Пьер Пюже
Пьер Пюже | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 2 декабря 1694 г. Марсель |
Национальность | Французский |
Известный | Скульптура, живопись, архитектура |
Движение | стиль барокко |
Пьер Поль Пюже (16 октября 1620 (или 31 октября 1622) — 2 декабря 1694) — французский в стиле барокко художник , скульптор , архитектор и инженер . Его скульптура выражала эмоции, пафос и драму, выделяя ее среди более классической и академической скульптуры стиля Людовика XIV . [1]
Биография
[ редактировать ]Пьюджет родился в доме своего отца, каменщика, в рабочем квартале Панье в Марселе . [2] Поскольку два его старших брата были каменщиками, он получил образование резчика по дереву. Он начал свою карьеру в четырнадцать лет, вырезая сложные деревянные украшения для галер, построенных на верфях Марселя. Он также проявил талант художника. [3]
Италия
[ редактировать ]В 1640 году, взяв с собой свои инструменты, он отправился из Марселя морем в Ливорно, Италия , а затем во Флоренцию в поисках ателье, которое могло бы нанять его резчиком или художником. Он вырезал несколько декоративных панно во Флоренции, а затем, получив хорошую рекомендацию своего работодателя и образцы своих картин, отправился в Рим и представился художнику Пьетро да Кортона , одному из первых мастеров стиля барокко . [4] Он помогал да Кортоне в росписи роскошных потолков Палаццо Барберини в Риме и Палаццо Питти во Флоренции . [5]
Марсель и Тулон
[ редактировать ]После трех лет работы с да Кортоной в Риме он вернулся в Марсель, привнося с собой декоративные вкусы итальянского барокко. В Ливорно он сделал рисунки богато украшенных барочных украшений тосканских галер и военных кораблей, а также эскизы воображаемых кораблей, нарисованные Кортоной для своих потолков. Он показал их Жану Арману де Майе-Брезе , гранд-адмиралу французского флота, и получил заказ на разработку резного медальона для кормы нового французского военного корабля, названного в честь королевы Анны Австрийской . [6]
Смерть гросс-адмирала в 1646 году положила конец его первой работе в области морских украшений. Он начал рисовать, в основном религиозные произведения, в стиле Аннибале Карраччи и Рубенса . В 1649 году он также получил заказ на строительство нескольких общественных фонтанов для новых площадей Тулона . В 1652 году ему было поручено сделать купели для марсельского собора. С 1662 по 1665 год он выполнил серию картин для марсельского собора. [7]
Его признали художником, но ему по-прежнему мало платили; В 1653 году Братство Корпуса Домини заказало ему две большие картины, «Крещение Хлодвига» и «Крещение Константина» (сейчас находится в Марсельском художественном музее), общей стоимостью в сто сорок ливров , очень небольшую сумму. за время и объем работы. В декабре 1655 года он завершил еще одну религиозную картину, «Спаситель мира» . Всего зарегистрировано, что он нарисовал пятьдесят шесть картин, из которых девятнадцать были зарегистрированы в 1868 году как все еще существующие. Тяжелая болезнь в 1665 году и советы врачей заставили его полностью отказаться от живописи. [8]
В 1650 году он жил в Тулоне и женился там. Он полностью сосредоточил свое внимание на скульптуре. В 1655 году он получил свой первый важный заказ на скульптурное оформление входа в ратушу Тулона; он создал крыльцо, поддерживаемое мускулистыми атлантами , которое все еще существует в новом муниципальном здании, обращенном к порту. В качестве моделей он использовал двух мускулистых рабочих, разгружавших корабли на набережной перед зданием. Их лица и позы в скульптуре ярко выражали борьбу с тяжестью, лежащей на их плечах. [9] Работа была закончена в 1657 году. Ему заплатили полторы тысячи ливров , к которым городские власти, довольные работой, добавили прибавку в двести ливров . Его работа получила широкую оценку, были изготовлены и распространены терракотовые копии. Пьюджет превратился из скромно талантливого художника в знаменитого скульптора. [8] [5]
-
Святая Сесиль (1651 г.), (Музей изящных искусств, Марсель)
-
Крещение Константина (1653 г.) (по заказу Марсельского собора, сейчас находится в Музее изящных искусств Марселя)
-
Атланты на портале мэрии порта Тулон (1657 г.)
