Jump to content

Биоэкологическая модель

Биоэкологическая модель развития представляет собой зрелую и окончательную ревизию теории экологических систем Ури Бронфенбреннера . Основное внимание теории экологических систем уделяется системному изучению контекстуальной изменчивости процессов развития. Он фокусируется на мире за пределами развивающегося человека и на том, как он на него повлиял. После публикации «Экологии человеческого развития» [1] Первое всеобъемлющее изложение теории экологических систем Бронфенбреннера, к теории были добавлены дополнительные уточнения. [2] В то время как более ранние утверждения теории экологических систем были сосредоточены на характеристиках окружающей среды, цель биоэкологической модели заключалась в том, чтобы объяснить, как характеристики развивающегося человека влияют на окружающую среду, воздействию которой подвергается человек, и как на него влияет окружающая среда. [3] На биоэкологическую модель сильное влияние оказало сотрудничество Бронфенбреннера со Стивеном Сеси . [4] В то время как большая часть работ Бронфенбреннера была сосредоточена на социальном развитии и влиянии социальной среды на развитие, работа Сеси сосредоточена на памяти и интеллекте. [5] Биоэкологическая модель отражает работу Сеси о контекстуальной изменчивости интеллекта и познания, а также интерес Бронфенбреннера к характеристикам, стимулирующим развитие – как люди помогают создавать свою собственную среду обитания. [3]

Эволюция теории Бронфенбреннера

[ редактировать ]

Первые исследования Бронфенбреннера контекстуальной изменчивости процессов развития можно увидеть в 1950-х годах, когда он анализировал различия в методах родительской дисциплины в зависимости от исторического времени и социального класса. [6] Дальнейшее развитие она получила в его работе о различном влиянии родительской дисциплины на мальчиков и девочек в 1960-е годы и о конвергенции процессов социализации в США и СССР в 1970-е годы. [3] Эти работы выразились в экспериментальных вариантах, построенных при разработке и внедрении программы HeadStart . [7] неофициально обсуждали новые идеи, касающиеся теории экологических систем, на протяжении конца 1970-х - начала 1980-х годов во время лекций и презентаций для психологического сообщества. [8] Бронфенбреннер опубликовал важное утверждение теории экологических систем в журнале «Американский психолог» . [9] сформулировал ее в ряде положений и гипотез в своей наиболее цитируемой книге « Экология человеческого развития» и развил ее в «Биоэкологической модели человеческого развития» и более поздних работах. [10] [11] [12]

Раннее мышление Бронфенбреннера находилось под сильным влиянием других специалистов по развитию и социальных психологов, которые изучали процессы развития как контекстуально связанные и зависящие от значения опыта, определенного развивающимся человеком. [13] Сильное влияние оказал Лев Выготский , русский психолог, который подчеркивал, что обучение происходит всегда и не может быть отделено от социального контекста. Второе влияние оказал Курт Левин , немецкий предшественник моделей экологических систем, который сосредоточил внимание на психологической деятельности человека, происходящей внутри своего рода психологического поля. [14] включая все события в прошлом, настоящем и будущем, которые формируют человека и влияют на него. Центральное значение интерпретации человеком своего окружения и феноменологической природы было основано на работах Томаса и Томаса: «(i) если люди определяют ситуации как реальные, они реальны в своих последствиях». [15]

На Бронфенбреннера также повлиял его коллега Стивен Дж. Сеси , вместе с которым он в 1994 году написал в соавторстве статью «Природа-воспитание, переосмысленная в перспективе развития: биоэкологическая теория». [5] Сеси — психолог развития, который переопределил подход современной психологии развития к интеллектуальному развитию. Он сосредоточился на предсказании закономерностей ассоциаций между экологическими, генетическими и когнитивными переменными как функции ближайших процессов. Вместе Бронфенбреннер и Сеси опубликовали основы биоэкологической модели и сделали ее доступной основой для понимания процессов развития. [5]

История теории биоэкологических систем делится на два периода. Результатом первого периода стала публикация теории экологических систем Бронфенбреннера под названием «Экология человеческого развития » в 1979 году. [16] Бронфенбреннер описал второй период как время критики и оценки своей оригинальной работы. [17]

Развитие теории экологических систем возникло потому, что Бронфенбреннер отметил недостаток внимания к роли контекста с точки зрения развития. Он утверждал, что среда, в которой действуют дети, важна, поскольку развитие может определяться их взаимодействием с конкретной средой. Он призвал своих коллег изучать развитие с точки зрения экологического контекста, то есть нормальной среды обитания детей (школы, дома, детские сады). Исследователи прислушались к его совету, и в начале 1980-х годов процветало множество исследований, посвященных контексту.

