Теория экологических систем
Теория экологических систем — это широкий термин, используемый для обозначения теоретического вклада психолога развития Ури Бронфенбреннера . [1] Бронфенбреннер разрабатывал основы теории на протяжении всей своей карьеры. [2] опубликовал основное изложение теории в журнале «Американский психолог » [3] сформулировал ее в ряде положений и гипотез в своей наиболее цитируемой книге « Экология человеческого развития» и развил ее в «Биоэкологической модели человеческого развития» и более поздних работах. [4] [5] [6] Основной вклад теории экологических систем заключался в систематическом изучении контекстуальной изменчивости процессов развития. По мере развития теории все большее внимание уделялось роли развивающегося человека как активного агента развития и пониманию процесса развития, а не «социальным адресам» (например, полу, этнической принадлежности) как объяснительным механизмам. [6]
Обзор
[ редактировать ]Теория экологических систем описывает научный подход к изучению развития продолжительности жизни, который подчеркивает взаимосвязь различных процессов развития (например, когнитивных, социальных, биологических). Для него характерен акцент на натуралистических и квазиэкспериментальных исследованиях. [6] хотя в нескольких важных исследованиях, использующих эту структуру, используется экспериментальная методология. [2] Хотя процессы развития считаются универсальными, считается, что они (а) демонстрируют контекстуальную изменчивость вероятности своего возникновения, (б) происходят в разных созвездиях в разных условиях и (в) по-разному влияют на разных людей. Из-за этой изменчивости ученые, работающие в рамках этой концепции, используют индивидуальную и контекстуальную изменчивость, чтобы лучше понять эти универсальные процессы. [6]
Основы теории экологических систем можно увидеть на протяжении всей карьеры Бронфенбреннера. [2] Например, в 1950-х годах он проанализировал исторические и социальные классовые различия в методах воспитания детей. [7] в 1960-е годы [8] он написал анализ гендерных различий, сосредоточив внимание на разных культурных значениях одних и тех же родительских практик для мальчиков и девочек, а в 1970-х годах сравнил воспитание детей в США и СССР. [9] Сосредоточение внимания на том, как культурные различия в согласовании ценностей в социальных институтах меняют родительское влияние.
Формальное развитие теории экологических систем [6] проходил в три основных этапа. [6] Основное утверждение теории было опубликовано в журнале «Американский психолог» . [3] Бронфенбреннер раскритиковал существовавшие тогда методы изучения детей в лабораториях как обеспечивающие ограниченное окно в развитии, назвав их «наукой о странном поведении детей в странных ситуациях со странными взрослыми в течение кратчайших возможных периодов времени» (стр. 513) и назвав для более «экологически обоснованных» исследований развития особей в их естественной среде. Например, он утверждал, что лабораторные исследования детей дают представление об их поведении в незнакомой («странной») обстановке, что ограничивает возможность обобщения их поведения в более знакомой среде, такой как дом или школа. [3] Экология человеческого развития [4] сформулировал ряд определений, предложений и гипотез, которые можно было использовать для изучения человеческого развития. В этой работе процессы развития классифицировались, начиная с генетических и личностных характеристик, через проксимальные влияния, с которыми развивающийся человек взаимодействовал напрямую (например, социальные отношения), до таких влияний, как работа родителей, государственная политика или системы культурных ценностей, которые влияли на него косвенно. [10] По мере развития теории все большее внимание уделялось роли развивающегося человека как активного агента развития и пониманию процесса развития, а не «социальным адресам» (например, полу, этнической принадлежности) как объяснительным механизмам. [6] Окончательная форма теории, разработанная совместно со Стивеном Сеси , получила название « Биоэкологическая модель человеческого развития». [5] [6] и обращается к критике за то, что предыдущие утверждения теории недооценивали индивидуальные различия и эффективность. [6] [2] Процессы развития рассматривались как происходящие одновременно в нишах, которые были законно определены и укреплены. [11] По этой причине Бронфенбреннер был решительным сторонником использования мер социальной политики как способа использования науки для улучшения благополучия детей и как важного научного инструмента. [3] Ранние примеры применения теории экологических систем очевидны в «Head Start» . [12] [13]
Пять систем
[ редактировать ]- Микросистема : относится к учреждениям и группам, которые наиболее непосредственно и непосредственно влияют на развитие ребенка, включая: семью, школу, братьев и сестер, соседей и сверстников .
- Мезосистема: состоит из взаимосвязей между микросистемами, например, между семьей и учителями или между сверстниками ребенка и семьей.
- Экзосистема: включает связи между социальными средами, не затрагивающими ребенка. Например, на опыт ребенка дома может влиять опыт его родителей на работе. Родитель может получить повышение по службе, требующее большего количества поездок, что, в свою очередь, увеличивает конфликт с другим родителем, что приводит к изменениям в его моделях взаимодействия с ребенком.
