Лагода

« Лагода» — полумасштабная модель китобойного судна «Лагода» , расположенная в Нью-Бедфордском китобойном музее . Оригинальный корабль был построен в 1826 году, переоборудован в китобойный корабль в 1841 году и разобран в 1899 году. Модель была введена в эксплуатацию в 1916 году и является крупнейшей в мире моделью китобойного судна.
Оригинальный корабль
[ редактировать ]Первоначальная «Лагода» была торговым судном, построенным в 1826 году на верфи Wanton на Северной реке , на территории современного Норвелла, штат Массачусетс . Верфью владели и управляли судостроители Сет и Сэмюэл Фостеры, а корабль был заказан купцом Даксбери из Эзрой Уэстоном II . [ 1 ]
Первоначально предполагалось назвать « Ладога » в честь Ладожского озера в России, буквы «д» и «г» случайно поменялись местами, и из-за суеверия, что исправление названия принесет неудачу, она так и осталась « Лагодой ». [ 2 ] Каркас корабля был построен из живого дуба , [ 2 ] и она имела 3 мачты и весила 340 тонн. [ 3 ]
Уэстон использовал « Лагоду» около семи лет в качестве торгового судна для торговли с портами Северной Европы. 25 февраля 1833 года Уэстон продал корабль бостонскому купцу Уильяму Оливеру. [ 4 ] В 1841 году его купил Джонатан Борн-младший из Нью-Бедфорда и переоборудовал в китобойный корабль. Переоборудование включало установку тройника — бортовой пары трипотов, используемых для переработки жира в китовый жир . [ 2 ] [ 5 ] В 1860 году корабль переоборудовали из полноценного корабля в барк , что позволило укомплектовать его меньшим экипажем и плыть ближе к ветру. [ 2 ] [ 5 ]
« Лагода» была одним из немногих кораблей, которым удалось избежать китобойной катастрофы 1871 года , когда 40 китобойных судов в Арктике в конце сезона оказались окружены льдом. Тридцать три корабля оказались в ловушке или раздавлены, но « Лагода» была одним из семи кораблей, которым чудом удалось спастись, и она доставила 195 из 1219 выживших в безопасное место в Гонолулу , Гавайи . [ 2 ] [ 5 ]
К тому времени, когда Борн продал « Лагоду» в 1886 году, корабль принес прибыль в размере около 652 000 долларов (что эквивалентно 22 110 000 долларов в 2023 году). [ 2 ] [ 6 ] В 1889 году корабль покинул США, чтобы работать в качестве угольной туши в Японии, где использовался для заправки пароходов в Иокогаме , пока он не был снова продан и в конечном итоге разобран в 1899 году. [ 2 ] [ 5 ]
Реплика
[ редактировать ]В 1915 году дочь Джонатана Борна-младшего Эмили Борн подарила здание Борна Музею китобойного промысла Нью-Бедфорда в память о своем отце. Она также внесла средства на постройку модели « Лагоды» в половину размера , и в 1916 году музей поручил корабелам построить ее. [ 7 ] Имея длину 89 футов (27 м) и грот-мачту 50 футов (15 м), это самая большая модель китобойного судна в мире. [ 2 ] [ 8 ] Модель полностью оснащена всем необходимым для китобойного плавания. Здание Борна, в котором находится модель, было отремонтировано в 2010 году, и был установлен интерактивный киоск , позволяющий посетителям получить дополнительную информацию о корабле. [ 2 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Браун, с. 75.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я « Лагода» – самая большая из существующих моделей кораблей» . Нью-Бедфордский музей китобойного промысла . 10 ноября 2016 г. Проверено 2 января 2017 г.
- ^ Браун, с. 130.
- ^ Браун, с. 75.
- ^ Jump up to: а б с д Даунинг, Боб (29 мая 2008 г.). «Эра китобойного промысла оживает: Нью-Бедфорд — это новое путешествие для поклонников Моби Дика» . Питтсбург Пост Газетт . Проверено 21 октября 2008 г.
- ^ 1634–1699: Маккаскер, Джей-Джей (1997). Сколько это в реальных деньгах? Исторический индекс цен для использования в качестве дефлятора денежных ценностей в экономике Соединенных Штатов: Addenda et Corrigenda (PDF) . Американское антикварное общество . 1700–1799: Маккаскер, Джей-Джей (1992). Сколько это в реальных деньгах? Исторический индекс цен для использования в качестве дефлятора денежных ценностей в экономике Соединенных Штатов (PDF) . Американское антикварное общество . 1800 – настоящее время: Федеральный резервный банк Миннеаполиса. «Индекс потребительских цен (оценка) 1800–» . Проверено 29 февраля 2024 г.
- ^ «Национальный исторический парк китобойного промысла Нью-Бедфорд» . Учишься в школе, будешь путешествовать . 05.11.2006 . Проверено 21 октября 2008 г.
- ^ Кадди, Дон. «Крупнейший в своем роде музей объединяет местную и глобальную историю» . SouthCoastToday.com . Архивировано из оригинала 22 января 2009 года . Проверено 21 октября 2008 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Браун, Патрик ТиДжей (2006). Король Цезарь Даксбери: исследование мира Эзры Уэстона, судостроителя и торговца . Сельское и историческое общество Даксбери. ISBN 0-941859-10-Х .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- О'Коннор, Кевин П. (15 апреля 2008 г.). «Корабел находит вдохновение в музейной Лагоде» . SouthCoastToday.com . Проверено 21 октября 2008 г.
- Ситро, Джозеф А.; Фулдс, Дайан Э. (2004). Любопытная Новая Англия . УПНЕ. п. 138. ИСБН 978-1-58465-359-2 . Проверено 21 октября 2008 г.