Однако там, где предыдущие исследования игнорировали контекст, Бронфенбреннер чувствовал, что текущие исследования слишком сосредоточены на контексте и игнорируют развитие. Обосновывая новую теорию, Бронфенбреннер писал, что его не устраивает направление исследований в середине 1980-х годов и что, по его мнению, существуют и другие области развития, которые упускаются из виду. [8]

По сравнению с исходной теорией, теория биоэкологических систем уделяет больше внимания человеку в контексте развития. Кроме того, Бронфенбреннер решил не учитывать ключевые особенности теории экологических систем (например, экологическую обоснованность и экологические эксперименты) во время разработки теории биоэкологических систем. В целом новая теория Бронфенбреннера продолжала претерпевать ряд трансформаций по мере того, как он постоянно анализировал различные факторы человеческого развития. Критические компоненты теории биоэкологических систем возникли не сразу. Вместо этого его идеи развивались и адаптировались к исследованиям и идеям того времени. Например, роль проксимальных процессов, которая сегодня признана ключевой особенностью теории биоэкологических систем, не проявлялась до 1990-х годов. [17] Эта теория претерпела ряд преобразований и доработок до 2005 года, когда умер Бронфенбреннер. [18]

Процесс–Человек–Контекст–Время

[ редактировать ]

Бронфенбреннер развил модель, добавив хроносистему, которая показывает, как человек и окружающая среда меняются с течением времени. Он также уделял больше внимания процессам и роли биологического человека. Модель «Процесс-Человек-Контекст-Время» (PPCT) с тех пор стала основой биоэкологической модели. PPCT включает четыре концепции. Взаимодействия между понятиями составляют основу теории. [8]

1. Процесс. Бронфенбреннер рассматривал проксимальные процессы как основной механизм развития, представляя их в двух центральных положениях биоэкологической модели.
Положение 1 : Развитие человека происходит через процессы все более сложного взаимного взаимодействия между активным, развивающимся биопсихологическим человеческим организмом и людьми, объектами и символами в его непосредственном внешнем окружении. Чтобы быть эффективным, взаимодействие должно происходить на достаточно регулярной основе в течение длительных периодов времени. Такие устойчивые формы взаимодействия в ближайшем окружении называются проксимальными процессами. [18]
Проксимальные процессы – это процессы развития системного взаимодействия человека и окружающей среды. [19] Бронфенбреннер определяет групповые и одиночные занятия, такие как игра с другими детьми или чтение, как механизмы, с помощью которых дети приходят к пониманию своего мира и формулированию представлений о своем месте в нем. [17] Однако процессы функционируют по-разному в зависимости от человека и контекста.
Положение 2. Форма, сила, содержание и направление ближайших процессов, влияющих на развитие, систематически изменяются как совместная функция характеристик развивающегося человека; среды — как непосредственной, так и более отдаленной, — в которой происходят процессы; характер рассматриваемых результатов развития; а также социальная преемственность и изменения, происходящие с течением времени на протяжении жизненного пути и исторического периода, в течение которого жил человек. [18]
2. Личность. Бронфенбреннер признал роль, которую личные характеристики людей играют в социальных взаимодействиях. [18] Он выделил три личностные характеристики, которые могут существенно влиять на проксимальные процессы на протяжении всей жизни. Характеристики спроса, такие как возраст, пол или внешний вид, приводят процессы в движение, действуя как характеристики «личного стимула». [17] Характеристики ресурсов не так сразу узнаваемы и включают умственные и эмоциональные ресурсы, такие как прошлый опыт, интеллект и навыки, а также материальные ресурсы, такие как доступ к жилью, образованию и отзывчивым лицам, осуществляющим уход. [18] Силовые характеристики связаны с вариациями мотивации, настойчивости и темперамента. Бронфенбреннер отмечает, что даже когда дети имеют одинаковый доступ к ресурсам, их пути развития могут различаться в зависимости от таких характеристик, как стремление к успеху и настойчивость перед лицом трудностей. При этом Бронфенбреннер дает обоснование того, как окружающая среда (т. е. системы, упомянутые выше в разделе «Исходная модель: теория экологических систем») влияют на личные характеристики, но также предполагает, что личные характеристики могут изменить окружающую среду. [17]
3. Контекст. Контекст включает в себя пять взаимосвязанных систем, которые основаны на оригинальной модели Бронфенбреннера — теории экологических систем. Микросистема описывает такие условия, как дом или школа, в которых дети проводят много времени, взаимодействуя. Мезосистемы – это взаимоотношения между микросистемами. Экзосистема описывает события, которые оказывают важное косвенное влияние на развитие (например, родитель постоянно работает допоздна). [19] Макросистема – это особенность любой группы (культуры, субкультуры), разделяющей ценности и системы убеждений. Хроносистема описывает исторические обстоятельства, которые влияют на контексты на всех других уровнях. [18]
4. Время. Время занимает важное место в этой модели развития. Он состоит из трех уровней: микро, мезо и макро. Микровремя относится к тому, что происходит во время определенных эпизодов проксимальных процессов. Мезо-время относится к степени, в которой процессы происходят в окружающей среде человека, например, в течение дней, недель или лет. [17] Макровремя (или хроносистема) фокусируется на изменении ожиданий в более широкой культуре. Это действует как внутри, так и между поколениями и влияет на ближайшие процессы на протяжении всей жизни. [8]

