Они Не Ожидали Его
Они Не Ожидали Его | |
---|---|
Russian : Не ждали | |
Художник | Ilya Repin |
Год | 1884–1888 |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 160,5 см × 167,5 см (63,2 × 65,9 дюйма) |
Расположение | Третьяковская галерея , Москва |
Его не ждали — картина реалиста художника- Ильи Репина , написанная в 1884–1888 годах. На ней изображено возвращение народника из ссылки и реакция его семьи. Картина входит в серию Репина «Народники», в которую входят еще четыре произведения.
Работу над ранними вариантами полотна Репин начал в 1884 году на своей даче в Мартышкино . В том же году он представил его на 12-й передвижной выставке « Передвижников» — группы русских художников-реалистов, которые путешествовали по России с художественными выставками сначала в Санкт-Петербурге , а затем в других городах России . Была приобретена Павлом Третьяковым в 1885 году для показа в своей галерее . Однако Репин продолжал работать над картиной и после ее приобретения, внося в 1885, 1887 и 1888 годах несколько изменений, прежде всего в лицо входящего в комнату мужчины.
Русский художник и искусствовед Игорь Грабарь писал, что картины « Его не ждали» и «Иван Грозный и сын его Иван» стали вершинами карьеры Репина, а искусствовед Дмитрий Сарабьянов охарактеризовал картину как «одну из вершин русского искусства». искусство XIX века». Искусствовед Алексей Федоров-Давыдов назвал «Его не ждали » «самым значительным и монументальным» из произведений художника на революционную тематику.
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Илья Репин завершил семилетнее обучение в Императорской Академии художеств в 1871 году. [ 1 ] и был удостоен Большой золотой медали академии за картину «Воскресение дочери Иаира» , а также звания классного художника первой степени и права на стажировку за границу. С 1873 по 1876 год художник жил и работал во Франции . [ 2 ]
Репин вернулся из Парижа в Петербург в июле 1876 года. [ 3 ] а затем вернулся в свой родной город Чугуев , где пробыл до сентября 1877 года. [ 4 ] Затем он вернулся в Москву, [ 5 ] где он будет жить и работать следующие пять лет. Репин начал работать над темой крестного хода в 1877 году. Его основная работа на эту тему « Крестный ход в Курской губернии » была начата в 1880 году в Москве, а закончена в 1883 году в Петербурге, куда художник переехал в сентябре 1882 года. [ 6 ] Репин писал искусствоведу Владимиру Стасову в письме от 2 января 1881 года: [ 7 ]
… Я перееду в Петербург и начну давно задуманные мною картины с самой жгучей действительности, которая нас окружает, понятной нам и волнующей нас больше, чем все прошлые события.
В начале 1880-х годов на Репина большое влияние оказало убийство императора Александра II первомартовцами . , буквально имея в виду убийства 1 марта, а также публичная казнь убийц, на которой он присутствовал [ 8 ] [ 9 ] В середине-конце 1870-х годов у Репина зародилась идея создания серии картин на тему народничества — политического течения русской интеллигенции 1870-х годов. Первая из серии «Народники» — картина « Под конвоем». На грязной дороге ( Под конвоем. По грязной дороге ; 1876), затем последовали «Арест пропагандиста» ( Арест пропагандиста ; 1880–1889), «Перед » ( исповедью 1879–1885) и «Собрание» ( «Сходка» ; 1883). [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
11-я передвижная выставка , на которой были представлены «Крестный ход» Репина в Курской губернии и ряд других работ. В марте 1883 года в Петербурге открылась [ 13 ] Илья Репин и Владимир Стасов путешествовали по Европе во второй половине мая того же года, посетив Берлин, Дрезден, Мюнхен, Париж, Мадрид, Венецию и ряд городов Нидерландов. [ 14 ] В начале июня Репин вернулся в Петербург, а позже поселился в дачном поселке Мартышкино под Ораниенбаумом . [ 15 ]
Создание
