Глауберг
Расположение | Глаубург , Гессен |
---|---|
Область | Германия |
Координаты | 50 ° 18'19 "N 9 ° 00'31" E / 50,30528 ° N 9,00861 ° E |
Тип | Курганы , Круглый вал или Оппидум |
История | |
Периоды | Железный век |
Культуры | Кельты , Культура Урнфилда , Гальштатская культура , Ла Тен |
Примечания к сайту | |
Публичный доступ | Да |
Глауберг состоящее — кельтское городище или оппидум в Гессене , Германия, из укрепленного поселения и нескольких курганов, «княжеская резиденция позднего Гальштата и раннего периода Ла Тена ». [1] [2] Археологические открытия, сделанные в 1990-х годах, поставили это место в число наиболее важных ранних кельтских центров в Европе . Он предоставляет беспрецедентные доказательства кельтских захоронений, скульптуры и монументальной архитектуры.
Расположение и топография
[ редактировать ]С геологической точки зрения Глауберг, хребет (271 м над уровнем моря) на восточной окраине равнины Веттерау , представляет собой базальтовый отрог хребта Фогельсберг . Возвышаясь примерно на 150 м над окружающей местностью, он расположен между реками Ниддер и Зееме и принадлежит общине Глаубург . Вершина холма образует почти горизонтальное плато размером 800 на 80–200 метров. Его юго-западный мыс известен как Энцхаймер Кёпфхен. На северо-западе Глауберг круто спускается к долине Ниддер, а на юге соединяется с холмистыми возвышенностями. На плато находился небольшой многолетний пруд, питавшийся не источниками, а просто поверхностным стоком . [3] Холм окружен источниками и плодородной землей. [4]
История археологических исследований
[ редактировать ]О наличии древних руин на плато Глауберг было известно давно, хотя их приписывали римлянам. Обнаружение фрагмента раннего гривны из Ла Тена в 1906 году подтвердило доисторический характер этого места. Систематические археологические исследования начались в 1933–1934 годах с раскопок под руководством Генриха Рихтера (1895–1970), посвященных укреплению. [5] Дальнейшие исследования под руководством Ф.-Р. Германна начались в 1985 году и продолжались до 1998 года. Именно на этом этапе было исследовано важный курган. [6] История поселений Глауберга и его территории в кельтские времена ( Гальштат и ранний период Ла Тена ) была в центре исследовательского проекта (2004–2006 гг.) Deutsche Forschungsgemeinschaft . [7]
Раскопки продолжаются и по сей день: многонациональная команда раскапывает то, что, как полагают, было бывшим массивным валом на городище, которое в настоящее время видно только через лидар .
- Золотой кельтский гривна, найденный в большом кургане в Глауберге, 400 г. до н.э.
- Меч и украшения периода Ла Тена, музей Глауберга
Краткое изложение истории поселений
[ редактировать ]Топографическое положение делает Глауберг долгосрочным центром человеческой деятельности. Он сочетает в себе доступ к плодородным пахотным землям и воде с легко защищаемой территорией и стратегическим расположением вдоль нескольких естественных транспортных маршрутов. Таким образом, неудивительно, что холм был местом проживания людей задолго до и намного позже его кельтской фазы, вплоть до средневекового периода. [8]
Плато Глауберг было впервые заселено в эпоху неолита ( около 4500 г. до н.э. ) людьми культуры Рёссен . За этим последовало крупное поселение фазы Михельсберга (4000 г. до н. э.). Укрепления на вершине холма Михельсберг известны и в других местах, поэтому вполне возможно, что холм был укреплен впервые на этом этапе. Холм также был заселен позднего бронзового века культурой Урнфилд (1000–800 гг. До н.э.). В кельтский период позднего Гальштата / начала Ла Тена Глауберг стал центром надрегионального значения. В то время это была резиденция раннего кельтского принца. Были возведены обширные укрепления.
Во время римской оккупации Германии Глауберг оставался незанятым, вероятно, из-за своей близости (5 км) к укрепленной границе Лимеса Германика . В 4-м и 5-м веках нашей эры он был вновь оккупирован и снова стал региональным центром как резиденция местного короля аламаннов . С 7 по 9 века здесь располагалось большое франкское укрепление. Его значение за это время росло, а укрепления значительно обновлялись и расширялись.
