Jump to content

Литовская национальная католическая церковь

Синод LNCC в Лоуренсе, штат Массачусетс, в 1917 году. Стасис Мицкявичюс сидит в центре.

Литовская национальная или церковь Lithuanian католическая Lietuvių tautinė katalikų bažnyčiaLNCC [ 1 ] диссидентами-римско-католическими американцами литовского происхождения, главным образом, в Пенсильвании , Иллинойсе и Массачусетсе . Она была также известна как независимая ( непригульминга ) Литовская церковь, поскольку отвергала папскую власть. Она была тесно связана с Польской национальной католической церковью . Церковь основала несколько приходов, но большинство из них просуществовали недолго. Наиболее успешные приходы были в Скрэнтоне, штат Пенсильвания , и Лоуренсе, штат Массачусетс . Джон Гритенас был рукоположен 17 августа 1924 года в Скрэнтоне, штат Пенсильвания , как единственный епископ этой церкви. Из-за отсутствия архивных источников имеющиеся сведения о церкви и ее приходах фрагментарны, неполны и зачастую противоречивы. [ 2 ]

Статистика ЛНКЦ [ 3 ]
(Данные Министерства торговли США и Бюро переписи населения )
Год 1936 1926 1916
Количество приходов 7 а 4 б 7 с
Члены конгрегации 2,904 1,497 7,343
воскресные школы 5 1 1
Количество учителей 6 3 2
Количество студентов 316 217 140
а В 1936 году в Пенсильвании было 4 прихода, в Иллинойсе — 2, в Массачусетсе — 1. [ 3 ]
б В 1926 году было 2 прихода в Пенсильвании и Иллинойсе. [ 1 ]
с В 1916 году было 2 прихода в Массачусетсе и по 1 приходу в Коннектикуте, Иллинойсе, Мичигане, Пенсильвании и Род-Айленде. [ 4 ]

Старокатолическая церковь отделилась от Римско-католической церкви из-за разногласий по поводу резолюций, принятых Первым Ватиканским собором в 1869–1870 годах. Старокатолическая церковь была привлекательна для европейских иммигрантов в США из-за разногласий с римско-католической иерархией. [ 2 ] Иммигранты хотели основать свои собственные приходы, где священники говорили бы на их языке, но не получили особой поддержки со стороны американских епископов, которые были в основном ирландцами и немцами по происхождению. В 1884 году собрание американских епископов в Балтиморе постановило, что собственность приходов принадлежит не финансирующей ее общине, а епархии. [ 2 ] Судебные разбирательства между пасторами и прихожанами по поводу имущества были довольно частым явлением. [ 5 ] В знак протеста против такой политики в 1897 году была основана Польская национальная католическая церковь (ПНКЦ). [ 2 ]

В связи с исторической унией Польши и Литвы Литовская национальная католическая церковь сначала действовала как часть ННКЦ. Первыми литовскими священниками, присоединившимися к Старокатолической церкви, были Владисловас Дембскис [ lt ] , Винцас Р. Дилионис (настоящее имя Винцас Петрайтис) и Стасис Мицкявичюс, рукоположенный в сан священника епископом Стефаном Каминским в 1901 году. [ 2 ] Первые литовские национальные католические приходы были основаны Дилионисом в Уотербери, штат Коннектикут , в 1902 году и в Балтиморе, штат Мэриленд, в 1903 году, но они – как и многие другие подобные литовские приходы – просуществовали недолго. Мицкявичюс основал несколько приходов, наиболее успешные из которых находятся в Скрэнтоне, штат Пенсильвания , и Лоуренсе, штат Массачусетс . [ 2 ] Приходы были созданы под юрисдикцией архиепископа Кармеля Генри Карфоры . [ 1 ] Когда между Мицкявичюсом и польским епископом Франциском Ходуром возникли разногласия , 17 июля 1917 года Мицкявичюс созвал синод и отделился от PNCC. Он был рукоположен в епископа Рудольфом де Ландасом Бергесом в 1917 году. Однако Бергес отменил хиротонию в декабре 1918 года, когда он ближе познакомился с Мицкявичюсом. [ 6 ] В то время как Мицкявичюс (умер в 1923 году) был активным сторонником отделения от PNCC, другие литовские священники, в том числе Ян Гритенас и Миколас Воладка, были более неоднозначными. Гритенас был рукоположен в сан епископа Францишеком Ходуром в 1924 году. [ 6 ] Валандка опубликовал Литовский Миссал ЛНКЦ в [ 2 ]

