Генеральный план реконструкции Москвы

Генеральный план реконструкции Москвы также известный , Генеральный как план Москвы 1935 года, был первым комплексным генеральным планом реконструкции Москвы , в котором исторически сложившаяся радиально-кольцевая структура города была объединена с освоение новых территорий, создание кольцевых и радиальных автомобильных дорог . Он был разработан под руководством архитекторов Владимира Семенова и Сергея Чернышева . Он был утвержден 10 июля 1935 года постановлением ЦК ВКП ( б) и Совнаркома Советского Союза № 1435 «О генеральном плане реконструкции города Москвы». ". Этот план послужил основой сталинской реконструкции Москвы . Он включал новаторский план полива города Москвы по примеру Ленинграда .
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]
Сразу после Октябрьской революции были созданы проекты городов будущего, внесены предложения по реконструкции Петрограда и Москвы. Первый план реконструкции «Город будущего» составил в 1918 году профессор Борис Сакулин . План охватывал города Московской области и предусматривал групповое расселение. Однако проект оказался неосуществимым, поскольку предполагал воссоздание жизни на слишком большой территории, сравнимой с небольшим государством. [ 1 ] [ 2 ]
В 1918 году городские власти создали две конкурирующие группы планирования. Мастерская Моссовета под руководством Ивана Жолтовского (впоследствии руководство проектом перешло к Алексею Щусеву ) занималась в первую очередь развитием старого города, а группа С.С. Шестакова занималась проблемами рабочей окраины. План «Новой Москвы», предложенный Щусевым в 1923-1924 годах, основывался на традиционной для Москвы радиально-кольцевой планировке . Правительственный центр переехал в район Петровского парка и Ходынского поля . Московский Кремль был освобожден от административных и жилых функций и в будущем превращен в музей . [ 3 ] [ 4 ] Среднесрочный прогноз численности населения ограничивался двумя миллионами человек, поэтому зона застройки города ограничивалась Малым кольцом Московской железной дороги , а новая застройка была преимущественно малоэтажной. [ 3 ] [ 5 ] Окраины Москвы должны были развиваться как единый город-сад . [ 5 ] [ 4 ]

Проект « Новая Москва» имел совершенно иную направленность, чем сталинский генеральный план реконструкции столицы 1935 года, который часто ошибочно называют развитием идей Щусева. Щусев перенес административный центр на Ленинградский проспект , и по генеральному плану 1935 года он был принципиально наложен на исторический центр. Щусев был за выявление лучших старинных построек (его сотрудники осматривали город, работая в комиссии по охране памятников Моссовета), тогда как при реализации генплана 1935 года многие исторические здания и кварталы были снесены. Московская администрация, не согласная с мнением Щусева, уже в 1924 г. склонялась в пользу плана Шестакова « Большая Москва »; в 1925 году упрямство Щусева стало уже нетерпимым, и его отстранили, а развитие «Новой Москвы» свернули. [ 3 ] [ 6 ]
Проект «Большая Москва» был разработан в 1921–1925 годах Сергеем Шестаковым . По плану историческое ядро города было окружено системой трех колец. [ 7 ] Однако в 1929 году власти отказались от плана реализации, а сам Шестаков был репрессирован. [ 8 ]
Конкурсные работы
[ редактировать ]Конец 1920-х — начало 1930-х годов — время горячих дискуссий о принципах социалистического расселения, типах жилья, путях застройки будущей Москвы, будущего советского народа . [ 9 ] [ 10 ]
В 1930 году в печати появились два плана развития Москвы — деурбанистический проект «Зеленого города» Михаила Барща и Моисея Гинзбурга и последовательный урбанистический проект Николая Ладовского . [ 11 ]
По проекту «Зеленого города» его осью должно было стать Ярославское шоссе . Вдоль него с обеих сторон должны были располагаться полосы изолирующих зеленых насаждений, за которыми должны были располагаться разбросанные в беспорядке жилища (предполагались различные типы автономных жилых ячеек для одного, двух и более человек). На каждом километре шоссе планировалось разместить двухэтажные общественные здания, в которых были бы столовые, кладовые для обслуживания жилых ячеек, информационные центры, спортивные склады, газетные киоски, парикмахерские и т. д. Гинзбург и Барщ предлагали построить сеть таких пригородов. вокруг Москвы, да и в самой Москве, по их проекту, строительство должно было быть полностью заморожено. В то же время, поскольку постройки внутри города ветшали, их предлагалось снести; Сохраняться должны были только здания, относящиеся к категории памятников культуры и истории. [ 12 ]
Рациональный архитектор Николай Ладовский считал, что Москва на протяжении сотен лет была радиально-кольцевым городом-крепостью и не имела общественных пространств необходимых для столицы и зданий. Замысел архитектора предлагал разорвать радиально-кольцевую систему планировки Москвы, открыть одно из колец и дать городу возможность динамичного развития в заданном направлении, а именно на северо-запад по улице Горького , Ленинградскому шоссе и далее (« Парабола Ладовского»). Со временем Москва, развиваясь в северо-западном направлении, могла бы объединиться с Ленинградом. [ 13 ] [ 14 ]
В 1932 году Моссовет организовал закрытый конкурс на идею генерального плана Москвы. В конкурсе приняли участие крупнейшие функционалисты со всего мира — Ле Корбюзье, Ханнес Майер , Эрнст Мэй и Николай Ладовский .