[ редактировать ]Есть две разные версии « Они не ожидали его» . К работе над первой из них Репин приступил в 1883 году, изображая возвращение студентки в семью. Картина маслом по дереву имеет относительно небольшой формат – 45,8×37 см. [ 16 ] [ 17 ] Пятнадцать лет спустя, в 1898 году, Репин переработал эту версию, внеся в фигуру молодой женщины несколько изменений: [ 18 ] лицо которого напоминало его дочь Надю. [ 19 ] В настоящее время находится в собрании Третьяковской галереи. [ 16 ]
В своей статье 1948 года под названием «Новые страницы творческой биографии Репина» искусствовед Илья Зильберштейн рассказал о первой версии « Они его не ждали» . По его словам, на картине главной героиней должна была стать молодая девушка. поразительно похож на Студентку на картине Николая Ярошенко : обе героини носили клетчатую клетку и шапочку на голове. По словам Ильи Зильберштейна, когда Репин увидел «Студента» и прочитал рецензии в прессе, он решил во второй редакции своей картины заменить образ молодой девушки на юношу. [ 20 ]
Вторую версию, ставшую основной, Репин начал писать в 1884 году. Она была гораздо крупнее, а вошедшую в комнату женщину заменил мужчина. Художник работал над ней в своем загородном доме в Мартышкино под Санкт-Петербургом и позировал для нее с членами семьи и знакомыми. [ 21 ] Образцом матери ссыльного, таким образом, является отчасти Вера Алексеевна, жена Репина, отчасти Варвара Комарова , дочь Стасова; ребенок, Сергей Костычев , сын соседа, который впоследствии станет известным биохимиком, профессором и академиком; портрет молодой девушки Веры Репиной, старшей дочери художника; и горничная, сотрудница Репиных. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] Входящим в комнату мужчиной предположительно является Всеволод Гаршин , над портретом которого Репин работал в 1884 году. Сходство с писателем полное в промежуточном варианте картины. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]
Отец изгнанника также изображен в ранних эскизах, оповещающим всех остальных о своем скором приезде. Критик Владимир Стасов также упоминает силуэт «старца». Репин оставил только персонажей, которые, по его мнению, были необходимы для психологического развития выбранной им темы и для «связности сценического действия» в окончательном варианте. [ 22 ]
12-я передвижная выставка-продажа картин
[ редактировать ]Картина вошла в состав 12-й передвижной выставки передвижников , проходившей тогда в Санкт-Петербурге, начиная с 1884 года. Павел Третьяков решил не покупать картину. [ 27 ] после того, как сказал Репину, что у него есть много качеств, но есть и недостатки; тема ее не интересовала его, но ему казалось, что она затронет публику. [ 28 ] Сам Репин также не вполне удовлетворен визуальной трактовкой темы возвращения ссылки в картине. [ 29 ] Затем «Его не ждали» разъехались с передвижной выставкой по разным городам России. [ 28 ] Павел Третьяков сообщил Репину в конце поездки, что решил приобрести полотно. Репин также получил еще одно предложение от Федора Терещенко хотел ретушировать мужской персонаж. Когда картина была закончена, Павел Третьяков смог приобрести ее в свою коллекцию, подняв закупочную цену с 5000 до 7000 рублей. [ 27 ]
Репин возвращался к картине в 1885, 1887 и 1888 годах. Изменения, которые он внес, касались главным образом выражения лица ссыльного. Андрей Деньер сфотографировал полотно до изменений 1885 года и в 1884 году предложил фотографию искусствоведу Владимиру Стасову. [ 16 ]
Анализ
[ редактировать ]Предмет
[ редактировать ]На полотне изображен момент, когда мужчина входит в комнату. Это изгнанник, скорее всего, член « Народной воли» , русской революционной политической организации, основанной в девятнадцатом веке, вернувшийся из отдаленного региона России. Те, кто находился в комнате, по всей видимости, были его семьей, были удивлены, увидев его.