Еще одна попытка отделения LNCC от PNCC была предпринята в 1925 году, когда Степонас А. Гениотис, ученик Мицкявичюса, созвал первый синод, независимый от PNCC, в Чикаго 25 мая 1925 года. Второй синод состоялся в Ньюарке в 1932 году. [ 2 ] Гениотис утверждал, что он был рукоположен в 1924 или 1925 году (и даже возведен в сан архиепископа в 1929 году), [ 2 ] но его утверждения сомнительны. [ 7 ] Эта группа священников работала с Католической церковью Америки и отцами-миссионерами Католической церкви Америки Св. Иоанна ( джонистаи ). Они опубликовали несколько периодических изданий, в том числе «Эра Науйойи» («Новая эра»; 1928–1930), «Jonistų balsas» («Голос Джонистай»; 1942–1952) и «Двуязычный голос» (1953–1964). [ 6 ]

LNCC так и не стал популярным среди американцев литовского происхождения, поскольку ему не хватало мотивированных и энергичных священников. Он также пострадал из-за отсутствия более централизованного и организованного руководства, а также из-за различных оппортунистов, которые выманивали деньги, выдавая себя за священников. Когда литовцы мигрировали в Соединенные Штаты, спасаясь от советской оккупации после Второй мировой войны , новое поколение иммигрантов не поддержало LNCC. [ 6 ]

Было несколько ограниченных попыток создания LNCC в Литве. [ 8 ] Гритенас посетил Литву в 1922 и 1927 годах. Он установил контакты с некоторыми либеральными и патриотическими активистами, которые хотели уменьшить влияние Римско-католической церкви в Литве, и исследовал возможности создания LNCC в Литве. В ходе второго визита он встретился с президентом Антанасом Сметоной . Эти усилия были прерваны смертью Гритенаса в 1928 году, хотя есть фрагментарные свидетельства того, что община LNCC действовала в Рокишкисе с 1925 года. [ 8 ] В 1937 году Гениотис посетил Литву и заявил, что основал приход LNCC в своей родной деревне Репшяй [ lt ] недалеко от Мажейкяй . Он также провел встречу с литовской прессой и министрами правительства, а также обратился к лидерам Восточной Православной Церкви и Мариавитской Церкви в Литве. [ 8 ] LNCC время от времени привлекал внимание литовской прессы. Он получил в основном положительное освещение в журнале Lietuvos žinios, издаваемом Литовским народным крестьянским союзом , и более нейтральное освещение в журнале Trimitas , издаваемом Литовским союзом стрелков . Католические периодические издания нападали и критиковали LNCC из-за его связей с PNCC (Польша была негативно воспринята литовской общественностью из-за спора о Вильнюсском крае ) и из-за поведенческих проблем священников LNCC. Например, они назвали Гритенаса мошенником и заявили, что он был оштрафован за хулиганство в состоянии алкогольного опьянения. [ 8 ]

Любые контакты между LNCC и Литвой были прерваны во время Второй мировой войны и последующего советского правления в Литве . В то время как Советский Союз принял марксистско-ленинский атеизм в качестве своей официальной идеологии, советские чиновники рассматривали автокефальную «национальную церковь» как инструмент ослабления Римско-католической церкви. [ 8 ] КГБ пытался завербовать священников для «национальной церкви» в Литве еще в 1946 году. Им удалось завербовать Юозаса Пилипайтиса, священника из Сударгаса , но его открытое письмо, опубликованное в региональной газете, осталось незамеченным литовским обществом. [ 9 ] Когда в июле 1949 года Папа Пий XII издал указ об отлучении от церкви коллаборационистов с коммунистами, советские чиновники попытались заставить литовских священников подписать письмо протеста и использовать его как основу для создания национальной церкви. Усилия не набрали оборотов — только 108 священников из 933 подписали письмо — и от идеи национальной церкви отказались в пользу других методов преследования христиан . [ 9 ]

Идеология

[ редактировать ]

LNCC не разработал более четкую идентичность или миссию - он был соперником традиционной Римско-католической церкви, но предлагал только «бюрократические» различия (т.е. отказ от папской власти и принятие более демократического приходского управления), не меняя основных религиозных догм. . [ 6 ] LNCC попыталась объединить два противоречивых атрибута – католический (что означает «универсальный») и национальный (что означает «специфичный для одной нации»). Церковь практиковала как индивидуальное, так и общинное исповедание и критиковала духовное безбрачие , но не разработала своего собственного последовательного догматического богословия или апологетики . Многие статьи LNCC были сосредоточены на нападках и критике традиционной Римско-католической церкви. [ 10 ] LNCC сочетал католическую веру с литовским национализмом и патриотизмом . LNCC проводил мессы на литовском языке , но в долгосрочной перспективе это оказалось недостатком, поскольку иммигранты все чаще перенимали английский язык. Некоторые из его текстов демонстрируют влияние кальвинизма и янсенизма . [ 2 ]

