Иван Грозный и его сын Иван
Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г. | |
---|---|
Russian : Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года | |
Художник | Ilya Repin |
Год | 1883–1885 |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 199,5 см × 254 см (78,5 × 100 дюймов) |
Расположение | Третьяковская галерея , Москва |
Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г. [ а ] — картина русского -реалиста художника Ильи Репина , написанная между 1883 и 1885 годами. На ней изображен убитый горем русский царь Иван Грозный, прижимающий к себе умирающего сына, царевича Ивана Ивановича , вскоре после того, как Иван Грозный нанес смертельный удар своему сыну по голове. в порыве гнева. На картине изображены тоска и раскаяние на лице Ивана-старшего, потрясение и горе умирающего царевича, проливающего слезу от неожиданного предательства и потрясения от гибели от рук отца. Люди говорят, что эта картина также изображает: «Что я сделал?!»
Репин использовал Григория Мясоедова В качестве модели для Ивана Грозного писателя Всеволода Гаршина , своего друга и коллегу-художника, а для Царевича — . В 1885 году, после завершения работы маслом на холсте, Репин продал ее Павлу Третьякову для показа в его Третьяковской галерее в Москве.
Ее называют одной из самых известных и противоречивых картин России, и обычно она экспонируется в Третьяковской галерее в Москве.
Предыстория и вдохновение
[ редактировать ]Работу над картиной Репин начал в Москве. [ 1 ] Первый общий набросок с персонажем царя, повернутым вправо, датируется 1882 годом. Замысел картины, по мнению Репина, связан с его столкновением с темами насилия, мести и крови во время политических событий 1881 года. ; Дополнительными источниками вдохновения были музыка Николая Римского-Корсакова и коррида, свидетелем которой Репин стал во время путешествия по Западной Европе в 1883 году.
Политическое насилие
[ редактировать ]13 марта 1881 года в Санкт-Петербурге русский царь-реформатор Александр II , был убит бомбы в результате взрыва , брошенной членом революционной организации «Народная воля» . Бомба также серьезно ранила Гриневецкого, который скончался через несколько часов. Сообщники Гриневецкого, Первомартовцы , были казнены 13 апреля 1881 года. [ 2 ] [ 3 ] Репин, посетивший Петербург в середине февраля 1881 года на открытие выставки передвижников , присутствовал при убийстве царя. Он вернулся туда в апреле и присутствовал на казни исполнителей теракта и их сообщников. [ 4 ]
Друг Репина, поэт Василий Каменский , в своих воспоминаниях писал, что Репин рассказывал ему, «как он был свидетелем публичной казни первомартовцев» ( Желябова , Перовской , Кибальчича , Михайлова и Рысакова ). «Ах, какое это было кошмарное время, — вздохнул Репин, — сложное, ужасное. Я даже помню каждую дощечку на груди, с надписью «цареубийца». Я даже помню серые штаны Желябова, черную шляпу Перовской». [ 4 ]
Несколько следующих картин Репина; от исповеди ( Отказ 1881), Арест пропагандиста ( Арест пропагандист , 1882) и Они его не ждали ( Не ждали ; 1884–1888); были посвящены Первомартовцам. Об этом периоде своего творчества он также несколько раз писал в своих воспоминаниях: «Этот год следовал, как след крови, наши чувства были изранены ужасами современного мира, страшно было противостоять ему: кончится плохо!.. .. Нам пришлось искать выход в этот ключевой момент истории». [ 5 ] [ 6 ] Для Репина существовала связь между событиями 1881 года и сценой, представленной в « Иване Грозном и сыне его Иване» 16 ноября 1581 года , ровно с 300 лет назад, в которой убийцей является царь. [ 4 ]
Музыка Римского-Корсакова.