В XII и XIII веках Глауберг был включен в систему замков Штауфера , возможно, в попытке способствовать росту городского центра. Укрепления были вновь отремонтированы, и на краю плато возведен башнеобразный замок; сохранился арочный дверной проем в романском стиле . В это время было заселено все плато, сохранились средневековые фундаменты стен, колодцев и подвалов, особенно на его северной окраине. Разрушение этого замка, а вместе с ним и прекращение человеческой деятельности на холме, вероятно, произошло в 1256 году.
Кельтский город
[ редактировать ]Самые ранние известные укрепления, возможно, были докельтскими, но своего апогея по размеру и сложности они достигли примерно в VI или V веке до нашей эры. Они использовались до II или I века до нашей эры. Их протяженность и размеры отмечают Глауберг как одну из сети укрепленных пунктов (или оппида ), которая охватывала большую часть юга и запада центральной Германии.
Северо-восточный край холма, где склон наименее крутой, был отделен от прилегающей территории возведением массивного рва и берега, возможно, первоначально образувшего мыс-форт . Южный и северный края также были укреплены стенами. Техники возведения стен включали в себя возведение стен из сухого камня, murus Gallicus (типичная кельтская техника обработки дерева и камня) и, возможно, также сырцовый кирпич.
Небольшого пруда на вершине холма было бы недостаточно для обеспечения водой населения столь большого поселения. По этой причине к северу была пристроена пристройка с двумя стенами, идущими вниз по склону, окружающими дополнительную треугольную площадку размером 300 х 300 м, включая источник. В точке этой пристройки находился огромный резервуар для воды размером 150 на 60 метров. В то время укрепление имело длину 650 м, ширину около 500 м и занимало площадь 8,5 га.
По крайней мере двое ворот, главные на северо-востоке и меньшие на юге, давали доступ внутрь. Они имеют довольно сложную форму и призваны затруднить доступ для возможного злоумышленника. Внешнее укрепление было размещено за северо-восточным краем оппидума . Стены или берега на юге, вероятно, не играли защитной роли. [9]
В таких поселениях, вероятно, проживало тысячи людей. По этой причине, в сочетании с их централизующей экономической ролью, кельтские оппиды иногда называют протогородскими. Тем не менее, мало что известно о поселениях и другой деятельности внутри этого места. Свидетельства из памятников в Манхинге или Оберурзеле -Оберштедтене позволяют предположить, что здесь, вероятно, существовало поселение, похожее на деревню или город, с домами, мастерскими и складскими помещениями.
Сайты, связанные с оппидумом
[ редактировать ]Как и другие подобные памятники, Глаубергский оппидум связан с несколькими другими современными памятниками/комплексами в непосредственной близости от него:
«Княжеские» курганы
[ редактировать ]Во время исследовательского облета в 1988 году местные историки-любители распознали следы большого кургана на поле в 300 м к югу от оппидума . Государственная археологическая служба земли Гессен В период с 1994 по 1997 год его раскапывала . [10] Курган (курган 1) первоначально имел диаметр около 50 м и высоту 6 м. Его окружал круглый ров шириной 10 м. В то время это, должно быть, был чрезвычайно впечатляющий памятник. Курган содержал три особенности. В центре была расположена пустая яма, возможно, чтобы ввести в заблуждение потенциальных грабителей. На северо-западе в деревянной камере размером 2 х 1 м находилось погребение , а на юго-востоке кремационное в каком-то деревянном контейнере было помещено захоронение. Кремацию чаще связывают с фазой Гальштата , а погребение — с фазой Ла Тена .
Обитатели обеих могил были воинами, о чем свидетельствует сопутствующий материал: мечи и вооружение. Камера с погребением прекрасно сохранилась и ни разу не была разграблена. По этой причине было решено снять всю камеру целиком и раскопать ее более медленно и осторожно в лаборатории Государственной службы в Висбадене . Находки из главной погребальной камеры, тщательно завернутые в ткань, включают прекрасную золотую гривну и бронзовый трубчатый кувшин с медом .
Второй курган (курган 2), расположенный в 250 м южнее, был обнаружен позднее геофизическими исследованиями. Эрозия и вспашка сделали его совершенно невидимым. Примерно вдвое меньше кургана 1, он также содержал воина в сопровождении оружия, украшенной фибулы и пояса, а также золотого кольца.
