Модели контекстуальной теологии
Автор | Стивен Б. Беванс |
---|---|
Язык | Английский |
Издатель | Книги Орбис |
Дата публикации |
|
Место публикации | Соединенные Штаты |
«Модели контекстуального богословия» — это книга, написанная Стивеном Б. Бевансом , в которой утверждается, что вся христианская теология контекстуальна, и определяются шесть доминирующих моделей контекстуального богословия .
История
[ редактировать ]Беванс впервые изложил свои идеи различных моделей контекстуализации во время своей миссионерской деятельности на Филиппинах и во время преподавания в Католическом теологическом союзе . [ 1 ] [ 2 ]
Эти идеи были расширены в «Модели» , впервые опубликованные в 1992 году, которые включали пять моделей: переводческую, антропологическую, практическую, синтетическую и трансцендентальную. В 2002 году книга была переработана и включена шестая модель — контркультурная модель. [ 3 ]
Модели
[ редактировать ]Модель перевода
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( август 2021 г. ) |
Антропологическая модель
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( август 2021 г. ) |
Модель Праксиса
[ редактировать ]Модель практики — это способ ведения богословия , который формируется знанием на самом интенсивном уровне. Речь идет также о понимании смысла и внесении вклада в ход социальных изменений, поэтому он черпает вдохновение не из классических текстов или классического поведения, а из нынешних реалий и будущих возможностей. Модель практики дает достаточно места для выражения личного и общественного опыта. В то же время это дает захватывающее новое понимание библейских и старых богословских свидетельств. [ 4 ]
Термин «практика» используется как альтернатива терминам «практика» или «действие» как в теологических, так и в социальных дисциплинах. «Праксис» — это термин, знакомый христианской мысли, где ортопраксия — это термин, происходящий от греческого ὀρθοπραξία ( ортопраксия ), означающий «правильное действие/деятельность» или акцент на поведении, как этическом, так и литургическом , в отличие от веры или благодати и т. д. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Это контрастирует с ортодоксальностью , которая подчеркивает правильную веру, и ритуализмом , использованием ритуалов. [ 8 ] Этот термин часто используется сторонниками теологии освобождения , такими как Густаво Гутьеррес , которые ставят « практику » выше доктрины. Позже Гутьеррес разъяснил свою позицию, отстаивая круговую связь между ортодоксальностью и ортопраксисом, считая, что между ними существуют симбиотические отношения. [ 9 ] Чтение Гутьерресом библейских пророков, осуждающих угнетение и несправедливость по отношению к бедным (т. е. Иеремия 22:13–17), подтверждает его утверждение о том, что познать Бога (ортодоксальность) — значит творить справедливость (ортопрактика). [ 10 ] Кардинал Ратцингер (будущий Папа Бенедикт XVI), однако, раскритиковал теологию освобождения за то, что она возвысила ортопраксис до уровня ортодоксальности. [ 11 ] Ричард МакБрайен резюмирует эту концепцию следующим образом:
Бог раскрывается в исторической «практике» освобождения. Именно ситуация и наше страстное и размышляющее участие в ней опосредуют Слово Божье. Сегодня это Слово передается через крики бедных и угнетенных. [ 12 ]
В социальных науках практика понимается как технический термин, уходящий корнями в марксизм и философию образования Пауло Фрейре .
Синтетическая модель
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( август 2021 г. ) |
Трансцендентальная модель
[ редактировать ]Трансцендентальная модель предполагает, что построение контекстуальной теологии заключается не в создании определенного корпуса текстов, а в учете аффективных и когнитивных операций в самопревосходящем субъекте. Другими словами, «теология возникает, когда человек пытается более адекватно и достоверно сформулировать и усвоить эти постоянные отношения с божественным». [ 13 ] Акцент здесь делается на богословии как деятельности и процессе, а не на конкретном контексте. Эта модель не направлена на поиск правильных ответов, существующих в какой-то транскультурной сфере, а, скорее, вращается вокруг страстного поиска подлинного выражения своей религиозной и культурной идентичности. [ 14 ]
Термин «трансцендентальный » перекликается с «трансцендентальным методом», созданным Иммануилом Кантом в восемнадцатом веке и развитым в двадцатом веке такими мыслителями, как Пьер Руссело , Жозеф Марешаль , Карл Ранер и Бернар Лонерган , пытавшимися понять подлинный «интеллектуализм», который они обнаружили. у Фомы Аквинского в отношении современной субъективности и исторического сознания. [ 15 ]
Контркультурная модель
[ редактировать ]Контркультурная модель стремится быть привлекательной и соответствовать контексту , в то же время оставаясь верной Евангелию . Эта модель признает глубокую двусмысленность и даже антиевангельский характер контекста. Что касается значительной части западной культуры , то кажется, что христианство сегодня должно высказать слово радикального инакомыслия и предложить альтернативный образ жизни. [ 16 ]
Однако у этой модели есть четыре области осторожности. Во-первых, опасность того, что эта модель окажется антикультурной . опасность сектантства Во-вторых, в этой модели всегда присутствует . В-третьих, контркультурная модель связана с ее относительно монокультурным составом. Наконец, опасность христианской исключительности по сравнению с другими религиозными путями. [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Беванс 1985 .
- ^ Беванс 1976 .
- ^ Беванс 2002 , стр. 15-17
- ^ Беванс 2002 , стр. 71–79.
- ^ Джексон 2007 , с. 147.
- ^ Вестли 2005 , с. 91.
- ^ МакКим 1996 , с. 197.
- ^ МакКим 1996 , стр. 197, 242.
- ^ Гутьеррес 1990 .
- ^ Гутьеррес 1983 .
- ^ Ратцингер 2007 .
- ^ МакБрайен 1995 , стр. 249–250.
- ^ Беванс 2002 , с. 105.
- ^ Беванс 2002 , стр. 103–109.
- ^ Мук 1968 .
- ^ Беванс 2002 , стр. 118–120.
- ^ Беванс 2002 , стр. 124–127.
Библиография
[ редактировать ]- Беванс, Стивен Б. (1976). «Пять подходов к коренизации богословия». Царство Слова . Манила: Католическая торговая школа.
- Беванс, Стивен Б. (1985). «Модели контекстуального богословия». Миссиология: международный обзор . 13 (2): 185–202. дои : 10.1177/009182968501300205 . S2CID 144740786 .
- Беванс, Стивен Б. (2002). Модели контекстуальной теологии (ред. и доп. ред.). Книги Орбис. ISBN 978-1-57075-438-8 .
- Гутьеррес, Густаво (1983). Сила бедных в истории . Мэрикнолл, Нью-Йорк: Орбис.
- Гутьеррес, Густаво (1990). Истина сделает вас свободными: Конфронтация . Мэрикнолл, Нью-Йорк: Орбис.
- Джексон, Элизабет (2007). Иллюстрированный словарь культуры . Лотос Пресс. ISBN 978-81-89093-26-6 .
- МакБрайен, Ричард П. (1995). Католицизм . Харпер Коллинз.
- МакКим, Дональд К. (1996). Вестминстерский словарь теологических терминов . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-25511-4 .
- Мук, Отто (1968). Трансцендентальный метод . Гердер и Гердер.
- Ратцингер, Джозеф (2007). «Теология освобождения». В Торнтоне, Джон Ф.; Варенн, Сьюзен Б. (ред.). Важнейший Папа Бенедикт XVI: его основные сочинения и речи . Харпер Коллинз. стр. 217–226. ISBN 978-0-06-174175-3 .
- Уэстли, Майлз (2005). Словарь библиофила . Дайджесты писателей. ISBN 978-1-58297-356-2 .