Альдо Брайбанти
Альдо Брайбанти (17 сентября 1922 — 6 апреля 2014) — итальянский поэт, эссеист, сценарист, драматург, режиссёр и художник. Коммунист антифашист и , он сражался в качестве партизана итальянского Сопротивления , вернувшись к своим интеллектуальным занятиям после войны. Он посвятил себя изобразительному искусству, кино, театру и литературе, а также мирмекологии и экологии.
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Брайбанти родился во Фьоренцуола д'Арда 17 сентября 1922 года. Детство провел во Фьоренцуола д'Арда, недалеко от Пьяченцы . Его отец был местным врачом, и он часто сопровождал его на дому в провинции Пьяченца. Вскоре Альдо обнаружил центральную роль мира природы и у него появился сильный интерес к экологии и защите окружающей среды. Его увлекал животный мир, в частности поведение общественных насекомых: муравьев, пчел и термитов. Выросший при итальянском фашизме , он пользовался «просвещенной семейной фирмой, противостоящей любым авторитарным и клерикальным навязываниям». [1]
В возрасте семи-восьми лет Брайбанти начал писать свои первые поэтические тексты. Во время учебы в школе он рано проявил интерес к поэтам, включая Данте Алигьери , Франческо Петрарку , Джозуэ Кардуччи , Джованни Пасколи и Габриэле Д'Аннунцио , и еще более горячо к Джакомо Леопарди и Уго Фосколо . В это время он начал свою поэтическую деятельность, сразу отказавшись от рифмы и стилистических традиций и написав свободным стихом. Вскоре он занялся своим первым театральным экспериментом «Амнерис» , своими первыми философскими диалогами «Бдение на горе » и своими первыми гимнами природе.
С 1937 по 1940 год Брайбанти посещал Liceo Classico Romagnosi в Парме. Благодаря своим академическим успехам он был освобожден от уплаты школьных налогов. 27 ноября 1939 года он написал и тайно распространил манифест, призывающий своих одноклассников объединиться и организоваться против фашистской диктатуры. После окончания школы он переехал во Флоренцию, где поступил в университет на изучение философии. его любовь к Леонардо да Винчи , Джордано Бруно и, прежде всего, к Баруху Спинозе Зародилась . Он начал создавать коллажи и сборки из найденных предметов. Его интерес и изучение жизни муравьев постепенно превратились в строгое научное занятие.
Флоренция и итальянское Сопротивление
[ редактировать ]После того, как разразилась Вторая мировая война, Брайбанти начал искать контакты с инакомыслящими интеллектуалами и антифашистами из движения «Джустиция и Либерта» , многие из которых были сосланы во Францию. В 1943 году он вступил в подпольную Коммунистическую партию Италии (ИКП) вместе с Джанфранко Сарфатти, Терезой (Чикки) Маттеи, Ренцо Буссотти и другими. Его выбор был мотивирован совпадением политических и социальных интересов: «В отличие от Джустиции и Свободы, Коммунистическая партия была прежде всего партией рабочего класса и имела наиболее значительный вес в классовой борьбе... Выходец из другой социальной класса, я хотел принять участие в антифашистской борьбе, исходя именно из насущных нужд рабочих». [2]