Высокое качество убранства гробниц, а также другие связанные с ними особенности указывают на то, что могилы и их обитатели имели чрезвычайно высокий статус. Поэтому их классифицируют как «княжеские» захоронения наравне с другими известными находками, в том числе в Виксе ( Бургундия , Франция ) и Хохдорфе ( Баден-Вюртемберг , Германия ).
Земляные работы и дорога процессий
[ редактировать ]Ряд земных образований (насыпей и рвов) расположен к югу от оппидума , некоторые из них тесно связаны с курганом 1. Судя по всему, они не играют защитной роли. Небольшой квадратный ров к западу от кургана связан с несколькими другими деталями и рядом больших столбов, что, возможно, указывает на святыню или храм. Самое поразительное то, что процессионный путь длиной 350 м, шириной 10 м, окаймленный глубокими рвами, подходил к кургану с юго-востока, далеко за периметром поселения. Это было связано с появлением дополнительных валов и рвов, простирающихся на площади почти 2 на 2 км. Они также содержали как минимум два захоронения, а также описанную ниже статую.
Возможная функция календаря
[ редактировать ]Отсутствие защитной функции и сосредоточенность на курганах привели к предположению, что ограда и дорожная система имели ритуальное или сакральное значение.
Послучный (2007, 2019) установил, что дорога процессий проходит по точке главного застоя Луны при восходе луны, который происходит раз в 18,6 года. Астрономические знания, необходимые для создания такого выравнивания, потребовали бы долгосрочных наблюдений за небом, возможно, в течение нескольких поколений. Послушний предполагает, что предшественник процессионной дороги мог относиться к позднему бронзовому веку. [11] [12]
Дальнейший анализ показал, что другие рвы и 16 больших столбов, связанных с курганом, могли использоваться для наблюдения за различными астрономическими явлениями, такими как солнцестояния, при этом весь ансамбль функционировал как календарь. [13] [14] [15] Календарная функция была также предложена для более раннего Магдалененберга . кургана [16]
Кельтенфюрст (кельтский принц ) Глауберга
[ редактировать ]Большое международное внимание привлекло особенно открытие чрезвычайно редкой находки — из песчаника статуи или стелы в натуральную величину , датируемой V веком до нашей эры, которая была найдена сразу за большим курганом. [17] Стела, полностью сохранившаяся, за исключением ног, изображает вооруженного воина-мужчину. Его рост 186 см, вес 230 кг. [18] : 68 Он сделан из песчаника, доступного в нескольких километрах от Глауберга. Хорошо видно множество деталей: его штаны, составная доспеховая туника, деревянный щит и короткий меч в ножнах с антропоморфной рукоятью (латенского стиля), свисающий с правого бока. Усатый мужчина носит гривну с тремя подвесками, удивительно похожую на ту, что из камеры кургана 1, несколько колец на обеих руках и одно на правой руке. На голове он носит «листовую корону», или головной убор в виде капюшона, увенчанный двумя выступами, напоминающими по форме омелы листья . Такие головные уборы также известны по нескольким современным скульптурам и монетам. Поскольку считается, что омела имела для кельтов магическое или религиозное значение, это могло указывать на то, что изображенный человек также играл роль священника или друида . [19] Короткие мечи, подобные изображенному на статуе, были найдены в Центральной и Западной Европе, с лунными символами на лезвиях, которые, как полагают, представляют собой различные стадии лунного цикла или лунные затмения . [20] [21] Эти мечи были связаны с классом жрецов или друидов, которые обладали познаниями в астрономии. [22] [23] сходства между этими символами и более поздним календарем Колиньи . Также были предложены [24]
Остатки похожей «листовой короны» в форме омелы были найдены в Фискертоне в Англии и датируются ок. 450 г. до н.э. , на месте деревянной дамбы, использовавшейся для ритуальных захоронений в реке Уитэм . [25] Датирование бревен дамбы показало, что они были вырублены через промежутки времени, соответствующие лунным затмениям, что указывает на то, что строители знали о циклах лунных затмений . [26] [27] Рядом также был найден короткий меч с антропоморфной рукоятью и лунным символом на лезвии. [28] Подобные данные из других мест на Британских островах и в Центральной Европе позволяют предположить, что эти знания могли быть относительно широко распространены от позднего бронзового века до позднего железного века. [29]
Фрагменты трех подобных статуй были обнаружены в районе Глауберга. Предполагается, что все четыре статуи когда-то стояли в прямоугольном ограждении и, возможно, были связаны с культом предков . [30] [31]
Параллели статуе воина Глауберга существуют в виде стел из других мест Ла Тена, таких как фигура Хольцгерлингена ( Государственный музей Вюртемберга в Штутгарте ), [32] столб-стела из Пфальцфельда ( Сент-Гоар ) ( де ) , сегодня в Rheinisches Landesmuseum Bonn , Воин Хиршландена и другие.
