Литовская национальная католическая церковь
Литовская национальная или церковь Lithuanian католическая Lietuvių tautinė katalikų bažnyčiaLNCC [ 1 ] диссидентами-римско-католическими американцами литовского происхождения, главным образом, в Пенсильвании , Иллинойсе и Массачусетсе . Она была также известна как независимая ( непригульминга ) Литовская церковь, поскольку отвергала папскую власть. Она была тесно связана с Польской национальной католической церковью . Церковь основала несколько приходов, но большинство из них просуществовали недолго. Наиболее успешные приходы были в Скрэнтоне, штат Пенсильвания , и Лоуренсе, штат Массачусетс . Джон Гритенас был рукоположен 17 августа 1924 года в Скрэнтоне, штат Пенсильвания , как единственный епископ этой церкви. Из-за отсутствия архивных источников имеющиеся сведения о церкви и ее приходах фрагментарны, неполны и зачастую противоречивы. [ 2 ]
История
[ редактировать ]В США
[ редактировать ]Год | 1936 | 1926 | 1916 |
---|---|---|---|
Количество приходов | 7 а | 4 б | 7 с |
Члены конгрегации | 2,904 | 1,497 | 7,343 |
воскресные школы | 5 | 1 | 1 |
Количество учителей | 6 | 3 | 2 |
Количество студентов | 316 | 217 | 140 |
а В 1936 году в Пенсильвании было 4 прихода, в Иллинойсе — 2, в Массачусетсе — 1. [ 3 ] б В 1926 году было 2 прихода в Пенсильвании и Иллинойсе. [ 1 ] с В 1916 году было 2 прихода в Массачусетсе и по 1 приходу в Коннектикуте, Иллинойсе, Мичигане, Пенсильвании и Род-Айленде. [ 4 ] |
Старокатолическая церковь отделилась от Римско-католической церкви из-за разногласий по поводу резолюций, принятых Первым Ватиканским собором в 1869–1870 годах. Старокатолическая церковь была привлекательна для европейских иммигрантов в США из-за разногласий с римско-католической иерархией. [ 2 ] Иммигранты хотели основать свои собственные приходы, где священники говорили бы на их языке, но не получили особой поддержки со стороны американских епископов, которые были в основном ирландцами и немцами по происхождению. В 1884 году собрание американских епископов в Балтиморе постановило, что собственность приходов принадлежит не финансирующей ее общине, а епархии. [ 2 ] Судебные разбирательства между пасторами и прихожанами по поводу имущества были довольно частым явлением. [ 5 ] В знак протеста против такой политики в 1897 году была основана Польская национальная католическая церковь (ПНКЦ). [ 2 ]
В связи с исторической унией Польши и Литвы Литовская национальная католическая церковь сначала действовала как часть ННКЦ. Первыми литовскими священниками, присоединившимися к Старокатолической церкви, были Владисловас Дембскис , Винцас Р. Дилионис (настоящее имя Винцас Петрайтис) и Стасис Мицкявичюс, рукоположенный в сан священника епископом Стефаном Каминским в 1901 году. [ 2 ] Первые литовские национальные католические приходы были основаны Дилионисом в Уотербери, штат Коннектикут , в 1902 году и в Балтиморе, штат Мэриленд, в 1903 году, но они – как и многие другие подобные литовские приходы – просуществовали недолго. Мицкявичюс основал несколько приходов, наиболее успешные из которых находятся в Скрэнтоне, штат Пенсильвания , и Лоуренсе, штат Массачусетс . [ 2 ] Приходы были созданы под юрисдикцией архиепископа Кармеля Генри Карфоры . [ 1 ] Когда между Мицкявичюсом и польским епископом Франциском Ходуром возникли разногласия , 17 июля 1917 года Мицкявичюс созвал синод и отделился от PNCC. Он был рукоположен в епископа Рудольфом де Ландасом Бергесом в 1917 году. Однако Бергес отменил хиротонию в декабре 1918 года, когда он ближе познакомился с Мицкявичюсом. [ 6 ] В то время как Мицкявичюс (умер в 1923 году) был активным сторонником отделения от PNCC, другие литовские священники, в том числе Ян Гритенас и Миколас Воладка, были более неоднозначными. Гритенас был рукоположен в сан епископа Францишеком Ходуром в 1924 году. [ 6 ] Валандка опубликовал Литовский Миссал ЛНКЦ в [ 2 ]