Брайбанти дважды арестовывался фашистами. Первый раз это произошло в 1943 году после рейда, в котором участвовал будущий Итальянской республиканской партии секретарь Уго Ла Мальфа . Он был освобожден из тюрьмы 25 июля после Бенито Муссолини свержения . Второй арест произошел в 1944 году вместе с Сандро Сузини, Марио Спинеллой и Земиро Меласом (Эмилио) бандой Карита, известной жестокой фашистской милицией. Все его сочинения до 1940 года были конфискованы итальянскими войсками СС и потеряны навсегда. [3]
Послевоенные годы
[ редактировать ]В 1946 году Брайбанти был среди организаторов Всемирного фестиваля молодёжи, который состоялся в следующем году в Праге, и стал главой Тосканской коммунистической молодёжи. В 1947 году он отказался от активной политики, уйдя со своих постов со стихотворением, опубликованным в журнале Il Ponte, которое начиналось фразой «это не прощание, а прощание». Он отклонил приглашение вернуться в PCI, заявив: «Я не политик». В послевоенный период Брайбанти получил степень по теоретической философии, защитив диссертацию о концепции гротеска, «понимаемого как кризис идеала и, следовательно, как золотая середина между трагическим и комическим». [4]
Художественная лаборатория Кастель-Аркуато
[ редактировать ]Отказ от политики совпадает с решением посвятить себя искусству. В 1947 году Брайбанти основал коммуну художников в башне Фарнезе в Кастель-Аркуато , где он создал художественную лабораторию вместе с Ренцо Буссотти и Сильвано Буссотти, Роберто Дж. Сальвадори, Фьоренцо Джорджи. Этот опыт длился шесть лет, в течение которых совместно создавались стихи, театр, визуальные произведения и керамика. Работы башни Фарнезе выставлялись на Миланской Триеннале 1953 года и в авангардных галереях Европы. В башне Брайбанти наконец посвятил себя поэзии, написанию пьес и сценариев. Он также продолжил изучение жизни муравьев, построил искусственные муравейники и установил глубокий контакт с экологической реальностью того времени. тексты, собранные в четырех томах «Il Circo» К этому периоду относятся (Атта, 1960). Он начал свой первый кинопроект Pochi stracci prima del sole , который так и остался незавершенным. Спустя годы оно найдет продолжение в фильмах. «Горизонт событий» , «Морфинг» и в сценариях «Планета впереди» и «Беседы с рисовым зернышком» . В конце концов, христианско-демократическая администрация Кастель'Аркуато не продлила аренду башни, в результате чего муниципалитет прекратил свое существование.
Годы в Риме
[ редактировать ]В 1956 году Брайбанти участвовал в работе национального конгресса ИКП, произнеся весьма спорную речь, посвященную аспектам сталинизма , против которых он выступал. Таким образом, Брайбанти отказался от своей политической принадлежности к партии, сохранив при этом дружеские отношения со своими старыми товарищами по Сопротивлению. [5]
В 1960 году Эухенио Кассен, с которым Брайбанти познакомился в период флорентийского сопротивления, распространил через Schwarz Editore четыре тома Il Circo (стихи, эссе, пьесы) и Guida per un'esposizione . Брайбанти также перевел путевой дневник Христофора Колумба на итальянский язык (Schwarz 1960). В 1962 году он переехал в Рим и начал работать театральным режиссером. Он работал с молодым Кармело Бене, возобновил сотрудничество с Сильвано Буссотти и Витторио Гельметти. Вместе с братьями Джорджио и Марко Беллоккьо он принял участие в основании журнала Quaderni Piacentini . Партнерство с Джельметти возобновилось для радиоверсии его театральной работы Le Ballate dell'Anticrate, транслировавшейся по Radio 3 в 1979 году.