Южный Гессен – кельтский пейзаж
[ редактировать ]Глауберг не изолирован в пределах своего времени и территории, хотя это самый северо-восточный памятник такого типа, известный в настоящее время. Но несколько других важных кельтских населенных пунктов или оппид известны в регионе Рейн-Майн и Центральном Гессене. два важных укрепления: Дюнсберг возле Гиссена и Хайдетранк Оппидум (одно из крупнейших городских поселений в кельтской Европе) возле Альткенига в горах Таунус Из Глауберга видны . Неподалеку находится также кельтская соляная промышленность в Бад-Наухайме . [33]
Значение
[ редактировать ]Открытия в Глауберге добавили несколько новых перспектив к пониманию ранней кельтской Европы. Они несколько расширили известные масштабы ранней латенской цивилизации, пролили много света на раннее развитие кельтского искусства и, что наиболее важно, скульптуры. Фигура воина и другие материалы подтверждают предположения о связях и контактах с цивилизациями Средиземноморья на этом раннем этапе. Ритуальный комплекс, окружающий гробницу, добавил в предысторию Европы совершенно новый тип памятника . [34]
Такие места, как Глауберг, иногда называемый Fürstensitze (Княжеские резиденции), указывают на параллельное развитие социальных иерархий, развивающихся в поздней Гальштатской Европе. Элитные поселения, характеризующиеся массивными укреплениями, наличием импортных материалов и сложными захоронениями, развивались вдоль важных торговых путей через континент. Глауберг теперь следует считать протогородским центром власти, торговли и культа, имеющим такое же значение, как и такие места, как Бибракте или Манчинг , но особенно других «княжеских» укрепленных поселений, таких как Хойнебург , Гогенасперг и Мон-Лассуа .
Археологический парк и музей
[ редактировать ]Был построен археологический парк с целью сделать это место и его контекст доступными и понятными для посетителей, а также предоставить место для местной выставки находок. Ранее некоторые находки, включая статую, выставлялись в Гессенском государственном музее в Дармштадте .
Строительство музея началось в 2007 году, а завершение первоначально планировалось на 2009 год. Он открылся 5 мая 2011 года. [35]
К ноябрю 2015 года музей насчитал около 300 000 посетителей, а общее количество людей, пришедших посмотреть Кельтенвельт ( т.е. включая тех, кто только что исследовал археологический парк под открытым небом площадью 30 га), оценивается примерно в 500 000 человек. [18] : 68
См. также
[ редактировать ]- Кельтский герой из Богемии
- Воин Хиршландена
- Могила вождя Хохдорфа
- Хойнебург
- Кельтский музей , Халляйн
- Город Бибракте
- Город Манчинг
- Викс и Мон Лассуа
Ссылки
[ редактировать ]- ^ РК, в изд. Джона Т. Коха, Кельтская культура: Историческая энциклопедия , 2006, св. «Глауберг».
- ^ Престижные товары для диагностики элитного жилья не обнаружены; Общее название Глауберга как «княжеской резиденции» основано на содержимом гробниц, расположенных в обнесенном стеной святилище у подножия южного склона.
- ↑ Водонепроницаемые пласты глины, в которых находился бассейн, были разрушены при сносе после Второй мировой войны, и бассейн осушился. (Кох 2006).
- ^ [1] Архивировано 9 октября 2007 г. в Wayback Machine ; [2]
- ↑ Находки и документация были случайно уничтожены в последние дни Второй мировой войны (Кох, 2006).
- ^ www.fuerstensitze.de :: Landschaftsarchäologie Glauberg :: Описание проекта
- ^ www.fuerstensitz.de :: Княжеский престол Глауберг
- ^ http://www.keltenfuerst.de/index_1.htm. Архивировано 9 октября 2007 г. в Wayback Machine Besiedelung.
