Чжан Сяньчжун
Чжан Сяньчжун Чжан Сяньчжун | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Император династии Си | |||||||||||||||||
Царствование | 1644–1647 | ||||||||||||||||
Рожденный | 18 сентября 1606 г. | ||||||||||||||||
Умер | 2 января 1647 г. | (40 лет)||||||||||||||||
Супруг | Леди Чен (дочь Чэнь Яня) | ||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
Династия | Си | ||||||||||||||||
Тюлень [ примечание 1 ] |
Чжан Сяньчжун | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | Чжан Сяньчжун | ||
Упрощенный китайский | Чжан Сяньчжун | ||
|
Чжан Сяньчжун (張獻忠 или Чанг Сянь-чжун ; 18 сентября 1606 - 2 января 1647), любезное имя Бинву (秉吾), художественное имя Цзинсюань (敬軒), был китайским крестьянским лидером, возглавившим крестьянское восстание из Яньань Вэй. , Шэньси (ныне Юлинь , провинция Шэньси ) во времена Переход Мин-Цин . Он завоевал Сычуань в 1644 году и назвал себя королем, а затем императором. [ 2 ] династии Си . Его правление в Сычуани было недолгим, и он был убит вторгшейся армией Цин . Его обычно связывают с резней в Сычуани, опустошившей регион. [ 3 ] [ 4 ] Однако масштабы его убийств оспариваются. [ 5 ]
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Чжан родился в Люшуцзяне (柳树涧; буквально «ивовый источник», современный Динбянь , провинция Шэньси ) в бедной семье. Его описывали как высокого роста, с желтым цветом лица и «тигровым подбородком» ( 虎頷 ), поэтому он получил прозвище «Желтый тигр». [ 6 ] [ 7 ] Он служил в армии Мин и во время службы был приговорен к смертной казни за нарушение военных правил, но получил отсрочку после вмешательства старшего офицера, который был впечатлен его внешностью.
Как лидер повстанцев
[ редактировать ]К концу правления династии Мин в различных частях Китая вспыхнули засуха, голод и эпидемии. В конце 1620-х годов крестьяне в Шэньси восстали, сопротивляясь попыткам правительства Мин собрать зерно и налоги. Они объединились в повстанческие армии, называемые «бродячими бандитами» ( liúkòu 流寇) из-за их высокой мобильности, и распространились на другие части Китая. [ 8 ] Чжан дезертировал из армии, присоединился к повстанческим силам в округе Мичжи в 1630 году и зарекомендовал себя как лидер повстанцев, назвав себя Бада Ван (八大王, Восьмой великий король). Его мобильные силы будут совершать рейды вдоль западной окраины Шэньси, быстро грабя и скрываясь в холмах. Позже он переселился в другие провинции, переходя с места на место, совершая набеги на города и поселки. Он неоднократно терпел поражение от сил Мин; Чжан также сдался, когда ему это было целесообразно, например, в 1631 и 1638 годах, но затем позже перегруппировался и возобновил восстание. [ 6 ] [ 9 ] [ 10 ]
В 1635 году он присоединился к более крупной конфедерации бандитов, в которую входил еще один лидер повстанцев, Ли Цзычэн (позже Ли захватил Пекин и положил там конец правлению Мин). Они опустошили Хэнань и вторглись в Аньхой . После того, как они сожгли родовой храм Мин в Чжунду ( Фэнъян ) в Аньхое и разорили этот район, повстанческие армии распались, и Чжан направился в Хубэй . [ 11 ] В 1637 году, к которому присоединились другие повстанцы, и с армией, достигшей теперь численности в 300 000 человек, он снова двинулся в Аньхой, затем в Цзянсу и почти до Нанкина , вспомогательной столицы Мин. Но там он сразу же потерпел поражение и отступил обратно в Хубэй. В 1638 году он сдался верховному главнокомандующему династии Мин. [ нужны разъяснения ] Сюн Вэньцан ( 熊文燦 ), и ему было разрешено служить региональным командиром Мин. [ 12 ] Однако он нарушил соглашение в 1639 году и восстал, а позже разбил силы Мин во главе с генералом Мин Цзо Лянъюй ( 左良玉 ). В 1640 году он потерпел поражение от Цзо и был вынужден бежать со своими немногими оставшимися последователями в горы Восточного Сычуани. [ 11 ] [ 13 ] В 1641 году он вышел из Сычуани и напал на Сянъян , захватив и казнив там императорского принца. [ 12 ]