Между 1967 и 1968 годами Брайбанти работал над сложной театральной постановкой под названием Virulentia Virulentia, исследующей взаимосвязь между убеждением и насилием, а также между открытым убеждением и скрытым убеждением». [6] По словам автора, это была «цепочка монографических спектаклей... которые в конечном итоге вылились в игру зеркал киносценария. Каждая часть «Вирулентии» разворачивалась в различных нетеатральных пространствах как серия живых картин. , в ходе которого деконцентрация и медитация произвели серию «percorsi liberi», посредством которой текст был окончательно перекомпонован». [7]
В те годы в Италии регулярно выступали и «Живой театр», и «Театр-лаборатория Гротовского». Их работы, хотя и сильно отличались от работ Брайбанти, оказали длительное влияние на его язык и на создание ситуаций, в которых слова играли роль жестов. Вирулентия послужила поводом для создания фильма « Передача на камеру обратно Вирулентия » в сотрудничестве с Альберто Грифи и серии эссе под названием Impresa dei prolegomeni acratici . В 1967 году он провел выставку ассамбляжей с Джампаоло Берто в Риме. В 1974 году Брайбанти написал текст песни The Sheep Who Wanted to be a Horse для пластинки Марии Монти Il Bestiario, новаторского электроакустического проекта, аранжированного Элвином Карраном. [8] Альбом был переиздан в 2018 году компанией UnseeWorlds и получил высокую оценку как «почти идеальная эмблема захватывающей территории, полученной благодаря сотрудничеству… [с] радикальным поэтом Альдо Брайбанти в качестве автора текстов, аранжировок и синтезатора Элвина Каррана (Musica Elettronica Viva)» , баритон-саксофон Роберто Ланери (Prima Materia), а также сопрано-саксофон легенды джаза Стива Лейси». [9]
Суд над Брайбанти
[ редактировать ]В Риме Брайбанти продолжил свою культурную и художественную деятельность, сотрудничая со своим другом Джованни Санфрателло, 23-летним мужчиной, которого он встретил во время пребывания в Кастель-Аркуато: «Я переехал в Рим, и Джованни Санфрателло сопровождал меня, потому что, приехав в Рим он мог лучше защитить себя от давления своего отца из-за религиозных, идеологических и политических разногласий. Санфрателло из Пьяченцы были ультраконсерваторами и не могли смириться с тем, что их сын может выбрать жизнь, настолько отличную от их собственной». . [10]
12 октября 1964 года Ипполито Санфрателло, отец Джованни, подал жалобу прокурору Рима на Брайбанти. Обвинение заключалось в плагиате разума, средневековой концепции, используемой в качестве репрессивного инструмента в фашистском законодательстве. Брайбанти обвинили в «порабощении разума другого человека в его злых целях». На этапе расследования семья молодого человека организовала его похищение. Совершеннолетнего гражданина насильно похитили, заперли в психиатрической больнице и подвергли множественным электрошокам и инсулину. Его держали в изоляции от друзей и адвокатов. Несмотря на такое жестокое обращение, он отказался обвинить Брайбанти или признать, что подвергся физическому или психологическому принуждению. Джованни был освобожден после 15 месяцев интернирования с рядом условий, которые варьировались от обязательного проживания в доме его родителей до запрета на проживание. чтение книг, которым было меньше ста лет. Несмотря ни на что, Джованни Санфрателло заявил на суде, что он «не был покорен Брайбанти». [11]
Подготовка к суду длилась четыре года, и процесс стал публичным зрелищем; Пока Брайбанти был в наручниках, прокурор подверг перекрестному допросу ряд свидетелей, намеревавшихся демонизировать каждый аспект его жизни. Ничто не было сохранено: его философские идеи, художественная деятельность, политические убеждения, научные исследования, а также его внешний вид. Брайбанти был приговорен к девяти годам тюремного заключения, сокращенному до четырех по апелляции. Он отсидел два года в тюрьме, и два года были помилованы за участие в Сопротивлении. Его назвали козлом отпущения как коммуниста, бывшего партизана, а также гомосексуалиста, и, согласно некоторым авторам и биографическому фильму 2022 года Il Signore delle Formiche , даже сегменты официальных левых, которые рассматривали гомосексуализм как «мелкобуржуазное вырождение». [12] [13] [14] Фактически, l'Unità , официальный орган PCI, открыто занял позицию в пользу Брайбанти и против приговора, настолько, что на следующий день после вынесения постановления опубликовал редакционную статью своего директора, бывшего сторонника Маурицио Феррары , в котором мракобесная атмосфера, в которой проходил процесс, была недвусмысленно осуждена. Паоло Гамбессия , репортер L'Unità , следивший за этим делом, не только получил мощную поддержку руководства газеты, но и продолжал прибыльно работать в течение многих лет после закрытия дела. [15] [16] [17]
Брайбанти считали неоправданным и живым доказательством того, что коммунисты развратили итальянскую молодежь и традиционные семейные ценности. Его приговор вызвал большой отклик в международной прессе, подчеркнув глубокую аномальность оспариваемого преступления и то, как с ним справилась итальянская процессуальная система. [18] Спорный закон о плагиате, входивший в фашистский уголовный кодекс, привел лишь к этому одному приговору и в послевоенный период. Впоследствии он был отменен отчасти благодаря жарким дебатам, вызванным осуждением Брайбанти. [19] Суд быстро выявил свой политический характер, представив себя последней попыткой старого общественного порядка навязать свои собственные ценности против нарастающей волны 1968 года. Приговор вызвал широкий резонанс по всей Италии: Альберто Моравия , Умберто Эко , Пьер Паоло Пазолини , Марко Беллоккьо , Адольфо Гатти , Джузеппе Кьяри и многие другие интеллектуалы выступали за Брайбанти. во Радикальная партия главе с Марко Паннеллой особенно активно выражала возмущение. [20]
Тюремные годы и работы с 1971 г.
[ редактировать ]В тюрьме Брайбанти продолжил свою деятельность как поэт, он написал пьесу L'altraferita — психологический пересказ софокла «Филоктеты», поставленную Франко Энрикесом в 1970 году, с электронной музыкой Пьетро Гросси и декорациями Эмануэле Луццати . Другие сочинения были включены в сборник эссе, опубликованный в 1970 году Вирджинией Финци-Гизи под названием Le Prigioni di Stato . Выйдя из тюрьмы, Брайбанти возобновил работу над «Вирулентией» , но вскоре отказался от нее ради нового театрального цикла, получившего название « Le ballate dell’Anticrate» . Занимаясь театральной деятельностью, он начал писать и режиссировать радиопостановки, состоящие из нескольких частей: «Скандало дель'имагиназионе» (1979) и «Станце ди Азот», обе транслируемые RAI 3. Последующие театральные работы были представлены однажды, когда Брайбанти начал подвергать сомнению повторяемость выступлений. Так было с Il Mercatino , поставленным в Кальяри в семидесятые годы, Theatri epistola , представленным в Сеньи в 1980-х годах. В 1979 году по случаю выставки ассамбляжей во Флоренции он опубликовал каталог. Объекты труда . Вскоре после этого он опубликовал семь прозаов в журнале Legenda .
В Impresa dei prolegomeni acratici (Editrice 28, 1988) Брайбанти исследовал различные темы, включая историческую критику и возрождение педагогики. Основная идея книги вытекает из его собственного выступления: «Я описываю кризис развития, который вывел меня из классического психоанализа и направил меня к более строго биологической интерпретации поведения» [21]. Среди многих ее граней Impresa dei prolegomeni acratici указывает на кризис языка: «Язык — это фотография человека. Как и человек, все слова рождаются, живут и умирают». [21]
В 1985 году Брайбанти написал сценарий к фильму «Blu cobalto» режиссера Джанфранко Фиоре Донати и интерпретацию Анны Бонайуто и Энрико Гецци. Фильм, представленный на Венецианском кинофестивале, получил награду Fice (Итальянской федерации артхаусного кино). В те же годы он снял видео L’orizzonte degli eventi . В 1991 году Брайбанти опубликовал «Паломничество в Рейнсбург» в музыкальном разделе Венецианской биеннале. В 1998 году Un giallo o mille вышел с поэтическими текстами и коллажами. В 2001 году Frammento Frammenti (издания Empirìa) собрали большую часть его стихов с 1941 по 2001 год.