-
Деталь атласа мэрии порта Тулона (1657 г.)
Во-ле-Виконт и Генуя
[ редактировать ]Его репутация распространилась за пределы Прованса; он был приглашен в Париж и получил заказ от дворянина по имени Жирарден на две статуи, одну изображающую Геркулеса, а другую — Землю и Януса , для замка в Нормандии. Он завершил их в Париже в июле 1660 года. [10] Затем он получил еще более важный заказ от Николя Фуке , королевского министра финансов, на создание скульптуры для нового сада Фуке в Во-ле-Виконт , включая статую Геракла, личного символа Фуке. Эти статуи должны были быть изготовлены из мрамора, который в то время был очень дорогим и редко использовался в Париже. Фуке отправил Пюже в Геную в Италии, чтобы тот лично отобрал и привез назад блоки лучшего мрамора. [11] Пока он готовился к своему путешествию, он получил несколько предложений по скульптурным проектам от Жана-Батиста Кольбера , секретаря кардинала Мазарини , премьер-министра, но тот от них отказался, ввиду своих обязательств перед Фуке. Кольбер не забыл этого пренебрежения. [12]
В 1660 году Фуке отправился в карьеры каррарского мрамора , где выбрал нужный ему мрамор, выбрал в качестве модели генуэзского моряка и в Генуе изготовил статую, которая стала известна как Геркулес Галльский . Однако 5 сентября 1661 года Фуке был арестован и заключен в тюрьму по обвинению Кольбера в присвоении государственных средств для собственных нужд. Статуя, заказанная для сада Фуке, позже была отправлена в Шато де Со , более скромную резиденцию Кольбера. Сейчас оно находится в Лувре. [12]
Пьюджет решил остаться на время в Италии, совершив длительные визиты в Рим и Геную. Его главным покровителем в Италии был итальянский дворянин Франческо Мария Саули. Его основными работами в этот период были две монументальные статуи для колонн церкви Санта-Мария-ди-Кариньяно , изображающие Святого Себастьяна и епископа Александра Паоли. Они были завершены в 1663 году и отражали влияние Бернини. [13] Он также сделал известную статую «Непорочное зачатие » для французского покровителя Эммануэля Бриньоля для часовни Альберго в Генуе. Генуэзский сенат предложил ему расписать зал совета, но он отказался посвятить все свое внимание скульптуре. [12]
-
Геркулес Галльский , первоначально созданный для Фуке в Лувре.
-
Святой Себастьян в Санта-Мария-Ассунта, Генуя (1668 г.)
-
Святой Александр Саули (1668 г.)
