Дебаты Латке-Хаманташ
Дебаты Латке -Хаманташ — это намеренно юмористические академические дебаты об относительных достоинствах и значении этих двух блюд ашкеназской еврейской кухни . Дебаты зародились в Чикагском университете в 1946 году. [1] и с тех пор проводится ежегодно. Последующие дебаты прошли в нескольких других университетах. В дискуссии, проходившей в формате симпозиума , приняли участие бывший президент Чикагского университета Ханна Холборн Грей , философ Марта Нуссбаум , бывший Совета экономических консультантов председатель Остан Гулсби , Нобелевской премии лауреаты Милтон Фридман , Джордж Стиглер , Леон М. Ледерман. и эссеист Аллан Блум . В 2005 году был опубликован сборник дискуссий, которые так и не были выиграны.
Предыстория и история [ править ]
Латке блинов , – это разновидность картофельных которые традиционно едят во время еврейского праздника Ханука . Жареные в масле латкесы напоминают о праздничном чуде, когда масло, потребленное за один день, освещало храм в течение восьми дней. Хаманташен — треугольные пирожки из пшеничной муки со сладкой начинкой, которые традиционно едят в праздник Пурим . Они представляют собой уши или треуголку Амана, злодея из истории Пурима в библейской книге Эстер .
Дебаты об их относительных достоинствах впервые состоялись зимой 1946 года в здании отделения Фонда «Гилель» Чикагского университета , спонсируемом раввином Морисом Пекарским. [2] В дебатах приняли участие лауреаты Нобелевской премии и стипендиаты гранта Макартура . [3] После дебатов оба продукта обычно подаются на приеме, предлагая участникам дебатов и слушателям возможность оценить первоисточники . [4]
В Чикагском университете дебаты модерировал профессор философии Тед Коэн более 25 лет, вплоть до его смерти в марте 2014 года. [5] [6] В Чикагском университете соблюдаются несколько давних обычаев: в аргументах рекомендуется использовать специфический технический язык своей дисциплины, участники должны представить себя в академических регалиях , в число участников дебатов должен входить хотя бы один нееврей, а участники дебатов должны быть в академических регалиях. должно быть, получил докторскую степень. или эквивалентная ученая степень. [7] Однако на 77-х дебатах в Чикагском университете 24 марта 2024 года Терри Джонсон, один из участников дебатов, спорил только со степенью магистра химического машиностроения, став первым человеком, не имеющим доктора философии. проведение ученого для обсуждения. [8]
Комментарий [ править ]
События вызвали комментарии ряда людей. Аарон Дэвид Миллер , который был мирным переговорщиком между израильскими и палестинскими властями, отметил, что критической особенностью дебатов является то, что они неразрешимы, но это событие «просто слишком важно, чтобы от него отказываться». [9] Обсуждая первоначальную цель мероприятия в Чикагском университете, Рут Фредман Чернеа заметила, что научная жизнь не поощряет исследование еврейских традиций и не способствует этническим отношениям между студентами и преподавателями: «мероприятие предоставило преподавателям редкую возможность раскрыть свою скрытую еврейскую душу и высмеивать высокую серьезность повседневной академической жизни». [4] [10] Говоря о практическом плане, Чернеа заметил, что экзамены и курсовые работы вызовут стресс у студентов и что это мероприятие поможет снизить такое напряжение к концу осени. [11] Она также утверждала, что дебаты отражают широкие этнические изменения в Соединенных Штатах, когда они были основаны, и представляют собой постепенную интеграцию. [11]
дебаты Известные аргументы и
Участники дебатов представляют ряд академических дисциплин. Некоторые из записей описаны ниже:
