Jump to content

Генеральный план реконструкции Москвы

Генеральный план Москвы 1935 года.

Генеральный план реконструкции Москвы также известный , Генеральный как план Москвы 1935 года, был первым комплексным генеральным планом реконструкции Москвы , в котором исторически сложившаяся радиально-кольцевая структура города была объединена с освоение новых территорий, создание кольцевых и радиальных автомобильных дорог . Он был разработан под руководством архитекторов Владимира Семенова и Сергея Чернышева . Он был утвержден 10 июля 1935 года постановлением ЦК ВКП ( б) и Совнаркома Советского Союза № 1435 «О генеральном плане реконструкции города Москвы». ". Этот план послужил основой сталинской реконструкции Москвы . Он включал новаторский план полива города Москвы по примеру Ленинграда .

План Большой Москвы 1925 года.

Сразу после Октябрьской революции были созданы проекты городов будущего, внесены предложения по реконструкции Петрограда и Москвы. Первый план реконструкции «Город будущего» составил в 1918 году профессор Борис Сакулин . План охватывал города Московской области и предусматривал групповое расселение. Однако проект оказался неосуществимым, поскольку предполагал воссоздание жизни на слишком большой территории, сравнимой с небольшим государством. [ 1 ] [ 2 ]

В 1918 году городские власти создали две конкурирующие группы планирования. Мастерская Моссовета под руководством Ивана Жолтовского (впоследствии руководство проектом перешло к Алексею Щусеву ) занималась в первую очередь развитием старого города, а группа С.С. Шестакова занималась проблемами рабочей окраины. План «Новой Москвы», предложенный Щусевым в 1923-1924 годах, основывался на традиционной для Москвы радиально-кольцевой планировке . Правительственный центр переехал в район Петровского парка и Ходынского поля . Московский Кремль был освобожден от административных и жилых функций и в будущем превращен в музей . [ 3 ] [ 4 ] Среднесрочный прогноз численности населения ограничивался двумя миллионами человек, поэтому зона застройки города ограничивалась Малым кольцом Московской железной дороги , а новая застройка была преимущественно малоэтажной. [ 3 ] [ 5 ] Окраины Москвы должны были развиваться как единый город-сад . [ 5 ] [ 4 ]

План Московской губернии, созданный Шестаковым.

Проект « Новая Москва» имел совершенно иную направленность, чем сталинский генеральный план реконструкции столицы 1935 года, который часто ошибочно называют развитием идей Щусева. Щусев перенес административный центр на Ленинградский проспект , и по генеральному плану 1935 года он был принципиально наложен на исторический центр. Щусев был за выявление лучших старинных построек (его сотрудники осматривали город, работая в комиссии по охране памятников Моссовета), тогда как при реализации генплана 1935 года многие исторические здания и кварталы были снесены. Московская администрация, не согласная с мнением Щусева, уже в 1924 г. склонялась в пользу плана Шестакова « Большая Москва »; в 1925 году упрямство Щусева стало уже нетерпимым, и его отстранили, а развитие «Новой Москвы» свернули. [ 3 ] [ 6 ]

Проект «Большая Москва» был разработан в 1921–1925 годах Сергеем Шестаковым . По плану историческое ядро ​​города было окружено системой трех колец. [ 7 ] Однако в 1929 году власти отказались от плана реализации, а сам Шестаков был репрессирован. [ 8 ]

Конкурсные работы

[ редактировать ]

Конец 1920-х — начало 1930-х годов — время горячих дискуссий о принципах социалистического расселения, типах жилья, путях застройки будущей Москвы, будущего советского народа . [ 9 ] [ 10 ]

В 1930 году в печати появились два плана развития Москвы — деурбанистический проект «Зеленого города» Михаила Барща и Моисея Гинзбурга и последовательный урбанистический проект Николая Ладовского . [ 11 ]