Еще одна попытка отделения LNCC от PNCC была предпринята в 1925 году, когда Степонас А. Гениотис, ученик Мицкявичюса, созвал первый синод, независимый от PNCC, в Чикаго 25 мая 1925 года. Второй синод состоялся в Ньюарке в 1932 году. [ 2 ] Гениотис утверждал, что он был рукоположен в 1924 или 1925 году (и даже возведен в сан архиепископа в 1929 году), [ 2 ] но его утверждения сомнительны. [ 7 ] Эта группа священников работала с Католической церковью Америки и отцами-миссионерами Католической церкви Америки Св. Иоанна ( джонистаи ). Они опубликовали несколько периодических изданий, в том числе «Эра Науйойи» («Новая эра»; 1928–1930), «Jonistų balsas» («Голос Джонистай»; 1942–1952) и «Двуязычный голос» (1953–1964). [ 6 ]
LNCC так и не стал популярным среди американцев литовского происхождения, поскольку ему не хватало мотивированных и энергичных священников. Он также пострадал из-за отсутствия более централизованного и организованного руководства, а также из-за различных оппортунистов, которые выманивали деньги, выдавая себя за священников. Когда литовцы мигрировали в Соединенные Штаты, спасаясь от советской оккупации после Второй мировой войны , новое поколение иммигрантов не поддержало LNCC. [ 6 ]
В Литве
[ редактировать ]Было несколько ограниченных попыток создания LNCC в Литве. [ 8 ] Гритенас посетил Литву в 1922 и 1927 годах. Он установил контакты с некоторыми либеральными и патриотическими активистами, которые хотели уменьшить влияние Римско-католической церкви в Литве, и исследовал возможности создания LNCC в Литве. В ходе второго визита он встретился с президентом Антанасом Сметоной . Эти усилия были прерваны смертью Гритенаса в 1928 году, хотя есть фрагментарные свидетельства того, что община LNCC действовала в Рокишкисе с 1925 года. [ 8 ] В 1937 году Гениотис посетил Литву и заявил, что основал приход LNCC в своей родной деревне Репшяй недалеко от Мажейкяй . Он также провел встречу с литовской прессой и министрами правительства, а также обратился к лидерам Восточной Православной Церкви и Мариавитской Церкви в Литве. [ 8 ] LNCC время от времени привлекал внимание литовской прессы. Он получил в основном положительное освещение в журнале Lietuvos žinios, издаваемом Литовским народным крестьянским союзом , и более нейтральное освещение в журнале Trimitas , издаваемом Литовским союзом стрелков . Католические периодические издания нападали и критиковали LNCC из-за его связей с PNCC (Польша была негативно воспринята литовской общественностью из-за спора о Вильнюсском крае ) и из-за поведенческих проблем священников LNCC. Например, они назвали Гритенаса мошенником и заявили, что он был оштрафован за хулиганство в состоянии алкогольного опьянения. [ 8 ]
Любые контакты между LNCC и Литвой были прерваны во время Второй мировой войны и последующего советского правления в Литве . В то время как Советский Союз принял марксистско-ленинский атеизм в качестве своей официальной идеологии, советские чиновники рассматривали автокефальную «национальную церковь» как инструмент ослабления Римско-католической церкви. [ 8 ] КГБ пытался завербовать священников для «национальной церкви» в Литве еще в 1946 году. Им удалось завербовать Юозаса Пилипайтиса, священника из Сударгаса , но его открытое письмо, опубликованное в региональной газете, осталось незамеченным литовским обществом. [ 9 ] Когда в июле 1949 года Папа Пий XII издал указ об отлучении от церкви коллаборационистов с коммунистами, советские чиновники попытались заставить литовских священников подписать письмо протеста и использовать его как основу для создания национальной церкви. Усилия не набрали оборотов — только 108 священников из 933 подписали письмо — и от идеи национальной церкви отказались в пользу других методов преследования христиан . [ 9 ]
Идеология