В 1643 году он взял Маченг в Хубэе, и после включения городских повстанцев его армия увеличилась примерно до 57 000 человек. [ 14 ] Затем он захватил столицу провинции Учан , убил там императорского принца и провозгласил себя «Си Ван» (королем Запада). Однако вскоре Учан был отбит войсками Мин, и какое-то время Чжан оставался в Чанше, где контролировал большую часть провинции Хунань и часть Цзянси . [ 15 ]
Завоевание Сычуани
[ редактировать ]В 1644 году Чжан решил покинуть Хунань и повел 100-тысячное войско в сторону Сычуани. Его армия подошла к Чунцину с двух направлений и окружила город. После нескольких дней боев его армии удалось пробить дыру в городской стене и 25 июля 1644 года захватили город. [ 15 ] Сообщается, что он отрубил руки защитникам города и убил большое количество людей. [ 9 ]
Завоевание некоторых других частей Сычуани облегчилось после того, как он пообещал не причинять вреда местному населению, если они схватят своих чиновников, овладеют складом и сдадутся без сопротивления. [ 9 ] Он взял Чэнду 9 сентября 1644 года и после этого не встретил реального сопротивления в остальной части Сычуани. Затем он основал двор в Чэнду, который переименовал в Сицзин (西京, Западная столица), и объявил себя королем династии Си (大西王朝, Великая Западная династия). [ 6 ] В 10-м лунном месяце 1644 года он объявил себя императором с царственным титулом Дашун. [ 2 ]
Правило в Сычуани
[ редактировать ]В Сычуани он попытался создать гражданскую администрацию и поначалу получил значительную поддержку. Согласно отчету Габриэля де Магальяйнса , португальского иезуита , который работал в Сычуани с другим иезуитом Лодовико Бульо (но оба настаивали на том, чтобы служить астрономами у Чжана), [ 16 ] «Он начал свое правление с такой щедростью, справедливостью и великолепием, которыми пленил все сердца, что многие мандарины, известные как в гражданских, так и в военных делах, которых скрывал страх, покинули свои укрытия и перебежали на его сторону». [ 15 ]
Однако сопротивление его правлению не прекратилось, и весной 1645 года Чунцин был вновь взят сторонниками Мин. Затем Чжан начал кампанию террора, которая уже шла полным ходом к середине 1645 года, чтобы подавить оставшееся сопротивление в Сычуань. [ 15 ] В ноябре 1645 года, по словам де Магальяйнса, Чжан, услышав, что «против него идет огромная и мощная армия», объявил, что «народ его королевства заключил тайный договор с врагом и задумал восстание; из-за этого он был полон решимости уничтожить всех подозреваемых резисторов». Иезуиты, которые теперь «поняли зло этого человека», сообщили, что, хотя им удалось спасти нескольких взятых в плен своих братьев-иезуитов, остальные были убиты. [ 17 ] Политика террора Чжана усилилась, особенно в 1646 году, после того как он решил покинуть Сычуань. К тому времени правительство Чжана практически распалось, все его главные чиновники, кроме трех, либо покончили жизнь самоубийством, либо были казнены. [ 15 ]
Смерть