Тулон и Марсель – военно-морская архитектура
[ редактировать ]Он вернулся во Францию в 1669 году и жил между Тулоном и Марселем. Ему предложили должность начальника украшения французских военных кораблей, но прежде чем согласиться, он отправил Кольберу список своих требований; среди прочего, он настаивал на том, чтобы его считали офицером, а не рабочим; и иметь окончательную власть над проектами над официальными художниками короля, художником Шарлем Лебреном и королевским скульптором Франсуа Жирардоном . Для Кольбера это было совершенно неприемлемо. Кольбер поручил Жирардону, а не Пьюже, украсить Royal Louis , новый главный военный корабль французского флота. Французскому флоту требовались новые корабли, и Пьюджету было поручено украсить десять новых военных кораблей, а также спроектировать элегантное новое здание для штаба флота. [14]
Пьюджет продолжал работать над другими скульптурными и художественными проектами в Тулоне. Он вылепил большую мраморную группу Богородицы с Младенцем для церкви Лорг и создал монументальный деревянный ретабло для Тулонского собора . Кроме того, он спроектировал таунхаусы в Экс-ан-Провансе и несколько муниципальных зданий в Марселе, в том числе рыбный рынок (все еще существующий) и La Vieille Charité , первоначально приют для нищих и неимущих, а теперь культурный центр. [13]
Взгляды Пьюджета на военно-морскую архитектуру вскоре столкнулись со взглядами нового комиссара по укреплениям, шевалье де Клервиля. Клервилл изменил все планы Пьюджета, удалил отделку, которую считал ненужной, и отказался от элегантного нового здания штаб-квартиры. Пьюджет обратился к Кольберу, но Кольбер встал на сторону Клервилля. В конце 1669 года Пьюже взял отпуск и отправился с верфей в свое традиционное святилище, Геную, где он написал ряд работ, в том числе «Богоматерь» (1670), которая сейчас находится в молельне церкви Святого Филиппа де Нери. . [15]
Когда он вернулся на верфи в июне 1670 года, он обнаружил, что ими командует новый офицер, а начатое им украшение кораблей было передано другим. Он также узнал, что по указанию Кольбера любая его работа должна была быть одобрена на более высоком уровне Ле Бруном и старшими скульпторами Парижа. Он должен был проектировать только то, что ему велели проектировать. Более того, Кольбер представил новый аргумент; Британские корабли практически не имели скульптурных украшений и обычно выигрывали сражения. Поэтому французские корабли тоже должны быть без скульптур. [16] [17]
-
Рисунок Пьюджета военного корабля Royal Louis , показывающий его скульптурное украшение на корме.
-
Дизайн оформления военного корабля
Марсель, архитектура и городской дизайн
[ редактировать ]В 1672 году, не имея дальнейшей работы в Военно-морском арсенале, Пьюджет вернулся на родину, в Марсель. Его первым проектом были новая городская площадь и улица Кур Сен-Луи и улица Канабьер. Во многом он был вдохновлен городским планированием и архитектурой Генуи и в небольшом масштабе напоминал более поздние городские проекты барона Османа и Наполеона III в Париже. [18] Он также создал богато украшенную скульптурную доску с изображением герба короля, чтобы украсить фасад отеля де Виль. Он спроектировал новый рыбный рынок, построенный в 1672 году и действующий до сих пор, а также La Vieille Charité , строительство которого началось в 1679 году и первоначально было домом для нищих и неимущих, а теперь является культурным центром. Кроме того, он спроектировал таунхаусы в Экс-ан-Провансе, в том числе отель д'Эгюий (1675 г.), особняк в стиле барокко. [13]
-
Виэль Шарите в Марселе , дом для бедных и нищих (начало 1671 г.)
-
Старая благотворительность в Марселе (начато в 1671 г.)
-
Холл Пьюджет, или рыбный рынок, в Марселе.
Версаль - Милон Кротонский
[ редактировать ]Пьюджет все еще не вошел в эксклюзивную группу скульпторов, получавших королевские заказы на скульптуры новых садов Версаля. У него все еще было несколько блоков прекрасного мрамора из Генуи. В 1671 году он отправил Кольберу проекты двух крупных статуй: Милона Кротонского (ныне в Лувре) и барельефа «Александр и Диоген» (1685, сейчас в Лувре). . Кольберу не нравилась личность Пьюджета, но он восхищался его мастерством; 13 мая 1672 года он предложил Пьюджету заказ на изготовление двух статуй. [19] Пьюджет был занят своими делами в городе Марсель и приступил к работам только в 1672 году. Нетерпеливый Кольбер написал Пьюджету, требуя отчета о статуе и отмечая, что мрамор принадлежит не Пьюджету, а королевскому правительству. Пьюджет яростно работал над Милоном. Однако в 1681 году, через шесть лет после отправки проектов, статуя все еще не была закончена; окончательно оно было завершено в августе 1682 года.