В проекте инженера Германа Красина планировка Москвы предлагалась в виде звездообразного строения с плотно застроенным центром, застройка поселения вдоль радиальных магистралей, между которыми пролегали зеленые насаждения, идущие от Московской области к центру. . Немецкие архитекторы Эрнст Май и Ханнес Майер предлагали оставить радиально-кольцевую планировку и исторический центр города, в котором была сосредоточена культурная, административная и политическая жизнь. Планировалось развивать промышленность на юго-востоке. Города-спутники были связаны с центром и промышленными районами электрической железной дорогой. [ 13 ]
Французско-швейцарский архитектор Ле Корбюзье , классик архитектурного авангарда , считал, что средневековая радиально-кольцевая структура плана не способна вместить новое содержание растущего города. Ле Корбюзье предложил прямоугольную сетку вместо традиционной радиальной кольцевой структуры. Территорию столицы предполагалось разделить на зоны: на севере должен был появиться новый политический центр города, на юге — четыре крупных жилых района, затем — исторический центр, южнее которого располагался промышленная зона . [ 15 ] [ 16 ]
Существовал также проект генплана за авторством Льва Ильина , предложенный в 1936 году, уже после реализации генплана. Впервые была предпринята попытка решить вопрос реконструкции центра города не за счет проектирования отдельных зданий - Дворца Советов или здания Наркомата тяжелой промышленности , - а за счет проектирования взаимосвязанных ансамблей-комплексов. . [ 17 ]
План полива
[ редактировать ]
План полива также включал в себя множество вариантов, которые готовили разные архитекторы. Окончательные варианты разработали специалисты Моканалстроя, организованного при Моссовете в 1930 году. [ 18 ] К 1932 году они предложили три проекта канала Москва-Волга: Старицкий, Шошинский и Дмитровский. У всех вариантов были свои плюсы и минусы. В качестве генерального плана полива был принят Дмитровский проект. По этому варианту общая длина канала составляла 128 км, маршрут начинался от впадения реки Большая Дубна в Волгу и направлялся на юг через Дмитров и станцию Икша . Каждая очередь канала представляла собой однокамерный шлюз и насосную станцию. В районе Пестово Мытищинского района , расположенном при впадении рек Чёрной и Вязи , канал пересекал водораздел между реками Вязь и Уча и поворачивал на юго-запад. В этом направлении он прорезал водораздел Клязьма-Химки по долине реки Химки и спускался по крутому склону к Москве-реке у деревни Щукино . Геологические условия проекта Дмитровского канала были сложными и разнообразными, но в целом более благоприятными, чем в двух других вариантах. [ 19 ]
Генеральный план 1935 года
[ редактировать ]Ни один из объявленных ранее конкурсных проектов не был признан достаточно убедительным, чтобы стать основой будущего реального плана преобразования Москвы. Поэтому в 1933 году проектные мастерские Моссовета . для разработки такого плана были созданы [ 20 ]
На пленуме ЦК КПСС в июне 1931 года было принято решение о строительстве метро в Москве и соединении Москвы-реки каналом с Волгой. Первый испытательный поезд прошёл на участке Сокольники — Охотный ряд в 1935 году.