Таким образом, биоэкологическая модель подчеркивает важность понимания развития человека в экологических системах. Далее объясняется, что и человек, и окружающая среда влияют друг на друга двунаправленно. Хотя даже сам Бронфенбреннер критиковал фальсифицируемость модели, [19] биоэкологическая модель имеет реальное применение в исследованиях, практике и политике развития (как показано ниже).

Последствия исследования

[ редактировать ]

Биоэкологическая модель не только дополняет теоретическое понимание человеческого развития, но и позволяет внести изменения в концептуализацию исследовательской деятельности. В некоторых из своих первых комментариев о состоянии исследований развития Бронфенбреннер сетовал на то, что исследования развития направлены на изучение «странного поведения детей в странных ситуациях в течение как можно более короткого периода времени». [20] Скорее, он предположил, что наука о развитии должна поставить своей целью изучение детей в контексте, чтобы лучше всего определить, какие процессы естественным образом «генерируют развитие» (способствуют развитию), а какие естественным образом «подрывают развитие» (предотвращают развитие).

Бронфенбреннер противопоставил традиционному «подтверждающему» подходу к проверке гипотез (при котором исследования проводятся для «подтверждения» того, верна или неверна гипотеза) при определении типов исследований, необходимых для поддержки биоэкологической модели развития. [21] По мнению Бронфенбреннера, динамическая природа модели требует «в первую очередь генеративных» исследовательских проектов, которые изучают взаимодействие между ближайшими процессами (см. Предложение 1) и развивающимся человеком, окружающей средой, временем и результатами развития (Предложение 2). Бронфенбреннер назвал этот тип исследований «режимом открытия» науки о развитии.

Чтобы лучше всего отразить такие динамические процессы, исследования развития в идеале должны быть продольными (во времени), а не поперечными (в один момент времени) и проводиться в естественной среде детей, а не в лаборатории. Таким образом, такие конструкции могут применяться в школах, домах, детских садах и других средах, в которых наиболее вероятно возникновение проксимальных процессов. Биоэкологическая модель также предполагает, что наиболее богатые с научной точки зрения исследования будут включать более одного отдельного, но теоретически связанного проксимального процесса в одном и том же дизайне. [8] Действительно, исследования, которые утверждают, что основаны на биоэкологической теории, должны включать элементы процесса, человека, контекста и времени, а также должны включать четкое объяснение и признание, если один из элементов отсутствует. [17] На основе взаимодействия предлагаемых элементов модели PPCT соответствующий статистический анализ данных PPCT, вероятно, будет включать исследование эффектов посредничества и модерации, а также многоуровневое моделирование данных для учета вложенности различных компонентов модели. Более того, исследования, включающие как генетические, так и экологические компоненты, позволят охватить еще больше элементов биоэкологической модели.

