Прорыв блокады Арики
Прорыв блокады Арики | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть военно-морской кампании Тихоокеанской войны. | |||||||
![]() Корвет Юнион прорывается через блокаду | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() ![]() |
![]() ![]() | ||||||
Сила | |||||||
2 броненосца, 1 транспорт | 2 корвета, 5 сухопутных батарей с 13 орудиями. | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
1 убит, 8 ранен | 9 убитых, 18 раненых |
Прорыв блокады Арики — морское сражение Тихоокеанской войны во время блокады Арики . Разрыв осуществил Мануэль Вильявисенсио , командовавший BAP Unión Перу ВМС . 17 марта 1880 года « Унион» дважды прорвал чилийскую блокаду порта менее чем за 8 часов.
Фон
[ редактировать ]После потери « Уаскара» в битве при Ангамосе Чили завоевала военно-морское господство и начала планировать сухопутную кампанию против Перу.
Чилийская армия высадила свой экспедиционный корпус в Ило и Моллендо, в то время как ее флот блокировал Арику с 28 ноября 1879 года, чтобы помешать перуанскому гарнизону получить подкрепления из Лимы.
К тому времени Перу уже потеряло большую часть своих южных портов, таких как Икике , Ило и Писагуа, но Арика была портом, защищенным тяжелыми орудиями и монитором Манко Капак , служившим плавучей батареей. Морское сражение при Арике капитан чилийского фрегата и командующий блокадой Мануэль Томсон началось в порту 27 февраля 1880 года, когда в бою погиб . Затем порт подвергался бомбардировке с 29 февраля по 6 марта, но без больших потерь. Во время блокады присутствовали нейтральные корабли из других стран, такие как французский Hussard , немецкий SMS Hansa и британские HMS Thetis и HMS Shannon, но они стояли на якоре на безопасном расстоянии от залива, поскольку их задачей было наблюдать за развитием блокады. и бои, которые могут произойти между чилийским флотом и перуанской обороной порта.
Южная экспедиция
[ редактировать ]В первых числах марта 1880 года капитан корабля Мануэль Вильявисенсио был вызван верховным директором Перу Николасом де Пьеролой . Пьерола сказал ему, что необходимо прорвать блокаду Арики и доставить оружие и припасы в гарнизон Арики. Услышав приказ Пьеролы, Вильявисенсио ответил:
Господин президент, в течение последних десяти месяцев на борту «Чалако» я выполнял свои обязанности и сумел уклониться от каждого вражеского военного корабля, встретившегося мне на пути. Теперь, когда я отвечаю за более быстрый корабль, можете быть уверены, если Бог даст, что, несмотря на блокаду, я войду в Арику. Я не могу заверить вас, что вернусь, но я сделаю все, что смогу.
В последующие дни Вильявисенсио погрузил в «Унион» со 190 пуговицами, 5 ящиков с двумя полными пулеметами, 100 ящиков со 100 000 патронов для винтовок Ремингтон и BAP Alianza для усиления ночного наблюдения за заливом, осуществлявшегося до тех пор только боливийской торпедой « Сората» . [ 1 ] 12 марта 1880 года полковник Николас де Пьерола, верховный директор республики, прибыл в Кальяо, чтобы лично попрощаться с командиром Вильявисенсио и командой «Юниона» . В 11:00 «Унион» совершил маневры по отстыковке порта Кальяо, маневрировал между торговыми судами, стоящими на якоре на рейде, направился к острову Сан-Лоренцо , а затем направился на юг. « Унион» приземлился во второй половине дня 14-го числа в Кильке , где, получив новости от PSNC парохода «Мендоса» , во второй половине дня 15 марта продолжил свой путь в Арику.
Они хотели воспользоваться тем, что блокаду Арики выдержали только два корабля: броненосец «Уаскар» и транспорт «Матиас Кусиньо» . Эти корабли плыли по открытому морю ночью и возвращались в порт на рассвете, поэтому они пытались войти в порт на рассвете.