[ редактировать ]Другим источником вдохновения для картины послужила симфоническая сюита «Антар» , сочиненная русским Николаем Римским-Корсаковым и состоящая из четырех частей; начальное движение, месть, сила и любовь. [ 7 ]
Музыка Антара части кровавой второй [ 8 ] больше всего вдохновлял Репина; он сказал в своих воспоминаниях: [ 9 ] [ 1 ]
Москве в 1881 году я слушал новое произведение Римского-Корсакова Месть « В ». Эта звуковая волна овладела мной, и я подумал, что не смогу воплотить в картине то состояние души, которое я познал под влиянием этой музыки. Я тогда вспомнил царя Ивана. [ 9 ]
Поездка в Европу
[ редактировать ]Картина Репина поражает еще и изображением крови, которая сочится из виска цесаревича и остается лужей на полу после того, как отец подобрал его. По воспоминаниям Репина, на него повлияла поездка 1883 года в Европу, где он стал свидетелем корриды:
Несчастье, смерть, убийство и кровь составляют дыру, которая с силой затягивает в нее. При этом на всех выставках столько кровавых картин. И я, наверное, настигнутый всей этой кровавостью, по возвращении домой затеял кровавую сцену Ивана Грозного с сыном. И эта картина имела большой успех. [ 6 ]
Создание
[ редактировать ]По словам Репина, оформление и роспись полотна были длительным процессом:
Я писала в слезах, меня мучили, я терзала себя, я снова и снова поправляла то, что я нарисовала, я скрывала это, в болезненном разочаровании, уже не веря в свои силы, я стерла то, что нарисовала. Я уже стирал и снова атаковал холст. Каждая минута была для меня ужасной. Я разочаровалась в этой картине, спрятала ее. И на моих друзей это произвело такое же впечатление. Но что-то подтолкнуло меня к этому, и я снова над этим работал. [ 9 ]
На картине изображена одна из комнат Палат бояр Романовых XVII века, а аксессуары, трон, зеркало и кафтан были расписаны в Оружейной палате Кремля . Сундук входит в коллекцию Румянцевского музея . [ 1 ]
Большая часть творчества Репина заключалась в выборе моделей; он искал нужные ему лица у знакомых и прохожих. Моделью для Ивана Грозного послужили художник Григорий Мясоедов и композитор Павел Бларамберг пейзажист Владимир Менк и писатель Всеволод Гаршин . , а для царевича Ивана Ивановича — [ 6 ] На вопрос о выборе Гаршина Репин ответил:
В лице Гаршина прозвучала предопределенность, которая меня поразила. У него лицо человека, безнадежно обреченного на гибель. Это то, что нужно было моему Цесаревичу. [ 10 ]
-
Портрет композитора Павла Бларамберга (1884 г.).
-
Portrait of the painter Grigoriy Myasoyedov (1883).
-
Portrait of the writer Vsevolod Garshin (1883).
-
Портрет художника Владимира Менка (1884).
По мнению польско-американского искусствоведа Элизабет Кридл Валкеньер , включение лица Гаршина завершает картину и позволяет ей быть полностью удовлетворенной картиной. [ 11 ]
Анализ
[ редактировать ]Представленный момент
[ редактировать ]Хотя картину иногда называют «Иван Грозный убивает своего сына» , Репин не написал момент, в который царь бьет царевича. Работа представляет собой не насилие, а его разрешение. [ 11 ] Иван Грозный держит своего сына. Его глаза «выпучены от ужаса, отчаяния и безумия», [ 12 ] он обнимает его за талию. Иван-царевич, плача, тихо машет рукой. [ 11 ]
Две модификации предварительных эскизов показывают дистанцию, установленную художником во время ссоры; скипетр, которым царь ударяет сына в висок, на первых эскизах находится у него в руке, а на последней картине - на полу перед ними. [ 12 ] [ 11 ] Пятно крови там, где голова цесаревича лежит на полу, очень заметное на масляном эскизе Репина, сделанном в 1883 году и который он сохранил и возобновил позже, стирается в тенях финальной картины. На платье Ивана Ивановича уже не осталось длинного пятна крови. Представленный момент становится моментом раскаяния, прощения и любви. [ 11 ] В центре картины также показана реальность и необратимость поступка царя: кровь течет из виска его сына, и попытка Ивана Грозного сдержать ее левой рукой безнадежна. [ 12 ]