[ редактировать ]Маньчжур Айсин Гиоро основал династию Цин в 1636 году и продвинулся через Великую стену после падения династии Мин под натиском повстанцев Ли Цзычэна в 1644 году. В 1646 году Цин послал войска под предводительством Хаогэ, намереваясь атаковать владения Чжана в Сычуань. В октябре 1646 года Чжан решил покинуть Сычуань и направился на свою родину в Шэньси. Однако армия Цин также приближалась из Шэньси, и в январе 1647 года Чжан и силы Цин встретились в Сичуне , где Чжан разбил лагерь, и он был убит в столкновении. [ 18 ] По одной из версий, его предал один из его офицеров, уроженец Сычуани по имени Лю Цзинь-чжун (Лю Цзиньчжун), который возмущался его политикой террора в Сычуани. Чжан был предупрежден об их присутствии и решил противостоять им всего с 8-10 мужчинами. [ 19 ] Лю указал Чжану на Цин, когда Чжан выбежал из своей палатки, узнав о предательстве, а затем был застрелен опытным маньчжурским лучником. [ 20 ] [ 21 ] В «Проекте истории Цина» о его смерти рассказывается совершенно другое описание и говорится, что он был убит Обои во время битвы. [ 22 ]
Разрушение Сычуани
[ редактировать ]События, связанные с правлением Чжана, а затем опустошили Сычуань, где он, как говорят, «участвовал в одном из самых ужасающих геноцидов в имперской истории». [ 23 ] В различных отчетах приводились мрачные истории о его убийствах и свежеваниях. Согласно Шу Би ( 蜀碧 ), описанию резни XVIII века, после каждой резни головы или черепа собирали и складывали в несколько больших куч, руки клали в другие большие кучи, а уши и носы - в другие. больше груд, чтобы Чжан мог вести подсчет своих убийств. [ 24 ] Говорят, что в одном случае он организовал имперский экзамен якобы для набора ученых для своей администрации, но все кандидаты, которых насчитывалось много тысяч, были убиты. [ 25 ] В другом рассказе говорится, что в знак благодарности за выздоровление после болезни он отрезал ноги многим женщинам. Отрезанные ступни были сложены в две кучки, а сверху лежали ноги его любимой наложницы, чьи ступни были необычно маленькими. Эти две стопки ног затем облили маслом и подожгли, чтобы они стали тем, что он называл «небесными свечами». [ 20 ]
Сообщается, что он приказал продолжить массовые убийства, прежде чем покинуть Чэнду раньше, чем армии Цин. [ 18 ] Резня, последующий голод и эпидемия, нападения тигров, а также людей, спасающихся от беспорядков и армий Цин, привели к крупномасштабной депопуляции Сычуани. Считается, что наиболее пострадавшими районами являются Чэнду и окружающие его округа (в основном на равнине Чэнду ), а также места на пути отступления Чжана из Чэнду в Шэньси. [ 26 ]
Стела семи убийств
[ редактировать ]Популярный рассказ о его жизни гласит, что он воздвиг в , которая Чэнду стелу стала известна как Стела семи убийств ( 七殺碑 ), со следующей надписью: [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ]
Все вещи рождены, чтобы питать людей |
Небеса порождают бесчисленное множество вещей для воспитания человека. |
Однако есть серьезные сомнения в точности этой версии. В 1934 году миссионер нашел стелу, предположительно именно эту: на ее оборотной стороне имеется добавленная надпись генерала Южного Мина, посвященная многочисленным жертвам Чжана, чьи кости он собрал и похоронил в 1646 году. [ 30 ] [ 31 ] Если первые две строки стихотворения на этой стеле похожи, то строка о семи убийствах на этой стеле отсутствует. Вместо этого настоящая строка гласит: «Духи и боги знают, поэтому подумайте об этом и исследуйте себя» (鬼神明明,自思自量). [ 30 ] [ 32 ] Поэтому многие считали эту историю искажением эпохи Цин. [ 5 ] [ 27 ] [ 33 ]
Летальные исходы
[ редактировать ]Фактическое количество людей, убитых Чжаном, неизвестно и оспаривается. Официальная история династии Мин Мин Ши зафиксировала цифру в 600 миллионов смертей из-за деятельности Чжана, что является очевидным преувеличением, поскольку общая численность населения Китая в то время составляла менее 150 миллионов человек, а возможно, намного меньше. [ 34 ] [ 35 ] По оценке современного историка, «число погибших, по слухам, было огромным, возможно, один миллион из общего населения провинции в три миллиона человек, прежде чем он в конечном итоге был