Салнаме ») Призренского вилайета 1874 года упоминалось большое количество портных («терзис»), кожевенников («табаков») и вышивальщиц . По его данным, портные шили первоклассные шнуровые доломаны и жилеты для женщин и мужчин, но раньше эта продукция удовлетворяла лишь потребности страны. Но для собственных нужд жители касабы (города) изготавливали своего рода грубую шерстяную камвольную ткань. Это показывает, что текстильное ремесленное производство вышло за патриархальные границы и широко вышло на путь производства товаров для рынка.

В Гьякове портные были разделены на категории в соответствии с социальным классом города. Например, первая категория работала для богатых городских слоев, предлагая отборные импортные ткани по высоким ценам. Сами Фрашери утверждал, что мастера Гьякова «шьют красивые костюмы, ткут галун, производят «подошву», обувь и другие изделия. В Пеже и Гьякове, продолжал он, «производились ружья, серебряная посуда, национальные албанские костюмы и некоторые шелковые ткани». Это ремесло (торговля) существовало в Гьякове до 1970-х годов. Этим ремеслом в настоящее время занимаются только женщины, «что является уникальным и характерным явлением для этого ремесла и типично для Гьяковой». Однако до недавнего времени этим ремеслом занимались и мужчины в своих домах, такие как Хим Джама, Решит Джарра и т. д. Фактически, даже сегодня этим ремеслом занимается г-н Фехми Шллаку. Гильдия портных в Гьякове была самой могущественной гильдией.

По словам Ивана Степановича Ястребова, цех портных отличался своим богатством. В нем было 200 магазинов, которые всегда были заняты. Отметим, что гьяковские мастера по изготовлению национальных костюмов для невест и других молодых женщин, с роскошными украшениями из золотых и серебряных нитей (нитей), практиковали это ремесло до недавнего времени только в Гьякове, откуда оно распространилось и в других районах Косово, поскольку эти одежда снова вошла в моду. Жилеты и рубашки ( минтаны ) стали обязательной частью костюмов невест и молодых женщин. В период 1945–1963 годов в Гьякове было вдвое больше портных, чем в любом другом центре Косово. В Приштине было 39 ателье и ателье по пошиву одежды, в Митровице - 61, в Призрене - 60, в Пеже - 56, а в Гьякове - 112, из которых 69 были зарегистрированы как старые портные (терзисы), а 47 - как современные портные. [ 4 ]

Производство кожи

[ редактировать ]

Кожевенное производство дало толчок также развитию скорняжного ремесла (кожевничества), ремесла обработки кожи. Скорняки изготавливали ящики для табака и денег, седельные сумки , патронташи , кошельки , кушаки (кожаные пояса), седла , поводья , уздечки , ремни и другие необходимые изделия для снабжения транспортных и вьючных животных. Седла были самым ценным изделием, производимым скорняками. Их украшали серебром, красочными и металлическими украшениями и т. д. В Шкодре, в Гьякове и в Манастире, по словам Мюллера, производились седла, отличавшиеся от других тем, что их задняя и передняя части были более приподняты. Скорняки (кожевники), а также кожевники и производители тапочек продавали свою продукцию внутри страны и за рубежом. Но примерно в конце 19 века начался упадок этих ремесел.

Изготовление мокасин было ремеслом, связанным с производством кожи, и с давних времен было распространено на Большом базаре. Однако производство обуви повлияло на падение этого производства в 1890-е годы. Согласно ежегоднику (салнаме) Косовского вилайета 1887 года «туфли на низком каблуке и туфли Гьякова упали и не имеют прежней ценности».

Старым ремеслом, практиковавшимся до недавнего времени, была обработка меха из кожи домашних и диких животных, таких как шкуры молочных ягнят , лисиц , куниц и т. д. Меха, которые производились в Гьякове, имели хорошие традиции в этом производстве. , также были проданы на внешнем рынке. Мюллер писал: «Переработка дикой кожи в меха и овечьей кожи осуществляется в Пеже, Гьякове и Дибре. В Гьякове было развито ремесло ковроделов из козьей шерсти, связанное со способом перевозки грузов на лошадях, в караванах. Сырьем этих мастеров была козья шерсть для изготовления тряпок, ковриков, мешков, седельных сумок, различных сумок, нагрудников и покрышек, больших мешков, различных ковриков (халис) для постельных принадлежностей и т. д. В начале 20 в. Гяковские производители переработали 2 тыс. кг козьей шерсти. [ 6 ]

Трубочники

[ редактировать ]
Трубки покрытые серебром, производство Гьякова.

