Этьен Морис Фальконе
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2009 г. ) |
Этьен Морис Фальконе | |
---|---|
![]() Этьен Морис Фальконе на портрете Жана-Батиста Лемуана (1741 г.) | |
Рожденный | 1 декабря 1716 г. |
Умер | 24 января 1791 г. |
Национальность | Французский |
Известный | Скульптура |
Заметная работа | Медный всадник |
Движение | Барокко , Рококо , Неоклассицизм |

Этьен Морис Фальконе (1 декабря 1716 – 24 января 1791) был французским скульптором в стиле барокко , рококо и неоклассицизма , наиболее известным своей конной статуей Петра Великого , Медного всадника (1782), в Санкт-Петербурге, Россия, и небольшие статуэтки, которые он производил серийно для Королевской Севрской фарфоровой мануфактуры. [ 1 ] [ 2 ]
Жизнь и работа
[ редактировать ]
Фальконе родился в бедной семье в Париже . Сначала он поступил в ученики к резчику по мрамору, но некоторые из его фигурок из глины и дерева, изготовлением которых он занимал часы досуга, привлекли внимание скульптора Жана-Батиста Лемуана , который сделал его своим учеником. [ 3 ] Одной из его самых успешных ранних скульптур была работа Милона Кротонского , которая обеспечила ему прием в члены Королевской академии искусства и скульптуры в 1754 году. [ 4 ]
Он привлек видное внимание публики в Салонах 1755 и 1757 годов благодаря своим мраморным изображениям «Любовь» (Купидон) и потомку Нимфы в бане (также называемой «Купальщица» ), которая сейчас находится в Лувре . [ 5 ] назначила Фальконе В 1757 году маркиза де Помпадур директором скульптурной мастерской новой Королевской фарфоровой мануфактуры в Севре . [ 6 ] где он вдохнул новую жизнь в производство неглазурованных фарфоровых фигурок из мягкой пасты , небольших скульптур, которые были специализацией предшественника Севрской мануфактуры, Венсенна .
Влияние художника Франсуа Буше и современного театра. [ 7 ] и балет одинаково заметны и в сюжетах Фальконе, и в его милой, элегантно-эротической, несколько застенчивой манере. В самом начале, в 1750-х годах, Фальконе создал для Севра набор белых бисквитных фарфоровых гарнитуров из настольных путти ( «Дети» Фальконе ), иллюстрирующих «Искусства», и предназначенных для дополнения великолепного обеденного сервиза мануфактуры (« Сервис дю Руа »). ). [ 8 ] Мода на подобные небольшие настольные скульптуры распространилась на большинство фарфоровых мануфактур Европы.

Он оставался на севрском посту до тех пор, пока не был приглашен в Россию Екатериной Великой в сентябре 1766 года. В Санкт-Петербурге он выполнил колоссальную статую Петра Великого из бронзы, известную как Медный всадник , вместе со своей ученицей, а затем невесткой. -закон Мари-Анн Колло . [ 9 ] В 1788 году, вернувшись в Париж, он стал помощником ректора Королевской академии живописи и скульптуры. [ 10 ] Многие религиозные произведения Фальконе, заказанные для церквей, были уничтожены во время Французской революции . [ 4 ] Его работа по частным заказам прошла лучше.

