Вайн Делориа мл.
Вайн Делориа мл. | |
---|---|
Рожденный | А вот и Виктор Делория-младший. 26 марта 1933 г. |
Умер | 13 ноября 2005 г. | (72 года)
Национальность | Стэндинг-Рок Сиу , американцы |
Вайн Виктор Делориа-младший (26 марта 1933 — 13 ноября 2005, Стэндинг-Рок-Сиу ) — писатель, теолог, историк и активист, выступающий за права коренных американцев. Он был широко известен своей книгой « Кастер умер за ваши грехи: Индийский манифест» (1969), которая помогла привлечь внимание всей страны к проблемам коренных американцев в том же году, что и движение Алькатрас-Красная сила . С 1964 по 1967 год он занимал должность исполнительного директора Национального конгресса американских индейцев . [ 1 ] увеличив количество членов племени с 19 до 156. Начиная с 1977 года, он был членом правления Национального музея американских индейцев , здания которого сейчас есть как в Нью-Йорке, так и в Вашингтоне, округ Колумбия, на Молл.
Делориа начал свою академическую карьеру в 1970 году в колледже штата Западный Вашингтон в Беллингеме, штат Вашингтон . Он стал профессором политологии в Университете Аризоны (1978–1990), где учредил первую магистерскую программу по изучению американских индейцев в Соединенных Штатах. В 1990 году Делория начала преподавать в Университете Колорадо в Боулдере . [ 2 ] В 2000 году он вернулся в Аризону и преподавал в юридическом колледже. NBC News назвал Вайн Делориа «звездой возрождения американских индейцев». [ 3 ]
Происхождение и образование
[ редактировать ]Вайн Делориа-младший родился в 1933 году в Мартине, Южная Дакота , недалеко от Оглала Лакота индейской резервации Пайн-Ридж . [ 4 ] Он был сыном Барбары Слоат (урожденной Истберн) и Вайна Виктора Делории-старшего (1901–1990). Его отец изучал английский язык и христианское богословие и стал епископальным архидьяконом и миссионером в индейской резервации Стэндинг-Рок . [ 5 ] Его отец перенес членство в племени его и его детей из янктонских сиу в Стэндинг-Рок. Сестра Вайна-старшего Элла Делориа (1881–1971) была антропологом . [ 6 ] Дедушкой Вайна-младшего по отцовской линии был Типи Сапа (Черная Ложа), также известный как преподобный Филип Джозеф Делориа, епископальный священник и лидер янктонской банды народа Дакота . Его бабушкой по отцовской линии была Мэри Салли, дочь Альфреда Салли , генерала Гражданской войны в США и индейских войн , и его французско-янктонской жены; и внучка художника Томаса Салли .
Делория сначала получила образование в школах резервации, затем в 1951 году окончила Кентскую школу. В 1958 году он окончил Университет штата Айова по специальности общие науки. [ 7 ] Делория служила в морской пехоте США с 1954 по 1956 год. [ 8 ]
Первоначально планируя стать священником, как и его отец, Делория в 1963 году получил степень богослова в Лютеранской богословской школе в Чикаго , которая тогда располагалась в Рок-Айленде, штат Иллинойс . [ 7 ] В конце 1960-х он вернулся в аспирантуру и в 1970 году получил степень доктора права на юридическом факультете Университета Колорадо . [ 2 ]
Активизм
[ редактировать ]В 1964 году Делориа была избрана исполнительным директором Национального конгресса американских индейцев . [ 9 ] За его трехлетний срок организация прошла путь от банкротства до платежеспособности, а число ее членов увеличилось с 19 до 156 племен. [ 10 ] На протяжении многих лет он был связан со многими индейскими организациями.
Делория была основателем и главой Института права американских индейцев и Института развития права индейцев. [ 11 ] И Институт развития права индейцев, и Институт права американских индейцев стремились развивать и предоставлять юридическую подготовку и помощь индейским племенам, организациям и судам коренных американцев. В 1971 году они стремились сформировать национальную стратегию защиты от налогообложения для борьбы с попытками федеральных, государственных и муниципальных властей ввести налоги на различные аспекты племенной и индивидуальной экономической жизни. [ 12 ]
Делориа был свидетелем-экспертом группы защиты на судебном процессе по делу Вундед-Ни в 1974 году. Он был первым свидетелем, которого адвокаты защиты вызвали для дачи показаний. [ 13 ] Через час после того, как он выступил в качестве судьи, судья постановил признать Договор Сиу 1868 года. [ 13 ]
Начиная с 1977 года, он был выбран членом правления Национального музея американских индейцев , который основал свой первый центр в бывшей таможне США в Нью-Йорке в нижнем Манхэттене.