В то же время BAP Talismán отплыл 11 марта 1880 года в Кильку с грузом: 2 ящика с лекарствами, 90 ящиков с 1800 винтовками «Ремингтон» калибра 0,50, 578 ящиков с 500 000 выстрелов для указанных винтовок, 100 ящиков с 200 тысячами выстрелов для калибра Ремингтон. 0,43 дюйма, 2 ящика по 20 тысяч выстрелов для винтовок Винчестера, 4 9-фунтовых пушки Блейкли, 2 гаубицы 12-фунтовки и 24 ящика со снарядами для пушек. В транспорте ехал бригадный генерал Мануэль Бинголеа, который собирался командовать 2-й армией Юга, формировавшейся в Арекипе. Транспорт прибыл в Кильку 14 марта, но командир корабля лейтенант-коммандер Мануэль Карраско решил не высаживаться, когда увидел странные огни, и после военного трибунала решил плыть в Писко и там выгрузил свой груз.
Противоборствующие силы
[ редактировать ]Перу
[ редактировать ]Батареи Арика находились под командованием командующего Арнальдо Панизо и были разделены на наземные, северные и холмистые. Главой площади Арики был капитан корабля Камило Каррильо .
Батареи Морро, расположенные к югу от порта в Морро-де-Арика , представляли собой:
Высокая батарея: 1 Vavasseur 250 фунтов, 2 Parrott 100 фунтов и 2 Voruz 70 фунтов. Низкий заряд батареи: в сторону пляжа Ла Лизера, 4 Воруз, 70 фунтов. В ходе боя пушка «Воруз» была взорвана к югу от носа, на пляже Ла-Лисера, из-за дефекта взрывателя снаряда, в результате чего бомба взорвалась внутри пушки.

Manco Cápac представлял собой монитор водоизмещением 2100 тонн. Его броня составляла 127 мм и 254 мм во вращающейся башне, несущей две 500-фунтовые пушки Дальгрена. Ее приписали к боливийскому катеру «Сората», который использовался для ночного патрулирования. Его двигательная установка была винтовой и могла развивать в день боя максимальную скорость 3,5 узла. Она находилась под командованием капитана фрегата Хосе Санчеса Лагомарсино .

«Юнион» представлял собой корвет постройки 1865 года с деревянным корпусом, защищенным железом и медью. Водоизмещение 2066,66 т, основное вооружение - 12 дульнозарядных нарезных орудий "Воруз" массой 70 фунтов, в батарее - по 6 на борт. Он также имел две 70-фунтовые пушки Армстронга в носовой части и 9-фунтовую дульнозарядную пушку Уитворта. Ее двигательная установка также была смешанной, с гребным винтом, максимальная скорость составляла 13 узлов. Она находилась под командованием капитана корабля Мануэля Вильявисенсио .
Чили
[ редактировать ]
Almirante Cochrane представлял собой броненосец водоизмещением 3560 тонн, находившийся на вооружении с 1874 и 1875 годов соответственно. Они имели броню толщиной 230 мм, а основное вооружение состояло из шести 250-фунтовых дульнозарядных орудий Армстронга в батарее, по три на борт. Ее второстепенное вооружение составляло два 1-дюймовых пулемета «Нордентфельдт» на мостике, две 7-фунтовые дульнозарядные пушки «Армстронг» и две 20-фунтовые казнозарядные пушки «Армстронг». Ее двигательная установка была смешанной: паровая машина, двойной гребной винт и парусность, способная в день боя развивать максимальную скорость 12 узлов. « Альмиранте Кокрейн» находился под командованием капитана Хуана Хосе Латорре .

Huáscar представлял собой броненосец водоизмещением 1745 тонн, построенный в 1865 году. Он имел броню корпуса толщиной 114,3 мм, а его основное вооружение на тот момент состояло из двух 300-фунтовых дульнозарядных орудий Армстронга, расположенных во вращающейся бронированной башне. Под чилийским флагом была добавлена современная артиллерия: две 40-фунтовые казнозарядные пушки Армстронга с дальностью стрельбы 7000 м, одна на правом квартердеке и одна на левом квартердеке, а также 1-фунтовая скорострельная пушка Гочкиса. У нее также была пушка Гатлинга калибра 0,44 мм на вершине грот-мачты. Ее двигательная установка была винтовой и могла развивать в день боя максимальную скорость 8 узлов. После смерти в феврале ее первого чилийского командира Мануэля Томсона, также командующего блокадой, им стал командовать командующий Карлос Конделл .