В 2003 году Брайбанти написал «Emergenze and Conversations» , опубликованный Виколо дель Павоне, длинный диалог со Стефано Раффо, в котором Брайбанти прослеживает свою жизнь и свою работу как либертарианского мыслителя: «Я называю либертарианцами тех, кто не ищет убежища в теории. ценностей и преуспеть в том, чтобы без мучений всегда подвергать сомнению все... Каждое знание, достойное этого имени, движется через избирательную память к бесконечным прериям неизведанного, решительно отрицая любой соблазн непознаваемости. Это следует за полной относительностью каждой истины. , каждой этики, каждой эстетики, этика и знание идентифицируются как уважение и защита жизни». [22]
Последние годы и смерть
[ редактировать ]В 2005 году Брайбанти выселили из дома на Виа дель Портико ди Оттавия в Риме, где он прожил сорок лет. Это была старая квартира в районе, где раньше было еврейское гетто. В 2006 году после парламентского расследования условий его жизни он получил ренту в соответствии с законом Бакчелли. [23] В 2008 году Брайбанти приказали покинуть квартиру со всеми вещами и значительной библиотекой. С помощью своей семьи он провел последние несколько лет в Кастель-Аркуато, пытаясь завершить новые работы, «Каталог амулетов», «Новый словарь идей» и полнометражный видеоролик «Quasi niente». Он умер в Кастель'Аркуато от остановки сердца 6 апреля 2014 года; ему был 91. [24]
Работы о Брайбанти
[ редактировать ]После его смерти многие ученики и сотрудники Брайбанти начали собирать его работы и публиковать их. Пожизненное увлечение Брайбанти экологией привлекло новый интерес к его работе. Его стихи и мультимедийные работы начали вновь появляться в театрах. В 2015 году Риккардо Фраттолильо написал диссертацию о творчестве Брайбанти в Римском университете Ла Сапиенца. Диссертация стала книгой в 2018 году, опубликованной издательством Annales, а автор представил некоторые произведения Брайбанти в Театре Васчелло в Риме. [25]
В 2016 году Патриция Пачини опубликовала длинный разговор с Брайбанти под названием Fuori tempo, Interview with Aldo Braibanti , Carmignani Editrice, Cascian 2016. В 2020 году Кармен Джардина и Массимилиано Палмезе сняли документальный фильм о суде над Брайбанти. Фильм был удостоен одной из самых престижных премий Италии — Nastro d’Argento. [26] Итальянский кинорежиссер Джанни Амелио собирается выпустить полнометражный художественный фильм об Альдо Брайбанти под названием « Повелитель муравьев» , продюсером которого является RAI Cinema. [27]
Опубликованные работы
[ редактировать ]- Цирк и другие сочинения , 4 тома (сборник пьес, стихов, эссе), Атта, Рим, 1960 г.
- Путеводитель по выставке , Атта, Рим, 1960 г.
- Государственные тюрьмы , Фельтринелли, Милан, 1969 год.
- Найденный объект , Каталог выставки. Стамперия делла Безуга, Флоренция, 1979 г.
- Impresa dei prolegomena acratici , Эдитрис 28, Рим, 1989 г.
- Тайна или тысяча , Папки Януса, Рим, 1998.
- Паломничество в Рейнсбург , Каталог Венецианской биеннале, Венеция, 1991 г.
- Фрагмент/Фрагменты: 1941–2003 гг. , Empiria Editions, Рим, 2003 г.
Переводы
[ редактировать ]- Христофор Колумб, Джорнале ди Бордо , Шварц, Милан 1960 - перевод с испанского
Фильм
[ редактировать ]- Трансфер по комнате в Вирулентию , режиссер Альберто Грифи.
- Горизонт событий , короткометражный фильм, режиссура и сценарий
- «Планета напротив» , сценарий
- «Разговоры с рисовым зернышком» , сценарий
- Морфинг , режиссура и сценарий с анимацией Леонардо Каррано, 1995 г.