В то же время пленум обязал «московские организации приступить к разработке научно обоснованного плана дальнейшего расширения и развития Москвы». [ 21 ] Планировочная мастерская № 2 Моссовета , одним из руководителей которой был ленинградский архитектор Владимир Щуко , начала заниматься вопросами реконструкции центра столицы в 1933–1935 годах. [ 22 ]
В 1935 году Иосиф Сталин и Вячеслав Молотов утвердили декрет «О Генеральном плане реконструкции города Москвы», в котором были сформулированы принципы социалистического градостроительства , оказавшие огромное влияние на его практику и теорию в последующий период. К моменту утверждения генерального плана уже были проведены масштабные градостроительные работы: в 1935 году была завершена первая очередь метро и начались проектно-строительные работы по строительству канала имени Москвы . [ 23 ] После принятия постановления, в рамках очередной реорганизации проектного дела осенью 1935 года, проектная мастерская № 2 была преобразована в архитектурно-планировочную мастерскую № 2 под руководством Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха . [ 22 ]
Пролетариату досталась в наследство сложнейшая система лабиринтов, закоулков, тупиков, переулков старой купеческой и помещичьей Москвы. Улица идет как улица, и вдруг посередине стоит нелепый дом: какому-то Среднестатистическому Джо вздумалось водрузить свой дом прямо посреди улицы или оттяпать от него хотя бы добрых 5-10 метров. улицу за выступами своего особняка. С ростом населения наш город вырастет до 5 миллионов, с быстрым ростом количества автомобилей и других видов общественного транспорта в городе жить будет невозможно, если не перепланировать город, не расширить улицы. и выпрямляются, и новые квадраты не создаются.
— Lazar Kaganovich, [ 24 ]
Перед архитекторами 2-го планировочного цеха стояла непростая задача создания единого ансамбля, учитывая, с одной стороны, еще не начавшийся строительство Дворца Советов, а с другой - уже возводимые по маршруту новые здания. будущих главных магистралей, таких как Здание Совета Труда и Обороны , первая очередь гостиницы «Моссовет» , «дом на Моховой» и Библиотека имени Ленина . [ 25 ]
Разработка генерального плана была проведена комплексно, все планировочные конструкции города подверглись инженерному, архитектурному и экономическому анализу. Одновременно велись детальные разработки крупных инженерно-технических проектов: метрополитена, водоснабжения города, реконструкции наземного транспорта, строительства и реконструкции мостов. В 1935 году работа над Генеральным планом Москвы была завершена. [ 26 ]
В План, среди прочего, вошли сталинские градостроительные идеи:
- Новое развитие должно идти целыми ансамблями , а не отдельными зданиями.
- Размер городского квартала должен увеличиться с нынешних 1,5–2 га (4–5 акров) до 9–15 га (22–37 акров).
- Плотность новой застройки должна быть ограничена до 400 человек на 1 га (160 человек на акр).
- Здания должны быть высотой не менее 6 этажей; 7-10-14 этажей на первоклассной улице.
- Набережные — это первоклассные улицы, предназначенные только для первоклассного жилья и офисов. [ 27 ]
Эти правила фактически запрещали дешевое массовое строительство в старом городе и на «первоклассных» улицах, а также жилищное строительство на одну семью. Недорогое строительство продолжалось в отдаленных районах, но большая часть средств была направлена на новые дорогостоящие «ансамблевые» проекты, в которых фасады и величие ценились больше, чем потребности перенаселенных городов.
Предполагалось, что новый генеральный план, разработанный Владимиром Семеновым и Сергеем Чернышевым , будет реализован в течение десятилетия. Развитие города планировалось преимущественно в юго-западном направлении, свободном от промышленных предприятий. План предусматривал строительство новых широких транспортных путей и расширение существующих. Существующие мосты предполагалось обновить и расширить, дополнить новыми (в том числе Крымским мостом ). строительство Московского метрополитена , носившего имя Лазаря Кагановича Приоритетным считалось . Вплоть до Великой Отечественной войны работы по реализации генерального плана шли непрерывно, с увеличением объёмов всех видов строительства. [ 23 ]
Первым реализованным проектом стало создание метрополитена . Строительство первой опытной площадки началось в 1931 году на улице Русаковской. В 1933 году, после утверждения технического проекта первой очереди, трест «Метрострой» приступил к основным работам. Открытие Московского метрополитена и его первой линии, Сокольнической , состоялось 15 мая 1935 года. Пусковой комплекс включал 11,2 км маршрута, 13 станций и 12 поездов. [ 28 ] [ 29 ]