Описание и состав
[ редактировать ]Холст картины размером 199,5 × 254 см (78,5 × 100,0 дюйма) является одним из крупнейших произведений Репина; его размеры сравнимы с размерами « Бурлаков на Волге» и «Крестного хода» в Курской губернии . [ 13 ]
Два персонажа пересекаются друг с другом в центре картины. Они изображены в сумерках [ 13 ] и выделяться как на переднем плане холста, так и на более темном фоне. [ 12 ] [ 14 ] Жест, которым Иван Грозный обнимает и поддерживает талию сына, напоминает картины «Возвращение блудного сына» и «Давид и Ионафан» (Рембрандт) голландского художника Рембрандта , которые Репин изучал и восхищался с юношеских лет и находятся в Эрмитаж . [ 11 ] [ 4 ]
Построение картины основано на предметах и предметах мебели, которые распределены вокруг персонажей: смятые красные ковры на полу, сапоги царевича, скипетр, опрокинутый во время спора трон, один из орнаментальных шаров, сверкает на уровне глаз сына и его подушки. [ 12 ] За фигурами менее различимы другие предметы мебели, такие как печь, зеркало Доспехового музея и сундук Румянцевского дворца. Задняя стена комнаты частично покрыта красно-черным ромбовидным узором. Вверху слева — узкая бухта. [ 1 ]
Цвета и материал
[ редактировать ]Репин писал, что отказался «от акробатики кисти и живописи ради живописи». [ 15 ] и что «красота, прикосновение или виртуозность кисти» были не единственными важными вещами, потому что он всегда стремился к «существенному: телу как телу». [ 16 ] Иван Грозный и его сын Иван «написан с таким разнообразием мастерства и с такой богатой палитрой темных аккордов», что представляет собой, по словам русского художника и искусствоведа Ивана Крамского , «настоящий оркестр». [ 13 ] «Интенсивный красный» [ 17 ] или «кроваво-красный», [ 18 ] и преобладает «густой и насыщенный малиново-красный». [ 13 ] Она написана чистым цветом, без дополнений, а затем переработана художником с необыкновенным разнообразием оттенков. [ 17 ]
Выделяется алый цвет крови, текущей из раны на виске цесаревича, отблески на складках его кафтана и, наконец, темно-красная лужа крови на красной дорожке, и это напряжение красок перекликается с трагедия, изображенная на полотне. [ 17 ] В центре великолепие кафтана царевича контрастирует с темнотой черного кафтана Ивана Грозного. [ 18 ] Репин разбивает это сочетание кроваво-красных, розовых и темно-коричневых тонов дополнительными тонами зеленого цвета сапог цесаревича и темно-синего цвета его бархатных брюк. [ 18 ] Белый свет, «холодный и слабый», проникающий сквозь узкий залив, смягчает это напряжение красок и еще больше усиливает драматическое напряжение сцены. [ 17 ]
Символическая область видимости
[ редактировать ]Для Репина и его современников первая символическая функция картины — выразить существование насилия и морального неприятия, которое должно быть объектом. По словам Ивана Крамского ; «Кажется, что человек, внимательно взглянув на эту картину, хотя бы один раз, навсегда будет защищен от дикого зверя, который, как говорится, сидит в нем». [ 6 ]
Изображение последствий ссоры отца с сыном представляет собой исторический эпизод и иллюстрирует «вечную» способность человека причинять физический вред своему ближнему. Картину можно понимать как живописную притчу о заповеди « Не убий ». [ 6 ] [ 13 ]