Он нашел время для изучения греческого и латыни , а также написал несколько эссе по искусству: Дени Дидро доверил ему главу «Скульптура» в « Энциклопедии» , [ 11 ] [ 12 ] выпущенный Фальконе отдельно под названием «Reflexions sur la скульптура» в 1768 году. Три года спустя он опубликовал «Наблюдения за статуей Марка-Ореля» , которые можно интерпретировать как художественную программу его статуи Петра Великого. Сочинения Фальконе об искусстве, его Oeuvres Litéraires , насчитывали шесть томов, когда они были впервые опубликованы в Лозанне в 1781–1782 годах. [ 4 ] Его обширная переписка с Дидро , [ 13 ] где он утверждал, что художник работает по внутренней необходимости, а не ради будущей славы, и что вместе с императрицей Екатериной Великой российской [ 14 ] многое рассказать о его творчестве и его взглядах на искусство.
Несколько приукрашенное и слишком легкое обаяние Фальконе вызвало критику в энциклопедии одиннадцатом издании Британской : «Его художественные произведения характеризуются теми же недостатками, что и его сочинения, ибо, хотя и проявляют значительный ум и некоторую силу воображения, во многих случаях они обнаруживают ложный и фантастический вкус, являющийся, скорее всего, результатом чрезмерного стремления к оригинальности». [ 4 ]
Герман Геринг украл «Дружба сердца» сталь Фальконе «Герман Геринг» из коллекции Ротшильдов в Париже для коллекции произведений искусства своего охотничьего домика Каринхолл . [ 15 ]
В 2001/2002 году, когда Музей керамики в Севре организовал выставку произведений Фальконе для Севра 1757–1766 годов, ее подзаголовком было «l'art de plaire» («искусство доставлять удовольствие»). [1]
Семья
[ редактировать ]Художник Пьер-Этьен Фальконе (1741–91) был его сыном. [ 16 ] Рисовальщик и гравер, он иллюстрировал статью своего отца «Скульптура» для « Энциклопедии Дидро» . [ 6 ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Этьен-Морис Фальконе, Oeuvres завершает 3 тома (Париж: Денту, 1808 г. и Женева: Slatkine Reprints, 1970).
- Луи Рео, Этьен-Морис Фальконе (Париж: Демотт, 1922)
- Энн Бетти Вайншенкер, Фальконе: его сочинения и его друг Дидро (Женева: Дро, 1966)
- Джордж Левитин, Скульптура Фальконе (Гринвич, Коннектикут: Нью-Йоркское графическое общество, 1972)
- Александр М. Шенкер, Медный всадник: памятник Фальконе Петру Великому (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2003)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Британская энциклопедия онлайн
- ^ Интернет-энциклопедия Ларусса
- ^ Левитин, Джордж (1972). Скульптура Фальконе . Гринвич, Коннектикут: Нью-Йоркское графическое общество. стр. 9–10. ISBN 0821203835 .
- ^ Jump up to: а б с д свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Фальконе, Этьен Морис ». Британская энциклопедия . Том. 10 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 141. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Левитин, стр. 30-33.
- ^ Jump up to: а б Тернер, Джейн, изд. (1996). «Фальконе, Этьен-Морис». Словарь искусства . Том. 10. Лондон: Макмиллан. стр. 763–765. ISBN 1884446000 .
- ^ Левитин, стр. 41, 43.
- ^ Пино де Вильшенон, Мари-Ноэль (2001). «Скульптор в королевстве фарфора». Фальконе в Севре, 1757-1766, или Искусство доставлять удовольствие (на французском языке). Париж:Собрание национальных музеев. стр. 19–20. ISBN 2711841707 .
- ^ Левитин, стр. 18, 19.
- ^ Левитин, с. 20.
- ^ Фрэнк А. Кафкер: Заметки об авторах семнадцати томов «дискурсов» Энциклопедии. Исследования Дидро и энциклопедии. 1989, Том 7, Номер 7, с. 140
- ^ Кафкер, Фрэнк А. (1989). «Заметки об авторах семнадцати томов «беседов» Энциклопедии» . Исследование Дидро и энциклопедии . 7 (7): 140 – через Персея.
- ^ Бено, Ив (1958). Дидро и Фальконе: за и против (на французском языке). Париж: Les Editeurs Français Réunis.
- ^ Рео, Луи (1921). Переписка Фальконе с Екатериной II (на французском языке). Париж: Чемпион.
- ^ Баурайтель, Ульрике (2020). «Искусство – ты мессия?» . Пятница (на немецком языке). Нет. 35. ISSN 0945-2095 . Проверено 19 декабря 2023 г.
- ^ Ли, Сидни , изд. (1895). . Словарь национальной биографии . Том. 44. Лондон: Смит, Элдер и компания.

Внешние ссылки
[ редактировать ]- Этьен Морис Фальконе в американских публичных коллекциях, на сайте Французской переписи скульптуры.
- 1716 рождений
- 1791 смертей
- Французские скульпторы XVIII века.
- Французские скульпторы-мужчины
- Русские скульпторы-мужчины
- Скульпторы рококо
- Скульпторы из Парижа
- Члены Академии Художеств
- Авторы Энциклопедии (1751–1772 гг.)
- Французские писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Французские писатели-мужчины XVIII века
- Скульпторы XVIII века из Российской империи.
- Французские художники-мужчины XVIII века
- Писатели-художники