Скрэнтон, Пенсильвания

[ редактировать ]
Литовская национальная католическая церковь в Скрэнтоне

Литовцы в Скрэнтоне, штат Пенсильвания , враждовали со своим священником прихода Св. Иосифа и епископом Скрэнтона с 1895 года. В 1910 году, когда суд постановил, что церковь и другое имущество прихода находились в доверительном управлении, а не в прямой собственности епископа, епископ отлучил приходской комитет и закрыл церковь Св. Иосифа. [ 11 ] Приход LNCC Промысла Божия в Скрэнтоне был основан Стасисом Б. Мицкявичюсом в 1913 году и продолжает действовать. Скрэнтон также был оплотом PNCC. Прихожане собрали средства и приобрели два земельных участка: один под церковь, другой под кладбище. Временная церковь была построена в 1915 году. Мицкявичюс покинул приход в 1916 году. Он стал более активным, когда в 1919–1928 годах его принял епископ Йонас Гритенас . Приход приобрел ферму площадью 100 акров (40 га), основал приют для престарелых (названный в честь Вильнюса ; основан в 1924 году и закрыт после смерти Гритенаса в 1928 году из-за финансовых трудностей), построил дом духовенства и зал для прихода. мероприятия (по имени великого князя Витаутаса ). [ 6 ] Гритенас также организовал недолговечную священникскую семинарию. [ 2 ] На тот момент прихожане насчитывали около 300 семей. Они организовывали различные мероприятия, в том числе частые пикники в парке за кладбищем. Гритенаса сменил Миколас Воладка, который прибыл из Уругвая в 1929 году и продолжал работать в приходе до 1972 года. Он был одним из руководителей LNCC, а также работал с другими приходами, в том числе работал над основанием прихода в Уилкс-Барре, штат Пенсильвания. . За время его пребывания в должности приход в Скрэнтоне в 1930 году построил собственную церковь, что привело к долгосрочным долгам прихода. В приходе также была воскресная школа с детским театром и хор, который пел на литовском языке, хотя некоторые его участники были иммигрантами в третьем поколении. После его смерти приходские священники были польского происхождения: Эдвард Ратаджак (1974–1984), Ежи Урбанский (1983–1987), Л. Лазарский (1987–1990), Станислав Стриз (1990–2002), Вальтер Пласек (с 2002 г.). ). [ 6 ]

Лоуренс, Массачусетс

[ редактировать ]

Приход Святого Сердца в Лоуренсе, штат Массачусетс , был основан Стасисом Б. Мицкявичюсом в 1916 году. Он использовал разногласия между пастором Антанасом Юсайтисом и прихожанами римско-католического прихода Св. Франциска. [ 6 ] Он работал в приходе до 1918 года. В ноябре 1917 года приход начал издавать ежемесячную газету «Атгимимас» («Возрождение») под редакцией Константинаса Норкуса, но она просуществовала всего семь месяцев. Приход приобрел кирпичную церковь, дом духовенства, парк, в котором устроило кладбище и который также использовался для пикников. Мицкявичюс основал священникскую семинарию, которая готовила к священству Степонаса А. Гениотиса, Стасиса Шлейниса, Жвалиниса и С. Таутаса. [ 6 ] В 1918 году его сменил Стасис Шлейнис, умерший в 1927 году. Шлейниса не очень любили, и между ним и прихожанами шли судебные тяжбы по поводу кладбища. При приходе действовал хор, который ставил также самодеятельные спектакли оперетт, драм и т. д. В 1933 году в хоре насчитывалось около 70 человек. Когда Миколас Воладка (1932–1936) был приходским священником, он попытался восстановить свою газету под названием Tautos balsas («Голос нации»; 1931–1932) и Tiesos balsas («Голос истины»; в 1933 году вышло всего четыре номера). . Воладка также приобрел ферму площадью 100 акров (40 га) с 30 дойными коровами и открыл приют для пожилых людей. Ферма была продана, когда Воладка переехал в Скрэнтон. Приход продолжал действовать до 2002 года. [ 6 ]