Картина также, кажется, приближается к более религиозному вдохновению, показывая, что «христианская любовь и прощение» могут исправить преступление, даже детоубийство. [ 11 ] Жест и лицо царевича «почти как у иконы», слеза, стекающая по крылу его носа, словно изображает прощение. [ 12 ] С этой позицией согласуется и сходство жеста правой руки Ивана Грозного с жестами фигур на двух картинах Рембрандта. [ 11 ]
В трактовке произведения личность писателя Всеволода Гаршина дает дополнительные подробности. В этот период Репин использовал Гаршина в качестве модели в ряде других картин, в том числе «Портрет» (1884) и большой картине « Они его не ждали» , в которой Гаршин позирует главному герою. Работа над «Они его не ждали» началась в 1884 году и завершилась в год самоубийства Гаршина в 1888 году. [ 11 ]
Репин ценил Всеволода Гаршина, которого считал «воплощением божественного» во время их дружбы и после его смерти. Он писал: «Его задумчивые глаза, часто смешанные со слезами, вызванными какой-то несправедливостью, его смиренное и деликатное отношение, его ангельская личность с чистотой голубя были глазами Бога». Картина Репина обращается к физическим особенностям Гаршина, его личности и его глубоко мирной мысли. [ 11 ]
Представление власти
[ редактировать ]Политическое значение картины невозможно ускользнуть из-за реакции, которой она непосредственно стала предметом. Репин совместил убийство Иваном Грозным своего сына с убийством Александра II. Ни Репин, ни русские искусствоведы не распространялись по этому вопросу. [ 4 ]
Об этом писали французские критики. По мнению Алена Безансона , убийство царевича царем — центральная сцена русского мифа, который первым представил Репин: история России будет построена на принесении в жертву сыновей, убитых своими отцами. [ 19 ]
Пьер Гонно поддерживает сходящуюся позицию, подчеркивая, что это жертвенное видение относится «к символическим корням монархии, поскольку принесенный в жертву царевич оказывается в состоянии олицетворять силы, противостоящие власти царя». [ 20 ] Делается связь с судом над царевичем Алексеем , сыном Петра Великого , и его смертью в результате пыток. Другой конфликт между отцом и сыном является темой картины Николая Ге 1871 года « допрашивает царевича Алексея в Петергофе Великий [ 20 ]
Версия 1909 года
[ редактировать ]В 1909 году по заказу промышленника и коллекционера Степана Рябушинского Репин написал вторую версию « Ивана Грозного и его сына Ивана» , которую назвал Детоубийством ( Сыноубийца ). Экспонируется в Воронежском музее изобразительных искусств. [ 21 ] Вторая версия была написана на 25 лет позже первой. В этой версии Репин добавил женский персонаж на заднем плане и раскрыл больше красок, чем в оригинальной картине, придав ей более «роскошный» вид, а лицо царя Ивана рухнуло от горя. [ 22 ]
-
Филицид (1909).
-
Деталь детоубийства .
Прием и первоначальная цензура
[ редактировать ]В 1885 году картина «Иван Грозный и его сын Иван» была впервые показана друзьям-художникам Репина, среди которых были Иван Крамской , Иван Шишкин , Николай Ярошенко и Павел Брюллов . По словам Репина, хозяева долго ошеломлены и молчали, ожидая, что скажет Крамской:
Меня охватило чувство полной признательности к Репину. Вот она, вещь, какой талант... И как нарисовано, боже мой, как нарисовано! ... И что это за убийство, совершенное диким зверем и психопатом? ... Отец бьет сына скипетром в храме? Один миг... Он издает крик ужаса... Он хватает его, сажает на землю, поднимает... Он прижимает одну руку к ране на виске (и кровь хлещет из трещины между пальцами)... и как он ревет... Это животное, воющее от страха... то самое место, которое сын отметил виском... Действительно, эта сцена топит нас в полумраке и своего рода естественная трагедия.
