Мертвая Крыса
Le Rat Mort («Мёртвая крыса») было популярным кафе/рестораном и кабаре в Париже в 19 и начале 20 веков. Расположенный на площади Пигаль в районе Монмартр , он часто посещался художниками, писателями, актерами, моделями и проститутками, а был местом сбора лесбиянок по вечерам . Картины и эскизы, вдохновленные кафе и его клиентами, включали работы Тулузы Лотрека . Максим Детома , Огюст Шабо и Морис де Вламинк .
1837–1850-е: Истоки
[ редактировать ]Le Rat Mort открылся в 1837 году как кафе Pigalle на площади Пигаль, 7 в районе Монмартр в Париже. Оно находилось через дорогу от другого богемного кафе « Новые Афины» . Вскоре после открытия недавно отремонтированного кафе один из интеллектуалов, который был завсегдатаем «Новых Афин», поссорился с владельцем и привел своих друзей и свой бизнес через дорогу в кафе «Пигаль». Поскольку материал, использованный для ремонта кафе, еще не высох, когда группа вошла в новое место, кто-то сказал: «Здесь пахнет дохлой крысой», и с тех пор это место стало известно как Le Rat Mort. [ 1 ]
Другие истории происхождения говорят, что в пивном насосе кафе была найдена дохлая крыса. [ 2 ] или что крысу убили, потому что она прервала тайное свидание влюбленных, проходившее в одной из частных комнат кафе. [ 3 ]
Шарль Бодлер был одним из писателей, часто посещавших Le Rat Mort в 1850-х годах. [ 4 ] [ 5 ]
Когда кафе открывалось, многие женщины, посещавшие кафе и рестораны Монмартра, были моделями-художниками или проститутками в поисках клиентов, что связано с традицией, когда модели-художники собирались у фонтана на площади Пигаль, чтобы наниматься художникам. [ 1 ]
1860–1870-е годы: писатели, революционеры и лесбиянки.
[ редактировать ]В 1860–70-х годах «Крысиный Морт» по-прежнему посещали интеллектуалы и люди искусства. Среди заказчиков того времени были поэт Фернан Деснуайе , а также писатели Катюль Мендес , Анри Кантель, Эжен Сейрас, Альбер Мерат , Леон Клодель и другие поэты парнасской литературной школы. [ 6 ]
Некоторые из завсегдатаев Rat Mort принимали активное участие в недолговечной революционной Парижской коммуне 1871 года. После падения коммуны некоторые не вернулись, но к 1874 году кафе снова стало местом сбора политических и литературных дискуссий. . [ 6 ]
К 1870-м годам кафе также укрепило свою репутацию «cafe au femmes», «кафе для женщин». Согласно статье 1889 года в газете «Парижский курьер», в которой также было опубликовано это двухстрочное стихотворение, женщины начали собираться там еще до появления Парижской коммуны: [ 7 ]
Женщины уходят
до Мертвой Крысы/
Чтобы проснуться
спящий кот
(Женщины идут
до Мертвой Крысы/
разбудить спящего кота)
Популярность кафе среди странных женщин привела к тому, что лесбиянок иногда называли «Мертвыми крысами» из-за их связи с кафе. [ 8 ]
Любители геев Поль Верлен и Артюр Рембо также были частыми посетителями «Крысиного Морта», официальное название которого до сих пор было «Кафе Пигаль». Именно там Рембо сказал Верлену, что хочет показать ему «эксперимент», и попросил его вытянуть запястья. Затем Рембо ударил Верлена ножом в запястья. [ 9 ]
1880–1890-е годы: артистизм и расширение.