Во время преподавания в колледже штата Западный Вашингтон в Беллингеме, штат Вашингтон , Делория выступала за договорные права местных индейских племен на рыбную ловлю. Он работал над судебным делом, которое привело к историческому Болдта решению Окружного суда США по Западному округу Вашингтона . Решение судьи Болдта по делу Соединенные Штаты против Вашингтона (1974 г.) подтвердило, что права индейцев на рыболовство в штате продолжаются после уступки племенами миллионов акров земли Соединенным Штатам в 1850-х годах. После этого коренные американцы имели право получать половину улова при ловле рыбы в штате, вывозить рыбу с территории за пределами своих резерваций и управлять рыболовством вместе со штатом. [ 8 ]
Письмо
[ редактировать ]В 1969 году Делориа опубликовал свою первую из более чем двадцати книг под названием « Кастер умер за ваши грехи: Индийский манифест» . Эта книга стала одним из самых известных произведений Делории. [ 4 ] В нем он обратился к стереотипам об индейцах и призвал белую аудиторию по-новому взглянуть на историю западной экспансии Соединенных Штатов, отметив злоупотребления в отношении коренных американцев. [ 14 ] Книга была выпущена в год, когда студенты Движения Алькатрас-Красная Власть оккупировали остров Алькатрас , чтобы добиться строительства индийского культурного центра, а также внимания в достижении справедливости по индейским вопросам, включая признание суверенитета племен. Другие группы также набрали обороты: Движение американских индейцев было основано в 1968 году среди городских индейцев Миннеаполиса и проводило мероприятия для привлечения внимания средств массовой информации и общественности к просвещению по вопросам индейцев.
Книга Делории помогла привлечь внимание к борьбе коренных американцев. Сосредоточенная на цели коренных американцев - суверенитете без политической и социальной ассимиляции, книга стала визитной карточкой индейского самоопределения того времени. Американская антропологическая ассоциация спонсировала панельную дискуссию в ответ на « Кастер умер за ваши грехи» . [ 15 ] Книга была переиздана в 1988 году с новым предисловием автора, в котором отмечалось: «Индийский мир настолько существенно изменился со времени первой публикации этой книги, что некоторые вещи, содержащиеся в ней, снова кажутся новыми».
Делория написала и отредактировала множество последующих книг и 200 статей, уделяя особое внимание вопросам, связанным с коренными американцами, таким как образование и религия. [ 8 ] утверждал В 1995 году Делориа в своей книге «Красная земля, белая ложь» , что сухопутного моста через Берингов пролив никогда не существовало и что, вопреки археологическим и антропологическим данным, предки коренных американцев не мигрировали в Америку по такому сухопутному мосту. Скорее, он утверждал, что коренные американцы либо произошли из Америки, либо достигли ее посредством трансокеанских путешествий, как предполагают некоторые из их историй о создании . [ 16 ] Николас Перофф писал, что «Делория редко упускала шанс доказать, что реалии опыта и традиций американских индейцев до контакта не могут быть признаны или поняты в каких-либо концептуальных рамках, построенных на теориях современной науки». [ 17 ]
Делориа неоднозначно отверг не только научное понимание происхождения коренных народов Америки, но и другие аспекты (предыстории) истории Западного полушария, которые, по его мнению, противоречили рассказам коренных американцев. Например, позиция Делории относительно возраста определенных геологических образований , продолжительности проживания коренных американцев на Америке и его вера в то, что люди сосуществовали с динозаврами, строго противоречила эмпирическим фактам из множества академических дисциплин. [ 16 ] [ 18 ]
Защищаясь от неизбежной критики, Делориа обвинил ведущих учёных в неспособности к независимому мышлению и в том, что им мешает почтение к ортодоксальности. Он писал, что ученые, как правило, преследовали таких, как он, которые осмеливались продвигать неортодоксальные взгляды. Он утверждал, что наука по сути является религией со своей ортодоксальностью. [ 19 ] Делориа подвергся критике за его приверженность буквалистским интерпретациям традиционной истории американских индейцев со стороны антрополога Бернарда Ортиса де Монтеллано и английского профессора Х. Дэвида Брамбл . Они утверждали, что продвижение взглядов, не подкрепленных научными и вещественными доказательствами, напрямую способствовало распространению лженауки . [ 20 ]
В своих произведениях, особенно в книге Уорда Черчилля «Марксизм и коренные американцы», Делориа критиковал марксизм , ссылаясь на его неспособность принимать во внимание неевропейские идеи и его редукционный подход в отношении семьи, пола и справедливости . Делориа также отметила, что марксизм напоминает философию коренных народов, и заявила, что достоинства марксизма заключаются в его критике капитализма, системы, против которой Делория решительно выступала. [ 21 ]
Академическая карьера
[ редактировать ]В 1970 году Делориа занял свою первую преподавательскую должность, преподавая в Университета Западного Вашингтона Колледже этнических исследований в Беллингеме, штат Вашингтон . [ 8 ] В качестве приглашенного ученого он преподавал в Тихоокеанской школе религии , Новой школе религии и Колорадском колледже . С 1972 по 1974 год он также преподавал в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе .
Первой постоянной должностью Делориа была должность профессора политологии в Университете Аризоны , которую он занимал с 1978 по 1990 год. Находясь в UA, Делория учредила первую магистерскую программу по изучению американских индейцев в Соединенных Штатах. Такое признание культуры американских индейцев в существующих институтах было одной из целей движения Алькатрас-Красная Власть. [ 8 ] Отражая широкомасштабные изменения в академических кругах и культуре в целом, с момента публикации первой книги Делории были созданы многочисленные программы изучения американских индейцев, музеи, коллекции и другие учреждения.
Затем Делория преподавала в Университете Колорадо в Боулдере с 1990 по 2000 год. [ 22 ] После выхода на пенсию из Калифорнийского университета в Боулдере он преподавал в юридическом колледже Университета Аризоны . [ 8 ]
В 2004 году Делория отказалась от почетной степени Университета Колорадо в знак протеста против плохой реакции школы на дело о сексуальном насилии над ее футбольной командой. [ 23 ]
Почести и наследие
[ редактировать ]- В 1974 году, после публикации книги « Бог красный: местный взгляд на религию» , журнал Time назвал Делорию одним из главных «формирователей и движущих сил» христианской веры и теологии. [ 8 ]
- В 1996 году Делория получила Премию за заслуги перед жанром от Общества коренных писателей Америки . [ 24 ]
- В 1999 году Делория назвала в его честь библиотеку Вайна Делориа-младшего в Национальном музее Американо-Смитсоновского института. [ 25 ]
- В 1999 году он получил премию «Писатель года Wordcraft Circle» в категории прозы и личных/критических эссе за свою работу «Дух и разум» . [ 26 ]
- В 2002 году он получил премию Уоллеса Стегнера от Центра американского Запада и был почётно отмечен на Национальном книжном фестивале 2002 года . [ 22 ]
- В 2003 году он выиграл премию авторов Фестиваля слов американских индейцев 2003 года. [ 27 ]
- В 2018 году он был посмертно выбран одним из первых двенадцати призывников и введен в новый Национальный зал славы коренных американцев . [ 28 ]
Брак и семья
[ редактировать ]После его смерти у Делории остались его жена Барбара, их дети Филип, Дэниел и Жанна, а также семеро внуков. [ 29 ]
Его сын, Филип Дж. Делориа , также является известным историком и писателем. [ 30 ]
Последние годы и смерть
[ редактировать ]После того, как Делория вышла на пенсию в мае 2000 года, он продолжал писать и читать лекции. Он умер 13 ноября 2005 года в Голдене, штат Колорадо , от аневризмы аорты . [ 7 ]
Работает
[ редактировать ]Книги: автор
[ редактировать ]- Кастер умер за ваши грехи: индийский манифест , Нью-Йорк: Macmillan, 1969. ISBN 0-8061-2129-7 ; более позднее издание с новым предисловием: Норман, University of Oklahoma Press, 1988. ISBN 978-08061-2129-1 .