Весьма консервативный генеральный прокурор Святейшего Синода Константин Победоносцев рассказал Александру III о своем «отвращении» и недоумении по поводу картины: [ 20 ] что не понравилось царю и его окружению, и 1 апреля 1885 г. просмотры художника были запрещены. Это была первая картина, подвергнутая цензуре в Российской империи. [ 23 ] а Павлу Третьякову , купившему его, было приказано «не разоблачать его и вообще не позволять доводить его до сведения общественности любыми другими способами». Запрет был снят 11 июля 1885 года после вмешательства художника Алексея Боголюбова . [ 6 ] [ 23 ]
Вандализм и споры
[ редактировать ]16 января 1913 года Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года был трижды порезан ножом 29-летним иконоборцем , сыном мебельщика Абрама Балачева . Куратор Третьяковской галереи Георгий Хруслов , узнав о вандализме полотна, бросился под поезд. [ 24 ] Картина была восстановлена почти в первозданном виде с помощью Репина. [ 23 ]
Некоторые русские националисты продолжают протестовать против выставки картины, поскольку считают, что она была написана в рамках зарубежной клеветнической кампании и что изображенная сцена неточна. [ 25 ]
В октябре 2013 года группа православных историков и активистов во главе с Василием Бойко-Великим , апологетом и сторонником канонизации царя Ивана, обратилась к министру культуры РФ Владимиру Мединскому с просьбой снять полотно с выставки. Третьяковскую галерею обвинили в оскорблении патриотических чувств россиян. [ 26 ] [ 25 ] Директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева официально выступила против этой просьбы. [ 25 ]
В мае 2018 года в Третьяковской галерее на полотно вновь напал пьяный посетитель, разбивший защитное стекло металлическим прутом. Картина серьезно пострадала; он был пробит в трех местах в центральной части произведения, изображающей фигуру царевича. В галерее сообщили, что рама также была сильно повреждена, но "по счастливому стечению обстоятельств" самые ценные элементы картины - изображение лиц и рук фигур - не пострадали. По данным некоторых российских СМИ, вандал заявил, что напал на картину, поскольку считал изображение неточным. [ 25 ] Нападавшего приговорили к двум с половиной годам лишения свободы. [ 27 ]
Наследие
[ редактировать ]«Иван Грозный и его сын Иван» остается одной из самых известных картин России и самым психологически напряженным из произведений Репина. [ 28 ] Работа ненадолго появляется в третьем эпизоде HBO мини-сериала «Чернобыль» 2019 года . [ 29 ]
Сюжет картины и историография
[ редактировать ]Смерть царевича Ивана имела тяжелые последствия для России, так как не оставила достойного наследника престола. После смерти царя в 1584 году его неподготовленный сын Федор I сменил его с Борисом Годуновым в качестве фактического правителя. После смерти Федора Россия вступила в период политической неопределенности, голода и войны, известный как Смутное время . [ 30 ]
Подробности смерти цесаревича неизвестны и спорны. Цесаревич умер в 1581 году в Александровском кремле , резиденции царя Ивана Грозного с 1564 по 1581 год, центре его опричнины и фактической столице России . [ 31 ]
В современных русских летописях и источниках
[ редактировать ]В письме, адресованном Никите Захарину и Андрею Щелкалову в 1581 году, Иван Грозный писал; «[он] не может поехать в Москву из-за болезни [своего] сына» без выявления болезни. [ 32 ] В нескольких современных русских летописях смерть царевича упоминается без каких-либо подробностей. [ 33 ] По данным Пискаревской летописи, смерть наступила в полночь. Ни одна из этих летописей не предполагает, что смерть Ивана Ивановича была насильственной. [ 34 ] Другие источники приводят более подробную версию смерти, утверждая, что цесаревич был смертельно ранен своим отцом во время ссоры. Один из таких источников, Мазуринская летопись , сообщает следующее: [ 35 ]
Летом 1581 года именно от Государя Императора и Великого Князя Ивана Васильевича сын его, Его величие Князь Цесаревич Иван Иванович, сияющий мудрым смыслом и благодатью и клинком отделенный от ветви жизни, получил зло, и от этого зла он умер. [ 35 ]
Источники указывают, что это событие произошло 14 ноября 1581 года и что царевич должен был умереть 19 ноября, но указанные даты различаются. В дневнике дьяка ( писаря) Ивана Тимофеева говорится; «некоторые говорят (о царевиче), что жизнь его угасла из-за ударов рук отца, попытавшегося удержать его от совершения безобразного поступка». [ 36 ]
Иностранные свидетельства
[ редактировать ]Современные зарубежные источники более красноречивы; Жак Маржере , французский капитан-наёмник, находящийся на службе в России, писал; «Ходит слух, что он (царь) собственноручно убил старшего (сына), но это не так, потому что, хотя он и ударил его концом прута и тот был ранен ударом, он умер не от этого, а некоторое время спустя, в паломническом путешествии». [ 37 ]
Другую версию сообщает папский дипломат Антонио Поссевино . По его словам, в ноябре 1581 года в Александровском кремле Иван Грозный нашел свою невестку Елену лежащей на скамейке в нижнем белье. [ б ]
Третья жена сына Ивана лежала на скамейке, одетая в нижнее белье. Она была беременна и не ожидала, что к ней кто-нибудь придет. Однако великий князь Московский (Иван Грозный) нанес ей неожиданный визит. Она тотчас же встала ему навстречу, но успокоить его было уже невозможно. Он ударил ее по лицу, а затем избил своим посохом, ударив ее так сильно, что на следующую ночь она потеряла ребенка.
