Социально-экологическая модель
Социально-экологические модели были разработаны для дальнейшего понимания динамических взаимосвязей между различными личными факторами и факторами окружающей среды. Социоэкологические модели были введены в городские исследования социологами, связанными с Чикагской школой, после Первой мировой войны как реакция на узкий охват большинства исследований, проводимых психологами развития . Эти модели устраняют разрыв между поведенческими теориями, ориентированными на небольшие условия, и антропологическими теориями.
Представленная как концептуальная модель в 1970-х годах, формализованная как теория в 1980-х годах и постоянно пересматриваемая Бронфенбреннером до его смерти в 2005 году, Ури Бронфенбреннера «Экологическая основа человеческого развития» применяет социоэкологические модели к человеческому развитию. В своей первоначальной теории Бронфенбреннер постулировал, что для понимания человеческого развития необходимо принять во внимание всю экологическую систему, в которой происходит рост. В последующих редакциях Бронфенбреннер признал значимость биологических и генетических аспектов личности в развитии человека.
В основе экологической модели Бронфенбреннера лежит биологическая и психологическая структура ребенка, основанная на индивидуальной и генетической истории развития. На этот состав по-прежнему влияет и модифицируется непосредственное физическое и социальное окружение ребенка (микросистема), а также взаимодействия между системами внутри окружающей среды (мезосистемы). Другие, более широкие социальные, политические и экономические условия (экзосистема) влияют на структуру и доступность микросистем, а также на то, как они влияют на ребенка. Наконец, социальные, политические и экономические условия сами по себе находятся под влиянием общих убеждений и взглядов (макросистем), разделяемых членами общества. (Букатко и Далер, 1998 г.)
Проще говоря, теория систем — это идея о том, что одно влияет на другое. Основная идея теории систем заключается в том, что одно событие влияет на другое событие, и существование не происходит в вакууме, а по отношению к изменяющимся обстоятельствам системы динамичны и парадоксальным образом сохраняют свою целостность, приспосабливаясь к неизбежным изменениям, происходящим вокруг них. На наше индивидуальное и коллективное поведение влияет все: от наших генов до политической среды. Невозможно полностью понять наше развитие и поведение, не принимая во внимание все эти элементы. И действительно, именно на этом настаивают некоторые теории социальной работы, если мы хотим осуществлять эффективные вмешательства. В основе этих моделей лежит идея о том, что все взаимосвязано, все может влиять на все остальное. Сложные системы состоят из множества частей. Невозможно понять целое, не осознавая, как его составные части взаимодействуют, влияют и изменяют друг друга. Когда части взаимодействуют, они создают характер и функцию целого. [1]
От системного мышления к социоэкологическим моделям
[ редактировать ]Систему можно определить как сравнительно ограниченную структуру, состоящую из взаимодействующих, взаимосвязанных или взаимозависимых элементов, образующих единое целое. [2] Системное мышление утверждает, что единственный способ полностью понять что-то или событие — это понять части по отношению к целому. Таким образом, системное мышление, то есть процесс понимания того, как вещи влияют друг на друга в целом, занимает центральное место в экологических моделях. Как правило, система — это сообщество, расположенное внутри окружающей среды. Примерами систем являются системы здравоохранения, системы образования, продовольственные системы и экономические системы.
Опираясь на природные экосистемы, которые определяются как сеть взаимодействий между организмами, а также между организмами и окружающей их средой, социальная экология представляет собой основу или набор теоретических принципов для понимания динамических взаимосвязей между различными факторами личности и окружающей среды. [3] Социальная экология уделяет явное внимание социальному, институциональному и культурному контексту отношений между людьми и окружающей средой. Эта точка зрения подчеркивает множество измерений (пример: физическая среда, социальная и культурная среда, личные качества), множество уровней (пример: отдельные лица, группы, организации) и сложность человеческих ситуаций (пример: кумулятивное воздействие событий с течением времени). [4] Социальная экология также включает такие концепции, как взаимозависимость и гомеостаз из теории систем, чтобы охарактеризовать взаимные и динамические взаимодействия человека и окружающей среды. [5] , [6]
Люди являются ключевыми агентами в экологических системах. С экологической точки зрения человек является одновременно постулатом (основной сущностью, существование которой считается само собой разумеющимся) и единицей измерения. Согласно постулату, человек имеет несколько характеристик. Во-первых, человеку требуется доступ к среде, от которой он зависит в плане знаний. Во-вторых, они взаимозависимы с другими людьми; то есть всегда является частью популяции и не может существовать иначе. В-третьих, человек ограничен во времени или имеет конечный жизненный цикл. В-четвертых, у них есть врожденная склонность к сохранению и расширению жизни. В-пятых, они обладают способностью к поведенческой изменчивости. [7] Таким образом, социально-экологические модели применимы к процессам и условиям, которые управляют течением человеческого развития на протяжении всей жизни в реальной среде, в которой живут люди. [8] Экологическая основа человеческого развития Ури Бронфенбреннера считается наиболее признанной и используемой социально-экологической моделью (применительно к человеческому развитию). Теория экологических систем рассматривает развитие ребенка в контексте систем взаимоотношений, которые формируют его или ее среду.