убит маньчжурами». [ 36 ] Сочетание смертей в результате массовых убийств и других причин, а также бегства людей из провинции привело к резкому сокращению населения Сычуани. По оценкам, население сократилось на целых 75%, при этом в Сычуани осталось менее миллиона человек, большинство из которых были сосредоточены в периферийных районах. [ 37 ] По последним данным переписи населения провинции Сычуань в эпоху династии Мин в 1578 году (более чем за 60 лет до того, как Чжан въехал в Сычуань), численность населения составляла 3 102 073 человека. Однако к 1661 году в Сычуани было зарегистрировано только 16 096 взрослых самцов, и, как говорят, Чэнду превратился в настоящий город-призрак, часто посещаемый тиграми. [ 38 ] Более поздние данные по Сычуани относятся к 1720-м годам, то есть более чем через 70 лет после смерти Чжана и спустя много времени после начала переселения Сычуани, и было зарегистрировано 634 802 домашних хозяйства (которые, по одной из оценок, составляют около 2,5 миллионов человек). [ 15 ]
Многие, хотя и признают совершенные массовые убийства, не верят, что Чжан несет ответственность за большую часть демографического коллапса в Сычуани, и считают, что самые большие потери произошли после его смерти из-за продолжающихся беспорядков, голода и болезней. [ 15 ] [ 18 ] Некоторые утверждали, что, хотя очень многие из них умерли, Сычуань не стал фактически обезлюдевшим, как зафиксировано. [ 15 ] Некоторые современные китайские историки считали его протореволюционером. [ 20 ] утверждая, что сообщения о массовых убийствах были преувеличены или были совершены другими, включая армии Цин, что его жертвами были дворяне династии Мин, богатые землевладельцы и другие « контрреволюционные » элементы, и что его отвратительная репутация была результатом «клеветы Цин». и «реакционная пропаганда». [ 5 ] [ 39 ] [ 40 ]
Последствия
[ редактировать ]Прежде чем покинуть Сычуань, Чжан разделил свои силы на четыре дивизии, каждую из которых возглавил один из четырех генералов ( Ли Динго , Сунь Кэван, Лю Вэньсю, Ай Нэнци). Эти остатки его армии, а также сторонники Мин удержались в Сычуани, Юньнани и Гуйчжоу после смерти Чжана, и большая часть Сычуани перешла под контроль Цин только примерно через дюжину лет, и боевые действия закончились только окончательно. в восточной части Сычуани в 1664 году. [ 18 ]
Переселение Сычуани
[ редактировать ]Чтобы заполнить обезлюдевшие районы Сычуани, во времена династии Цин была начата масштабная программа переселения, которая началась примерно в 1670 или 1671 году и продолжалась более двух столетий. Миллионы людей из Хубэя , Фуцзянь , Цзянси , Гуандуна , Шэньси и других провинций были переселены в Сычуань. [ 38 ] [ 41 ] Некоторые из первых иммигрантов были теми, кто вернулся после бегства из Сычуани (включая предков китайского лидера Дэн Сяопина ), но некоторые также подверглись принуждению. [ 42 ] Большое количество мигрантов прибыло из Хугуана описал миграцию (ныне Хубэй / Хунань), поэтому ученый XIX века Вэй Юань как « Хугуан, заполняющий Сычуань ». Сообщается, что к 1720-м годам 70–80% населения Сычуани были некоренными, а столетие спустя - целых 85%. [ 37 ] [ 43 ]
Современные ссылки
[ редактировать ]В 2021 году, после нескольких последовательных случайных убийств в Китае, Чжан Сяньчжун стал популярным как политический символ и интернет-мем в китайском Интернете, используемый для обозначения нападавших-самоубийц , которые отчаянно нуждались в обществе , и подразумевал ожидание « акселерационизма ». [ 44 ] [ 45 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хо Хунвэй «Исследование денег, вознаграждающих западного короля в Национальном музее Китая» (PDF) (на китайском языке).
