Jump to content

Иван Грозный и его сын Иван

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.
Russian : Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года
Художник Ilya Repin
Год 1883–1885
Середина Холст, масло
Размеры 199,5 см × 254 см (78,5 × 100 дюймов)
Расположение Третьяковская галерея , Москва

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г. [ а ] — картина русского -реалиста художника Ильи Репина , написанная между 1883 и 1885 годами. На ней изображен убитый горем русский царь Иван Грозный, прижимающий к себе умирающего сына, царевича Ивана Ивановича , вскоре после того, как Иван Грозный нанес смертельный удар своему сыну по голове. в порыве гнева. На картине изображены тоска и раскаяние на лице Ивана-старшего, потрясение и горе умирающего царевича, проливающего слезу от неожиданного предательства и потрясения от гибели от рук отца. Люди говорят, что эта картина также изображает: «Что я сделал?!»

Репин использовал Григория Мясоедова В качестве модели для Ивана Грозного писателя Всеволода Гаршина , своего друга и коллегу-художника, а для Царевича — . В 1885 году, после завершения работы маслом на холсте, Репин продал ее Павлу Третьякову для показа в его Третьяковской галерее в Москве.

Ее называют одной из самых известных и противоречивых картин России, и обычно она экспонируется в Третьяковской галерее в Москве.

Предыстория и вдохновение

[ редактировать ]
Император Александр II на смертном одре . Константин Маковский .
Execution of the Pervomartovtsy . A.A. Nesvetevich.

Работу над картиной Репин начал в Москве. [ 1 ] Первый общий набросок с персонажем царя, повернутым вправо, датируется 1882 годом. Замысел картины, по мнению Репина, связан с его столкновением с темами насилия, мести и крови во время политических событий 1881 года. ; Дополнительными источниками вдохновения были музыка Николая Римского-Корсакова и коррида, свидетелем которой Репин стал во время путешествия по Западной Европе в 1883 году.

Политическое насилие

[ редактировать ]

13 марта 1881 года в Санкт-Петербурге русский царь-реформатор Александр II , был убит бомбы в результате взрыва , брошенной членом революционной организации «Народная воля» . Бомба также серьезно ранила Гриневецкого, который скончался через несколько часов. Сообщники Гриневецкого, Первомартовцы , были казнены 13 апреля 1881 года. [ 2 ] [ 3 ] Репин, посетивший Петербург в середине февраля 1881 года на открытие выставки передвижников , присутствовал при убийстве царя. Он вернулся туда в апреле и присутствовал на казни исполнителей теракта и их сообщников. [ 4 ]

Друг Репина, поэт Василий Каменский , в своих воспоминаниях писал, что Репин рассказывал ему, «как он был свидетелем публичной казни первомартовцев» ( Желябова , Перовской , Кибальчича , Михайлова и Рысакова ). «Ах, какое это было кошмарное время, — вздохнул Репин, — сложное, ужасное. Я даже помню каждую дощечку на груди, с надписью «цареубийца». Я даже помню серые штаны Желябова, черную шляпу Перовской». [ 4 ]

Несколько следующих картин Репина; от исповеди ( Отказ 1881), Арест пропагандиста ( Арест пропагандист , 1882) и Они его не ждали ( Не ждали ; 1884–1888); были посвящены Первомартовцам. Об этом периоде своего творчества он также несколько раз писал в своих воспоминаниях: «Этот год следовал, как след крови, наши чувства были изранены ужасами современного мира, страшно было противостоять ему: кончится плохо!.. .. Нам пришлось искать выход в этот ключевой момент истории». [ 5 ] [ 6 ] Для Репина существовала связь между событиями 1881 года и сценой, представленной в « Иване Грозном и сыне его Иване» 16 ноября 1581 года , ровно с 300 лет назад, в которой убийцей является царь. [ 4 ]

Музыка Римского-Корсакова.