- Тед Коэн завершил анализ того, как правильные философские рассуждения могут привести человека к латке, объяснив: «Мир без хаманташена был бы жалким миром. Мир без хаманташена мог бы быть невыносимым. Но мир без латкес немыслим». [12]
- Ханна Грей обсуждала молчание Макиавелли по этому поводу; отмечая, что «Молчание мудрого человека всегда имеет смысл», [13] она приходит к выводу, что Макиавелли был евреем, и, как все мудрые люди, за латке. [1]
- Исаак Абелла , профессор физики, утверждает: «Что лучше: Латке или Хаманташ?» — это недопустимый вопрос, поскольку он не обладает необходимым свойством универсальности, является культурно предвзятым, предполагает гендерную специфику, демонстрирует географический шовинизм и апеллирует к особым интересам. [1]
- Майкл Сильверстайн , профессор антропологии, лингвистики и психологии, утверждал, что не простое совпадение то, что английский перевод букв на дрейдле означает TUMS . Он приводит это как свидетельство того, что «Бог может играть в кости со вселенной, но не с лукшен куглом г-жи Шмаловиц и особенно с ее латкес и хомнташен». [1]
- Профессор Венди Донигер из школы богословия в тщательно снабженной сносками статье, озаглавленной «Архетипический хаменташ: феминистская мифология», утверждает, что хаменташен являются эквивалентом утробы, и им поклонялись в ранних матриархальных обществах. [14]
- В ходе дебатов в Массачусетском технологическом институте Роберт Дж. Силби, декан его научной школы, процитировал Google, который выдал 380 000 результатов по запросу «latke» и только 62 000 по запросу «hamantaschen». Силбей также утверждал, что латкес, а не хаменташен, — это темная материя, которая, как считается, составляет более 21 процента массы Вселенной.
- Аллан Блум отметил возможный сговор с участием компании Manischewitz и школы бизнеса Чикагского университета . [3]
- В статье экономиста Милтона Фридмана обсуждались «Латке и Хаманташ на пятидесяти ярдовой линии». [15]
- Адвокат по уголовным делам и профессор Алан Дершовиц во время дебатов в Гарвардском университете обвинил латке в усилении зависимости США от нефти. [16]
- Дебаты в Гарвардском университете в 2007 году были представлены [ нужны дальнейшие объяснения ] профессора Стивен Пинкер и Алан Дершовиц . [17]
- В ходе пятых дебатов в Университете Джонса Хопкинса в декабре 2010 года профессора Джонатан Фломбаум и Холлис Роббинс обосновали преимущества латке на семиотических и философских основаниях, опираясь на мнения Спинозы и Жака Деррида, латке которые подчеркивали отличие и утверждали, что ее радостная неоднородность сделала его лучшая праздничная еда. [18] [19]
- В ходе дебатов 2011 года в Массачусетском технологическом институте физик элементарных частиц Аллан Адамс представил предварительные данные БАК — коллайдера Латке-Хаманташ — предположительно доказывающие теорию Латке. [20] [ нужна ссылка ]
- Будучи президентом Принстонского университета, Гарольд Тафлер Шапиро доказывал превосходство hamentaschen, указывая на эпикурейское значение «съедобного треугольника» в свете литературного «эдипального треугольника». [ нужна ссылка ]
- В ходе памятных дебатов в начале 1970-х годов на Пуримской вечеринке в синагоге Клэнтон-Парк в Торонто, Канада, адвокаты Аарон Вайнсток и Мейер Фельдман, дебатировавшие в официальных юридических одеждах и париках, спорили с большим весельем. Результатом стала ничья. [21]
- В дебатах, касающихся закона, участники цитировали мнение большинства судьи Блэкмуна по делу « Округ Аллегейни против ACLU» , в котором говорилось: «Также существует традиция подавать на Хануку картофельные оладьи или другие жареные блюда, потому что масло, на котором они жареные – это, по традиции, напоминание о чуде Ханукки». [22] [23] Верховный суд не дал такого признания хаманташу.