Большое значение также придавалось озеленению города, созданию новых парков и реконструкции существующих. Вокруг центра города планировалось создать пять «зеленых» колец. Для отдыха социалистических тружеников были организованы рекреационные и парковые пространства нового типа — Парк Горького и ВДНХ . Работы по планировке парка Горького проводились в 1934–1936 годах. Парк спроектирован коллективом архитекторов под руководством Александра Власова мастера ландшафтной архитектуры . Парк создан на месте 1-й Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1922–1923 годов. Размеры парка не ограничились территорией бывшей выставки, а увеличились до 560 гектаров, включая Нескучный сад . В состав парка вошли открытые пространства для культурных мероприятий, а зоны отдыха отличались живописной планировкой. К открытию новой Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в 1939 году на северо-западе столицы был сформирован крупнейший массив зелени, в том числе Парк культуры и отдыха имени Дзержинского, Парк Останкино и Главный ботанический сад. [ 30 ] [ 31 ]
Осенью 1932 г. быстрыми темпами началось строительство канала Москва — Волга (нынешний канал имени Москвы); Четыре года и восемь месяцев потребовалось, чтобы прорыть искусственную реку от станции Большая Волга на окраине Дубны до Москвы. Строительство контролировал НКВД . На нем работали тысячи заключенных, для чего был специально создан Дмитровлаг , просуществовавший более пяти лет. В мае 1937 года по каналу прошли суда с грузами и пароходы с туристами, и он стал одновременно водным и судоходным маршрутом. А за два года до этого речной транспорт начал развиваться, когда постановлением правительства от 8 сентября 1935 года было утверждено решение о создании серии специальных «канальных» судов. К началу навигации по каналу необходимо было разработать и построить суда для нового водного пути — теплоходы, катера, планеры, водные такси, создать комфортабельный и удобный флот. Канал изменил и обводы кораблей: в отличие от старых речных форм, угловатых и высоких, корпуса «канальных» теплоходов стали вытянутыми и обтекаемыми. [ 32 ]
Водопой Москвы развивался по всему городу. С севера столицу должны были огибать два кольцевых канала. Один из них, небольшой, соединял реку Яузу с Химкинским водохранилищем , а второй выходил в район Южного порта . Излучины Москвы-реки предполагалось спрямить для удобства судоходства. Наибольшее внимание уделялось строительству каналов, которые должны были соединить Москву со всеми крупнейшими реками европейской части страны. [ 33 ] К 1937 году были построены новые высокие незатопляемые набережные общей длиной 52 км, облицованные гранитом . В период с 1936 по 1938 годы были реконструированы три существующих моста и построено девять новых, вошедших в число крупнейших мостов Европы. Они были построены таким образом, чтобы обеспечить проход крупных волжских кораблей, плававших по каналу имени Москвы. Затопление системы рек и каналов волжской водой и создание водохранилищ в окрестностях столицы обеспечили город питьевой водой, водой для промышленных целей, а также способствовали улучшению микроклимата города. [ 34 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ "Схема районной планировки Москвы. 1918 г. проф. Б. Сакулин" . Novosibdom.ru. 2017. Archived from the original on 2017-06-16 . Retrieved 2017-05-23 .
- ^ "Планы Сакулина, Щусева и Шестакова" . ArchitectNew. 2017-04-07. Archived from the original on 2017-06-22 . Retrieved 2017-05-23 .
- ^ Перейти обратно: а б с Колтон Т. (1995). Москва: Управление социалистической метрополией . Издательство Гарвардского университета. стр. 106, 227–228. ISBN 9780674587496 .
- ^ Перейти обратно: а б Овсянникова Елена Борисовна, Васильев Николай Юрьевич (2019). История московской архитектуры. Конец 19 века — первая половина 1930-х годов . Татлин. ISBN 9785000752029 . Архивировано из оригинала 28 февраля 2023 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Иконников, Андрей Владимирович (1984). Архитектура Москвы. XX Век . Московский рабочий.
- ^ Антонова О. Е. (2019). Реконструкция Москвы (1918-1940-е): историко-архивоведческое исследование (PDF) . РГГУ. Archived from the original (PDF) on 2023-03-05.
- ^ Shestakov 1925 .
- ^ "Москва в генеральных планах: от болота у стен Кремля до третьего транспортного кольца" . «Стрелка». 2014. Archived from the original on 2017-05-25 . Retrieved 2017-05-23 .
- ^ Рогачев 2015 , с. 9.
- ^ История советской архитектуры 1985 , с. 7.
- ^ "Селим Хан-Магомедов. Архитектура советского авангарда" . Archived from the original on 2017-06-26 . Retrieved 2020-12-23 .
- ^ "Взлет и падение дезурбанизма в СССР" (in Russian).
- ^ Перейти обратно: а б Astafieva-Dlugach, Volchok & Zhuravlev 1988 , p. 25.
- ^ Юрий Синяков (2016-02-03). " "Новая Москва" и "Парабола" Ладовского" . «Большая Москва». Archived from the original on 2017-05-02 . Retrieved 2017-05-23 .