[ редактировать ]

Другим источником вдохновения для картины послужила симфоническая сюита «Антар» , сочиненная русским Николаем Римским-Корсаковым и состоящая из четырех частей; начальное движение, месть, сила и любовь. [ 7 ]

Музыка Антара части кровавой второй [ 8 ] больше всего вдохновлял Репина; он сказал в своих воспоминаниях: [ 9 ] [ 1 ]

Москве в 1881 году я слушал новое произведение Римского-Корсакова Месть « В ». Эта звуковая волна овладела мной, и я подумал, что не смогу воплотить в картине то состояние души, которое я познал под влиянием этой музыки. Я тогда вспомнил царя Ивана. [ 9 ]

Поездка в Европу

[ редактировать ]

Картина Репина поражает еще и изображением крови, которая сочится из виска цесаревича и остается лужей на полу после того, как отец подобрал его. По воспоминаниям Репина, на него повлияла поездка 1883 года в Европу, где он стал свидетелем корриды:

Несчастье, смерть, убийство и кровь составляют дыру, которая с силой затягивает в нее. При этом на всех выставках столько кровавых картин. И я, наверное, настигнутый всей этой кровавостью, по возвращении домой затеял кровавую сцену Ивана Грозного с сыном. И эта картина имела большой успех. [ 6 ]

Создание

[ редактировать ]

По словам Репина, оформление и роспись полотна были длительным процессом:

Я писала в слезах, меня мучили, я терзала себя, я снова и снова поправляла то, что я нарисовала, я скрывала это, в болезненном разочаровании, уже не веря в свои силы, я стерла то, что нарисовала. Я уже стирал и снова атаковал холст. Каждая минута была для меня ужасной. Я разочаровалась в этой картине, спрятала ее. И на моих друзей это произвело такое же впечатление. Но что-то подтолкнуло меня к этому, и я снова над этим работал. [ 9 ]

На картине изображена одна из комнат Палат бояр Романовых [ ru ] XVII века, а аксессуары, трон, зеркало и кафтан были расписаны в Оружейной палате Кремля . Сундук входит в коллекцию Румянцевского музея . [ 1 ]

Большая часть творчества Репина заключалась в выборе моделей; он искал нужные ему лица у знакомых и прохожих. Моделью для Ивана Грозного послужили художник Григорий Мясоедов и композитор Павел Бларамберг [ ru ] пейзажист Владимир Менк [ ru ] и писатель Всеволод Гаршин . , а для царевича Ивана Ивановича — [ 6 ] На вопрос о выборе Гаршина Репин ответил:

В лице Гаршина прозвучала предопределенность, которая меня поразила. У него лицо человека, безнадежно обреченного на гибель. Это то, что нужно было моему Цесаревичу. [ 10 ]

По мнению польско-американского искусствоведа Элизабет Кридл Валкеньер , включение лица Гаршина завершает картину и позволяет ей быть полностью удовлетворенной картиной. [ 11 ]

Представленный момент

[ редактировать ]
Сверху вниз:
  • карандашный набросок (1882 г. – 20,7 × 27,1 см);
  • этюд маслом (1883, 1899 – 22,2 × 36 см);
  • Окончательная версия (1884–1888).

Хотя картину иногда называют «Иван Грозный убивает своего сына» , Репин не написал момент, в который царь бьет царевича. Работа представляет собой не насилие, а его разрешение. [ 11 ] Иван Грозный держит своего сына. Его глаза «выпучены от ужаса, отчаяния и безумия», [ 12 ] он обнимает его за талию. Иван-царевич, плача, тихо машет рукой. [ 11 ]

Две модификации предварительных эскизов показывают дистанцию, установленную художником во время ссоры; скипетр, которым царь ударяет сына в висок, на первых эскизах находится у него в руке, а на последней картине - на полу перед ними. [ 12 ] [ 11 ] Пятно крови там, где голова цесаревича лежит на полу, очень заметное на масляном эскизе Репина, сделанном в 1883 году и который он сохранил и возобновил позже, стирается в тенях финальной картины. На платье Ивана Ивановича уже не осталось длинного пятна крови. Представленный момент становится моментом раскаяния, прощения и любви. [ 11 ] В центре картины также показана реальность и необратимость поступка царя: кровь течет из виска его сына, и попытка Ивана Грозного сдержать ее левой рукой безнадежна. [ 12 ]

Описание и состав

[ редактировать ]

Холст картины размером 199,5 × 254 см (78,5 × 100,0 дюйма) является одним из крупнейших произведений Репина; его размеры сравнимы с размерами « Бурлаков на Волге» и «Крестного хода» в Курской губернии . [ 13 ]