Экологические рамки человеческого развития Бронфенбреннера
[ редактировать ]
Экологическая основа человеческого развития Бронфенбреннера была впервые представлена в 1970-х годах как концептуальная модель и стала теоретической моделью в 1980-х годах. Можно выделить два различных этапа теории. Бронфенбреннер [10] заявил, что «полезно различать два периода: первый закончился публикацией «Экологии человеческого развития» (1979), а второй характеризовался серией статей, которые поставили под сомнение исходную модель». Первоначальная теория Бронфенбреннера иллюстрировала важность места для аспектов контекста, а в пересмотренной версии он занялся самокритикой за то, что игнорировал роль, которую человек играет в своем собственном развитии, одновременно уделяя слишком много внимания контексту. [11] Несмотря на пересмотр, изменение и расширение, суть теории Бронфенбреннера остается связанной с экологическим стрессом взаимосвязью человека и контекста.
Экологическая модель Бронфенбреннера исследует развитие человека, изучая, как люди создают конкретную среду, в которой они живут. Другими словами, люди развиваются в соответствии с окружающей их средой; это может включать общество в целом и период, в котором они живут, что повлияет на поведение и развитие. Это рассматривает поведение и развитие как симбиотические отношения, поэтому эта модель также известна как «биоэкологическая» модель.
Теория экологических систем
[ редактировать ]Бронфенбреннер разработал свою теорию экологических систем, чтобы объяснить, как все в ребенке и его окружающей среде влияет на то, как ребенок растет и развивается. В своей первоначальной теории Бронфенбреннер постулировал, что для понимания человеческого развития необходимо принять во внимание всю экологическую систему, в которой происходит рост. Эта система состоит из пяти социально организованных подсистем, которые поддерживают и направляют человеческое развитие. Каждая система зависит от контекстуальной природы жизни человека и предлагает постоянно растущее разнообразие вариантов и источников роста. Более того, внутри каждой системы и между ними существует двунаправленное влияние. Эти двунаправленные влияния подразумевают, что отношения оказывают воздействие в двух направлениях: как от человека, так и к нему.
Поскольку у нас потенциально есть доступ к этим подсистемам, мы можем получить больше социальных знаний, расширенный набор возможностей для обучения решению проблем и доступ к новым измерениям самоисследования.
Микросистемы
[ редактировать ]Микросистема является наиболее близким к ребенку слоем и содержит структуры, с которыми ребенок имеет непосредственный контакт. Микросистема охватывает отношения и взаимодействия ребенка с его или ее непосредственным окружением, таким как семья, школа, район или среда ухода за детьми. [12] На микросистемном уровне двунаправленные влияния наиболее сильны и оказывают наибольшее влияние на ребенка. Однако взаимодействия на внешних уровнях все же могут влиять на внутренние структуры. Эта основная среда является местом первоначального познания ребенком мира. Являясь самой интимной средой обучения ребенка, она предлагает ему или ей ориентир для мира. Микросистема может стать центральным элементом воспитания ребенка или стать запоминающимся набором воспоминаний. [13] Реальная сила в этом первоначальном наборе взаимоотношений с семьей для ребенка заключается в том, что он испытывает в плане развития доверия и взаимности со своими значимыми людьми. [14] Семья – это ранняя микросистема ребенка, обучающая его жизни. Заботливые отношения между ребенком и родителями (или другими лицами, осуществляющими уход) могут способствовать формированию здоровой личности. [15] Например, поведение родителей, связанное с привязанностью, дает детям первый опыт построения доверия. [16]
Мезосистема
[ редактировать ]Мезосистема выводит нас за пределы диады или двухсторонних отношений. [17] Мезосистемы соединяют две и более системы, в которых живут ребенок, родитель и семья. [18] Мезосистемы обеспечивают связь между структурами микросистемы ребенка. [12] Например, связь между учителем ребенка и его родителями, между его церковью и его окружением представляют собой мезосистемы.