По проекту «Зеленого города» его осью должно было стать Ярославское шоссе . Вдоль него с обеих сторон должны были располагаться полосы изолирующих зеленых насаждений, за которыми должны были располагаться разбросанные в беспорядке жилища (предполагались различные типы автономных жилых ячеек для одного, двух и более человек). На каждом километре шоссе планировалось разместить двухэтажные общественные здания, в которых были бы столовые, кладовые для обслуживания жилых ячеек, информационные центры, спортивные склады, газетные киоски, парикмахерские и т. д. Гинзбург и Барщ предлагали построить сеть таких пригородов. вокруг Москвы, да и в самой Москве, по их проекту, строительство должно было быть полностью заморожено. В то же время, поскольку постройки внутри города ветшали, их предлагалось снести; Сохраняться должны были только здания, относящиеся к категории памятников культуры и истории. [ 12 ]

Рациональный архитектор Николай Ладовский считал, что Москва на протяжении сотен лет была радиально-кольцевым городом-крепостью и не имела общественных пространств необходимых для столицы и зданий. Замысел архитектора предлагал разорвать радиально-кольцевую систему планировки Москвы, открыть одно из колец и дать городу возможность динамичного развития в заданном направлении, а именно на северо-запад по улице Горького , Ленинградскому шоссе и далее (« Парабола Ладовского»). Со временем Москва, развиваясь в северо-западном направлении, могла бы объединиться с Ленинградом. [ 13 ] [ 14 ]

В 1932 году Моссовет организовал закрытый конкурс на идею генерального плана Москвы. В конкурсе приняли участие крупнейшие функционалисты со всего мира — Ле Корбюзье, Ханнес Майер , Эрнст Мэй и Николай Ладовский .

В проекте инженера Германа Красина планировка Москвы предлагалась в виде звездообразного строения с плотно застроенным центром, застройка поселения вдоль радиальных магистралей, между которыми пролегали зеленые насаждения, идущие от Московской области к центру. . Немецкие архитекторы Эрнст Май и Ханнес Майер предлагали оставить радиально-кольцевую планировку и исторический центр города, в котором была сосредоточена культурная, административная и политическая жизнь. Планировалось развивать промышленность на юго-востоке. Города-спутники были связаны с центром и промышленными районами электрической железной дорогой. [ 13 ]

Французско-швейцарский архитектор Ле Корбюзье , классик архитектурного авангарда , считал, что средневековая радиально-кольцевая структура плана не способна вместить новое содержание растущего города. Ле Корбюзье предложил прямоугольную сетку вместо традиционной радиальной кольцевой структуры. Территорию столицы предполагалось разделить на зоны: на севере должен был появиться новый политический центр города, на юге — четыре крупных жилых района, затем — исторический центр, южнее которого располагался промышленная зона . [ 15 ] [ 16 ]

Существовал также проект генплана за авторством Льва Ильина , предложенный в 1936 году, уже после реализации генплана. Впервые была предпринята попытка решить вопрос реконструкции центра города не за счет проектирования отдельных зданий - Дворца Советов или здания Наркомата тяжелой промышленности , - а за счет проектирования взаимосвязанных ансамблей-комплексов. . [ 17 ]

План полива

[ редактировать ]
Система водоснабжения города Москвы по проекту инженера Авдеева (Анова), 1932 г.

План полива также включал в себя множество вариантов, которые готовили разные архитекторы. Окончательные варианты разработали специалисты Моканалстроя, организованного при Моссовете в 1930 году. [ 18 ] К 1932 году они предложили три проекта канала Москва-Волга: Старицкий, Шошинский и Дмитровский. У всех вариантов были свои плюсы и минусы. В качестве генерального плана полива был принят Дмитровский проект. По этому варианту общая длина канала составляла 128 км, маршрут начинался от впадения реки Большая Дубна в Волгу и направлялся на юг через Дмитров и станцию ​​Икша . Каждая очередь канала представляла собой однокамерный шлюз и насосную станцию. В районе Пестово Мытищинского района , расположенном при впадении рек Чёрной и Вязи , канал пересекал водораздел между реками Вязь и Уча и поворачивал на юго-запад. В этом направлении он прорезал водораздел Клязьма-Химки по долине реки Химки и спускался по крутому склону к Москве-реке у деревни Щукино . Геологические условия проекта Дмитровского канала были сложными и разнообразными, но в целом более благоприятными, чем в двух других вариантах. [ 19 ]