Два персонажа пересекаются друг с другом в центре картины. Они изображены в сумерках [ 13 ] и выделяться как на переднем плане холста, так и на более темном фоне. [ 12 ] [ 14 ] Жест, которым Иван Грозный обнимает и поддерживает талию сына, напоминает картины «Возвращение блудного сына» и «Давид и Ионафан» (Рембрандт) голландского художника Рембрандта , которые Репин изучал и восхищался с юношеских лет и находятся в Эрмитаж . [ 11 ] [ 4 ]

Построение картины основано на предметах и ​​предметах мебели, которые распределены вокруг персонажей: смятые красные ковры на полу, сапоги царевича, скипетр, опрокинутый во время спора трон, один из орнаментальных шаров, сверкает на уровне глаз сына и его подушки. [ 12 ] За фигурами менее различимы другие предметы мебели, такие как печь, зеркало Доспехового музея и сундук Румянцевского дворца. Задняя стена комнаты частично покрыта красно-черным ромбовидным узором. Вверху слева — узкая бухта. [ 1 ]

Цвета и материал

[ редактировать ]
Пара перекрещенных зеленых ботинок на красном фоне.
Эскиз сапог цесаревича (1883 г.).

Репин писал, что отказался «от акробатики кисти и живописи ради живописи». [ 15 ] и что «красота, прикосновение или виртуозность кисти» были не единственными важными вещами, потому что он всегда стремился к «существенному: телу как телу». [ 16 ] Иван Грозный и его сын Иван «написан с таким разнообразием мастерства и с такой богатой палитрой темных аккордов», что представляет собой, по словам русского художника и искусствоведа Ивана Крамского , «настоящий оркестр». [ 13 ] «Интенсивный красный» [ 17 ] или «кроваво-красный», [ 18 ] и преобладает «густой и насыщенный малиново-красный». [ 13 ] Она написана чистым цветом, без дополнений, а затем переработана художником с необыкновенным разнообразием оттенков. [ 17 ]

Выделяется алый цвет крови, текущей из раны на виске цесаревича, отблески на складках его кафтана и, наконец, темно-красная лужа крови на красной дорожке, и это напряжение красок перекликается с трагедия, изображенная на полотне. [ 17 ] В центре великолепие кафтана царевича контрастирует с темнотой черного кафтана Ивана Грозного. [ 18 ] Репин разбивает это сочетание кроваво-красных, розовых и темно-коричневых тонов дополнительными тонами зеленого цвета сапог цесаревича и темно-синего цвета его бархатных брюк. [ 18 ] Белый свет, «холодный и слабый», проникающий сквозь узкий залив, смягчает это напряжение красок и еще больше усиливает драматическое напряжение сцены. [ 17 ]

Символическая область видимости

[ редактировать ]
Всеволода Гарчина « Четыре Иллюстрация художника Дубровского к рассказу » дня .
Первое произведение писателя, оно представляет собой внутренний монолог раненого и оставленного умирать на поле боя солдата на четыре дня, лицом к лицу с трупом только что убитого им турецкого солдата. Его глубокое сочувствие ко всем существам уже здесь.

Для Репина и его современников первая символическая функция картины — выразить существование насилия и морального неприятия, которое должно быть объектом. По словам Ивана Крамского ; «Кажется, что человек, внимательно взглянув на эту картину, хотя бы один раз, навсегда будет защищен от дикого зверя, который, как говорится, сидит в нем». [ 6 ]

Изображение последствий ссоры отца с сыном представляет собой исторический эпизод и иллюстрирует «вечную» способность человека причинять физический вред своему ближнему. Картину можно понимать как живописную притчу о заповеди « Не убий ». [ 6 ] [ 13 ]

Картина также, кажется, приближается к более религиозному вдохновению, показывая, что «христианская любовь и прощение» могут исправить преступление, даже детоубийство. [ 11 ] Жест и лицо царевича «почти как у иконы», слеза, стекающая по крылу его носа, словно изображает прощение. [ 12 ] С этой позицией согласуется и сходство жеста правой руки Ивана Грозного с жестами фигур на двух картинах Рембрандта. [ 11 ]