Репин выражает всю гамму своих эмоций, во всем их многообразии и в момент их создания. Есть нерешительная радость женщины, сидящей за роялем, жены ссыльного, и радость мальчика, сидящего за столом, молодой девушки, которая смотрит в сторону, вероятно, не подозревая, кто этот мужчина, настороженное изумление горничная, стоящая у входа, женщина средних лет на переднем плане — его мать, чья согнутая фигура выражает глубокое потрясение. [ 30 ] [ 31 ]
Состав
[ редактировать ]Эмоции мужчины также ощутимы. Репин рисовал и менял выражение лица и наклон головы как минимум трижды. Репину пришлось выбирать положение наклона головы между возвышением героя и апатией мученика, и он в конце концов сохранил вопросительное и неуверенное выражение лица, где есть и героизм, и страдание. [ 22 ]
Живописная композиция вращается вокруг изгнанника и его матери, а также их обмена взглядами. Мать — это звено, связывающее сына, пока еще чужого в этом светлом интерьере, с остальными членами семьи. Движение, которое она делает по направлению к нему, подчеркнуто на картине стулом, который она отодвигает. [ 22 ] [ 29 ] Центр картины занимают ее рука и рука невестки, сидящей за фортепиано. [ 22 ]
Второстепенные персонажи, например ребенок, сидящий за столом в правой части картины, придают картине жизнь, последовательность и лирическую теплоту. Этому способствуют и другие детали, такие как поза маленькой девочки с необычно изогнутыми ножками и чутко расписанная обстановка квартиры, типичная для семьи интеллигенции того времени. [ 22 ]
-
Возвращенный изгнанник
-
Мать и жена изгнанника
-
Мальчик и девочка
-
Горничная и повар
Символизм
[ редактировать ]Репин подчеркивает политические и духовные аспекты возвращения после осуждения за революционную деятельность. Это возвращение считалось бы «неожиданным и чудесным событием» и даже «воскрешением» в тот период истории, когда длинные приговоры были обычным явлением. Мать, встающая из кресла навстречу сыну, напоминает, как изображены сцены из Евангелий, такие как воскрешение Лазаря или Тайная вечеря в Эммаусе . Она также похожа на Александра Иванова картину «Явление Христа народу» . [ 32 ] и это устанавливает связь с темой вины, блудного сына . возвращением [ 29 ]
Стена квартиры увешана репродукциями, подтверждающими политическую и моральную символику картины. Это портреты писателей-демократов Николая Некрасова и Тараса Шевченко , Христа на Голгофе , символа страдания и искупления, революционного интеллигента. Есть также изображение императора Александра II на смертном одре, убитого народниками. [ 19 ] [ 29 ]
Картина полна стилистических сюрпризов: боковое освещение, перспектива, дверная рама и окно в ряд, набор рам напоминают голландских живописцев. Цвета очень хорошо смешаны: «синий с зеленым, коричневый с серым и пурпурным, красный с пурпурным». [ 33 ]
Прием
[ редактировать ]«Они его не ждали» были оценены критиками как «шедевр русской художественной школы». [ 19 ] Он заявил: [ 34 ]
Они его не ждали» Самая талантливая и замечательная работа выставки Репина. В нем заключена большая глубина и выражение гениальной мысли. Он отражает наше время без краснея и лицемерия, и за это публика его ценила и любила.
Картина вызвала неоднозначную реакцию у художника и критика Александра Бенуа . Слабыми сторонами картины в своей книге «История русской живописи XIX века» он считает искусственную постановку, гримасничающих персонажей, первичное повествование: «взгляд переходит от напыщенной мелодрамы к довольно поверхностным персонажам, но с удовольствием останавливается на интерьер, доведенный до совершенства, насыщенный серый цвет, живая и простая живопись». [ 35 ]
Картину искусствовед Алексей Федоров-Давыдов назвал «самой значительной и монументальной» из работ художника на революционную тематику. [ 22 ] В своей книге о Репине он пишет: [ 22 ] [ 18 ]
«Они его не ждали» — выдающееся по красоте и мастерству живописного выбора полотно Репина. Он написан при полном освещении мотива, и его светлый колорит передает мягкий и ясный лиризм, смягчающий изображаемый им драматизм... Художник развивает жанровую и историческую живопись, находя и изображая современных героев. Или, точнее, он заставляет их достигать особой силы, открывая путь к картине современной истории.
Ален Безансон , французский историк, считает картину образцовой за связь, которую она создает между живописью и литературой: [ 33 ]
Мастерство Репина состоит в том, чтобы соединить на сцене, подсказанной классической перспективой, элементы драмы, последовательно развивающиеся на реальной театральной сцене или в романе и представленные здесь одновременно. Глаз может просматривать эти послания, переданные в традиционной живописи через крестьянскую одежду воина, шатающуюся позу старушки, выражение лиц, немое участие Некрасова и Шевченко.