- в 2014 году В дебатах в Чикагском университете участвовал профессор химии Аарон Диннер, который с точки зрения энергоэффективности утверждал, что латке в восемь раз более экономичен, чем хаманташ. [24] [25]
- Идишист и профессор информатики Рафаэль Финкель отметил, что в раввинистической литературе есть обширные галахические дискуссии о латкес, но почти нет упоминаний о хаманташене. [26]
- Из-за близости к Песаху даты дебатов 2012 года в колледже Святой Марии в Мэриленде профессор Джош Гроссман первоначально принял третью сторону в дебатах: мацу . После дальнейшего размышления он сразу же уступил. [27]
Дебаты в других учреждениях [ править ]
Дебаты Латке-Хаманташ проводились в нескольких других университетах и учреждениях, в том числе:
- Денверский университет [28]
- Университет Брандейса [29]
- Университет Висконсина [30]
- Мичиганский университет [31]
- Гарвардский университет [16]
- Массачусетский технологический институт [32]
- Принстонский университет
- Уильямс Колледж [33]
- Университет Миннесоты [34]
- Гора Холиок [35]
- Массачусетский университет [36]
- Высший богословский союз [37]
- Боудинский колледж [38]
- Университет Коннектикута [39]
- Суортморский колледж [40]
- Еврейский общинный центр (ЕОЦ) - Краков, Польша. Архивировано 20 февраля 2019 г. в Wayback Machine. [41]
- Университет Южной Флориды - программа USF «Гилель»
- Мемориал Макса Тиктина Дебаты Латке-Хаманташен - Центр еврейских исследований, Вашингтон, округ Колумбия [42]
Сноски [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Приверженность своим каламбурам» . Журнал Чикагского университета . 98 (2). Декабрь 2005 года . Проверено 26 ноября 2014 г.
- ^ Чернеа, Рут Фредман, изд. (2006). Великий Латке-Хаманташский спор . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. XIX-XI. ISBN 0226100235 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Окрент, Арика (8 декабря 2012 г.). «8 великих аргументов из дебатов Латке-Хаменташ» . Ментальная нить . Проверено 26 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Приверженность своим каламбурам» . Чикагского университета Журнал . Проверено 8 октября 2009 г.
- ^ Чолк, Сэм. «Латке или Хаманташ? Профессора Чикагского университета обсуждают превосходство еврейской еды» . ДНКИнформация . Архивировано из оригинала 19 декабря 2014 года . Проверено 26 ноября 2014 г.
- ^ О'Доннелл, Морин (24 марта 2014 г.). «Тед Коэн, профессор философии Чикагского университета, серьезно относящийся к юмору» . Чикаго Сан-Таймс . Проверено 26 ноября 2014 г.
- ^ Цернеа , стр. XXI.
- ^ «Может ли ИИ разрешить дебаты Латке-Хаманташа? | Новости Чикагского университета» . 12 марта 2024 г.
- ^ Розенберг, Яир (21 февраля 2013 г.). «Эпическая продовольственная битва иудаизма» . Планшетный журнал . Проверено 27 ноября 2014 г.
- ^ Глюк, Роберт (13 декабря 2011 г.). «Латке или Хаманташ? Дебаты продолжаются» . JNS.org . Новости евреев и Израиля . Проверено 27 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лернер, Саул (зима 2007 г.). «Великие дебаты Латке-Хаманташ (обзор)». Шофар: Междисциплинарный журнал иудаики . 25 (2): 221–224. дои : 10.1353/шо.2007.0036 . S2CID 143517216 .
- ^ Коэн, Тед. «Отрывки из Великого спора Латке-Хаманташ» . Издательство Чикагского университета . Проверено 27 ноября 2014 г.
- ^ Лео Штраус, Мысли о Макиавелли (Чикаго: University of Chicago Press, 1958), стр. 35
- ^ Цернеа , стр. 189.
- ^ Цернеа , стр. 71.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Латкес против Хаманташена: Обещанная еда» . Проверено 23 мая 2008 г.
- ↑ Веб-сайт лекций Стивена Пинкера. Архивировано 20 февраля 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Роббинс, Холлис (21 февраля 2013 г.). «Латке Хаманташен Дебаты» .