- Макросистема: описывает всеобъемлющую культуру, которая влияет на развивающегося ребенка, а также микросистемы и мезосистемы, встроенные в эти культуры. Культурный контекст может различаться в зависимости от географического положения, социально-экономического статуса, бедности и этнической принадлежности. Члены культурной группы часто имеют общую идентичность, наследие и ценности. Макросистемы развиваются во времени и от поколения к поколению. [14]
- Хроносистема: состоит из закономерностей экологических событий и переходов на протяжении жизни, а также меняющихся социально-исторических обстоятельств. Например, исследователи обнаружили, что негативное воздействие развода на детей часто достигает пика в первый год после развода. К двум годам после развода семейное взаимодействие становится менее хаотичным и более стабильным. Примером изменения социально-исторических обстоятельств является увеличение возможностей женщин сделать карьеру за последние тридцать лет. [15]
В более поздних работах Бронфенбреннера также рассматривалась роль биологии в этой модели; поэтому эту теорию иногда называют биоэкологической моделью . [16]
Согласно этой теоретической конструкции, каждая система содержит роли, нормы и правила, которые могут определять психологическое развитие. Например, семья из центральной части города сталкивается со многими проблемами, которых нет у богатой семьи в закрытом поселке , и наоборот. Семья, живущая в центре города, чаще сталкивается с экологическими трудностями, такими как преступность и нищета. С другой стороны, защищенная семья с большей вероятностью будет лишена заботливой поддержки со стороны расширенной семьи. [17]
С момента публикации в 1979 году основного утверждения этой теории Бронфенбреннера « Экология человеческого развития» [18] оказал широкое влияние на то, как психологи и другие специалисты подходят к изучению человека и окружающей его среды. [19] В результате его новаторской работы в области экологии человека эта среда — от семьи до экономических и политических структур — стала рассматриваться как часть жизненного пути от детства до взрослой жизни.
Бронфенбреннер считает, что советский психолог развития Лев Выготский и психолог немецкого происхождения Курт Левин оказали большое влияние на его теорию.
Работа Бронфенбреннера представляет собой один из основополагающих элементов концепции экологического консультирования , которую поддерживают Роберт К. Конайн , Эллен Кук и Программа консультирования Университета Цинциннати .
Существует множество различных теорий, связанных с развитием человека. Теория экологии человека подчеркивает, что факторы окружающей среды имеют решающее значение для развития. [15]
См. также
[ редактировать ]- Биоэкологическая модель
- Экосистема
- Экосистема экология
- Системная экология
- Системная психология
- Теоретическая экология
- Ури Бронфенбреннер
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лайтфут, Синтия; Коул, Майкл; Коул, Шейла (2018). Развитие детей (8-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Макмиллан. ISBN 978-1-319-13573-7 . OCLC 1002642442 .
- ^ Jump up to: а б с д Дорогая, Нэнси (2007). «Теория экологических систем: человек в центре кругов» . Исследования в области человеческого развития . 4 (3–4): 203–217. дои : 10.1080/15427600701663023 . ISSN 1542-7609 . S2CID 144440187 .
- ^ Jump up to: а б с д Бронфенбреннер, Ури (1977). «К экспериментальной экологии человеческого развития» . Американский психолог . 32 (7): 513–531. дои : 10.1037/0003-066X.32.7.513 . ISSN 1935-990Х . S2CID 761949 .
- ^ Jump up to: а б Бронфенбреннер, У. (1979). Экология человеческого развития. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
- ^ Jump up to: а б Бронфенбреннер, Ури; Моррис, Памела А. (1 июня 2007 г.), Дэймон, Уильям; Лернер, Ричард М. (ред.), «Биоэкологическая модель человеческого развития» , Справочник по детской психологии , Хобокен, Нью-Джерси, США: John Wiley & Sons, Inc., стр. chpsy0114, doi : 10.1002/9780470147658.chpsy0114 , ISBN 978-0-470-14765-8 , получено 3 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Роза, Единете Мария; Тадж, Джонатан (2013). «Теория человеческого развития Ури Бронфенбреннера: ее эволюция от экологии к биоэкологии: эволюция теории Ури Бронфенбреннера» . Журнал семейной теории и обзора . 5 (4): 243–258. дои : 10.1111/jftr.12022 .
- ^ Бронфенбреннер, Ури (1958). «Социализация и социальный класс во времени и пространстве». В Маккоби, Э; Ньюкомб, ТМ; Хартли, Э. (ред.). Чтения по социальной психологии . Холт. стр. 400–424.
- ^ Бронфенбреннер, Ури (1961). «Некоторые семейные предшественники ответственности и лидерства у подростков». В Петрулло, Л.; Басс, Б.М. (ред.). Лидерство и межличностное поведение . стр. 239–271.