В трактовке произведения личность писателя Всеволода Гаршина дает дополнительные подробности. В этот период Репин использовал Гаршина в качестве модели в ряде других картин, в том числе «Портрет» [ фр ] (1884) и большой картине « Они его не ждали» , в которой Гаршин позирует главному герою. Работа над «Они его не ждали» началась в 1884 году и завершилась в год самоубийства Гаршина в 1888 году. [ 11 ]

Репин ценил Всеволода Гаршина, которого считал «воплощением божественного» во время их дружбы и после его смерти. Он писал: «Его задумчивые глаза, часто смешанные со слезами, вызванными какой-то несправедливостью, его смиренное и деликатное отношение, его ангельская личность с чистотой голубя были глазами Бога». Картина Репина обращается к физическим особенностям Гаршина, его личности и его глубоко мирной мысли. [ 11 ]

Представление власти

[ редактировать ]
Карандашный рисунок.
Николай Ге – Эскиз к картине « Петр Великий допрашивает царевича Алексея в Петергофе» (1871).

Политическое значение картины невозможно ускользнуть из-за реакции, которой она непосредственно стала предметом. Репин совместил убийство Иваном Грозным своего сына с убийством Александра II. Ни Репин, ни русские искусствоведы не распространялись по этому вопросу. [ 4 ]

Об этом писали французские критики. По мнению Алена Безансона , убийство царевича царем — центральная сцена русского мифа, который первым представил Репин: история России будет построена на принесении в жертву сыновей, убитых своими отцами. [ 19 ]

Пьер Гонно поддерживает сходящуюся позицию, подчеркивая, что это жертвенное видение относится «к символическим корням монархии, поскольку принесенный в жертву царевич оказывается в состоянии олицетворять силы, противостоящие власти царя». [ 20 ] Делается связь с судом над царевичем Алексеем , сыном Петра Великого , и его смертью в результате пыток. Другой конфликт между отцом и сыном является темой картины Николая Ге 1871 года « допрашивает царевича Алексея в Петергофе » Петр . Великий [ 20 ]

Версия 1909 года

[ редактировать ]

В 1909 году по заказу промышленника и коллекционера Степана Рябушинского [ ru ] Репин написал вторую версию « Ивана Грозного и его сына Ивана» , которую назвал Детоубийством ( Сыноубийца ). Экспонируется в Воронежском музее изобразительных искусств. [ 21 ] Вторая версия была написана на 25 лет позже первой. В этой версии Репин добавил женский персонаж на заднем плане и раскрыл больше красок, чем в оригинальной картине, придав ей более «роскошный» вид, а лицо царя Ивана рухнуло от горя. [ 22 ]

Прием и первоначальная цензура

[ редактировать ]

В 1885 году картина «Иван Грозный и его сын Иван» была впервые показана друзьям-художникам Репина, среди которых были Иван Крамской , Иван Шишкин , Николай Ярошенко и Павел Брюллов . По словам Репина, хозяева долго ошеломлены и молчали, ожидая, что скажет Крамской:

Меня охватило чувство полной признательности к Репину. Вот она, вещь, какой талант... И как нарисовано, боже мой, как нарисовано! ... И что это за убийство, совершенное диким зверем и психопатом? ... Отец бьет сына скипетром в храме? Один миг... Он издает крик ужаса... Он хватает его, сажает на землю, поднимает... Он прижимает одну руку к ране на виске (и кровь хлещет из трещины между пальцами)... и как он ревет... Это животное, воющее от страха... то самое место, которое сын отметил виском... Действительно, эта сцена топит нас в полумраке и своего рода естественная трагедия.