- «Синий кобальт» , сценарий Джанфранко Фиоре Донати, с Анной Бонайуто и Энрико Гецци, 1985 г.
Радио
[ редактировать ]- Скандал воображения , сценарий и постановка для Radio Rai3
- Le ballate dell'Anticrate , сценарий и постановка для Radio Rai3.
- Комнаты Азота , сценарий и постановка для Radio Rai 3
- La capsula del tempo (никогда не записывалась, но текст существует)
Журналы и журналы
[ редактировать ]- Импринтинг. Эксперименты и язык 1975-79 гг.
- Цивилизация машин
- Маркатре
- Блокноты Пьячентини
- Занавес
- Ау-Триб 17139
- Легенда
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стефано Раффо и Альдо Брайбанти, Чрезвычайные ситуации. Беседы с Альдо Брайбанти , Пьяченца, Виколо дель Павоне, 2003, с. 45, ISBN 88-7503-004-9 .
- ^ Стефано Раффо, с. 37
- ^ Герра, Никола (1 января 2020 г.). «Итальянская СС-фашистская идеология. Идеологический портрет итальянских добровольцев в Ваффен-СС. Краткое очерк» . Settentrione Nuova Serie – Журнал итало-финских исследований .
- ^ Кармело Бене и Джанкарло Дотто, Вита ди Кармело Бене, Милан, Бомпиани, 1998, с. 115, ISBN 88-452-3828-8 .
- ^ Андреа Пини, Когда мы были пидорами. Гомосексуалисты в Италии прошлого , Милан, Il Saggiatore, 2011, с. 181
- ^ Стефано Раффо, с. 49
- ^ Стефано Раффо, с. 49
- ^ Бестиарий , Мария Монти, Альдо Брайбанти, Элвин Карран
- ^ Марии Монти Il Bestiario на Boomkat
- ^ Андреа Пини, с. 181
- ^ Lambda, журнал, январь-февраль 1979 г.
- ^ Альдо Брайбанти (интервью) , Дело Альдо Брайбанти, в Lambda, 1979 г.
- ^ (FR) Философ, преследуемый за гомосексуализм, Альдо Брайбанти мертв, su 360°, 10 апреля 2014 г.
- ^ Пассони, Диего (8 сентября 2022 г.). «Муравьи наблюдают за нами» . Почта (на итальянском языке) . Проверено 8 августа 2023 г.
L'Unità даже не поместила это дело на первую полосу: у рабочего класса были другие приоритеты. Доброжелательность на правах. И подумать только, что Брайбанти был известным коммунистом, бывшим партизаном, пережившим пытки.
[L'Unità даже не поместила это дело на первую полосу: у рабочего класса были другие приоритеты. Что насчет прав. И подумать только, что Брайбанти был известным коммунистом, бывшим партизаном, пережившим пытки.] - ^ «Дело Брайбанти, о чем не говорит Амелио. Вот пламенная редакционная статья Отдела против приговора» . Журнал Bookciakmagazine (на итальянском языке). 6 сентября 2022 г. Проверено 8 августа 2023 г.
- ^ Спатаро, Пьетро (4 октября 2022 г.). «Брайбанти, это мог бы быть хороший фильм, но Амелио испортил его фейком о «Единице» . Стришаросса (на итальянском языке) . Проверено 8 августа 2023 г.
- ^ «Повелитель муравьев | Обзор и сюжет | Фильм и сериал» . Семейный кинотеатр TV (на итальянском языке). 19 января 2023 г. Проверено 8 августа 2023 г.
- ^ «Италия освободит профессора, заключенного в тюрьму за «промывание мозгов» (опубликовано в 1969 году)» . 1 декабря 1969 года . Проверено 8 августа 2023 г.