Экзосистема
[ редактировать ]Экзосистема определяет более крупную социальную систему, в которой ребенок не функционирует напрямую. Структуры этого слоя влияют на развитие ребенка, взаимодействуя с некоторыми структурами его микросистемы. [12] Примерами могут служить графики работы родителей или семейные ресурсы на уровне сообщества. Ребенок может не принимать непосредственного участия на этом уровне, но он чувствует положительную или отрицательную силу, связанную со взаимодействием с его собственной системой. К основным экзосистемам, которые косвенно влияют на молодежь через ее семью, относятся: школа и сверстники, рабочее место родителей, семейные социальные сети и контекст местного сообщества, местная политика и промышленность. [8] Экзосистемы могут расширять возможности (пример: высококачественная программа ухода за детьми, приносящая пользу всей семье) или деградировать (пример: чрезмерный стресс на работе влияет на всю семью). Более того, отсутствие в системе делает ее не менее влиятельной в жизни. Например, многие дети осознают стресс на рабочем месте своих родителей, никогда физически не бывая в этих местах. [19]
Макросистема
[ редактировать ]Макросистема – это более широкий культурный контекст, такой как отношения и социальные условия внутри культуры, в которой находится ребенок. Макросистемы могут использоваться для описания культурного или социального контекста различных социальных групп, таких как социальные классы, этнические группы или религиозные группы. [20] Этот слой является самым внешним слоем в окружающей среде ребенка. Эффекты более крупных принципов, определенных макросистемой, оказывают каскадное влияние на взаимодействия всех других уровней. [21] Макросистема влияет на то, что, как, когда и где мы осуществляем наши отношения. [22] Например, такая программа, как «Женщины, младенцы и дети» (WIC), может положительно повлиять на молодую мать посредством медицинского обслуживания, витаминов и других образовательных ресурсов. Это может расширить ее жизнь, чтобы она, в свою очередь, была более эффективной и заботливой со своим новорожденным. [23] В этом примере без защиты убеждений, услуг и поддержки семей дети и их родители подвергаются большому вреду и ухудшению. [24] В каком-то смысле макросистема, окружающая нас, помогает нам удерживать воедино множество нитей нашей жизни.
Хроносистема
[ редактировать ]Хроносистема охватывает измерение времени, связанное с окружающей средой ребенка. [11] Элементы этой системы могут быть как внешними, например, время смерти родителя, так и внутренними, например, физиологические изменения, происходящие с возрастом ребенка. Динамику семьи необходимо рассматривать в историческом контексте, поскольку она происходит внутри каждой системы. [11] В частности, мощное влияние исторического влияния на макросистему на то, как семьи могут реагировать на различные стрессоры. Бронфенбреннер [18] предполагает, что во многих случаях семьи реагируют на различные стрессоры в рамках социальных параметров, существующих в их жизни.
Временная модель контекста человека процесса
[ редактировать ]Самым значительным отступлением Бронфенбреннера от своей первоначальной теории является включение процессов человеческого развития. Процессы, по Бронфенбреннеру, объясняют связь между некоторым аспектом контекста или каким-то аспектом личности и интересующим результатом. Полная, пересмотренная теория рассматривает взаимодействие между процессами, человеком, контекстом и временем и называется моделью Процесс-Человек-Контекст-Время (PPCT). Два взаимозависимых предложения определяют свойства модели. Кроме того, в отличие от исходной модели, модель Процесс-Человек-Контекст-Время больше подходит для научных исследований. По Бронфенбреннеру: [25]
- «Предложение 1: На ранней стадии и на протяжении всей жизни развитие человека происходит через процессы все более сложных взаимных взаимодействий между активным, развивающимся биопсихологическим человеческим организмом и людьми, объектами и символами в его непосредственном окружении. Чтобы быть эффективным, взаимодействие должно происходить на достаточно регулярной основе в течение длительных периодов времени. Эти формы взаимодействия в ближайшем окружении называются проксимальными процессами.
- Положение 2: форма, сила, содержание и направление ближайших процессов, влияющих на развитие, систематически изменяются как совместная функция особенностей развивающегося человека, среды - непосредственной и более отдаленной, в которой протекают процессы, и характера рассматриваемого результата развития».