Генеральный план 1935 года

[ редактировать ]

Ни один из объявленных ранее конкурсных проектов не был признан достаточно убедительным, чтобы стать основой будущего реального плана преобразования Москвы. Поэтому в 1933 году проектные мастерские Моссовета . для разработки такого плана были созданы [ 20 ]

На пленуме ЦК КПСС в июне 1931 года было принято решение о строительстве метро в Москве и соединении Москвы-реки каналом с Волгой. Первый испытательный поезд прошёл на участке Сокольники — Охотный ряд в 1935 году.

В то же время пленум обязал «московские организации приступить к разработке научно обоснованного плана дальнейшего расширения и развития Москвы». [ 21 ] Планировочная мастерская № 2 Моссовета , одним из руководителей которой был ленинградский архитектор Владимир Щуко , начала заниматься вопросами реконструкции центра столицы в 1933–1935 годах. [ 22 ]

В 1935 году Иосиф Сталин и Вячеслав Молотов утвердили декрет «О Генеральном плане реконструкции города Москвы», в котором были сформулированы принципы социалистического градостроительства , оказавшие огромное влияние на его практику и теорию в последующий период. К моменту утверждения генерального плана уже были проведены масштабные градостроительные работы: в 1935 году была завершена первая очередь метро и начались проектно-строительные работы по строительству канала имени Москвы . [ 23 ] После принятия постановления, в рамках очередной реорганизации проектного дела осенью 1935 года, проектная мастерская № 2 была преобразована в архитектурно-планировочную мастерскую № 2 под руководством Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха . [ 22 ]

Пролетариату досталась в наследство сложнейшая система лабиринтов, закоулков, тупиков, переулков старой купеческой и помещичьей Москвы. Улица идет как улица, и вдруг посередине стоит нелепый дом: какому-то Среднестатистическому Джо вздумалось водрузить свой дом прямо посреди улицы или оттяпать от него хотя бы добрых 5-10 метров. улицу за выступами своего особняка. С ростом населения наш город вырастет до 5 миллионов, с быстрым ростом количества автомобилей и других видов общественного транспорта в городе жить будет невозможно, если не перепланировать город, не расширить улицы. и выпрямляются, и новые квадраты не создаются.

—  Lazar Kaganovich, [ 24 ]

Перед архитекторами 2-го планировочного цеха стояла непростая задача создания единого ансамбля, учитывая, с одной стороны, еще не начавшийся строительство Дворца Советов, а с другой - уже возводимые по маршруту новые здания. будущих главных магистралей, таких как Здание Совета Труда и Обороны , первая очередь гостиницы «Моссовет» , «дом на Моховой» и Библиотека имени Ленина . [ 25 ]

Разработка генерального плана была проведена комплексно, все планировочные конструкции города подверглись инженерному, архитектурному и экономическому анализу. Одновременно велись детальные разработки крупных инженерно-технических проектов: метрополитена, водоснабжения города, реконструкции наземного транспорта, строительства и реконструкции мостов. В 1935 году работа над Генеральным планом Москвы была завершена. [ 26 ]

В План, среди прочего, вошли сталинские градостроительные идеи:

  • Новое развитие должно идти целыми ансамблями , а не отдельными зданиями.
  • Размер городского квартала должен увеличиться с нынешних 1,5–2 га (4–5 акров) до 9–15 га (22–37 акров).
  • Плотность новой застройки должна быть ограничена до 400 человек на 1 га (160 человек на акр).
  • Здания должны быть высотой не менее 6 этажей; 7-10-14 этажей на первоклассной улице.
  • Набережные — это первоклассные улицы, предназначенные только для первоклассного жилья и офисов. [ 27 ]