Стоит отметить, что Гьякова была известна во всем районе равнины Дукаджини в основном благодаря развитию трубочного ремесла, тогда как центром Косово была Приштина. Это ремесло существовало в этих двух центрах до конца 1960-х годов. Другие мастера, такие как изготовители башмаков (деревянных сандалий), плотники, резчики по дереву из деревень и т. д., занимались изготовлением трубок, длинных трубок (чубуков, чубуков) и пачек для сигарет. В прошлом этим ремеслом занимались также серебряники, особенно заботившиеся об украшении длинных трубок, и ткачи, плевшие шелковистыми галунами части курительного набора. Сырьем для производства чубуков, длинных трубок, сигаретных коробок и трубок служило дерево и рог, но в прошлом использовались слоновая кость и кости. Терминология этого ремесла в Гьякове использовалась на албанском языке, а в Приштине – на турецком.

Старейшей семьей производителей чубуков была семья Зейнуллы Рамадани, который примерно до 1958 года держал свой магазин на Малом базаре. До этого в конце 19 века братья Дан и Шабан Дема и Ахмет Мухаджири имели свои магазины из-за лучших условий прибыли. Бекир Тирана переехал (поселился) в Гьякову, вернувшуюся в свой родной город в начале 20 века. [ 7 ]

Плотницкие работы

[ редактировать ]
Столярная мастерская на Старом базаре - Изготовление люлек
Кровоточащая колыбель

Плотники, имевшие свои мастерские, многие из которых находились на улице Мастеров коробок, а также в других частях Большого базара и других частях города, работали и вырезали с помощью ручных инструментов предметы для повседневных нужд в домашнем хозяйстве, строительстве и ремесленном деле. изделия, такие как шкатулки и шкатулки для невест, колыбели и гамаки для детей, доски для жаровен и бюстгальтеров ; школьные парты , складные стулья для чтения, книжные шкафы , полки и потолочные украшения, украшения и резьба для прикладов винтовок, гробы и инвентарь для мусульманских и христианских трупов и т. д. Роскошные изделия украшали красками и резьбой. Живописному ремеслу, сочетанию одиннадцати красок, они научились у мастера Реджепа Шкодры. Вдохновляясь им, они сами впоследствии стали авторами различных орнаментов растительного мира с унаследованной им из древности резьбой по дереву.

Самыми известными плотниками были семьи Карри, Кусари, Канамусы, Алуши и Кана Даллта, Расима и Имера Туллуми, Тафила Морина, Исмета Салиука и др. [ 8 ]

Переплетное дело

[ редактировать ]
«Вехбиджа» Тахира Гьякова - написано на албанском языке османским алфавитом.
Переплетный инструмент, которым пользовался Байрам Юсуф Доли (муцелит) из Гьяковы.

Другой интересной особенностью, кажется, только для Гьякова, было ремесло переплетчиков (муцелитов), занимавшихся переплетом разных книг и рукописей ; ремонтировали старые книги, поврежденные длительным использованием или какими-либо другими физическими повреждениями, и, прежде всего, занимались копированием произведений разных авторов, которые затем распространяли по библиотекам или дарили своим друзьям или известным ученым. Обычно это были люди, у которых был красивый почерк. Рабочие инструменты у них были обычные, простые из дерева, которые, в нашем конкретном случае, изготавливали сами переплетчики. Это ремесло традиционно практиковалось в Гьякове, из поколения в поколение членами семьи Доли до недавнего времени. Во второй половине XIX века упоминается Байрам Юсуф Доли (1833–1917) неутомительный рукописный копировальный аппарат, который, помимо ремесла переплетчика, практиковал еще и профессию учителя. Почти все надписи на албанском языке с использованием арабского алфавита, например, Мулла Бекир, Мулла Дервиш и т. д. были скопированы его рукой. Он сконструировал из дерева инструменты для переплета рукописей и книг. В Косово нет города, в котором нельзя было бы найти его рукописи. Можно сказать, что более ста рукописей, хранящихся в различных коллекциях Косово, были скопированы и переплетены этим великим сочувствующим письменному слову. О мулле Байраме Эфенди Доли, как известном копировщике древней восточной литературы и других рукописей, написанных арабским османским алфавитом, мы располагаем данными от разных авторов и старых граждан. Мулла Байрам художественным почерком копировал редкие и уникальные экземпляры, переплетал, сеял и изготавливал крышки.