Процессы играют решающую роль в развитии. Проксимальные процессы имеют фундаментальное значение для теории. Они представляют собой двигатели развития, поскольку именно участвуя в деятельности и взаимодействиях, люди приходят к осмыслению своего мира, пониманию своего места в нем, и одновременно играют свою роль в изменении преобладающего порядка, одновременно вписываясь в существующий. [26] Природа проксимальных процессов варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей и контекста — как в пространстве, так и во времени. [25] Как поясняется во втором из двух центральных положений, социальные преемственности и изменения происходят с течением времени на протяжении жизненного пути и исторического периода, в течение которого живет человек. [25] Таким образом, эффекты проксимальных процессов более мощные, чем эффекты окружающей среды, в которой они происходят.
Человек . Бронфенбреннер признает здесь значимость биологических и генетических аспектов человека. [8] Однако он уделял больше внимания личностным характеристикам, которые люди привносят с собой в любую социальную ситуацию. [25] Он разделил эти характеристики на три типа: характеристики спроса, ресурса и силы. Характеристики спроса – это те характеристики, которые действуют как непосредственный стимул для другого человека, например возраст, пол, цвет кожи и внешний вид. Эти типы характеристик могут влиять на первоначальные взаимодействия из-за ожиданий, которые формируются немедленно. Ресурсные характеристики – это характеристики, которые частично связаны с умственными и эмоциональными ресурсами, такими как прошлый опыт, навыки и интеллект, а также с социальными и материальными ресурсами (доступ к хорошей пище, жилью, заботливым родителям и возможностям образования, соответствующим потребностям конкретного человека). общество). Наконец, силовые характеристики – это те, которые связаны с различиями в темпераменте, мотивации и настойчивости. По мнению Бронфенбреннера, двое детей могут иметь одинаковые ресурсные характеристики, но траектории их развития будут совершенно разными, если один мотивирован на успех и настойчив в выполнении задач, а другой не мотивирован и не настойчив. Таким образом, Бронфенбреннер предоставил более четкое представление о роли людей в изменении своего контекста. Изменение может быть относительно пассивным (человек меняет среду, просто находясь в ней), до более активным (способы изменения человеком среды связаны с его ресурсными характеристиками, будь то физические, умственные или эмоциональные), к наиболее активным (степень, в которой человек меняет окружающую среду, отчасти связана с желанием и стремлением сделать это, или с силовыми характеристиками). [26]
Контекст , или среда, включает в себя четыре из пяти взаимосвязанных систем исходной теории: микросистему, мезосистему, экзосистему и макросистему.
Последним элементом модели PPCT является время . Время играет решающую роль в развитии человека. Точно так же, как контекст и отдельные факторы делятся на субфакторы или подсистемы, Бронфенбреннер и Моррис писали о времени как о составляющих микровремени (то, что происходит в ходе некоторой конкретной деятельности или взаимодействия), мезовремени. (степень, в которой действия и взаимодействия происходят с некоторой последовательностью в окружающей среде развивающегося человека) и макровремя (хроносистема). Время и сроки одинаково важны, поскольку все аспекты модели PPCT можно рассматривать с точки зрения относительного постоянства и изменения. [26]
Приложения
[ редактировать ]Применение социально-экологических теорий и моделей направлено на несколько целей: объяснить взаимодействие человека и окружающей среды, улучшить взаимодействие людей и окружающей среды, способствовать росту и развитию человека в определенных средах и улучшить окружающую среду, чтобы она поддерживала выражение предрасположенностей индивидуальной системы. . Некоторые примеры:
- Политическая и экономическая политика, которая поддерживает важность роли родителей в развитии их детей, например, программы «Head Start» или «Женщины, младенцы и дети».
- Формирование в обществе отношения, которое ценит работу, выполняемую от имени детей на всех уровнях: родители, учителя, расширенные семьи, наставники, руководители работ, законодатели.
- В укреплении здоровья населения: выявление высокоэффективных рычагов воздействия и посредников внутри организаций, которые могут способствовать успешной реализации мероприятий по укреплению здоровья, объединение ориентированных на человека и экологически ориентированных компонентов в комплексных программах укрепления здоровья, а также измерение масштабов и устойчивости результатов вмешательств в течение длительных периодов времени. . Основа программ вмешательства для решения таких проблем, как издевательства, ожирение, переедание и физическая активность.
- Вмешательства, в которых в качестве основы используется социально-экологическая модель, включают кампании в средствах массовой информации, социальный маркетинг и развитие навыков.