[ редактировать ]В обзоре кафе-ресторана во французской газете 1889 года упоминается большая крыса, нарисованная на потолке Леоном Гупилем, а также вкуснейший луковый суп, и описывается это место как место, которое часто посещали знаменитые художники и писатели и которое также всегда было «ресторан женщин». [ 7 ] Гюстав Курбе , Эмиль Золя и Эдуард Мане . Частыми гостями были [ 10 ]
К 1890-м годам культурное и художественное выражение французской «Прекрасной эпохи» уже шло полным ходом. Кафе было известно как «одно из старейших на Монмартре», и его часто посещали художники той эпохи, в том числе Эдгар Дега и Тулуз-Лотрек , а также художники-модели и работницы секс-индустрии. Он был известен своим времен Второй империи , который включал огромные зеркала и сложные газовые лампы. интерьером [ 11 ] Художник Жозеф Фаверо усовершенствовал картину Гупиля с изображением потолочной крысы, добавив фрески, изображающие четыре этапа жизни крысы: крещение, свадьбу, оргию и смерть. [ 1 ] В ресторане было две двери: официальный вход и задняя дверь, через которую можно было выйти. [ 12 ]
Лотрек увековечил кафе и одного из его посетителей в фильме «В частной столовой в крысином морте». (1899) На картине изображена куртизанка, возможно, Люси Журден, сидящая в интимной комнате, предназначенной для общения с секс-работниками. [ 13 ]
В конце 1890-х годов группа бельгийских писателей собралась в «Рэт Морт», чтобы развлечься, и так хорошо провела время, что по возвращении в Бельгию некоторые из них организовали первый «Бал мертвых крыс» в 1898 году. Le Bal du Rat mort — ежегодный благотворительный костюмированный бал, который продолжается и в 21 веке. [ 14 ]
1900–1920-е: ресторан-кабаре.
[ редактировать ]В 1903 году Le Rat Mort был описан как «один из самых знаменитых ресторанов» Парижа, специализирующийся на развлечениях в нерабочее время. [ 15 ]
Бисексуальная писательница Колетт часто посещала это место и однажды описала молодую танцовщицу мюзик-холла в мужской шляпе как обладательницу «особой элегантности Рэт Морт». [ 12 ]
Художники Максим Детома и Вламинк Морис написали портреты женщин в Rat Mort, а Огюст Шабо изобразил пару, входящую в клуб. [ 16 ] [ 17 ]
Во время Первой мировой войны некоторые кафе и ночные клубы Монмартра опустели, поскольку посещавшие их интеллектуалы и художники были призваны на войну. [ 18 ]
В то же время чернокожие американцы открыли для себя культурную жизнь района, когда некоторые из них приехали во Францию в качестве солдат. Эти американцы остались или вернулись после войны, чтобы работать музыкантами и исполнителями, создав процветающую джазовую сцену на Монмартре 1920-х годов. [ 19 ]
Жозефина Бейкер регулярно выступала в Le Rat Mort после того, как закончила свое выступление с La Revue Negre . Другая чернокожая американка, Лидия Джонс, сказала: «Мы давали много чаевых в Rat Mort, это было непослушное место». В то время клубом управляли члены корсиканской мафии . Принц Уэльский также был частым гостем в 1920-е годы. [ 20 ]
К 1926 году в путеводителе это заведение описывалось как кабаре, «открытое с полуночи до рассвета» со «знаменитым оркестром и множеством красивых женщин, желающих, чтобы клиенты платили им за то, чтобы они танцевали с ними». [ 3 ]
1930-е – настоящее время: закрытие и наследие
[ редактировать ]Великая депрессия 1930-х годов привела к росту преступности и соперничеству мафии в районе Пигаль. В 1934 году Ле Крысиный Морт стал местом перестрелки между двумя членами корсиканской мафии, Жаном Полем Стефани и Анж Фоата. Пятилетний сын Анжи был убит, но Стефани в конечном итоге оправдали. Вскоре после этого Le Rat Mort закрылся. [ 21 ]
К середине 20 века его место заняла череда других ночных клубов. По состоянию на 2023 год здание, где оно когда-то стояло, было банком. Но и в 21 веке это место продолжало привлекать посетителей, интересующихся богемной историей Парижа. [ 22 ]
Современные ученые обсуждают значение Le Rat Mort для истории искусства, литературы, гендерных исследований и исследований ЛГБТК. [ 23 ] [ 10 ]
Певец и музыкант Ману Чао упоминает Крысиную Морт в своей песне начала XXI века La Ventura:
«Пощечина плохим девчонкам ù/ что Стафани там застрелил и ранил/ Анджело мафиози/ Этому старому ублюдку повезло!/ чтобы уйти от этого без особых проблем/ МЕЖДУ СОБАКАМИ И ВОЛКАМИ/ КОГДА НАСТАЕТ НОЧЬ»
«Это в «Дохлой Крысе» в Пигаль, / дом с дурной репутацией, / что Стафани застрелил и ранил/ Анджело мафиози./ Этому старому ублюдку повезло!/ Чтобы это сошло с рук без особых проблем,/ между собаками и волками/ когда наступит ночь». [ 24 ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Le Montmartre Secret (на французском языке)
Галерея
[ редактировать ]Дополнительные рисунки Жозефа Фаверо с настенных фресок в Le Rat Mort
-
1 Крещение
-
2 оргия
-
3 Смерть
-
4 Интерьер Le Rat Mort
-
5. Внешний вид Le Rat Mort на площади Пигаль
-
6 моделей-художников, ищущих клиентов возле фонтана на площади Пигаль, посетили Le Rat Mort в первые дни его существования.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Бутильон, Алин. «Вокруг площади Пигаль» . neufhistoire.fr . Проверено 10 июня 2023 г.