- ^ Весь раздел об укреплениях: Ф.-Р. Херрманн 1990: Рингволл Глауберг; в: Ф.-Р. Херрманн и А. Йокенхёвель (ред.): Предыстория Гессена , Штутгарт: Тайсс, стр. 385-387
- ^ Весь раздел см. http://www.keltenfuerst.de/index_1.htm. Архивировано 9 октября 2007 г. в Wayback Machine Fürstengräber , также Фрей и Херрманн 1998 г., Херрманн 2002 г.
- ^ Послушный, Аксель; Бьюсинг, Рут (2019). «Пространство как сцена: понимание священного ландшафта вокруг раннего кельтского городища Глауберг» . Открытая археология . 5 : 365–382. дои : 10.1515/opar-2019-0023 .
- ^ Послушный, Аксель (2007). От ландшафтной археологии к социальной археологии. Поиск закономерностей для объяснения развития раннекельтских «княжеских поселений» в Средней Европе. В: Дж.Т. Кларк/Э. Хагемейстер (ред.), Digital Discovery. Исследование новых границ в области человеческого наследия . Археолингва. п. 117-127. ISBN 978-9638046901 .
- ^ Послушный, Аксель (2007). От ландшафтной археологии к социальной археологии. Поиск закономерностей для объяснения развития раннекельтских «княжеских поселений» в Средней Европе. В: Дж.Т. Кларк/Э. Хагемейстер (ред.), Digital Discovery. Исследование новых границ в области человеческого наследия . Археолингва. п. 117-127. ISBN 978-9638046901 .
ясно, что все эти канавы имеют особое астрономическое и математическое значение: великая Процессионштрассе направлена в точку Южного Главного Застоя 18,61-летней прецессии Луны (максимальный крайний предел захода Луны), а другие канавы нацелены на даты солнцестояний. Это свидетельствует о значении всей структуры как ритуального или святого места как с долгосрочным календарным значением, так и с краткосрочным сезонным значением.
- ^ «Княжеские троны и окрестности: Глауберг» . fuerstensitz.de . 2010.
Анализ профессора доктора Б. Дайсса из Института теоретической физики/астрофизики Франкфуртского университета без сомнения доказывает, что рвы Глаубергского «Пути процессии», а также рвы и посты в этом районе «Княжеской гробницы» вместе дают четкие указания на использование в качестве календаря, что возможно только в определенных географических ситуациях, например, в Глауберге. В частности, они совпадают с точкой великого южного лунного солнцестояния, которое повторяется примерно каждые 18,6 лет. Рвы на северо-западе кургана и несколько зафиксированных в ходе раскопок позиций столбов образуют сложную, математически продуманную и построенную систему наблюдения за этими и другими астрономическими явлениями, все из которых являются основой календаря, позволяющего долговременно наблюдать за этими и другими астрономическими явлениями. срочные наблюдения, которые необходимо провести для классификации временных фаз, особенно сезонного характера. (Перевод с немецкого)
- ^ «Календарь Глауберга – экспозиция Музея Глауберга» . wetterau.de .
- ^ «Магдалененберг: древний лунный календарь Германии» Текущая мировая археология, ноябрь 2011 г. Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ Информация о статуе: http://www.denkmalpflege-hessen.de/Keltenfurst/keltenfurst.html. Архивировано 20 сентября 2013 г. в Wayback Machine , Herrmann, 1998 г.
- ^ Jump up to: а б Аллин, Карен (апрель 2016 г.). «Юбилей кельтского принца». Археология в Германии (на немецком языке). ГВБ. стр. 68–9.
- ^ Трефны, М. (2022). "Ваяние глаубергского "принца". Трасологическое исследование кельтской скульптуры и связанных с ней фрагментов из Глауберга (Гессен, Германия)" . ПЛОС ОДИН . 17 (8): e0271353. дои : 10.1371/journal.pone.0271353 . ПМЦ 9371317 . ПМИД 35951640 .
Полная статуя раннелатенского воина, жреца, друида или «принца» (или комбинации этих статусов) из песчаника была найдена в пристройке к рву, окружающему курган с двумя основными могилами из Глауберга. Статуя полностью сохранилась, не хватает только ног и основания, и поэтому она, безусловно, является наиболее хорошо сохранившейся и самой сложной статуей в натуральную величину периода Ла Тена к северу от Альп. Некоторые его особенности, такие как листовая шапочка («шапочка омелы»), ожерелье, перстень, браслет, меч и щит, были обнаружены в качестве погребального инвентаря «княжеского» захоронения 1 в близлежащем кургане.