- В экономике: экономика, человеческие привычки и культурные особенности формируются географией. В экономике выпуск является функцией природных ресурсов , человеческих ресурсов, капитальных ресурсов и технологий. Окружающая среда (макросистема) во многом диктует образ жизни личности и экономику страны. Например, если регион гористый или засушливый и в нем мало земли для сельского хозяйства , страна, как правило, не будет так процветать, как другая страна, имеющая большие ресурсы.
- При информировании о рисках : используется, чтобы помочь исследователю проанализировать время получения информации и определить получателей и заинтересованные стороны. Эта ситуация представляет собой влияние окружающей среды, которое может иметь очень далеко идущие последствия. Уровень образования, понимания и достатка человека могут определять, какую информацию он или она получает и обрабатывает и через какую среду.
- В личном здоровье: для предотвращения заболеваний человеку следует избегать среды, в которой он может быть более восприимчив к заражению вирусом или где его иммунная система будет ослаблена. Это также включает в себя возможное удаление из потенциально опасной среды или избегание больного коллеги. С другой стороны, некоторые условия особенно благоприятны для здоровья. Окружение себя физически здоровыми людьми потенциально может послужить мотивацией стать более активным, соблюдать диету или тренироваться в тренажерном зале. Правительство, запрещающее трансжиры , может оказать положительное влияние сверху вниз на здоровье всех людей в этом штате или стране.
- В питании человека: используется в качестве модели для исследований и мероприятий в области питания. Социально-экологическая модель рассматривает несколько уровней влияния на конкретное поведение в отношении здоровья. Уровни включают внутриличностный (знания человека, демография, отношения, ценности, навыки, поведение, самооценка, самооценка), межличностный (социальные сети, социальная поддержка, семьи, рабочие группы, сверстники, друзья, соседи), организационный (нормы, стимулы, организационная культура, стили управления, организационная структура, коммуникационные сети), сообщество (общественные ресурсы, местные организации, народные практики, некоммерческие организации, неформальные и формальные практики лидерства) и уровень государственной политики (законодательство, политика, налоги, нормативные акты). органы, законы) [27] [28] Считается, что многоуровневые вмешательства наиболее эффективны для изменения поведения. [28]
- В общественном здравоохранении : использование этой модели для решения вопросов здоровья населения страны рассматривается как критически важное для стратегического согласования политики и услуг по всему континууму потребностей населения в области здравоохранения, включая разработку эффективных стратегий укрепления здоровья, а также профилактики и борьбы с болезнями. . [29] Таким образом, при развитии всеобщих систем здравоохранения уместно признать « Здоровье во всей политике » в качестве всеобъемлющей политической основы, а общественное здравоохранение , первичную медико-санитарную помощь и общественные услуги — в качестве сквозной основы для всего здравоохранения и здравоохранения. - сопутствующие услуги, действующие по всему спектру: от первичной профилактики до долгосрочного ухода и терминальных состояний. Хотя эта точка зрения логична и хорошо обоснована, в большинстве случаев реальность иная, и везде есть возможности для улучшения. [30]
- В политике: акт политики – это принятие решений. Решение может потребоваться от отдельного лица, организации, сообщества или страны. Решение, которое принимает конгрессмен, влияет на всех, кто находится под его или ее юрисдикцией. Если кто-то принимает решение не голосовать за президента Соединенных Штатов, он не дает себе права голоса на выборах. Если многие другие люди предпочитают не высказывать свое мнение и/или не голосовать, они непреднамеренно позволяют большинству других принимать решение за них. На международном уровне, если руководство США решает оккупировать чужую страну, это влияет не только на руководство; это также затрагивает военнослужащих США, их семьи и сообщества, из которых они происходят. Такое решение имеет множество межуровневых и интерактивных последствий.
Критика
[ редактировать ]Несмотря на то, что модели Ури Бронфенбреннера в целом были хорошо приняты, на протяжении многих лет они подвергались некоторой критике. Большая часть критики сосредоточена вокруг трудностей эмпирической проверки теории и модели, а также широты теории, которая затрудняет вмешательство на любом заданном уровне. Одна из основных критических замечаний по поводу биологической модели Бренфенбреннера заключается в том, что она «...слишком много внимания уделяет биологическим и когнитивным аспектам человеческого развития, но мало - социально-эмоциональным аспектам человеческого развития». [31] Некоторые примеры критики теории:
- Сложно оценить все компоненты эмпирически.
- Сложную объяснительную модель для применения, поскольку она требует обширного набора экологических деталей для построения, а это означает, что необходимо принять во внимание все в чьей-либо среде.