Экологическая техноподсистема

[ редактировать ]

Теория экологических систем возникла до появления Интернет-революции, и влияние на развитие доступных тогда технологий (например, телевидения) концептуально было сосредоточено в микросистеме ребенка. Джонсон и Пуплампу, например, предложили в 2008 году экологическую техноподсистему, измерение микросистемы. [22] Эта микросистема включает в себя как взаимодействие ребенка с живыми (например, сверстниками, родителями, учителями), так и неживыми (например, аппаратными средствами, гаджетами) элементами коммуникативных, информационных и рекреационных технологий в непосредственной или непосредственной среде. Джонсон опубликовал проверочное исследование в 2010 году. [23]

Неоэкологическая теория

[ редактировать ]

В то время как теория техноподсистемы просто подчеркивает влияние, которое цифровые технологии оказывают на развитие человека в микросистеме, Наварро и Тадж утверждают, что виртуальному миру следует уделять особое внимание во всей биоэкологической модели. [24] Они предлагают две ключевые модификации как способ включить теорию Бонфенбреннера в наш технологичный мир:

  1. Микросистема должна быть очерчена так, чтобы включать в себя различные формы, в которых живет человек: физическую микросистему и виртуальную микросистему.
  2. Роль макросистемы, особенно культурное влияние цифровых технологий, следует подчеркнуть в понимании человеческого развития. [24]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Бронфенбреннер, Ури (1979). Экология развития человека: эксперименты природы и замысла . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0-674-22456-8 . ОСЛК   4515541 .
  2. ^ Роза, Единете Мария; Тадж, Джонатан (декабрь 2013 г.). «Теория человеческого развития Ури Бронфенбреннера: ее эволюция от экологии к биоэкологии: эволюция теории Ури Бронфенбреннера» . Журнал семейной теории и обзора . 5 (4): 243–258. дои : 10.1111/jftr.12022 .
  3. ^ Jump up to: а б с Дорогая, Нэнси (14 ноября 2007 г.). «Теория экологических систем: человек в центре кругов» . Исследования в области человеческого развития . 4 (3–4): 203–217. дои : 10.1080/15427600701663023 . ISSN   1542-7609 . S2CID   144440187 .
  4. ^ Сеси, Стивен Дж. (2006). «Ури Бронфенбреннер (1917–2005)» . Американский психолог . 61 (2): 173–174. дои : 10.1037/0003-066X.61.2.173 . ISSN   1935-990Х . ПМИД   16478360 .
  5. ^ Jump up to: а б с Бронфенбреннер Ю, Сеси С.Дж. (октябрь 1994 г.). «Природа-воспитание, переосмысленная с точки зрения развития: биоэкологическая модель». Психологический обзор . 101 (4): 568–586. дои : 10.1037/0033-295X.101.4.568 . ПМИД   7984707 . S2CID   17402964 .
  6. ^ Бронфенбреннер, Ури (1958). «Социализация и социальный класс во времени и пространстве». В Маккоби, Элеонора; Ньюкомб, ТМ; Хартли, Э/ (ред.). Чтения по социальной психологии. Холт. стр. 400–424 . Холт. стр. 400–424.
  7. ^ Зиглер, Эдвард; Мюнчжоу, Сьюзен (1992). Head Start: внутренняя история самого успешного образовательного эксперимента Америки . Нью-Йорк. ISBN  0-465-03316-4 . ОСЛК   25677234 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  8. ^ Jump up to: а б с д и Ури Бронфенбреннер и Моррис, Пенсильвания (2006). «Биоэкологическая модель развития человека». Справочник по детской психологии . 1 . Джон Вили и сыновья, Inc.: 793–828. дои : 10.1002/9780470147658.chpsy0114 . ISBN  0470147652 .
  9. ^ Бронфенбреннер, Ури (1977). «К экспериментальной экологии человеческого развития» . Американский психолог . 32 (7): 513–531. дои : 10.1037/0003-066X.32.7.513 . ISSN   1935-990Х . S2CID   761949 .
  10. ^ Бронфенбреннер, У. (1979). Экология человеческого развития. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