Эти правила фактически запрещали дешевое массовое строительство в старом городе и на «первоклассных» улицах, а также жилищное строительство на одну семью. Недорогое строительство продолжалось в отдаленных районах, но большая часть средств была направлена ​​на новые дорогостоящие «ансамблевые» проекты, в которых фасады и величие ценились больше, чем потребности перенаселенных городов.

Предполагалось, что новый генеральный план, разработанный Владимиром Семеновым и Сергеем Чернышевым , будет реализован в течение десятилетия. Развитие города планировалось преимущественно в юго-западном направлении, свободном от промышленных предприятий. План предусматривал строительство новых широких транспортных путей и расширение существующих. Существующие мосты предполагалось обновить и расширить, дополнить новыми (в том числе Крымским мостом ). строительство Московского метрополитена , носившего имя Лазаря Кагановича Приоритетным считалось . Вплоть до Великой Отечественной войны работы по реализации генерального плана шли непрерывно, с увеличением объёмов всех видов строительства. [ 23 ]

Первым реализованным проектом стало создание метрополитена . Строительство первой опытной площадки началось в 1931 году на улице Русаковской. В 1933 году, после утверждения технического проекта первой очереди, трест «Метрострой» приступил к основным работам. Открытие Московского метрополитена и его первой линии, Сокольнической , состоялось 15 мая 1935 года. Пусковой комплекс включал 11,2 км маршрута, 13 станций и 12 поездов. [ 28 ] [ 29 ]

Большое значение также придавалось озеленению города, созданию новых парков и реконструкции существующих. Вокруг центра города планировалось создать пять «зеленых» колец. Для отдыха социалистических тружеников были организованы рекреационные и парковые пространства нового типа — Парк Горького и ВДНХ . Работы по планировке парка Горького проводились в 1934–1936 годах. Парк спроектирован коллективом архитекторов под руководством Александра Власова мастера ландшафтной архитектуры . Парк создан на месте 1-й Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1922–1923 годов. Размеры парка не ограничились территорией бывшей выставки, а увеличились до 560 гектаров, включая Нескучный сад . В состав парка вошли открытые пространства для культурных мероприятий, а зоны отдыха отличались живописной планировкой. К открытию новой Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в 1939 году на северо-западе столицы был сформирован крупнейший массив зелени, в том числе Парк культуры и отдыха имени Дзержинского, Парк Останкино и Главный ботанический сад. [ 30 ] [ 31 ]

Осенью 1932 г. быстрыми темпами началось строительство канала Москва — Волга (нынешний канал имени Москвы); Четыре года и восемь месяцев потребовалось, чтобы прорыть искусственную реку от станции Большая Волга на окраине Дубны до Москвы. Строительство контролировал НКВД . На нем работали тысячи заключенных, для чего был специально создан Дмитровлаг , просуществовавший более пяти лет. В мае 1937 года по каналу прошли суда с грузами и пароходы с туристами, и он стал одновременно водным и судоходным маршрутом. А за два года до этого речной транспорт начал развиваться, когда постановлением правительства от 8 сентября 1935 года было утверждено решение о создании серии специальных «канальных» судов. К началу навигации по каналу необходимо было разработать и построить суда для нового водного пути — теплоходы, катера, планеры, водные такси, создать комфортабельный и удобный флот. Канал изменил и обводы кораблей: в отличие от старых речных форм, угловатых и высоких, корпуса «канальных» теплоходов стали вытянутыми и обтекаемыми. [ 32 ]