- ^ Фитцпатрик, AP (1996). «Ночь и день: символика астральных знаков на антропоморфных коротких мечах позднего железного века» . Труды Доисторического общества . 62 : 373–398. дои : 10.1017/S0079497X0000284X . S2CID 193073394 .
Можно продемонстрировать, что антропоморфные короткие мечи с рукоятью являются редким и специализированным оружием, основные размеры, стиль и человеческая символика которого мало изменились за примерно 300 лет. Небольшая часть этих коротких мечей отштампована и инкрустирована золотом или другими металлами. Эти типы штампов встречаются почти исключительно на коротких мечах, представляют собой разные стадии лунного цикла и разделены вертикальной линией.
- ^ Чемберлен, AT; Паркер Пирсон, Майк (2003). «8. Дорога Фискертона». В Филде, Наоми; Паркер Пирсон, Майк (ред.). Фискертон: Деревянная дорога железного века с железным веком и римскими пожертвованиями . Книги Оксбоу. стр. 136–148. JSTOR j.ctv2p7j5qv.15 .
В своем исследовании лунных символов на некоторых антропоморфных коротких мечах с рукоятками Эндрю Фицпатрик недавно выявил интерес к движению Луны среди европейских обществ железного века (Fitzpatrick 1996). Он интерпретирует полумесяцы, полные круги и трискелы (три ножки, исходящие из общего центра) на их лопастях как различные стадии растущей и убывающей луны, и поддерживает свой аргумент в пользу измерения времени в железном веке в «ночах», ссылаясь на Календарь Колиньи и более поздние галло-латинские календари, которые, по его мнению, произошли в конечном итоге от местной календарной системы [...] Возможно, что астральные символы на коротких мечах с антропоморфными рукоятками могут относиться к лунным затмениям, а не к фазам Луна, учитывая крайнюю форму некоторых полумесяцев. Точно так же символика трискеле, также присутствующая на одном из этих мечей, может обозначать 54-летний тройной цикл лунных затмений, после которого затмение возвращается в то же приблизительное положение на небе.
- ^ Фитцпатрик, AP (1996). «Ночь и день: символика астральных знаков на антропоморфных коротких мечах позднего железного века» . Труды Доисторического общества . 62 : 373–398. дои : 10.1017/S0079497X0000284X . S2CID 193073394 .
Можно предположить, что короткие мечи использовались в практиках и церемониях, связанных с определением и отслеживанием времени путем подсчета ночей и определения благоприятного дня. ... Символы на коротких мечах символизируют течение времени, обозначая фазы луны, которые вполне могли исчисляться ночами. ...люди, использовавшие короткие мечи с нанесенными на них астральными символами, вероятно, обладали календарными и астрономическими знаниями. ... Оружие могло использоваться в определенное время и для определенных целей, чтобы отметить определенные этапы циклов. ...одна из возможностей, предложенная литературными источниками, — ассоциация с религиоведами — заслуживает внимания. Это ассоциация с друидами из-за приписываемых им календарных знаний и роли, приписываемой им в проведении религиозных / жертвенных церемоний ... Прорицание и гадание - это практики, в которых, как утверждается, участвовали друиды и в которых Целесообразно использовать специализированное лезвие.
- ^ Чемберлен, AT; Паркер Пирсон, Майк (2003). «8. Дорога Фискертона». В поле, Наоми; Паркер Пирсон, Майк (ред.). Фискертон: Деревянная дорога железного века с железным веком и римскими пожертвованиями . Книги Оксбоу. стр. 136–148. JSTOR j.ctv2p7j5qv.15 .