  11. ^ Бронфенбреннер, Ури; Моррис, Памела А. (1 июня 2007 г.), Дэймон, Уильям; Лернер, Ричард М. (ред.), «Биоэкологическая модель человеческого развития» , Справочник по детской психологии , Хобокен, Нью-Джерси, США: John Wiley & Sons, Inc., стр. chpsy0114, doi : 10.1002/9780470147658.chpsy0114 , ISBN  978-0-470-14765-8 , получено 3 апреля 2023 г.
  12. ^ Роза, Единете Мария; Тадж, Джонатан (2013). «Теория человеческого развития Ури Бронфенбреннера: ее эволюция от экологии к биоэкологии: эволюция теории Ури Бронфенбреннера» . Журнал семейной теории и обзора . 5 (4): 243–258. дои : 10.1111/jftr.12022 .
  13. ^ Бронфенбреннер, Ури (1999), «Окружающая среда с точки зрения развития: теоретические и оперативные модели». , Измерение окружающей среды на протяжении всей жизни: новые методы и концепции. , Вашингтон: Американская психологическая ассоциация, стр. 3–28, номер документа : 10.1037/10317-001 , ISBN.  1-55798-561-8
  14. ^ Книсси, DF (2002). Биоскопы: Курт Левин. Получено с веб-сайта Курта Левина: http://faculty.frostburg.edu/mbradley/psyography/biscopes_kurtlewin.html. Архивировано 15 сентября 2015 г. в Wayback Machine.
  15. ^ Томас, Висконсин; Томас, DS (1928). Ребенок в Америке . Кнофф.
  16. ^ Бронфенбреннер, У. (1979). Экология развития человека: Эксперименты природы и замысла . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1–348. ISBN   0674224574
  17. ^ Jump up to: а б с д и ж г Тадж, JRH; Мокрова И.; Хэтфилд, Бельгия; Карник, РБ (2009). «Использование и неправильное использование биоэкологической теории человеческого развития Бронфенбреннера» (PDF) . Журнал семейной теории и обзора . 1 (4): 198–210. дои : 10.1111/j.1756-2589.2009.00026.x .
  18. ^ Jump up to: а б с д и ж Бронфенбреннер, У.; Моррис, Пенсильвания (1998). Экология процессов развития . Том. 1. Нью-Йорк. стр. 993–1023. ISBN  0-471-05527-1 . {{cite book}}: |journal= игнорируется ( помощь ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  19. ^ Jump up to: а б с Берген, Д. (2008). Человеческое развитие: традиционные и современные теории . Река Аппер-Седл, Нью-Джерси: Прентис-Холл. п. 220. ИСБН  978-0131343979 .
  20. ^ Бронфенбреннер, У. (1974). «Исследования развития, государственная политика и экология детства». Развитие ребенка . 45 (1). Уайли: 1–5. дои : 10.2307/1127743 . JSTOR   1127743 .
  21. ^ Бронфенбреннер, У. (2005). Делаем человека человеком: Биоэкологические перспективы человеческого развития . Таузенд-Оукс, Калифорния: Sage Publications Ltd., стр. 3–15. ISBN  0-7619-2711-5 .
  22. ^ Джонсон, Женевьева Мари; Пуплампу, Корбла П. (2008). «Использование Интернета в детстве и экологическая техноподсистема» . Канадский журнал обучения и технологий . 34 . дои : 10.21432/T2CP4T . ISSN   1499-6685 .
  23. ^ Джонсон, Женевьева Мари (2010). «Использование Интернета и развитие детей: проверка экологической технологической подсистемы» . Журнал образовательных технологий и общества . 13 (1): 176–185. ISSN   1176-3647 . JSTOR   jeductechsoci.13.1.176 .
  24. ^ Jump up to: а б Наварро, Джессика Л.; Тадж, Джонатан Р.Х. (август 2023 г.). «Технологизация Бронфенбреннера: неоэкологическая теория» . Современная психология . 42 (22): 19338–19354. дои : 10.1007/s12144-022-02738-3 . ISSN   1046-1310 . ПМЦ   8782219 . ПМИД   35095241 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8a9322957cc7ae1f872f8e90b5f7ad4b__1713841860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8a/4b/8a9322957cc7ae1f872f8e90b5f7ad4b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bioecological model - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)