Одна из четырех неизвестных до сих пор рукописных работ Тахира Эфенди Бошняку-Гьякова , найденная и опознанная недавно, «Хида Раббем» («Бог — мой Господь»), написанная в стихах на османском языке в 1832 году, сохранилась только в трех экземплярах, двух из которых были скопированы Байрамом Юсуфом Доли, а один - Мухамедом Тахиром Джакой, также из Гьяковы. Сын муллы Байрама, мулла Хамди Эфенди Доли (1897–1994) был последним переплетчиком из этой семьи, занимавшимся этим ремеслом дома. Всю свою жизнь он провел за книгами, чистил их страницу за страницей, складывал и переплетал с особой страстью. Инструменты, которыми он работал, были старыми и очень интересными». Он копировал книги так красиво, что их трудно было отличить от книг типографии. Он помещал их в обложку, связывал иглой и веревкой или клеем, по требованию просителя он устроил также архив административных документов, которые переплел в виде книги и получил за это хорошее вознаграждение, но раздавал эту прибыль беднякам. Само существование этого ремесла говорит о том. высокий культурно-образовательный уровень этого процветающего ремесленный и торговый центр (город). [ 9 ]

Музыкальные инструменты

[ редактировать ]
Двухструнная лютня производства Гьякова.
Шархи, производство Гьякова.

Еще одно ремесло, о котором имеется очень мало сведений, — это изготовление музыкальных инструментов. Известно только, что в Гьякове во второй половине XIX века жил известный певец и музыкант Рамадан Гунга, который содержал свою семью своим ремеслом мастера по изготовлению музыкальных инструментов, таких как шархисы , двухструнные лютни. и т. д., что его прекрасные шархи были украшены орлом из перламутра и пятнами из слоновой кости , что у него был магазин и что в базарный день он играл красивые мелодии, чтобы рекламировать свою продукцию. посуда. Мы также знаем, что его ученик, а затем и друг, певец и инструменталист Дин Бакиджа, сделал себе шархи и личную шкатулку. Этим ремеслом, наряду со своим основным призванием, занимались также плотники и резчики по дереву, которые в основном занимались починкой сломанных инструментов, например, известный мастер в Гьякове Расим Туллуми. Базовые знания об особенностях различных пород дерева, которые он использовал в разных частях музыкального инструмента, он получил от своего отца Малуша. В изготовлении и ремонте музыкальных инструментов Расиму помогал его брат Имер, который в качестве инструменталиста на бугане (разновидность музыкального инструмента) отца Малуша, привезенного ему из Стамбула, участвовал в музыкальной группе Имера Риза. [ 10 ]

Торговля

[ редактировать ]

По некоторым данным, в начале 20 века в Гьякове было 400 мастеров. Бурное развитие ремесла стимулировало и развитие торговли. «Жители Гьякова имеют склонность к сельскому хозяйству, но они больше ориентированы на торговлю. Они уезжают в отдаленные места, где открывают свои магазины, гостиницы и т. д., чтобы обеспечить себе жизнь», — было написано в ежегоднике (саламе) вилайета Косова в 1887 году. Гьяковарские торговцы и ремесленники продавали свою продукцию не только на Большом базаре, но и на многих рынках в других городах Османской империи, Сербии и Австрии. Согласно фактам, в 1720-х годах торговцы Приштины и Гьяковы переправляли свои товары сначала в Дубровник , а затем в Италию . В 1803 году торговец (купец) из Гьяковы Йонуз Спахиу продал в Венеции 114 тюков мелкой кожи. В 1827 году Салих Гьякова и Керсто Гьякова отправили порох, винтовки и кремень в Сараево, а год спустя Хасан Гьякова и его племянник Хамза отправили три тюка винтовок в Сербию. Согласно протоколам таможенной пошлины (цимрыков) Пожеги, Алексинаца, Крагуеваца, Мокры Горы, Белграда и т. д., торговцы из Гьякова продавали свои товары, такие как шелковые галуны, табак, рис, кукуруза, угри, бритвы. , подошвы, двуствольные спортивные винтовки, пистолеты, длинные ружья , патроны, порох , кремневые камни, воск , табакерка , разные кожи, соль, масло, вата, хлопчатобумажные нагрудники, хлопчатобумажные ленты, серебряные галуны, шарфы, инжир и т. д. Али Сулеймани из Гьякова в 1837 году перевез 56 возов овец. кожи и других товаров на сумму 283,38 гроша через Белград в Австрию, тогда как в 1841 г. Халил Добруна перевез через Сербию в Австрию галуны в количестве 1800 грошей и 21,5 партии сафьяновой кожи (сафтжан).