« Амазонас» — транспорт, принадлежавший Тихоокеанской пароходной компании и купленный во время войны. В строю с 1859 года, имеет железный корпус, водоизмещением 2019 т. Он был вооружен 6-дюймовой пушкой Армстронга и развивал максимальную скорость 13 узлов.
Двойной разрыв
[ редактировать ]
17 марта 1880 года в 02 часа ночи перуанский корвет появился в Арике, когда чилийские корабли находились в открытом море. « Унион» медленно двигался к порту, окутанный темнотой и абсолютной тишиной на борту. В 04:00 утра, на безопасном расстоянии, Вильявисенсио отсоединил от своего корабля лодку, чтобы уведомить сухопутные власти о своем присутствии. В 04:30 перуанский корвет вошел на якорную стоянку, принял боливийский катер « Сората» и встал на якорь рядом с монитором «Манко Капак» . [ 1 ] » Присутствие «Униона было с радостью встречено не только перуанским гарнизоном, но и экипажами иностранных военных кораблей, заметившими и наблюдавшими за маневрами перуанского корвета. [ 1 ]
Чилийцы, поддерживавшие блокаду, осознали, что происходит, только средь бела дня, когда « Унион» уже разгружал припасы для перуанской армии в Арике. Командир «Уаскара » капитан фрегата Карлос Конделл и случайный командующий блокадой приказал транспорту «Матиас Кусиньо» плыть в Пакочу, чтобы известить командующего чилийской эскадрой контр-адмирала Гальварино Ривероса о присутствии перуанского корвета «Юнион» и запросить подкрепление. усилить блокаду. Конделл решил атаковать « Унион» , воспользовавшись их дальнобойными 40-фунтовыми орудиями, которые позволяли ему атаковать, не подвергаясь воздействию пушек батарей порта. В 8:50 начался обстрел: «Уаскар» произвел 11 выстрелов, на него ответили 3 выстрела со стороны « Униона» и 2 со стороны батарей «Морро».
В 9 часов утра с юга были замечены два дыма: это оказались Альмиранте Кокрейн и Амазонас . « Альмиранте Кокрейн» , возвращавшийся из Икике, чтобы заменить « Уаскар» в блокаде, и « Амазонас» , доставивший запасные боеприпасы к броненосцу из Ило. Оба корабля встретились на рассвете в Калета-Витор , в 15 милях к югу от Арики. « Альмиранте Кокрейн» находился под командованием капитана Хуана Хосе Латорре , который, как старший офицер, принял на себя командование флотилией. Перуанцы перепутали Альмиранте Кокрейн с Бланко Энкалада . « Альмиранте Кокрейн» и « Уаскар» были собраны вместе, чтобы их командиры могли совещаться и согласовывать атаку на перуанский корвет.
В 12:00 чилийский отряд выстроился в наступательный строй и начал одновременно стрелять по «Юниону» на расстоянии 4000 метров. Огонь чилийской артиллерии был интенсивным и произвел в общей сложности 84 выстрела по перуанскому корвету, перуанские батареи сделали 43 выстрела, монитор Манко Капак сделал 4 выстрела и корвет Унион сделал 20 выстрелов. Две бомбы попали в перуанский корабль «Унион» , а еще пять взорвались в воздухе, разрушив часть командного мостика, все спасательные шлюпки, запасы угля и восемь человек получили ранения. « Альмиранте Кокрейн» получил 4 выстрела и один из монитора Манко Капака , который встряхнул и ослабил соединения пластины целиком, но не пробил броню. Еще два выстрела попали в ватерлинию, не пробив ее, а еще один уничтожил аптеку. « Уаскар» получил четыре толстых снаряда: три в корпус и один в фок-мачту, без серьезных повреждений. Чилийские корабли потерь не имели.