Пьюджета «Милон Кротонский» (1682) — монументальное произведение высотой почти три метра, одно из самых драматичных и выразительных его произведений. Иллюстрируя рассказ Овидия , он изображает момент, когда Милон де Кротон, знаменитый воин, но уже пожилой и слабый, подвергается нападению льва. Выражение его лица в момент, когда лев хватает Милона когтями, искажено болью и полно пафоса. [13] Эта работа удовлетворила Кольбера, была куплена королевским правительством и заняла видное место в садах Версаля. Тем временем Пьюджет приступил к созданию другой монументальной статуи Версаля — Андромеды . [20]
Кольбер умер в следующем году, и на посту управляющего королевскими зданиями его заменил Франсуа-Мишель ле Телье, маркиз де Лувуа . Через месяц после смерти Кольбера Лувуа написал Пьюджету отчет о других работах, которые создавал Пьюджет, и спросил, сколько ему лет. Пьюджет ответил, что ему шестьдесят лет и что он с большим энтузиазмом работает над своей монументальной статуей Персея Андромеды (завершена в 1684 году, сейчас находится в Лувре) и барельефом Александра и Диогена (завершена в 1685 году, Лувр). «Меня воспитали, создавая великие произведения…» — писал Пьюджет Лувуа, — «Мрамор дрожит передо мной, каким бы большим он ни был». Обе работы были завершены, погружены на корабли в Тулоне и размещены в садах Версаля. [21]
-
Милон Кротонский (Лувр)
-
Персей и Андромеда , Лувр
-
скульптурная доска Диогена и Александра Македонского, Лувр (1692 г.)
Марсель и статуя Людовика XIV
[ редактировать ]В 1665 году он предложил еще более амбициозный заказ на проектирование новой городской площади рядом с портом Марселя, центральным элементом которой станет монументальная конная статуя Людовика XIV, обращенная к гавани. Подобные памятники были построены в Париже, на Вандомской площади и площади Побед . Он спроектировал и статую, и архитектуру площади, которая на самом деле представляла собой овал, окруженный величественной мраморной колоннадой, чтобы дополнить статую. Единственным вопросом были деньги; королевское правительство ожидало, что город Марсель профинансирует проект. [22]
29 ноября 1687 года Пьюже совершил одну из своих редких поездок в Версаль, чтобы лично представить проект королю. Король выразил свое восхищение проектом, как и его супруга, мадам де Ментенон; но будущий главный королевский архитектор Жюль Ардуэн-Мансар отметил, что было бы более привлекательно и эффективно построить квадрат, а не овал, и более скромный проект. Сам Мансар спроектировал Вандомскую площадь и площадь Побед, и его взгляды были приняты королем, к большому огорчению и гневу Пюже. Работа над проектом продолжалась в соответствии с новым планом. Мрамор для статуи был доставлен, а друзья Пьюджета в Генуе прислали великолепную лошадь в качестве модели. Пьюджет остался непреклонен и заявил, что не будет строить статую до тех пор, пока для нее не будет построена городская площадь овальной формы. Эчевины , или городской совет, решили , что предпочитают более простой и менее дорогой квадратный дизайн, но Пьюджет был непреклонен. Пьюджет совершил еще одну поездку в Версаль, чтобы попытаться убедить короля принять его проект, но король отказался его видеть. Эшевены Марселя отказались от Пьюже и выбрали другого, малоизвестного скульптора, Клериона, и Пюже был исключен из проекта. В конце концов ни площадь, ни статуя не были построены; Начало войны с Голландией в 1688 году на время положило конец любым новым архитектурным проектам. [23]
Двумя последними работами Пьюже стали барельефы «Александр и Диоген» и «Марсельская чума» . Последняя работа, запечатлевшая трагический, но героический момент истории города, осталась незавершенной. После его смерти оно было помещено в Палату Совета города Марселя, где он и умер в 1694 году. [ нужна ссылка ]
В 1882 году Адольф-Андре Поре обнаружил потерянную статую Пюже на территории замка в Бьевиль-Бевиль . Он изваял большую мраморную группу Богородицы с Младенцем для церкви Лорг и создал монументальный деревянный ретабло для Тулонского собора . Гидра Лерны первоначально находилась в замке Водрей, а сейчас находится в Музее изящных искусств Руана . [24]
Мон-Пьюже , недалеко от Марселя, назван в его честь.