Весьма консервативный генеральный прокурор Святейшего Синода Константин Победоносцев рассказал Александру III о своем «отвращении» и недоумении по поводу картины: [ 20 ] что не понравилось царю и его окружению, и 1 апреля 1885 г. просмотры художника были запрещены. Это была первая картина, подвергнутая цензуре в Российской империи. [ 23 ] а Павлу Третьякову , купившему его, было приказано «не разоблачать его и вообще не позволять доводить его до сведения общественности любыми другими способами». Запрет был снят 11 июля 1885 года после вмешательства художника Алексея Боголюбова . [ 6 ] [ 23 ]

Вандализм и споры

[ редактировать ]
Повреждения картины во время нападения 1913 года.
Повреждения картины в результате нападения 2018 года

16 января 1913 года Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года был трижды порезан ножом 29-летним иконоборцем , сыном мебельщика Абрама Балачева . Куратор Третьяковской галереи Георгий Хруслов [ ru ] , узнав о вандализме полотна, бросился под поезд. [ 24 ] Картина была восстановлена ​​почти в первозданном виде с помощью Репина. [ 23 ]

Некоторые русские националисты продолжают протестовать против выставки картины, поскольку считают, что она была написана в рамках зарубежной клеветнической кампании и что изображенная сцена неточна. [ 25 ]

В октябре 2013 года группа православных историков и активистов во главе с Василием Бойко-Великим , апологетом и сторонником канонизации царя Ивана, обратилась к министру культуры РФ Владимиру Мединскому с просьбой снять полотно с выставки. Третьяковскую галерею обвинили в оскорблении патриотических чувств россиян. [ 26 ] [ 25 ] Директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева официально выступила против этой просьбы. [ 25 ]

В мае 2018 года в Третьяковской галерее на полотно вновь напал пьяный посетитель, разбивший защитное стекло металлическим прутом. Картина серьезно пострадала; он был пробит в трех местах в центральной части произведения, изображающей фигуру царевича. В галерее сообщили, что рама также была сильно повреждена, но "по счастливому стечению обстоятельств" самые ценные элементы картины - изображение лиц и рук фигур - не пострадали. По данным некоторых российских СМИ, вандал заявил, что напал на картину, поскольку считал изображение неточным. [ 25 ] Нападавшего приговорили к двум с половиной годам лишения свободы. [ 27 ]

Наследие

[ редактировать ]

«Иван Грозный и его сын Иван» остается одной из самых известных картин России и самым психологически напряженным из произведений Репина. [ 28 ] Работа ненадолго появляется в третьем эпизоде HBO ​​мини-сериала «Чернобыль» 2019 года . [ 29 ]

Сюжет картины и историография

[ редактировать ]

Смерть царевича Ивана имела тяжелые последствия для России, так как не оставила достойного наследника престола. После смерти царя в 1584 году его неподготовленный сын Федор I сменил его с Борисом Годуновым в качестве фактического правителя. После смерти Федора Россия вступила в период политической неопределенности, голода и войны, известный как Смутное время . [ 30 ]

Подробности смерти цесаревича неизвестны и спорны. Цесаревич умер в 1581 году в Александровском кремле , резиденции царя Ивана Грозного с 1564 по 1581 год, центре его опричнины и фактической столице России . [ 31 ]

В современных русских летописях и источниках

[ редактировать ]

В письме, адресованном Никите Захарину и Андрею Щелкалову в 1581 году, Иван Грозный писал; «[он] не может поехать в Москву из-за болезни [своего] сына» без выявления болезни. [ 32 ] В нескольких современных русских летописях смерть царевича упоминается без каких-либо подробностей. [ 33 ] По данным Пискаревской летописи, смерть наступила в полночь. Ни одна из этих летописей не предполагает, что смерть Ивана Ивановича была насильственной. [ 34 ] Другие источники приводят более подробную версию смерти, утверждая, что цесаревич был смертельно ранен своим отцом во время ссоры. Один из таких источников, Мазуринская летопись [ ru ] , сообщает следующее: [ 35 ]

Летом 1581 года именно от Государя Императора и Великого Князя Ивана Васильевича сын его, Его величие Князь Цесаревич Иван Иванович, сияющий мудрым смыслом и благодатью и клинком отделенный от ветви жизни, получил зло, и от этого зла он умер. [ 35 ]

Источники указывают, что это событие произошло 14 ноября 1581 года и что царевич должен был умереть 19 ноября, но указанные даты различаются. В дневнике дьяка ( писаря) Ивана Тимофеева [ ru ] говорится; «некоторые говорят (о царевиче), что жизнь его угасла из-за ударов рук отца, попытавшегося удержать его от совершения безобразного поступка». [ 36 ]

Иностранные свидетельства

[ редактировать ]