[ редактировать ]LNCC не разработал более четкую идентичность или миссию - он был соперником традиционной Римско-католической церкви, но предлагал только «бюрократические» различия (т.е. отказ от папской власти и принятие более демократического приходского управления), не меняя основных религиозных догм. . [ 6 ] LNCC попыталась объединить два противоречивых атрибута – католический (что означает «универсальный») и национальный (что означает «специфичный для одной нации»). Церковь практиковала как индивидуальное, так и общинное исповедание и критиковала духовное безбрачие , но не разработала своего собственного последовательного догматического богословия или апологетики . Многие статьи LNCC были сосредоточены на нападках и критике традиционной Римско-католической церкви. [ 10 ] LNCC сочетал католическую веру с литовским национализмом и патриотизмом . LNCC проводил мессы на литовском языке , но в долгосрочной перспективе это оказалось недостатком, поскольку иммигранты все чаще перенимали английский язык. Некоторые из его текстов демонстрируют влияние кальвинизма и янсенизма . [ 2 ]
приходы
[ редактировать ]Скрэнтон, Пенсильвания
[ редактировать ]Литовцы в Скрэнтоне, штат Пенсильвания , враждовали со своим священником прихода Св. Иосифа и епископом Скрэнтона с 1895 года. В 1910 году, когда суд постановил, что церковь и другое имущество прихода находились в доверительном управлении, а не в прямой собственности епископа, епископ отлучил приходской комитет и закрыл церковь Св. Иосифа. [ 11 ] Приход LNCC Промысла Божия в Скрэнтоне был основан Стасисом Б. Мицкявичюсом в 1913 году и продолжает действовать. Скрэнтон также был оплотом PNCC. Прихожане собрали средства и приобрели два земельных участка: один под церковь, другой под кладбище. Временная церковь была построена в 1915 году. Мицкявичюс покинул приход в 1916 году. Он стал более активным, когда в 1919–1928 годах его принял епископ Йонас Гритенас . Приход приобрел ферму площадью 100 акров (40 га), основал приют для престарелых (названный в честь Вильнюса ; основан в 1924 году и закрыт после смерти Гритенаса в 1928 году из-за финансовых трудностей), построил дом духовенства и зал для прихода. мероприятия (по имени великого князя Витаутаса ). [ 6 ] Гритенас также организовал недолговечную священникскую семинарию. [ 2 ] На тот момент прихожане насчитывали около 300 семей. Они организовывали различные мероприятия, в том числе частые пикники в парке за кладбищем. Гритенаса сменил Миколас Воладка, который прибыл из Уругвая в 1929 году и продолжал работать в приходе до 1972 года. Он был одним из руководителей LNCC, а также работал с другими приходами, в том числе работал над основанием прихода в Уилкс-Барре, штат Пенсильвания. . За время его пребывания в должности приход в Скрэнтоне в 1930 году построил собственную церковь, что привело к долгосрочным долгам прихода. В приходе также была воскресная школа с детским театром и хор, который пел на литовском языке, хотя некоторые его участники были иммигрантами в третьем поколении. После его смерти приходские священники были польского происхождения: Эдвард Ратаджак (1974–1984), Ежи Урбанский (1983–1987), Л. Лазарский (1987–1990), Станислав Стриз (1990–2002), Вальтер Пласек (с 2002 г.). ). [ 6 ]
Лоуренс, Массачусетс
[ редактировать ]Приход Святого Сердца в Лоуренсе, штат Массачусетс , был основан Стасисом Б. Мицкявичюсом в 1916 году. Он использовал разногласия между пастором Антанасом Юсайтисом и прихожанами римско-католического прихода Св. Франциска. [ 6 ] Он работал в приходе до 1918 года. В ноябре 1917 года приход начал издавать ежемесячную газету «Атгимимас» («Возрождение») под редакцией Константинаса Норкуса, но она просуществовала всего семь месяцев. Приход приобрел кирпичную церковь, дом духовенства, парк, в котором устроило кладбище и который также использовался для пикников. Мицкявичюс основал священникскую семинарию, которая готовила к священству Степонаса А. Гениотиса, Стасиса Шлейниса, Жвалиниса и С. Таутаса. [ 6 ] В 1918 году его сменил Стасис Шлейнис, умерший в 1927 году. Шлейниса не очень любили, и между ним и прихожанами шли судебные тяжбы по поводу кладбища. При приходе действовал хор, который ставил также самодеятельные спектакли оперетт, драм и т. д. В 1933 году в хоре насчитывалось около 70 человек. Когда Миколас Воладка (1932–1936) был приходским священником, он попытался восстановить свою газету под названием Tautos balsas («Голос нации»; 1931–1932) и Tiesos balsas («Голос истины»; в 1933 году вышло всего четыре номера). . Воладка также приобрел ферму площадью 100 акров (40 га) с 30 дойными коровами и открыл приют для пожилых людей. Ферма была продана, когда Воладка переехал в Скрэнтон. Приход продолжал действовать до 2002 года. [ 6 ]