Как только « Унион» пришвартовался в порту Арика, началась выгрузка продовольствия, оружия, боеприпасов и торпедного катера «Альянса» , которым командовал старший лейтенант Леонсио Прадо . Эта операция длилась 8 часов, в течение которых « Унион» боролся с чилийской эскадрой. [ 2 ]
Чилийский отряд разбежался веером, пытаясь пресечь последующий побег, но в 16:20 капитан Мануэль Вильявисенсио, командующий «Унионом » , и его второй командир, командующий Аристидес Альховин, обнаружили, что все командиры кораблей, удерживающих блокаду, начали сойтись на Альмиранте Кокрейн . Действительно, в «Альмиранте Кокрейн» состоялся совет командиров чилийских кораблей, созванный капитаном Хуаном Хосе Латорре, на котором обсуждались дальнейшие действия, которые необходимо предпринять, чтобы завершить потопление перуанского корвета. Чилийские корабли располагались перед Чакаллутой , к северу от порта. В 16.30 командир Вильявисенсио обратился к экипажу перуанского корвета с вопросом: «Мужчины, вы хотите умереть на суше или на море?» Ответ был единогласным: «В море!». И вот был отдан приказ снять якорь. Тогда капитан Вильявисенсио приказал капитану фрегата Аристидесу Альховину поднять якорь всего на несколько метров, удерживая его в воде, чтобы наблюдению чилийских кораблей показалось, что перуанский корабль стоит на якоре. [ 3 ] Как и « Унион» , она поддерживала давление на протяжении всего боя и в течение дня. В 17:00 «Унион» отстыковался от доков Арики, маневрировал внутри рейда и направился к острову Алакран . [ 1 ] На высоте этого острова, вместо того чтобы повернуть на север, он направился на юг, к чилийским водам. После этого он ночью направился на запад, а затем на север.
Капитан Латорре, заметив маневр, приказал своим командирам следовать за перуанским корветом и захватить его. Вильявисенсио управлял Унионом и сумел уклониться от преследующих чилийских кораблей и отправиться обратно в Лиму . [ 1 ]
Последствия
[ редактировать ]Перуанский корабль, ко всеобщему изумлению, вошел в порт Кальяо 20 марта 1880 года. Она выполнила трудную миссию, и правительство в знак признания наградило ее Железным крестом. [ 3 ]
В письме от 18 марта 1880 года подполковник Рикардо О'Донован , начальник штаба седьмой дивизии перуанской армии в Арике, писал своему брату Энрике в Трухильо о поступке Вильявисенсио:
После того, как я написал вам вчера, тревога по поводу боя в Арике продолжалась и была убеждена, что корвет « Юнион» будет потерян. Вильявисенсио спросил, что он будет делать, когда часть котла сломается и корвет сбавит скорость до 10 узлов. Монтеро разрешил ему не уходить и до тех пор, пока он не высадит корабль на мель, если это необходимо, и что не было бы для всех удовольствием видеть, что ущерб полный, и он предпринимает свой уход и убегает от врагов, как орел; Ее преследовал « Альмиранте Кокрейн», и ей пришлось покинуть компанию, и она со стыдом вернулась в порт. Говорят, что Амазонас последовал за Унионом . Таким образом, Вильявисенсио — человек, призванный уничтожить эти компании. Интеллект, храбрость и удача; Я приветствовал его в порядке квадрата, как вы увидите в святом, которого я отдал на службу армии.
В Чили были взаимные обвинения в адрес эскадры, поскольку Союз смог сбежать из Арики, но капитан Латорре взял на себя ответственность, и критика утихла.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «Корвет «Юнион» во время войны на Тихом океане: история корабля, грот-мачта которого все еще стоит» . Узнайте (на испанском языке). 26 августа 2020 г. . Проверено 15 мая 2022 г.
- ^ «Военный флот Перу: ГЕРОИ И ВЫДАЮЩИЕСЯ МОРЯКИ, вице-адмирал ВИЛЛАВИСЕНСИО и Фрейре, Мануэль Ан» . Перуанский флот . Проверено 15 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Журнал Общества основателей независимости, победителей от 2 мая 1866 года и доблестных защитников Родины . Том 48–67. 1954. стр. 21–22 . Проверено 15 мая 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]
- Арсе и Фолч, Луис Б. (1926). Военно-морская кампания Арики . Том 1 и 2. Журнал ВМС Перу. стр. 101–114 и 139–167.
- Мачука, Франциско (1928). Вальпараисо : Имрента Виктория (ред.). Четыре кампании Тихоокеанской войны. Том II .
- Мело Морено, Розендо (1911). Лима : Вспомогательный торговый центр (ред.). История перуанского флота .
- Викунья Маккенна, Бенхамин (1880). Сантьяго-де-Чили : Имрента Сервантес (ред.). История кампании Тарапака. Том II .
- Вильявисенсио Сото, Хорхе (1979). Лима: Типография Минервы (ред.). Морская победа при двойном прорыве блокады Арики .