В сербских народных песнях Гьякова упоминается как «албанский рынок» ( Арнаут Пазар по-турецки). По словам Мюллера: «Овцы развиты, особенно в окрестностях Гьяковы, и их шерсть составляет значительную статью экспорта. Среди наиболее известных торговцев упоминается богатая семья Хайдаров, занимавшаяся внешней торговлей шерстью. Они имели свои филиалы в Видине, Будапеште, Вене, Салониках, Стамбуле и т. д. Кроме того, у них были большие владения в районах Ниш, Лескоцвац и Вране, которые они сохраняли до 1878 года.

Гостиница Харакиа, Гьякова

Плотное развитие внешней торговли обусловило необходимость создания гостиниц, где бы отдыхали торговцы и вьючные животные, как единственное средство передвижения товаров. Почти все дома граждан Гьякова имели рядом с большой входной дверью в конце большого двора жилое помещение, состоявшее из комнаты для известных и неизвестных гостей, с камином, ванной и отдельным туалетом; ливрейная конюшня для размещения вьючных животных и сеновал над ней для хранения корма для животных (питания), затем деревянный ящик для пшеницы (амбар), ящик для кукурузы и т. д. В этой части дома размещались гости, не успевшие завершали все работы в течение базарного дня, расставляли и кормили, что в некоторых случаях, когда Большой базар достиг своего пика развития, продолжалось до трех дней, иногда его организовывали даже дважды в неделю. Дома беев , ага и мещан имели форму башен в два или три этажа, более красивого стиля, чем деревенские, наподобие крепостей с большими дворами, в конце которых находился гостевой квартал ( селамлек ). Таким был двор дома Авдибека в центре города рядом с мечетью Хадум.

С другой стороны, существовали и другие общественные гостиницы — постоялые дворы и караван -сараи . Постоялые дворы по своим функциям были аналогичны современным гостиницам, а караван-сараи, как следует из самого слова, служили для размещения пассажиров и их вьючных животных, участвовавших в караване для перевозки грузов. В 1835 году в Гьякове была известна гостиница «Харакиа». В 1870-х и 1880-х годах у Гьяковой было 16 гостиниц. у армянских менял ( сарафов Мюллер упоминает в 1838 году большой караван-сарай Гьякова, который принимал до 100 гостей-торговцев со своими животными и где также были свои большие залы ). Упоминалась также гостиница в Гьякове, которая находилась в государственной собственности владельцев гостиниц с высокими гонорарами, часто доходившими до 300 тысяч пиастров в год. По старой византийской традиции, получившей еще большее развитие в период османского владычества, каждое ремесло или ремесло имело свою улицу или дорогу (площадь). Этот стиль организации был организован гильдиями, которые установили строгую дисциплину и строгий контроль в производстве, как в отношении качества, так и количества товаров, которые разрешалось производить, и особенно для того, чтобы ограничить конкуренцию между ремесленниками и членами торговцев. гильдии. [ 11 ]

Мечеть Хадум

[ редактировать ]

Шейх Эмин случился

[ редактировать ]
Шейх Эмин случился

Шейх Эмин Текке расположен в комплексе Большого базара Гьякова, в части, называемой «главным рынком». Он был построен в XVII в. Здание принадлежит секте Саади , а строителем был Шейх Эмин. Его профессия также была профессиональным слоем (так называемым «кади»), получившим образование в центрах Османской империи. Наследником текке теперь является Шейх Ружди. Особенностью текке является то, что при его строительстве был применен традиционный метод строительства. Фундамент и первый этаж построены из резного камня, второй этаж - из кирпича, крыша представляет собой деревянную конструкцию с удлиненным карнизом, на стенах и потолке имеются украшения. На его полу расположена зона «самахане» — молельное помещение, а купол украшен резьбой по дереву. Архитектурная концепция объекта относится к гражданскому народному зодчеству и представляет собой комплекс зданий с теккесами, тирбами (небольшими мавзолеями), самахане (ритуальным молельным залом), фонтанами, домами и другими постройками. Интерьер и экстерьер богаты резными изделиями из дерева. Это здание отличается своей комнатой для гостей на втором этаже, имеющей форму восьмиугольника. Это очень интересный памятник архитектуры, поскольку он представляет собой редкий образец сакральной архитектуры, который будет служить для изучения, как туристическая достопримечательность, а также как религиозное здание, обремененное множеством материальных и духовных ценностей наследия. [ 12 ]

Бекташи Текке

[ редактировать ]
Бекташи Текке

Бекташи Текке в Гьякове (Джаковице) был основан в 1790 году и является единственным зданием такого рода в Косово. Это штаб-квартира исламского суфийского ордена страны. Это здание было реконструировано после сноса во время последнего конфликта в Косово.