Его сын Иван тогда прибежал к отцу и попросил его не бить жену, но это только еще больше разозлило отца. Принц начал бить сына посохом, в результате чего получил очень серьезное ранение в голову. Перед этим, разгневавшись на отца, сын горячо упрекнул его следующими словами:
«Вы ни за что заточили мою первую жену в монастырь, то же самое вы сделали со второй моей женой, а теперь избиваете третью, чтобы убить ребенка, которого она носит в утробе». Ранив сына, отец тут же предался глубокому горю и немедленно вызвал из Москвы врачей и Андрея Щелкалова и Никиту Романовича, чтобы все было под рукой. На пятый день сын умер и был переведен в Москву.
- Антонио Поссевино, Исторические сочинения о России XVI века. [ 39 ]
Рассказы российских историков
[ редактировать ]Русский историк XVIII века Николай Карамзин также считал, что цесаревич умер по вине своего отца, но при других обстоятельствах. [ 40 ]
Он (Иван Грозный) положил на него (царевича) руку. Борис Годунов хотел прийти ему на помощь, но царь нанес ему несколько ран острием скипетра и ударил им царевича по голове. Затем он упал на землю, проливая кровь. Ярость отца исчезла. Бледный от страха, дрожащий, в полном потрясении, он воскликнул: «Я убил своего сына» и бросился целовать его; изливая кровь, текущую из глубокой раны, он плакал, рыдал, звал врачей. Он молил Бога о милости и прощении своего сына.
— Nikolay Karamzin
Репин опирался на рассказ Карамзина, чтобы написать «Иван Грозный и сын его Иван» 16 ноября 1581 года , одну из самых ярких картин его хрестоматии . [ 21 ] Российский имперский историк Михаил Щербатов , изучавший разные версии смерти Ивана Ивановича, считает версию Поссевино наиболее правдоподобной. [ 41 ] а российский имперский историк Василий Ключевский назвал ее единственной достоверной версией. [ 42 ]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ↑ Произведение по-разному называют «Иван Грозный и его сын Иван» , с датой или без нее, или «Иван Грозный убивает своего сына» .
- ↑ Женское платье этого периода обычно состояло из двух предметов нижнего белья: нижнего — рубашки и верхнего — платья. Рубаха была одеждой домашнего обихода, и появляться в ней посторонним людям, особенно перед мужчинами, считалось очень неприличным. [ 38 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д "История создания картины Репина 'Иван Грозный и сын его Ива' " . Ilya Repin RU (in Russian) . Retrieved 18 November 2021 .
- ^ Кельнер 2015 .
- ^ Ярмолинский 2016 , с. 279.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Lyaskovskaya, Olga (1953). "К истории создания картины И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»". Илья Ефимович Репин [ Ilya Yefimovich Repin ] (in Russian). Moscow . Retrieved 18 November 2021 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Alexandrova, Natalya; Nikonova, Natalya; Vvedenskaya, Elena (2010). Герои и злодеи русской истории в искусстве XVIII — XX веков [ Heroes and criminals in the history of Russian art from the 18th to the 20th century ] (in Russian). Saint Petersburg. p. 95. ISBN 978-5-93332-355-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж "Илья Репин. Галерея картин и рисунков художника - Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, 1885" [Ilya Repin. Gallery of paintings and drawings of the artist – Ivan the Terrible and his son Ivan November 16, 1581, 1885]. Ilya Repin RU (in Russian) . Retrieved 18 November 2021 .