- ^ «Декабрь в Хопкинсе» . Буфет Блю Джей . Архивировано из оригинала 19 декабря 2014 года . Проверено 15 января 2015 г. ]
- ^ «Латке против Хаменташена: Великие дебаты 2011 | MIT Hillel» . Hillel.mit.edu . Проверено 19 сентября 2015 г.
- ^ «Ханука в Канаде» . Канадская энциклопедия .
- ^ Блэкмун, Гарри. «Округ Аллегейни против ACLU 492 US 573 (1989): Дело» . Джастиа Верховный суд США . Юстиа . Проверено 27 ноября 2014 г.
- ^ Вилгорен, Джоди (25 ноября 2005 г.). «Такой шум и ярость! Традиция! Эйнштейны в пищевой борьбе слов» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 27 ноября 2014 г.
- ^ Дехтяр, Соня; Соломон, Ли; Либенсон, Дажниэль. «Вековые дебаты снова сбивают с толку экспертов на дебатах Латке-Хаманташ Университета К. Гиллеля» . Еврейский объединенный фонд . Проверено 27 ноября 2014 г.
- ^ Абоуд, Мэри (14 ноября 2014 г.). «68-е дебаты Латке-Хаманташ назначены на 25 ноября» . Новости Чикаго . Чикагский университет . Проверено 27 ноября 2014 г.
- ^ «Ритуальный забой латке» .
- ^ «Адлер и Рабиновиц жестоко ссорятся из-за Латке, Хаманташена» . Архивировано из оригинала 4 февраля 2013 г. Проверено 3 апреля 2012 г.
- ^ «Сегодня вечером в Бунтпорте: великие дебаты Хаманташа и Латке вернулись!» . 18 октября 2018 г.
- ^ «латкес против хаманташена поселились» .
- ^ «Слава латке! Ура хаманташу!» . 20 ноября 2014 г.
- ^ Ахтар, Аллана (19 ноября 2013 г.). «Профессора ведут оживленные дебаты о еврейской еде» . Мичиган Дейли . Проверено 22 октября 2015 г.
- ^ «Профессора противостоят Латкесу и Хаманташену» . Проверено 23 мая 2008 г.
- ^ «Доказательство превосходства Хаменташена над Латкесом» .
- ^ «Бред веков: Хаманташ против латке» . Архивировано из оригинала 15 января 2008 г. Проверено 23 мая 2008 г.
- ^ «Дебаты Латке-Хаманташа превращаются в словесную драку за еду» . Архивировано из оригинала 30 апреля 2006 г. Проверено 23 мая 2008 г.
- ^ «Серьезное испытание для беззаботных гуляк Пурима» . 7 марта 2014 г.
- ^ «Дебаты латке-хаманташен в Беркли завершаются ошеломляющим вердиктом» . 21 марта 2014 г.
- ^ «Профессора обсуждают достоинства латкеса, хаманташа» . Проверено 27 февраля 2009 г.
- ^ «Первые ежегодные дебаты ЮКОН Латкес против Хаменташена» . 7 апреля 2015 года . Проверено 7 декабря 2015 г.
- ^ «Дебаты Латке-Хаманташен :: Студенческая жизнь :: Суортморский колледж» . www.swarthmore.edu . 8 июля 2014 года . Проверено 29 марта 2016 г.
- ^ Лорх, Бенджамин (25 июня 2017 г.). «JCC Краковские дебаты Латке-Хаманташ» . Проверено 25 июня 2017 г.
- ^ Шер, Дэниел (28 февраля 2018 г.). «Аманташен? Латкес? Нерешенный спор» . Вашингтонская еврейская неделя . Проверено 22 февраля 2021 г.
Внешние ссылки [ править ]
- История дебатов
- Эрик Зорн , обозреватель Chicago Tribune , выступает на дебатах. Архивировано 20 октября 2006 г. в Wayback Machine.