- Мы говорим, вы слушаете; Новые племена, Нью-Терф , Нью-Йорк: Макмиллан, 1970.
- Красный человек в драме Нового Света: политико-правовое исследование с зрелищем истории американских индейцев , Нью-Йорк: Macmillan, 1971.
- О предельной добросовестности , Сан-Франциско: Straight Arrow Books , 1971.
- Бог красный: местный взгляд на религию , Гроссет и Данлэп, 1973. ISBN 9780448021683 .
- По следам нарушенных договоров: Декларация независимости Индии , Нью-Йорк: Dell Publishing Co., 1974.
- Индийское дело , Нью-Йорк: Friendship Press, 1974. ISBN 0-377-00023-X .
- Лучший день для индейцев , Нью-Йорк: Field Foundation, 1976.
- Индейцы северо-запада Тихого океана , Нью-Йорк: Даблдей, 1977. ISBN 0-385-09790-5 .
- Метафизика современного существования , Сан-Франциско: Харпер и Роу, 1979. ISBN 0-06-450250-3 .
- Американские индейцы, американское правосудие , Остин: Техасский университет Press, 1983. ISBN 0-292-73834-X .
- Отправитель слов: очерки памяти Джона Г. Нейхардта , Солт-Лейк-Сити: Howe Brothers, 1984. ISBN 0-935704-22-1 .
- Народы внутри: прошлое и будущее суверенитета американских индейцев , Нью-Йорк: Pantheon Books, 1984. ISBN 0-394-72566-2 .
- Политика американских индейцев в двадцатом веке , Норман: Университет Оклахомы, 1985. ISBN 0-8061-1897-0 .
- Фрэнк Уотерс: Человек и мистик , Афины: Swallow Press: Издательство Университета Огайо, 1993. ISBN 0-8040-0978-3 .
- Красная Земля, Белая ложь: коренные американцы и миф о научных фактах , Нью-Йорк: Скрибнер, 1995. ISBN 0-684-80700-9 .
- Для этой земли: сочинения о религии в Америке , Нью-Йорк: Routledge, 1999. ISBN 0-415-92114-7 .
- Пение для духа: портрет дакота сиу , Санта-Фе, Нью-Мексико: Clear Light Publishers, 1999. ISBN 1-57416-025-7 .
- Дух и разум: Читатель Vine Deloria Jr. , Голден, Колорадо: паб Fulcrum, 1999. ISBN 1-55591-430-6 .
- Власть и место: Индийское образование в Америке ( совместно с Дэниелом Уайлдкэтом), Golden, CO: Fulcrum Pub., 2001. ISBN 155591859X
- Племена, договоры и конституционные невзгоды (совместно с Дэвидом Э. Уилкинсом), Остин: Техасский университет Press, 1999. ISBN 0-292-71607-9 .
- Эволюция, креационизм и другие современные мифы , Голден, Колорадо: паб Fulcrum, 2002.
- Геноцид разума: новое письмо коренных американцев (совместно с Мариджо Мур ), Нью-Йорк: Nation Books, 2003. ISBN 1-56025-511-0 .
- Мир, в котором мы жили: вспоминая силы знахарей , Fulcrum Publishing, Голден, Колорадо, 2006. ISBN 978-1-55591-564-3 (пбк.); ISBN 1-55591-564-7 .
- Мы говорим, вы слушаете: новые племена, новая территория, Линкольн: University of Nebraska Press, 2007. ISBN 978-0803259850
- К.Г. Юнг и традиции сиу: мечты, видения, природа и примитивность , Новый Орлеан, Луизиана, 2009. ISBN 978-1-882670-61-1.
Книги: редактор
[ редактировать ]- Агрессия цивилизации: федеральная политика в отношении Индии с 1880-х годов , Филадельфия: издательство Temple University Press, 1984. ISBN 0-87722-349-1 .
- Отправитель слов: очерки памяти Джона Г. Нейхардта. Солт-Лейк-Сити: Howe Bros., 1984. ISBN 0935704221
- Закон о реорганизации Индии: Конгрессы и законопроекты. Норман: Университет Оклахомы Пресс, 2002. 978-08061-3398-0.
Статьи, отчеты, устные истории
[ редактировать ]- Воспоминания о Вайне В. Делории, племени янктон-сиу из Южной Дакоты , программа устной истории New York Times: исследовательский проект устной истории американских индейцев. Часть II; нет. 82. 1970.