- ^ "Проект реконструкции Москвы. Ле Корбюзье. 1932 г." Novosibdom.ru. 2017. Archived from the original on 2017-05-11 . Retrieved 2017-05-23 .
- ^ "Дранг нах Зюйд-Вестен 5. Прямоугольная сетка Ле Корбюзье" . bdb-2000.livejournal.com. 2012-04-16. Archived from the original on 2017-02-14 . Retrieved 2017-05-23 .
- ^ Ильин 1936 , с. 2.
- ^ Козлов Д. В., КозловК. Д. "Канал им. Москвы" (in Russian). Научно-популярная энциклопедия Вода России. Archived from the original on 2017-06-01 . Retrieved 2017-06-17 .
- ^ Березинский 1940 , с. 52.
- ^ Astafieva-Dlugach, Volchok & Zhuravlev 1988 , p. 112.
- ^ ЦК 1984 , с. 332.
- ^ Перейти обратно: а б Astafieva-Dlugach, Volchok & Zhuravlev 1988 , p. 114.
- ^ Перейти обратно: а б "Генеральный план реконструкции города Москвы, 1935 год" . «Ландшафт-дизайн». 2017. Archived from the original on 2017-12-31 . Retrieved 2017-05-23 .
- ^ Евгений Жирнов (2009-10-12). "Шесть сталинских колец" (in Russian). Коммерсант.ru. Archived from the original on 2017-06-02 . Retrieved 2017-05-23 .
- ^ Ю. Д. Старостенко (2017). "Реализация представлений об ансамбле в проекте реконструкции центра Москвы 1936 года" . «Капитель». Archived from the original on 2017-09-04 . Retrieved 2017-05-23 .
- ^ История советской архитектуры 1985 , с. 83.
- ^ Russian: Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 10 июля 1935 г. N 1435 "О генеральном плане реконструкции города Москвы" text Archived 2007-09-27 at the Wayback Machine
- ^ Игорь Лисов (2017). "Проектирование и первые очереди строительства" . «Московское метро». Archived from the original on 2017-05-19 . Retrieved 2017-05-23 .
- ^ "История метрополитена" . mosmetro.ru. 2017. Archived from the original on 2013-02-12 . Retrieved 2017-05-23 .
- ^ История советской архитектуры 1985 , с. 87.
- ^ Kliks & Ovsyannikov 1954 .
- ^ Логинов и Лопатин 1955 .
- ^ Сергей Кавтарадзе, Алексей Тарханов (1995-03-14). "Великий город, существующий в нескольких временах, образах и реальностях" . Kommersant.ru. Archived from the original on 2017-06-23 . Retrieved 2017-05-23 .
- ^ История советской архитектуры 1985 , с. 86.
Библиография
[ редактировать ]- Astafieva-Dlugach, M. I.; Volchok, Yu. P.; Zhuravlev, A. M. (1988). Зодчие Москвы [ Architects of Moscow ] (in Russian). Vol. 2. Moscow: Моск. рабочий. ISBN 5-239-00057-3 .
- Березинский, А.Р. (1940), Технический отчёт о строительстве "Канала Москва-Волга" [ Технический отчет о строительстве канала «Москва-Волга» ] (на русском языке), Ленинград: Государственное издательство строительной литературы, стр. 13–162.
- Ильин, Л. А. (1936). Великая школа [The Great Scholl]. Архитектурная газета (in Russian) (38).
- Kliks, R.; Ovsyannikov, K. (1954). Сооружения всесоюзной сельскохозяйственной выставки [Facilities of the All-Union Agricultural Exhibition]. Архитектура и строительство Москвы (in Russian) (5).
- Логинов А.; Лопатин, П. (1955). Москва на стройке [ Москва строится ] (на русском языке). Москва: Молодая гвардия.
- Rogachev, A. V. (2015). Проспекты советской Москвы. История реконструкции главных улиц города. 1935—1990 гг [ Проспекты советской Москвы. История реконструкции главных улиц города. 1935-1990 ] (на русском языке). Москва: Центрполиграф. ISBN 978-5-227-05721-1 .
- Shestakov, S. S. (1925). Большая Москва [ Большая Москва ] (на русском языке). Москва: МК
- История советской архитектуры (1917-1954 гг.) [ История советской архитектуры (1917–1954) ] (на русском языке). Москва: Стройиздат. 1985.
- Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК: 1929-1932 [ Коммунистическая партия Советского Союза, 1929-1932 ] (на русском языке). Москва: Институт политических исследований. 1984.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Москва. Генеральный план реконструкции города . Союз советских архитекторов. 1935 год.