- ^ Психологическое похищение в Италии. Дело Альдо Брайбанти . Эл Боровиц, JTOR
- ^ Альберто Моравиа, Умберто Эко, Адольфо Гатти, Марио Гоццано, Чезаре Мусатти, Джиневра Бомпиани, Sotto il nome di plagio , Бомпиани, Милан, 1969. Очерки группы итальянских интеллектуалов в поддержку Брайбанти во время суда.
- ^ Стефано Раффо, с. 52.
- ^ Гниски, Аннамария (7 сентября 2022 г.). « Повелитель муравьев», Джанни Амелио осуждает гомофобную и фанатичную Италию» . CalabriaMagnifica.it (на итальянском языке) . Проверено 8 августа 2023 г.
- ↑ Писатели: многочисленные присоединения по закону Бачелли к Альдо Брайбанти, в Аднкроносе, 22 июля 2006 г. .
- ↑ Альдо Брайбанти, ANSA, 8 апреля 2014 г. URL-адрес проверен 9 апреля 2014 г. .
- ^ Театр Альдо Брайбанти. Риккардо Фраттолильо, Театр Васчелло, Rumorscena, 09.12.2018
- ↑ Настро д'Ардженто к документальному фильму об Альдо Брайбанти.
- ^ ФильмИталия
Библиография
[ редактировать ]- Стефано Раффо и Альдо Брайбанти, «Чрезвычайные ситуации». Беседы с Альдо Брайбанти , Пьяченца, Виколо дель Павоне, 2003.
- Приговор Брайбанти , судебное разбирательство, Де Донато, Бари, 1969 год.
- Альберто Моравиа, Умберто Эко, Адольфо Гатти, Марио Гоццано, Чезаре Мусатти, Джиневра Бомпиани, Sotto il nome di plagio , Бомпиани, Милан, 1969. Очерки группы итальянских интеллектуалов в поддержку Альдо Брайбанти во время суда.
- Свободу Брайбанти!: за ним следуют Тартюф и Дом Жуан , Жан Пьер Швейцер, Альдо Брайбанти, друзья Жюля Бонно, 1971 год.
- Умберто Эко, Домашние обычаи. Свидетельства и загадки итальянской идеологии шестидесятых годов , Бомпиани, Милан, 2012.
- Вирджиния Финци Гизи, Дело Брайбанти или семейный процесс , Фельтринелли, Милан, 1969.
- Габриэле Ферлуга, Суд над Брайбанти , редактор Сильвио Саморани, Турин, 2003 г.
- Андреа Пини, Когда мы были пидорами. Гомосексуалисты в Италии прошлого , 2011.
- Патриция Пачини, Вне времени. Интервью с Альдо Браибанти , Карминьяни Эдитрис, Кашина, 2016 г.
- Риккардо Фраттолильо, Театр Альдо Брайбанти. Паломничество любителя Леонардо среди сочинений, муравьев и произведений . Анналы 2018.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Книги Альдо Брайбанти в Библиотеке Конгресса
- Записи Альдо Брайбанти о Worldcat
- Сочинения Альдо Брайбанти , Открытая библиотека.
- Альдо Брайбанти на Goodreads
- Альдо Брайбанти, Radio Radicale
- Феликс Коссоло, Дело Альдо Брайбанти , «Лямбда», 1979 г.
- Ментальная манипуляция: решение Конституционного суда о плагиате
- «Дело Брайбанти» , фильм Кармен Джардина и Массимилиано Палмезе , 2020 г.
- Скандал воображения: Альдо Брайбанти и Сильвано Буссотти , представлено Centro Primo Levi, штат Нью-Йорк, и фестивалем «Голоса надежды» в Карнеги-холле, апрель 2021 г.
- Скандал воображения, видеоколлаж Алессандро Кассена и Awen Films, 2021. Centro Primo Levi, Нью-Йорк.
- Психологическое похищение в Италии: дело Альдо Брайбанти. Эл Боровиц, 1971 г., JSTOR 25725619.
- Virulentia, документация, Риккардо Фраттолилло, 2018, In-Common.org