Современные зарубежные источники более красноречивы; Жак Маржере , французский капитан-наёмник, находящийся на службе в России, писал; «Ходит слух, что он (царь) собственноручно убил старшего (сына), но это не так, потому что, хотя он и ударил его концом прута и тот был ранен ударом, он умер не от этого, а некоторое время спустя, в паломническом путешествии». [ 37 ]

Другую версию сообщает папский дипломат Антонио Поссевино . По его словам, в ноябре 1581 года в Александровском кремле Иван Грозный нашел свою невестку Елену лежащей на скамейке в нижнем белье. [ б ]

Третья жена сына Ивана лежала на скамейке, одетая в нижнее белье. Она была беременна и не ожидала, что к ней кто-нибудь придет. Однако великий князь Московский (Иван Грозный) нанес ей неожиданный визит. Она тотчас же встала ему навстречу, но успокоить его было уже невозможно. Он ударил ее по лицу, а затем избил своим посохом, ударив ее так сильно, что на следующую ночь она потеряла ребенка.

Его сын Иван тогда прибежал к отцу и попросил его не бить жену, но это только еще больше разозлило отца. Принц начал бить сына посохом, в результате чего получил очень серьезное ранение в голову. Перед этим, разгневавшись на отца, сын горячо упрекнул его следующими словами:

«Вы ни за что заточили мою первую жену в монастырь, то же самое вы сделали со второй моей женой, а теперь избиваете третью, чтобы убить ребенка, которого она носит в утробе». Ранив сына, отец тут же предался глубокому горю и немедленно вызвал из Москвы врачей и Андрея Щелкалова и Никиту Романовича, чтобы все было под рукой. На пятый день сын умер и был переведен в Москву.

- Антонио Поссевино, Исторические сочинения о России XVI века. [ 39 ]

Рассказы российских историков

[ редактировать ]

Русский историк XVIII века Николай Карамзин также считал, что цесаревич умер по вине своего отца, но при других обстоятельствах. [ 40 ]

Он (Иван Грозный) положил на него (царевича) руку. Борис Годунов хотел прийти ему на помощь, но царь нанес ему несколько ран острием скипетра и ударил им царевича по голове. Затем он упал на землю, проливая кровь. Ярость отца исчезла. Бледный от страха, дрожащий, в полном потрясении, он воскликнул: «Я убил своего сына» и бросился целовать его; изливая кровь, текущую из глубокой раны, он плакал, рыдал, звал врачей. Он молил Бога о милости и прощении своего сына.

—  Nikolay Karamzin

Репин опирался на рассказ Карамзина, чтобы написать «Иван Грозный и сын его Иван» 16 ноября 1581 года , одну из самых ярких картин его хрестоматии . [ 21 ] Российский имперский историк Михаил Щербатов , изучавший разные версии смерти Ивана Ивановича, считает версию Поссевино наиболее правдоподобной. [ 41 ] а российский имперский историк Василий Ключевский назвал ее единственной достоверной версией. [ 42 ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]