Водопой Москвы развивался по всему городу. С севера столицу должны были огибать два кольцевых канала. Один из них, небольшой, соединял реку Яузу с Химкинским водохранилищем , а второй выходил в район Южного порта . Излучины Москвы-реки предполагалось спрямить для удобства судоходства. Наибольшее внимание уделялось строительству каналов, которые должны были соединить Москву со всеми крупнейшими реками европейской части страны. [ 33 ] К 1937 году были построены новые высокие незатопляемые набережные общей длиной 52 км, облицованные гранитом . В период с 1936 по 1938 годы были реконструированы три существующих моста и построено девять новых, вошедших в число крупнейших мостов Европы. Они были построены таким образом, чтобы обеспечить проход крупных волжских кораблей, плававших по каналу имени Москвы. Затопление системы рек и каналов волжской водой и создание водохранилищ в окрестностях столицы обеспечили город питьевой водой, водой для промышленных целей, а также способствовали улучшению микроклимата города. [ 34 ]

  1. ^ "Схема районной планировки Москвы. 1918 г. проф. Б. Сакулин" . Novosibdom.ru. 2017. Archived from the original on 2017-06-16 . Retrieved 2017-05-23 .
  2. ^ "Планы Сакулина, Щусева и Шестакова" . ArchitectNew. 2017-04-07. Archived from the original on 2017-06-22 . Retrieved 2017-05-23 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с Колтон Т. (1995). Москва: Управление социалистической метрополией . Издательство Гарвардского университета. стр. 106, 227–228. ISBN  9780674587496 .
  4. ^ Перейти обратно: а б Овсянникова Елена Борисовна, Васильев Николай Юрьевич (2019). История московской архитектуры. Конец 19 века — первая половина 1930-х годов . Татлин. ISBN  9785000752029 . Архивировано из оригинала 28 февраля 2023 г. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  5. ^ Перейти обратно: а б Иконников, Андрей Владимирович (1984). Архитектура Москвы. XX Век . Московский рабочий.
  6. ^ Антонова О. Е. (2019). Реконструкция Москвы (1918-1940-е): историко-архивоведческое исследование (PDF) . РГГУ. Archived from the original (PDF) on 2023-03-05.
  7. ^ Shestakov 1925 .
  8. ^ "Москва в генеральных планах: от болота у стен Кремля до третьего транспортного кольца" . «Стрелка». 2014. Archived from the original on 2017-05-25 . Retrieved 2017-05-23 .
  9. ^ Рогачев 2015 , с. 9.
  10. ^ История советской архитектуры 1985 , с. 7.
  11. ^ "Селим Хан-Магомедов. Архитектура советского авангарда" . Archived from the original on 2017-06-26 . Retrieved 2020-12-23 .
  12. ^ "Взлет и падение дезурбанизма в СССР" (in Russian).
  13. ^ Перейти обратно: а б Astafieva-Dlugach, Volchok & Zhuravlev 1988 , p. 25.
  14. ^ Юрий Синяков (2016-02-03). " "Новая Москва" и "Парабола" Ладовского" . «Большая Москва». Archived from the original on 2017-05-02 . Retrieved 2017-05-23 .
  15. ^ "Проект реконструкции Москвы. Ле Корбюзье. 1932 г." Novosibdom.ru. 2017. Archived from the original on 2017-05-11 . Retrieved 2017-05-23 .
  16. ^ "Дранг нах Зюйд-Вестен 5. Прямоугольная сетка Ле Корбюзье" . bdb-2000.livejournal.com. 2012-04-16. Archived from the original on 2017-02-14 . Retrieved 2017-05-23 .
  17. ^ Ильин 1936 , с. 2.
  18. ^ Козлов Д. В., КозловК. Д. "Канал им. Москвы" (in Russian). Научно-популярная энциклопедия Вода России. Archived from the original on 2017-06-01 . Retrieved 2017-06-17 .
  19. ^ Березинский 1940 , с. 52.
  20. ^ Astafieva-Dlugach, Volchok & Zhuravlev 1988 , p. 112.
  21. ^ ЦК 1984 , с. 332.
  22. ^ Перейти обратно: а б Astafieva-Dlugach, Volchok & Zhuravlev 1988 , p. 114.
  23. ^ Перейти обратно: а б "Генеральный план реконструкции города Москвы, 1935 год" . «Ландшафт-дизайн». 2017. Archived from the original on 2017-12-31 . Retrieved 2017-05-23 .
  24. ^ Евгений Жирнов (2009-10-12). "Шесть сталинских колец" (in Russian). Коммерсант.ru. Archived from the original on 2017-06-02 . Retrieved 2017-05-23 .
  25. ^ Ю. Д. Старостенко (2017). "Реализация представлений об ансамбле в проекте реконструкции центра Москвы 1936 года" . «Капитель». Archived from the original on 2017-09-04 . Retrieved 2017-05-23 .
  26. ^ История советской архитектуры 1985 , с. 83.
  27. ^ Russian: Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 10 июля 1935 г. N 1435 "О генеральном плане реконструкции города Москвы" text Archived 2007-09-27 at the Wayback Machine
  28. ^ Игорь Лисов (2017). "Проектирование и первые очереди строительства" . «Московское метро». Archived from the original on 2017-05-19 . Retrieved 2017-05-23 .
  29. ^ "История метрополитена" . mosmetro.ru. 2017. Archived from the original on 2013-02-12 . Retrieved 2017-05-23 .
  30. ^ История советской архитектуры 1985 , с. 87.
  31. ^ Kliks & Ovsyannikov 1954 .
  32. ^ Логинов и Лопатин 1955 .
  33. ^ Сергей Кавтарадзе, Алексей Тарханов (1995-03-14). "Великий город, существующий в нескольких временах, образах и реальностях" . Kommersant.ru. Archived from the original on 2017-06-23 . Retrieved 2017-05-23 .
  34. ^ История советской архитектуры 1985 , с. 86.