- ^ Rakhmanova, Marina. "Римский-Корсаков. 'Антар' (Antar, Op. 9)" [Rimsky-Korsakov. "Antar" (Antar, Op. 9)]. Belcanto . Retrieved 18 November 2021 .
- ^ Vasiliev-Sedoy, Victor. "Репин. Реальность, парадоксы и мистика" [Repin. Reality, paradoxes and mysticism]. Proza . Retrieved 18 November 2021 .
- ^ Перейти обратно: а б с Nadezhda, Ionina (2000). Сто великих картин [ Hundred great paintings ] (in Russian). Moscow: Вече. ISBN 978-5-7838-0579-0 .
- ^ Prorokova, Sophia (1960). Репин [ Repin ] (in Russian). Moscow: Молодая гвардия. p. 209.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Валкенье, Элизабет (1993). «Писатель как модель художника: Репинский портрет Гаршина» (PDF) . Журнал Метрополитен-музея . 28 : 211–212. дои : 10.2307/1512927 . JSTOR 1512927 . S2CID 155366014 . Архивировано из оригинала (PDF) 2 октября 2019 года . Проверено 18 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Esaoulova, Alena. "Илья Ефимович Репин – «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года»" . Art Hive . Retrieved 18 November 2021 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Чурак, Галинина (2014). Илья Репин [ Илья Репин ] (на русском языке). Третьяковская галерея . п. 35. ISBN 978-5-89480-032-5 . OCLC 49657097 . Проверено 18 ноября 2021 г.
- ^ Фетцер, Лиланд (1975). «Искусство и убийства: «Надежда Николаевна» Гаршина ». Русское обозрение . 34 (1): 55–65. дои : 10.2307/127759 . JSTOR 127759 .
- ^ Чуковский, Корней (1969). Илья Репин [ Илья Репин ] (на русском языке). Москва. п. 59.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Repin, Ilya (1937). Далёкое близкое [ Distant close ] (in Russian). Moscow: Захаров. p. 351. ISBN 978-5-8159-0204-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Nadezhda, Ionina. "Репин И. Иван Грозный убивает своего сына" [Ivan the Terrible kills his son]. Ikleiner (in Russian) . Retrieved 18 November 2021 .
- ^ Перейти обратно: а б с Н.Д. Моргунова-Рудницкая. "И.E. Репин – Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" . NearYou (in Russian). Archived from the original on 30 June 2018 . Retrieved 18 November 2021 .
- ^ Пуарсон-Дешон, Мэрион (2016). «От жертвы Исаака недвижимому царю» [От жертвы Исаака убиенному царевичу] (PDF ) Предыстория сюжета (на французском языке) . Получено 18 ноября.
- ^ Перейти обратно: а б с Гонно, Пьер (2014). «Comment s’est forgée l’image d’Ivan le Grible» [Как подделывался образ Ивана Грозного]. Журнал CRNS (на французском языке) . Проверено 18 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Юденкова, Татьяна (2019). « Люблю разнообразие...» Неутомимая новизна Ильи Репина во времени и жанре» . Третьяковская галерея . Проверено 18 ноября 2021 г.
- ^ Gnezdilova, Olga (5 August 2017). "Как Илья Репин изменил картину об Иване Грозном через 25 лет после ее создания" [How Ilya Repin changed the painting about Ivan the Terrible 25 years after its creation]. UMBRA (in Russian) . Retrieved 18 November 2021 .
- ^ Перейти обратно: а б с д "Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581" [Ilya Repin. Ivan the Terrible and his son Ivan on 16 November 1581]. Tanais (in Russian). Archived from the original on 17 October 2013 . Retrieved 18 November 2021 .
- ^ Troitsky, Nikolay. "Культура: Искусство // Россия в XIX веке: Курс лекций" [Culture: Art // Russia in the 19th century: Course of Lectures]. Scepsis (in Russian) . Retrieved 18 November 2021 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Боднер, Мэтью (27 мая 2018 г.). «Картина Ивана Грозного «серьезно повреждена» при обстреле столба» . Хранитель . Проверено 18 ноября 2021 г.