- Неспособность признать, что дети позитивно пересекают границы и развивают сложную идентичность.
- Неспособность признать, что собственные конструкции семьи у детей более сложны, чем объясняют традиционные теории.
- Системы вокруг детей не всегда линейны.
- Озабоченность достижением «нормального» детства без общего понимания «нормального».
- Не видит, что переменные социальной жизни находятся в постоянном взаимодействии и что небольшие переменные могут изменить систему.
- Упускает напряжение между контролем и самореализацией в детско-взрослых отношениях; дети могут формировать культуру.
- Недооценивает способности, упускает из виду права/чувства/сложность.
- Уделяет слишком мало внимания биологическим и когнитивным факторам развития детей.
- Не рассматривает стадии развития, которые находятся в центре внимания таких теорий, как теории Пиаже и Эриксона.
Ключевые участники
[ редактировать ]- Ури Бронфенбреннер
- Эрнест Берджесс
- Гаррет Хардин
- Амос Х. Хоули
- Аластер Макинтош
- Джон Дж. Эцель
- Роберт Э. Парк
- Дэниел Стоколс
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хау, Дэвид. (2009). Краткое введение в теорию социальной работы . Ред Глобус Пресс. ISBN 978-0230233126 .
- ^ Сассер, М; Сассер Э (1996). «Выбор будущего эпидемиологии: II. От черного ящика к китайским ящикам и экоэпидемиологии» . Am J Общественное здравоохранение . 86 (5): 674–7. дои : 10.2105/ajph.86.5.674 . ПМЦ 1380618 . ПМИД 8629718 .
- ^ Шульце, Эрнст-Детлеф. (2005). Экология растений . Берлин: Шпрингер.
- ^ Макларен, Линдси; Хаве Пенелопа (2005). «Экологические перспективы в исследованиях в области здравоохранения» . J Эпидемиологическое здоровье общества . 59 (1): 6–14. дои : 10.1136/jech.2003.018044 . ПМЦ 1763359 . ПМИД 15598720 .
- ^ Стоколс, Д (1996). «Перевод социально-экологической теории в рекомендации по укреплению здоровья населения» . Продвижение здоровья Am J. 10 (4): 282–98. дои : 10.4278/0890-1171-10.4.282 . ПМИД 10159709 . S2CID 4094142 .
- ^ Стоколс, Д. (1992). «Создание и поддержание здоровой окружающей среды: к социальной экологии укрепления здоровья» . Я психол . 47 : 6–22. дои : 10.1037/0003-066x.47.1.6 . ПМИД 1539925 . S2CID 12152556 .
- ^ Хоули, AH (1986). Экология человека: теоретический очерк . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226319834 .
- ^ Перейти обратно: а б с Бронфенбреннер, Ури (1994). Международная энциклопедия образования, том 3, 2-е изд . Оксфорд: Эльзевир.
- ^ Маш, Эрик Дж. (2019). Ненормальная детская психология . Вулф, Дэвид А. (Дэвид Аллен), 1951- (Седьмое изд.). Бостон, Массачусетс. ISBN 9781337624268 . OCLC 1022139949 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Бронфенбреннер, Ури (1999). Фридман С.Л. и Вакс Т.Д. (ред.). Измерение окружающей среды на протяжении всей жизни: новые методы и концепции . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Американской психологической ассоциации.
- ^ Перейти обратно: а б с Бронфенбреннер, Ури (1989). «Теория экологических систем». В Васте, Росс (ред.). Анналы детского развития: Том. 6 . Лондон, Великобритания: Издательство Джессики Кингсли. стр. 187–249.
- ^ Перейти обратно: а б с Берк, Л.Е. (2000). Развитие ребенка (5-е изд.) . Бостон: Аллин и Бэкон. ISBN 9780205286348 .
- ^ Рогофф, Б. (2003). Культурная природа развития человека . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Пайфер, М. (1996). Приют друг друга: восстановление наших семей . Нью-Йорк: Ballantine Books. ISBN 9780345406033 .
- ^ Свик, К. (2004). Расширение прав и возможностей родителей, семей, школ и сообществ в раннем детстве . Шампейн, Иллинойс: Стайпс.
- ^ Бразелтон, Т; Гринспен, С. (2000). Непреодолимые потребности детей . Кембридж, Массачусетс: Издательство Персей.