Данные Фискертона позволяют предположить, что в Британии железного века существовало некоторое понимание циклической природы и периодичности лунных затмений. Чтобы использовать серию Сароса в качестве основы для предсказания затмений, необходимо было использовать точный календарь, записывающий фазы Луны в течение нескольких десятилетий. [...] В своем исследовании лунных символов на некоторых антропоморфных коротких мечах с рукоятками Эндрю Фитцпатрик недавно исследовал интерес к движению Луны среди европейских обществ железного века (Fitzpatrick 1996). [...] Только один такой меч с астральными знаками когда-либо был найден в Британии, в трех милях к северо-востоку от Фискертона, от реки Барлингс-О, притока реки Уитэм. Сэр Джозеф Бэнкс описал его как кинжал с золотым полумесяцем на одной стороне лезвия (1893: 233), но с тех пор был утерян. Еще один кинжал железного века, обнаруженный в Уитэме в девятнадцатом веке (и также ныне утерянный), представлял собой короткий меч с рукоятью антропоида. Фитцпатрик предполагает, что эти мечи представляли собой специальные лезвия, подходящие для использования в религиозных гаданиях и предсказаниях специалистами по ритуалам.
- ^ Фитцпатрик, AP (1996). «Ночь и день: символика астральных знаков на антропоморфных коротких мечах позднего железного века» . Труды Доисторического общества . 62 : 373–398. дои : 10.1017/S0079497X0000284X . S2CID 193073394 .
Об измерении времени в ночах свидетельствуют более поздние галло-латинские календари, написанные на галльском языке и в конечном итоге происходящие от местного календаря. Эпиграфические свидетельства подтверждаются литературными свидетельствами Франции позднего железного века, в которых говорится об измерении времени в ночах и указывается на связь этих знаний со специальным религиозным классом.
- ^ Фитцпатрик, Эндрю; Шёнфельдер, Мартин (2014). «Аскотские шляпы: шлем с короной из листьев железного века из Фискертона, Линкольншир?». В Госдене, Кристофер; Кроуфорд, Салли; Ульмшнайдер, Катарина (ред.). Кельтское искусство в Европе: установление связей . Книги Оксбоу. стр. 286–296. ISBN 978-1-78297-655-4 .
- ^ Чемберлен, AT; Паркер Пирсон, Майк (2003). «8. Дорога Фискертона». В поле, Наоми; Паркер Пирсон, Майк (ред.). Фискертон: Деревянная дорога железного века с железным веком и римскими пожертвованиями . Книги Оксбоу. стр. 136–148. JSTOR j.ctv2p7j5qv.15 .
- ^ «Алтарь друидов» . Новый учёный . 2002.
Остатки столбов, которые поддерживали дорожку железного века, построенную почти 2500 лет назад и использовавшуюся, судя по всему, друидами восточной Англии в качестве платформы для отправки жертвенных предметов в водные глубины. [...] Эти старые дубовые столбы позволяют предположить, что люди, построившие дорожку, могли предсказывать лунные затмения.
- ^ Чемберлен, AT; Паркер Пирсон, Майк (2003). «8. Дорога Фискертона». В поле, Наоми; Паркер Пирсон, Майк (ред.). Фискертон: Деревянная дорога железного века с железным веком и римскими пожертвованиями . Книги Оксбоу. стр. 136–148. JSTOR j.ctv2p7j5qv.15 .
- ^ Чемберлен, AT; Паркер Пирсон, Майк (2003). «8. Дорога Фискертона». В поле, Наоми; Паркер Пирсон, Майк (ред.). Фискертон: Деревянная дорога железного века с железным веком и римскими пожертвованиями . Книги Оксбоу. стр. 136–148. JSTOR j.ctv2p7j5qv.15 .
Эти данные создают сильное впечатление, что несколько связанных пар серий Сароса (27/28, 46/47 и 61/62) могли использоваться для предсказания зимних полных лунных затмений в разное время в течение первого тысячелетия до нашей эры. [...] Первоначально мы предполагали, что наблюдение серии лунных затмений могло быть явлением исключительно периода Ла Тена, но данные о датах вырубки на дамбе позднего бронзового века в Калдикоте намекают на гораздо большую древность этой практики. Имеющиеся данные по кольцам деревьев позволяют предположить, что лунные затмения в середине зимы были отмечены вырубкой леса при подготовке к возведению свайных сооружений, которые по-разному интерпретировались как столбы, опоры и мосты (за исключением круглой конструкции в Наване), а не горизонтально проложенных или закрепленных путями. Диапазон дат этого явления, по-видимому, начинается раньше и выходит за рамки периода Ла Тена, возможно, простираясь от 997 г. до н.э. до 43 г. н.э. в Великобритании и Европе или даже до 560 г. н.э. в Ирландии.