- ^ "Православные активисты требуют убрать из Третьяковки картьяковки картину Репина" [Orthodox activists demand that Repin's painting be removed from the Tretyakov Gallery]. echo.msk.ru (in Russian) . Retrieved 18 November 2021 .
- ^ «Россиянин осужден за вандализм над иконописной картиной Ивана Грозного» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . 30 апреля 2019 года . Проверено 26 ноября 2021 г.
- ^ « Картина «Иван Грозный» повреждена в России в результате нападения с применением водки» . Нью-Йорк Таймс . 27 мая 2018 года . Проверено 26 ноября 2021 г.
- ^ «Чернобыль» . Художественные бумаги . 17 июля 2019 года . Проверено 18 ноября 2021 г.
- ^ "Британника - Федор I". Британская энциклопедия .
- ^ Перри, Морин; Павлов, Андрей (2014). Иван Грозный . Хобокен: Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-317-89468-1 . OCLC 884014235 .
- ^ Likhachyov, Nikolay (1903). Дело о приезде в Москву А. Поссевино [ The case of A. Possevino's arrival in Moscow ] (in Russian). Saint Petersburg. p. 58.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ "Московский летописец" [Moscow chronicle]. Complete Collection of Russian Chronicles (in Russian). Vol. 34. Moscow. 1978. p. 228 . Retrieved 18 November 2021 .
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ "Пискаревский летописец" [Piskarevsky chronicle]. Complete Collection of Russian Chronicles (in Russian). Vol. 34. Moscow. 1978. p. 195 . Retrieved 18 November 2021 .
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б "Мазуринский летописец" [Mazurin chronicle]. Complete Collection of Russian Chronicles (in Russian). Vol. 31. Moscow. 1978. p. 142 . Retrieved 18 November 2021 .
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Timofeev Ivan (1951). Временник Ивана Тимофеева [ Annals of Ivan Timofeev ]. Publishing house of the USSR Academy of Sciences. p. 182.
- ^ Jacques, Margeret ; Nikolaevich, Ilya (1986). Состояние Российской империи и Великого княжества Московского [ State of the Russian State and the Grand Duchy of Moscow in 1606 ] (in Russian). Leningrad. p. 232.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Zabelin Ivan (1901). Домашний быт русских цариц в XVI-XVII столетиях [ Household life of Russian queens in the XVI-XVII centuries ] (in Russian). Moscow. p. 515. ISBN 978-5-373-07405-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Possevino, Antonio (1983). Исторические сочинения о России XVI в [ Historical writings about Russia in the 16th century ] (in Russian). Moscow: Moscow University Publishing House . Retrieved 18 November 2021 .
- ^ Karamzin, Nikolay . "9". Продолжение царстования Иоанна Грозного. Г. 1577–1582 [ Continuation of the reign of Ivan the Terrible. 1577–1582 ]. History of the Russian State (in Russian). Vol. 9.
- ^ Shcherbatov, Mikhail (1789). "3" (PDF) . История Российская с древнейших времен . Vol. 5. pp. 120–126 . Retrieved 18 November 2021 .
- ^ Klyuchevsky, Vasily . Курс русской истории [ A History of Russia ] (in Russian). Saint Petersburg.
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]- Ярмолинский, Авраам (2016). Дорога к революции: век русского радикализма . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-63854-6 .
- Kel'ner, Viktor Efimovich (2015). 1 marta 1881 goda: Kazn imperatora Aleksandra II (1 марта 1881 года: Казнь императора Александра II) . Lenizdat. ISBN 978-5-289-01024-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ольга Лясковская (Olga Lyaskovskaya). "К истории создания картины И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»" [On the history of the painting by I.E. Repin " Ivan the Terrible and His Son Ivan on 16 November 1581 "]. cont.ws (in Russian) . Retrieved 18 November 2021 .
- Алена Эсаулова (Alena Esaulova). "Илья Ефимович Репин – «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года»" [Ilya Efimovich Repin – " Ivan the Terrible and His Son Ivan on 16 November 1581 "] (in Russian) . Retrieved 18 November 2021 .