Смерть
[ редактировать ]Пьюже умер в Марселе 2 декабря 1694 года в возрасте семидесяти четырех лет. Похоронен на кладбище церкви Покровского женского монастыря. Церковь и кладбище исчезли, и нет указателя, указывающего, где захоронены его останки. [25]
Скульптура
[ редактировать ]-
«Голова Христа», Пьюджет, Марсель. Архивы Бруклинского музея, Архивная коллекция Goodyear
-
Успение Богородицы, Музей Боде, Берлин
-
Алтарь
Тулонский собор -
Миланская чума (барельеф) его последняя и незавершенная работа.
-
Людовик XIV, медальон из мрамора
Картины
[ редактировать ]-
Сон младенца Иисуса , конец 17 века (Музей изящных искусств, Марсель)
Примечания и цитаты
[ редактировать ]- ^ Гуси Ува, статья о скульптуре в стиле барокко в Толмане, Искусство барокко: архитектура, скульптура, живопись (2015), с. 303
- ↑ См. Жорж Рейно, «Происхождение и марсельская молодость Пьера Пюже», в Revue Marseille , № 177, июнь 1966 г., стр. 77. Более ранние источники, такие как Лагранж, указывали дату его рождения 31 октября 1620 года, а местом его рождения была небольшая деревня под названием Сеон недалеко от Марселя .
- ^ Лагранж 1868 , с. 2.
- ^ Лагранж 1868 , с. 12.
- ^ Jump up to: а б Гуси 2015 , с. 303.
- ^ Лагранж 1868 , стр. 16–17.
- ^ Лагранж 1868 , стр. 24–25.
- ^ Jump up to: а б Лагранж 1868 , стр. 24–30.
- ^ Лагранж 1868 , стр. 50.
- ^ Лагранж 1868 , с. 59.
- ^ Лагранж 1868 , стр. 59–60.
- ^ Jump up to: а б с Лагранж 1868 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б с д Гуси 2015 , с. 304.
- ^ Лагранж 1868 , с. 121.
- ^ Лагранж 1868 , с. 127.
- ^ Лагранж 1868 , с. 132.
- ^ Г. Уолтон, «Архитектурные чертежи Пьюджета для реконструкции Тулонского арсенала», Art History Information , 10 (1965), стр. 162 и далее.
- ^ Лагранж 1868 , с. 167.
- ^ Лагранж 1868 , с. 182.
- ^ Лагранж 1868 , стр. 182, 194.
- ^ Лагранж 1868 , с. 198.
- ^ Лагранж 1868 , с. 230.
- ^ Лагранж 1868 , с. 267-269.
- ^ Французский региональный и американский музейный обмен (FRAME) (19 июня 2010 г.). «Эркюль Террассант Гидр де Лерн, 1659-1660» . Архивировано из оригинала 26 июля 2011 г.
- ^ Лагранж 1868 , с. 329.
Библиография
[ редактировать ]- Лагранж, Леон (1868). Пьер Пюже - Художник - Скульптор - Декоратор сосудов (на французском языке). Париж: Didier et Cie. - включает каталог его работ
- Гуси, Уве (2015). «Раздел скульптуры в стиле барокко». L'Art Baroque - Архитектура - Скульптура - Живопись (на французском языке). Кельн: HF Ulmann. ISBN 978-3-8480-0856-8 .
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Пьюджет, Пьер ». Британская энциклопедия . Том. 22 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 637. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- См. также Шарль Жину, «Анналы жизни П. Пюже» (Париж, 1894); Филипп Окье, Пьер Пюже... критическая биография (Париж, 1903).
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Пьер Пюже в американских публичных коллекциях, на сайте Французской переписи скульптуры.