- ^ Свик, К.Дж.; Уильямс Р. (2006). «Анализ биоэкологической перспективы Бронфенбреннера для педагогов раннего детства: последствия для работы с семьями, испытывающими стресс». Журнал дошкольного образования . 33 (5): 371–378. дои : 10.1007/s10643-006-0078-y . S2CID 59427449 .
- ^ Перейти обратно: а б Бронфенбреннер, Ури (1979). Экология развития человека: эксперименты природы и замысла . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-22457-4 .
- ^ Галинский, Э (1999). Спросите детей . Нью-Йорк: Уильям Морроу и компания. ISBN 9780688147525 .
- ^ Макларен, Линдси; Хаве П. (2005). «Экологические перспективы в исследованиях в области здравоохранения» . J Эпидемиологическое здоровье общества . 59 (1): 6–14. дои : 10.1136/jech.2003.018044 . ПМЦ 1763359 . ПМИД 15598720 .
- ^ Афроамериканские мальчики: идентичность, культура и развитие в твердом переплетеФэй З. Белгрейв и Джошуа К. Бревард, с. 9
- ^ Бронфенбреннер, Ури (2005). Делаем человека человеком: Биоэкологические перспективы человеческого развития . Таузенд-Оукс, Калифорния: Публикации Sage.
- ^ Свик, К. (2004). Расширение прав и возможностей родителей, семей, школ и сообществ в раннем детстве . Шампейн, Иллинойс: Стайпс.
- ^ Гарбарино, Дж (1992). Дети и семья в социальной среде (2-е изд.) . Нью-Йорк: Альдин де Грюйтер.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бронфенбреннер, У; Моррис, Пенсильвания (1998). В. Дэймон и Р. М. Лернер (ред.). Экология процессов развития в Справочнике по детской психологии, Том. 1: Теоретические модели человеческого развития (5-е изд.). Нью-Йорк: John Wiley and Sons, Inc., стр. 993–1023.
- ^ Перейти обратно: а б с Тадж, Дж; Мокрова И., Карник Р.Б. и Хэтфилд Б.Е. (2011). «Использование и неправильное использование биоэкологической теории человеческого развития Бронфенбреннера» (PDF) . Журнал семейной теории и обзора . 1 (4): 198–210. дои : 10.1111/j.1756-2589.2009.00026.x .
- ^ Куинн, Луизиана; Томпсон, Ш.; Отт, МК. Применение социально-экологической модели в инициативах общественного здравоохранения, связанных с фолиевой кислотой. ДЖОГНН, Принципы и практика. 34:672-681, 2005.
- ^ Перейти обратно: а б Гланц, К.; Ример, БК.; Вишванат, К. Поведение в отношении здоровья и санитарное просвещение, 4-е изд. Сан-Франциско: John Wiley & Sons, Inc., 2008.
- ^ Уайт, Франклин; Сталлонес, Лоранн; Последний, Джон М. (2013). Глобальное общественное здравоохранение: экологические основы . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-975190-7 .
- ^ Уайт Ф. Первичная медико-санитарная помощь и общественное здравоохранение: основы универсальных систем здравоохранения. Med Princ Pract 2015;24:103-116. дои : 10.1159/000370197
- ^ Браун, Дэвид. «LibGuides: Теории образовательного обучения: глава 7, обязательная к прочтению» . libguides.daltonstate.edu . Проверено 27 сентября 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бронфенбреннер, У. (1977). К экспериментальной экологии человеческого развития. Американский психолог, 32, 513–531.
- Бронфенбреннер, У. (1979). Экология развития человека: эксперименты природы и замысла. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-22457-4
- Бронфенбреннер, У. (1986). Экология семьи как контекст развития человека: перспективы исследования. Психология развития, 22(6), 723-742.
- Бронфенбреннер, У. (1988). Взаимодействующие системы в развитии человека. Исследовательские парадигмы: настоящее и будущее. В книге Н. Болджера, А. Каспи, Г. Дауни и М. Мурхауса (ред.), «Люди в контексте: процессы развития» (стр. 25–49). Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Бронфенбреннер, У. (1989). Теория экологических систем. В Р. Васта (ред.), Анналы развития ребенка, Vol. 6 (стр. 187–249). Гринвич, Коннектикут: JAI Press.
- Бронфенбреннер, У. (1993). Экология когнитивного развития: модели исследования и беглые находки. В Р. Вонзиаке и К. Фишере (ред.), Развитие в контексте: действие и мышление в конкретной среде (стр. 3–44). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
- Бронфенбреннер, У. (1994). Экологические модели развития человечества. В Т. Хусене и Т. Н. Постлетуэйте (ред.), Международная энциклопедия образования (2-е изд., Том 3, стр. 1643–1647). Оксфорд, Англия: Pergamon Press.