Послание духовного лидера косовских бекташей отца Мумина Ламаса: «Без Родины нет религии». Этот текке, или храм, на протяжении многих поколений был образовательным центром, но во время последнего конфликта его богатая библиотека была полностью разрушена. «Бекташи известен как мистическая вера в мусульманской религии. Его цель — духовное усложнение человечества». Он не проводит дискриминацию по расе, полу, языку или национальному происхождению. Во время последней войны в Косово Текке был сожжен и разрушен, потеряв при этом библиотеку с тысячами книг и десятками рукописей. "Все было сожжено, в том числе 58 рукописей. В одной из них было 100 страниц, но были и 400-страничные рукописи", - рассказал отец Мумин-лама.

С правой стороны храма похоронены семь из девяти отцов Бекташи, служивших в этом здании с 17 века. Стоит отметить, что здесь похоронен отец Казим Бакалли – умный спокойный человек, поражавший людей своей необыкновенной мудростью. [ 13 ]

Этот современный текке, окрашенный в традиционные зелено-белые цвета, является домом для мистического ордена Бекташи Гьяковой и был построен в 2007 году на фундаменте оригинала. Расположенный в центре Чаршиа-э-Мадхе, он открыт по предварительной записи и находится под руководством Баба Мумин-ламы. Как и все другие текке Бекташи, этот в Гьякове открыт для одновременной молитвы мужчин и женщин и является собственностью всех верующих. [ 14 ]

Башня с часами

[ редактировать ]
Часовая башня Гьякова

Часовая башня стоит в историческом центре Большого базара, в месте, известном как «Часовое поле». По исламскому календарю он был построен в 1002 году, что соответствует 1597 году по григорианскому календарю . Будучи городом, переживающим быстрое экономическое развитие, Гьякова приобрела башню с часами вскоре после строительства мечети Хадум. Здание было разрушено во время Балканских войн (1912 г.). Колокольню сняли и перевезли в Черногорию. Новая башня недалеко от фундамента предыдущей башни с часами была возведена недавно с целью воссоздать оригинальное здание на основе архивных фотоматериалов. Башня представляет собой квадратное здание со сторонами длиной 4,10 м и высотой около 30 м. Конструкция в основном каменная, стены до смотровой площадки выполнены из камня и кирпича: часть башни над смотровой площадкой деревянная. Крыша покрыта свинцом. На западном фасаде реконструированной башни находятся камни с надписями из оригинальной башни. [ 15 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Брошюра по продвижению Гьяковой, CBDC
  2. ^ Большой базар Гьякова, Масар Ризванолли, стр.39
  3. ^ Jump up to: а б Большой базар Гьякова, Масар Ризванолли, стр.41
  4. ^ Jump up to: а б Большой базар Гьякова, Масар Ризванолли, стр.44
  5. ^ Большой базар Гьякова, Масар Ризванолли, стр.46
  6. ^ Большой базар Гьякова, Масар Ризванолли, стр.50.
  7. ^ Большой базар Гьякова, Масар Ризванолли, стр.51.
  8. ^ Большой базар Гьякова, Масар Ризванолли, стр.52.
  9. ^ Большой базар Гьякова, Масар Ризванолли, стр.48
  10. ^ Большой базар Гьякова, Масар Ризванолли, стр.49
  11. ^ Большой базар Гьякова, Масар Ризванолли, стр.55
  12. ^ Гьякова, Артен Хамза и др., стр.43.
  13. ^ «Бекташи Текке (Храм), Гьякова (Джаковица), Косово — картографический путеводитель по геотуризму Западных Балкан» . Balkansgeotourism.travel . Проверено 27 февраля 2015 г.
  14. ^ "Шейх Зенел Абедини Текке - Достопримечательности Гьяковы" . Inyourpocket.com . Проверено 27 февраля 2015 г.
  15. ^ Гьякова, Артен Хамза и др., стр.38.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 690515e438226d9b38598e7eec14f9a2__1716748860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/69/a2/690515e438226d9b38598e7eec14f9a2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Old Bazaar (Gjakova) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)