- ^ Бронфенбреннер, Ури; Кондри, Джон К. (1972). Два мира детства: США и СССР Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 0-671-21238-9 . ОСЛК 348106 .
- ^ Сеси, Стивен Дж. (2006). «Ури Бронфенбреннер (1917–2005)» . Американский психолог . 61 (2): 173–174. дои : 10.1037/0003-066X.61.2.173 . ISSN 1935-990Х . ПМИД 16478360 .
- ^ Дорогая, Нэнси; Камсилле, Патрисио (2003). «Теория, измерения и методы изучения влияния семьи на курение подростков: Теория, измерения и методы» . Зависимость . 98 : 21–36. дои : 10.1046/j.1360-0443.98.s1.3.x . ПМИД 12752360 .
- ^ Зиглер, Эдвард (1992). Head Start: внутренняя история самого успешного образовательного эксперимента Америки . Сьюзен Мюнчоу. Нью-Йорк. ISBN 0-465-03316-4 . ОСЛК 25677234 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Сеси, Стивен Дж. (2006). «Ури Бронфенбреннер (1917–2005)» . Американский психолог . 61 (2): 173–174. дои : 10.1037/0003-066X.61.2.173 . ISSN 1935-990Х . ПМИД 16478360 .
- ^ Кайл, Р.В., и Кавано, Дж.К. (2010). Исследование человеческого развития. Человеческое развитие: взгляд на продолжительность жизни (5-е изд.). Бельмонт, Калифорния: Обучение Уодсворта Cengage.
- ^ Jump up to: а б Сантрок, Джон В. (2007). Актуальный подход к развитию продолжительности жизни . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: МакГроу-Хилл.
- ^ Бронфенбреннер, Ури; Моррис, Памела А. (2007). «Биоэкологическая модель развития человека». Справочник по детской психологии . дои : 10.1002/9780470147658.chpsy0114 . ISBN 978-0470147658 .
- ^ Вандер Занден, JW, Крэнделл, TL, Крэнделл, CH (2007). Человеческое развитие . 8-е издание (ред.), Нью-Йорк: McGraw Hill.
- ^ Бронфенбреннер, У. (1979). Экология развития человека: эксперименты природы и замысла . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ( ISBN 0-674-22457-4 )
- ^ Иеронимус, БФ; Ризе, Х.; Сандерман, Р.; Ормель, Дж. (2014). «Взаимное подкрепление между невротизмом и жизненным опытом: пятиволновое 16-летнее исследование для проверки взаимной причинно-следственной связи». Журнал личности и социальной психологии . 107 (4): 751–64. дои : 10.1037/a0037009 . ПМИД 25111305 .
Схема экосистемной модели была создана Бюлером (2000) в рамках диссертации по оценке взаимодействия между ребенком, его семьей, школьной и медицинской системами.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ури Бронфенбреннер . (2009). Экология развития человека: эксперименты природы и замысла . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . ISBN 0-674-22457-4
- Деде Пакетт и Джон Райан. (2001). Теория экологических систем Бронфенбреннера
- Вудсайд, Арч Г.; Колдуэлл, Мэрилуиза; Сперр, Рэй (2006). «Развитие теории экологических систем в исследованиях образа жизни, отдыха и путешествий». Журнал исследований путешествий . 44 (3): 259–272. дои : 10.1177/0047287505282945 . S2CID 154292561 .
- Марлоу Э. Транс, Керстин О. Флорес. (2014). «Развитие детей и подростков» Том. 32. нет. 5 9407
Обзор экологических системЭкологическая основа облегчает организацию информации о людях и окружающей их среде вчтобы понять их взаимосвязь. Человек проходит через ряд жизненных переходов,все это требует экологической поддержки и навыков преодоления трудностей. Социальные проблемы, связанныездравоохранение, семейные отношения, недостаточный доход, проблемы с психическим здоровьем, конфликты с закономправоохранительные органы, безработица, трудности с образованием и т. д. — все это можно отнести к категориив соответствии с экологической моделью, которая позволит практикам оценивать факторы, имеющие отношение кк таким проблемам (Хепворт, Руни, Руни, Стром-Готфрид и Ларсен, 2010, стр. 16). Таким образом,особенно важно изучение экологического контекста родительского успеха детей с ограниченными возможностями.важный. Используя экологическую концепцию Бронфенбреннера (1977, 1979), в этой статье исследуютсяФакторы успеха воспитания на микро- (т.е. родительская практика, детско-родительские отношения), мезо-(т.е. супружеские отношения лиц, осуществляющих уход, религиозная социальная поддержка) и макросистемные уровни (т.е. культурныеразличия, расовые и этнические различия, а также система оказания медицинской помощи) практики.