- Право знать: документ , Вашингтон, округ Колумбия: Управление библиотечных и информационных служб Министерства внутренних дел США, 1978.
- Краткая история федеральной ответственности перед американскими индейцами , Вашингтон, округ Колумбия: Департамент здравоохранения, образования и социального обеспечения, 1979.
Вторичная литература
[ редактировать ]- ДеМалли, Рэймонд Дж. (декабрь 2006 г.). «Вайн Делория-младший (1933–2005)». Американский антрополог . Новая серия. 108 (4): 932–35. дои : 10.1525/aa.2006.108.4.932 .
- Индейцы и антропологи: Вайн Делориа-младший и критика антропологии , изд. Томас Биолси, Ларри Дж. Циммерман, University of Arizona Press, 1997, ISBN 0-8165-1607-3
- Разрушая догму: Вайн Делориа-младший и его влияние на американское общество , изд. Стив Павлик, Дэниел Р. Уайлдкэт, Golden, CO: Fulcrum, 2006, ISBN 1-55591-519-1
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Предыдущее руководство NCAI | NCAI» . www.ncai.org . Проверено 6 ноября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Вайн Делориа-младший. « Закон Колорадо . 25 января 2017 года . Получено 6 , ноября
- ^ «Умерла звезда Возрождения американских индейцев» . Новости Эн-Би-Си . 15 ноября 2005 года . Проверено 14 октября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джонсон, Кирк (15 ноября 2005 г.). «Вайн Делориа-младший, защитник прав индейцев, умер в возрасте 72 лет» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 6 ноября 2019 г.
- ^ Уишарт, 60 лет.
- ^ Уишарт, 59 лет.
- ^ Перейти обратно: а б с Джонсон, Кирк. «Вайн Делориа-младший, защитник прав индейцев, умер в возрасте 72 лет». Нью-Йорк Таймс. 15 ноября 2005 г. (получено 26 августа 2009 г.)
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Лоренц, Мелисса. Вайн Делориа-младший , EMuseum Государственный университет Миннесоты, Манкато. 2008 г. (Архивная копия получена 19 апреля 2015 г.)
- ^ Уилкинс, Дэвид (2015). «Дань Вайн Делории-младшей: коренной провидец» . Французский обзор американских исследований . 3 (144): 109–118. дои : 10.3917/rfea.144.0109 . Получено 31 мая 2016 г. — через Cairn.info .
- ^ Уилкинсон, 107
- ^ «Подробности документа — Газеты американских индейцев — Адам Мэтью Диджитал» . www.americanindiannewspapers.amdigital.co.uk . Проверено 14 октября 2022 г.
- ^ Скаут, Капитолий (25 ноября 1971 г.). «Capital Scout: Национальная стратегия защиты от налогообложения» . «Навахо Таймс» . п. 18.
- ^ Перейти обратно: а б Браун, Ди (24 ноября 1974 г.). «По следам нарушенных договоров: Декларация независимости Индии. Вайн Делориа-младший, 263 стр. Нью-Йорк: Delacorte Press. 8,95 долларов» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 14 октября 2022 г.
- ^ Уилкинсон, 108.
- ^ Уоткинс, Джо. «Красная черта археологии» . Археология (Обзор) . Проверено 6 ноября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дженкинс, Филип Ловцы снов: Как господствующая Америка открыла местную духовность , OUP USA (24 ноября 2005 г.) ISBN 978-0-19-518910-0 . п. 233.
- ^ Павлик, Стив; Wildcat, Дэниел Р. (2006). Разрушение догмы: Вайн Делориа-младший и его влияние на американское общество . Голден, Колорадо: Паб Fulcrum. п. 96. ИСБН 1555915191 .
- ^ О'Лири, Дениз. По замыслу или случайно во Вселенной: растущие противоречия о происхождении жизни , Аугсбургская крепость (3 августа 2004 г.) ISBN 978-0-8066-5177-4 стр. 155 [1]
- ^ Брамбл, Х. Дэвид (1998). «Вайн Делориа-младший, креационизм и этническая лженаука» . РНКСЕ . 18 (6) . Проверено 15 июля 2014 г.