Пояснительные примечания

[ редактировать ]
  1. Произведение по-разному называют «Иван Грозный и его сын Иван» , с датой или без нее, или «Иван Грозный убивает своего сына» .
  2. Женское платье этого периода обычно состояло из двух предметов нижнего белья: нижнего — рубашки и верхнего — платья. Рубаха была одеждой домашнего обихода, и появляться в ней посторонним людям, особенно перед мужчинами, считалось очень неприличным. [ 38 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д "История создания картины Репина 'Иван Грозный и сын его Ива' " . Ilya Repin RU (in Russian) . Retrieved 18 November 2021 .
  2. ^ Кельнер 2015 .
  3. ^ Ярмолинский 2016 , с. 279.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и Lyaskovskaya, Olga (1953). "К истории создания картины И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»". Илья Ефимович Репин [ Ilya Yefimovich Repin ] (in Russian). Moscow . Retrieved 18 November 2021 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  5. ^ Alexandrova, Natalya; Nikonova, Natalya; Vvedenskaya, Elena (2010). Герои и злодеи русской истории в искусстве XVIII — XX веков [ Heroes and criminals in the history of Russian art from the 18th to the 20th century ] (in Russian). Saint Petersburg. p. 95. ISBN  978-5-93332-355-6 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж "Илья Репин. Галерея картин и рисунков художника - Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, 1885" [Ilya Repin. Gallery of paintings and drawings of the artist – Ivan the Terrible and his son Ivan November 16, 1581, 1885]. Ilya Repin RU (in Russian) . Retrieved 18 November 2021 .
  7. ^ Rakhmanova, Marina. "Римский-Корсаков. 'Антар' (Antar, Op. 9)" [Rimsky-Korsakov. "Antar" (Antar, Op. 9)]. Belcanto . Retrieved 18 November 2021 .
  8. ^ Vasiliev-Sedoy, Victor. "Репин. Реальность, парадоксы и мистика" [Repin. Reality, paradoxes and mysticism]. Proza . Retrieved 18 November 2021 .
  9. ^ Перейти обратно: а б с Nadezhda, Ionina (2000). Сто великих картин [ Hundred great paintings ] (in Russian). Moscow: Вече. ISBN  978-5-7838-0579-0 .
  10. ^ Prorokova, Sophia (1960). Репин [ Repin ] (in Russian). Moscow: Молодая гвардия. p. 209.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Валкенье, Элизабет (1993). «Писатель как модель художника: Репинский портрет Гаршина» (PDF) . Журнал Метрополитен-музея . 28 : 211–212. дои : 10.2307/1512927 . JSTOR   1512927 . S2CID   155366014 . Архивировано из оригинала (PDF) 2 октября 2019 года . Проверено 18 ноября 2021 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Esaoulova, Alena. "Илья Ефимович Репин – «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года»" . Art Hive . Retrieved 18 November 2021 .
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и Чурак, Галинина (2014). Илья Репин [ Илья Репин ] (на русском языке). Третьяковская галерея . п. 35. ISBN  978-5-89480-032-5 . OCLC   49657097 . Проверено 18 ноября 2021 г.
  14. ^ Фетцер, Лиланд (1975). «Искусство и убийства: «Надежда Николаевна» Гаршина ». Русское обозрение . 34 (1): 55–65. дои : 10.2307/127759 . JSTOR   127759 .
  15. ^ Чуковский, Корней (1969). Илья Репин [ Илья Репин ] (на русском языке). Москва. п. 59. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  16. ^ Repin, Ilya (1937). Далёкое близкое [ Distant close ] (in Russian). Moscow: Захаров. p. 351. ISBN  978-5-8159-0204-6 .
  17. ^ Перейти обратно: а б с д Nadezhda, Ionina. "Репин И. Иван Грозный убивает своего сына" [Ivan the Terrible kills his son]. Ikleiner (in Russian) . Retrieved 18 November 2021 .
  18. ^ Перейти обратно: а б с Н.Д. Моргунова-Рудницкая. "И.E. Репин – Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" . NearYou (in Russian). Archived from the original on 30 June 2018 . Retrieved 18 November 2021 .
  19. ^ Пуарсон-Дешон, Мэрион (2016). «От жертвы Исаака недвижимому царю» [От жертвы Исаака убиенному царевичу] (PDF ) Предыстория сюжета (на французском языке) . Получено 18 ноября.
  20. ^ Перейти обратно: а б с Гонно, Пьер (2014). «Comment s’est forgée l’image d’Ivan le Grible» [Как подделывался образ Ивана Грозного]. Журнал CRNS (на французском языке) . Проверено 18 ноября 2021 г.
  21. ^ Перейти обратно: а б Юденкова, Татьяна (2019). « Люблю разнообразие...» Неутомимая новизна Ильи Репина во времени и жанре» . Третьяковская галерея . Проверено 18 ноября 2021 г.