Художник и искусствовед Игорь Грабарь писал, что картины « Его не ждали» и «Иван Грозный и сын его Иван» стали «высшими точками в карьере Репина как по силе выразительности, так и по живописной силе». По его мнению, ни одна другая картина Репина не могла превзойти эти две. [ 36 ] Точно так же искусствовед Дмитрий Сарабьянов считал картину «Его не ждали» «одной из вершин русской живописи XIX века». [ 37 ]
Наследие
[ редактировать ]Картина была изображена на советской почтовой марке, выпущенной в 1969 году.
«Они его не ждали» экспонировалась на выставке Репина в парижском Пти -Пале с 5 октября 2021 года по 23 января 2022 года. [ 38 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ "Репин Илья Ефимович" . Great Soviet Encyclopedia . Archived from the original on 2 April 2019 . Retrieved 3 September 2021 .
- ^ Брук & Иовлева 2006 , p. 167.
- ^ Запись 1948 года , с. 169.
- ^ Запись 1948 года , с. 176.
- ^ Запись 1948 года , с. 186.
- ^ Запись 1948 года , с. 245.
- ^ Переписка с В. В. Стасовым, 1877—1894. "НЭБ – Национальная электронная библиотека" . rusneb.ru . Archived from the original on 11 April 2022 . Retrieved 11 April 2022 .
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Г. Ю. Стернин; Э. В. Кириллина (1996). Илья Репин (1844-1930) (на русском языке) (ориг.-авт. изд.). СПб: Аврора. п. 63. ИСБН 978-1-85995-211-5 .
- ^ Lyaskovskaya, Olga (1953). "К истории создания картины И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»". Илья Ефимович Репин [ Ilya Yefimovich Repin ] (in Russian). Moscow. Archived from the original on 18 November 2021 . Retrieved 18 November 2021 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Т. В. Юденкова (1998). "Картина И. Е. Репина «Не ждали». Художественное самосознание общества 1880–х годов" [Painting by I. E. Repin 'They Did Not Expect Him.' Artistic self-consciousness of society in the 1880s]. Искусствознание (in Russian) (2): 376–407.
- ^ Alexandrova, Natalya; Nikonova, Natalya; Vvedenskaya, Elena (2010). Герои и злодеи русской истории в искусстве XVIII — XX веков [ Heroes and criminals in the history of Russian art from the 18th to the 20th century ] (in Russian). Saint Petersburg. p. 95. ISBN 978-5-93332-355-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ "Илья Репин. Галерея картин и рисунков художника - Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, 1885" [Ilya Repin. Gallery of paintings and drawings of the artist – Ivan the Terrible and His Son Ivan November 16, 1581, 1885]. ilya-repin.ru (in Russian). Archived from the original on 18 August 2011 . Retrieved 18 November 2021 .
- ^ Королёва 2010 , p. 20.
- ^ Лясковская 1982 , pp. 202–212.
- ^ Лясковская 1982 , p. 212.
- ^ Перейти обратно: а б с Брук & Иовлева 2006 , pp. 217–218.
- ^ "Репин Илья Ефимович — Не ждали, 1883—1898" [Repin Ilya Efimovich – They Did Not Expect Him, 1883–1898]. www.art-catalog.ru (in Russian). Archived from the original on 4 March 2016 . Retrieved 11 April 2022 .
- ^ Перейти обратно: а б А. A. Фёдоров-Давыдов. "Репин, Илья Ефимович. Не ждали" . Российский общеобразовательный портал (in Russian). Archived from the original on 4 March 2016.
- ^ Перейти обратно: а б с Евстратова, Е. Х. (2008). Репин [ Репин ] (на русском языке). Москва: Медиа Группа ОЛМА. стр. 72–75. ISBN 978-5-37300-683-5 . Архивировано из оригинала 11 апреля 2022 года . Проверено 11 апреля 2022 г.
- ^ Запись 1948 года , с. 8.
- ^ Королёва 2010 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час А. А. Федоров-Давыдов (1989). Я. Э. Репин [ И. Е. Репин ] (на русском языке). Москва: Искусство (изд.). стр. 68–70. ISBN 978-5-98724-030-4 .
- ^ А. И. Леонов (1971). Русское искусство: очерки о жизни и творчестве художников [ Russian art: elements on the life and work of painters ] (in Russian). Vol. 2. Moscow: Искусство (издательство). p. 20.