- ^ Послушный, Аксель; Бьюсинг, Рут (2019). «Пространство как сцена: понимание священного ландшафта вокруг раннего кельтского городища Глауберг» . Открытая археология . 5 : 365–382. дои : 10.1515/opar-2019-0023 .
Существование статуи из песчаника, имеющей явные параллели с одним из людей, похороненных в кургане (и существование как минимум еще трех статуй, которые были полностью разрушены), само по себе является намеком на культ, возможно, относящийся к предкам или «герои» из могил Глаубергов.
- ^ Фернандес-Готц, Мануэль (2016). Сила прошлого: культ предков и коллективная память в центральноевропейском железном веке .
- ^ Landesmuseum Württemberg: Стела. Архивировано 18 марта 2017 года в Wayback Machine . Проверено 4 июня 2017 г.
- ^ см., например, справочник сайта во Ф.-Р. Херрманн и А. Йокенхёвель 1990: Предыстория Гессена , Штутгарт: Тайсс, стр. 305-505
- ^ Херрманн 2005 г.
- ^ Дом кельтов Веттерау . ФАЗ.НЕТ. По состоянию на 5 мая 2011 г.
Библиография
[ редактировать ]- Х. Байтингер, Ранняя кельтская княжеская резиденция на Глауберге - состояние исследования , онлайн-издание DFG, 2006 г. Pdf
- Х. Байтингер/Ф.-Р. Херрманн, Статуи раннекельтских принцев из Глаубург-Глауберга, район Веттерау, Гессен (Германия). В: Б. Фэган (ред.), Археология сегодня: великие открытия нашего времени (готовятся к печати).
- Х. Байтингер/Ф.-Р. Херрманн, Глауберг на восточной окраине Веттерау . Arch. Памятники Гессена 51 (3-е изд. Висбаден, 2007 г.).
- Ф.-М. Босинский/Ф.-Р. Херрманн, О ранних кельтских статуях из Глауберга . Бер. Комм. арх. Гессен 5, 1998/99 (2000) с. 41-48.
- ОЙ. Фрей/Ф.-Р. Херрманн, Раннекельтский княжеский курган на Глауберге в Веттераукрайсе, Гессен. Отчет об исследовании 1994-1996 гг . Германия 75, 1997, 459–550; также опубликовано отдельно (Wiesbaden 1998).
- Ф.-Р. Херрманн, Глауберг на восточной окраине Веттерау . Arch. Памятники Гессена 51 (Висбаден, 1985; 2-е изд. Висбаден, 2000).
- Ф.-Р. Херрманн, кельтское святилище в Глауберге в Гессене. Новая находка ранней кельтской крупной скульптуры. Древний мир 29, 1998, с. 345-348.
- Ф.-Р. Херрманн, Глауберг: княжеская резиденция, княжеские могилы и святилище. В: Х. Байтингер/Б. Пинскер (Ред.), Загадка кельтов из Глауберга (Выставка Cat. Франкфурт-на-Майне, 2002 г.) 90-107.
- Ф.-Р. Херрманн, Глауберг – Олимпийские игры Севера или незавершенное основание города? В: Дж. Биль/Д. Краусс (ред.), Раннекельтские княжеские резиденции. Старейшие города и центры власти к северу от Альп? школа-интернат Семинар Эбердинген-Хохдорф 12/13 числа Сентябрь 2003 г. Инф. Баден-Вюртемберг 51. Schr. Хохдорф/Энц 6 (Эсслинген 2005), с. 18-27.
- Ф.-Р. Херрманн, Могила принца 2 на Глауберге. Сохранение памятников и история культуры Ч. 3, 2006, с. 27 ф.
- Ф.-Р. Херрманн/О.-Х. Фрей, «Кельтские принцы Глауберга». Раннекельтский княжеский курган близ Глаубург-Глауберга, Веттераукрайс . Arch. Памятники Гессена 128/129 (Висбаден, 1996), с. 8 и далее.
- Ф.-Р. Херрманн в: Ф.-Р. Германн/А. Йокенхёвель (редактор), Предыстория Гессена (Штутгарт, 1990), с. 385 и далее.
- Х. Рихтер, Дер Глауберг (отчет о раскопках 1933-1934 гг.) . Фольк и Шолле 12, 1934, с. 289-316.