- Бронфенбреннер, У. (1995). Экология развития через пространство и время: перспектива на будущее. В П. Моэне, Г.Х. Элдере-младшем, К. Люшере (ред.), Исследование жизни в контексте: перспективы экологии человеческого развития (стр. 619–647). Вашингтон, округ Колумбия: американец
- Психологическая ассоциация.
- Бронфенбреннер, У. (1999). Окружающая среда в перспективе развития: теоретические и оперативные модели. В книге С. Л. Фридман и Т. Д. Вакс (ред.), «Измерение окружающей среды на протяжении всей жизни: новые методы и концепции» (стр. 3–28). Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Американской психологической ассоциации.
- Бронфенбреннер, У. (2005). Делаем людей людьми: биоэкологические перспективы человеческого развития. Таузенд-Оукс, Калифорния: Публикации Sage.
- Бронфенбреннер У. и Сеси С.Дж. (1994). Природа-воспитание, переосмысленная с точки зрения развития: биологическая модель. Психологический обзор, 101, 568–586.
- Бронфенбреннер У. и Кроутер AC (1983). Эволюция моделей окружающей среды в исследованиях развития. В PH Mussen (Series Ed.) & W. Kessen (Vol. Ed.), Справочник по детской психологии, Vol. 1: История, теория, методы (4-е изд., стр. 357–414). Нью-Йорк: Уайли.
- Бронфенбреннер У. и Эванс Г.В. (2000). Наука о развитии в 21 веке: возникающие вопросы, теоретические модели, исследования и эмпирические результаты. Социальное развитие, 9(1), 115–125.
- Бронфенбреннер, У. и Моррис, Пенсильвания (1998). Экология процессов развития. В. Дэймон и Р.М. Лернер (ред.), Справочник по детской психологии, Vol. 1: Теоретические модели человеческого развития (5-е изд., стр. 993–1023). Нью-Йорк: John Wiley and Sons, Inc.
- Бронфенбреннер У. и Моррис Пенсильвания (2006). Биоэкологическая модель развития человека. В. Дэймон и Р.М. Лернер (ред.), Справочник по детской психологии, Vol. 1: Теоретические модели человеческого развития (6-е изд., стр. 793–828). Нью-Йорк: Джон Уайли.
- Деде Пакетт и Джон Райан (2001). Теория экологических систем Бронфенбреннера
- Арч Дж. Вудсайд, Мэрилуиза Колдуэлл, Рэй Сперр. (2006). Продвижение теории экологических систем в исследованиях образа жизни, досуга и путешествий, в: Journal of Travel Research , Vol. 44, № 3, 259–272.
- Кайл, Р.В., и Кавано, Дж.К. (2010). Исследование человеческого развития. Человеческое развитие: взгляд на продолжительность жизни (5-е изд.). Бельмонт, Калифорния: Обучение Уодсворта Cengage.
- Грегсон, Дж. (2001). Системные, экологические и политические изменения: использование социально-экологической модели в качестве основы для оценки программ просвещения по вопросам питания и социального маркетинга для аудитории с низкими доходами. Журнал образования в области питания, 33 (1), 4–15.
- Герреро, Л.К., и Ла Вэлли, АГ (2006). Конфликт, эмоции и общение. В книге Дж. Эцеля и С. Тинг-Туми (ред.), Справочник SAGE по конфликтному общению. Таузенд-Оукс, Калифорния: Сейдж, 69–96.
- Хоули, AH (1950). Экология человека: теория структуры сообщества. Нью-Йорк: Рональд Пресс.
- Левин, К. (1935). Динамическая теория личности. Нью-Йорк: МакГроу-Хилл.
- Маклерой К.Р., Бибо Д., Стеклер А. и Гланц К. (1988). Экологический взгляд на программы укрепления здоровья. Ежеквартальный журнал медицинского просвещения, 15, 351–377.
- Эцель, Дж. Г., Тинг-Туми, С., Риндерле, С. (2006). Конфликтная коммуникация в контекстах: социально-экологическая перспектива. В книге JG Oetzel и S. Ting-*Toomey (ред.), Справочник SAGE по конфликтному общению. Таузенд-Оукс, Калифорния: Сейдж.
- Стоколс, Д. (1996). Перевод социально-экологической теории в рекомендации по укреплению здоровья населения. Американский журнал укрепления здоровья, 10, 282–298.