- ^ Н. to. Машковцев (1943). И. Е. Репин: краткий очерк жизни и творчества (1844—1930) [ I. E. Repin: a brief sketch of life and work (1844-1930) ] (in Russian). Moscow: Искусство (издательство). p. 67.
- ^ А. A. Парамонов (1952). Иллюстрации И. E. Репина (in Russian). Moscow: Искусство (издательство). p. 144.
- ^ Элизабет Кридл Валкеньер. «Писатель как модель художника: Репинский портрет Гаршина» (PDF) . Метрополитен-музей . Архивировано из оригинала (PDF) 2 октября 2019 года.
- ^ Перейти обратно: а б с Юденкова, Татьяна. "Собрание Третьяковки: Картина Ильи Репина "Не ждали" " [Collection of the Tretyakov Gallery: Painting by Ilya Repin "They Did Not Expect Him"]. Эхо Москвы (in Russian). Archived from the original on 3 March 2022.
- ^ Перейти обратно: а б Татьяна Юденкова. "Неустанное служение (К истории коллекции П.М.Третьякова)" [Relentless service (On the history of the collection of P.M. Tretyakov)]. www.nasledie-rus.ru (in Russian). Archived from the original on 20 February 2020 . Retrieved 11 April 2022 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Т. В. Юденкова (2010). "Репин неисчерпаем" . Художник (in Russian). Archived from the original on 22 September 2015.
- ^ "Репин Илья Ефимович — Не ждали" [Ilya Efimovich Repin – They Did Not Expect Him]. Tretyakov Gallery (in Russian). Archived from the original on 16 May 2017.
- ^ "Илья Репин. Галерея картин и рисунков художника — Не ждали, 1884" [Ilya Repin. Gallery of paintings and drawings of the artist – They Did Not Expect Him, 1884]. ilya-repin.ru (in Russian). Archived from the original on 12 March 2013 . Retrieved 11 April 2022 .
- ^ Э. Алленова (2000). Илья Репин [ Илья Репин ] (на русском языке). Москва: Белый город. п. 63. ИСБН 978-5-7793-0220-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Ален Безансон (1962). «Большая проблема: диссидентство русской живописи (1860–1922)» . Анналы. История, социальные науки (на французском языке). 17 (2). дои : 10.3406/ahess.1962.420817 . S2CID 161156519 . Архивировано из оригинала 25 марта 2022 года . Проверено 12 апреля 2022 г.
- ^ В. В. Стасов (1950). Избранное: живопись, скульптура, графика [ Favorites: painting, sculpture, graphics ] (in Russian). Vol. 1. Искусство.
- ^ Бенуа, А. Х. (1995). русской живописи XIX века История . Москва: Республика. пп. 267, 272. ISBN. 978-5-250-02524-9 .
- ^ Запись 1948 года , с. 285.
- ^ Сарабьянов 1955 , p. 193.
- ^ «Илья Репин (1844–1930)» . Пети-Пале (на французском языке). 18 июня 2021 года. Архивировано из оригинала 12 апреля 2022 года . Проверено 11 апреля 2022 г.
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]- Брук, Я. В.; Иовлева, Л. И. (2006). Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания [ State Tretyakov Gallery – collection catalog ] (in Russian). Vol. 4. Moscow: Красная площадь. ISBN 978-5-93221-081-9 .
- Grabar, Igor (1948). Репин [ Repin ] (in Russian). Vol. 1. Moscow: Издательство Академии наук СССР.
- Королёва, С. (2010). Илья Ефимович Репин (Великие художники, том 20) [ Ilya Efimovich Repin (Great Artists, Volume 20) ] (in Russian). Vol. 20. Moscow: Директ-Медиа и Комсомольская правда. ISBN 978-5-87107-193-9 .
- Лясковская, О. А. (1982). Илья Ефимович Репин. Жизнь и творчество [ Ilya Efimovich Repin. Life and art ] (in Russian). Moscow: Искусство.
- Сарабьянов, Дмитрий Владимирович (1955). Народно-освободительные идеи русской живописи второй половины XIX века [ People's liberation ideas of Russian painting in the second half of the 19th century ] (in Russian). Moscow: Искусство.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Media related to Ne zhdali at Wikimedia Commons