Другие известные приходы
[ редактировать ]Расположение [ 6 ] | Приход | Известные священники | Активный период |
---|---|---|---|
Уотербери, Коннектикут | Все Святые | Винкас Р. Дилиони | 1902 |
Чикаго, Иллинойс ( Город Лейк ) | Пятрас Б. Урбонас | 1913 | |
Чикаго, Иллинойс ( Город Лейк ) | Святой апостол Петр | Зигма Янкаускас | 1914 |
Чикаго, Иллинойс ( Бриджпорт ) | Стасис Б. Мицкявичюс | 1916, 1921–1923 | |
Чикаго, Иллинойс | Я.А. Букаускас | 1919 | |
Чикаго, Иллинойс | Богоматерь Шилува | Стасис Б. Мицкявичюс Ссылки SA |
1921–1923, 1931–? |
Вествилл, Иллинойс | Святой Крест | Зигмантас К. Випартас ФА Микалаускас |
1914/1915–1933 [ 2 ] |
Спрингфилд, Иллинойс | 1948 | ||
Балтимор, Мэриленд | Винкас Р. Дилиони | 1903 | |
Атол, Массачусетс | Стасис Б. Мицкявичюс | 1908 | |
Вустер, Массачусетс | Стасис Б. Мицкявичюс | 1910–1914 | |
Ньюарк, Нью-Джерси | христианин | 1922 | |
Дюбуа, Пенсильвания | Пятрас Б. Урбонас | 1903–1909 | |
Питтсбург, Пенсильвания | Святой Георгий | Зигмантас К. Випартас | 1922–1933 [ 2 ] |
Филадельфия, Пенсильвания | Сент-Мэри | Ксаверас М. Жукаускас | 1926–1957 |
Уилкс-Барре, Пенсильвания | Все Святые | Миколас Воладка | 1929/1931–1933, 1946 |
Шенандоа, Пенсильвания | Святой Иосиф | 1931/1933, 1940 | |
Провиденс, Род-Айленд | Святой Иоанн (?) | Стасис Б. Мицкявичюс | 1907–1912 |
Примечание: из-за фрагментарной информации «активный период» является приблизительным и неполным. |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Министерство торговли США, Бюро переписи населения (1929 г.). Религиозные организации, 1926 год . Том. II. Вашингтон: Государственная типография. п. 697.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Струмицкене, Илона (2012). «Литовская национальная католическая церковь (ЛТКБ) в Америке: черты религиозной и национальной идентичности» (PDF) . Ойкос: Литовская миграция и исследования диаспоры (на литовском языке). 2 (14): 43–49. ISSN 2351-6461 .
- ^ Перейти обратно: а б Министерство торговли США, Бюро переписи населения (1941 г.). Религиозные организации, 1936 год . Том. II, часть 2. Вашингтон: Правительственная типография. стр. 846–848.
- ^ Министерство торговли, Бюро переписи населения (1919 г.). Религиозные организации, 1916 год . Том. II. Вашингтон: Государственная типография. п. 347.
- ^ Волкович-Валкавичюс, Уильям Л. (лето 1994 г.). «Иммигранты, которые становятся литовцами, став американцами» . Литуан . 2 (40). ISSN 0024-5089 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Вайткевичене, Кристина (2015). «Особенности развития Литовской национальной католической церкви в Америке» (PDF) . Ойкос: Литовские исследования миграции и диаспоры . 1 (19): 56–76. ISSN 2351-6461 .
- ^ Брандрет, Генри RT (2007). Епископи Вагантес и Англиканская церковь . ООО «Вайлдсайд Пресс». п. 69. ИСБН 0912134062 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Струмицкене, Илона (2015). «Попытки создания «национальной церкви» в Литве» (PDF) . Ойкос: Литовские исследования миграции и диаспоры . 1 (19): 109–116. ISSN 2351-6461 .
- ^ Перейти обратно: а б Стрейкус, Арунас (2002). Антицерковная политика советской власти в Литве (1944–1990) (PDF) (на литовском языке). Центр исследования геноцида и сопротивления населения Литвы. стр. 84-87. ISBN 9986-757-53-3 .
- ^ Грикявичюс, Артурас (2015). «Особенности литургии, догматики, экклезиологии и апологетики Литовской национальной католической церкви» (PDF) . Ойкос: Литовские исследования миграции и диаспоры . 1 (19): 86–92. ISSN 2351-6461 .
- ^ Дапкуте, Дайва (2015). «На пути к национальной церкви: первые шаги» (PDF) . Ойкос: Литовские исследования миграции и диаспоры . 1 (19): 42–43. ISSN 2351-6461 .