Другие известные приходы

[ редактировать ]
Расположение [ 6 ] Приход Известные священники Активный период
Уотербери, Коннектикут Все Святые Винкас Р. Дилиони 1902
Чикаго, Иллинойс ( Город Лейк ) Пятрас Б. Урбонас 1913
Чикаго, Иллинойс ( Город Лейк ) Святой апостол Петр Зигма Янкаускас 1914
Чикаго, Иллинойс ( Бриджпорт ) Стасис Б. Мицкявичюс 1916, 1921–1923
Чикаго, Иллинойс Я.А. Букаускас 1919
Чикаго, Иллинойс Богоматерь Шилува Стасис Б. Мицкявичюс
Ссылки SA
1921–1923, 1931–?
Вествилл, Иллинойс Святой Крест Зигмантас К. Випартас
ФА Микалаускас
1914/1915–1933 [ 2 ]
Спрингфилд, Иллинойс 1948
Балтимор, Мэриленд Винкас Р. Дилиони 1903
Атол, Массачусетс Стасис Б. Мицкявичюс 1908
Вустер, Массачусетс Стасис Б. Мицкявичюс 1910–1914
Ньюарк, Нью-Джерси христианин 1922
Дюбуа, Пенсильвания Пятрас Б. Урбонас 1903–1909
Питтсбург, Пенсильвания Святой Георгий Зигмантас К. Випартас 1922–1933 [ 2 ]
Филадельфия, Пенсильвания Сент-Мэри Ксаверас М. Жукаускас 1926–1957
Уилкс-Барре, Пенсильвания Все Святые Миколас Воладка 1929/1931–1933, 1946
Шенандоа, Пенсильвания Святой Иосиф 1931/1933, 1940
Провиденс, Род-Айленд Святой Иоанн (?) Стасис Б. Мицкявичюс 1907–1912
Примечание: из-за фрагментарной информации «активный период» является приблизительным и неполным.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Министерство торговли США, Бюро переписи населения (1929 г.). Религиозные организации, 1926 год . Том. II. Вашингтон: Государственная типография. п. 697.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Струмицкене, Илона (2012). «Литовская национальная католическая церковь (ЛТКБ) в Америке: черты религиозной и национальной идентичности» (PDF) . Ойкос: Литовская миграция и исследования диаспоры (на литовском языке). 2 (14): 43–49. ISSN   2351-6461 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Министерство торговли США, Бюро переписи населения (1941 г.). Религиозные организации, 1936 год . Том. II, часть 2. Вашингтон: Правительственная типография. стр. 846–848.
  4. ^ Министерство торговли, Бюро переписи населения (1919 г.). Религиозные организации, 1916 год . Том. II. Вашингтон: Государственная типография. п. 347.
  5. ^ Волкович-Валкавичюс, Уильям Л. (лето 1994 г.). «Иммигранты, которые становятся литовцами, став американцами» . Литуан . 2 (40). ISSN   0024-5089 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Вайткевичене, Кристина (2015). «Особенности развития Литовской национальной католической церкви в Америке» (PDF) . Ойкос: Литовские исследования миграции и диаспоры . 1 (19): 56–76. ISSN   2351-6461 .
  7. ^ Брандрет, Генри RT (2007). Епископи Вагантес и Англиканская церковь . ООО «Вайлдсайд Пресс». п. 69. ИСБН  0912134062 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и Струмицкене, Илона (2015). «Попытки создания «национальной церкви» в Литве» (PDF) . Ойкос: Литовские исследования миграции и диаспоры . 1 (19): 109–116. ISSN   2351-6461 .
  9. ^ Перейти обратно: а б Стрейкус, Арунас (2002). Антицерковная политика советской власти в Литве (1944–1990) (PDF) (на литовском языке). Центр исследования геноцида и сопротивления населения Литвы. стр. 84-87. ISBN  9986-757-53-3 .
  10. ^ Грикявичюс, Артурас (2015). «Особенности литургии, догматики, экклезиологии и апологетики Литовской национальной католической церкви» (PDF) . Ойкос: Литовские исследования миграции и диаспоры . 1 (19): 86–92. ISSN   2351-6461 .
  11. ^ Дапкуте, Дайва (2015). «На пути к национальной церкви: первые шаги» (PDF) . Ойкос: Литовские исследования миграции и диаспоры . 1 (19): 42–43. ISSN   2351-6461 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9d7444515950876e06e11f677f0ef276__1697388480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9d/76/9d7444515950876e06e11f677f0ef276.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lithuanian National Catholic Church - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)