- ^ Бихи, Люк (1997). От таверн до бистро . Эпоха человека. ISBN 978-2-8251-0773-7 . Проверено 10 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Канцлер, Джон (1926). Как быть счастливым в Париже и не разориться . Эроусмит. стр. 120–124 . Проверено 10 июня 2023 г.
- ^ Саймонс, Артур (1920). Шарль Бодлер Этюд . Э. Мэтьюз. п. 40 . Проверено 10 июня 2023 г.
- ^ Бэррон, Луи (1899). Живописный Париж . SocieteFrancaise d'Editions d'Art. п. 331 . Проверено 10 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Лепаж, Огюст (1874). Политические и литературные кафе Парижа . Зубы. стр. 80–84 . Проверено 10 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Le. Courier-Français, 14 июля 1889 года, цитируется в Restaurant du Rat Mort» . История меню . Проверено 10 июня 2023 г.
- ^ Виллетт, Адольф (1919). Фе Пьеро . Х. Флаури. п. 107 . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ Адамс, Джад (2004). Отвратительный абсент: история дьявола в бутылке . Университет Висконсина Пресс. п. 73. ИСБН 978-0-299-20000-8 . Проверено 10 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Альберт, Николь Дж. (октябрь – декабрь 2006 г.). «От невидимой топографии к публичному и литературному пространству: места лесбийских удовольствий в Париже в стиле Belle Epoque» . Обзор новой и новейшей истории . 53-е (4): 94. JSTOR 20531422 . Проверено 31 декабря 2023 г.
- ^ Галбалли, Энн (2002). Чарльз Кондер Последний богемец . Издательство Мельбурнского университета. п. 81. ИСБН 978-0-522-85084-0 . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Милн, Анна Луиза (2013). Кембриджский спутник парижской литературы . Издательство Кембриджского университета. п. 152. ИСБН 978-1-107-00512-9 . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ «В частной столовой крысиного морта» . Арт Великобритании . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ «Бал смерти крысы 1898 года» . Королевская академия Великобритании . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ Дэй, Джордж (1903). Путеводитель по Парижу . Ниссон . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ Детомас, Максим. «Клиент крысиной смерти» . Артнет . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ «Морис де Вламинк» . История искусства . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ Хьюитт, Николас (2017). Монмартр: История культуры . Издательство Оксфордского университета. п. 144. ИСБН 978-1-78694-023-0 . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ Шак, ДеВильям А. (2001). Гарлем на Монмартре: история парижского джаза . Издательство Калифорнийского университета. п. XV. ISBN 978-0-520-22537-4 . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ Бейкер, Жан Клод (2001). Жозефина Бейкер: Голодное сердце . Купер Сквер Пресс. п. 117. ИСБН 978-1-4616-6109-2 . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ Вак, Крис. «Крысиная Морт» . Секрет Монмартра . Проверено 31 декабря 2023 г.
- ^ «Кафе Крысиная Морт» . Парижский зигзаг . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ Рэган, Брайант (1996). Гомосексуализм в современной Франции . Оксфордский университет. п. 188. ИСБН 978-0-19-509304-9 .
- ^ «Ла Вентура, Ману Чао» . Тексты песен Freak .
- 1837 заведений во Франции
- Рестораны в Париже
- ЛГБТ-питейные заведения во Франции
- ЛГБТ-культура в Париже
- Лесбийская история во Франции
- История ЛГБТ во Франции
- История Парижа
- Бель Эпок
- XIX век в Париже.
- Кофейни и кафе в Париже
- 1838 заведений во Франции
- 20 век в Париже
- Корсиканская мафия
- Мыши и крысы в популярной культуре