- ^ Jump up to: а б Чэн Гу (2019). «Глава 6». Скрытая земля: гарнизонная система и династия Мин (иллюстрированное ред.). Рутледж. ISBN 978-1000711004 .
- ^ «Скелеты жертв резни, обнаруженные на стройке» . Шанхайская звезда . 11 апреля 2002 г. Архивировано из оригинала 22 апреля 2006 г.
- ^ « , в Чэнду раскопаны десять тысяч человеческих костей Резня Чжан Сяньчжуна в Сычуани» не сфабрикована . »
- ^ Jump up to: а б с Ху Чжаоси (1979). Расследование убийства Шу Чжан Сяньчжуном [ Исследование резни в Сычуани, устроенной Чжан Сяньчжуном ].
- ^ Jump up to: а б с Хаммел, Артур В. старший , изд. (1943). . Выдающиеся китайцы периода Цин . Типография правительства США .
- ↑ Мин Ши Исходный текст: У Сяньчжуна желтое лицо, длинное тело и тигриная челюсть, его прозвище — Хуан Ху.
- ^ Чо-Юнь Сюй (2006). Реки во времени: культурная история Китая . Издательство Колумбийского университета. п. 383. ИСБН 978-0-231-15921-0 .
- ^ Jump up to: а б с Ким Хантер Гордон, Джесси Уотсон (2011). Чунцин и Три ущелья . Ким Хантер Гордон. стр. 60–61. ISBN 978-7-5022-5215-1 .
- ^ Роджер Де Форж (2003). Культурная центральность и политические изменения в истории Китая: Северо-Восточная Хэнань в эпоху падения Мин . Издательство Стэнфордского университета. п. 59. ИСБН 0804740445 .
- ^ Jump up to: а б Марвин К. Уайтинг (2002). Военная история императорского Китая: 8000 г. до н.э. – 1912 г. н.э. Пресс-клуб Писателей. стр. 457–462. ISBN 0-595-22134-3 .
- ^ Jump up to: а б Уильям Этвелл (1988). Фредерик В. Моут , Денис Твитчетт (ред.). Кембриджская история Китая . Том. 7: Династия Мин, 1368–1644, Часть 1. стр. 630–631. ISBN 978-0521243322 .
- ^ Питер Лорге (2005). Война, политика и общество в Китае раннего Нового времени, 900–1795 гг . Рутледж. п. 145. ИСБН 0-415-31690-1 .
- ^ Роу, Уильям Т. (2006). Багровый дождь: семь веков насилия в китайском округе . Издательство Стэнфордского университета. стр. 139–140. ISBN 978-0804754965 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Джеймс Б. Парсонс (май 1957 г.). «Кульминация китайского крестьянского восстания: Чжан Сянь-чжун в Сычуани, 1644–46». Журнал азиатских исследований . 16 (3). Ассоциация азиатских исследований: 387–400. дои : 10.2307/2941233 . JSTOR 2941233 . S2CID 162377335 .
- ^ Лиам Мэтью Броки (2007). Путешествие на Восток: Иезуитская миссия в Китай, 1579–1724 гг . Издательство Гарвардского университета. п. 110. ИСБН 978-0-674-03036-7 .
- ^ «Биография Фернандеса Кая, Антониу (1620–1670)» . Круглый стол Риччи. Архивировано из оригинала 8 сентября 2006 года.
- ^ Jump up to: а б с д Инцун Дай (2009). Граница Сычуани и Тибет: имперская стратегия в раннем Цин . Вашингтонский университет Press. стр. 16–22. ISBN 978-0-295-98952-5 .
- ^ Своп, Кеннет (2018). По следу желтого тигра: война, травмы и социальные потрясения на юго-западе Китая во время перехода Мин-Цин (иллюстрированное издание). Университет Небраски Пресс. стр. 133–134. ISBN 978-0803249950 .
