Константин Доброжану-Гереа
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( февраль 2013 г. ) |

Константин Доброжану-Гереа (урожденный Соломон Кац ; 21 мая 1855 — 7 мая 1920) — румынский марксистский теоретик , политик, социолог , литературный критик и журналист. Он также был предпринимателем в городе Плоешти . Константин Доброжану-Гереа был отцом коммунистического активиста Александру Доброжану-Гереа и философа Ионела Геря .
Биография
[ редактировать ]Доброжану-Гереа родился 21 мая 1855 года в селе Славянка под Екатеринославом (современный Днепр), тогда в Екатеринославской губернии Российской империи , в украинской еврейской семье Кац. [ 1 ] После учебы в Харьковском университете (где он занимался революционной политикой) Доброжану-Гереа бежал от преследований охранки и поселился в Яссах (1875 г.). Он принимал активное участие в социалистической политике, формируя первые центры активизма в Румынии, и сотрудничал с левыми журналами, такими как Contemporanul .
Группа, основанная на Доброжану-Гереа, стала самой выдающейся группой, сформировавшей Румынскую социал-демократическую рабочую партию . Хотя эта идея существовала до Доброжану-Гереа, он укрепил народистскую мысль в Румынии, что должно было внести решающий вклад в возникновение попоранизма (хотя его группа и попоранисты стали политическими противниками после того, как последние присоединились к Национал-либеральной партии и начали использовать антисемитские лозунги).
Литературная критика
[ редактировать ]
Константин Доброжану-Гереа внес изменения в эстетические ориентиры Джунимы и ее самого важного голоса Титу Майореску . К Юнимеи видению искусства ради искусства , созданному посредством слияния момента и подлинного чувства, он добавил обусловленность социальными потребностями ( искусство с тенденцией ). Майореску был критиком форм без содержания (т.е. культурных институтов, которые не сливались с обществом и не заимствовали у него), но он скептически относился к идее о том, что искусство когда-либо может быть направлено на служение политическим целям (особенно если этой целью был социализм, который он отверг как жизнеспособный вариант).
Он написал обширные исследования о литературных деятелях и вступил в яркую полемику со многими своими современниками. Доброжану-Гереа на протяжении всей жизни дружил с Ионом Лукой Караджале , давая интерпретацию его произведений через параллели, установленные с писателями его поколения в других культурах. Например, он сравнил рассказ Караджале «Пасхальный факел» , размышление о жестоких результатах антисемитизма , с произведениями Федора Достоевского . Эти двое обменивались письмами на протяжении большей части своей жизни: Караджале никогда не был социалистом, но восхищался взглядами Доброгену-Гереа и использовал его критику румынского общества в написании своей работы 1907 года. «От весны до осени» (выражая свои убеждения о причинах и итоги крестьянского восстания 1907 года ).
Социология
[ редактировать ]Наряду с небольшими работами по диалектическому материализму , Доброжану-Гереа опубликовал в 1910 году свою наиболее обсуждаемую книгу Neoiobăgia (Studiu Economico-Sociologic al Issuei Noaster agrare) («Нео- крепостничество (Социальное и экономическое исследование нашего земельного вопроса)»). В работе утверждалось, что Румыния оказалась в ловушке феодализма , где присутствовал минимум капиталистических механизмов только для того, чтобы обеспечить более легкую эксплуатацию крестьянства социальной элитой . По словам Доброгену-Гереа, земельная реформа , проведенная при Александру Иоане Кузе (в 1864 году), лишь отсрочила драматический результат.
В 1915 году Лев Троцкий , цитируя Доброжану-Гереа наряду с Кристианом Раковским как крупную фигуру социализма в Румынии, прокомментировал выводы неокрепостничества :
- « Все противоречия общественно-политической жизни Румынии: кабала крестьян, отмененная судебным путем, но воскрешенная логикой экономических отношений; парламентский режим, установленный на основе азиатского аграризма ; «британские» свободы в городах, старого образца турецкий деспотизм в деревне — все эти явления подвергаются в великой книге Гереа поистине мастерскому анализу, где ясность и простота идут рука об руку с подлинным марксистским глубина » .
Наследие
[ редактировать ]
Доброжану-Гереа умер в Бухаресте 7 мая 1920 года. [ 1 ] Его работы были приняты Коммунистической партией Румынии . Однако о немногих произведениях Доброжану-Гереа можно сказать, что они защищают политическую революцию, и все они соответствуют моделям реформизма . [ нужна ссылка ]
В 1948 году он посмертно стал членом Румынской академии .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Личность дня: Литературный критик и политик Константин Доброжану-Гереа» . Агерпрес (на румынском языке). 21 мая 2020 г. . Проверено 25 апреля 2023 г.
- Профиль Гереи Троцкого на Marxists.org
- Архив документов Константина Доброжану-Гереа в Международном институте социальной истории


- 1855 рождений
- 1920 смертей
- People from Yekaterinoslavsky Uyezd
- Украинские евреи
- Румынские евреи
- Переходит в православие из иудаизма
- Выпускники Харьковского национального университета
- Эмигранты из Российской империи в Румынию
- Румынские историки-марксисты
- Теоретики марксизма
- Попоранисты
- Румынские эссеисты
- Румынские историки XIX века
- Румынские историки ХХ века
- Румынские журналисты
- Румынские литературные критики
- румынские политологи
- Румынские социалисты
- Еврейские социалисты
- Румынские социологи
- Румынские рестораторы
- Члены Румынской академии избраны посмертно