Библиография

[ редактировать ]
  • Astafieva-Dlugach, M. I.; Volchok, Yu. P.; Zhuravlev, A. M. (1988). Зодчие Москвы [ Architects of Moscow ] (in Russian). Vol. 2. Moscow: Моск. рабочий. ISBN  5-239-00057-3 .
  • Березинский, А.Р. (1940), Технический отчёт о строительстве "Канала Москва-Волга" [ Технический отчет о строительстве канала «Москва-Волга» ] (на русском языке), Ленинград: Государственное издательство строительной литературы, стр. 13–162.
  • Ильин, Л. А. (1936). Великая школа [The Great Scholl]. Архитектурная газета (in Russian) (38).
  • Kliks, R.; Ovsyannikov, K. (1954). Сооружения всесоюзной сельскохозяйственной выставки [Facilities of the All-Union Agricultural Exhibition]. Архитектура и строительство Москвы (in Russian) (5).
  • Логинов А.; Лопатин, П. (1955). Москва на стройке [ Москва строится ] (на русском языке). Москва: Молодая гвардия.
  • Rogachev, A. V. (2015). Проспекты советской Москвы. История реконструкции главных улиц города. 1935—1990 гг [ Проспекты советской Москвы. История реконструкции главных улиц города. 1935-1990 ] (на русском языке). Москва: Центрполиграф. ISBN  978-5-227-05721-1 .
  • Shestakov, S. S. (1925). Большая Москва [ Большая Москва ] (на русском языке). Москва: МК
  • История советской архитектуры (1917-1954 гг.) [ История советской архитектуры (1917–1954) ] (на русском языке). Москва: Стройиздат. 1985.
  • Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК: 1929-1932 [ Коммунистическая партия Советского Союза, 1929-1932 ] (на русском языке). Москва: Институт политических исследований. 1984.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b09951b22f3635961bc558d3b74238fd__1722609720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b0/fd/b09951b22f3635961bc558d3b74238fd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
General Plan for the Reconstruction of Moscow - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)