- ^ Jump up to: а б с Ким Хантер Гордон, Джесси Уотсон (2011). Чунцин и Три ущелья . Ким Хантер Гордон. п. 61. ИСБН 978-7-5022-5215-1 .
- ^ Парсонс 1957 , с. 399.
- ↑ Черновик истории Цин , том 4, «Анналы Шуньчжи 1»: «В день цзиси одиннадцатого месяца третьего года Шуньчжи [2 января 1647 года] армия Хуге достигла южных регионов [Китая]. В то время Чжан Сяньчжун [удерживал] линию укреплений в Сичонге . Обои и другие вместе двинулись в атаку и разгромили [повстанцев], обезглавив [Чжана] Сяньчжуна на поле боя. Затем они разделили свои силы, чтобы атаковать оставшихся бандитов. «Захватив более 130 [вражеских] лагерей/батальонов». Чонг, Аобай и другие атаковали одновременно, нанесли им сильное поражение, убили Сянь Чжунчжуна в строю и разделили свои войска, чтобы атаковать оставшихся воров. Они разгромили более 130 батальонов и. Сычуань была сровнена с землей.
- ^ Роу, Уильям Т. (2006). Багровый дождь: семь веков насилия в китайском округе . Издательство Стэнфордского университета. п. 141. ИСБН 978-0804754965 .
- ↑ Шу Би Оригинальный текст: Каждый раз, когда воры убивают одну группу, отмечайте количество убитых и складывайте их в бамбуковый сад. Здесь много груд человеческих голов, много груд человеческих рук и много груд человеческих ушей и носов. Куда бы вы ни пошли, все записывается.
- ^ Юрий Сосны (2012). Вечная империя: политическая культура Древнего Китая и ее имперское наследие . Издательство Принстонского университета. п. 157. ИСБН 978-0691134956 .
- ^ Инцун Дай (2009). Граница Сычуани и Тибет: имперская стратегия в раннем Цин . Вашингтонский университет Press. стр. 18–19. ISBN 978-0-295-98952-5 .
- ^ Jump up to: а б Понижение (2010). Проблемы модернизации в Китае . Издательство Showway, стр. 44 . 9789862216378 .
- ^ Винсент Ю-Чунг Ши, Ю-Чунг Ши (1967). Идеология тайпинов: ее источники, интерпретации и влияние . Вашингтонский университет Press. ISBN 0-295-95243-1 .
- ^ Р. Дж. Раммель (1994). «Глава 3: Геноцид до 20 века» . Смерть от правительства . Издатель транзакций. ISBN 1-56000-927-6 .
- ^ Jump up to: а б Донниторн, В.Х. (1938). «Чанг Сянь-Чонг и темные века» (PDF) . Западно-Китайские миссионерские новости . XL (7–8): 229–243.
- ^ Ян, Южная Каролина (1933–1934). «Революция в Сычуани, 1911–1912» . Журнал Общества исследования границ Западного Китая . Напечатано издательством United Church of Canada Mission Press. Чэнту: Общество исследования границ Западного Китая: 88.
- ↑ Надпись гласит: На небесах есть все вещи и люди, но люди не имеют ничего общего с небом. Призраки и боги понятны, подумайте о себе. На реверсе находятся надписи Ян Чжаня (Ян Чжань) под названием «Могила десяти тысяч человек» (十万重), в которых описывается его горе при виде останков резни, поэтому он приказал их собрать и похоронить.
- ^ «Маньчжурская династия Цин. Часть I. Политический, социальный, культурный и исторический анализ Китая» . www.mperialchina.org .
- ↑ Мин Ши Исходный текст: Заслуги генерала выражаются в том, сколько людей он убил. Всего было убито 60 000 мужчин и женщин. Это странно.
- ^ Диллон, Майкл (1998). Китай: Культурно-исторический словарь . Рутледж. стр. 41–42. ISBN 978-0700704392 .