  22. ^ Gnezdilova, Olga (5 August 2017). "Как Илья Репин изменил картину об Иване Грозном через 25 лет после ее создания" [How Ilya Repin changed the painting about Ivan the Terrible 25 years after its creation]. UMBRA (in Russian) . Retrieved 18 November 2021 .
  23. ^ Перейти обратно: а б с д "Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581" [Ilya Repin. Ivan the Terrible and his son Ivan on 16 November 1581]. Tanais (in Russian). Archived from the original on 17 October 2013 . Retrieved 18 November 2021 .
  24. ^ Troitsky, Nikolay. "Культура: Искусство // Россия в XIX веке: Курс лекций" [Culture: Art // Russia in the 19th century: Course of Lectures]. Scepsis (in Russian) . Retrieved 18 November 2021 .
  25. ^ Перейти обратно: а б с д Боднер, Мэтью (27 мая 2018 г.). «Картина Ивана Грозного «серьезно повреждена» при обстреле столба» . Хранитель . Проверено 18 ноября 2021 г.
  26. ^ "Православные активисты требуют убрать из Третьяковки картьяковки картину Репина" [Orthodox activists demand that Repin's painting be removed from the Tretyakov Gallery]. echo.msk.ru (in Russian) . Retrieved 18 November 2021 .
  27. ^ «Россиянин осужден за вандализм над иконописной картиной Ивана Грозного» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . 30 апреля 2019 года . Проверено 26 ноября 2021 г.
  28. ^ « Картина «Иван Грозный» повреждена в России в результате нападения с применением водки» . Нью-Йорк Таймс . 27 мая 2018 года . Проверено 26 ноября 2021 г.
  29. ^ «Чернобыль» . Художественные бумаги . 17 июля 2019 года . Проверено 18 ноября 2021 г.
  30. ^ "Британника - Федор I". Британская энциклопедия .
  31. ^ Перри, Морин; Павлов, Андрей (2014). Иван Грозный . Хобокен: Тейлор и Фрэнсис. ISBN  978-1-317-89468-1 . OCLC   884014235 .
  32. ^ Likhachyov, Nikolay (1903). Дело о приезде в Москву А. Поссевино [ The case of A. Possevino's arrival in Moscow ] (in Russian). Saint Petersburg. p. 58. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  33. ^ "Московский летописец" [Moscow chronicle]. Complete Collection of Russian Chronicles (in Russian). Vol. 34. Moscow. 1978. p. 228 . Retrieved 18 November 2021 . {{cite encyclopedia}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  34. ^ "Пискаревский летописец" [Piskarevsky chronicle]. Complete Collection of Russian Chronicles (in Russian). Vol. 34. Moscow. 1978. p. 195 . Retrieved 18 November 2021 . {{cite encyclopedia}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  35. ^ Перейти обратно: а б "Мазуринский летописец" [Mazurin chronicle]. Complete Collection of Russian Chronicles (in Russian). Vol. 31. Moscow. 1978. p. 142 . Retrieved 18 November 2021 . {{cite encyclopedia}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  36. ^ Timofeev Ivan (1951). Временник Ивана Тимофеева [ Annals of Ivan Timofeev ]. Publishing house of the USSR Academy of Sciences. p. 182.
  37. ^ Jacques, Margeret ; Nikolaevich, Ilya (1986). Состояние Российской империи и Великого княжества Московского [ State of the Russian State and the Grand Duchy of Moscow in 1606 ] (in Russian). Leningrad. p. 232. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  38. ^ Zabelin Ivan (1901). Домашний быт русских цариц в XVI-XVII столетиях [ Household life of Russian queens in the XVI-XVII centuries ] (in Russian). Moscow. p. 515. ISBN  978-5-373-07405-6 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  39. ^ Possevino, Antonio (1983). Исторические сочинения о России XVI в [ Historical writings about Russia in the 16th century ] (in Russian). Moscow: Moscow University Publishing House . Retrieved 18 November 2021 .
  40. ^ Karamzin, Nikolay . "9". Продолжение царстования Иоанна Грозного. Г. 1577–1582 [ Continuation of the reign of Ivan the Terrible. 1577–1582 ]. History of the Russian State (in Russian). Vol. 9.
  41. ^ Shcherbatov, Mikhail (1789). "3" (PDF) . История Российская с древнейших времен . Vol. 5. pp. 120–126 . Retrieved 18 November 2021 .
  42. ^ Klyuchevsky, Vasily . Курс русской истории [ A History of Russia ] (in Russian). Saint Petersburg.

Общие и цитируемые ссылки

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 04a422e7136f16e9d7f8bc87c705f20d__1722210960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/04/0d/04a422e7136f16e9d7f8bc87c705f20d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ivan the Terrible and His Son Ivan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)