- ^ Бернар Ортис де Монтеллано. «Постмодернистский мультикультурализм и научная неграмотность», Новости APS (Американского физического общества) , январь 1998 г., том 7, № 1.
- ^ Делория, Вайн (март 1984 г.). Марксизм и коренные американцы . Бостон, Массачусетс: South End Press. п. 113-136. ISBN 0896081788 .
- ^ Перейти обратно: а б «Вайн Делория-младший, известный писатель и лидер американских индейцев, умер в возрасте 72 лет». Архивировано 6 июня 2011 года в Wayback Machine Колорадском университете в новостном центре Боулдера. 14 ноября 2005 г. (получено 26 августа 2009 г.).
- ^ «Вайн Виктор Делория-младший [следы]» . Ammsa.com . Проверено 14 октября 2022 г.
- ↑ Список наград NWCA за заслуги перед жизнью , по состоянию на 6 августа 2010 г.
- ^ «Библиотека Вайн Делориа-младший, Национальный музей американских индейцев» . библиотека.si.edu . 2012 . Проверено 14 октября 2022 г.
- ^ «Вайн Делория младший» . Библиотека Конгресса . Проверено 6 ноября 2019 г.
- ^ Писатель, Всемирный штаб ДАННА СЬЮ УОКЕР (13 марта 2003 г.). «Фестиваль слов американских индейцев в честь Делории» . Мир Талсы . Проверено 6 ноября 2019 г.
- ^ «Национальный зал славы коренных американцев назвал первые двенадцать исторических призывников - IndianCountryToday.com» . Newsmaven.io . Проверено 22 октября 2018 г.
- ^ Кирк Джонсон, « Вайн Делориа-младший, защитник прав индейцев, умер в возрасте 72 лет », The NY Times, 15 ноября 2005 г. По состоянию на 29 ноября 2012 г.
- ^ «Индейцы в неожиданных местах: Филип Дж. Делориа». Архивировано 9 мая 2014 года в издательстве Wayback Machine University Press, Канзас. (получено 26 августа 2009 г.)
Источники
[ редактировать ]- Делория-младшая, Вайн (1973). Бог красный: местный взгляд на религию (изд., посвященный 30-летию). Голден, Колорадо: Fulcrum, 2003. ISBN. 978-15559-1498-1 .
- Уилкинсон, Чарльз Ф. Кровавая борьба: подъем современных индийских народов. Нью-Йорк: WW Norton and Company, 2005. ISBN 978-0-393-05149-0 .
- Уишарт, Дэвид Дж. , изд. Энциклопедия индейцев Великих равнин . Линкольн: Университет Небраски Press, 2007. ISBN 978-0-8032-9862-0 .
- Проект авторов коренных американцев: Вайн Делориа-младший. Получено 17 мая 2005 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- World Cat, Deloria, Vine: Список статей и глав
- Биография: Вайн Делориа мл.
- Проект авторов коренных американцев
- Вайн Делориа мл.
- Информационный бюллетень Американской философской ассоциации об американских индейцах в философии, осень 2006 г.
Архивные материалы
[ редактировать ]- Аудиоколлекция Вайна Делориа-младшего в Юго-западной коллекции / библиотеке специальных коллекций Техасского технологического университета
- Документы Вайн Делории. Йельская коллекция Западной Америки, Библиотека редких книг и рукописей Бейнеке.
- 1933 рождения
- смертей в 2005 г.
- Американцы английского происхождения
- Американцы французского происхождения
- Ученые-креационисты
- Выпускники Университета штата Айова
- Выпускники Кентской школы
- Ученые коренных американцев
- Индейские активисты
- Индейский креационизм
- Военнослужащие коренных американцев США
- Индейские писатели XX века
- Жители округа Беннетт, Южная Дакота
- Офицеры Корпуса морской пехоты США
- Преподаватель Университета Аризоны
- Выпускники Университета Колорадо
- Факультет Университета Колорадо в Боулдере
- Выпускники юридического факультета Университета Колорадо
- Факультет Университета Западного Вашингтона
- Писатели из Южной Дакоты
- Креационизм молодой Земли
- Смертность от расслоения аорты
- Сторонники альтернативной хронологии
- Калифорнийский университет, жители Лос-Анджелеса
- Критики марксизма
- Американские антикапиталисты
- Стэндинг-Рок, народ сиу