- ^ Диллон, Майкл (1998). Китай: Культурно-исторический словарь . Рутледж. п. 379. ИСБН 978-0700704392 . из Дж. Б. Парсонса, Крестьянские восстания поздней династии Мин (University of Arizona Press). 1970 год
- ^ Jump up to: а б Уильям Т. Роув (2002). Уиллард Дж. Петерсон (ред.). Кембриджская история Китая . Том. 9: Династия Цин, Часть 1: До 1800 г., стр. 481–482. ISBN 0-521-24334-3 .
- ^ Jump up to: а б Инцун Дай (2009). Граница Сычуани и Тибет: имперская стратегия в раннем Цин . Вашингтонский университет Press. стр. 22–27. ISBN 978-0-295-98952-5 .
- ^ Р. В. Де Форж (февраль 1982 г.). «Рецензии на книгу — Чжунго нонгминь чжанчжэн ши яньцзю [Исследование по истории китайских крестьянских войн]». Журнал азиатских исследований . 41 (2). Ассоциация азиатских исследований: 350–352. дои : 10.2307/2054975 . JSTOR 2054975 .
В своем крупном исследовательском эссе Ху Чжаоси оспаривает распространенное мнение о том, что Чжан Сяньчжун обезлюдел Сычуань. Многие отчеты преувеличивали число убитых, устраивали несуществующую резню, подделывали знаменитую стелу с «семи убийствами», игнорировали тот факт, что большинство жертв Чжана были дворянами династии Мин, богатыми землевладельцами и другими «контрреволюционными» элементами, и скрывали, что Чжан находился в провинции всего три года, в то время как армии Южного Мина, Цин и У Санги опустошали эту территорию двадцать четыре года.
- ^ Роберт Эрик Энтенманн (1982). Переселение и расселение в Сычуани, 1644–1796 гг . Гарвардский университет. п. 35.
- ^ Бингди Хэ (1959). Исследования населения Китая, 1368–1953 гг., Том 4 . Издательство Гарвардского университета. стр. 139–141. ISBN 0-674-85245-1 .
- ^ Инцун Дай (2009). Граница Сычуани и Тибет: имперская стратегия в раннем Цин . Вашингтонский университет Press. стр. 24–26. ISBN 978-0-295-98952-5 .
- ^ Уильям Т. Роу (2009). Последняя империя Китая: Великая Цин . Издательство Гарвардского университета. п. 92. ИСБН 978-0-674-03612-3 .
- ^ «Почему интернет-мем «Чжан Сяньчжун» был запрещен во всем Интернете после многочисленных случайных случаев причинения вреда людям? " . Initium Media . 22 июня 2021 года. Архивировано из оригинала 29 июня 2021 года . Проверено 22 июня 2021 года .
- ^ Ху Бугуй (16 июля 2021 г.). «От «ускориться», «лежать» до «сяньчжунсюэ»: политический сленг исчезает один за другим под действием системы цензуры» . ПОЧЕМУ (на китайском (Китай)). Архивировано из оригинала 10. Июнь 2022 г. Проверено 11 ноября 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лю Сяньтин Лю Сяньтин, Гуанъян зацзи Гуанъян Разные заметки (на китайском языке)
- ( История на Мин ) китайском языке
- Пэн Цзунси Пэн Цзунси (18 век), Шу Би 蜀比 (на китайском языке)
- Хэ, Руй Хэ Руй (2002), Чжан Сяньчжун цзяо Сычуань шилу Записи о разрушении Сычуани Чжан Сяньчжуном [ Записи о разрушении Сычуани Чжан Сяньчжуном ], Чэнду: Издательство Ba-Shu Shushe Bashu, ISBN 978-7-80659-327-1 . (на китайском языке)
- Цюрхер, Эрик (2002), «В логове желтого тигра: Буглио и Магальяйнс при дворе Чжан Сяньчжуна, 1644–1647», Monumenta Serica , 25 : 355–72, doi : 10.1080/02549948.2002.11731381 , JSTOR 40727504 , S2CID 192894359 . – через JSTOR (требуется подписка)
- Хаммел, Артур В. старший , изд. (1943). . Выдающиеся китайцы периода Цин . Типография правительства США .